Консультант закон о банкротстве 127 фз. Фз о банкротстве с последними изменениями

127-ФЗ от 26.10.2002 определяет порядок и условия признания банкротства (несостоятельности) должника, регламентирует правила реализации мер по предотвращению утраты платежеспособности, проведения процедур, связанных с банкротством, а также иные отношения, касающиеся неспособности субъекта погасить обязательства перед кредиторами в полном объеме.

Действие нормативного акта распространяется на все организации, предприятия (в том числе унитарные), кроме казенных предприятий, политических и религиозных объединений. Отношения, возникающие при неспособности граждан, в том числе ИП погасить обязательства перед кредиторами, также регламентируются 127-ФЗ "О несостоятельности ". Нормы о банкротстве физлиц могут присутствовать и в иных правовых актах. Однако они могут применяться только при внесении дополнений/изменений в 127-ФЗ. С комментариями и содержанием некоторых его положений познакомимся далее.

Структура нормативного акта

В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" содержится 12 глав, в которых присутствует 233 статьи. Нормативный акт включает в себя:

  • Общие положения. В этой главе раскрываются основные понятия, используемые в тексте, предмет регулирования, обязанности и права обязательственных отношений и пр.
  • Предупреждение банкротства . В этой главе закреплены профилактические мероприятия в отношении должника.
  • Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде . В главе присутствуют нормы, регулирующие процессуальный порядок подготовки и проведения заседаний, субъектный состав.
  • Оспаривание сделок должника . В этой главе закреплены правила подачи требований о признании договоров недействительными, последствия процедуры.
  • Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве . В этой главе раскрываются особенности субсидиарной ответственности, дается определение контролирующего лица, закрепляется порядок подачи и рассмотрения заявления на привлечение к ответственности, взыскания убытков.
  • Наблюдение. В нормах главы установлен порядок его введения, ограничения и обязанности для должника, права управляющего, правила определения размеров требований кредиторов, компетенция собрания кредиторов и пр.
  • Оздоровление. В главе закреплены права участников судебного процесса, порядок, график погашения задолженности.
  • Внешнее управление. В этой главе устанавливаются правила его введения, последствия, обязанности и права внешнего управляющего, порядок формирования плана по погашению задолженности.
  • Конкурсное производство. Нормами этой главы определены правила выбора конкурсного управляющего, установлена очередность погашения требований, порядок формирования отчетности, процедура отстранения управляющего от производства.
  • Мировое соглашение. В главе установлен порядок оформления документа, условия признания, оспаривания, расторжения, а также последствия отмены.

Отдельные главы 127-ФЗ "О несостоятельности " посвящены банкротству:

  • Застройщиков.
  • Кредитных структур.
  • Естественных монополий.
  • Стратегических организаций и предприятий.
  • Финансовых структур.
  • Сельскохозяйственных предприятий.
  • Градообразующих организаций.
  • Клиринговых компаний.

О банкротстве граждан говорится в главе 10.

Последние изменения в нормативном акте

В конце 2016 г. в Закон "О несостоятельности (банкротстве )" были внесены поправки, коснувшиеся, в первую очередь, порядка привлечения к ответственности руководства предприятия-должника. Принятые изменения вступили в действие в 2017 г.

Кроме того, в положениях нормативного акта было закреплено право кредитных структур и госучреждений взыскивать имущество с заемщика-банкрота.

Признаки несостоятельности

Они раскрываются в 3 статье 127 -ФЗ. О несостоятельности физлица свидетельствует его неспособность погасить требования по денежным обязательствам или погасить задолженность по отчислению налоговых и прочих обязательных сумм в течение 3-х мес. с даты, когда их необходимо было исполнить (выплатить суммы). При этом размер задолженности должен превышать общую стоимость имущества физлица.

Организация признается банкротом при неспособности погасить предъявленные денежные требования или уплатить обязательные платежи в течение 3-х мес. с даты, когда соответствующие требования необходимо было удовлетворить.

Разбирательство дел

Как устанавливается в 6 статье 127-ФЗ, рассмотрение дел о банкротстве осуществляет исключительно арбитражный суд.

Если другое не устанавливается в рассматриваемом нормативном акте, производство может быть открыто, если общие требования к должнику-предприятию составляют не меньше 100 тыс. р., а к гражданину - не меньше 10 тыс. р. При этом у ответчиков должны присутствовать признаки банкротства, закрепленные в 3 статье 127-ФЗ "О несостоятельности".

При возбуждении производства по заявлениям конкурсного кредитора, уполномоченного органа во внимание принимаются требования, подтвержденные решением суда (арбитражного, третейского в том числе). При этом оно должно быть вступившим в силу.

Требования уполномоченных структур о выплате обязательных платежей могут приниматься во внимание при открытии судопроизводства, если их подтверждает решение налогового или таможенного органа о взыскании долга за счет имущества обязанного лица.

Особенности обращения в суд

Согласно 7 статье, правом на обращение в арбитражный суд наделяются:

  • Конкурсный кредитор.
  • Должник.
  • Уполномоченные органы.

У последних право возникает по истечении 30 дн. со дня принятия решения, о котором говорится в абз. 2 п. 3 ст. 6 127-ФЗ "О несостоятельности ".

Не является препятствием для принятия судом заявления частичное погашение требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если величина непогашенной задолженности составляет не меньше размера, определенного в п. 2 ст. 6.

Права кредиторов и уполномоченных органов: статья 11

Реализация прав уполномоченных органов, конкурсных кредиторов, работников должника (бывших в том числе) осуществляется в порядке, определенном Правительством.

Исполнительные структуры власти, организации, в компетенцию которых входит взыскание задолженности по обязательным отчислениям, могут участвовать в рассмотрении обоснованности требований и оснований их включения в реестр требований.

Обжалование договоров, заключенных должником

Общий порядок оспаривания сделок должника закреплен в ст. 61.1. В норме, в частности, говорится, что договоры, заключенные банкротом или иными лицами от его имени, могут признаваться недействительными по правилам, установленным в ГК.

Для обеспечения реализации положений ФЗ № 127, сделкой, совершаемой под условием, считается соглашение, заключенное при наступлении соответствующих условий.

Правила главы 3.2 могут применяться при обжаловании действий, связанных с исполнением обязательств, вытекающих из семейных, трудовых, гражданских, налоговых, таможенных, процессуальных и иных отношений. Оспариваться могут в том числе и соглашения, приказы о повышении зарплаты, выплате премий или иных сумм в соответствии с ТК.

Данные о направлении в арбитражный суд заявлений о признании недействительности сделок по основаниям, предусмотренным в ФЗ № 127, вынесении акта в результате рассмотрения и пересмотра обращений должны включаться в реестр по правилам, установленным в 28 статье. Внесение информации осуществляется не позже 3-х дней со дня, когда арбитражный управляющий узнал либо должен был узнать о подаче заявления, вынесения соответствующего постановления. Если обращение направляет сам управляющий, то срок сокращается. Указанные выше сведения в таком случае должны быть включены в реестр не позже следующего дня (рабочего) после подачи заявления.

Банкротство граждан

Дело о несостоятельности физлица может быть открыто по его заявлению. В обращении в суд гражданин указывает:

  • Сумму и состав задолженности.
  • Сведения о том, что не является индивидуальным предпринимателем. Эту информацию необходимо подтвердить справкой, оформленной в ИФНС.
  • Сведения о том, что средства, взятые в кредит, не использовались для ведения предпринимательской деятельности.
  • Состав имеющегося имущества. Сведения должны подтверждаться правоустанавливающими документами.
  • Состав семьи, количество детей (при наличии).

В заявлении следует также привести данные о неизбежных затратах (на проживание, питание и пр.).

Последствия несостоятельности для физлица

Гражданин, подавший заявление о банкротстве, не может приобретать объекты в собственность. Речь, в частности, о недвижимости, автомобилях и пр. Вместе с тем, физлицо не сможет продать имеющуюся у него собственность.

Все счета, открытые на имя гражданина, будут заморожены, а открыть новый счет будет нельзя. Физлицо-банкрот не вправе выступать в качестве поручителя или гаранта, выезжать за границу.

Положительных последствий несостоятельности не так много. В первую очередь, во время проведения процедур банкротства на задолженность не будут начисляться проценты. Важной конституционной гарантией для должника является то, что у него останутся денежные средства, необходимые для проживания, и жилая недвижимость, если она является единственным местом жительства.

Стадии банкротства юрлиц

Процедура включает в себя следующие этапы:

  • Наблюдение. В ходе этой стадии осуществляется анализ финансового состояния предприятия.
  • Введение внешнего управления. Назначенный в установленном порядке управляющий осуществляет контроль проведения всех процедур, отвечает за сохранность имущества должника во время производства.
  • Оздоровление. На этом этапе исследуется возможность и целесообразность финансового спасения компании.
  • Конкурсное производство. Оно начинается, если оздоровление признано нецелесообразным. В ходе конкурсного производства осуществляется реализация имущества предприятия. За счет вырученных средств удовлетворяются требования кредиторов.

Особенности профилактических мероприятий

При возникновении признаков несостоятельности руководитель предприятия должен направить участникам (учредителям), а также собственнику имущества (если это унитарное предприятие) сведения об этом. Указанные лица обязаны оперативно предпринять меры по недопущению банкротства, направленные на восстановление платежеспособности компании. В реализации соответствующих мероприятий могут участвовать кредиторы или другие субъекты по соглашению с предприятием-должником.

При необходимости к осуществлению мер могут привлекаться федеральные, региональные или местные структуры власти.

Участники/учредители компании, а также в установленных случаях собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и прочие субъекты в рамках проведения профилактики банкротства вправе предоставить должнику финансовую помощь в сумме, достаточной для удовлетворения денежных требований и погашения задолженности по обязательным платежам. При этом должник или другие субъекты могут принять на себя обязательства в пользу лиц, оказавших такую помощь.

Мораторий на погашение требований

Он распространяется на денежные обязательства и задолженность по обязательным платежам, кроме текущих. Мораторий предполагает:

  • Приостановление исполнения документов по имущественным взысканиям, в том числе производимым в бесспорном порядке. Запрещено принудительная реализация требований, установленных в них. Исключением являются документы, выданные в соответствии с судебными решениями, вступившими в действие до введения на предприятии внешнего управления, о выплатах вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда, об истребовании материальных ценностей из незаконного владения, компенсации ущерба здоровью/жизни, выплатах, назначенных сверх них, взыскании долгов по текущим платежам.
  • Приостановление начисления финансовых санкций (пеней, штрафов, неустойки) за неисполнение/ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по налоговым и иным аналогичным платежам, кроме текущих.

На сумму требований, предъявленных конкурсным кредитором, уполномоченным органом, на дату введения в организации внешнего управления начисляются проценты. Если задолженность выражена в нацвалюте РФ, начисление осуществляется в размере ставки ЦБ (ставки рефинансирования), установленной на день введения управления.

В соглашении внешнего управляющего и конкурсного кредитора может предусматриваться меньшая величина % или менее продолжительный период их начисления. Проценты начисляются на требования кредиторов из каждой очереди до даты вынесения судом определения о начале расчетов с ними, до момента удовлетворения требований или принятия постановления о признании предприятия банкротом и начале конкурсного производства.

ФЗ-127 «О финансовой несостоятельности» регулирует такой важный аспект, как процедура признания субъекта неплатежеспособным, или банкротом. Данный нормативно-правовой акт детализирует ключевые положения Гражданского кодекса по указанной проблематике.


В ФЗ-127 определены основания для признания гражданина . В нем установлен порядок расчетов должника с кредиторами, в том числе правила взыскания и очередность погашения задолженности.

Действующая редакция закона с учетом поправок 2015 года позволяет заявлять о своем банкротстве:

  1. Физическим лицам , которые не занимались предпринимательской деятельностью.
  2. Юридическим лицам .

Согласно изменениям, вступившим в силу с октября 2015 года, банкротиться разрешили и рядовым гражданам.

Ранее законодательно допускалось объявлять о банкротстве только со статусом ИП. В законе появилась обновленная 10 глава, которая посвящена банкротству физических лиц.

Рассматриваемый нормативно-правовой акт состоит из 12 глав и 233 статей. В первой главе приводятся общие положения закона о несостоятельности, определяются права сторон процесса в процессе признания несостоятельности или взыскания задолженности.

Во второй главе описываются предупредительные меры для предупреждения банкротства. Третья глава регулирует особенности судебного разбирательства дел о банкротстве в арбитраже.

Последующие главы содержат особенности применения процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Стоит отметить, что данные процедуры не распространяются на физлиц, они характерны только для компаний. Рядовые граждане могут пройти только процедуру или реализации имущества в ходе дела о банкротстве.

Отдельные главы посвящены мировому соглашению между сторонами и особенностям признания финансовой несостоятельности отдельных категорий должников. В законе также есть переходные и заключительные положения.

Основополагающие нормы

Основополагающие нормы в отношении банкротства граждан приводятся в главе 10 закона в ст. 213.1-213.32.

ФЗ-127 имеет обширную область регулирования. Рассмотрим наиболее важные положения закона о банкротстве:

  1. Физлицо может быть признано банкротом только по решению арбитражного суда (обычные мировые и районные суды этими делами не занимаются). Юрисдикция определена в ст. 6 ФЗ-127.
  2. Закон определяет порядок банкротства : лицо может быть признано финансово исключительно в судебном порядке. Банки, налоговые инспекции, МФО и различные юрлица не имеют полномочий о признании лица несостоятельным.
  3. В ст. 8 указаны случаи, когда физлицо наделено правом на подачу заявления о признании собственной финансовой несостоятельности , а также когда это является его непосредственной обязанностью.
  4. Ст. 33 закрепляет права кредитора по инициации процедуры банкротства , но условия для его обращения жестко регламентированы, а перечень возможных оснований – исчерпывающий.
  5. В ст. 158 прописана возможность заключения мирового соглашения между сторонами.
  6. Законом установлены признаки банкротства . К ним относят задолженность в размере от 500 тыс. р., наличие просрочки продолжительностью от 90 дней.
  7. Отдельные положения указывают на случаи, когда вводится процедура реструктуризации долга, а когда – реализации имущества (законом установлены только две возможные процедуры в отношении физлиц). После того как вырученные суммы покрывают задолженность, то физлицо более не считается должником перед кредиторами (ст. 213).
  8. Закон содержит перечень последствий признания физлица банкротом и последствия для гражданина с момента прохождения первого заседания по делу.
  9. В ст. 213.30 предусмотрена обязанность физлица об уведомлении финансовых учреждений о своем банкротстве . Также законодательно введен запрет на инициацию нового дела о несостоятельности от того же лица по его заявлению.
  10. Закон определяет обязанности и полномочия финансовых управляющих в ходе процедуры банкротства . Они вправе подавать ходатайства, управлять финансовыми активами, проверять должников на добросовестность и фиктивность, собирать кредиторов и подводить итоги.

Изменения в законе

За время действия ФЗ-217 в него неоднократно вносились изменения, но никакие кардинальные правки зафиксированы не были.

Так, когда закон о банкротстве физлиц вступил в силу, то размер вознаграждения для финансовых управляющих составлял 10 тыс. р., но в июне 2016 года он был пересмотрен для повышения заинтересованности профессиональных управляющих в процедуре признания несостоятельности физических лиц (ранее от них поступали жалобы о том, что размер вознаграждения не соответствует возложенной ответственности).

Теперь вознаграждение для финансовых управляющих установлен в размере 25 тыс. р. за одну процедуру. Также размер премиальных при реализации имущества для управляющего составляет не 2%, а 7%. При этом начиная с 2017 года, в Налоговый кодекс были внесены поправки: госпошлина для физлиц была уменьшена в 20 раз: с 6000 р. до 300 р. (ранее размер госпошлины для физических и был единым).

Достаточно ожидаемым изменением в процедуру признания несостоятельности является введение упрощенного банкротства для граждан с относительно небольшими долгами. Но такие изменения в ФЗ-127 пока имеют статус законопроекта. Согласно ему, упрощенное банкротство будет доступно для граждан при задолженностях до 700 тыс. р. и при количестве кредиторов не более 10.

Сроки для упрощенной процедуры составят до 120 дней. К участию в банкротстве можно будет не привлекать управляющего. Инициатива о старте процедуры сможет исходить только от самого должника.

Еще одна предложенная инновация законодателями – возложить функции по юридическому консультированию и подготовке заявлений для начала процедуры банкротства на специалистов .

Таким образом, существенных изменений в 127-ФЗ не вносилось.

Как применяется закон о банкротстве физических лиц

Банкротство, или финансовая несостоятельность представляет законную возможность гражданам раз и навсегда избавиться от проблемной задолженности. По сути, это реабилитационная процедура для граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации и имеющих большие .

Законодательно установлены следующие основания для признания лица банкротом:

  1. Наличие задолженности в размере 500 тыс. р .
  2. Просрочка по кредитным обязательствам от 90 дней .

Указанные причины являются условными: за гражданами закреплено право на инициацию собственного банкротства, если у них есть основания полагать, что они не смогут более погашать свои долговые обязательства. Конкретные обстоятельства законом не указаны, суды принимают решение об обоснованности инициации процедуры несостоятельности гражданином самостоятельно.

Стоит отметить, что во многих источниках требования к гражданам-банкротам по 127-ФЗ трактуются не совсем верно: здесь говорится, что для подачи заявления на банкротство долг должен превысить 500 тыс. р.

Но из ст. 213.6 127-ФЗ можно сделать вывод, что присутствуют и другие предпосылки признания физлица несостоятельным:

  1. Если заемщик прекратил расчеты с .
  2. Если суммарная стоимость принадлежащего имущества должнику меньше суммы задолженности .
  3. Более 10% от всех обязательств и обязанностей должника не было исполнено им в период более месяца с предполагаемой даты для погашения долга.
  4. У должника вовсе отсутствует какое-либо ценное имущество в собственности.

Процедура признания гражданина банкротом предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Должник или его кредиторы подают заявление о признании лица банкротом в Арбитражный суд по месту своего жительства . К заявлению прилагаются подтверждающие документы по сумме долга, причинах ухудшения материального состояния физлица, принадлежащей ему собственности, размеру доходов и пр.
  2. Назначается дата первого судебного заседания .
  3. Выбирается финансовый управляющий . В своем заявлении физлицо может указать на кандидатуру управляющего или же указать на СРО, членом которого тот будет. Без финансового управляющего процедура банкротства невозможна. Это не должно быть заинтересованное лицо в отношении кредиторов или самого банкрота.
  4. Суд вводит в отношении должника одну из процедур: реструктуризации или реализации имущества . При наличии у банкрота стабильных источников дохода, которые имеют документальное подтверждение, суд может назначить процедуру реструктуризации, и дальнейшая процедура будет опираться на нормы ст. 213.11-23 127-ФЗ. Реструктуризация предполагает разработку и утверждение в отношении должника комфортного графика сроком до 3 лет. Если гражданин добросовестно перечислит все платежи по графику и закроет долги, то до этапа реализации дело не дойдет, и он не получит статус банкрота и все связанные с ним негативные последствия. Но указанный этап может быть пропущен, и суд вправе сразу перейти к реализации имущества.
  5. По результатам продажи принадлежащего должнику имущества формируется денежная масса, которая идет на погашение задолженности перед кредиторами . Средства распределяются финансовым управляющим с учетом установленной законом очередности.
  6. После прохождения процедуры реализации имущества физлицо признается банкротом, а остаток задолженности с него списывается . Процедура может завершиться полным или частичным погашением обязательств перед кредиторами.

Стороны дела о банкротстве

Любая процедура признания финансовой несостоятельности затрагивает широкий круг лиц. К сторонам дела о банкротстве физического лица с учетом положений ст. 34 можно отнести:

  1. Должник – физическое лицо, у которого образовалась задолженность по финансовым обязательствам и отсутствует возможность для их обеспечения.
  2. Кредиторы – организации и учреждения, перед которыми у потенциального банкрота имеется задолженность. Это могут быть банки, микрофинансовые организации и физические или юридические лица, которые дали денег в долг должнику по гражданско-правовому договору или по расписке.
  3. Уполномоченные органы . Это бюджетные учреждения, перед которым у должника есть долги по .
  4. Финансовый управляющий . Ему по нормам закона отводится важная роль в ходе процедуры банкротства: контроль за сделками, оценка должника на признаки или преднамеренного банкротства, организация и проведение торгов, отчетность перед судом о завершении отдельного этапа процедуры и пр.

Стоит отметить, что инициатива о признании физлица банкротом может исходить как от самого должника, так и от конкурсного кредитора или уполномоченного органа. На это указывает п. 1 ст. 213.3 ФЗ-127.

Порядок реализации имущества

Нужно учитывать, что дела о банкротстве не сводятся только к прохождению процедуры реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами. Суд может ввести этап реструктуризации задолженности, или стороны могут подписать мировое соглашение.

Реализация имущества гражданина выступает крайней мерой процедуры финансовой несостоятельности. Она вводится в отношении должника в следующих случаях:

  • У него отсутствуют постоянные доходы или их размер настолько мал, что он не позволяет вносить ежемесячные платежи (после них у должника остаются на проживание деньги в размере менее прожиточного минимума).
  • Никто из сторон не предоставил план реструктуризации в установленные сроки.
  • Гражданином были допущены неоднократные нарушения графика реструктуризации.
  • Судом не был утвержден предложенный график (он был необоснованным, содержал ошибки и пр.).
  • Собрание кредиторов приняло отрицательное решение по результатам голосования за план реструктуризации.
  • По результатам исполнения плана не удалось погасить все долги .
  • Лицо нарушило условия мирового соглашения , и дело о банкротстве было возобновлено.

Стадия реализации имущества физлица предполагает прохождение таких этапов:

  1. Формирование конкурсной массы .

Все имущество должника, которое образовалось на дату принятия судебного решения, подлежит включению в конкурсную массу. Исключение составляет имущество, которое по закону не подлежит взысканию. На данном этапе управляющий проводит опись всего имущества должника.

  1. Корректировка конкурсной массы .

Прохождение процедуры банкротства должником совсем не означает, что он лишится всего принадлежащего ему имущества. Связано это с тем, что далеко не все имущество подходит для конкурсной массы. Перечень имущества, на которое прямо запрещено обращать взыскание по ст.446 ГПК, включает:

  • единственное жилье (включая и под ним). Данное требование не распространяется на недвижимость, которая находится в залоге;
  • предметы обихода и домашней обстановки ;
  • вещи индивидуального пользования ;
  • деньги в размере прожиточного минимума самого должника и его иждивенцев.
  1. Оценка имущества .

Оценка имущества также является обязанностью управляющего. необходима для определения начальной цены имущества в ходе торгов. В отношении технически сложного имущества к оценке могут привлечь внешних экспертов. Экспертиза потребуется и в случае, если сам должник потребовал ее проведения.

  1. Непосредственная реализация имущества .

Имущество должника, которое было описано и оценено финансовым управляющим, продается на специальных торгах. Это прописано в п. 3 ст. 213.26 (если только иной порядок не предусмотрело собрание кредиторов).

Драгоценности, предметы роскоши, движимое и недвижимое имущество со стоимостью от 100 тыс. р. подлежат продаже на открытых торгах. Правила продажи прописаны отдельно. Они установлены в ст. 110, в п. 3 ст. 111 и ст. 134.

Дело в том, что за счет продажи такого имущества преимущественно удовлетворяются требования залоговых кредиторов.

5. Погашение задолженности перед кредиторами .

Обязательства перед кредиторами погашаются в определенной очередности пропорционально предъявленным ими требованиям.

Если в ходе процедуры было реализовано имущество, которое совместно принадлежало , то 50% от вырученной суммы подлежит возврату супругу, а между кредиторами распределяется вторая половина.

  1. Возврат имущества должнику .

Согласно действующему порядку, то имущество, которое управляющему реализовать не удалось, и которое кредиторы отказались принять в счет погашения задолженности, возвращается банкроту через подписание акта приема-передачи (согласно п. 5 ст. 213.26). То есть он восстанавливается в своих правах собственности.

  1. Отчетность управляющего .

По итогам прохождения этапов описи, оценки и реализации имущества управляющий отчитывается перед кредиторами. По результатам продажи имущества отчетность предоставляется в Арбитражный суд. Если судья ее удовлетворит, то на этом процесс считается завершенным, и физлицо может начать новую жизнь без догов.

Последствия процедуры

После того как было пройдено первое заседание по делу о банкротстве, и заявление физлица было признано обоснованным, то наступают такие последствия (по ст. 213.35):

  1. Для кредиторов вводится запрет на передачу требований должнику . Все взаимодействие с ним должно происходить только при посредничестве суда.
  2. Требования кредиторов по внесению обязательных платежей, кроме текущих, более не удовлетворяются .
  3. Сумма задолженности замораживается , проценты и штрафы перестают начисляться.
  4. Все взаимодействие с прекращается .
  5. Исполнительное производство по вынесенным судебным постановлениям приостанавливается (кроме случаев, перечисленных в п. 2 ст. 213.11).

Выше приведены положительные для должника аспекты прохождения процедуры банкротства. Но не лишена она и целого спектра отрицательных сторон для него:

  1. Должник ограничивается при заключении отдельных сделок по приобретению и отчуждению имущества, передаче его в залог , получении и выдаче кредитов.
  2. Он не сможет выступать поручителем или гарантом , уступать права требования (согласно п. 5 ст. 213.11).
  3. При признании гражданина банкротом он лишается прав в отношении имущества, вошедшего в конкурсную массу . Все оно должно быть реализовано для дальнейших расчетов с кредиторами.
  4. Должник лишается права распоряжения своими деньгами , он передает финансовому управляющему все принадлежащие ему банковские карты (даже если на них зачисляется зарплата).

В перечень последствий для гражданина по результатам прохождения процедуры банкротства входит (согласно ст. 213.30):

  1. Суд может ввести запрет на выезд должника за пределы страны (временной промежуток устанавливается судом индивидуально).
  2. О факте своей финансовой несостоятельности лицо обязано сообщать при попытке получения нового кредита или займа в течение 5 лет (фактически это означает закрытие доступа к заемным деньгам).
  3. Подать заявление на повторное банкротство в течение 5 лет гражданин не вправе , даже если на это будут основания.
  4. Запрет на занятие руководящих должностей юридических лиц, запрет на учреждение своего бизнеса и открытие индивидуального предприятия на три года.

Прочие важные положения

Законодательно предусмотрено право должника запросить суд о предоставлении ему отсрочки по оплате государственной пошлины и по внесению на судебный депозит вознаграждения управляющему в размере 25 тыс. р. Задолженность по указанным статьям затрат может быть погашена по результатам торгов. Ввиду сложного финансового положения должника суды нередко идут им навстречу.

Помимо того, что 127-ФЗ закрепляет за гражданами право на инициацию процедуры банкротства, здесь прописана и их обязанность по подаче такого искового заявления в случае, если после расчета с одним кредитором или несколькими они не смогут погасить требования других кредиторов, а совокупная сумма долга превысила 500 тыс. р. Это требование содержится в п. 1 ст. 213.4 127-ФЗ. За несоблюдение указанной обязанности физлицу грозит не только административная ответственность в размере 1-3 тыс. р. по нормам ч. 5 ст. 14.13 КоАП, но и еще одно негативное последствие. Если его кредиторы подадут заявление о признании такого гражданина банкротом вместо него самого, то по результатам прохождения этой процедуры задолженность с него не будет списана по абз. 2 п. 4 ст. 213.28.

В 127-ФЗ отдельно указано, что не все долговые обязательства по итогам процедуры списываются. Не подлежит прощению задолженность в части:

  • компенсациям в счет возмещения вреда здоровью ;
  • субсидиарная ответственность .

Статья 213.32 закрепила за управляющим право на оспаривание сделок по отчуждению имущества, которые были заключены в течение 3 лет перед началом процедуры признания финансовой несостоятельности. Речь идет не обо всех гражданско-правовых сделках, а только о тех, которые управляющий сочтет притворными и направленными только на уменьшение имущественной массы, которая могла бы пойти на реализацию для погашения долгов. Это, например, сделки с близкими родственниками или заключенные на явно невыгодных условиях (по заниженной стоимости).

Таким образом, ФЗ-127 подробно регулирует процедуру признания банкротства физических лиц. Он начал действовать на территории РФ с октября 2015 года. Благодаря внесенным изменениям в законодательство о банкротстве через принятие ФЗ-476 от 29.12.2014, заявление о признании финансовой несостоятельности теперь могут подавать не только юридические лица, но и рядовые граждане. 127-ФЗ жестко регламентирует требования к должникам и процедуру признания их несостоятельности. После прохождения процедуры банкротства задолженность с физлица подлежит списанию, даже если его обязательства перед кредиторами не были погашены в полном объеме.

— это на самом деле Глава Х Закона “О несостоятельности (банкротстве)” , регулирующая финансовые права и обязанности неплатежеспособного гражданина. Чтобы грамотно пользоваться возможностями и понимать последствия, необходимо разобраться в статьях закона. Давайте читать 127-ФЗ и разбираться вместе.

Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц предполагает списание непогашенных долгов, поэтому честно сообщить, что и кому вы должны, в ваших же интересах.

Узнать, как добиться 100% успешного списания долгов в суде

Что собой представляет федеральный закон о банкротстве физических лиц в 2020 году

Глава о несостоятельности (банкротстве) физических лиц вступила в силу с 1 октября 2015 года.

С этого момента гражданин может быть признан банкротом. Для того, чтобы получить официальное подтверждение финансовой несостоятельности и «узаконить» ее, необходимо обратиться в Арбитражный суд.

Кто вправе обратиться в суд для «запуска» процедуры признания физического лица банкротом? Этим правом наделены:

  1. Гражданин, решивший объявить себя банкротом.
  2. Налоговые органы (по итогам отчетного периода).
  3. Кредиторы, перед которыми у лица имеется задолженность.

В качестве оснований для заявления о несостоятельности выступают:


Получить консультацию

Консультация — бесплатно!

Как работает закон о банкротстве граждан?

Закон работает пятый год, и по данным Федресурса , набирает популярность. За 2019 году признано банкротами на 56,8% граждан больше, чем за предыдущий 2018. Причем в 90,7% дел процедуру инициировали сами должники. В чем выгоды признания банкротства для закредитованных граждан?

Если человек работает, но не может погасить кредиты, он осуществить процедуру реструктуризации задолженности . Это соглашение о порядке расчетов сразу со всеми кредиторами, заключаемое под контролем суда. А значит, не будет безакцептных списаний, неустоек и грабительских процентов.

Реструктуризация выгодна для должника, а банки и МФО стараются ее избежать, почему — читайте в нашей статье .

Если займов слишком много, и расплатиться не удастся, человек получает право официально списать долги в процедуре .

Ну и в-третьих, не придется брать новые займы для того, чтобы погасить прежние. Банкротство — это законный способ выбраться из кредитной ямы и жить без долгов.

Условия банкротства физического лица

Для признания гражданина банкротом необходимо , чтобы:

  • суммарно задолженность перед кредиторами более 500 тысяч рублей;
  • срок неоплаты более 90 суток (с момента первого дня просрочки).

Кроме того, п.2 ст. 213.4 закона предусматривает, что гражданин, который предвидит неплатежеспособность и объективно не способен расплатиться, вправе подать заявление заблаговременно, не дожидаясь 90 суток, а тем более задолженности полумиллиона рублей.

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Получить консультацию

Консультация — бесплатно!

Как выглядит процедура признания физ. лица банкротом в законе о несостоятельности?

Первое - подать соответствующее заявление в Арбитражный суд по месту жительства должника, где документы рассматриваются в течение двух месяцев. За это время изучается обоснованность заявления, а также принимается решение - отклонить его или принять в дальнейшую работу.

Информация, которую необходимо предоставить в заявлении:

  • личные данные должника (ФИО, контакты, семейное положение);
  • суммарный долг (перед всеми кредиторами);
  • количество кредиторов, с указанием размера и оснований возникновения требования по каждому;
  • информацию о доходах и наличии / отсутствии имущества;
  • положительным моментом станет план действий: как должник видит разрешение сложившейся ситуации. При наличии такого плана заявление будет принято в работу с большей вероятностью.

Помимо заявления, предоставляется пакет документов , подтверждающих финансовую ситуацию должника.

Суд вправе запросить дополнительные материалы и информацию у должника или истребовать в налоговой, ПФР, Росреестре, других гос.органах.

Физлицо оплачивает услуги финансового управляющего, а также расходы, связанные с судебным процессом. Стоимость банкротства зависит от сложности процедуры, но не может составлять менее 50 000 рублей.

Нужно отметить, что не каждое заявление будет передано в дальнейшую работу, то есть “принято к производству ”. Суд имеет право после внимательного ознакомления оставить заявление без движения в связи с:

  • отсутствием необходимых документов, прилагаемых к заявлению;
  • не оплачена государственная пошлина (300 рублей) или не внесены средства на депозитный счет арбитражного суда на оплату услуг фин. управляющего (25 тысяч рублей).

Закон о банкротстве граждан: пути выхода из сложной финансовой ситуации

В случае возникновения ситуации банкротства физического лица, федеральное законодательство предусматривает два варианта развития событий:

  1. Задолженность может быть реструктуризирована.

    Это означает, что строится новый график выплаты долга, который учитывает текущее финансовое состояние должника. Данный график фиксирует сроки платежей, размер ежемесячного взноса, а также прожиточный минимум, который необходим должнику и его семье. Не включенные в план реструктуризации долги списываются по завершении выплат.

    Напомним, что требования кредиторов проверяются судом, и сомнительные микрозаймы, несоразмерные проценты и неустойки значительно снижаются. Это дает возможность перестроить систему выплат. Однако данный вариант возможен, если у должника имеется подтвержденный источник дохода. Несостоятельность при реструктуризации не признается (ведь человек расплатился), но о ней ходатайствуют менее 15% заявителей, остальные хотят сразу перейти к реализации имущества.

  2. Процедура реализации в банкротстве физического лица.

    В этом случае финансовый управляющий контролирует обязательства должника и наделен правом распоряжаться его доходами. При этом сделки, которые совершает должник, контролируются финансовым управляющим и согласовываются с ним. Ценная собственность должника подлежит реализации, то есть продаже на торгах.

Для покрытия долгов в ходе банкротства продается часть имущества должника . Вырученные деньги идут на погашение задолженностей. Однако существует ряд объектов, которые не могут быть реализованы. К ним относятся:

  • личные вещи - одежда, обувь, техника индивидуального пользования;
  • жилье или жилая площадь, являющиеся единственным местом проживания должника. Причем в качестве жилья выступает коттедж, частный дом, квартира, комната и т.д.
  • вещи и предметы мебели бытового назначения;
  • награды, медали, призы и другие категории нематериальных вознаграждений;
  • домашние животные — любимого кота никто не заберет;
  • транспортные средства, которыми пользуются лица с ограниченными возможностями;
  • и др.

Если у должника нет иного имущества — банкротство все равно признается.

По данным Федресурса за 2019 год, в 70% дел кредиторы не получили ничего в результате процедуры, а значит, долги граждан были списаны без продажи собственности.

  • лицо не может занимать высшие руководящие посты (например, управлять компанией) в течение 3-х лет;
  • существенные ограничения могут быть и при обращении в банк за кредитом - пять лет бывший должник обязан предоставлять документ, подтверждающий статус банкрота (хоть и в прошлом).

Действующее законодательство не предполагает возможности упрощенного банкротства. Законопроект об упрощенной процедуре банкротства на разработке с 2017 года в Минэкономразвития, однако его принятия в 2020 году не ожидается.

ФЗ: судебная практика

Практика показывает, что момента вступления в силу поправок от 01.10.2015 О банкротстве физлиц в Закон №127-ФЗ, процедуры в отношении граждан проводятся четко и успешно. Практически все заявления, которые подаются в Арбитражный суд, принимаются к рассмотрению. Маргарита Холостова,
финансовый управляющий

Наша компания имеет большой положительный опыт в области банкротства физических лиц. Мы подготовили сотни заявлений от граждан и индивидуальных предпринимателей, подкрепленные доказательной базой и необходимым количеством информации. 98% наших заявлений рассмотрены судом, и по всем было принято положительное решение. Таким образом, мы помогли сотням людей избавиться от непосильных долгов и начать жизнь без финансовых обременений.

Для получения подробной информации, а также для заказа услуги просто позвоните нам. Наши специалисты проконсультируют по вопросам, связанным с банкротством физических лиц, а также помогут грамотно и официально решить проблемы с долгами.

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

В жизни каждого человека, имеющего долги перед кредитно-финансовым учреждением или другими структурами, может наступить момент, когда он станет не в состоянии выполнять взятые на себя обязательства. В такой ситуации по инициативе кредиторов или должника может быть начата процедура о признании его несостоятельности, которая регулируется законом о банкротстве физических лиц ФЗ №127.

Федеральный Закон 127 о банкротстве - изменения 2018, краткое содержание

В ближайшее время физическим лицам, имеющим просроченную задолженность перед кредиторами, возможно придется готовиться к следующим инновациям, которые планируют внести в ФЗ 127 о несостоятельности банкротстве 2018г.:

  1. В закон о банкротстве физ лиц в конце года могут быть внесены изменения, благодаря которым существенно упростится процедура признания несостоятельности граждан (при долге до 700тыс. руб.). Если все поправки будут приняты, то на банкротство физ лиц (закон о банкротстве №127) будет затрачиваться не более 120-ти суток. В соответствии с регламентом измененного ФЗ к процедуре не нужно будет привлекать управляющих. Судебный процесс может инициировать только должник, у которого просрочены обязательства не более чем перед 10-ю кредиторами.
  2. Детальную консультацию о банкротстве физических лиц, нормах Закона о признании банкротом, физические лица смогут получать в МФЦ, по месту своего проживания. Обновленный ФЗ 127 о банкротстве физических лиц предусматривает возложение функций юристов на специалистов Многофункциональных Центров. Измененный закон позволит российским гражданам экономить средства на оплате услуг адвокатов. В МФЦ, благодаря откорректированному закону о банкротстве, можно получить консультации, составить исковые заявления, сформировать пакет документации и т. д.
  3. ФЗ о банкротстве физических лиц до сегодняшнего дня не предусматривал изъятие у должников единственного жилья. Но, законодатели планируют внести в 127 закон поправки, согласно которым приставы смогут изымать даже единственный объект недвижимости с целью его продажи, расчета по долгам и приобретения более скромного жилья.

Требования к арбитражным управляющим

Закон о банкротстве юридических и физических лиц требует привлечения к данной процедуре арбитражных управляющих. В статье 20 закона о банкротстве юридических лиц и простых граждан описываются требования, предъявляемые к таким кандидатам, но основными являются:

  1. ФЗ позволяет привлекать к процедуре только членов саморегулируемых организаций АУ.
  2. В законодательстве указывается, что у претендента не должно быть заинтересованности в признании финансовой несостоятельности должника или в лоббировании интересов кредиторов.
  3. Статья 20 ФЗ о банкротстве физических лиц указывает, что привлекаемый к процессу арбитражный управляющий не должен иметь статус субъекта предпринимательской деятельности.
  4. У арбитражного управляющего должна быть действующая страховка, которая сможет погасить все убытки, причиненные его действиями.
  5. Претендент не должен ограничиваться в праве занимать руководящие должности, а при необходимости у него должен быть открыт доступ к гос. тайне и т. д.

ФЗ 127 о банкротстве физических лиц

Закон о банкротстве юридических и физических лиц регулирует все этапы процедуры признания недееспособности должников. За последние несколько лет в него не вносились кардинальные изменения, только незначительные правки. Начиная с 2015 года, в законе о банкротстве изменилось следующее:

  1. Величина вознаграждения арбитражного управляющего увеличилась с 10 000 руб. до 25 000 руб., а также с 2,00% до 7,00% (при реализации).
  2. Размер государственной пошлины снизился с 6 000 руб. до 300 рублей.

В этом законе детально описывается порядок проведения процедуры. Указывается перечень документов, необходимых должникам для признания их финансовой несостоятельности и инициирования судебного процесса. Описывается порядок взыскания с физических и юридических лиц средств для погашении задолженностей перед кредиторами, в частности процедура изъятия и реализации ценного имущества.

Размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

5. Руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.

Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

В случае непредставления таких сведений или несвоевременного их представления арбитражный управляющий или реестродержатель и должник не несут ответственность за причиненные в связи с этим убытки.

7. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов.

В случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.

1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.

При получении саморегулируемой организацией копий ходатайств, содержащих требование об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и направленных в арбитражный суд лицами, участвующими в деле о банкротстве, а также при направлении саморегулируемой организацией в арбитражный суд ходатайства об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего в порядке, установленном статьей 45 настоящего Федерального закона.

4. В случае освобождения или отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вознаграждение ему не выплачивается с даты его освобождения или отстранения.

От трех миллионов рублей до десяти миллионов рублей - двадцать семь тысяч пятьсот рублей и две десятых процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над тремя миллионами рублей;

Заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего - члена саморегулируемой организации в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения;

О компенсационном фонде саморегулируемой организации (размере имущества, составляющего компенсационный фонд, инвестиционной декларации компенсационного фонда, фактах обращения взысканий на имущество компенсационного фонда);

5. Члены саморегулируемой организации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными саморегулируемой организацией требованиями.

Документы, подтверждающие наличие сформированного компенсационного фонда саморегулируемой организации в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона, или заверенные некоммерческой организацией копии таких документов;

Арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) в случае выявления факта нарушения саморегулируемой организацией более двух раз в течение года иных требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.

2. Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет три миллиона рублей в год.

Умышленных действий или бездействия арбитражного управляющего, выразившихся в нарушении им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации либо федеральных стандартов или стандартов и правил профессиональной деятельности;

Соблюдать требование о запрете быть аффилированным лицом саморегулируемой организации и специализированного депозитария или их аффилированных лиц.

22. Нарушение управляющей компанией установленных настоящим Федеральным законом и инвестиционной декларацией требований к составу и структуре имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации, является основанием для расторжения договора с управляющей компанией.

Количество членов национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих составит менее чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, по заявлению данного объединения, а также по заявлению не являющейся членом данного объединения любой саморегулируемой организации, поданному не ранее чем через шесть месяцев со дня возникновения указанного обстоятельства.

Информировать орган по контролю (надзору) об изменении состава членов национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, о внесении изменений в учредительные документы национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и об изменении иных касающихся его сведений.