Как закрыть ЧП в Украине (прекращение деятельности физического лица предпринимателя).

Увеличивающаяся с каждым годом налоговая нагрузка отрицательно влияет на развитие малого бизнеса и способствует увеличению числа предпринимателей, решивших закончить свою коммерческую деятельность. И хотя для нормального функционирования экономической системы необходимы периодическое вливание в нее новых субъектов предпринимательской деятельности (СПД) и выход из нее обанкротившихся и неэффективных, ликвидация СПД все-таки носит негативный характер.

Причины ликвидации индивидуального предпринимателя

Принятию решения о прекращении осуществления предпринимательской деятельности способствуют различные жизненные обстоятельства. Причиной может быть как собственное желание, так и решение уполномоченного государственного органа или суда. Для прекращения полномочий индивидуального предпринимателя (ИП) законодательством предусмотрена , которая, несмотря на кажущуюся простоту, имеет особенности в каждом конкретном случае.

Причин для прекращения ИП не так уж мало, и условно их можно разделить на добровольные и принудительные. Процесс может быть начат по его собственному желанию в связи с нерентабельностью осуществляемой им деятельности либо ее отсутствием. Это самый распространенный вариант отказа от статуса предпринимателя, выражающий его собственную волю.

Если предприниматель, занимаясь коммерческой деятельностью, неоднократно нарушал законодательство, то это может послужить основанием для прекращения его бизнеса по решению суда. Такие же последствия будут и в случае вынесения судом решения об уголовном наказании в виде запрета вести предпринимательскую деятельность. Предприниматель также может быть признан несостоятельным (банкротом), в связи с чем его государственная регистрация утрачивает силу и не может быть возобновлена еще в течение одного года.

Основаниями для прекращения бизнеса может стать и истечение срока документов, дающих право жить и работать на территории России. Это касается иностранных граждан, обязательным условием легальности коммерческой деятельности которых является наличие разрешения или вида на жительство.

Еще одной причиной, по которой запись об индивидуальном предпринимателе будет удалена из государственного реестра, но не относящейся к указанным выше двум группам, является его смерть.

Порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя

Если решение о прекращении деятельности принято самим бизнесменом, то в регистрирующий орган, которым является налоговая инспекция, должен быть представлен пакет документов, включающий в себя подписанное предпринимателем заявление установленного образца и документ об оплате госпошлины. Если же ликвидация происходит в связи со смертью, по инициативе судебных органов либо из-за истечения срока разрешительных документов, то соответствующая запись в госреестре производится на основании свидетельства о смерти, решения суда и утративших силу документов.

Процедура внесения в государственный реестр записи о ликвидации ИП пройдет гладко лишь в случае отсутствия долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами и работниками. Если долги есть, их придется платить. Следует помнить, что даже у предпринимателей, прошедших процедуру регистрации и получивших соответствующее свидетельство, но ни одного дня не занимавшихся коммерческой деятельностью, тем не менее возникает обязанность по уплате взносов в Пенсионный фонд.

После получения свидетельства об исключении из реестра предпринимателей, которое при идеальном стечении обстоятельств выдается через 5 дней с момента подачи заявления о ликвидации, останется только закрыть расчетный счет в банке, снять с учета контрольно-кассовую машину и уничтожить печать, если они были.

Основания и способы ликвидации компаний

Причины, по которым учредители решают расстаться со своей фирмой, могут быть разными. Одни открывают бизнес для проекта, по окончании реализации которого предприятие становится ненужным. У других не получается достичь намеченной коммерческой цели, и необходимость вести хозяйственную деятельность отпадает. У третьих предпринимательская деятельность ведется, но приносит прибыль настолько незначительную, что перспективы дальнейшей работы сводятся к минимуму.

Ликвидация предприятия, как и индивидуального предпринимателя, может носить добровольный или принудительный характер. может быть начата собственниками предприятия в любое время независимо от наличия или отсутствия оснований для этого. Принудительная же ликвидация по решению суда возможна лишь по основаниям, закрепленным в законе. Суд может прекратить деятельность юридического лица в случае осуществления им своей деятельности без лицензии и иных специальных разрешений, в случае ведения деятельности с грубыми нарушениями закона, которые не могут быть устранены, в случае занятия запрещенной законом деятельностью.

На практике существует несколько способов прекращения деятельности юридического лица — официальный, альтернативный и продажа. Первый из них предусматривает процедуру ликвидации в соответствии с законом, второй производится через слияние и присоединение неугодного предприятия к другому, третий вариант предполагает продажу долей и смену участников. Ликвидация СПД возможна и путем банкротства. Но это, пожалуй, самый длительный и юридически сложный способ сложить с себя полномочия и избавиться от ответственности за последствия неблагоприятной коммерческой деятельности.

Процесс прекращения деятельности компаний

— продолжительный и трудоемкий процесс. Сначала участники юридического лица принимают решение о прекращении его деятельности, согласовывают состав ликвидационной комиссии и сообщают об этом в регистрирующий орган — налоговую инспекцию. Это надо успеть сделать в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. О принятом решении также необходимо сообщить через «Вестник государственной регистрации», установив срок для принятия претензий, который не может быть менее 2 месяцев. Процесс закрытия фирмы можно будет продолжить лишь по истечении этого срока. Следующим шагом будет прохождение налоговой проверки, расчеты с бюджетом, составление ликвидационного баланса и расчеты с кредиторами, заявившими свои претензии.

Этот вариант ликвидации не только очень длительный (сроки варьируются от 6 месяцев и более), но и достаточно дорогостоящий, поэтому небольшие фирмы предпочитают отказаться от трудоемких и затратных бюрократических процедур, передать свои активы другой организации и перейти под ее управление путем реорганизации — слияния или присоединения. В этом случае тоже будут приниматься решения участников, публиковаться объявления и подаваться заявления в налоговую инспекцию. Разница состоит в том, что при ликвидации права и обязанности прекращаются, а при реорганизации они переходят к другому предприятию.

Продажа долей в уставном капитале предприятия, условно называемая еще одним способом ликвидации, юридически ею не является, поскольку фирма остается в госреестре. Но смена собственников — самая простая процедура, занимающая минимум времени и позволяющая легко избавиться от неугодной компании, очень востребована. Тем более участникам достаточно только подписать соответствующие документы в присутствии нотариуса, а направление пакета документов в налоговый орган — это уже задача нотариальной конторы.

Преимущества добровольной процедуры ликвидации

Процедура ликвидации субъекта — непростой процесс, особенно если есть долги. Быстрота и эффективность закрытия фирмы зависит от истории ее деятельности, возраста, наличия кредитов. Если по всем параметрам есть негативные составляющие, то оперативно ликвидироваться официальным методом — непростая задача для владельцев предприятия, но реальная.

Можно перестать вести деятельность и сдавать отчетность, попросту бросив фирму, и налоговые органы через год обратятся в суд, чтобы решить вопрос удаления компании из госреестра юридических лиц, а можно начать процедуру банкротства. В любом случае возникнет ряд не очень приятных вопросов, связанных с долгами.

Добровольная ликвидация СПД влечет за собой полное прекращение обязанностей перед третьими лицами и государственными структурами и исключает возможность проведения последующих проверок фискальными органами.

Зарегистрироваться частным предпринимателем и начать бизнес очень просто по сравнению с процедурой закрытия предпринимательской деятельности. Если для регистрации ФОП необходимо пять — семь дней, то процесс ликвидации может занять от трех месяцев до, как это ни странно звучит, одного и более года.

Если сказать просто, то, для того чтобы закрыть физическое лицо — предпринимателя, государство должно убедиться, что он ему ничего не должен и рассчитался со всеми государственными органами, которым он платил налоги, взносы и другие платежи. Следует сказать сразу, что самый длинный этап закрытия ФОП — это проверка в налоговой службы. Именно он может проходить очень и очень долго. О причинах можно говорить много, однако стоит ли?

Думаю, что можно дать небольшой совет всем предпринимателям, которые решили ликвидировать бизнес. Во время этой процедуры вам придется собрать много документов и написать кучу заявлений. Есть смысл писать каждое заявление в двух экземплярах с обязательным проставлением входящего штампа государственного органа на втором экземпляре, который будет свидетельствовать об истинном получения документа. Такая необходимость возникает именно потому, что в огромных бюрократических джунглях кабинетов должностных лиц государственных органов, такая маленькая и никому ненужная бумажка как заявление предпринимателя, может очень просто потеряться или испариться.

Ликвидация СПД у государственного регистратора

Взаимоотношения с государственным регистратором состоят из двух этапов:

1. Внесения в ЕГР записи о принятии решения о прекращения предпринимательской деятельности.

2. Внесения в ЕГР записи о прекращении предпринимательской деятельности.

Между двумя этими событиями должно пройти не менее двух месяцев. Однако на практике получается гораздо больше.

Для начала процедуры ликвидации СПД государственному регистратору необходимо внести в государственный реестр запись о принятии физическим лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности. Для этого ему необходимо заявление в произвольной форме и документ, подтверждающий внесение платы за публикацию сообщения о принятии физическим лицом — предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности. Таким документом может быть квитанция банка или копия платежного поручения с отметкой банка о внесении платы за публикацию объявления. Размер платы составляет 17 грн.

Документы можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или подать лично (в этом случае следует предъявить паспорт). Государственный регистратор делает опись документов, которые предоставлены и отдает их физическому лицу — предпринимателю. На следующий рабочий день в едином государственном реестре делается запись о принятии решения о прекращения предпринимательской деятельности и сообщается об этом органам статистики, налоговой службы и Пенсионному фонду.

Для того чтобы внести в ЕГР запись о прекращении предпринимательской деятельности, государственному регистратору необходимы следующие документы:

  • заполненная регистрационная карточка; li>
  • справка налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам и сборам; li>
  • справка Пенсионного фонда об отсутствии задолженности. li>

После получения указанных документов, государственный регистратор в течение двух рабочих дней вносит запись в ЕГР о прекращении предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя и посылает ему сообщение.

Все, процедура ликвидации ЧП завершена. На первый взгляд очень просто. Дела у государственного регистратора делаются очень быстро. Однако, главная проблема, которая ждет при закрытии ФОП — это получение справок от налоговой службы и Пенсионного фонда. Получение этих справок может занять очень много времени, гораздо больше двух месяцев, о которых идет речь в Законе «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 № 755-IV.

Следует отметить, что в любой момент можно отозвать заявление о прекращении предпринимательской деятельности, показав госрегистратору заявление об отмене собственного решения о прекращении предпринимательской деятельности. Указанная позиция высказана в письме Госкомпредпринимательства от 04.06.10 № 7093.

Самый сложный этап прекращения предпринимательской деятельности. Снятие с учета в органах государственной налоговой службы

Это главная проблема на пути ликвидации предпринимателя. Процедура снятия с учета физического лица — предпринимателя в органах государственной налоговой службы прописана в Приказе ГНАУ «Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов и сборов» № 979 от 22.12.2010 года.

В трехдневный срок после внесения в ЕГР записи о принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации следующие документы (бланки заявлений предоставляются в налоговой службе или пишутся в произвольной форме):

  • заявление по форме № 8-ОПП (форма заявления приведена в приложении № 17 к Порядку № 979, также ее можно посмотреть здесь. Следует отметить, что рекомендуется написать заявление в двух экземплярах. Один экземпляр пригодится при закрытии счетов в банках.); li>
  • оригиналы документов, выдаваемых органами государственной налоговой службы налогоплательщику (свидетельства, патенты, справки по ф. №4-ОПП, другие документы и т.д.), а также заверенные органом государственной налоговой службы копии этих документов, если такие выдавались; li>
  • если является плательщиком НДС, следует написать заявление об аннулировании свидетельства; li>
  • заявление на проведение аудита (внеплановой проверки, пишется в произвольной форме); li>
  • обходной лист li>
  • дополнительно могут попросить копию описи документов поданных государственному регистратору. li>

После получения заявления о прекращении налогоплательщика налоговая служба проводит внеплановую выездную проверку физической — лица предпринимателя, которая начинается в течение месяца со дня получения заявления. Для проведения проверки налоговый инспектор может попросить предоставить ему книгу учета доходов и расходов по форме № 10, банковские выписки за весь период деятельности или за последние три года, первичные документы.

Для того, чтобы по результатам внеплановой проверки налоговая служба выдала справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам по форме № 22-ОПП, необходимо выполнение следующих требований:

  • получения уведомления от банков о закрытии счетов ФЛП (Со своим экземпляром заявления по форме № 8-ОПП следует идти в банк и закрывать счета. На закрытии каждого счета банк предоставит бланк, часть которого отдается налоговому инспектору а часть, с печатью налоговой, отдается обратно в банк. Для ФЛП остается лишь маленький корешок. Некоторые банки сами направляют уведомление о закрытии счета в налоговую службу.); li>
  • возвращение всех оригиналов и заверенных копий документов, которые выдавались физическому лицу — предпринимателю в налоговой службе; li>
  • отсутствие объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, в частности земельных участков, которые предоставлены для осуществления предпринимательской деятельности физическому лицу — предпринимателю; li>
  • ну и, конечно, отсутствие задолженности по налогам и сборам. li>

Следует отметить, что справка по форме №22-ОПП действительна в течение двух месяцев с даты ее регистрации. Новую справку можно будет получить только в течение месяца со дня обращения в налоговую службу по ее предоставлению.

Снятие с учета в Пенсионном фонде. Заканчиваем ликвидации СПД

Когда главная проблема — проверка в налоговой и получение справки по Форме №22-ОПП позади, следует обратиться в орган Пенсионного фонда по месту учета.

Процедура снятия с учета физического лица — предпринимателя регламентируется Постановлением Правления ПФУ «Об утверждении Порядка постановки на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»от 27.09.2010 № 21-6.

Пенсионный фонд получает от государственного регистратора уведомления о принятом ФЛП решении о прекращении предпринимательской деятельности и в течение 10-ти дней проводит документальную проверку плательщиков, имеющих наемных работников. На основе рассчитывается с Пенсионным фондом.

ФЛП, который не имеет наемных работников должен предоставить в Пенсионный фонд отчет о начисленных суммах единого взноса в отчетном году и копию акта проверки налоговой службы. После проведения проверок и осуществления окончательных расчетов, орган Пенсионного фонда выдает справку об отсутствии задолженности.

Снятие с учета в Пенсионном фонде осуществляется после получения от государственного регистратора уведомления о госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности СПД.

Уничтожение печати

Для того, чтобы государственный регистратор сделал запись в ЕГР о прекращении предпринимательской деятельности ему не надо, согласно Закону, предоставлять документы, подтверждающие уничтожение печати ФЛП (если она у него была).

Поэтому печать можно уничтожить и после закрытия ФЛП. Ранее уничтожением печатей занималось Министерство Внутренних дел. Порядок уничтожения печатей регламентировался Инструкцией утвержденной приказом МВД Украины от 11.01.1999 № 17. Подробнее о процессе уничтожения писалось в статье про уничтожение печати. На 11 января 2011 года этот приказ утратил силу, и Министерство Внутренних Дел перестало заниматься этой «ерундой».

Вот такой непростой путь закрытия частного предпринимателя. Перед принятием решения о закрытии предпринимателя, следует просчитать, следует ли действительно закрываться, ведь всегда можно сдавать отчеты — «пустышки» некоторый период. Однако следует понимать одно — закрыться рано или поздно все же придется.

Ликвидация СПД. Как прекратить предпринимательскую деятельность

Ликвидация СПД предполагает прекращение деятельности структуры. То есть, не возникает правопреемство. Мероприятие включает в себя принятие соответствующего решения, составление ликвидационного баланса, погашение задолженностей, сбор документов.

Процесс может выполняться как самостоятельно, так и с помощью юридических компаний соответствующего профиля. Второй вариант будет более дорог, однако без него не обойтись, если у субъектов предпринимательского права имеются спорные договора, долги.

Основания для ликвидации СПД

Упразднение может быть добровольным и принудительным. В первом случае решение о нём принимается учредителями или уполномоченным органом. Возможно проведение мероприятия в том случае, если сроки, на который формировалась компания, закончились. Также ликвидация возможна и если со стороны субъектов права были выполнены все цели, намеченные ранее.

Упразднение субъектов права может происходить на основании судебного решения. Принимается оно в следующих случаях:

  • Наличие допущений при регистрации субъектов права, которые не могут быть исправлены;
  • Отсутствие лицензии при осуществлении определённой деятельности;
  • Проведение деятельности, которая расходится с законодательством;
  • Нарушение законов в процессе работы;
  • Выполнение деятельности общественными и религиозными структурами, которая противоречит целям сформированного Устава;
  • Финансовая несостоятельность;
  • Сокрытие прибыли, а также субъектов права, на которые требуется уплачивать налоги;
  • Убыточность учреждения по итогам второго и последующего года, если в налоговую не поступали объяснения о причинах сложившегося положения;
  • Наличие задолженностей перед бюджетными фондами по обязательным платежам, отсутствие выплат в течение 6 месяцев и более;
  • Понижение стоимости активов, которое привело к сокращению объёма уставного фонда ниже установленного уровня.

Ликвидация СПД может быть добровольной и принудительной.

Упразднение также могут инициировать регистрирующие структуры при наличии следующих оснований:

  • Нарушение сроков установления минимального объёма уставного фонда, нарушение порядка проведения этого мероприятия;
  • Подозрение на то, что организация не ведёт никакой деятельности в течение 6 месяцев и более при условии, что информация о причинах прекращения признаков работы не предоставлена;
  • Собственник субъектов права устанавливает различные препятствия, которые мешают проведению законных проверок деятельности.

Ликвидация должна быть проведена в рамках сроков, определённых регистрируемыми структурами.

Перечень требуемых документов

При добровольном проведении процедуры потребуется собрать следующие документы:

  • Заявление о необходимости осуществления упразднения;
  • Решение о том, что такое мероприятие должно примениться;
  • Документ, в котором содержаться сведения о ликвидационной комиссии, её участниках. Нужно указать ФИО председателя. Если учреждение принадлежит одному лицу, он будет являться единственным ликвидатором. Требуется прописать сведения и о нём;
  • Информация о сроках и порядке осуществления процедуры.

Собранные документы предоставляются в регистрирующий орган. Через пять дней, если все бумаги оформлены верно, Минюст вносит соответствующие записи в реестр. После того, как начался процесс ликвидации, учреждение не имеет полномочий на осуществление дальнейшей деятельности.

Если закрытие проводится в принудительном порядке, оно осуществляется арбитражным судом. Получить сведения о необходимом перечне документов требуется в судебном органе.

Алгоритм проведения мероприятия

Упразднение субъектов предпринимательского права происходит по следующей схеме:

  • Принятие решения о необходимости осуществления процедуры. Для этого требуется созвать собрание, если есть несколько учредителей. Составляется протокол. В качестве примера документа подойдёт . О планируемом мероприятии необходимо уведомить государственные фонды, а также налоговую инспекцию;
  • Формирование ликвидационной комиссии, выбор её председателя;
  • Публикация сообщения об упразднении в «Вестнике государственной регистрации». Требуется это для того, чтобы уведомить кредиторов о том, что планируется ликвидация;
  • Создание и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
  • Проведение расчётов с кредиторами, выплата задолженностей;
  • Формирование окончательного ликвидационного баланса.
  • Исключение субъектов предпринимательского права из ЕГРЮЛ;
  • Закрытие расчётных счетов компании, рассылка соответствующих извещений с налоговые органы и фонды внебюджетного типа.

После этого предприятие снимается с учёта. Процедуру можно считать оконченной.

Особенности принудительного упразднения

Решение о необходимости принудительной ликвидации принимает судебный орган. Инициировать данную процедуру могут государственные органы или кредиторы. Однако не всегда данные иски удовлетворяются. Это возможно только в том случае, если нарушения, в которых обвиняют компанию, имеют длительный характер, а также, если их невозможно устранить.

Если закрывается муниципальный орган, потребуется вынесение специального постановления. Предоставляется оно администрацией округа. На документе должна стоят подпись главы местной государственной структуры управления. Подробнее о ликвидации государственного учреждения .

Лица, участвующие в процедуре, и их обязанности

Проведение мероприятий по закрытию в отношении субъектов предпринимательского права принимается с участием следующих лиц:

  • Учредители, которыми могут являться собственники или уполномоченные органы;
  • Ликвидатор (если мероприятие добровольное, и организацией владеет один человек);
  • Ликвидационная комиссия;
  • Арбитражный управляющий (в том случае, если мероприятие является принудительным).

Главной целью всех перечисленных групп лиц является проведение всех расчётов с кредиторами, погашение задолженности, и благополучное закрытие предприятия.

Руководит всем процессом, в зависимости от формы упразднения и организации, ликвидатор, председатель ликвидационной комиссии или арбитражный управляющий. Данное уполномоченное лицо обязано совершать следующую работу:

  • Организация собраний ликвидационной комиссии;
  • Принятие ключевых решений;
  • Предоставление документации в различные государственные органы.

Действия остальных участников комиссии координируются председателем и судебным органом.

Осуществление выплат

Перед тем, как будет составлен окончательный ликвидационный баланс, требуется удовлетворить все претензии, направленные кредиторами. Существует следующий порядок выплат:

  1. Выплаты за моральный и физический вред;
  2. Выплата зарплат, выходных пособий, вознаграждений;
  3. Кредиты и займы с обеспечением в виде залога;
  4. Обязательства перед внебюджетными и бюджетными фондами.

Только после того, как погашены рассматриваемые задолженности, можно переходит к оплате других обязательств.

Снятие учреждения с учётов

Ликвидируемую структуру необходимо снять с налогового учёта. Для этого требуется предоставить перечень документов, а также соответствующее заявление. Перед снятием с учёта проводится внеплановая выездная . Налоговые органы могут потребовать дополнительные документы.

Пройти налоговую проверку достаточно просто в том случае, если отсутствуют задолженности, связанные с уплатой налогов.

Организация снимается с учёта ПФР. Однако это возможно только после того, как пройден этап с налоговыми органами. ПФР, перед снятием с учёта, проводит проверку внесённых сумм, отсутствия сотрудников на ликвидируемой компании. После того, как произошло снятие, лицо уведомляется об этом.

Проведение реорганизации

Реорганизация является одной из форм упразднения. Однако она предполагает наличие правопреемника. Особенности процедуры зависят от её формы:

  • Присоединение . Ответственность передаётся той компании, к которой присоединяется организация. Формируется передаточный акт;
  • Разделение . Предполагает передачу ответственности новым структурам. Данное мероприятие отображается в разделительном балансе;
  • Слияние . Ответственность переходит вновь созданному предприятию;
  • Выделение . Переход ответственности выполняется на основе разделительного баланса;
  • Преобразование . Все обязанности переходят на основании передаточного акта.

Последствия упразднения

Если выполняется именно ликвидация, отсутствуют приемники прав и долгов организации. Если претензии кредиторов не были выполнены в процессе упразднения, они имеют право обратиться в суд.

Сроки упразднения субъектов предпринимательского права зависят от многих факторов. Это и наличие задолженности, и отсутствие проблем с налоговыми органами, и правильность ведения бухгалтерского учёта.

Реорганизация может не предполагать смену учредителей.

В том случае, если предприятие проблемное, для проведения ликвидации рекомендуется привлечь юридические компании. Специалисты помогут правильно составить заявление, подготовить пакет документов. Их помощь потребуется и при отмене принудительного закрытия. В этом случае, необходимо оспорить претензии, предъявленные компании, на основании которых проводится её ликвидация. К примеру, если это отсутствие лицензии, её требуется предоставить. Если причиной послужили признаки отсутствия деятельности, потребуются документы, которые подтвердят, что работа проводилась.

В отличие от реорганизации ликвидация представляет собой прекращение субъекта без правопреемства.

Основания для ликвидации в добровольном порядке - это различные причины (например, достижение цели или истечение срока, на которое было создано юридическое лицо), влекущие принятие решения субъектом о прекращении своей деятельности. Чаще всего такой причиной является нецелесообразность продолжения деятельности субъекта, например, из-за невозможности получить прибыль в условиях конкуренции, подобрать квалифицированные кадры, вследствие уничтожения имущества третьими лицами и пр. Хозяйствующий субъект, принимающий решение о прекращении своей деятельности, не обязан обосновывать причины принятия такого решения. Решение принимается органом управления юридическим лицом, уполномоченным на то учредительными документами (например, общим собранием акционеров). В хозяйственных товариществах, где органы управления не создаются, решение принимается их учредителями (участниками).

Принудительно юридическое лицо ликвидируется по решению суда. Принудительная ликвидация является формой ответственности субъекта за правонарушение. Виды правонарушений указаны в п. 2 ст. 61 ГК РФ (например, допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов) и в других статьях ГК РФ. Другими (кроме ГК РФ) законами основания для принудительной ликвидации устанавливаться не могут.

Процедура ликвидации включает следующие этапы .

1. Принятие решения о ликвидации и назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия назначается органом управления юридическим лицом или учредителями (участниками) организации. В случае принудительной ликвидации суд возлагает обязанность по проведению ликвидации на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица . Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

Если учредители (участники) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ими ликвидационный баланс или не завершат ликвидацию юридического лица, суд по ходатайству истца выносит в судебном заседании определение о назначении ликвидатора. Ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица . С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

2. Этап подготовки промежуточного ликвидационного баланса - документа, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Чтобы кредиторы своевременно эти требования предъявили, ликвидационная комиссия обязана принять меры к опубликованию информации о ликвидации с указанием порядка и сроков заявления кредиторами своих требований (срок должен быть не менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации). Кроме того, ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. Подготовленный промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом юридического лица или учредителями (участниками) организации (в зависимости от того, кто принял решение о ликвидации).

3. Этап расчетов с кредиторами. Расчеты осуществляются в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ. Данный этап завершается составлением и утверждением ликвидационного баланса.

4. Государственная регистрация факта ликвидации юридического лица. Ликвидация считается завершенной с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

Если юридическое лицо длительное время (в течение двенадцати и более месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения), не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, оно признается фактически прекратившим свою деятельность, т. е. фактически недействующим. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ регистрирующим органом в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, без решения суда.


Контрольные вопросы

1. Какие признаки отличают субъекта предпринимательской деятельности?

2. Укажите критерии классификации и виды субъектов предпринимательской деятельности.

3. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности предусмотрены законодательством? В чем их отличия?

4. Что понимается под созданием субъектов предпринимательской деятельности? Каковы этапы создания коммерческой организации?

5. В чем заключается отличие реорганизации от ликвидации? Укажите виды реорганизации.

6. Что означает добровольная ликвидация хозяйственного общества? Какие основания установлены для принудительной ликвидации?


Литература

1. Габов А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. М., 2011.

2. Глушецкий А. А. Размещение ценных бумаг: экономические основы и правовое регулирование. М., 2013.

3. Корпоративное право: учебный курс / отв. ред. И. С. Шиткина. М., 2011.

4. Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003.

5. Лаптев В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010.

6. Могилевский С. Д. Общество с ограниченной ответственностью: законодательство и практика его применения. М., 2010.

7. Поваров Ю. С. Акционерное право России. М., 2009.

8. Тониян В. В. Проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций. М., Юриспруденция, 2006.

9. Шапкина Г. С. Применение акционерного законодательства. М., 2009.


Похожая информация.


Проект Налогового кодекса пока принят лишь в первом чтении, но желание власти усложнить жизнь "упрощенцам" вполне очевидно. При этом авторы Налогового кодекса используют разные подходы: от увеличения ставки единого налога в разы - до 1,5 тыс. грн. в месяц, до снижения планки годового дохода упрощенцев до 300 тыс. в год или выведения некоторых видов деятельности из-под упрощенной системы налогообложения. В связи с такими налоговыми нововведениями вопрос закрытия СПД становится особенно актуален, в чем можно убедится на практике по массовым обращениям в Налоговую с такой просьбой.

Лиха беда конец

В столичной налоговой finance . tochka . net пояснили, что проблемы с закрытием могут возникать из-за того, что люди начинают массово закрывать СПД . При этом часы приема в государственных учреждениях не изменились, очереди по-прежнему остались, а людей для обработки всех данных не добавили.

"Конфликтовать не стоит. Просто нужно четко знать свои права и обязанности. И все делать правильно", - советует по этому поводу столичный налоговый инспектор Антон.

Что делать для закрытия СПД?

Чтобы безболезненно пройти процедуру закрытия СПД, первым делом нужно подготовить необходимые документы и . Официально процедура стоит 17 грн. (за публикацию объявления о закрытии СПД).

"Самое важное: нужно подать заявление в налоговую о прекращении деятельности субъекта предпринимательской деятельности по месту регистрации и сдать свидетельство о регистрации. Кроме того, надо закрыть все счета в банках, получить в Налоговой акты проверки. Не забудьте сняться с учета в Налоговой, Пенсионном, фондах социального страхования - от безработицы, временной утраты трудоспособности, несчастных случаев. После того, как вы собрали справки из вышеупомянутых фондов, нужно аннулировать свидетельство СПД у госрегистратора (который находится, к примеру, в горисполкоме) по месту регистрации", - пояснил finance . tochka . net налоговый инспектор Антон.

По его словам, налоговая проверка может занять минимум два месяца, поэтому часто самые простые закрытия СПД могут длиться 3-6 месяцев, в то время как при регистрации субъекта предпринимательской деятельности можно уложиться в неделю.

Что нужно знать?

О том, что проблема закрытия СПД - не из простых, на собственном опыте убеждается не один предприниматель. В частности, трудности возникли у физлиц-предпринимателей, которые регистрировали СПД по требованию работодателя, а потом попали под сокращение из-за кризиса.

Чтобы налоговики не затягивали с оформлением ваших документов, можно написать жалобу на налогового инспектора

Например, донецкий предприниматель Елена Литвинова говорит, что в конце 2008-го года, попав под сокращение, сразу же встала на учет в Центре занятости. Но для получения пособия ее предупредили, что нужно ликвидировать СПД. Женщина поспешила написать соответствующее заявление и собрать все документы, и в Налоговой заверили, что "Все будет хорошо!".

"Со спокойной душой я подписала документы в Центре занятости, что не являюсь предпринимателем. Полгода получала пособие по безработице, а потом получила предложение о трудоустройстве с хорошей зарплатой. И забыла про этот трудный период в своей жизни. Каково же было мое удивление, когда пару месяцев назад мне позвонили из Центра занятости и сообщили, что я должна вернуть всю сумму пособия по безработице! А это около 5 тыс. грн. Оказывается, за все это время Налоговая так и не закрыла мое СПД. Я в шоке. В ЦЗ понимают, что я тут не причем и говорят, что в подобной ситуации оказались несколько сотен человек. Но что мне теперь делать? Подавать в суд на Налоговую?!" - сетует Елена Литвинова.

Как поспособствовать закрытию СПД?

Юристы советуют максимально контролировать процедуру закрытия СПД. А чтобы налоговики не затягивали с оформлением ваших документов, можно написать жалобу на налогового инспектора, который закрывает ваше СПД.