Какие нравственные уроки ставил нам достоевский. 

Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».

В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).

Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.

Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.

Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.

Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».

Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.

В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение.

Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла. Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких.

Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.

Вера - настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.

По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.

Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.

По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.

Важно, что библейские мотивы – одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога. Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни. Призыв к следованию библейским заветам - вот главный нравственный урок Ф.М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».

Легко любить всё человечество – соседа полюбить сумей.

Кайсын Кулиев

Цели урока:

  1. Совершенствование умения аналитического комментирования текста.
  2. Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.
  3. Воспитание культуры общения, толерантности.

Оборудование:

  1. Наглядный материал для составления схемы на доске.
  2. Раздаточный материал с текстом для чтения

Ход урока

1. Организационный момент

2. Обозначение темы, целей урока, обсуждение эпиграфа

3. Введение в тему. Создание проблемно-творческой ситуации

Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…”

Как бы вы закончили эту легенду?

(Обсуждение)

Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…”

О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья)

Почему же человек (а особенно русская душа) не может быть счастлив в одиночку? Почему ему непременно нужно, чтобы другие, те, кто рядом с ним, тоже были счастливы? Причем порой человек даже готов идти на любые жертвы ради чужого счастья.

(Обсуждение)

Мы находим это альтруистическое чувство, это желание сделать счастливым кого-то и в истории: время строительства коммунизма, когда люди жили и работали для счастья и светлого будущего целой страны, а не для себя лично; и в русской литературе: Данко (М. Горький “Старуха Изергиль”), Раскольников (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”), нумера Единого Государства (Е. Замятин “Мы”).

Так вот сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос: почему собственное, личное счастье человека так неотделимо от счастья других?

4. Работа с формулой.

На доске схема:

Вместо “?” выберите знак и прокомментируйте свой выбор.

5. Введение в беседу контекста романа

Давайте вспомним тех героев романа “Преступление и наказание”, для которых свое счастье, счастье для себя, могло существовать только лишь после счастья других.

(По ходу беседы составляется схема)

Какими путями идут герои к этому “счастью для себя”?

жертвуя другими

жертвуя собой

Как “реализуется” путь каждого из героев? какова позиция автора?

Чей путь вы считаете более правильным? почему?

(Обсуждение)

6. Выход к авторской позиции

Какие бы пути ни были предложены в романе, Достоевский не предлагает четкого, определенного, единственного решения. Ведь перед нами полифонический, многоголосный роман – роман идей… Какие же выходы видят герои? В чем истина для них?

Раскольников видит для Сони только три выхода: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или окунуться в разврат (обращение к тексту романа, ч. 4 гл. 4).

Для Сонечки единственный выход и для себя, и для Раскольникова – покаяться и жить в Боге (“Бог защитит!”)

Чей путь ближе для самого Достоевского? Почему?

Путь Сонечки – это приближение к будущему, для Достоевского, которое наступит тогда, когда человек, осознав значимость собственной личности, посвятит ее служению людям. Правда Сонечки ближе всего к правде Христа.

7. Проекция на современность. Подведение итогов

Роман “Преступление и наказание” был написан в XIX веке, но идеи Достоевского вечны и находят продолжение своего существования и в наши дни.

Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова. Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.

Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.

В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– Спасибо за подарок!

– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(Высказывания учащихся)

В. Дроганов заканчивает текст так:

Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

Как вы считаете, можно ли последнюю фразу отнести и к роману Достоевского? Почему? Можно ли сказать, что именно этот нравственный урок преподносит нам автор?

Тема урока: Преступление и судьба Раскольникова с позиции религиозно-нравственных представлений писателя

Цели

  • проанализировать роман Достоевского «Преступление и наказание» на уровне христианской основы его мировоззрения;
  • развивать речь, логическое мышление;
  • способствовать формированию коммуникативной компетенции: умение выражать мысли литературным языком; выступать перед аудиторией; вести диалог; вести дискуссию, аргументировать, доказывать; активно слушать;
  • воспитывать желание переосмысления собственных взглядов по изучаемой теме

Тип урока: урок применения знаний.

Место в учебном плане: 10 урок по роману.

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения.

Методы и приемы:

репродуктивный: слово учителя о религиозных представлениях Достоевского;

метод творческого чтения: художественный пересказ эпизода, инсценировка эпизода, комментированное чтение;

метод демонстраций: показ мультимедийных презентаций

эвристический: аналитическая беседа, сравнительный анализ

Задачи

Предметные – создать условия для

  • ознакомления учащихся с религиозными взглядами Достоевского;
  • понимания учащимися (путем исследования) болезненного внутреннего мира героя, презревшего законы гуманизма и нравственности;
  • развития устной речи;
  • обогащения словарного запаса школьников

Метапредметные –

  • проводить сравнения, обобщения, уметь выделять главное, существенное;
  • умение пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой;
  • на основе анализа художественного произведения учиться рассуждать

Личностные –

  • выявить заложенные в произведении религиозно-нравственные ценности;
  • заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  • презентация учителя к уроку в программе Power Point (автор – Селезнева С.А.)
  • презентация «Гордыня – один из семи смертных грехов» (заранее подготовленный ученик: автор – Великжанина Елена)
  • «Толковый словарь» (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).

Вне проблемы веры всякий разговор о

романе Достоевского превратится в

праздномысленное времяпровождение.

М.Дунаев

  1. Слово учителя: постановка проблемного вопроса

Проблемный вопрос

Можно ли сказать, что Христианская идея пронизывает «Преступление и наказание» и "воскресение" Родиона Раскольникова происходит на пути к Богу?

Исследуя проблемный вопрос урока выдвинем гипотезу:

роман Достоевского проникнут христианскими мотивами, путь Раскольникова – это путь к Богу.

Когда писатель следовал на каторгу в Сибирь, в Тобольске жёны декабристов подарили ему Евангелие. С этой единственной книгой, позволенной в остроге, он никогда не расставался. Именно этот экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание». «На комоде лежала какая-то книга… Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте».

В 1854 году, выйдя с каторги, Достоевский написал Н.Д. Фонвизиной:

«Я сложил для себя символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной».

Достоевский изначально признает духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемом Богом. Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг. ”Возлюби ближнего своего, как самого себя”, и тогда тебе откроется истина, познать которую можно, только пройдя через страдания и лишения. Нет такого греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.

  1. Эвристическая беседа

Главными признаками сатанизма, главными человеческими пороками Достоевский считает гордыню и себялюбие. Эти качества оказывают наиболее глубокое влияние на все стороны душевной жизни человека. (презентация «Гордыня – один из семи смертных грехов» (заранее подготовленный ученик: автор – Великжанина Елена )

Именно эти пороки породили чудовищную теорию Раскольникова

Расскажите, в чем суть его теории.

Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения, но только когда сам человек захочет этого. Поэтому Раскольникову даются предостережения. Назовите их.

  1. Художественный пересказ страниц, рисующих картину преступления (индивидуальное задание)

Не убий!” …Эту заповедь Раскольников преступил и, по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая.

Продолжим исследование, чтобы убедиться, действительно ли такой путь прошел Раскольников.

  1. Работа с текстом

Раскольников должен пройти через мучения разъятого мира, через искушение бесчисленных двойников, дойти до последних ступеней падения и выйти с другой стороны - к другой, высшей морали, выйти к Страшному суду, где не будет проклятых - одни прощенные.

Одним из ключевых эпизодов "Преступления и наказания" является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, - о воскрешении Лазаря.

Найдите в тексте романа этот эпизод, прочитайте его

Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает читателям будущую судьбу Раскольникова. “Четыре дня” Лазаря в гробу становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова. Только Христос мог воскресить Лазаря, только Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова.

Рассмотрим путь Раскольникова к «воскрешению»

Общаясь с духовными «двойниками» - Лужиным и Свидригайловым, Родион осознает, что уподобился им, хотя совсем этого не желал. Вот возможный путь его нравственного развития, окажись он сильной личностью

Достоевский, раскрывая двойственность души героя, добавляет все новые и новые признаки победы совести над разумом.

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова - это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Но в это же время энергия самозащиты у Родиона Раскольникова не иссякает. Эта борьба видна в эпизоде общения с Полечкой после смерти Мармеладова.

Найдите этот эпизод и прочитайте его

После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова.

Не отказавшись от своей "идеи", он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня.

  1. Инсценировка встречи Родиона и Сони (частьV, гл. 4)

Почему Раскольников со своими страданиями пошел к Соне?

Что общего в их судьбе? В чем они не приемлют друг друга?

Что значат для Раскольникова эти встречи?

Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание

Только на каторге Родион Раскольников нашел "свою веру" в спасительных для человечества свойствах любви и уже отсюда - в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу.

Найдите и зачитайте этот эпизод

Испытание ошибочной теории Раскольникова завершилось катастрофой, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. Кроткая, всепрощающая Соня указывает убийце путь христианского искупления вины.

  1. Подведение итогов урока: Результат исследования

Христианская проблематика в творчестве Достоевского - не самоцель и не художественные средства - это нравственная основа его произведений

Роман Достоевского "Преступление и наказание" – это произведение, в котором религия – вера – является способом разрешения нравственных проблем. Писатель показал человеческую душу, прошедшую страшный путь, но через ошибки и страдания все же пришедшую к постижению истины и любви

Нравственные уроки Раскольникова, вывод.

Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью

Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми

Преступления всегда ведут к духовной смерти «переступившего»

Разъединение людей, потерявших общие нравственные принципы в божьей морали, неизбежно приводит к социальным катастрофам

  1. Рефлексия

Продолжите следующие предложения:

Сегодня на уроке я вдруг понял(а)…

Особенно запомнилась мысль…


Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым, Достоевский рассматривает как нарушение в первую очередь нравственных человеческих законов, а не юридических. Множество споров у критиков всегда вызывает вопрос о мотивах преступления Раскольникова.

Книга: Каковы причины преступления Раскольникова

Мотивы преступления Раскольникова

Готовится убийство. И вот перед нами фигура будущего убийцы - Родиона Раскольникова - бывшего студента, отчисленного за долги, живущего в бедности и ежедневно наблюдающего страдания собственной семьи. Что движет этим человеком? Какие планы, какие идеи рождаются в его уме? Что побуждает его разум к возникновению таких чудовищных идей, антигуманных теорий?

Знакомясь поближе с героем романа, мы узнаем, что Родион Раскольников - сын мещанина, выросший в бедной провинциальной семье.

Нравственные причины преступления Раскольникова? Роман Преступление и наказание

Преступление и наказание.. Напишите кто-нибудь краткий пересках первого сна Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Достоевский. (0)

5. «преступление и наказание» каковы мотивы убийства раскольникова. капец! тупой бессмысленное произведение!нихуя не понял, а сочинение писать надо.подскажите, умоляю. (4)

А что может быть нравственного в его преступлении? Абсолютно безнравственный, жестокий, эгоистичный поступок.

Нравственные причины преступления раскольникова

Писатель поведал читателю о современной ему России, о герое, «вместившем в грудь свою все боли и раны времени».

Роман появился в 1866 году, во многом переломное для страны время: передовая интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, была глубоко потрясена и во многом разочарована, еще более обострились социальные противоречия, наглядней стала проявляться несправедливость общественного устройства.

Нравственные уроки образа Раскольникова (по — роману Ф

Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин - сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.

Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф

Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.

А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых.

Преступление раскольникова нравственная причина табличка

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Молодой Достоевский горячо поддерживал революционные настроения в стране. Он был активным участником кружка М.В.Буташевича-Петрашевского. Этот кружок бал очень популярен среди революционно настроенной молодежи в конце 40-х годов 19-го века. Этический идеал Достоевского был сформирован под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, с опорой на христианскую мораль.