История. Речевой этикет в российской империи Законодательные акты как исторический источник

Задание 1. Перед вами извлечения из произведений французских философов, размышляющих о необходимости преобразования общества на основе научного знания и гуманистических ценностей. В своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. Прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи Просвещения. Ответ запишите.

«...Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, - свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.
Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...» (Ш. Монтескье),
«...Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви - это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец.
Религия причиняет... только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню...
Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный - это деспотизм священников...
Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами...» (Вольтер).
«Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах...
Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор...» (Ж.-Ж. Руссо).
«Под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их.
...Насилие делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. Но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими.
...Всякое средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, - безбожно.
...Всякое средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно.
Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать» (Д. Дидро).

Главной задачей философов видится устройство справедливого общества таким образом, чтобы свобода личности, главной ценности общества по мнению просветителей, не могла быть никоим образом ущемлена или ограничена. При этом непременной составляющей свободы является свобода разума от любых догматических идей, а любое насильственное насаждение законов - безнравственным.

Задание 2. Используя тексты задания 1 и § 20, начните заполнять таблицу.

Мыслители эпохи Просвещения Основные идеи их учения и главные ценности Исторические события XVIII в., в которых отразились эти идеи
Дж. Локк Всеобщее равенство. Право на жизнь, свободу и собственность. Разделение властей. «Славная» революция, конституция США
Вольтер Просвещенная монархия. Свобода, равенство, собственность. Отказ от института церкви.
Ш. Монтескье Разделение властей, свобода личности и неприятие деспотизма Конституции США и Франции XVIII века.
Ж.-Ж. Руссо Власть принадлежит всему народу. Равноправие, всеобщее избирательное право, отказ от частной собственности. Великая Французская революция
Д. Дидро Равноправие и права личности, народное представительство, неприятие деспотизма. Великая Французская революция
А. Смит Главным источником богатства является труд.
Свобода конкуренции и торговли, легкие налоги.
Война за независимость английских колоний в Сев. Америке

Задание 3. В приведенном перечне отметьте слова и словосочетания, которые отражают особенности идеологии просветителей.

а) олицетворяли феодальный общественный порядок; б) идеал государственной власти - конституционная монархия или республика; в) верили в силу и способность народа изменить существующий мир ; г) олицетворяли капиталистический общественный порядок ; д) выдвинули лозунг «У подданных прав нет, есть одни обязанности»; е) видели в народе рабочую силу для удовлетворения своих нужд и потребностей; ж) носителями идеологии являлись буржуазия, новое дворянство, горожане, лавочники, крестьяне, ремесленники, торговцы ; з) предлагали оставить неприкосновенной сеньориальную собственность, сохранить все феодальные повинности; и) идеалом государственного устройства выступает абсолютная монархия; к) науку и искусство использовали как средства утверждения своих идей ; л) считали церковь главной своей опорой, а религию непременным атрибутом государства; м) выступали за ограничение, отмену сеньориальных повинностей ; н) ценили в человеке исполнительность, богобоязненность, терпение, знатное происхождение; о) выдвинули лозунг «Все смерт ные равны» ; п) объявили войну церкви и провозгласили культ разума, которым хотели заменить веру в Бога.

Примечание. Пункт «Г» подчеркнут потому, что почти все просветители выступали за право на собственность, и только Руссо выступал против частной собственности. Пункт «И» не подчеркнут потому, что за абсолютизм, пусть и «просвещенный», выступал только Вольтер, тогда как остальные за конституционную монархию или республику.

Задание 4*. В романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» современники услышали голос поднимающейся буржуазии.
Прочитайте отрывок из романа и подчеркните красным цветом доводы отца в пользу удела среднего человека, другим цветом (зеленым) мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. Придумайте и напишите его ответ отцу.

Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно... мой удел - середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов ...
Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия ... умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия - его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом ... Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.
Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная ни великих открытий, ни достижений ума человеческого. Я же стремлюсь к познанию окружающего мира и, с настойчивостью и трудолюбием, переделываю его вопреки судьбе для собственного блага.

После публикации роман Дефо пользовался большой популярностью. Читатели говорили, что им особенно понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.

Уважаемый читатель. В романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ нового человека - современника эпохи, с его неистребимой верой в собственные силы, нежеланием мириться с судьбой, стремлением переделать мир, вопреки сложившимся условиям.

Задание 5. Английский живописец XVIII в. Уильям Хогарт прославился произведениями, бичующими пороки современников. Одна из знаменитых серий гравюр называлась «Брак a la mode» («Модный брак», или «Брак по моде своего времени»).
Рассмотрите внимательно первый лист серии. Найдите главных героев. Придумайте им имена и биографии (положение в обществе, жизненный путь и т. д.). Запишите свои мысли в тетрадь.

Задание выполняется самостоятельно (придумайте имена и биографии). Главные герои представлены знатным аристократом и разбогатевшим простолюдином, сидящими за столом. И их детьми, дочерью простолюдина, заигрывающей с каким-то молодым человеком, и сыном дворянина, любующимся на свое изображение в зеркале. Оба абсолютно безучастны к происходящему и друг к другу. В браке заинтересованы отцы, но не дети. Биографии героев достаточно типичны для своего времени. Знатный аристократ, некогда богатый, но сохранивший влияние при дворе, разорен и чтобы покрыть многочисленные долги вынужден женить сына на дочери богатого простолюдина, который разбогател своим трудом, или трудом нескольких поколений семьи, и стремится приобрести связи в высшем обществе. Невеста, наверняка, избалована, а жених привык уделять внимание лишь самому себе.

Как вы думаете, какое событие изобразил автор? Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать это? Придумайте и запишите в тетрадь небольшую театральную сценку, повествующую о том, что происходит. Подумайте, что могло бы стать предметом беседы героев произведения. Разбившись на пары, придумайте и запишите их диалог. Прочитайте его по ролям.

Предметом оживленной беседы могли стать условия брака и величина приданого, о чем могут говорить присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ.
Диалог составьте самостоятельно, например: «У вас очень много долгов», «Мое имя и положение дорогого стоят», «И сколько же вы хотите?», «Нууу, … фунтов», «Позвольте, как можно столько требовать?»
Если вам трудно выполнить задание, воспользуйтесь «подсказками».
В XVII в. накануне революции в Англии получили широкое распространение браки между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества. Знатному сынку приходилось обивать пороги какой-нибудь лондонской купчихи, чтобы ее отец-суконщик согласился породниться с обнищавшим графом или бароном. В Лондоне был широко известен разбогатевший купец по имени Джосия Чайльд, который сумел получить дворянский титул, а позднее выдал свою дочь за представителя одной из самых знаменитых аристократических фамилий страны - герцога Бьюфорта, дав за ней 50 тыс. фунтов стерлингов приданого.
Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии «Брак a la mode». Подумайте, как могли бы развиваться события дальше. Дайте название каждой гравюре.

1. «Брачный контракт»
2. «Похождения графа»
3. «Будуар графини»
4. «Печальный конец»
Примечание. В действительности в цикле «Модный брак» шесть картин: 1. «Брачный контракт», 2. «Вскоре после свадьбы», 3. «Визит к шарлатану», 4. «Будуар графини», 5. «Дуэль и смерть графа», 6. «Смерть графини». Основной лейтмотив цикла - безнравственность подобных браков. Из представленных названий картин Вы можете выбрать свой вариант ответа.

Нарисуйте вашу версию последнего листа серии «Брак a la mode». Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?
Этот пункт задания выполняется самостоятельно.

Задание 6. Современники сравнивали «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

Авторами «Энциклопедии» были многие выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения, и для читателя становилось ясно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

Задание 7. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света.

Задание выполняется самостоятельно. Например, можно изобразить «Мыслителя» Родена, или знамя с девизом «Свобода и равенство».

Задание 8. В 1726 г. был опубликован роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», в котором герой путешествует в «отдаленные страны».
Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к путешествиям Гулливера. Определите, к каким именно. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками.

Нажми, чтобы увеличить

На рисунке отметить: 1. Путешествие в страну лошадей - гуигнгнмов. 2. Путешествие в Лилипутию, 3. Путешествие в Лапутию, 4. Путешествие в страну великанов - Бробдингнег.

Задание 9. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите их и иллюстрации учебника.
Отметьте те произведения, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения. Запишите в тетрадь несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: «Здесь изображены люди века Просвещения, потому что...»

Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои переживания и мысли, а изображенные сюжеты правдивы и искренни.

Задание 10. Перед вами два натюрморта. Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено.

На картине Клааса мы видим небрежно сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображены простая еда и непритязательные предметы обихода.

Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения? Какие особенности эпохи нашли воплощение в натюрмортах?

Мы знаем Клааса Хеда как эстетически изысканного художника, аристократичного в выборе изображаемых предметов, тогда как Шарден, прозванный «певцом третьего сословия», изображал бесхитростный, подчас скудный, мир тружеников. По моему мнению, отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий.

Задание 11. В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть такой диалог.
Розина, Вечно вы браните наш бедный век.
Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?
Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа.

В комедии Бомарше высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, тормозившие современное развитие страны и служившие причиной нарастания социальных противоречий.

Задание 12. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Там, где когда-то было вдоволь смеха,
Пастух уныло бродит до рассвета.
Вот это времена!
Там, где когда-то весело встречали Рождество,
Найдешь помет овечий и больше ничего.
Вот это времена!
В какой стране и в каком веке могло быть написано это стихотворение? Какое явление заставило поэта его написать? Как относится сам поэт к изменениям в сельском хозяйстве? Почему вы так думаете?

Указанное явление - огораживание, процессы которого начались в Англии в XVI веке и приняли наибольший размах в XVII-XVIII вв. Отношение автора строк - отрицательное, так как делается акцент на сравнении веселого праздника и овечьего помета.

Задание 13. В оценке процесса огораживаний ученые-историки придерживались самых разных точек зрения. Одни видели в этом только источник бедствий для крестьян-арендаторов и мелких собственников, лишившихся своего хозяйства (при этом многие из них превратились в нищих бродяг), другие указывали на положительные последствия этого процесса - общий подъем сельского хозяйства, снижение цен на зерно и др. А как вы оцениваете значение огораживаний? Напишите об этом.

Огораживания, помимо вышеуказанных положительных последствий, имели решающее значение для экономики Англии, создав сырьевую базу для развития текстильной промышленности и условия для накопления капитала, но, средства проведения огораживаний были крайне жестокие.

Задание 14. Представьте себе, что вы английский журналист, интересующийся организацией труда на фабриках и положением фабричных рабочих. Вам часто присылают различные документы и статьи по данному вопросу. Вот и сегодня вам принесли пакет. Прочитайте эти бумаги и напишите статью.
Анонимная жалоба
Мой жаркий пот, мой тяжкий труд
Меня лишь к жалобам ведут.
И я в отчаянье проклял
Тот день, когда в сей мир попал.
Ни шиллинга мне не сберечь!
Придется нищим в землю лечь...
Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 г., сообщавшего своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих.
Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков... и т. п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших астматических и увечных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь...А вот свидетельства очевидцев о фабричных детях.
Плетку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников при самой малой провинности, но и для того, чтобы подстегивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну... Если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы.
...Бескровные и дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот... искривленный позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах.
Далее шло письмо с описанием фабрики.
Чтобы не оставлять неиспользованного места, фабрики строят в несколько этажей, по возможности невысоких. Большинство помещений занято машинами. Фабрики часто работают день и ночь. Для этого употребляют большое количество свечей, но почти ничего не делается для вентиляции.
У вас на столе давно уже лежала выписка из статьи экономиста Адама Смита, написанной им еще в 1776 г.
Не может быть признано процветающим общество, большая часть которого находится в бедности и нищете. Кроме того, сама справедливость требует, чтобы те, кто кормят, одевают и доставляют жилище всему обществу, получали такую часть произведений своего труда, которая достаточна для доставления им удовлетворительной пищи, одежды и жилища.

Условия труда на новых фабриках крайне тяжелые по многим причинам. Жесткий график работы, продолжительный рабочий день, тяжелый труд и плохое питание, плохие условия труда, высокий травматизм, низкая заработная плата. На предприятиях часто работают семьями, включая маленьких детей, без какой-либо перспективы вырваться из этого мира.

Задание 15. Пользуясь текстом § 22 учебника, составьте таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

Дата Изобретатель Изобретение Значение изобретения
1733 Джон Кей Летающий челнок Автоматический челнок
1765 Джеймс Харгривз Механическая прялка Увеличение объемов обрабатываемого сырья
1767 Хейс Прядильная машина Механизация прядения
1774 - 1784 Джеймс Уатт Паровая машина Возможность повсеместного применения машин
1784 Корб Прокатный стан Производство полосового железа
1785 Эдмунд Картрайт Механический ткацкий станок Производительности труда выросла в 40 раз
1797 Генри Модсли Токарный станок Обработка металла

Задание 16. Выберите правильный ответ.
Для осуществления промышленного переворота в Англии требовались следующие условия:

а) свободные люди, лишенные собственности ; б) наличие свободных денег в руках богатых людей ; в) существование парламента; г) двухпартийная политическая система; д) рынок сбыта товаров .

Задание 17. Объясните понятия.

Аграрная революция - процесс, характеризующийся сосредоточением земли в руках крупных собственников, использованием наемного труда и исчезновением крестьянства и ростом продуктивности сельского хозяйствава.
Промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
Луддизм - стихийное движение разрушителей машин в начале XIX в. в Англии.

Задание 18. Как вы думаете, что дало основания фермеру из штата Вермонт писать в середине XVIII в. своим родным в Англию:
«Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два с половиной года назад и с тех пор ни разу не платил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклона перед каким бы то ни было господином»?
Напишите свой ответ.

Английские колонии в Северной Америке изначально формировались как сообщество равных свободных людей, лишенное сословных привилегий, религиозных преследований. К тому же свободной земли было много и не было необходимости ее покупать или брать в аренду, как в родной Англии.

Задание 19. Заполните пропуски.

Бенджамин Франклин известен как политик , американский философ , ученый , экономист . С семнадцати лет он начал самостоятельную жизнь «человека, который всем обязан самому себе» .
Франклин испробовал много специальностей, а затем уехал в Англию и работал там печатником . Вернувшись в Америку, он поселился в Филадельфии, где открыл писчебумажную лавку, в которой продавались и книги. Затем Франклин организовывает первую публичную библиотеку , основывает Академию , положившую начало Пенсильванскому университету , и, наконец, издает газету. Затем он начинает серьезно заниматься политикой. При его активном участии американские колонии отделились от Англии . Франклин был американским послом во Франции. Его последним прекрасным поступком стало подписание петиции о запрещении рабства.

Задание 20. Выберите правильный ответ.

Формированию североамериканской нации способствовали:
а) складывание единого внутреннего рынка ; б) общая историческая судьба ; в) общий язык (английский) ; г) преданность английскому парламенту; д) единая религия ; е) стремление к укреплению монархической формы правления.

Первую победу над английскими войсками отряд американских колонистов одержал в 1775 г. около города:
а) Бостон; б) Нью-Йорк; в) Филадельфия; г) Конкорд ; д) Лексингтон.

Задание 21. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными утверждениями.

Причинами Войны за независимость английских колоний в Северной Америке послужили:
1) запрет английского короля и парламента вести морскую торговлю на судах, принадлежащих колонистам;
2) стремление английского короля усилить в колониях влияние католической церкви;
3) запрет английского парламента основывать в колониях мануфактуры, производящие изделия из железа;
4) препятствие английского парламента эмиграции в Северную Америку;
5) королевский указ о запрещении колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы;
6) запрет английского парламента на издание жителями колоний своих газет и журналов;
7) запрет английского парламента на производство в колониях тканей;
8) введение метрополией гербового сбора;
9) отсутствие у жителей колоний своего представительства в английском парламенте;
10) стремление жителей колоний к свободе и равенству.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ - + - + - + + + +

Задание 22. На контурной карте обозначьте границу, западнее которой колонистам не разрешалось занимать земли; подпишите города Бостон, Филадельфию, Конкорд, Саратогу, Нью-Йорк, Йорктаун; отметьте границы 13 первоначальных штатов и границы США, установленные по мирному договору с Англией.


Нажми, чтобы увеличить

Задание 23. Французский историк А. де Токвиль (XIX в.) отмечал, что в период составления конституции у американцев было две задачи - сохранить особенность каждого штата и в то же время объединить весь народ в союз.
Разгадайте кроссворд, и по вертикали вы прочитаете, как решилась эта задача. Раскройте сущность этого понятия.
1. Автор Декларации независимости США. 2. Коренное население Америки. 3. Город, где была принята Декларация независимости США. 4. Название одного из индейских племен в Северной Америке. 5. Английский изобретатель эпохи промышленного переворота. 6. Корабль, на котором отцы-пилигримы прибыли в Северную Америку. 7. Сборник основных законов государства. 8. Командующий американской армией в годы Войны за независимость. 9. Территория, зависимая от метрополии.

Ответы: 1. Джефферсон. 2. Индейцы. 3. Филадельфия. 4. Ирокезы. 5. Картрайт. 6. Мэйфлауэр. 7. Конституция. 8. Вашингтон. 9. Колония.
Федерация - союзное государство, сочетающее полновластное центральное правительство с самостоятельностью членов, сохраняющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Задание 24. Объясните выражение «Нет налогов без представительства!».

Английские колонисты не имели представительства в английском парламенте и до введения гербового сбора не платили налогов, направляемых непосредственно для Англии. Введение налога без представительства в парламенте воспринималось как тирания и нарушение прав колонистов.

Задание 25. Объясните термины и понятия.

Законтрактованный слуга - иммигрант, заключивший кабальное соглашение на определенный срок, при условии его перевозки в Северную Америку.
Лоялист - североамериканский колонисты, выступавшие против независимости колоний и за сохранение английского господства.
Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство.

Задание 26. Используя помещенную ниже карикатуру современника происходивших событий, опишите ситуацию, вызвавшую создание этого рисунка.

Протестуя против введения гербового сбора и призывая к его неуплате, колонисты сборщиков налога мазали дегтем, вываливали в перьях и выставляли напоказ под оглушительный шум.

Задание 27. После «Бостонского чаепития» в колониях стали распространяться листовки, призывающие к разрыву с метрополией. Перед вами одна из таких листовок, посвященная событиям 5 марта 1770 г., когда в Бостоне пролилась первая кровь: английские солдаты стреляли в мирных жителей, несколько человек были убиты. Представьте себе, что вы являетесь современником этих событий и сторонником разрыва с метрополией. Нарисуйте листовку, которая пробуждала бы стремление к независимости.

Задание выполняется самостоятельно. Изобразить можно факел свободы и многое другое, вплоть до пиявки в лице Англии, присосавшейся к колониям, и лозунга «сбросим оковы».

Задание 28. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы со следующими утверждениями.

В результате победы колоний в Войне за независимость:
1) образовалось независимое государство США;
2) в состав США вошли 15 штатов;
3) к власти пришли плантаторы-рабовладельцы и национальная буржуазия;
4) был разрешен доступ к западным землям;
5) индейцам вернули значительную часть их земель;
6) были уничтожены почти все помехи для развития капитализма;
7) было уничтожено рабство.

1 2 3 4 5 6 7
+ - - + - + -

Задание 29. Внимательно рассмотрите схему «Высшие органы власти в США по Конституции 1787 г.». Запишите, какие идеи мыслителей эпохи Просвещения, на ваш взгляд, нашли здесь свое отражение.

Принципы народного верховенства, естественного равенства людей и разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

    Основные направления развития России в XVIII в.

    Законодательные акты как исторический источник.

    Материалы делопроизводства государственных учреждений.

    Периодическая печать.

    Литературно-публицистические произведения XVIII в.

1. Основные направления развития России в XVIII в.

До середины XVIII в. в Росси продолжалась стадия развитого феодализма, с середины века начался процесс разложения феодализма и формирования буржуазных отношений, начался период перехода России к капитализму, то есть период буржуазной социальной революции, который продолжался до начала XX в.

Главными в развитии российского общества были следующие процессы.

В экономической и социальной сферах:

1) развитие мануфактурной промышленности и возникновение в середине XVIII в. буржуазных мануфактур;

2) укрепление феодального землевладения, слияние двух форм феодального землевладения – поместья и вотчины в единую наследственную форму землевладения, получившую название "поместье" (отсюда – класс помещиков);

3) слияние двух феодальных сословий – боярства и дворянства в единый класс-сословие, получивший общее название "дворянство";

4) ужесточение крепостного права и приравнивание всех категорий крестьянства к холопам.

В политической сфере:

1) превращение в начале XVIII в. сословно-представительной монархии в абсолютную;

2) замена титула "царь" в 1721 г. титулом "император", превращение России в империю;

3) появление в России первых общественных организаций в середине XVIII в.;

4) появление периодической печати как части сферы социального управления.

2. Законодательные акты как исторический источник

Законодательные источники XVIII в. увеличиваются по количеству и приобретают многообразие по форме. Нового общероссийского свода законов в XVIII в. принято не было. Уложенная комиссия, созванная по распоряжению Екатерины Второй и работавшая на протяжении 1767-1768 гг., начала составление нового свода законов, который должен был заменить устаревшее Соборное Уложение 1649 г. Однако Уложенная комиссия не завершила свою работу и была распущена Екатериной Второй из-за острых разногласий среди депутатов. Действующим законодательством продолжало оставаться Соборное Уложение 1649 г., хотя многие его статьи устарели.

Основными формами законодательства в XVIII в. были манифесты, указы, регламенты, учреждения и уставы , которые имели силу закона. Количество законодательных актов в XVIII веке по сравнению с предшествующим периодом, значительно возрастает и исчисляется тысячами.

Манифесты – это документы, которые издавались в связи с важнейшими событиями в политической жизни страны: объявление состояния войны или мира, изменения в структуре власти и органов управления, такие, например, как восшествие на престол нового монарха и т. д. Период с 1725 по 1762 гг. вошел в историю России как эпоха дворцовых переворотов, когда на российском престоле происходила частая смена монархов. Восшествие на престол каждого нового правителя сопровождалось соответствующим манифестом. Манифесты печатались массовым тиражом и широко распространялись среди населения.

Указы это документы, которые устанавливали новые юридические нормы или отменяли старые и законодательно оформляли важные изменения в политической или экономической жизни страны. Указы делились на три категории: 1) именные указы; 2) указы, объявленные из Сената; 3) сенатские указы. Именные указы – это личные распоряжения императора, направленные в Сенат для исполнения. Указы, объявленные из Сената – это распоряжения императора, на основании которых Сенат составлял текст указа и обнародовал его. Сенатские указы – это распоряжения и постановления Сената по какому-либо конкретному вопросу.

Регламенты – это документы, законодательно определявшие структуру и функции органов государственной власти и органов управления. Эти документы подробно и обстоятельно определяли не только структуру и функции государственных органов, но и главные задачи их деятельности, методы и формы работы, штатное расписание, место и роль среди других органов власти и управления, соотношение и соподчиненность в бюрократической системе, права и обязанности должностных лиц, порядок делопроизводства, систему финансирования.

Учреждения и уставы – это документы, определявшие систему государственного управления на местах.

Важнейшими законодательными актами XVIII века были следующие.

1) "Генеральный регламент" . Был утвержден Петром I в 1720 г. и служил руководством для работы коллегий и других центральных государственных учреждений. В нем определялась структура, штаты, права и обязанности должностных лиц, порядок работы. При составлении всех его 58 глав широко использовалось иностранное законодательство.

2) Регламент Духовной коллегии (Святейшего Синода). Был принят Петром I в 1721 г. Регламент устанавливал место Синода в системе других правительственных учреждений, определял функции Синода, его состав, порядок работы, методы управления церковью как частью государства.

3) Регламент Главного магистрата. Был принят в Петром I в 1721г. Он определял состав, порядок формирования и функции магистратов и ратуш, создаваемых в городах, а также устанавливал формы деления посадского населения. Каждая из 12 созданных Петром коллегий имела свой регламент.

4) "Воинский устав" . Был принят Петром I в 1716 г., обобщал опыт боевых действий русской армии, определял устройство российской армии, порядок ее комплектования, порядок строевой и тактической подготовки.

5) "Морской устав" . Был принят Петром I в 1720г. Определял устройство российского военно-морского флота.

6) "Указ о единонаследии". Был принят Петром I в 1714 г. Указ законодательно оформил слияние дворянского поместья и боярской вотчины: две формы феодального землевладения были уравнены в правах и превратились в единую наследственную форму землевладения, получившую общее название "поместье".

7) "Табель о рангах" . Была принята Петром I в 1722 г. Утверждала новые принципы организации военной и гражданской государственной службы. Все должности в государстве были разделены на 14 рангов. Присвоение более высокого ранга определялось не знатность происхождения, а личными заслугами перед государством.

8) "Манифест о вольности дворянства" . Был принят Петром III в 1762 г. Указ расширил права и привилегии дворянства, освободил дворян от обязательной государственной службы.

9) "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи" было принято Екатериной II в 1775 г. Этот законодательный акт определял структуру, функции, задачи местных органов власти, управления и суда в губерниях и уездах.

10) "Жалованная грамота дворянству". Была принята Екатериной II в 1785 г. Закрепила и расширила сословные права и привилегии дворянства, превратив его в самый привилегированный класс общества, монопольно владеющий землей и крестьянами, освобожденный от обязательной государственной службы. повинностей и налогов, телесных наказаний.

11) "Жалованная грамота городам" . Была принята Екатериной в 1785 г. Этот документ утверждал феодально-сословные принципы деления городского населения.

Особую группу документов представляют собой законодательные акты по внешнеполитическим вопросам. Главными видами таких актов были трактаты, конвенции и договоры России с другими государствами. Внешнеполитические документы XVIII века сильно отличаются от таких же документов предшествующих веков как по форме, так и по содержанию. Они имеют более развитую правовую форму, в них обстоятельно излагаются права и обязанности обеих договаривающихся сторон. Эти документы сопровождаются большим количеством приложений (карты, протоколы. инструкции, дополнительные соглашения). Наиболее важными внешнеполитическими документами XVIII века были договоры, трактаты и конвенции, оформлявшие завершение войн, в которых участвовала Россия:

    Ништадский мирный договор 1721 г. , завершивший Северную войну и закрепивший включение в состав России Балтийского побережья от Выборга до Риги;

    Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. , завершивший русско-турецкую войну 1768-1774 гг., по условиям которого Россия получила право иметь в Черном море военный и торговый флот, а также включила в свой состав Азов и Керчь, установила протекторат над Молдавией и Валахией;

    Георгиевский трактат 1783 г., по которому Восточная Грузия переходила под протекторат России;

    Ясский мирный договор 1791 г., завершивший русско-турецкую войну 1787-1791 гг., в соответствии с которым в состав России были включены Крым и Кубань.

Страница 1

Отмена столбцов и введение листовой формы документа изменили его формуляр (приложение 3). Реквизиты выделились из текста и заняли определенные места на листе бумаги. Генеральный регламент ввел обязательную регистрацию документов в соответствующих журналах, поэтому на документах появились регистрационные номера: входящий и исходящий. Иногда стали обозначать наименование вида документа: рапорт, доношение, сообщение и т.д. В некоторых случаях к нему добавлялось краткое содержание документа (Реляция «об исходе компании»), хотя общее требование – указывать заголовок к тексту (краткое содержание документа) – появится позднее.

Документ начинали с обозначения адресата, который начинался с предлога «в» и писался вдоль верхнего поля листа («В правительствующий Сенат», «В Государственную Берг-коллегию»). Автор указывался под адресатом и в большинстве случаев начинался предлогом «из» («Из Тульского уездного суда»). Далее писали наименование вида документа и, иногда, его краткое содержание («рапорт о получении указа»).

Подпись включала наименование должности, имя и фамилию, иногда титул и следовала сразу за текстом документа. Скрепы проставлялись в правом нижнем углу листа и включали, так же как и подпись, наименование должности или чина, имя и фамилию. Обязательной стала скрепа секретаря.

В коллежском делопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементом формуляра документа дата подписания. Во многих документах она проставлялась под текстом с левой стороны листа («Генваря 21 дня 1753 года»).

Исходящий регистрационный номер писали вдоль поля документа.

При получении документа в левом углу проставляли входящий регистрационный номер и дату получения («Получено июля 15 дня 1745 года»).

Документы в ряде случаев скреплялись печатью. Для каждой коллегии предусматривалась печать с изображением государственного герба и названием коллегии. Приложение печати производилось в присутствии двух свидетелей.

На документах XVIII в. наблюдается большое число отметок, отражающих различные стадии процесса документирования или стадии обработки документов. Прежде всего это резолюция, которую писали на лицевой стороне первого листа. Можно встретить отметки о рассмотрении дела, о том, с кем передали документ, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметки о контроле, о направлении в дело и др.

Для многих документов в XVIII в. разрабатываются «генеральные формуляры» - образцы, по которым следовало их составлять. Создание таких руководств по составлению документов, на которых обучались поколения канцелярских работников, начинается еще в приказном делопроизводстве. «В специальных «образцовых книгах» помещались образцы документов; типы «деловых» бумаг и писем приводились и в азбуках, «письмовниках», предназначенных для чтения и переписывания. Таким образцам пытались следовать и в правительственных учреждениях (центральных и местных), и выборных земских учреждениях, и в канцеляриях крупных феодалов, и «площадные подьячие», писавшие челобитные и другие бумаги». В частности, в указе 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной следовало излагать по пунктам, а титул государя указывать только один раз в начале, что делало документы максимально удобными для чтения.

Несколько ранее – указом от 22 февраля 1714 г. губернаторам предлагалась единая форма ведомости для присылки сведений о производственных сборах налогов и казенных расходах, состоявшая из 22 пунктов.

Власть мятежников
В обращении руководства восстания «К населению крепости и города Кронштадта» говорилось: «Временный комитет озабочен, чтобы не было пролито ни одной капли крови». Накануне ночью радиостанция мятежников впервые вышла в эфир: «Всем! По воле кронштадтских матросов, красноармейцев и рабочих власть в Кронштадте без единого выстрела перешла в...

Упадок роли Турции в международной торговле в конце XVII - XVIII веке. Система «капитуляций»
Ситуация усугублялась экономическим кризисом. Основой экономики Турции было взимание податей с огромного подвластного населения и контроль над традиционными торговыми путями из Индии в Европу – через Персидский залив и Красное море. Проникновение португальцев в Индийский океан само по себе не смогло пошатнуть турецких позиций в данной о...

Детство и юность Ивана III
Иван III родился 22 января 1440 года. Он происходил из рода московских великих князей. Его отцом был Василий II Васильевич Темный, матерью - княжна Мария Ярославна, внучка героя Куликовской битвы В.А. Серпуховского. Через несколько дней после рождения мальчика, 27 января, церковь вспоминала «перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста» ...

Министерство образования Пермского края

Оргкомитет региональных предметных

олимпиад школьников

ГБОУ ДОД «Пермский центр «Муравейник»



История

Задания II (муниципального) этапа

региональной олимпиады

2011/2012 учебный год

7-8 класс ы

Время выполнения 1,5 часа (90 минут)

1. Знаменитая пещера на Урале, известная, благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита

А) Альтамира

Б) Каповая

Г) Мамонтовая Курья

Д) Медвежья

2. Восточнославянские племена, ставшие в будущем основным населением Владимиро-Суздальского княжества

А) Вятичи, кривичи

Б) Волыняне, поляне

В) Голядь, тиверцы

Г) Древляне, северяне

Д) Словене, мурома

3. Русские воины герои Куликовской битвы

А) Евпатий Коловрат

Б) Александр Пересвет

В) Родион Ослябя

Г) Гаврила Олексич

Д) Микула Селянинович

4. Верно ли, что:

1) Архангельск основан по указу Ивана Грозного

2) Семен Дежнев был современником царя Алексея Михайловича

3) Медный бунт произошел при Петре I

4) Опричное войско возглавлял Борис Годунов

5) Засадным полком в Куликовской битве командовал воевода Боброк Волынский

6. Кто являлся современником царя Алексея Михайловича за рубежом и в России

За рубежом

В России

Сигизмунд III

Патриарх Никон

Людовик XIV

В.Н.Татищев

Елизавета I Английская

Семен Дежнев

Ре́мбрандт ван Рейн

А.Д.Меншиков

Карл XI Шведский

А.Л.Ордин-Нащокин


7. По какому принципу образованы ряды

1) Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Танаис

2) М.И.Кутузов, П.И.Багратион, М.Б. Барклай-де-Толли

3) Лжедмитрий I, Тушинский вор, Е.И.Пугачев

4) Шапка Мономаха, скипетр, держава

5) Сталинградская битва, Курская битва, операция «Суворов»

8. Что (кто) является лишним в ряду

1) а) Степан Разин, б) Федор Шелудяк, в) Иван Белобородов, г) Василий Ус

2) а) А. Рублев, б) Ф. Грек, в) Дионисий, г) И. Репин

3) а) Полтава, б) Чесма, в) Ларга, г) Измаил

4) а) А.И. Покрышкин, б) Ю.А.Гагарин, в) В.Н.Терешкова, г) А.А.Леонов

5) а) Зоя Космодемьянская, б) Виктор Талалихин, в) Николай Гастелло, г) Василий Чапаев

9. Соотнесите имя князя и его прозвище. Во втором перечне есть лишнее прозвище

Князь

Прозвище

Святополк Владимирович

Большое гнездо

Ярослав Владимирович

Красное Солнышко

Всеволод Владимирович

Дмитрий Юрьевич

Окаянный

10. Соотнесите даты и события

Дата

События

Стоглавый собор

Принятие Новоторгового устава

Устанавливает отсчет времени по Рождеству Христову

Княжение Ивана III

Любеческий съезд князей

11. Укажите исторические термины, которые объяснены неточно:

1) Ба́рщина – повинность, отбываемая крепостными в пользу помещика.

2) Путь из варяг в греки – направления грабительских походов варягов/норманнов.

4) Колле́гии - органы управления в Российской империи в XVIII веке.

5) Стрельцы – телохранители императора России.

6) Соха – единица податного обложения на Руси в XIII - XVII веках.

7) Стольник – слуга, обслуживающий князя или царя.

8) Тюфяк – пушки, оборонявшие Москву от войск хана Тохтамыша.

9) Чудь – древнерусское название ряда сибирских племён и народов.

12. Верно ли, что:

1) Шапка Мономаха подарена ханом Батыем Ивану Калите.

2) Псков был самостоятельным государством до 1510 г.

3) Василия Шуйского насильно постригли в монахи в 1610 г.

4) Первый морской корабль в России построил царь Петр I.

5) «Древняя Российская история» написана М.В.Ломоносовым.

6) А.В. Суворов – первый полный Георгиевский кавалер.

7) Царское Село - загородная царская резиденция с XVIII века.

8) И.П.Кулибин изобрел артиллерийское орудие « Единорог».

13. Какие из перечисленных государственных учреждений НЕ существовали в XVI веке.

1) Государственный Совет

3) Приказы

4) Земские соборы

5) Боярская дума

14. Расставьте в хронологической последовательности сражения Северной войны 1700-1721 гг.

1. Полтавская битва

2. Сражение под Лесной

3. Поражение русских войск под Нарвой

4. Победа русского флота при Гангуте

5. Взятие крепости Нотебург (Орешек)

15. Перед вами выдающиеся деятели российской истории, по сделанным подсказкам напишите их имена и фамилии

1. 2. 3. 4. 5.

1. «Полудержавный властелин», герцог Ижорский.

2.«Бунтовщик похуже Пугачева», писатель.

3. Основатель города Перми, российский историк.

4.«Перун кагульских берегов», граф Задунайский.

5. Первая женщина в мире, которая управляла Академией наук.

Работа с документом

16. Перед вами документ, написанный в XVIII веке. Внимательно прочтите письмо и установите следующие факты:

2. Кому письмо адресовано?

3. С кем ведет войну Россия?

4. Где и как прославился граф Алексей Орлов до 1771 года?

5. Кто такой Г.Обрезков находящийся в турецкой тюрьме?

6. Каким договором закончится война, который предрекает автор письма?

«В пустыне моей теперь находится Ваш подданный, Г. Полянский, уроженец Казанского Вашего Царства. Я еще не видывал подобной его вежливости, благоразумия и признательности к милостям Вашего Императорского Величества.

Двор короля Гишпанского с удивлением взирает на великодушие графа Алексея Орлова и на благодарность Паши, а Версальской занимается одними спорами судебных мест.

Между тем как сии безделушки со всею важностью забавляют всю Францию, в Самую ту минуту может быть Ваш флот истребляет часть Турецкого, может быть Ваши войска перешли через Дунай.

Говорят однако ж, будто Ваше Императорское Величество намеревается от Турки, освободившего Г. Обрезкова, выслушать мирные предложения; но я с моей стороны думаю, что Вы намерены только продолжать Свои над ним победы.

Повергаюсь к стопам Вашим с глубочайшим почтением и с чувствительною признательностью. Старой пустынник Фернейской»

Работа с картой

17. Внимательно изучите карту и ответьте на вопросы


1. Какой исторический период Российской истории отражает материал карты?

2. Перечислите военные действия, нанесенные на карту?

3.Назовите исторических лиц, связанных с военными действиями, нанесенными на карту?

4. Назовите населенные пункты, известные важнейшими событиями этого исторического периода?

9 классы

Б) Новгород;

В) Ладога;

Г) Смоленск;

Д) Суздаль.

2. Верно ли, что…

1. Почетного титула «принц Ватерлоо» был удостоен А. Веллингтон?

2. Первое ополчение, созданное в марте 1611 г., возглавил П. Ляпунов?

3. Отступать хоть до Камчатки и стать «императором камчадалов» был готов Петр I после поражения под Нарвой?

4. Помощников губного (земского) старосты называли «целовальниками» потому, что при вступлении в должность они целовали руку старосте?

5. В Отечественной войне 1812 года в боевых действиях участвовал Пермский пехотный полк?

А) Приказы

В) Верховный тайный совет

Г) Государственная дума

Д) Государственный совет

А) Невьянский

Б) Лысьвенский

В) Нижне-Тагильский

Г) Мотовилихинский

Д) Егошихинский

Е) Ижевский

А) Бородинское сражение

Б) Смоленское сражение

В) Сражение на р. Березине

Д) Тарутинский маневр

а) Баскак, темник, улан, хан

11. Соотнесите сражения Великой Отечественной войны и их значение. Во втором перечне есть лишняя характеристика.

12. В результате денежной реформы Елены Глинской монетная система России приобрела упорядоченный вид. Расположите меры денежного счета в порядке их возрастания.

В) деньга,

Г) копейка,

Д) полушка

13. В XVIII-XIX вв. в нашем крае побывал ряд известных деятелей культуры и науки, которые оставили описания населённых пунктов Прикамья. Узнайте по описанию, о каких городах Пермского края идёт речь.

В.И. Немирович-Данченко.

Отечественная история

Всеобщая история

4. Опричнина

г) Реформация в Европе

д) Столетняя война

Ты, злодей, богоотступник и бунтовщик донской казак (1), в (2) году, забыв страх Божий и присягу на верность его величеству великому государю (3), государю и защитнику всея Великия, Малыя и Белыя России, произвел против него мятеж и, возмутив других казаков, пошел с ними на реку (4), дабы привести там во исполнение злодейский замысел свой.

Великий государь указал сказать: Известно Ему Великому Государю не только, что во многих Европейских Христианских землях, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всём согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великого Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша Православная принята, все те народы согласно лета свои считают от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира.

а) От имени какого государя издан этот документ?

б) В каком году он был издан?

в) В какой день праздновалось начало года до издания указа?

г) Кто такие «Черкасы», исповедующие православие?

Российская Империя,

10 классы

Время выполнения 3 часа (180 минут)

1. Какой из древнерусских городов НЕ находился на пути «из варяг в греки»?

Б) Новгород;

В) Ладога;

Г) Смоленск;

Д) Суздаль

2. Верно, ли что…

3. Первое ополчение, созданное в марте 1611 г. возглавил П. Ляпунов?

4. Помощников губного (земского) старосты называли «целовальниками» потому, что при вступлении в должность они целовали руку старосты?

3. Какие из перечисленных государственных учреждений НЕ существовали в XIX в.?

А) Приказы

В) Верховный тайный совет

Г) Государственная дума

Д) Государственный совет

Е) Министерство государственных имуществ

4. Укажите заводы, построенные на Урале в период правления Петра I:

А) Невьянский

Б) Лысьвенский

В) Нижне-Тагильский

Г) Мотовилихинский

Д) Егошихинский

Е) Ижевский

5. В состав Великой армии Наполеона в походе на Россию входили части и соединения…:

А) пруссаков, итальянцев, шведов, швейцарцев

Б) поляков, баварцев, саксонцев, австрийцев

В) австрийцев, баварцев, норвежцев, вестфальцев

Г) австрийцев, пруссаков, поляков, финнов

6. Расставьте события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности:

А) Бородинское сражение

Б) Смоленское сражение

В) Сражение на р. Березине

Г) Сражение под Малоярославцем

Д) Тарутинский маневр

7. Соотнесите имя военачальника и армию, которой он командовал в начале войны. Во втором перечне есть лишняя характеристика.

8. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

а) Е.Ф. Канкрин, С.Ю. Витте, Г.Я. Сокольников, А.Г. Зверев

б) Г.А. Гапон, Е.Ф. Азеф, Р.В. Малиновский

9. Что (кто) является лишним в ряду? Дайте краткий ответ.

а) Баскак, темник, улан, хан

б) Б. И. Белобородов, Салават Юлаев, Василий Ус, И. Чика-Зарубин

10. Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика.

11. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и кратко объясните, что означает термин.

а) Эк___про____риация -

б) Ре___ар___ции –

в) Ра___ифи___ация –

г) Де___аль___ация -

д) Кон___ерг___нция –

а) Город старинный, худо построен. Бывший провинциальный. На горе старинная деревянная крепость, то есть забор с башнями, в коих ворота. Промысел (…): кожевенный и сапожный, хлебный, разный заморский мелочной товар, но мало. Лавки отворяют по понедельникам в базар.

б) (…) лежит на правом берегу Камы, вверх. Было село Егачиха. Начат строить 9 лет назад. Улицы прямы, строение деревянное, ряды тоже. По воскресеньям базар. Мастеровых мало. Горшки в приказе делают, разваливаются. Кирпичи также. Промыслов мало, держат однако же всякие заморские товары. Лавки давно уже построены. Базары по воскресеньям.

В.И. Немирович-Данченко. Кама и Урал: Очерки и впечатления. 1875.

в) Вдали уже мерещится знаменитая в Прикамском крае столица солеваров… Черные колоссальные варницы, рисующиеся на сером фоне неба, производят какое-то сумрачное, неприятное впечатление. Над ними разостлался более густой и более тёмный, чем тучи дым, и в этом дыме окутывается всё сельбище, с большим белым собором. […] Правее, на противоположном берегу видна Ленва с такими же чёрными соляными амбарами и варницами. А ещё дальше… и само Дедюхино.

а) Название документа.

б) Дата принятия документа (день, месяц и год)

14. Укажите события отечественной и всеобщей истории, которые происходили одновременно. Впишите соответствующие буквы в таблицу снизу.

Отечественная история

Всеобщая история

1. Воссоединение Украины с Россией

а) Деятельность Карла Линнея, Жан-Жака Руссо, Йозефа Гайдна

2. Издание Манифеста о вольности дворянства

б) Образование Священной Римской империи

3. Междоусобная война в Московской Руси

в) Протекторат Оливера Кромвеля

4. Опричнина

г) Реформация в Европе

5. Правление Святослава Игоревича

д) Столетняя война

15. Заполните пропуски в историческом судебном приговоре:

Апреля четвертого дня (5) года милостью Всемогущего и благодаря осмотрительности и доблестному усердию войска великого государя (3) ты, злодей, был захвачен в плен, и привезен к его величеству, и на расспросе под пыткой признал все свои вины

16. Вам представлен отрывок из исторического документа. Прочтите его и ответьте на вопросы.

Ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а прочим только движимое, то государственные доходы будут справнее, ибо с большего всегда господин довольнее будет, хотя по малу возьмет, и один дом будет, а не пять, (как выше писано), и может лучше льготить подданных, а не разорять.

Фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут через славные и великие дома.

Прочие не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим. И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть.

а) Как называется этот документ?

г) Что в документе подразумевается под термином «фамилии»?

17. На карте отмечены основные районы размещения иностранного капитала в России в нач. XX века. В таблице под картой укажите важнейший город (или города) каждого района, а также опишите его экономическую специализацию.

Российская Империя,

18. Представлены изображения памятников архитектуры, часть из которых находится в Москве, а часть в Санкт-Петербурге. Распределите их по городам. (по 2 балла за верное соотнесение, итого 12 баллов )

11 классы

Время выполнения 3 часа (180 минут)

1. Какая древнерусская ювелирная техника изображена на иллюстрации?

А) зернь;

Г) финифть;

2. Верно, ли что…

1. Первым в России полным Георгиевским кавалером был А.В. Суворов?

2. На совете в Филях сдать Москву ради сбережения армии предложил Барклай де Толли?

3. Первое ополчение, созданное в марте 1611 г., возглавил П. Ляпунов?

4. Помощников губного (земского) старосты называли «целовальниками» потому, что при вступлении в должность они целовали Библию или крест?

5. В Отечественной войне 1812 г. в боевых действиях участвовал Пермский пехотный полк?

7. От имени советского правительства акт о капитуляции Германии подписал Г.К. Жуков?

8. Кавалером ордена «Победа» №1 стал И.В. Сталин?

9. Лысьвенский завод был единственным предприятием в СССР, выпускавшим в годы Великой Отечественной войны каски?

10. Уральский Добровольческий танковый корпус был единственным Добровольческим корпусом, сформированным в годы Великой Отечественной войны?

3. Какие из перечисленных государственных учреждений НЕ существовали в XVIII в.?

А) Коммерц-коллегия

В) Верховный тайный совет

Г) Государственная дума

Д) Государственный совет

Е) Редакционные комиссии

4. Укажите заводы, построенные на Урале в период правления Петра I:

А) Невьянский

Б) Лысьвенский

В) Нижне-Тагильский

Г) Мотовилихинский

Д) Егошихинский

Е) Ижевский

5. В состав Великой армии Наполеона в походе на Россию входили части и соединения…:

А) пруссаков, итальянцев, шведов, швейцарцев

Б) поляков, баварцев, саксонцев, австрийцев

В) австрийцев, баварцев, норвежцев, вестфальцев

Г) австрийцев, пруссаков, поляков, финнов

6. Расставьте события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности:

А) Бородинское сражение

Б) Смоленское сражение

В) Сражение на р. Березине

Г) Сражение под Малоярославцем

Д) Тарутинский маневр

7. Соотнесите имя военачальника и армию, которой он командовал. Во втором перечне есть лишняя характеристика.

8. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

а) Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Танаис

б) Е.Ф. Канкрин, С.Ю. Витте, Г.Я. Сокольников, А.Г. Зверев

9. Кто является лишним в ряду? Дайте краткий ответ.

а) Б. И. Белобородов, Салават Юлаев, Василий Ус, И. Чика-Зарубин

б) В.Талалихин, А.Матросов, В.Чапаев, Н.Гастелло

10. Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика.

11. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и кратко объясните, что означает термин. (по 1 баллу, итого 5 баллов )

а) Эк___про____риация -

б) Ре___ар___ции -

в) Ра___ифи___ация –

г) Де___аль___ация -

д) Кон___ерг___нция –

12. В XVIII-XIX вв. в нашем крае побывал ряд известных деятелей культуры и науки, которые оставили описания населённых пунктов Прикамья. Узнайте по описанию, о каких городах Пермского края идёт речь.

А.Н. Радищев. Дневники. Записки путешествия в Сибирь. 1791

а) Город старинный, худо построен. Бывший провинциальный. На горе старинная деревянная крепость, то есть забор с башнями, в коих ворота. Промысел (…): кожевенный и сапожный, хлебный, разный заморский мелочной товар, но мало. Лавки отворяют по понедельникам в базар.

б) (…) лежит на правом берегу Камы, вверх. Было село Егачиха. Начат строить 9 лет назад. Улицы прямы, строение деревянное, ряды тоже. По воскресеньям базар. Мастеровых мало. Горшки в приказе делают, разваливаются. Кирпичи также. Промыслов мало, держат однако же всякие заморские товары. Лавки давно уже построены. Базары по воскресеньям.

В.И. Немирович-Данченко. Кама и Урал: Очерки и впечатления. 1875.

в) Вдали уже мерещится знаменитая в Прикамском крае столица солеваров… Черные колоссальные варницы, рисующиеся на сером фоне неба, производят какое-то сумрачное, неприятное впечатление. Над ними разостлался более густой и более тёмный, чем тучи дым, и в этом дыме окутывается всё сельбище, с большим белым собором. […] Правее, на противоположном берегу видна Ленва с такими же чёрными соляными амбарами и варницами. А ещё дальше… и само Дедюхино.

13. Перед Вами отрывок из документа. Прочтите его и ответьте на вопросы:

«… сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом) … и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов …

… сформировать в пределах армии от пяти до десяти штрафных рот».

а) Название документа.

б) Дата принятия документа (день, месяц и год).

14. Укажите события отечественной и всеобщей истории, которые происходили одновременно. Впишите соответствующие буквы в таблицу снизу:

Отечественная история

Всеобщая история

1. Воссоединение Украины с Россией

а) Деятельность Карла Линнея, Жан-Жака Руссо, Йозефа Гайдна

2. Издание Манифеста о вольности дворянства

б) Образование Священной Римской империи

3. Междоусобная война в Московской Руси

в) Протекторат Оливера Кромвеля

4. Опричнина

г) Реформация в Европе

5. Правление Святослава Игоревича

д) Столетняя война

15. Заполните пропуски в историческом судебном приговоре:

Ты, злодей, богоотступник и бунтовщик донской казак (1), в (2) году, забыв страх Божий и присягу на верность его величеству великому государю (3), государю и защитнику всея Великия, Малыя и Белыя России, произвел против него мятеж и, возмутив других казаков, пошел с ними на реку (4), дабы привести там во исполнение злодейский замысел свой.

Апреля четвертого дня (5) года милостью Всемогущего и благодаря осмотрительности и доблестному усердию войска великого государя (3) ты, злодей, был захвачен в плен, и привезен к его величеству, и на расспросе под пыткой признал все свои вины.

16. Вам представлен отрывок из исторического документа. Прочтите его и ответьте на вопросы.

«19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным комитетам и совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных Народных Комиссаров Союза

20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.»

а) Как называется процитированный Договор?

б) В каком году он был принят?

в) Сколько государств приняло участие в подписании этого документа?

г) В состав какого законодательного акта был включён этот документ через два года?

17. На карте отмечены основные районы размещения иностранного капитала в России в нач. XX века. В таблице под картой укажите важнейший город (или города) каждого района, а также опишите его экономическую специализацию.

Российская Империя,

18. Представлены изображения памятников архитектуры, часть из которых находится в Москве, а часть в Санкт-Петербурге. Распределите их по городам.

ОТВЕТЫ

7-8 классы

п/п

Ответ

Количество баллов

2 балла, по одному баллу за правильный ответ

Верно

Неверно

За рубежом

В России


6 баллов, 1 балл за правильный ответ

1) Античные города в Причерноморье

2) Полководцы Отечественной войны 1812 г.

3) Самозванцы

4). Регалии царя

5). Сражения ВОВ

5 баллов, по 1 баллу за правильный ответ

1-в, 2-г, 3-б, 4-а, 5-г

5 баллов, по 1 баллу за правильный ответ

А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-6

5 баллов, по 1 баллу за правильное соотношение

А-5, Б-4, В-1, Г-2, Д-3

10 баллов, по 2 балла за правильное соотнесение

9 баллов за правильно выполненное задание, 1 балл 1 правильный ответ

Верно

Неверно

8 баллов, по 1 баллу за правильный ответ

2 балла, по 1 баллу за правильный ответ

5 баллов за правильны порядок, одно неправильное – 0 баллов

1. А.Д.Меншиков

2. А.Н.Радищев

3. В.Н.Татищев

4. П.А.Румянцев

5. Е.Р.Дашкова

10 баллов, 2 балла за правильный ответ

1. Вольтер

2. Екатерине II

3. Турцией (1768-1774)

4. В Чесменской битве 1770 г.

5. Русский посол в Турции.

6. Кючук-Кайнарджийский мирный договор.

Полностью выпол. работа -10 баллов, а фрагментарно - 1 балл за правильный ответ

1. Конец Смутного времени (1610-1613) или Смутное время (1598 -1613)

2. А) Вторжения шведских войск; Б) Движение 2-го ополчения к Москве.

3. Лжедмитрий II (Тушинский вор), Василий Шуйский, К.Минин, Д.Пожарский, Я. Делагарди, К.Хоткевич

4. Москва, Нижний Новгород, Тушино, Ярославль, Троице-Сергиев монастырь, Кострома, Новгород.

Полностью выполненная работа 10 баллов, фрагментарно -1 балл за правильный ответ

Итого 94 балла

ОТВЕТЫ

9 класс

Ответ

Комментарии

Начисление баллов

Суздаль находился в стороне от днепровского и волховского водного пути

Верно: 1, 2, 5

Неверно: 3, 4

3 – фраза Александра I в 1812 г.

4 – целовальник целовал крест

Приказы прекратили существование в нач. XVIII века, Верховный тайный совет в 1730 г., Государственная Дума созвана лишь в 1906 г.

0 баллов – если указан хотя бы один неверный

Лысьвенский – 1785 г., Мотовилихинский - 1736 г., Ижевский – 1807 г.

0 баллов – если указан хотя бы один неверный

За каждый верный ответ – 1 балл (итого 3 балла)

Шведы, норвежцы и финны не воевали против России в 1812 г.

3 балла за полностью верную последовательность

1-Г, 2-В, 3-Д, 4-А

Финляндский корпус возглавлял П.П. Штейнгель

0,5 балла за каждое верное соотнесение (итого 2 балла)

а) античные колонии в Причерноморье

б) провокаторы (участники социалистического движения, сотрудничавшие с полицией)

а) уланы – вид кавалерии, не является ордынским чином

б) В. Чапаев – не является героем ВОВ

1 балл за каждое верное определение (итого 2 балла)

1-А, 2-Г, 3-Е, 4-Б, 5-В

Председатель II Думы – Ф.А. Головин

1 балл за каждое верное соотнесение (итого 5 баллов)

1-Б, 2-А, 3-В, 4-Г, 5-Д

1 балл за каждое верное соотнесение (итого 5 баллов)

3 рубля = 100 алтынов

1 алтын = 3 копейки = 6 денег = 12 полушек

1 балл за полностью верную последовательность

а) – Кунгур; б) – Пермь; в) - Усолье

Кунгур – крепость, кожевенный промысел

Пермь – Кама, село Егошиха. прямая планировка

Усолье – село, развитый солеварный промысел, напротив Ленвы и Дедюхина

2 балла за верно угаданный город (итого 6 баллов)

1-В, 2-А, 3-Д, 4-Г, 5-Б

2 балл за каждое верное соотнесение (итого 10)

1) – Степан Разин; 2) – 1667 г.; 3) – Алексей Михайлович; 4) – Волга; 5) – 1671 г.

1 балл за каждый верно данный ответ (итого 5)

2 балл за каждый верно данный ответ (итого 8)

1) – Санкт-Петербург ; машиностроение, финансовый сектор (банки, акционерные общества)

2) - Юзовка (Донецк), Екатеринослав (Днепропетровск), Кривой Рог, Мариуполь, Краматорск, Енакиево ; угольная промышленность, металлургия

3) – Баку ; нефтедобывающая промышленность

Города:

2 балла – если указан, хотя бы один верный город

Специализация:

2 балла – в случае полного ответа (если две отрасли, то необходимо указать обе)

1 балл – в случае неполного ответа

(итого: 12 баллов)

Москва – Б, Г, Д, Е (Ярославский вокзал, Дом Пашкова. Исторический музей, Храм Христа Спасителя)

Санкт-Петербург – А, В (Зимний дворец, Спас на крови)

По 4 балла за верное соотнесение (итого 24 балла)

Итого 100 баллов

ОТВЕТЫ

10 класс

Ответ