Понятие и структура правовой культуры общества. Правовая культура: понятие и структура

Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»2.

«Правовая культура -- это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».3 2 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В. Д. Перевалова. - М., 1997. - С.331

3 Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000. с.161.

Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)»4 4 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ. ред. Пиголкина А.С. - М. - НОРМА,1996 с.148, законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса. «Закон как инструмент организации общественных отношений -- пока непревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля».5 5 там же с. 149

Правовая культура может быть рассмотрена с двух сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. «В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры -- нормативные суждения или деонтические модальности, включающие «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности».6 6 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997 с.568

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.

Правовая культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Поскольку культура - выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна, следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие - самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему.

«Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов».7 7 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2006. с.631

Чтобы понять сущность правовой культуры необходимо рассмотреть ее структуру. Первым компонентом можно выделить нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений.

Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно. При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются три основных уровня правовой культуры:

  • · обыденный;
  • · профессиональный (специальный);
  • · теоретический.

Правовая культура формируется постепенно. Под влиянием окружающей среды формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями -- основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения. Обыденный уровень как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения не глубоки. С помощью такой культуры нельзя объективно осмыслить и оценить все стороны правовой практики.

Однако было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденном уровне. Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения»8 8 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2006. с.633. Правовая культура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации права и обязанности его исполнения (например, заполнение налоговой декларации о совокупном годовом доходе).

Профессиональный уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.

Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение, «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации»9 9 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997 с.332, является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Заметим, что совершенствование структуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России -- правосудия.

Профессор Корельский обозначил ещё один, высший на его взгляд, уровень правовой культуры -- уровень развития всей системы юридических актов, «т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества». 1 10 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997 с.3320Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, по возможности кратким и обязательно опубликован в доступном для населения источнике. Система законодательства, основой которой является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. Укажем важную правовую тонкость, понимание которой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т. д.». 1 11 Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура» М. Просвещение, 1988 с.401Нарушение закона никогда не бывает целесообразным.

На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.

Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

Но как отмечает А.П. Семитко, «Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах.» 1 12 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. - М., 1997. - С. 2

Говоря о функциях правовой культуры, мы можем выделить такие функции, как познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, правосоциализаторская, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она признана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий а формирование правового государства. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. На этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма меж субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Профессор В.В.Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет Лазарев, - преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры». 1 13 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. - М., 2000. -С.488 3

В этой связи хочется привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина: «народ, не знающий законов своей страны, ведет вне правовую жизнь, или довольствуется....неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права..».1 14 И.А. Ильин. О сущности правосознания. - М., 1993. -С. 23-24 4

Правовая культура взаимодействует с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при э том, в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка»1 15 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. - М., 2000. -С.48 5

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове-дение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав дру-гих людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, чест-ность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характе-ризуется определенным уровнем правовой активности, благода-ря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и воз-можности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимаю-щего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридиче-ских правил сочетается с потребностью соблюдения их предпи-саний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должност-ях лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, которые выс-шей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, (пути их правовой защиты, уважает права и свободы других лю-дей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлече-ние широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Функции правовой культуры:

Познавательная;

Регулятивная;

Нормативно-ценностная;

Коммуникативная;

Прогностическая.

Познавательная функция правовой культуры заключается в Освоении правового наследия прошлых эпох и достижений, оте-чественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.


Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, де-лающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со-стоит в том, что, совершая определенные поступки, человек со-поставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критиче-скому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосре-дуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, про-блемы укрепления законности, правопорядка, правовой активно-сти населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной пра-вовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражда-нина в правовой организации общества;

Утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

Правовую активность граждан в осуществлении своих прав;

Активную законотворческую, правозащитную и правопри-менительную деятельность всех звеньев государства.

Правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего) - недо-оценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуваже-ние к праву, пренебрежительное к нему отношение. Он приво-дит к различным правонарушениям, например, к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека - это антипод правовой культуры. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые тради-ции.

Гражданское общество заинтересовано в повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима про-думанная система правового образования.

Правовое обучение - передача, накопление и усвоение пра-вовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

Правовое просвещение - распространение правовых идей среди населения средствами массовой информации, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-Плюс» и т.д.;

Юридическая практика - передача юридической информа-ции, знаний посредством участия граждан в правоприменитель-ной деятельности и т.п.;

Самовоспитание - самообразование, собственный анализ правовых явлений.

1. Правовая культура: Понятие, элементы, формы действия.

2. Функции правовой культуры.

1. К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «право­вая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.

Как справедливо отмечается в отечественной юридической литературе, правовая культура присут­ствует практически во всех явлениях правовой жизни общества, но не имеет самостоятельной предметности (проф. Н.Н. Вопленко).

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, проф. В.И. Каминская и проф. А.Р. Ра­тинов, одними из первых исследовавшие данную проблему, опреде­ляли правовую культуру как «систему овеществленных и идеаль­ных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

Проф. В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как ка­чественное правовое состояние личности и общества, подлежа­щее структурированию по различным основаниям.

По мнению проф. А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обуслов­ленное всем социальным, духовным, политическим и экономиче­ским строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятель­ности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне пра­вового развития субъекта (человека, различных групп, всего насе­ления), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению канд. юрид. наук Е.В. Аграновской, правовая куль­тура - это система взглядов, оценок, убеждений, установок отно­сительно важности, необходимости, социальной ценности юридиче­ских прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают соци­ально полезное поведение в правовой сфере. Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрес­сивные достижения в сфере права;

2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребно­стей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев);

4) составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занима­ет самостоятельное, обособленное место в социокультурном про­странстве;

5) во многом зависит от нравственности общества и нравст­венных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6) служит непременным условием и предпосылкой формирова­ния правового государства и правового общества в целом.

Иначе говоря, правовая культура - это качественное состоя­ние правовой жизни общества.

Среди юристов нет единодушия и относительно структуры пра­вовой культуры. Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов пове­дения, а также право и правосознание, правовые отношения, закон­ность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов.

При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя: а) деятельность непосредственно в правовой сфере; б) деятельность неправового характера, но связанную с дей­ствием права (журналистика, кино, литература и т. д., отражаю­щие правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правопорядок, правосозна­ние, а уровень их развития.

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры назы­вает: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), об­разовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей; 3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в кото­рых закрепляется право данного общества. Среди них определяю­щее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные пра­воприменительные акты.

Выделение данных трех элементов правовой культуры условно, так как все они тесно взаимосвязаны и каждый из элементов прояв­ляется в двух других. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях - правосознании, правовой деятельности, системе право­вых актов, а об их уровневых состояниях, т.е. степени прогрессив­ного развития. Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три со­ставляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правово­го поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой пра­вовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культу­ра представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведе­ния, а в целом - правовой менталитет общества.

Понятие «правовой менталитет» сравнительно новое для отече­ственной юридической науки; оно характеризуется устойчивостью, особым правовым духом общества или народа, нормативно-ценно­стными ориентациями, обусловленными культурно-историческими, религиозно-этническими и морально-психологическими особенно­стями развития. Национальный правовой менталитет должен обя­зательно учитываться при разработке новых актов, иначе они не бу­дут восприняты обществом и, следовательно, не будут эффективно использоваться в повседневной жизни. Состояние национальной правовой ментальности может ска­заться на правовых реформах, иных кардинальных изменениях в общественной жизни. Таким образом, правовая культура и правовой менталитет об­щества тесно связанные явления, но правовой менталитет - более широкое понятие, включающее в себя все мировоззрение общества, всю картину правовой действительности. Правовая культура проявляется главным образом в трех уров­нях: обыденном, профессиональном и теоретическом.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамка­ми повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теорети­ческих обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложен­ных обязанностей.

Профессиональный уровень правовой культуры свойствен ли­цам, занимающимся юридической деятельностью на профессио­нальном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и по­нимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействую­щих на эффективность права, и т. д.

Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет профес­сиональная правовая культура, так как она определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата, его звеньев, политических объединений и др. Не менее важна роль и теоретической правовой культуры: она раскрывает уровень раз­вития юридической науки в целом, без чего невозможна правиль­ная правовая политика государства, определяющая стратегию и тактику развития юридической жизни страны.

В литературе иногда выделяют формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и об­щества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, по­зитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, пове­дением, основанным на уважении права. Отсюда вытекает, что пра­вовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источником правовых знаний личности обычно служат практи­ческий опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т. п. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения, если личность за­интересована в таком знании и выражает готовность поступать в со­ответствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой куль­туры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным соци­альным группам, в первую очередь профессионалам-юристам, за­висит от правосознания данной группы и испытывает непосредст­венное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой правовой культуры составляет пра­вовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах тоже, например в не­формальных объединениях. Исследователи данной формы право­вой культуры отмечают ее маргинальный характер по отношению к обществу, элементы социальной дезорганизации, тяготение к от­клоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Правовая культура общества представляет собой со­ставную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных от­ношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочно­сти существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения и функционирует во взаи­модействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.

Государство и общество заинтересованы в формировании высо­кой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, исполь­зуя в этих целях правовое просвещение. Последнее включает в себя: а) правовое обучение (обучение основам права в школе, профессио­нальная правовая подготовка в юридических вузах и др.); б) право­вую пропаганду через средства массовой информации, выпуск раз­нообразной юридической литературы, создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»), распростра­нение правовой информации через Интернет.

2. В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую.

Содержание познавательно-преобразовательной функции пра­вовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество, - формирование правового государст­ва. В связи с этим данная функция направлена на согласование раз­личных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей - обеспечить устойчивый, эффективно действующий меха­низм развития правовой системы, внесение упорядоченности в обще­ственные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие че­рез отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фак­тов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

Правосоциализаторская функция имеет своей направленно­стью формирование правовых качеств личности посредством воспи­тания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение по­средством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессив­ные начала из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций раз­вития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи. Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.

Понятие «культура» достаточно давно и прочно вошло в наш обиход. Однако за ним нс сохранилось какого-то четкого содержания, поэтому существуют его различные толкования.

Первоначально это понятие относили к возделыванию (культивированию) земли. Лишь в XVIII в. термин «культура» стал употребляться для характеристики человека, его манер, начитанности. Обычно культурными считались аристократы. Позже аристократический оттенок понятия исчезает. Культура уже представляется как убеждения, ценности и формы их выражения, общие для какой- либо группы. С помощью этих средств культура упорядочивает опыт, регулирует поведение людей. Кроме этого, культура отбирает общественно полезные стандарты поведения и запрещает общественно вредные.

Культуру не следует ограничивать лишь материальными и духовными достижениями, которые созданы трудом человека. Культура отражает уровень, качество развития общественной жизни, проявляющиеся в деятельности человека. Совместное цивилизованное существование людей требует, чтобы они взаимодействовали на основе общепризнанных правил, были привержены определенным идеалам и ценностям, которые в своей совокупности и формируют культуру. Одной из форм существования таких общеобязательных правил является право. Следовательно, правовая культура представляет собой составляющую культуры общества в целом. Она характеризует уровень развития правовой деятельности и выражается в правосознании, образе мышления, системе ценностей, признанных в обществе стандартах поведения.

В отечественной юриспруденции существует понимание правовой культуры в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание. Тем самым правовая культура отождествляется с правовой системой.

Понимание правовой культуры в узком смысле связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни.

Именно в узком смысле, как качественную характеристику юридической практики официальных органов власти и правового поведения индивидов, следует употреблять термин «правовая культура».

Правовая культура общества - это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентаций, выражающих отношение общества и индивида к нраву, а правовая культура представляет собой положительный тин отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура - понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц. Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Структура правовой культуры представляет собой взаимодействие различных компонентов позитивного правового поведения (деятельности). Их можно условно сгруппировать в три блока:

  • познавательный (гносеологический);
  • ценностно-ориентационный;
  • деятельностный (поведенческий).

Познавательные компоненты охватывают правовую информированность людей, юридическую образованность, знание ими законов. Юридическая подготовка индивида основывается также и на эмоциях, чувствах, стереотипах, которые формируют его уважительное отношение к праву.

Ценностно-ориентационные компоненты составляют правовые установки, правовые ценностные ориентации, переходящие в личностную структуру поведения, определяющие направленность правовой активности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформулированного отношения. Правовая культура проявляется на этом уровне в готовности соблюдать и исполнять законы, уважении к правосудию, потребности обращения в суд за защитой своих прав.

Деятельностные компоненты содержат устойчивые формы правомерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей. Наивысшим проявлением поведенческого аспекта правовой культуры является правовая активность как осознанная поведенческая реакция в форме правомерного поведения, исключающего использование противозаконных силовых средств при разрешении споров.

В целом именно зрелость правовой культуры служит интегрированным показателем, определяющим место и роль права в жизни

Рис. 25.2.

общества. В связи с этим, если правовая культура нс представляет собой целостного образования, внутри которого в разной мере развиты се отдельные компоненты (например, правовая информированность без предрасположенности к правомерному поведению), то она не в состоянии оказывать сколько-нибудь серьезного влияния на юридическую действительность.

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций (рис. 25.2).

  • 1. Познавательная функция правовой культуры выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, на основе которых они вступают в правоотношения.
  • 2. Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе.
  • 3. Функция правовой социализации выражается в способности правовой культуры обеспечивать передачу новым поколениям накопленного опыта и культуры для эффективного использования своих субъективных прав и соблюдения юридических обязанностей.
  • 4. Оценочная функция состоит в выработке отношения индивида к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение выражается в поступках, поведении, в его оценке права, законности, правопорядка, законодательства в сравнении с имеющимися представлениями об этом.
  • 5. Прогностическая функция правовой культуры выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, законодательства, юридической практики, определить средства для достижения актуальных правовых целей. В связи с этим важно обоснование вероятных изменений в системе правовых ориентаций граждан, выработке средств, либо блокирующих, либо стимулирующих их появление.

Например, явно запаздывала прогностическая функция правовой культуры в России в процессе приватизации, когда миллионы людей оказались обманутыми в результате действий создателей «финансовых пирамид». Аналогичная ситуация возникла и с государственными краткосрочными облигациями, ставшими одной из причин финансового кризиса 1998 г.

Правовая культура – 1) совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц; 2) совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, создан­ные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законо­дательная техника, развитая правовая наука, высоко организованная юридическая практика и другие качественные достижения в об­ласти правовой деятельности

Правовая куль­тура отдельной лич­ности включает в себя высокий уровень правосознания и каче­ственное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информиро­ванности.

Структура правовой культуры включает: культуру правового сознания, правового поведения; культуру функционирования законодательных, судебных и право­применительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуи­ция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения – наличие пра­вовых ориентации, определенный характер и уровень право­вой активности, благодаря которой личность приобретает и раз­вивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной сис­тем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры: правовая культура общества; правовая культура индивида; правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень - характеризуется отсут­ствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоох­ранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Доктринальный уровень - опирается на зна­ние всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабаты­вается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является не­обходимым условием (средством) совершенствования законода­тельства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Функции правовой культуры:

- познавательная - освое­ние правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Данная функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества;

- регулятивная - направлена на обес­печение эффективного функционирования всех элементов право­вой системы и создания устойчивого правопорядка. Правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы;

- коммуникативная - способствует со­гласованию общественных, групповых и личных интересов, обес­печивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образова­ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

- прогностическая - охватывает тен­денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на­селения и другие изменения правовой системы.

- ценностно-нормативная - проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Данная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права.

Вывод:

Правовая культура - качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

ЛИТЕРАТУРА:

Абдигалиев А.У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления// История государства и права. 2006. № 3.

Байниязов Р.С. Абстрактное правосознание и правовой менталитет// Право и политика. 2003. № 4.

Бобылев А.И. Правовое сознание и правовая культура// Право и государство: теория и практика. 2005. № 3.

Виноградов Н.А. Правосознание и национальная идея// История государства и права. 2005. № 4.

Горбатова М.К., Домнина А.В. Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества// Российская юстиция. 2010. № 5.

Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общественное явление// Юрист. 2005. № 6.

Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.

Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8.

Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности// Государство и право. 2009. № 4.

Соколов Н.Н. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

Тенилова Т.Л. Отражение временных свойств в общественном сознании современной России// «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. № 2.

Файзулин Г.Г. Юридическое образованиеважное условие формирования гражданского общества и правового государства в России// Государство и право. 2001. № 3.

Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания// Государство и право. 2005. № 4.

Щегорцев В.А. Социология правосознания. М., 1981.

Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия// Государство и право. 2005. № 7.

ГЛАВА 14. НОРМЫ ПРАВА

Понятие нормы права

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

Существенные признаки нормы права:

1. норма права - общее правило поведения. Это означа­ет, что государство адресует норму права не конкретным индиви­дам, а всем субъектам права - физическим и юридическим;

2. норма права - обязательное правило поведения. Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение норм права влечет принятие мер государственного принуждения. Она рассчитана на определенный круг уполномоченных и обязанных лиц; предполагает неоднократное действие; вступает в действие всякий раз, когда налицо условия, ею предусмотренные;

3. норма права - формально-определенное поведе­ние. Правовые нормы формулируются в официальных докумен­тах в виде точных предписаний, чем обеспечивается их правиль­ное и единообразное понимание и реализация;

4. норма права - двустороннее правило поведения. Предписание, которое закрепляет норма, включает в себя права и обязанности участников правоотношения: выполнение обязанностей одной стороной влечет использование прав другой стороной. Таким образом, норма права носит представительно-обязывающий характер, одним субъектом пре­доставляя право, а на других возлагая обязанности;

5. норма права - системное правило поведения. Каж­дая норма права регулирует общественные отношения в единстве с другими нормами, то есть как элемент системы права, находя­щийся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. Так, нормы материального права, т.е. конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права;

6. норма права - институциональное правило по­ведения. Предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и является его властным велением, охраняющим го­сударственно значимые общественные отношения;

7. норма права – содержание правовой нормы определяется объективной природой конкретного виды общественных отношений, упорядочить которые она призвана;

8. норма права определяет границы возможного и должного поведения в кон­кретных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права.

Вывод:

Норма права - это общеобязательное, социально-определенное, представительно-обязывающее системное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности уча­стников общественных отношений и являющееся критерием оцен­ки поведения как правомерного либо неправомерного.

С помощью правовых норм государство закрепляет и охраняет существующие отношения, способствует развитию новых про­грессивных отношений, ограничивает и вытесняет отношения, которые противоречат государственной политике.

Структура норм права

Норма права имеет определенную структуру, то есть, внутреннее строение и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержит­ся условие ее реализации. Например, в уголовном праве в каче­стве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вме­няемость; в семейном праве согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства являются условиями действия нормы о заключении брака.

Диспозиция - это часть нормы права, которая формули­рует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятив­ных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных от­раслях большинство диспозиций содержит признаки запрещен­ных деяний.

Санкция - это часть нормы права, в которой указаны пра­вовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и ад­министративном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Таким образом, в большинстве случаев санкцией правовой нормы называется нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую правовую оценку. Однако в трудовом праве и ряде других отраслей в каче­стве позитивных санкций предусматриваются поощрительные меры.


Похожая информация.