Интервью с Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучковым

29 апреля 2019 , Выделены средства на помощь пострадавшим от природных пожаров в Забайкальском крае Распоряжение от 29 апреля 2019 года №859-р. Из резервного фонда Правительства России выделяется 55,31 млн рублей на социальную поддержку пострадавших в результате природных пожаров в Забайкальском крае.

20 апреля 2019 Дмитрий Медведев поручил оказать помощь пострадавшим в результате пожаров в Забайкалье

29 января 2019 , Система предупреждения чрезвычайных ситуаций О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Распоряжение от 26 января 2019 года №81-р. Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Дмитрий Медведев обсудил с губернатором Ростовской области и главой МЧС оказание помощи пострадавшим от взрыва газа в жилом доме в городе Шахты

5 января 2019 О выплатах и пособиях семьям погибших и пострадавшим в связи с обрушением жилого дома в Магнитогорске 31 декабря 2018 года

1 января 2019 Об образовании Правительственной комиссии по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий обрушения подъезда жилого дома в Магнитогорске Распоряжение №3036-р

26 декабря 2018 , Пожарная безопасность Об изменениях в Правилах противопожарного режима Постановление от 24 декабря 2018 года №1644. Внесёнными в Правила противопожарного режима изменениями устанавливается запрет на застройку противопожарных расстояний и минерализованных полос в границах населённых пунктов. Это позволит повысить уровень противопожарной защищённости населённых пунктов от переходящих на них природных пожаров.

10 декабря 2018 , Гражданская оборона О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности системы управления гражданской обороной Распоряжение от 8 декабря 2018 года №2723-р. В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

19 ноября 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности системы управления гражданской обороной В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, в частности, предусматривается дополнение Федерального закона «О гражданской обороне» новыми понятиями, такими как «обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне»; «организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне»; «опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов»; «сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения». Уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

18 октября 2018 О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате чрезвычайного происшествия 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже Распоряжение от 18 октября 2018 года №2249-р. Из резервного фонда Правительства России выделены бюджетные ассигнования в размере 60 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия, произошедшего 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже.

31 июля 2018 Поручение МЧС России по итогам совещания об охране и защите лесов и глубокой переработке древесины

18 июля 2018 Поручения МЧС России в связи с чрезвычайной ситуацией на территории Забайкальского края в июле 2018 года

Об утверждении новой редакции государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Постановление от 30 марта 2018 года №377. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

26 марта 2018 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате пожара 25 марта 2018 года в Кемерово Распоряжение от 26 марта 2018 года №508-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются бюджетные ассигнования в размере 76 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате крупного пожара 25 марта 2018 года в Кемерово.

20 марта 2018 , Пожарная безопасность О внесении в Госдуму законопроекта о некоторых вопросах деятельности договорных подразделений противопожарной службы Распоряжение от 17 марта 2018 года №445-р. В целях повышения уровня материально-технического обеспечения договорных подразделений противопожарной службы законопроектом предлагаются меры по изменению организационно-правовой формы этих подразделений.

1 

Государственный комитет Российской Федерации по делам Гражданской Обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

федеральный орган исполнительной власти РФ, разрабатывавший и реализующий государственную политику в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществлявший координацию деятельности органов государственного управления в этой области и общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в рамках имевшихся полномочий. В 1994 преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Государственный комитет Российской Федерации по делам Гражданской Обороны" в других словарях:

    Государственный Комитет Российской Федерации по Делам Гражданской Обороны, Чрезвычайным Ситуациям и Ликвидации Последствий Стихийных Бедствий - (ГКЧС России) до 1994 г. центральный орган федеральной исполнительной власти РФ, разрабатывавший и реализовывающий государственную политику в области предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлявший координацию деятельности органов… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    На печатях государственных комитетов СССР был изображен Герб СССР Не следует путать с комитетами при правительстве СССР … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство обороны (значения). Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) … Википедия

    Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва палата Федерального собрания парламента Российской Федерации представительного и законодательного органа Российской Федерации. Срок полномочий: Дата начала … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Следственный комитет. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации … Википедия

    - (Минпромторг России) Общая информация Страна Россия Дата создания 12 мая 2008 Предшествующее ведомство Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации Руководство деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации… … Википедия

    Совет рабочей и крестьянской обороны (с 1920 года Совет Труда и Обороны) чрезвычайный высший орган Советской России, действовавший в условиях начавшейся Гражданской войны и военной интервенции 1918 1920 гг. Являлся главным военно хозяйственным… … Википедия

    Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ - Минист ерство по чрезвыч айным ситу ациям РФ (МЧС) … Русский орфографический словарь

    - (МЧС) белор. Міністэрства па надзвычайных сітуацыях Рэспублiкi Беларусі … Википедия

    Центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, межотраслевой координации в области… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС. МЧС Армении Страна: Республика Армения Создана: 21 апреля 2008 г. Штаб квартира: г. Ереван, ул. Пушкина Руководство … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    См. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    - (МЧС России) федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

Гражданская оборона – слагаемые эффективности

Цитата:

«Работа органов управления МЧС России, спасателей, авиаторов, врачей, психологов, горноспасателей, пожарных подразделений, аварийно-спасательных формирований в стране и за рубежом позволяет обеспечить высокий уровень готовности гражданской обороны и защиты населения».

Владимир Пучков

Обеспечение безопасности граждан является одной из важнейших функций государства, которые оно реализует принятием основ государственной политики, и в частности в области гражданской обороны, ее готовности. В последние годы в нашей стране идет активное реформирование ГО. Это связано и с изменениями в военно-политической обстановке, характером возможных будущих конфликтов, и возложением на гражданскую оборону задач мирного времени.

А их немало. Мир не становится безопаснее. Сохраняются как традиционные угрозы и риски, так и возникают новые опасности. И в противодействии им, в обеспечении безопасности жизнедеятельности трудно переоценить роль гражданской обороны, 80-летний юбилей которой мы отмечаем в этом году.

Накануне праздничной даты мы обратились к Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиру Андреевичу Пучкову с просьбой порассуждать о том, что такое гражданская оборона сегодня, каковы перспективы ее развития и что должно обусловить ее эффективность.

– Владимир Андреевич, когда мы говорим о гражданской обороне и защите населения, то в первую очередь имеем в виду человека, гражданина. Однако, являясь, так сказать, главным объектом ГО, гражданин в свою очередь и полноправный ее субъект со всеми правами и обязанностями, не так ли?

– Очень хороший вопрос. Человек, его жизненные интересы, защита жизни и здоровья – приоритет нашей работы. Это важнейшая составная часть гражданской обороны. При этом активная работа и жизненная позиция граждан также являются основой безопасности человека, защиты его жизни и здоровья. Каждый должен знать, как не попасть в сложную жизненную ситуацию. Больше того, должен уметь оказать помощь себе и окружающим, правильно и адекватно действовать, исходя из реальных опасностей и угроз.

Граждане проходят обучение в области ГО, принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне, оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны. Это требования Федерального закона. Поэтому в основе, в центре внимания системы ГО находится Человек.

– Каковы сегодняшние задачи ГО в целом и по отношению к главному объекту защиты – гражданину Российской Федерации?

– Гражданская оборона сегодня решает серьезные задачи: обучение населения в области гражданской обороны, информирование и оповещение населения об опасностях и угрозах. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера гражданская оборона планирует и осуществляет эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, предоставляет населению средства защиты, проводит аварийно-спасательные работы в случае возникновения опасностей, а также выполняет ряд других задач.

– Такая четкость формулировки задач предполагает не только серьезное структурирование вопроса, но и анализ многолетнего опыта деятельности в этой области. А опыт немалый – 80 лет становления и развития системы, причем в самых разных, порой тяжелейших условиях и трагических для нашей страны временных отрезках. Давайте вспомним основные вехи этого пути.

– Первым этапом развития гражданской обороны стало принятие 4 октября 1932 года решения о создании Местной Противовоздушной Обороны (МПВО) как системы защиты гражданского населения от воздушного нападения.

Во время Великой Отечественной войны система получила практическое развитие, начался второй этап ее становления. МПВО сыграла значительную роль в обороне объектов народного хозяйства, городов нашей Родины. МПВО защищала от налетов вражеской авиации и артобстрелов города: Москву, Ленинград, Киев, Севастополь, Воронеж, Тулу, Мурманск и многие другие. Личный состав подразделений трудился фактически на передовой, постоянно рискуя своей жизнью.

На третьем этапе с 1961 г. на базе МПВО в стране создается новая общегосударственная оборонительная система – Гражданская оборона СССР.

За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища и создавались запасы СИЗ для работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривались меры для обеспечения местного и эвакуированного населения.

В результате была создана мощная государственная система. Всенародный характер гражданской обороны – в то время ее главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.

В конце 1980-х гг. стали накапливаться проблемы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обусловленные быстрым ростом их количества и масштабов. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Уже тогда запасы ядерного оружия и по мощности, и по количеству могли в случае применения привести к тотальной гибели человечества. Это, с одной стороны, стало своего рода сдерживающим фактором в вооруженном противостоянии, но и приостановило развитие гражданской обороны.

Однако появились и стали развиваться другие способы противоборства систем и стран, такие, как экономические блокады, внешнее информационное воздействие и другие формы достижения цели без применения оружия. И, как я уже говорил, возросло количество природно-техногенных катастроф и их масштабы. В этом контексте появилась необходимость с большей эффективностью потенциал, силы и средства ГО использовать в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других катастроф потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития ее в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.

Исходя из этого, в ноябре 1991 года войска гражданской обороны были включены в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России). Авторы этой идеи и ее практической реализации – Сергей Кужугетович Шойгу и Юрий Леонидович Воробьев. Они сформировали концепцию и практически создали новую гражданскую оборону и защиту населения. С этого момента начался современный этап развития ГО.

– Владимир Андреевич, складывается впечатление, что в какой-то момент пропагандистская составляющая ГО была списана за ненадобностью. Или, говоря современным языком пиара, уже достаточно долгое время отсутствует грамотное позиционирование самой системы, ее задач и деятельности. Ну, право же, что за устойчивый образ – сирены, противогазы, носилки… Можем ли мы обрисовать современный облик ГО? Что такое гражданская оборона и защита населения сегодня?

– Да-да. Завоют сирены, все наденут противогазы, побегут в бомбоубежища, и начнется гражданская оборона. Так было. Но это уже история, причем давняя. С этого начиналась, так зарождалась современная система защиты гражданского населения.

А теперь постарайтесь вытерпеть немного официоза. Поверьте, эти формулировки важны и нормативно «обустроены».

Гражданская оборона страны на современном этапе – это часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения от различных опасностей и угроз в мирное и военное время. В том числе на гражданскую оборону возлагаются задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случае террористических актов. В настоящее время гражданская оборона решает задачи социальной направленности по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях и крупных пожарах.

В целом гражданская оборона сегодня представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных действиях, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

При этом мероприятия гражданской обороны представляют собой организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для вас, Ирина, это, наверное, звучит слишком сухо и громоздко… Скажу проще. Сегодня гражданская оборона – это мощная система защиты населения от различных угроз.

Следует отметить особенности организации и ведения гражданской обороны. Во-первых, организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства и общества.

Во-вторых, подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется постоянно с учетом развития техники и технологий, средств и способов защиты населения, других вопросов.

Таким образом, гражданская оборона на современном этапе является важнейшей государственной системой, решающей задачи по обеспечению безопасности государства от угроз и вызовов в первую очередь в мирное время при ЧС природного и техногенного характера.

– Вы отметили нормативную обустроенность предыдущих формулировок. А какова сегодня нормативная и правовая база в области ГО и защиты населения? Чем руководствуются органы власти, предприятия и организации, граждане, решая задачи гражданской обороны?

– На сегодняшний день основным документом является Федеральный закон, который принят в феврале 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», естественно, с соответствующими изменениями.

Президентом Российской Федерации в сентябре 2011 года утверждены Основы единой государственной политики в области гражданской обороны. Они определили основные направления развития и совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации до 2020 года.

В целях их реализации выполняются мероприятия по организации защиты населения и территорий с учетом задач и требований в области гражданской обороны в мирное время. При этом совместно работают федеральные структуры, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.

В этой связи необходима актуализация принятых ранее нормативно-технических документов.

На современном этапе эта работа проводится в рамках Единого таможенного союза и сотрудничества с Евразийско-Азиатским экономическим сообществом, Международной организацией гражданской обороны.

– МЧС России активно вырабатывает новые подходы к ведению гражданской обороны. На сегодняшний день подготовлены проекты новых технических регламентов, определяющих требования к продукции в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, которые будут действовать на территории Таможенного союза.

– Да, мы очень деятельно продвигаемся в этом направлении. В развитие данных регламентов ведется разработка сводов правил и национальных стандартов, среди которых документы, регламентирующие организацию и ведение гражданской обороны, инженерно-технические мероприятия гражданской обороны при проектировании и строительстве сооружений и объектов гражданской обороны. Также осуществляется приспособление объектов двойного назначения для нужд гражданской обороны и санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий. Кстати, устойчивость системы энергосбережения и устойчивость работы больниц, школ и других социально значимых объектов, транспорта и многое другое из сферы жизнедеятельности населения нормируются документами ГО.

Также утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации. В целях его реализации в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации приняты аналогичные документы. Завершена работа по принятию органами местного самоуправления соответствующих нормативных документов.

– В течение 2011–2012 годов осуществлялась переработка основополагающих директив руководителей гражданской обороны, определяющих порядок планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне. Можно ли сказать, что сегодня эта работа завершена?

– Безусловно. Регламентирован порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения. Этим документом определены требования к организациям, разрабатывающим планы гражданской обороны, утверждены требования к их структуре и порядку разработки, а также многое-многое другое. Но я думаю, уже достаточно о скучных материях нормирования. Давайте по существу. Работа органов управления МЧС России, спасателей, авиаторов, врачей, психологов, горноспасателей, пожарных подразделений, аварийно-спасательных формирований в стране и за рубежом позволяет обеспечить высокий уровень готовности гражданской обороны и защиты населения

– Владимир Андреевич, а ведь для немалого количества наших сотрудников такое видение может стать если не откровением, то возможностью по-новому оценить свою работу, свою профессию… Однако позвольте еще пару «скучных» вопросов. Известно, что мероприятия ГО реализуются на всех уровнях управления. Каковы задачи органов государственной власти Российской Федерации, местных властей в области гражданской обороны и защиты населения?

– Начнем по порядку. Очень важным моментом является законодательная регламентация полномочий Президента Российской Федерации, который определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает и в случае необходимости вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения, а также другие полномочия.

Соответствующие полномочия реализует Правительство Российской Федерации, которое руководит гражданской обороной и обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны. Также оно определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, и порядок обучения населения в области ГО.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий принимают нормативные акты в области гражданской обороны и контролируют их выполнение. Они разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий, включая подготовку необходимых сил и средств, создание и поддержание технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения, а также решают другие взаимосвязанные задачи. Все эти мероприятия осуществляются совместно с регионами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на своем уровне в пределах своей территории: организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности, организуют подготовку и обучение населения в области ГО.

На местах в органах местного самоуправления решаются не менее серьезные проблемы – это ЖКХ, благоустройство, другие вопросы повседневной жизни людей, а также и вопросы гражданской обороны. Они разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения, проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны, поддерживают в состоянии постоянной готовности защитные сооружения, системы оповещения и другие объекты гражданской обороны, создают и содержат запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Опять же, устойчивость ЖКХ тоже нормируется документами ГО.

Конечно, регионы и муниципалитеты очень разные, у каждого своя специфика, поэтому есть проблемы в реализации полномочий, подготовке органов управления и сил ГО, в решении задач защиты населения от ЧС. Но есть понимание важности этих вопросов, и есть позитивная динамика. Совместно работаем. Следующий год в МЧС объявлен Годом муниципальных образований. Поможем, поддержим, и результат будет.

– Каковы первоочередные задачи при угрозе возникновения ЧС? Насколько сегодня эффективны системы оповещения населения?

– Своевременное оповещение населения об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и способах защиты является важнейшей задачей в комплексе мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

В настоящее время созданы и функционируют: региональные системы оповещения в границах субъектов Российской Федерации и местные системы оповещения в границах муниципальных образований. Кроме того, на потенциально опасных объектах функционируют локальные системы оповещения.

В зависимости от характера и масштаба угрозы безопасности населению кроме региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения применяются другие способы. Это и подворовый обход, и использование подвижных средств оповещения оперативных служб, оборудованных устройствами громкоговорящей связи, и системы автодозвона по проводным линиям связи. Все шире задействуются ресурсы операторов сотовой связи (СМС-оповещение и массовые рассылки сообщений Cell Broadcast), интернет-технологии (сайты, телевидение и т.д.) и другие.

В целом комплексное применение различных технических средств и технологий, осуществляющих прием, обработку и передачу аудиовизуальных, а также иных сообщений позволяет эффективно и своевременно оповещать население.

Вместе с тем возможности современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, развитие мультисервисных сетей связи, создание цифровых сетей теле- и радиовещания требует пересмотра организационно-технических решений, ранее принятых при создании существующих систем оповещения на всех уровнях управления. Такая работа проводится, и будет постоянно осуществляться в дальнейшем.

Опыт наводнения в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке наглядно продемонстрировал, что своевременное реагирование сил, оповещение населения позволяет значительно снизить число пострадавших. Не надо забывать о старых надежных способах оповещения, но при этом следует развивать современные системы на базе цифровых технологий, как я уже говорил, СМС-оповещение, цифровое телевидение и Интернет. Руководители, на балансе у которых находятся данные системы оповещения, обязаны следить за поддержанием их в работоспособном состоянии, организовывать периодические профилактические технические проверки.

В решении этого вопроса сделано много, однако мы в начале большого пути по внедрению современных высокотехнологичных форм и методов защиты населения.

– Сегодня в России несколько миллионов хозяйствующих субъектов. Какова их роль в решении задач гражданской обороны?

– Организации должны осуществлять обучение своих работников в области гражданской обороны, создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности локальные системы оповещения, обеспечивать запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

К сожалению, не все руководители на местах понимают важность и актуальность решения этих вопросов. В результате люди гибнут, утрачивают имущество, нарушаются инфраструктура и привычная социальная среда. Потому-то в этом году и проводятся дополнительные мероприятия.

Кроме того, организации, имеющие опасные производственные объекты, должны создавать нештатные аварийно-спасательные формирования и обеспечивать их постоянную готовность к реагированию в установленном порядке.

Руководители организаций несут ответственность за готовность ГО, наличие систем защиты персонала, эваковыходов, подготовку людей. В конце концов, именно они, руководители, в ответе за жизнь и здоровье своих работников.

– МЧС России отвечает за подготовку различных категорий населения в области гражданской обороны. Проводятся областные, республиканские, отраслевые тренировки и учения. Планируется ли активизировать усилия в этой области и не только со стороны нашего Министерства?

– Эта работа уже ведется. Ярчайший ее пример мы с вами увидим 4 октября. В день 80-летия гражданской обороны под руководством Правительства пройдет Всероссийская тренировка с привлечением всех субъектов Российской Федерации. Но это не «сирены, противогазы, носилки…» Это плановое мероприятие, на котором поработают и руководители, будут проверяться технические системы управления, резервы, те же эваковыходы и многое другое.

В этот день мы открываем двери наших пожарных и спасательных подразделений, вузов. Будут проходить встречи с ветеранами, награждения и поздравления. Будет много добрых дел.

Но это праздничный день, а вообще в стране постоянно планируются и проводятся командно-штабные учения, комплексные учения, объектовые тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. К обучающим мероприятиям, которые регулярно организуют и проводят Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, привлечено уже более 2 млн человек.

Естественно, имеются и недостатки: неподготовленность педагогов, нехватка качественных учебников, современных обучающих технологий. Недостаточно привлекаются и средства массовой информации.

Но в целом система подготовки различных категорий населения в области гражданской обороны достаточно эффективно работает. Вся необходимая нормативная и правовая база для этого существует.

– А как осуществляется управление ГО в нашей стране?

– Для начала отмечу, как организовано управление гражданской обороной в целом. Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти гражданской обороной командуют министры – их руководители. На территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований руководство гражданской обороной осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Кстати, органами, осуществляющими повседневное управление гражданской обороной, являются МЧС России, территориальные органы – региональные центры и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Территориальные органы занимают важное место в организации управления ГО. В целом система управления работает эффективно и развивается.

– Каким образом формализованы взаимоотношения руководителей?

– Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.

Также работают структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, структурные подразделения (работники) организаций.

– Какими формированиями и силами располагает гражданская оборона, какие может привлекать для решения тех или иных задач?

– Спасательные воинские формирования составляют основу сил Единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Но напомню, мы говорим о системе, поэтому следует ответить более развернуто. Итак.

Во-первых, силы гражданской обороны состоят из: спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы, штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальных формирований.

Они решали задачи по ликвидации ЧС во время аварий на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская», во время природных пожаров в европейской части России, аварии на АЭС в Японии, ЧС в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке, в Сибири, на других крупномасштабных ЧС, а также в международных спасательных и гуманитарных операциях.

Во-вторых, Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования также выполняют задачи в области гражданской обороны в особых случаях.

В качестве примера можно привести ситуацию в Крымске, где в ликвидации ЧС совместно работали спасатели, пожарные, военнослужащие МЧС России, Минобороны России, МВД России, других федеральных структур, силы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кстати! Также очень активно работали волонтеры.

– Раз уж мы обозначили спасательные воинские формирования МЧС России как основу РСЧС при решении задач гражданской обороны и защиты населения, то давайте рассмотрим, что они сегодня представляют из себя?

– Военнослужащие спасательных воинских формирований проходят службу на воинских должностях в МЧС России, его территориальных органах и организациях.

На вооружении спасательных воинских формирований МЧС России находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с нормативными документами. И это приоритет нашей работы. Та же экипировка, питание, условия быта и многое другое – в зоне нашего пристального внимания.

– Владимир Андреевич, а какое место собственно МЧС России занимает в системе управления ГО?

– По большому счету все, чем мы с вами занимаемся, и есть гражданская оборона и защита населения. Все функции и задачи нашего Министерства так или иначе отвечают ее целям и задачам. А если более определенно, МЧС России – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

МЧС России в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Так что, можно сказать, МЧС – всему голова.

– В МЧС России создана эффективная система управления в кризисных ситуациях – действует Центр управления в кризисных ситуациях на федеральном уровне и аналогичные структуры – на уровне субъектов Российской Федерации. Очевидно, что они входят в систему гражданской обороны, но каким образом они в нее встроены?

– Национальный центр управления в кризисных ситуациях и региональные ЦУКСы МЧС России являются важнейшей составной частью системы управления гражданской обороны России.

Именно на центры управления в кризисных ситуациях МЧС России возлагаются задачи по управлению силами при проведении аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при борьбе с пожарами, при проведении эвакуации населения и осуществлении жизнеобеспечения населения в безопасных районах, а также при решении ряда других задач гражданской обороны.

Кроме того, Национальный центр управления в кризисных ситуациях, региональные ЦУКСы МЧС России реализуют одну из основных задач гражданской обороны – это защита населения, подготовка к эвакуации, а также информирование органов управления об опасностях и угрозах. Такой подход позволяет значительно повысить защиты населения в мирное и военное время.

В работе ОДС НЦУКС в повседневном режиме задействованы различные информационно-управляющие системы, но главное – это люди. У нас работают профессионалы в области кризисного управления, готовые решать сложнейшие головоломки одновременно. На севере – морозы и соответствующие проблемы, на юге – ливни с дождями, на востоке – землетрясения, а западе – боеприпасы на дне моря обнаружены… И так – каждый день, и нередко – каждый час. Страна у нас такая – великая. И сложная для спасателей.

– Какие системы ЦУКС МЧС России работают непосредственно над выполнением задач гражданской обороны?

– Все. Подробное перечисление займет слишком много места, а если коротко, то самыми «рабочими» на сегодняшний день я бы назвал в первую очередь систему оперативного управления – мощный инструмент поддержки принятия решений, направленных на ликвидацию ЧС. Не менее важна автоматизированная система радиационного мониторинга, задействованная на территории России и Республики Беларусь. Также эффективно работает система контроля передвижения оперативных машин (расчетов) МЧС России с использованием системы ГЛОНАСС. В работе ЦУКС применяется уникальная система контроля над состоянием воздушного бассейна Москвы. АСДМ «ЛИДАР», предназначенная для обнаружения крупных аварий и обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в зоне аварий. И ряд других информационно-управляющих систем гражданской обороны и защиты населения.

– Насколько мне известно, посредством такого рода систем осуществляется и международное взаимодействие. Вы уже упомянули Республику Беларусь…

– МЧС имеет более 60 двусторонних и ряд многосторонних соглашений по вопросам гуманитарного реагирования и взаимной помощи. В соответствии с достигнутыми договоренностями между МЧС России и зарубежными странами и организациями обеспечивается совместная работа:

– с Системой уведомления о промышленных авариях Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН – о трансграничных промышленных авариях (контактные пункты государств, подписавших Конвенцию 37);

– с Генеральным директоратом по окружающей среде Комиссии Европейских сообществ (г. Брюссель) – о раннем оповещении о ЧС, запросам и предложениям об оказании помощи (через Центр мониторинга и информации Комиссии европейских сообществ (КЕС);

– с членами Содружества Независимых Государств (в соответствии с решениями Межгосударственного совета стран СНГ по чрезвычайным ситуациям) – о предупреждении и ликвидации последствий ЧС (через дежурные службы).

Также осуществляется информационный обмен с ОДС соответствующих министерств и ведомств стран СНГ и приграничных государств.

Помимо этого МЧС России принимает участие в создании Центра управления в кризисных ситуациях в Республике Венесуэла, в рамках АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) в создании Центров управления в кризисных ситуациях стран, входящих в блок АСЕАН (Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Филиппины, Сингапур, Малайзия).

Налажено функционирование Российско-Сербского гуманитарного центра. Кстати, в Сербии в этом году мы завершили первый этап работ по разминированию территорий. Ежегодно проводятся десятки гуманитарных операций. Только в этом году мы провели их более сорока.

Только санитарных рейсов с начала года выполнено нашей авиацией уже более двадцати. Причем из различных уголков мира.

– Да, общеизвестно, что в МЧС России довольно мощная авиация.

– В составе воинских спасательных подразделений ведущее место занимают авиационно-спасательные центры. У нашей авиации 65 воздушных судов различной оснащенности. Это и дальнемагистральный Ил-62, и многоцелевой Ил-76. Это и наш труженик, пожарно-спасательный самолет-амфибия Бе-200ЧС, тяжелые «вертушки» Ми-26, Ми-8, Ка-32. Равно как и все спасательные центры МЧС, как спасательные воинские формирования ГО, наша авиация – летчики, штурманы, диспетчеры, техники – работают в круглосуточном режиме готовности к предупреждению и ликвидации любой ЧС. Так работали этим летом в Сибири, когда пришлось стабилизировать ситуацию с лесными пожарами, в Сербии, Боснии, Герцеговине… Провели более 40 международных гуманитарных операций.

В конце концов, что по большому счету стоит за теми же санитарными рейсами авиации МЧС России? Да то, что, по нашему глубокому убеждению, человек, который попал в беду, неважно где, все равно находится под защитой государства. Его могут бросить турфирмы, страховые компании, но не государство. А значит, нам работать.

– Очевидно, система ГО и защиты населения – структура многоуровневая, многопрофильная, широко интегрированная в самые различные отрасли экономики и управления. А как организуется финансирование и материально-техническое обеспечение гражданской обороны?

– Хороший вопрос. Без финансирования невозможно обеспечить достойную защиту населения. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий является расходным обязательством субъекта управления, проводящего соответствующие мероприятия: организации – в пределах своей компетенции, муниципальных образований – на территории муниципального округа, субъектов Российской Федерации – на территории субъекта Российской Федерации.

Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований МЧС России, является расходным обязательством Российской Федерации.

Денег не бывает много. Поэтому каждый рубль, выделенный на гражданскую оборону и защиту населения должен приносить реальный результат по спасению жизней, уменьшению ущерба.

– Что сегодня представляет собой база гражданской обороны? Я имею в виду не только системы управления и защиты, резервы…

– Главная ценность нашей системы – ее сотрудники. Управленцы, пожарные, спасатели, летчики, врачи, психологи – профессионалы высочайшего класса.

В современном мире риски крупномасштабных чрезвычайных ситуаций возрастают. Появляются новые виды эпидемий и болезней. Не становится более благоприятной и международная обстановка. Формируются новые риски для людей – меняется климат, привычная природная и социальная среда…

Таким образом, в современных условиях мероприятия гражданской обороны и защиты населения от различных угроз и вызовов становятся все более востребованными. Спектр задач, решаемых гражданской обороной, не только не уменьшается, а, наоборот, значительно расширяется.

В связи с тем, что угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций сохраняются, такие аварии, как на Чернобыльской АЭС или на Фукусиме, в принципе, могут произойти где угодно. Мы должны быть готовыми к новым вызовам современности. При этом основными способами защиты населения по-прежнему остаются использование системы инженерной защиты, средств индивидуальной защиты, эвакуация из зон действия поражающих факторов.

Необходимо следить за готовностью имеющихся пунктов управления, фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и систем оповещения.

В настоящее время МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ведется активная работа по совершенствованию системы инженерной защиты и повышению ее готовности к использованию по предназначению. Во многих субъектах Российской Федерации ведутся работы по модернизации систем защиты населения.

В целях повышения готовности объектов гражданской обороны, сил и средств ежегодно организуется проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций.

– Что можно сказать о перспективах гражданской обороны, точнее, о том, что обеспечивает возможность дальнейшего развития системы?

– Совершенно очевидно, что роль ГО в современных условиях требует серьезного осмысления. Это касается и комплексной оценки перспектив вооруженной борьбы, природно-техногенных, иных угроз, и современных подходов к защите населения, а также совершенствования системы гражданской обороны как важной компоненты государства и общества.

Итак, обеспечивает дальнейшее развитие ГО.

Первое и главное – профессионалы. Подготовленные, мотивированные специалисты: управленцы, спасатели, пожарные, летчики, готовые по приказу и по зову сердца выполнять задачи гражданской обороны по защите населения, сохранению жизни и здоровья людей.

Второе. Защита населения. Эффективная система защиты граждан от опасностей и угроз, решение проблем безопасности жизнедеятельности, стабильности потенциально опасных и социально значимых объектов, транспортной инфраструктуры, энергетики, связи...

Третье. Система управления – современная высокотехнологичная, базирующаяся на основе системы государственного управления на федеральном уровне и на местах, включая информационно-управляющие комплексы, космический и геостратегический мониторинг, прогнозирование ЧС и т.д.

Четвертое. Силы ГО. Подготовленные к действиям в сложных условиях, оснащенные современной техникой и технологиями и специализированными комплексами. Мобильные и готовые работать в обстановке радиационной и химической опасности, в тропиках, в Арктике, везде, где потребуется, силы ГО.

Пятое. Эффективная система реагирования, обеспечивающая взаимодействие систем управления сил, федеральных структур и технологий, готовая оптимально перераспределить возможности подразделений по территориям и приоритетам задач. Резервы финансовых и материальных средств, позволяющие восполнять запасы и обеспечивать потребности людей. Мобильные пожарно-спасательные, инновационные кластеры комплексной безопасности людей, обеспечивающие устойчивое функционирование объектов экономики, транспорта, коммуникаций в условиях угроз крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера.

И последнее. Современная нормативная и правовая база и нормативные технические требования в области ГО, реально обеспечивающие защиту населения и стабильное, устойчивое развитие страны.

По моему мнению, ученые, специалисты, эксперты должны тщательно проработать все перспективные направления развития ГО и подготовить обоснованные, выверенные предложения.

– И в заключение, Владимир Андреевич, что бы Вы пожелали в канун 80-летия гражданской обороны ветеранам и личному составу?

– Уважаемые ветераны! Я выражаю глубокую признательность и благодарность за тот труд, который вы вложили в дело создания и укрепления гражданской обороны. За те боевые и трудовые победы, которые вы одержали для нашего спокойствия и благополучия.

Вся ваша жизнь, друзья – яркий пример беззаветного служения Родине. Многие из вас продолжают активно трудиться в рядах нашего Министерства. На вашем примере мужества и самоотверженности воспитывается молодое поколение, призванное продолжать дело развития гражданской обороны и защиты нашего общества и государства.

Мы в свою очередь постараемся приумножить успехи, достигнутые за прошедшие годы, и построить современную систему гражданской обороны, способную предотвращать и ликвидировать любые чрезвычайные ситуации.

В заключение хотел бы сердечно поздравить ветеранов, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС и весь коллектив МЧС России с 80-летием гражданской обороны! Желаю крепкого здоровья и благополучия, новых успехов в службе на благо нашего Отечества! Пусть ваш профессионализм, ответственность и преданность делу и в дальнейшем служат развитию гражданской обороны и защиты населения!

– Спасибо, Владимир Андреевич. Позвольте от имени редакции и читателей «Вестника» поздравить Вас и в Вашем лице всех сотрудников МЧС России с этим знаковым для всех нас юбилеем и пожелать Вам успехов в очень нелегкой работе по дальнейшему развитию нашего Министерства и системы гражданской обороны и защиты населения. Пусть всегда рядом с Вами будут надежные соратники и верные друзья!

Беседовала Ирина Тарасова

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Историческая справка

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР № 606 "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР". В 1995 г. Указом Президента РФ 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации. 17 апреля 1991 г. - постановлением Совета Министров РСФСР № 207 заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем Российского корпуса спасателей. 30 июля 1991 г. - постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).


10 января 1994 г. - Указом Президента РФ № 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ГКЧС России преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Ему также переданы функции Госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.

Структура МЧС России

В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 принято Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В соответствии с Положением МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.


МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.


В систему МЧС входят:
1. центральный аппарат;
2. территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;
3. Государственная противопожарная служба МЧС РФ;
4. войска гражданской обороны;
5. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ;
6. аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС РФ.


МЧС России возглавляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В Указе Президента (от 11 июля 2004 года N 868) устанавливается предельная численность работников центрального аппарата МЧС РФ в количестве 825 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 140 лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС РФ и 250 военнослужащих войск гражданской обороны, предельная численность работников территориальных органов МЧС РФ в количестве 26 900 единиц. Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Основные функции МЧС России

МЧС России осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет Президенту РФ и (или) в Правительство РФ:

  1. предложения по формированию основ государственной политики, проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  2. предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  3. предложения о введении чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае возникновения ЧС;
  4. ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера;
  5. предложения по организации реагирования при ЧС регионального, федерального и трансграничного характера, по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате ЧС;

2) разрабатывает и утверждает (устанавливает):

  1. положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования ЧС;
  2. методики оценки ущерба от ЧС, классификации и учета ЧС, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований;
  3. порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, а также положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;
  4. инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) организует:

  1. работу по предупреждению и ликвидации ЧС федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих ЧС;
  2. планирование в установленном порядке действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны РФ, подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами РФ действиям в целях обороны РФ;
  3. информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  4. подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для войск гражданской обороны, Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;
  5. методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;
  6. проведение в установленном порядке аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;
  7. проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития РСЧС, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;
  8. формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению РФ и иностранных государств, а также эвакуацию граждан РФ из иностранных государств в случае возникновения ЧС;

4) осуществляет:

  1. надзор за выполнением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по ГО и пожарной безопасности, а также по защите населения и территорий от ЧС в пределах своих полномочий;
  2. руководство деятельностью Государственной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;
  3. управление в установленном порядке РСЧС методическое руководство органами исполнительной власти при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
  4. в пределах своей компетенции меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности;
  5. разработку и контроль за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
  6. международное сотрудничество в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, а также поддержку международных гуманитарных проектов, программ и операций.

Символика МЧС России

Основным символом МЧС РФ является Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны - голубой треугольник в круге оранжевого цвета.


Эмблема МЧС России учреждена Указом Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1231 " О флаге и геральдическом знаке - эмблеме министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". По степени информативности эмблема разбита на три уровня: большая, средняя и малая. Большая эмблема представляет собой изображение двуглавого орла со щитом оранжевого цвета на груди. В центре щита расположена Белая Звезда Надежды и Спасения.


Эта эмблема используется на флаге, штандарте министра, ведомственных наградах, переходящих вымпелах и нарукавном знаке министра. Средняя эмблема представляет собой изображение двуглавого орла, на груди которого расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Она используется на знаменах, вымпелах, нарукавных знаках, ведомственных наградах, при оформлении территорий и помещений военных городков, а также на рекламной, сувенирной и печатной продукции. Малая эмблема представляет собой Белую Звезду Надежды. Она используется на нарукавных и нагрудных знаках, ведомственных наградах, для маркировки техники и имущества.

Эмблемы МЧС России:
а) большая; б) средняя; в) малая (Белая Звезда Надежды)


Контрольные вопросы

2. В каком году образовано МЧС России?
3. Какие органы входят в МЧС России?
4. Какие функции выполняет МЧС России?
5. Что вы знаете о символике МЧС?