Федеральный закон 69 ф3. Законодательная база российской федерации

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

Проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

Устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

Получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

Разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

Проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

Включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

Предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

Обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

Предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

Незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

Содействовать деятельности добровольных пожарных;

Обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.


Судебная практика по статье 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ

    Решение от 14 января 2019 г. по делу № А76-31811/2018

    Арбитражный суд Челябинской области (АС Челябинской области)

    Представил в материалы дела письменный мотивированный отзыв на исковое заявление (л. д. 38), в котором в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что требования ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ исполняется им в полном объеме. Кроме того, ни один из абзацев данной статьи не предусматривает обязанность учреждения возмещать «затраты, ...

    Решение от 14 января 2019 г. по делу № А32-33904/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты. Согласно требованиям статьи 37 Закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Статьей 38 Закона № 69-ФЗ...

    Решение от 10 января 2019 г. по делу № А39-5947/2018

    Арбитражный суд Республики Мордовия (АС Республики Мордовия)

    Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 №372, оспариваемое предписание выдано должностным лицом уполномоченного надзорного органа в пределах предоставленной компетенции. Согласно статье 37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по...

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 69-ФЗ

    О пожарной безопасности

    Документ с изменениями, внесенными:

    Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ, Федеральным законом от 18 апреля 1996 года № 32-ФЗ, Федеральным законом от 24 января 1998 года № 13-ФЗ, Федеральным законом от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ, Федеральным законом от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ, Федеральным законом от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ, Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, Федеральным законом от 10 января 2003 года № 15-ФЗ, Федеральным законом от 10 мая 2004 года № 38-ФЗ, Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, Федеральным законом от 1 апреля 2005 года № 27-ФЗ, Федеральным законом от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ, Федеральным законом от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ, Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ, Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ, Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ, Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 137-ФЗ, Федеральным законом от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ, Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 198-ФЗ, Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ, Федеральным законом от 25 ноября 2009 года № 267-ФЗ, Федеральным законом от 23 июля 2010 года № 173-ФЗ, Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 243-ФЗ, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ, Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ, Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 345-ФЗ, Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, Федеральным законом от 11 февраля 2013 года № 9-ФЗ, Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ.

    Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами,

    гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

    Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

    Глава I. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия

    В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров,

    пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства,

    требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или

    уполномоченным государственным органом, *1.4)

    нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности,

    противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ, - см. предыдущую редакцию),

    меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности,

    пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них

    аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию),

    пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров, *1.10)

    абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию.

    федеральный государственный пожарный надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, - см. предыдущую редакцию),

    ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ),

    подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ),

    нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ, - см. предыдущую редакцию), *1.14)

    профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ),

    первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ, - см. предыдущую редакцию),

    гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (абзац дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ),

    организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и

    инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (абзац дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ),

    особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях (абзац дополнительно включен с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ),

    локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами (абзац дополнительно включен с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года № 173-ФЗ).

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

    Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (часть дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа

    2004 года № 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию). *2.1)

    Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

    Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

    Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

    Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).*3.2)

    Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности,

    создание пожарной охраны и организация ее деятельности, разработка и осуществление мер пожарной безопасности,

    реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности,

    содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января

    научно-техническое обеспечение пожарной безопасности, информационное обеспечение в области пожарной безопасности, осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ - см. предыдущую редакцию),*3.12)

    производство пожарно-технической продукции,*3.13) выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее -лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия) (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года № 15-ФЗ, в

    редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию), *3.15)

    абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию,

    тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию), учет пожаров и их последствий,*3.17) установление особого противопожарного режима.*3.18)

    Глава II. Пожарная охрана

    Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны

    Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба, *4.2) муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана,*4.4) частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана.*4.6)

    Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров,

    спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи (абзац дополнен с 8 декабря 2009 года Федеральным законом от 25 ноября 2009 года № 267-ФЗ -см. предыдущую редакцию),

    организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

    К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических,

    межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

    Статья 5. Государственная противопожарная служба

    Г осударственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

    В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба, противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

    Федеральная противопожарная служба включает в себя:

    структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы,

    структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации,

    органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, - см. предыдущую редакцию),

    пожарно-технические, научные и образовательные организации, (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения),

    подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях

    организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных

    организациях (специальные и воинские подразделения) (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 198-ФЗ, -см. предыдущую редакцию).

    подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях

    организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения) (абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года).

    подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы) (абзац дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 137-ФЗ).

    Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. *5.12)

    Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

    (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

    Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор

    (наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, - см. предыдущую редакцию) Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    Органами государственного пожарного надзора являются:

    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ - см. предыдущую редакцию),

    структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ - см. предыдущую редакцию),

    структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального

    государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ - см. предыдущую редакцию),

    структурные подразделения специальных и воинских подразделений (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 198-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:

    главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору,

    главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 198-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению федерального государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации (часть дополнена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

    Должностные лица органов государственного пожарного надзора при проведении проверок на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

    Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    Часть утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

    Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международными договорами Российской

    Предлагаем вашему вниманию Закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
    О пожарной безопасности
    (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня 2004 г.)

    Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее – граждане).

    Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

    Глава I. Общие положения
    Статья 1. Основные понятия
    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности
    Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности
    Глава II. Пожарная охрана
    Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны
    Статья 5. Государственная противопожарная служба
    Статья 6. Государственный пожарный надзор
    Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы
    Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
    Статья 9. Обязательное государственное личное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы или получения ими увечья
    Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности
    Статья 11. Имущество пожарной охраны
    Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
    Статья 13. Добровольная пожарная охрана
    Статья 14. Объединения пожарной охраны
    Статья 15. Представительство
    Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
    Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности
    Статья 17. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
    Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
    Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
    Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности
    Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
    Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
    Статья 22. Тушение пожаров
    Статья 23. Производство пожарно-технической продукции
    Статья 24. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
    Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
    Статья 26. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
    Статья 27. Учет пожаров и их последствий
    Статья 28. Противопожарное страхование
    Статья 30. Особый противопожарный режим
    Статья 31. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности
    Статья 33. Сертификация
    Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
    Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
    Статья 35. Обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
    Статья 36. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
    Статья 37. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности
    Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
    Статья 39. Административная ответственность предприятий
    Глава VI. Заключительные положения
    Статья 40. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    Статья 42. Обеспечение исполнения настоящего Федерального закона

    Пожары и возгорания могут быть опасны для жизни и здоровья граждан, поэтому они обязаны соблюдать меры безопасности для сохранения собственной жизни. Лица обязаны во всем содействовать бригадам, приезжающим тушить здание или помещение, но при этом самостоятельно тушить сильный огонь не должны, это запрещено, так как опасно для здоровья. Все эти аспекты регулируются Федеральным законом о пожарной безопасности.

    Общие положения 69 ФЗ

    Федеральный закон о пожарной безопасности был принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. ФЗ 69 содержит 6 глав и 42 статьи. Этот закон регулирует основополагающие действия и процессы по мерам пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Он контролирует правоотношения между государственными органами, гражданами и организациями в сфере пожарной безопасности.

    Также в 2017 году вносились изменения в ФЗ №116. Подробнее

    • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны основные понятия и термины, даны их определения. Оформлено количество и список законов и актов, регулирующих противопожарную безопасность и совокупность принципов, мер и действий осуществления операций и мероприятий по предупреждению и предотвращению пожаров;
    • Вторая глава описывает цели и задачи пожарных систем безопасности. Среди категорий систем Государственная служба, Федеральный противопожарный надзор, Муниципальная пожарная охрана. Оформлен список личного состава службы и надзора, их социальная защита, права и обязанности, обеспечение их специальной техникой и финансирование. Описаны способы открытия и регистрации, а также требования и условия к частным и добровольным пожарным службам;
    • Согласно третьей гл., федеральные, государственные и муниципальные органы в сфере пожарной безопасности обладают большим количеством полномочий, так как от них зависит жизнь и здоровье граждан. В четырех статьях этой главы подробно описаны полномочия каждой службы и органа отдельно в сфере пожарной безопасности;
    • В четвертой гл. описаны процессы, операции, мероприятия и действия по предупреждению, предотвращению и тушению пожаров. Специальные органы при помощи научно-исследовательских организаций разрабатывают новые меры, способы и технические системы для предотвращения пожаров. Описан процесс реализации новых мер, способы тушения и способы спасения граждан из пожаров;
    • Согласно пятой гл., граждане и организации имеют права и обязанности в случае возникновения пожара и обязанности по его предотвращению и предупреждению. Лица, нарушающие условия и требования мер безопасности, избегающие предупреждение и предотвращение пожара, являющиеся соучастниками или организаторами возникновения возгорания несут ответственность за поступок;
    • В шестой главе описаны заключительные положения и дополнительные сведения, условия и требования описываемого закона.

    Кроме ФЗ 69, пожарную безопасность регулирует Конституция Российской Федерации и другие правовые муниципальные или региональные акты и законы.

    Какие были внесены изменения?

    Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года с принятием ФЗ номер 216. Изменения произошли только в статье 20, добавилась часть 8. В новой восьмой части, согласно изменениям в ФЗ 69, пишется о том, что только в инновационных научно-технических центрах безопасность сотрудников при возгорании контролируется и регулируется не ФЗ 69, а ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Статья 19 регулирует и контролирует полномочия в области пожаров и возгораний органов местного самоуправления. Среди полномочий любые способы организации добровольных групп и обучение граждан первой помощи при возникновении возгораний. Контроль и помощь в устройстве технического оснащения зданий и помещений, установка схем и маршрутов, оснащение районов городов системами воды или водонапорными башнями, совершение неотложных мер по спасению граждан в случаях, если возгорание произошло.

    Ст. 20 регулирует и контролирует создание и принятие органами государственной власти и федеральными органами актов и законов, помогающих спасать и предупреждать граждан в случаях возникновения возгораний. Правовые акты и законы создаются и принимаются при соглашении с Правительством Российской Федерации. Единственные территории - это инновационные научно-технологические центры, в которых действует не ФЗ 69, а закон об инновационных научно-технологических центрах.

    22 статья регулирует и контролирует процессы и действия по тушению пожаров и проведению противопожарных работ. Аварийно-спасательные работы включают в себя меры по спасению граждан, имущества, детей и домашних питомцев и проведение операций по устранению очага возгорания, доведение пожара до минимума во избежание появления чрезвычайных ситуаций. Федеральные органы исполнительной власти контролируют установку и создание технических средств по вызову пожарных бригад. Выезды пожарных бригад являются безусловными, сотрудники не имеют права отказаться. Работники бригад имеют право на запрещение и ограничение доступа для окружающих лиц внутрь помещения и приостановку работы организации.

    Согласно 25 статье пожарные бригады, государственные, муниципальные и федеральные органы, работающие в описываемой сфере, обязаны проводить обучение и пропаганду защиты и спасения во время возникновения возгорания. В организациях проводится инструктаж и описывается и рассказывается пожарно-технический минимум. Порядок обучения сотрудников организаций, компаний и фирм определяется Федеральным органом исполнительной власти. Обучение происходит непосредственно на территории организации.

    Статья 28 утратила силу 22 августа 2004 года при принятии Федерального закона номер 122.

    30 описывает особый режим, включаемый при возникновении возгораний и чрезвычайных ситуаций. Если органы местного самоуправления или государственные и федеральные органы установили на определенной территории особый противопожарный режим, меры предосторожности усиливаются в разы. Совершаются дополнительные действия по предотвращению возгораний, гражданам запрещено посещать леса, создаются условия по локализации уже возникших пожаров и т. д.

    Согласно 34 статье, граждане в сфере противопожарной безопасности имеют право на:

    • Защиту собственной жизни, здоровья и имущества;
    • Получение ответов на интересующие вопросы по защите жизни и здоровья и ответы на вопросы об эффективности определенных действий во время возгорания;
    • Получение денежных сумм, согласно законам РФ, по возмещению ущерба;
    • Участие в расследовании и выявлении причин возникновения пожара;
    • Сбор в добровольные группы по осуществлению мер для тушения пожара и защиты граждан.

    Однако гражданин обязан соблюдать меры пожарной безопасности, по первой надобности вызвать бригаду и не пытаться потушить сильный огонь самостоятельно, иметь в помещениях или зданиях системы или технические оснащения для тушения возгораний, содействовать бригаде, федеральным, государственным и муниципальным органам и органам, проводящим расследования.

    Скачать новую редакцию закона

    Закон о пожарной охране создан и принят государством для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан. Лица, проживающие или находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать меры защиты и предосторожности. Лица и организации, не соблюдающие описанные меры, либо бездействуют при возникновении возгораний будут нести ответственность по всей строгости закона, так как это угрожает жизни и здоровью окружающих людей.

    Скачать закон «О пожарной безопасности» номер 69 можно

    Федеральный закон № 69 является основополагающим документом в области пожарной безопасности. В статье мы расскажем, какие уровни системы обеспечения ПБ существуют в РФ, и какие функции выполняет каждый из них. Вы можете скачать текст закона.

    Из статьи вы узнаете:

    Что устанавливает 69-ФЗ

    Закон устанавливает ответственность за реализацию мер ПБ в России. Согласно этому нормативному акту, существует четыре уровня в системе обеспечения пожарной безопасности (далее по тексту – СОПБ), определены права и обязанности участников этой системы, источники финансирования, а также взаимоотношения между уровнями СОПБ.

    Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

    Общие положения

    Пожар – это неконтролируемое горение, приводящее к огромным человеческим и материальным жертвам, поэтому представляющее угрозу как для конкретной организации, так и для страны в целом.

    Система обеспечения ПБ

    Всё необходимое – в подготовленном экспертами

    Уровни СОПБ:

    1. Государственный.

    2. Местные органы власти.

    3. Работодатель.

    4. Граждане РФ, не задействованные в трех верхних эшелонах.

    Пожарная охрана (ПО)

    Подразделения ПО занимаются не только тушением пожаров, но и .

    Организация ПО заключается в:

    • подготовке персонала – пожарных;
    • обеспечении пожаротушения с помощью материально-технических ресурсов;
    • диспетчеризации управления деятельности по пожаротушению;
    • непосредственных боевых действиях.

    Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области ПБ

    На государственном уровне, к которому можно отнести и уровень субъектов, осуществляется законодательная деятельность.

    Пожарную безопасность в РФ, помимо 69-ФЗ, регламентируют , . Все три документа основаны на сводах правил, на обязательных ГОСТах, на отраслевых стандартах ПБ, на строительных нормах и правилах и т.п.

    Система штрафов за нарушение законодательства приведена в КоАП и в Уголовном кодексе. Контролирующим органом исполнительной власти является МЧС России. Государственный контроль за исполнением федерального законодательства осуществляется в соответствии с и с – в виде прокурорского надзора.

    На уровне органов местного самоуправления проводится финансирование подразделений государственной ПО, выработка мер взаимодействия с НАСФ категорированных по ГО организаций, согласование программ обучения ПТМ , оказание методической помощи, заключение договоров на оказание профессиональных услуг пожаротушения для опасных промышленных объектов.

    Мэриями должна быть разработаны схемы предупреждения пожаров. Для этого генпланом поселка или улицы предусматривается наличие специальных карманов, оснащение каждого объекта ломами, топорами, баграми, ведрами, обеспечивается запас воды, песка и других .

    Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

    Необходимые меры по обеспечению ПБ осуществляются как профессиональными расчетами, так и неспециализированными противопожарными формированиями, а также участием граждан в добровольных дружинах. Организации, категорированные по гражданской обороне, должны создавать нештатные и газоспасательные службы.

    Граждане должны , содержать исправный противопожарный инвентарь. До прибытия пожарных следует организовать безопасную эвакуацию пострадавших и начать ликвидацию возгорания посильными средствами. К приезду пожарного расчета нужно обеспечить доступ к источнику огня.

    Организации-работодатели обязаны в коллективном договоре указывать перечень противопожарных средств, не допускать их использование в хозяйственном обороте, финансировать содержание нештатных пожарных формирований.

    В обязанности государства входит оказание методической поддержки ДПД, организация обучения ПТМ, участие в разработке и согласовании , выдача лицензий на обслуживание систем пожаротушения. За государственный счет должны выплачиваться компенсации семьям пожарных, погибших при тушении пожаров.

    Применение закона

    Правительство РФ, разработав закон 69-ФЗ и утвердив его в Минюсте, создало нормативную правовую базу, регламентирующую взаимоотношения между элементами системы управления ПБ в стране.

    Эти элементы – как на федеральном уровне, так и на уровне организаций – обязаны принимать самые активные меры в , уметь отражать эту угрозу, создавать необходимую базу для борьбы с возгораниями, проводить тщательную проверку и анализ причин случившегося.