Красное и черное. Красное или черное

Мне всегда казалось, что это довольно известная и интересная командная игра, но как показал мой небольшой личный опрос среди моих коллег по работе и моих друзей вне ее – совсем не многие слышали об этой игре.

Итак, есть группа людей, желающих получить фан и одновременно с этим отработать командные навыки. Выявить лидера и проверить свое умение договариваться в сжатые сроки под давлением текущих обстоятельств (противник не дремлет, да:)), понять способность команды согласованно вырабатывать и принимать верные тактические и стратегические решения.

Группа играющих делится на две команды. Побеждает команда, набравшая больше очков. Очки набираются согласно правилам, изложенным ниже.

Правила

Игра длится 7 ходов. На каждом ходу команда может выбрать, на что она ставит: на красное или на черное. В зависимости от того, на что поставили первая и вторая команда – обе команды получат следующее число очков:

Очки 3 и 6 хода удваиваются , а очки последнего 7 хода – утраиваются (1, 2, 3х 2 , 4, 5, 6х 2 , 7х 3 ).

Решение в команде каждый раз принимается простым большинством голосов. У вас может быть сколько угодно обсуждений, но в конце вопрос ставится на голосование, результаты которого передаются ведущему (например на бланке или на заранее подготовленных карточках).

Время обсуждения каждого хода – примерно 5 минут, но если одна из команд уже приняла решение, другая должна сообщить свое решение не позже, чем через 1 минуту. В случае, если решение за это время не принято, то эта команда штрафуется на 3 балла. Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть «воздержавшиеся», то за каждого такого участника команда получает минус 1 очко, а за каждого участника, проголосовавшего «против» – минус 2 очка. Если кто-то в команде регулярно идет поперек, команда может его выкинуть, но это будет стоить минус 3 очка.

Решение команд соперникам передает ведущий или его ассистент. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.

Альтернативный вариант игры: «Две цивилизации» 🙂

Группа делится на две команды. Жребием определяем кто играет за Землян, а кто за Инопланетян.

Легенда : космическая экспедиция с Земли обнаружила необитаемую планету, недра которой оказались насыщены разнообразными полезными ископаемыми и стратегически важными видами сырья. Но практически одновременно с землянами на эту планету высадились представители иной высокоразвитой цивилизации, тоже заинтересовавшиеся природными ресурсами планеты. Заметив присутствие друг друга, и земляне, и инопланетяне укрылись в своих космических кораблях, приведя в боевую готовность нейтронные орудия и ручные бластеры. Эта планета крайне необходима и той, и другой цивилизации. По-видимому, вооруженного столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнет первым, на кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта. Началось тягостное ожидание…

Впрочем, еще остается возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и чтобы высказать свои предложения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов. В этой игре вам придется решать, как поступить, совершив все те же семь ходов.

Суть и правила изложенные выше – не меняются, меняется только антураж 🙂

Дополнение

В игре существует выигрышная стратегия (это очевидно – необходимо, чтобы обе команды ставили на черное). Но! Велик соблазн «переиграть» другую команду и в какой-то момент одна из команд начинает ставить на красное…

После этой игры участники во время обсуждения выходят на тему доверия, как необходимого условия успешной совместной деятельности.

Вы вполне можете увеличить число играющих команд (чемпионат), удлинить игру до 10 или 15 ходов, изменить правила кратности (на 3м, 6м и последнем ходах), сдвинув их на другие ходы.

Успехов в построении успешных команд!

Основное, что надо понимать, говоря об упражнениях - важны не столько сами упражнения, сколько их сочетание в рамках курса, последовательность. Можно анализировать эффект и последствия отдельного упражнения - однако этот анализ не дает полной и настоящей картины, зачем же это упражнение делалось. Например, внешне может казаться, что упражнение направлено на то, чтобы осознать отношение других участников к тебе - однако на деле оно может иметь целью как выявление тренером степени вовлеченности того или иного участника, а также направленную «травлю» кого-то (отношение во многом формируется с подачи тренера и группы).
Описание отдельных упражнений интересно само по себе. В конце я дам интерпретацию психологов о том, на что направлены представленные упражнения с точки зрения работы с психикой.
Упражнений много! Описывать все я не буду, только некоторые, описание которых мне удалось найти и сформулировать. Сразу отмечу, что в разных тренинговых центрах упражнения могут различаться - поэтому я привожу лишь найденные названия и описания, что совершенно не значит, что упражнение с другим названием или сделанное немного не так не относится к лайфспринг-технологии.

Игра «Красное и черное» (вариант - «Крестики-нолики»)
Проводится на Базовом курсе.
Участники делятся на две команды и расходятся по разным комнатам. На доске нарисована таблица в 2 строки по 6 столбцов (каждая строка соответствует команде, каждый столбец - очередному «ходу»). Всеобщим голосованием команда ставит в каждую ячейку либо красное, либо черное - это и есть «ход». Ходят команды по очереди. Курьер перемещается из комнаты в комнату, смотрит результат после голосования и сообщает о том, как проголосовала другая команда. Результаты голосования курьеру докладывает только лидер команды по определенным правилам. Цель игры - «набрать максимальное количество очков» - буквально так она формируется тренером. Очки считаются так: если одна команда ставит красное и другая команда красное - обоим по минус 3. Если одна ставит «К», а другая команда «Ч» - первой плюс 5, второй минус 5. Если обе команды ставят «Ч» - обоим по плюс 3. Цель «набора максимального числа» не очевидна в процессе игры, например есть подсадные, которые утверждают что важно набрать максимум по абсолютному значению (минус 25 лучше плюс 10). Это вносит сумбур в голосование.
В итоге, когда команды после игры встречаются, после радости команды, набравшей большее число очков, тренер объявляет примерно следующее: «Надо было всегда голосовать за черное. Тогда по сумме обе команды набрали больше - так как настоящей целью был суммарный максимум по очкам (замечу, это никто не уточняя в начале ). Почему же вы голосовали за красное, пытаясь набрать больше очков для себя, не думая о другой команде? Потому что вы считаете их врагами - это заложено в нас. Также и в жизни происходит! А надо стремиться к сотрудничеству, любви к ближним и взаимодействию».
Тут есть еще один момент - курьер может не принимать результат голосования под предлогом «нарушения правил», иногда не говоря о сути нарушения - лидер должен сам догадаться (по факту нарушения может и не быть). Не прием ответа может быть намеренным - если видят, что обе команды пытаются голосовать за черное, то есть получить лучший суммарный результат - цель-то как раз создать соперничество, хотя в заключительной речи тренера речь идет о сотрудничестве. Люди начинают сомневаться, почему у них не принимается ответ, это вносит нервозность и может повлечь изменение результата голосования.
В течение игры тренер наблюдает за поведением команд. Он выявляет пассивных и выговаривает впоследствии им за пассивность, активным же выговаривает за то, что не активизировали пассивных. Выявляет лидеров, эмоционально устойчивых и неустойчивых, скептиков и т.п. Есть еще один побочный эффект - возможно сильное давление на тех, кто не согласен с результатом голосования своей команды: человек не хочет, чтобы выбрали какой-то цвет и видя, что большинство «за» этот цвет, просто «воздерживается» - а это нарушение правил и голосование не принимается. В результате команда давит на человека, чтобы он проголосовал и результат засчитали.

Упражнение «Брать-давать»
Упражнение делается на Продвинутом курсе, примерно в середине курса.
Участники подходят друг к другу и говорят, «берущий» тот или иной участник или «дающий». Каждый подсчитывает, сколько раз он «берущий» и сколько раз «дающий». Затем всех рассаживают в порядке убывания (схематично - берущий - минус один балл, дающий - плюс один балл). Тренер подходит к самым «отдающим» и самым «забирающим» и задает им вопросы, почему они оказались именно в этом конце шеренги.
Далее приглушается свет, включается громкая тяжелая музыка, каждый становится напротив своего напарника (напомню, в начале продвинутого курса все разбиваются на постоянные пары, выбирая себе напарника ). Тренер задает вопросы вроде: «Как ты забираешь? У кого ты забираешь - называй имена!? Как ты оправдываешь свое забирание?» Ответы участник должен громко кричать в лицо напарнику. Далее тренер заставляет повернуться спиной к напарнику, закрыть глаза и сомкнуть руки на груди в замок. По команде все участники должны одновременно бежать в указанную точку, расталкивая других и крича: «Мне наплевать на тебя, ты стоишь у меня на пути, отойди!» При этом в зал вбегает группа поддержки из крепких парней и участвует в толкучке, но участники их не замечают - свет приглушен, глаза закрыты, обстановка накалена. Если кто-то падает - его поднимают и снова кидают в кучу малу. Травмы не исключены, по человеку могут и пройтись, пока он лежит. Затем «группа поддержки» зажимает всех в кольцо, толкучка останавливается. Тренер говорит речь о том, «как это нехорошо - только забирать и не отдавать, в чем участники только что убедились. Каждое твое забирание усиливает плохое в мире».
Также может быть вариант, когда самых «забирающих» тренер начинает ругать, что они тянут команду вниз и их надо выгонять. И предлагает команде за них «побороться». Если команда не хочет бороться и согласна с тем, чтобы выгнать «отстающих» участников, капитаны давят на команду, крича: «Команда, вы сливаете своих людей! А за их результаты мы все в ответе!»

Упражнение «Что ты хочешь»
Упражнение делается на Базовом курсе.
Участники делятся на пары и садятся друг напротив друга в так называемой «открытой позиции» (руки на бедрах ладонями вверх), смотря в глаза друг другу. Первый участник в такт музыке громко спрашивает: «Что ты хочешь?» Второй участник должен так же громко отвечать - первое, что приходит на ум. В другом варианте пары нет - надо просто орать свои желания «в пустоту». Упражнение происходит с закрытыми от света окнами при приглушенном свете под оглушительно громкую музыку. Капитаны периодически подсаживаются к парам и подначивают криком «Что ты хочешь?» Кричат прямо в лицо, особенно тем, кто по их мнению орет недостаточно громко или же устал. Капитанов в микрофон направляет тренер. При выкрикивании желаний главное - не думать и кричать как можно громче - якобы, чтобы партнер слышал. Из-за громкого крика и музыки никто на самом деле не слышит партнера, но в реальности это и не нужно. Главное - чтобы человек своим же громким криком свои же желания утвердил как жизненные цели. То есть на фоне сильного напряжения желания должны «прописаться» в постоянной памяти человека, причем по мере упражнения человек переходит от осознанных желаний к подсознательным. По ощущениям участника - «горло хрипнет, голова пульсирует, болит, глаза наливаются кровью. Возникает состояние измененного сознания, легкое головокружение, психическая перегрузка». Рациональное мышление отключается, толпа входит в транс. Я, как человек бывавший в фанатском секторе на футболе, подтверждаю, что такое состояние вполне возможно и человек в орущей толпе адекватность теряет. Некоторые участники впадают в истерический смех, некоторые плачут.
После нескольких минут крика партнеры меняются ролями.
В конце упражнения тренер может сказать участникам, чтобы те выкрикнули неизвестные желания «во вселенную». Неважно что - главное, поднять глаза вверх и как можно громче кричать. При этом капитаны поднимают руки к небу, многие повторяют за ними.
Завершающий этап - медитация со словами «будь с тем, что ты только что открыл для себя».

Упражнение «Темная комната»
Делается на Продвинутом курсе.
Участники сидят в темной комнате, в которой играет оглушительно громкая музыка. Тренер говорит: «У всех бывают моменты, когда вы злитесь и оскорбляете себя. Оставьте все это здесь! Выругайте себя!» Участники должны громко говорить про себя оскорбления. Психической разгонке помогают капитаны, бегая и крича в уши участникам различные оскорбления.
После упражнения включается позитивная музыка и участники говорят себе, какие они на самом деле хорошие, гладят себя по голове.

Упражнение «Спасательная шлюпка» (варианты: «Лодка», «Корабль», «Летучий корабль»)
Проводится на Продвинутом курсе.
Начинается упражнение с медитации с закрытыми глазами под тихую музыку при приглушенном свете - имитация плавания на корабле. Затем «на корабль налетал шторм». Спасательная шлюпка на корабле только одна и влезает в нее два человека. Каждого участника спрашивают - что он выберет, спасение в шлюпке или смерть на тонущем корабле. Далее команде дают задание решить - кого в шлюпку посадить. Здесь как правило мужчины пропускают дам вперед, более старые пропускают более молодых. После некоторого обсуждения тренер его прекращает в жесткой форме и раздает всем по две спички. Каждый должен подходить к другим участникам и делать выбор: вслух в лицо говорить его имя и, если отдаешь спичку, добавлять «ты жив», если нет - «ты мертв». Затем это повторяет тот, кому ты это адресуешь. Например, подходишь к Петру и говоришь:
- Петр, ты мертв.
Петр должен повторить:
- Я Петр, я умер.
Все это происходит под давлением тренера и помощников. Если человек отдает спички, ему на ухо кричат, причем кричат сразу несколько человек: «Ты ведешь себя, как лох, ты и в жизни лох - отдаешь едва знакомым людям свою жизнь! Вот тебя и бросают девушки, забывают друзья! Ты сам себе не ценен и никому не можешь быть ценен! Все вытирают об тебя ноги!»
Если же человек не отдает спички: «Ты холодный и беспринципный, ты и в жизни так бросаешь людей! Поэтому с тобой никто не хочет быть! Ты не человек - ты бесчувственный робот!»
Еще интересный момент - к некоторым участникам тренер и помощники специально априори создают негативное отношение, чтобы люди не давали им спичек. Срабатывает модель коллективной психологии, по примеру школы - «травимому» старшими или более авторитетными товарищами ученику не подают руку одноклассники.
Когда у человека не остается ни одной спички, он должен по команде тренера лечь на пол - имитация смерти.
В итоге спички остаются только у некоторых, остальные «умерли». Каждый из оставшихся под контролем тренера подходит к остальным оставшимся и либо отдает спичку, либо говорит:
«Мне на тебя насрать. Я не беру тебя с собой» Команда при этом противостоит ему - «как же так, вы же еще сегодня с ним обедали за одним столом, он же еще так молод» и тому подобные аргументы.
После этого идет медитация следующего рода.
На берег прилетел вертолет со спасенными людьми. Вертолет встречают родные и высматривают тебя, но тебя среди спасенных нет. Далее вылавливают твое распухшее тело, тебя хоронят, все плачут. Выключают свет, все лежат в темноте. Музыки нет, тренер молчит. Умершие должны передавать последние слова родным через спасшихся. В процессе как правило кто-то «не выдерживает» и вскакивает с криком «Я живой!», скорее всего это подсадной человек, свет включают и все начинают вставать - оживать.
Далее тренер говорит, что «правильным поведением» будет не раздать спички и умереть, а оставить по одной спичке себе и своему напарнику - и таким образом вдвоем спастись.
Также в упражнении есть вариации: после медитации все встают в круг и каждый участник должен подходить к остальным и говорить (к примеру):
- Ты Петр, ты идешь.
Если же имени участник не помнит, он должен четко и громко сказать:
- Я не знаю твоего именно. Ты мне безразличен! Безразличен!!!
Тренер требует говорить громко, чтобы ощутить «насколько тебе безразличен этот человек».
Если участник неверно назвал имя, обладатель имени должен ответить:
- Это (пауза) не мое имя. (пауза)
Тренер говорит обладателю имени:
- Ты безразличен этому человеку. Как ты проявился, что стал безразличным этим людям?
Закончиться упражнение может глубокой ночью (напомню про недоедание и недосып, то есть сильное психическое истощение) - это последнее упражнение дня. По словам участвовавших - воздействие на сознание очень сильное, кто-то рыдает, кто-то подавлен как в состоянии траура.
В конце, после упражнения - медитация, направленная на эмоциональный подъем. После упражнения может идти домашнее задание, например «придумать себе надгробную надпись» (это уже, я так понимаю, в шутливой форме, после «положительной» медитации).

Кратко упомяну некоторые другие упражнения. Например, участников заставляют танцевать стриптиз. Есть и психологический стриптиз - человек выходит в центр круга и рассказывает о своих отношениях с отцом, о себе в постели и т.п. - а потом группа ему дает оценку (обратную связь), причем негативную. Еще, к примеру, участников заставляют разыгрывать немые сценки по книге «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.

Часть упражнений носит название растяжек или стретч (stretch) - эти упражнения направлены на как бы «выход человека за собственные границы поведения». В них людей разбивают на группы и заставляют играть какую-то нехарактерную для них роль - стриптизерши, вокзальные проститутки, бомжи, балеруны, бабочки, гусеницы. Причем люди реально могут сидеть бомжами у вокзала или выйти голыми на улицу. Также заставляют бесплатно достать что-то, например 3 любимых фрукта. Или проехать в общественном транспорте, не заплатив и спев песенку перед кондуктором в качестве оплаты - при поддержке группы.

Нельзя забывать и про «домашние задания». Не буду вдаваться в их описание, важен сам принцип - контроль над временем тренируемого даже за пределами тренинга. Человеку прививают ответственность за выполнение домашнего задания и спрашивают с него их выполнение на тренинге. Таким образом, время вне тренинга человек тратит на домашнее задание и у него не остается возможности осмыслить, что же он такое делает.

В начале статьи я обещал дать интерпретацию психологов - на что направлены методики, используемые в упражнениях. Поскольку статься получилась насыщенной и, по правде говоря, я и сам несколько перегружен информацией, - этой интерпретации будет посвящена следующая статья.

Игра Красное Черное + модификации

Эта чрезвычайно интересная игра из обоймы тех средств, которые используют психологи для развития у участников тренинга умений понимать друг друга, эффективно взаимодействовать, сделать шаг навстречу партнеру. Довольно часто игру Красное и Черное используют на .
Эта игра обладает, кроме того еще и мощным дидактическим потенциалом, что позволяет рассматривать ее как полигон для испытания нравственных установок и способности к прорыву на более высокий уровень самосознания. Широко известен вариант этой игры под названием «Дилемма узника». Н. И. Козлов (1997) описывает ее модификацию «Красное и черное». Мы хотим предложить, вашему вниманию несколько аналогов указанной игры, применимых к разным категориям участником тренинга.

Вариант I . Сделка. Уже само название подсказывает, что этот вариант предназначен для использования в тренинге бизнесменов, менеджеров или старшеклассников, ориентированных на коммерческую деятельность. Для того, чтобы читатель смог легко уяснить суть игры, опишем наиболее простой случай, когда игра проводится и парах.

Разбиение на пары для этой игры можно организовать, предложив участникам выбрать себе в партнеры наиболее симпатичного человека. Если ведущий хочет избежать появления аутсайдеров, то есть отверженных, которые сами не рискуют сделать первыми выбор и которых никто до конца не выбирает, в результате чего они объединяются между собой, но отнюдь не обязательно в силу взаимной симпатии, то ведущий вполне может создать пары по своему усмотрению. Участники усаживаются спиной друг к другу и предупреждаются, что контакты с партнером в процессе игры будут запрещены. Каждый игрок получает по двадцать карточек: десять белых и десять синих. Сбоку от каждой пары вплотную ставится еще одни стул. Инструкция звучит примерно так:

Каждый из членов пары – бизнесмен, и каждый является для другого конкурентом, поскольку по условию игры вы оба делаете свой бизнес в одной сфере. И у того, и у другого появилось очень выгодное предложение, сулящее неплохой доход. Но – это предложение исходит от криминальных структур, что, разумеется, делает его рискованным. Вы можете пойти на эту сделку, а можете отказаться. В принципе и то, и другое решение может принести вам прибыль, но это будет зависеть от выбора вашего партнера-конкурента.

Участникам предлагается вот такая таблица, которая может либо помещаться па плакате, хорошо видном всем, либо вручаться на карточках каждому игроку .

Что означает эта табличка? Если оба бизнесмена совершают сделку с криминальными структурами, то оба теряют по три тысячи (в связи с деноминацией рубля можно сказать, что три тысячи рублей – это уже значительные деньги). Если один из вас совершает сделку, а второй отказывается, то первый зарабатывает пять тысяч, а второй эти же пять тысяч теряет.

И наконец, если оба бизнесмена отказываются от сделки, то они получают но три тысячи. В нашей игре будет десять ходов. Через каждые тридцать секунд (при необходимости время, отводимое на каждый ход, можно увеличить) по команде ведущею игроки должны одновременно класть на стоящий сбоку от них стул по одной карточке: синяя означает совершение сделки, белая – отказ. Увидев решение своею партнера, игрок заполняет свой бланк доходов-расходов.

Бланк для игры

Имя участника ________ Имя партнера ________

Номер хода Ход участника Ход партнера Результат хода
Итоговая сумма

В графах ходов в случае совершения сделки ставится буква С, в случае отказа – буква О. В графе результатов участник фиксирует свои прибыли или потери с соответствующим знаком.

Задача игроков – получить максимальную прибыль. Выигрывает тот, кто сумеет заработать максимальное количество денег.

По своему усмотрению ведущий может дважды в течение игры объявить, что на следующем ходу денежная сумма удваивается .

Участникам практически с самого начала очевидно, что, если оба они откажутся от сделки, то смогут получить свои «честно заработанные» три тысячи. Но ведь тут не менее очевиден и риск: я откажусь от сделки, а мой партнер возьмет да и свяжется с криминалом – он окажется в выигрыше, а я – в «полном пролете». Такие размышления толкают игроков на выбор «сделки» – и в результате оба неуклонно скатываются в пучину финансовой катастрофы. Утешением, вероятно, служит мысль, характерная скорее для люмпенов самого худшего толка: пускай я останусь без штанов, но и он (партнер по игре) костюм от Кардена не наденет .

Ход рассуждений игроков и выбранные ими стратегии станут ясными для ведущего после десятого хода, когда игроки сдадут свои индивидуальные бланки, в которых сами они уже подвели итоговый баланс. Обсуждение этой игры имеет чрезвычайно важное значение – особенно если обнаружится, что практически никто не выиграл (а такое вполне может случиться!). Подобная ситуация очень показательна: дефицит бюджета однозначно говорит об ошибочности выбранной игроками стратегии. Если найдется хотя бы одна пара, избравшая не путь обмана и недоверия к партнеру, а путь конструктивного взаимодействия, основанного на доброжелательности и доверии, то ведущий должен обязательно им предоставить возможность сказать главные слова в дискуссии.

Замечательно, если в результате обсуждения участники придут к более глубокому, прочувствованному пониманию достаточно тривиальной истины: кроме игры против кого-то, когда мой выигрыш – это обязательно проигрыш другого, есть игры, когда выиграть можно только вместе . Даже в бизнесе, где, казалось бы, царит «закон джунглей», можно добиться большего, выбирая стратегию на общий выигрыш .

Ведущий может покаяться в провокационности инструкции и установок, но ведь и они могут быть поняты иначе! Кроме того, в условиях игры уже была скрыта подсказка: для уважающего себя бизнесмена связаться с криминалом – это значит нарушить не только уголовный кодекс, но и кодекс чести. Контраргументы в виде ссылок на многочисленные примеры из нынешней российской действительности не являются убедительными: пена рано или поздно сойдет, и мы будем жить в правовом обществе. В конце концов, ведущий может напомнить особо рьяным участникам, что они не на тренинге умений и навыков экономических преступлений, а собрались здесь для иной цели.

Вариант II. Альпинисты . Игра, практически являющаяся аналогом только что приведенной, имеет в основном формальные отличия и эффективна в тренингах для молодежного контингента. Вводимые в инструкции условия, на наш взгляд, более прозрачно указывают на более эффективную стратегию общего выигрыша. В этом контексте она работает на формирование близости между участниками, доверия и взаимопонимания.

Условия остаются те же: партнеры сидят на стульях спинами друг к другу, сбоку еще один стул, у каждого – по десять синих и по десять белых карточек и по индивидуальному бланку результатов (бланки идентичны приведенным выше). Инструкция:

Вы – альпинисты, совершающие труднейшее восхождение на одну из самых высоких и труднодоступных гор мира. Внезапно обрушившийся буран разбросал членов экспедиции. Волею прихотливой судьбы вы со своим напарником оказались по разные стороны каменной гряды. С трудом удерживаясь на отвесной стене, вы увидели перекинутую через скалу веревку. Один ее конец перед одним из вас, а другой – перед вторым. Вы можете выбраться, постепенно подымаясь но стене, но это долго и трудно. Веревка это более реальный шанс на спасение и более быстрый способ добраться до укрытия. Но вот беда – если на ней повиснет кто-то одни, то у него не окажется противовеса, и он немедленно соскользнет в пропасть. Чтобы удержаться, вам нужно одновременно ухватиться за веревку. Но вы не видите друг друга, а из-за шума снежной бури докричаться невозможно. Нет никакой гарантии, что ваш партнер рискнет так же. как вы. В общем-то оба способа дают вам шансы спастись, но все будет зависеть от того, какой вариант изберет ваш партнер. Что же делать? Как вы поступите?

Участникам также предлагается таблица, к которой указаны баллы, получаемые игроками а различных случаях .

Вы совершите десять ходов. Ваша задача – набрать как можно больше баллов. Выигрывает тот, кто сумеет набрать максимальное количество баллов.

По своему усмотрению ведущий может дважды в течение игры объявить, что на следующем ходу сумма баллов удваивается .

Так же, как и в предыдущем варианте, стратегия общего выигрыша является наиболее продуктивной. Иными словами, если партнеры доверятся друг другу и оба рискнут ухватиться за веревку, это принесет им на каждом ходу по три балла. В парах, в которых оказались люди, не доверяющие друг другу, скорее всего можно ожидать стратегию, при которой каждый сам будет лезть по стене. Дескать, пусть другой себе шею ломает, хватаясь за веревку, – мне от этого только прибыль .

Все стратегии обсуждаются по завершении игры. Разумеется, особое внимание – парам, добившимся самых высоких результатов .

Вариант игры в нарах имеет свои недостатки. Один из них состоит в том, что ведущий не в состоянии отследить поведение всех игроков, и те могут договариваться с партнерами о своих ходах. Избежать этого можно с помощью командной игры, например, в форме, описываемой ниже.

Вариант III. Встреча двух цивилизаций . Группа делится на две команды (способы деления – самые разнообразные). Жребием определяется, какая команда будет состоять из землян, а какая – из инопланетян.

Космическая экспедиция с Земли обнаружила необитаемую планету, недра которой оказались насыщены разнообразными полезными ископаемыми и стратегически важными видами сырья. Но практически одновременно с землянами на эту планету высадились представители иной высокоразвитой цивилизации, тоже заинтересовавшиеся природными ресурсами планеты. Заметив присутствие друг друга, и земляне, и инопланетяне укрылись в своих космических кораблях, приведя в боевую готовность нейтронные орудия и ручные бластеры. Эта планета крайне необходима и той, и другой цивилизации. По-видимому, вооруженного столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнет первым, то есть на кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта. Началось тягостное ожидание.

Впрочем, еще остается возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и чтобы высказать свои предложения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов. В этой игре вам придется решать, как поступить, совершив десять ходов. В зависимости от выборов команд складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице.

Смысл таблицы достаточно ясен: если обе команды начинают военные действия, они теряют по три балла; если какая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погибшие лишаются пяти баллов, а меткие стрелки по парламентерам приобретают также пять баллов; если же представители обеих цивилизаций решат попытать удачи на пути переговоров, то и те, и другие получают по три балла.

Лучше всего команды развести по разным комнатам. За пять минут, отводимых на каждый ход, команды должны принять решение. В случае, если решение за это время не принято, то команда штрафуется на 3 балла. Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руки «против», то за каждого из них команда лишается 1 балла. Решение команд передает соперникам ведущий или его ассистент.

Побеждает тот, кто после десяти ходов наберет максимальное количество баллов.

Вариант IV. Встреча двух волшебников . И, наконец, последняя из модификаций этой игры (разумеется, не последняя из возможных и имеющихся, а последняя из описываемых здесь). Она пригодна для проведения игры с детьми – подростками и даже, при определенных условиях, с младшими школьниками. Являясь смысловым аналогом предыдущих игр, она, по нашему мнению, еще в большей степени дидактична, поскольку выигрышная стратегия в ней более очевидна и более ясно связана с моральными нормами.

Игру можно проводить как в парах, так и в командах. Опишем игровую ситуацию, предлагаемую в парах. Дети сидят на стульях спинами друг к другу, сбоку еще один стул, у каждого – по десять синих и по десять белых карточек и по индивидуальному бланку результатов (бланки идентичны приведенным выше). Инструкция:

Однажды в темном дремучем лесу, таящем в себе множество опасностей, встретились на тропинке два волшебника. Каждый из них держал в руках волшебный жезл свой главный колдовской инструмент. Ни один из них не знал, кем является другой: злым или добрым волшебником, вступать с ним в магический поединок, подняв свой жезл, или отказаться от боя и опустить жезл. В этой игре вам придется решать, как поступить, совершив десять ходов. В зависимости от выбора – твоего собственного и выбора твоего партнера складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице.

Что означает эта табличка? Если оба волшебника поднимают жезлы (то есть они вступают в бой друг с другом), то оба теряют по три балла. Если один из вас использует жезл, а второй опускает его, то первый получает пять баллов, а второй столько же теряет. И наконец, если оба волшебника решают просто мирно поговорить друг с другом, не используя колдовские жезлы, то они получают по три балла. В нашей игре будет десять ходов. Через каждые тридцать секунд (при необходимости время, отводимое на каждый ход, можно увеличить) по команде ведущего игроки должны одновременно класть на стоящий сбоку от них стул по одной карточке: синяя означает поднятие жезла, белая – отказ от его использования. Увидев решение своего партнера, каждый игрок заполняет свой бланк игры.

Ваша задача – набрать как можно больше баллов. Выигрывает тот, кто сумеет набрать максимальное количество баллов.

Разумеется, результаты игры при любом варианте ее проведения необходимо обсудить с группой.

Группа делится на две команды. Каждой команде выдаётся один или несколько бланков со следующим заданием: Ваша задача - разбогатеть. Ваше богатство - очки, и Вы зарабатываете (или теряете) их, делая выборы: играть на Красное или на Черное. В этой игре есть выигрышная стратегия - когда хорошо всем. Ваша задача - разгадать ее. В зависимости от вашего выбора и выбора другой команды вы получаете очки по системе:

Ваш ход Ход другой
команды
Ваши очки Очки другой
команды
Черное Черное - 3 - 3
Черное Красное + 5 - 5
Красное Черное - 5 + 5
Красное Красное +3 + 3

Решение в команде каждый раз принимается простым большинством голосов, при этом за каждого воздержавшегося - минус 1 очко, за каждого против – минус 2 очка. Если кто-то в команде регулярно идет поперек, она может его выкинуть, но это будет стоить - минус 3 очка.

У вас может быть сколько угодно обсуждений, но в конце вопрос ставиться на голосование, результаты которого докладываются ведущему.

Время обсуждения каждого хода примерно 5 минут, но если одна из команд решение приняла, другая должна сообщить свое решение через 1 минуту.

Решение двух команд сообщается одновременно после сдачи ведущему бланков с вариантом выбора. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.

Очки 3 и 6 хода удваиваются, а очки последнего 7 хода - утраиваются.

Ваш ход Ход другой команды Ваши очки Очки другой команды 1 2 3x2 4 5 6x2 7x3

Комментарий к игре. Эта игра на выявление лидера, умение согласованно вырабатывать и принимать стратегически верное командное решение. Игра позволяет выйти на такое понимание командного взаимодействия, при котором другая команда воспринимается не как соперник, а как партнёр. В игре существует выигрышная для обеих команд стратегия, когда обе команды начинают ставить на «красное». Такая стратегия приводит к выполнению главной задачи, - разбогатеть не за счёт другого, отнимая у него ресурсы, а за счёт консолидированных усилий совместно наращивать эти ресурсы с пользой для себя и других.

Но велик соблазн «переиграть» другую команду, и в какой то момент поставить на «чёрное», тем самым, нарушив не гласный договор, построенный на взаимном доверии. Так как команды чаще выбирают стратегию «выиграть за счёт другого», то со стороны проигравшей команды, возникают обиды, особенно если её члены сознательно предлагали выигрышную для обеих команд стратегию. После этой игры участники сами во время обсуждения выходят на тему доверия, как необходимого условия успешной совместной деятельности.

"Красное-черное" скорее игра на внутреннее джентельменство, когда за аксиому берется благородство партнера...

У нас есть детский лагерь. Это групповой тренинг выездной. Так вот помимо всего другого интересного, мы там еще практику общения ребятам даем. Не только на занятиях, а и в повседневной жизни. В частности, мы учимся решать реальные детские конфликты способом "Выиграть - выиграть" - у нас это называется "Переговоры двух победителей". Мы, конечно, детишек учим и помогаем им договориться, но сколько же ценного и полезного мы выносим для себя! Главное в этой стратегии- это подключить творчество. Дети такие интересные выходы из нерешаемых конфликтов предлагают, что просто никогда не придумаешь! Это потому что они творческие и умеют быстро перестраиваться. (Ну и, конечно, пока обе стороны решают вопрос- они уже и помирились).

И еще: все работает, как по-настоящему, когда дело серьезного стоит и задевает действительно важные нотки в душе. С детьми мы в рамках ролевой игры (не той, что в бизнес- тренигах, а той, что в психотерапии- т.е. с сюжетом) про космос проводили вариант игры "Красное- черное"- "Земляне- Инопланетяне"- когда в процессе игры мы сделали тайм-аут и дали встретиться: просто молча посмотреть друг на друга в течение минуты- многие дети (как впрочем и участники- взрослые) заплакали. После этого обе команды начали вести стратегию в этой игре по принципу-"выиграть- выиграть"- и впервые эта группа набрала высокий балл по игре!

В нашем понимании стратегия - это искусство планирования и проведения переговоров. Слово «стратегия» имеет несколько воинственный оттенок, что не всегда отвечает духу переговоров, особенно если они ориентированы на сотрудничество. По этой причине мы будем часто использовать слово «подход». Подход - совокупность приемов и способов проведения переговоров. Следовательно, понятия «стратегия» и «подход» практически взаимозаменяемы и пользоваться ими можно в равной мере.

На практике не может быть единой стратегии ведения переговоров на все случаи жизни. Каждый конкретный переговорный процесс требует выбора определенной стратегии, отвечающей конкретным условиям. В связи с этим можно говорить о том, что стратегий столько, сколько переговоров. И все же можно выделить основные базовые стратегии по проведению переговоров. Сочетание их элементов на разных этапах проведения переговоров и позволяет создавать любую стратегию, отвечающую особенностям конкретной ситуации. Рассмотрим основные подходы к переговорам.

Стратегия "выигрыш-проигрыш"

Этот подход означает: «Будет так, как решу я». Люди с такой установкой используют силу характера, власть, связи, особенности ситуации и любые другие преимущества для того, чтобы добиться победы над партнером. При таком подходе партнер по переговорам - это прежде всего противник, с которым следует придерживаться жесткого курса во взаимоотношениях. Следует активно настаивать на своей крайней позиции, пренебрегая интересами другой стороны, стремиться ввести ее в заблуждение относительно истинных мотивов и целей, применять уловки и угрозы. Этот перечень можно было бы продолжить.

Здесь, однако, необходимо отметить одну важную особенность: стороны на переговорах находятся в состоянии обороны и нападения. В таком состоянии мозг человека не способен ни к продуктивному творчеству, ни к полноценному сотрудничеству. Это серьезно препятствует разработке конструктивных взаимовыгодных решений.

При такой стратегии другая сторона, решения которой влекут за собой уступки, находится под жестким психологическим давлением. В этом случае остается все меньше стимулов для быстрого продвижения вперед. Это может существенно затруднить достижение соглашения. Но даже если оно принято, оно чревато по меньшей мере двумя отрицательными факторами.

1. Если условия слишком кабальные для другой стороны, то она, скорее всего, будет саботировать решение и не выполнит соглашение со всеми вытекающими отсюда экономическими и моральными последствиями.

2. Переговоры "выигрыш-проигрыш" угрожают продолжающимся отношениям. Распри в ходе переговоров ведут к напряженности в отношениях между сторонами, а возможно, и к их разрыву.

Стратегия "выигрыш-проигрыш" - жесткая стратегия ведения переговоров с явно выраженным стремлением одной стороны добиться преимуществ за счет интересов другой. Она не ориентирована на установление прочных долговременных партнерских отношений. Как правило, применяется при кратковременных деловых связях.

Стратегия "проигрыш-выигрыш"

Есть люди, которые в той или иной степени запрограммированы на подход "проигрыш-выигрыш" и встают на эту позицию, как только чувствуют, что им не сдержать давления. Это люди с установкой: «Я неудачник и всегда был неудачником». Среди них выделяется особый тип людей, скрывающих свои слабости ярко выраженным стремлением к бесконфликтным отношениям: «Я человек миролюбивый и готов на все, только бы избежать конфликта между нами».

На переговорах люди с установкой "проигрыш-выигрыш" чаще всего стоят перед дилеммой - уступить или вообще сорвать переговоры и тем самым обезопасить себя от необходимости принимать решения в сложных ситуациях. Такие люди под натиском воли и убеждений идут на уступки скрепя сердце. Чаще всего они хорошо представляют степень опасности принимаемых решений, но не находят мужества и воли, чтобы воспрепятствовать этому. Те, кто попадал в такую ситуацию, представляют, насколько она мучительна. Если до завершения переговоров напряженность достигнет предела их возможностей, они могут покинуть стол переговоров под любым благовидным предлогом, попросту говоря, спасаясь бегством.

Людей с установкой "проигрыш-выигрыш" очень легко распознать. Они, как правило, услужливы, готовы соглашаться с мнением других, им не хватает мужества выражать свои истинные чувства и убеждения, их сравнительно легко запугать.

Люди с установкой "проигрыш-выигрыш" получают удовольствие от переговоров с теми, кто настроен на "проигрыш-выигрыш". Для них это игра, в которой они могут лишний раз убедиться в своем превосходстве над другими. Но в этом есть своя опасность. Дело в том, что люди с комплексом "проигрыш-выигрыш" или попавшие в эту ситуацию переживают множество отрицательных эмоций. Они стараются подавлять чувства раздражения, глубокой неудовлетворенности, разочарования, отчаяния и унижения. Однако рано или поздно эти чувства могут вырваться наружу в самых уродливых проявлениях. Раздутые до невероятных пределов гнев, цинизм и мстительность могут превратить этих людей не только в ярых, но иногда и очень опасных врагов.

Обычно люди попадают в ситуацию "проигрыш-выигрыш" под давлением обстоятельств, но бывают случаи, когда эта стратегия выбирается осознано.

Как правило, это происходит, если результаты переговоров сами по себе не имеют значения и служат каким-то иным целям. Например, в сфере политики переговоры могут быть просто ширмой для достижения договоренностей по другим вопросам. Иногда такие переговоры - это завуалированная форма взятки, а иногда это одна из форм жульничества.

Стратегия "проигрыш-выигрыш" приводит к существенным уступкам и нарушению собственных интересов. Как правило, это происходит при жестком давлении со стороны оппонента, который использует силу характера, власть, связи и другие особенности ситуации. Осознано эту стратегию выбирают лишь в том случае, если результат на переговорах является второстепенным и служит достижению иных целей.

Стратегия "проигрыш-проигрыш"

Эта ситуация возникает обычно при взаимодействии двух решительных, упрямых, эгоцентричных личностей с установкой только на выигрыш. Проигрывают оба, так как переговоры заходят в тупик и представляют скорее соревнование в упрямстве и упорстве.

Это одна из наиболее неэффективных стратегий. Заранее ее, конечно, мало кто планирует. Но личностные качества переговорщиков, которые не могут или не хотят обуздать свои эмоции, приводят к этому результату.

С психологической точки зрения они испытывают те же отрицательные эмоции, которые мы перечислили для людей, попавших в ситуацию "проигрыш-выигрыш".

Стратегия "проигрыш-проигрыш" не такое уж редкое явление. Каждый из нас мог бы привести на эту тему достаточно примеров. Эта стратегия может выявиться не только на бытовом уровне или между двумя фирмами, но и на уровне международных отношений.

Стратегия "выигрыш-выигрыш" Эта стратегия представляет собой реализацию на практике одного из важнейших принципов человеческого взаимодействия. Он состоит в том, что выигрыш одного из партнеров более результативен, если созданы условия для успешной деятельности всех партнеров.

Установка на "выигрыш-выигрыш" основана на убеждении, что именно в плодотворном сотрудничестве и возникают новые блага.

В условиях переговоров стратегия "выигрыш-выигрыш" означает, что договоры и решения одинаково выгодны для всех заинтересованных лиц. В этом случае обе стороны удовлетворены решением и готовы приложить максимум усилий для его выполнения. Таким образом, стратегия "выигрыш-выигрыш" основана на осознании того, что бизнес - это прежде всего сотрудничество, а не арена борьбы.

Подход "выигрыш-выигрыш" не требует поступаться своими интересами ради интересов других участников переговоров. Более того, он дает приемы для жесткого отстаивания своей справедливой позиции.

Подход "выигрыш-выигрыш" признан одним из наиболее конструктивных методов проведения переговоров. Особенно если приходится вести переговоры с людьми, ориентированными на жесткую форму стратегии "выигрыш-проигрыш".

Замечательной отличительной особенностью подхода "выигрыш-выигрыш" является то, что он позволяет достаточно твердо отстаивать свои обоснованные позиции. Здесь вопрос состоит лишь в качественном применении определенных правил и приемов проведения переговоров. Стратегия "выигрыш-выигрыш" реализует основной принцип человеческого взаимодействия: выигрыш одного партнера более результативен, если созданы условия для успешной деятельности всех партнеров.

В этом случае каждый партнер удовлетворен решением и готов приложить максимум усилий для его выполнения. Проведение стратегии "выигрыш-выигрыш" требует специальных приемов ведения переговоров.

Стратегия "выигрыш"

При этой установке на проведение переговоров основная задача состоит в достижении собственного выигрыша. При этом не имеет значения, к чему приходит другой - выиграет или проиграет. На практике эта позиция проявляется, как только один из партнеров начинает чувствовать отсутствие соперничества. Как утверждал Нергеш Янош: «Переговорщики сотрудничают (лояльно) лишь до тех пор, пока принуждены к этому; если же они чувствуют возможность избежать сотрудничества, то немедленно превращаются в беспощадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга максимально возможные уступки».

Один из эффективных способов взаимодействия с партнером, ориентированным на "выигрыш", состоит в применении подхода "выигрыш-выигрыш".

Стратегия "выигрыш" ориентирована на достижение собственного выигрыша независимо от того, учитываются или нет интересы оппонента. Эта стратегия легко переходит в стратегию "выигрыш-проигрыш" или "выигрыш-выигрыш".

Выбор успешной стратегии переговоров

Стратегия "выигрыш-выигрыш" считается наиболее успешной. Большинство людей придерживаются этой точки зрения, даже если не осознают ее явно.

Постоянно придерживаться какой-либо одной стратегии, не учитывая конкретные цели переговоров и изменяющиеся условия их проведения, было бы ошибкой. Так, например, в условиях дефицита, монопольного положения партнера и иных конкретных обстоятельств можно с успехом применять остальные стратегии.

В частности, если вы дорожите отношениями с партнером и результат переговоров для вас является на этом этапе второстепенным, скорее всего, вы используете подход "проигрыш-выигрыш". И в этом случае это будет наиболее успешная стратегия.

Жесткая форма стратегии "выигрыш-проигрыш" может быть оправдана, если в последующем отношения не будут продолжены и побежденный не нанесет вам ущерба своими действиями явно или косвенно.

Если нет каких-либо дополнительных обстоятельств, то стратегией "выигрыш-проигрыш" следует пользоваться корректно. В противном случае она легко трансформируется в "проигрыш-проигрыш".

Стратегия "выигрыш" эффективна в условиях высокой степени неопределенности из-за отсутствия информации. Эта позиция усиливается, если нет представления о том, как долго будут продолжаться деловые связи.

Во всех указанных ситуациях успех стратегии "выигрыш" предопределяется тем, что в ходе переговоров она может перейти в "выигрыш-выигрыш" или в "выигрыш-проигрыш".

В экстремальных ситуациях, когда важен только определенный результат и совершенно безразлично, как сложатся дальнейшие отношения, вы, естественно, выбираете стратегию Выигрыш. В ходе переговоров она может перейти в стратегию "выигрыш-проигрыш" или "выигрыш-выигрыш".

Из сказанного следует, что выбор стратегии зависит от конкретных обстоятельств. Основная задача - верно оценить ситуацию и подобрать подход с учетом ее особенностей. А это прежде всего большое и удивительное искусство.

  • Стратегия "выигрыш-выигрыш" успешна при проведении переговоров с оппонентом, использующим любую стратегию, и особенно "выигрыш-проигрыш".
  • Стратегия "выигрыш-проигрыш" успешна в экстремальной ситуации, когда важен только определенный результат и безразличны дальнейшие деловые связи.
  • Стратегия "проигрыш-выигрыш" намеренно используется, если результат переговоров имеет второстепенное значение и преследуются иные цели.
  • Стратегия "выигрыш" успешна, если легко трансформируется в "выигрыш-проигрыш" или "выигрыш-выигрыш".

ИМХО - игра достаточно глубокая и требует высогого уровня профессионализма от тренера-вожатого. Новичкам проводить не рекомендуется...

Многие психологические методики и технологии отрываются от своих истоков, начинают жить своей «личной» жизнью, становясь постепенно «народными». Я уверена, что в арсенале каждого читателя есть методики, происхождение которых туманно. Поэтому я хочу обратить внимание на очень важное, с моей точки зрения, положение: «народная» психологическая методика - это плохо. И не только по соображениям исторической справедливости. Плохо, потому что, не зная теоретических корней метода, мы многого не понимаем в нем самом: как и на что он работает, что определяет.
Невольно на ум приходит ассоциация со случаем, описанным в повести Аркадия и Бориса Стругацких, где герои колют орехи королевской печатью.
В этой статье речь пойдет об одной «народной» психологической игре, которая известна буквально всем, но происхождением которой мало кто интересуется.

НЕПРИВЫЧНАЯ ГЛУБИНА

Игра «Красное и черное» пришла к нам с американского континента (она применяется в психологических обучающих программах «Discovery» и «Lifespring»).
Благодаря работам Н. Козлова, игра получила широкую известность. В книге И. Вачкова предложен ряд интереснейших авторских модификаций. Игра может проводиться как в парах, так и между группами, в ее основе - стратегии построения взаимоотношений в ситуации, когда намерения одного партнера другому достоверно неизвестны.
В игровой схеме «Красного и черного» хорошо ощущается этакая непривычная для большинства тренинговых приемов методическая глубина и наличие добротного теоретического основания. Так оно и есть. В отличие от множества других приемов, используемых психологами-практиками в групповой работе, схема данной игры родом из серьезной теории. О чем, на мой взгляд, важно знать всем «потребителям» техники «Красное и черное» и ее многочисленных вариантов.

ЧТО НА СЧЕТЧИКЕ?

Еще в довоенные годы в недрах необихевиоризма стали возникать теории, пытающиеся объяснить суть межличностных отношений людей. Естественно, что все теоретические построения укладывались в универсальную схему «стимул - реакция».
Д. Тибо и Г. Келли создали объяснительную схему, в рамках которой отношения людей рассматривались с точки зрения их психологической целесообразности и выгоды для участников. Внутри каждого человека существует некоторый «психологический счетчик». С его помощью мы пытаемся оценить результаты общения, определяя его исход.
Исход - это сумма вознаграждений и потерь, которая получается в результате общения с тем или иным партнером. Если вознаграждений больше - исход имеет положительный знак, и человек стремится к продолжению отношений. Если потери преобладают над вознаграждением, исход получается со знаком «минус». Каждый из нас стремится к прекращению отношений с таким исходом.
Естественно, что и вознаграждения и потери носят психологический характер: власть, статус, удовлетворение социальных потребностей и др. На первый взгляд, все очень просто: мы постоянно калькулируем результаты общения, отбрасываем связи, приносящие нам психологический урон, поддерживаем позитивно подпитывающие нас отношения... Но возникает серьезная проблема. Дело в том, что общающиеся люди имеют возможность влиять на исходы друг друга, контролировать их! И часто не от меня, а от моего партнера зависит, что я получу в итоге: вознаграждение или потери.
В теории Тибо и Келли этот момент оказался самым интересным и перспективным. Для изучения того, как и каким образом партнеры влияют на исходы друг друга, был разработан специальный методический прием - матрица исходов (или репертуарная решетка).
А и Б - партнеры по общению. Они поставлены в некую экспериментальную ситуацию, когда у каждого есть два варианта поведения: вариант 1 и вариант 2. Но они несут партнерам различную выгоду. В любом случае один привлекательнее другого.
Для того чтобы оценить эту выгоду, можно ввести условные «денежки» - баллы, а матрица исходов позволит рассмотреть все ситуации сочетания выборов с точки зрения их выгоды для партнеров. Ведь партнеры не просто выбирают за себя, их выгода зависит как от собственного выбора, так и от выбора партнера.

ФАТАЛЬНЫЙ ТИП

Например, жена хочет провести сегодняшний вечер дома (ситуация примитивная, но именно она чаще всего рассматривалась исследователями).
Вариант «дома» для нее однозначно привлекательнее любого варианта «вне дома». Но ценность домашнего вечера сильно колеблется в зависимости от того, что выберет муж. Она высока в случае, если он присоединится к жене, и она сильно снижается, если он выберет «вне дома».
Последняя информация: мужу все равно, как и где коротать этот вечер. Он самодостаточен, и ему будет хорошо и одному, и с женой.
Воспользуемся этим примером и заполним репертуарную решетку.