Государственная регистрация юридических лиц представляет собой. Юридические лица: государственная регистрация при создании

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими. Если вы учреждаете юридическое лицо с целью получения дохода, оно относится к первой группе. Коммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на корпоративные и унитарные.

Столь популярная в России организационно-правовая форма ведения бизнеса, как ООО, относится к коммерческим корпоративным организациям. В эту же категорию попадают хозяйственные товарищества, партнерства, крестьянские хозяйства и производственные кооперативы. Наибольшей популярностью пользуется ООО, поэтому, рассказывая о государственной регистрации юридических лиц, мы в первую очередь подразумеваем организации такого типа.

Где осуществляется государственная регистрация юридического лица

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет инспекция ФНС, за которой “закреплен” район, в котором предприниматель нашел адрес под офис. Определить точные координаты проще всего с помощью сервиса ФНС : введите город, улицу, дом — и система автоматически подскажет, какая инспекция вам нужна.

Приготовьтесь вместе с пакетом регистрационных документов представить сотруднику регистрирующего органа на юридический адрес. Такое письмо оформляет собственник или арендодатель помещения, подтверждая готовность разместить у себя офис создаваемой организации. Гарантийное письмо не служит безусловным доказательством “чистоты” юридического адреса: адрес массовой регистрации юридических лиц ФНС “забракует” в любом случае.

Закон не запрещает регистрацию ООО на адрес, по которому проживает директор или учредитель. Правда, при таком раскладе нельзя исключить вероятность отказа в регистрации юридического лица: сотрудники ИФНС могут посчитать, что ведение предпринимательской детельности в жилом помещении нарушает интересы других жильцов. Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме . Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.

Какие документы нужны для регистрации юридического лица

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:

  • заявление на регистрацию по форме Р11001,
  • решение о создании организации,
  • устав учреждаемого общества,
  • банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:

  • заявление по форме Р11001,
  • протокол общего собрания учредителей,
  • договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
  • устав ООО,
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.

Порядок регистрации юридического лица

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно проделать следующие шаги:

  1. Придумайте , которое не противоречит букве закона. Не забывайте, что названия на иностранных языках и аббревиатуры разрешают использовать исключительно в качестве дополнительных. Подробнее об этом и других нюансах читайте в нашем материале, посвященном наименованию ООО.
  2. Определитесь с юридическим адресом. Воспользуйтесь адресов массовой регистрации юридических лиц, чтобы избежать отказа.
  3. Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемой вами компании. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь по направлениям бизнеса.
  4. Определитесь с суммой . Минимальная сумма уставного капитала — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Если минимальная сумма не делится поровну на всех учредителей без остатка, увеличьте ее до подходящей цифры. Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев с дня регистрации в налоговом органе юридического лица, но чем быстрее, тем лучше.
  5. Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО. вы найдете на нашем сайте. Здесь же можно оформить полный пакет документов с помощью бесплатного сервиса, тем самым избежав опечаток и неточностей, не нарушив хронологию и правила сокращений.
  6. Подготовьте . Учредители ООО могут воспользоваться типовым уставом или взять готовый устав из нашего сервиса и отредактировать его в соответствии со спецификой организации. Чтобы ничего не упустить при оформлении устава, стоит воспользоваться бесплатной услугой проверки регистрационных документов.
  7. Заполните . Образец заявления о государственной регистрации юридического лица вы найдете на нашем сайте. Обратите внимание: ошибки в заявлении чаще всего приводят к отказам в регистрации компании, поэтому не рекомендуем оформлять этот документ вручную. Воспользуйтесь специальной программой ФНС или подготовьте заявление вместе с прочими документами в нашем онлайн-сервисе. Распечатав заявление, не подписывайте его. Сделать это нужно на глазах у сотрудника регистрирующего органа или при нотариусе.
  8. Внесите в банке. В 2019 году госпошлина за регистрацию юридического лица — 4000 рублей. Сумма должна быть поровну разделена между учредителями.
  9. Подготовьте , если планируете платить налоги по этой системе. В большинство налоговых инспекций достаточно представить два экземпляра, но некоторые ИФНС требуют три.
  10. Проверьте документы и подавайте их в свою ИФНС. Если не получается сделать это лично, отправьте вместо себя доверенное лицо, предварительно посетив нотариальную контору. В таком случае понадобится сделать особую отметку в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

Долго ожидать решения по вашему вопросу не придется: в 2019 году на регистрацию юридического лица в общем случае уходит не более трех рабочих дней (если нет объективных причин продлить срок рассмотрения документов).

Сведения о государственной регистрации юридических лиц вносятся в ЕГРЮЛ. Проверить информацию в реестре регистрации юридических лиц можно у нас на сайте через .

Государственная регистрация заключительный этап создания коммерческой организации. Она считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК). Регистрация имеет значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого, возникает юридическое лицо.

Цели регистрации:

осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

проведение налогообложения;

получение государственных сведений статистического учета для регулирования экономики;

предоставление всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам информации о субъектах предпринимательской деятельности;

Принципы регистрации:

публичность - реестр доступен каждому, желающему ознакомится с ним. Сведения содержащиеся в государственном реестре общедоступны, кроме паспортных данных и ИНН учредителей;

общеизвестности - на основании публикации данных реестра каждое лицо считается осведомленным, что лишает возможности ссылаться на незнание сведений реестра;

достоверности - принцип правильности реестра, опровержение его данных возможно лишь в судебном порядке.

Все сведения о зарегистрированных юридических лицах заносятся в государственный реестр. Главным принципом ведения государственного реестра который указан в законе является единство и сопоставимость указанных в нем сведений. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. В случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Записи в государственном реестре делаются на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Сведения из государственного реестра предоставляются либо в виде выписки из него либо в виде копии документа, содержащегося в нем.

Процедура регистрации регулируется: ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.01. №129-ФЗ (далее, Закон о регистрации).

В современных условиях законодательно закреплен единый порядок регистрации юридических лиц, хотя закон допускает возможность установления особого порядка регистрации для некоторых организаций. В связи с этим представляется возможным рассмотреть способы создания юридических лиц, которые выделяются в научной литературе. Анализ практики создания юридических лиц позволяет выделить три таких способа: распорядительный, когда организация создается по распоряжению уполномоченного государственного органа, разрешительный, когда для создания юридического лица необходимо получить разрешение государственного органа и явочно-нормативный, когда юридическое лицо создается по воле его учредителей, но должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. В своем первоначальном виде первые два способа не применяются, так как в законе закреплен явочно-нормативный способ создания юридического лица, однако их элементы применяются при создании некоторых видов юридических лиц (например, распорядительного, при создании унитарных, разрешительного, при создании политических и общественных организаций).

В соответствии с ГК РФ регистрация должна проводиться органами юстиции и оно осуществляет регистрацию некоммерческих организаций. Ст.2 Закона о регистрации, просто указывает на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный КРФ и ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» проводить государственную регистрацию юридических лиц. Сейчас, органом, осуществляющим регистрацию коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является налоговый орган.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанному в учредительных документах в течение пяти дней. Процесс государственной регистрации и последующей легитимации состоит из следующих стадий:

Сдача документов на регистрацию при создании или реорганизации юридического лица, в состав которых входят:

заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной

Правительством РФ;

решение о создании юридического лица, в виде протокола первого собрания учредителей, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

документы, подтверждающие уплату госпошлины;

документы легитимации иностранных юридических лиц учредителей;

иные, в зависимости от вида юридического лица (банки, страховые компании, биржи, политические организации).

Несколько иной перечень документов закон устанавливает для регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации:

заявление о государственной регистрации всех создающихся юридических лиц, с указанием о том, что все кредиторы уведомлены, а разделительный баланс и передаточный акт содержат сведения об универсальном правопреемстве;

учредительные документы вновь создаваемых юридических лиц;

решение о реорганизации юридического лица;

договор о слиянии или присоединении, в предусмотренных законом случаях;

передаточный акт или разделительный баланс;

документ об уплате государственной пошлины.

Ранее предусматривалось проведение правовой экспертизы учредительных документов всех регистрируемых юридических лиц. Сейчас Закон о регистрации возложил ответственность за соответствие их требованиям закона на учредителей юридического лица. Экспертиза учредительных документов проводится Минюстом РФ лишь при регистрации некоторых некоммерческих организаций (политических партий, движений) и по итогам экспертизы дается заключение на предмет их соответствия КРФ и другим федеральным законам.

Регистрация в регистрирующем органе осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специального штампа с наименованием регистрирующего органа и выдачи регистрационного свидетельства.

Регистрация в органах статистики с присвоением кодов классификаторов и включением коммерческой организации в единый государственный регистр предприятий и организаций.

Открытие расчетного счета в банке (с внесением на него не менее 50% уставного капитала для некоторых коммерческих организаций). Счет открывается по представлению заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера.

Изготовление печати. Эскиз печати и штампа должен согласовываться с регистрирующим органом исполнительным органом юридического лица на специальном бланке. Бланк представляется в регистрирующий орган и для изготовления печати выдается декларация.

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется по месту нахождения организации с присвоением ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). Порядок постановки на учет в налоговых органах определяется в ст.84 Налогового кодекса. В настоящее время это делается одновременно с регистрацией юридического лица.

Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования.

В субъектах РФ порядок этапов прохождения легитимации может отличаться, но все ее этапы должны быть пройдены.

Отказ в регистрации возможен только в том случае, если нарушен порядок образования юридического лица (не представлены необходимые для регистрации документы) или представление документов для регистрации в ненадлежащий орган. Для юридических лиц к которым применяется особый порядок государственной регистрации могут устанавливаться и иные основания для отказа в государственной регистрации. Недопустим отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации может быть обжалован в арбитражный суд. Решение суда не является актом регистрации, но это основание для внесения записи в государственный реестр. За отказ в регистрации с использованием служебного положения или в нарушение судебного акта и может последовать наказание по ст.169 УК РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом без государственной регистрации - правонарушение. Доход от незаконной предпринимательской деятельности подлежит взысканию в соответствующий бюджет. Кроме того, может наступить ответственность по ст. ст.171 и172 УК РФ.

Не всегда факт регистрации дает право немедленно заниматься определенными видами предпринимательской деятельности. В ряде случаев необходимо произвести еще ряд действий - получить лицензию, зарегистрировать контрольно-кассовые машины, зарегистрировать права на имущество и т.д.

Государственной регистрации подлежат и все изменения, вносимые в учредительные документы в процессе деятельности юридического лица. В этом случае помимо заявления и документа об уплате государственной пошлины, в регистрирующий орган представляется решение о внесении изменений и текст самих изменений.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство контролирует законность их создания в интересах участников имущественного оборота. Из этого вытекает требование об обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК). Для детального регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц принят специальной ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) - в большей части организаций, собственник их имущества или уполномоченный орган - при создании унитарных предприятий или учреждений, а также иные лица, вносящие имущественные вклады (фонды).

Законодательству известны различные порядки регистрации юридических лиц:

1. Явочно-нормативный . Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создаётся большинство ЮЛ.

2. Разрешительный . Этот порядок предусмотрен в качестве исключения для ЮЛ, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего ЮЛ, что служит общим интересам участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки , а также юридические лица, могущие занять доминирующее или монопольное положение на рынке определенных товаров. Т.о. очевидна невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике.

Юридическое лицо считается созданным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат также все изменения статуса ЮЛ, его Устав. Регистрация осуществляет ИФНС либо органами юстиции в порядке, предусмотренном ФЗ. ИФНС (органы юстиции) ведёт также и Реестр, который находится в свободном доступе, чтобы каждый мог получить информацию о потенциальном партнёре посредством выписки.

Процесс государственной регистрации начинается с момента фактической подачи документов в регистрирующий орган.

Список документов установлен в ст. 12 ФЗ:

  • подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

На втором этапе производится обязательная проверка регистрирующим органом предоставленных документов. Проверка состоит из двух стадий: внешней проверки (полнота представления, порядок составления, наличие реквизитов) и внутренней проверки содержания документов на соответствие законодательству РФ.


После всесторонней проверки производится собственно регистрация юридического лица. Срок регистрации исчисляется со дня фактической подачи документов, и согласно ФЗ не должен превышать пяти рабочих дней . Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителем (учредителями) в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности. Специальными федеральными законами может устанавливаться порядок регистрации отдельных юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать документ в бумажном виде по запросу заявителя. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, порядок и сроки их предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Создание юридического лица или подразделения Семенихин Виталий Викторович

Создание юридического лица, порядок регистрации

Передача функций государственной регистрации налоговым органам, прежде всего, была направлена на упрощение процедуры регистрации юридических лиц, а именно: в данном случае процедура носит заявительный характер. Подробная законодательная регламентация порядка регистрации юридических лиц при их создании также привносит упорядоченность в действия учредителей организации. Данная статья призвана растолковать положения действующего законодательства в части регламентации порядка государственной регистрации юридических лиц при их создании.

Создание нового юридического лица процесс трудоемкий и длительный. Государственная регистрация – это определенный, ответственный и волнующий процесс и этап образования нового субъекта предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Закон № 129-ФЗ предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также отношения, возникающие в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц.

Глава 4 Закона № 129-ФЗ носит название «Государственная регистрация юридических лиц при их создании». Эта глава дополняет общие положения закона в части непосредственно порядка регистрации, а также в части регламентации документов, которые предоставляются в регистрирующий орган при создании нового юридического лица.

Статьей 13 главы 4 Закона № 129-ФЗ устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица при его создании. Эта статья носит отсылочный характер, так как во 2 и 3 ее пунктах содержится отсылка к статьям 9 и 8 Закона № 129-ФЗ соответственно. Вообще отмечаем, что нормы отсылочного и бланкетного характера, как правило, создают путаницу, неразберихи и коллизии при их чрезмерном распространении в текстах законов. Так и в данном случае, правоприменителя может запутать такое содержание специальной 13 статьи этого закона, ведь по сути дела она, находясь в его тексте, не привносит ничего нового в процесс регулирования порядка регистрации создаваемого юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Отмечаем, что точно такое же положение содержится и в пункте 2 статьи 8 этого же закона. Как представляется, такая перенасыщенность данного федерального закона абсолютно идентичными нормами является излишней и не только не конкретизирует, а, напротив, усложняет его.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона № 129-ФЗ.

В статье 9 Закона № 129-ФЗ заложены основы порядка предоставления документов при государственной регистрации, которые, как мы выяснили, распространяются в полном объеме своем на процесс государственной регистрации юридического лица при его создании.

В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, также устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Таким образом, заявитель подтверждает, что все данные, содержащиеся в заявлении, достоверны. Это важно в первую очередь для налоговых органов. Закон, исключив контроль над достоверностью поданной информации на предварительной стадии, оставил такую возможность впоследствии. В случае обнаружения недостоверной информации налоговый орган может лишить уже созданную организацию регистрации (в судебном порядке естественно).

Расписка (приложение к заявлению), в которой содержится наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, заполняется регистрирующим органом в 2 экземплярах. При этом один экземпляр остается в регистрационном деле юридического лица, а второй экземпляр, заверенный подписью должностного лица регистрирующего органа, выдается (направляется) заявителю с указанием даты получения документов регистрирующим органом (подробнее об этом смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем, расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При этом при поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

При государственной регистрации создания юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме установленных законом. Это правило не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2008 года №КГ-А40/8255-08 по делу №А40-58752/07-21-408).

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 10 Закона № 129-ФЗ установлено, что федеральными законами может быть предусмотрен специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц при их создании (так, например, смотрите статью 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» или статью 12 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 этого закона, которая гласит, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По истечении этого срока заявитель предоставляет в регистрирующий орган выданную ему расписку и получает либо свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации.

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

АНКЕТА КЛИЕНТА – ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе, наименование на иностранном языке Обязуюсь сообщать обо всех изменениях указанных сведений. Обязуюсь представлять в Банк сведения обо всех

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

<...> Статья 53. Органы юридического лица 1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.Порядок назначения или

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора

ШАГ 1. ВЫБИРАЕМ ВИД И ФОРМУ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Характеризуя особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, российское гражданское законодательство использует следующие понятия:– вид юридического лица;– форма создания

Из книги Создание юридического лица или подразделения автора Семенихин Виталий Викторович

ПЕЧАТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Необходимость наличия печати у организации закреплена в федеральном законодательстве. Так, например, в п. 7 ст. 2 Закона № 208-ФЗ установлено, что акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на

Из книги Турфирма: с чего начать, как преуспеть автора Мохов Георгий Автондилович

Приложение 4 ЗАЯВЛЕНИЕ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического

Из книги Бизнес-планирование инвестиционных проектов автора Лумпов Алексей Андреевич

Приложение 12 ЗАЯВЛЕНИЕ о государственной регистрации юридического лицапри

Из книги автора

Приложение 13 СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации юридического

Из книги автора

Приложение 15 РЕШЕНИЕ об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации

Из книги автора

Приложение 16 РЕШЕНИЕ об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий

Из книги автора

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги автора

Создание коммерческого юридического лица

Из книги автора

Понятие и правоспособность и ответственность юридического лица Жизнь современного российского общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, иными словами, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения каких – либо целей. Основной

Из книги автора

Создание юридического лица, документы, предоставляемые при регистрации Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации. Регистрация юридического лица – это важнейший этап развития

Из книги автора

Печать юридического лица Печать юридического лица – это устройство, на котором четкими буквами выгравировано название организации, ее организационно-правовая форма, орган, зарегистрировавший организацию, место регистрации. При этом по желанию организации на печати

Из книги автора

Регистрация предприятия – юридического лица Порядок регистрации регламентирован Федеральным законом «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Установленный порядок имеет заявительный характер, иными словами, возлагает всю юридическую

Из книги автора

4. Тайна юридического лица Мы определились с организационно-правовой формой и системой налогообложения. Но для того, чтобы успешно реализовывать проект, нужно понимать и интересы других юридических лиц – например, партнёров. Это важно, в том числе, и для обеспечения

Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется гл. III Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ".

Ст. 8 Закона определяет, что государственная регистрация осуществляется:

  • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  • по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без .

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц

Самостоятельная регистрация юридического лица является довольно непростым делом. Поэтому, если вы не располагаете достаточным временем для изучения законодательства в этой области, целесообразно обратиться в специализированную организацию. Например, для жителей Москвы доступна регистрация ООО в Москве под ключ в Юридической компании «Аккерманн Беллмер». Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

В регистрирующий орган документы могут быть:

  • направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью;
  • представлены непосредственно;
  • представлены через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр);
  • направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случая:

  1. если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность;
  2. если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов. При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом , сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

С моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).

С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.