Кто участвует в первом собрании кредиторов. Собрания кредиторов: порядок проведения и полномочия участников

Макарова Елена, юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters.

Первое собрание кредиторов является важнейшим элементом дела о банкротстве, ведь на нем зачастую определяется дальнейшая судьба должника. В связи с этим необходимо четко представлять и понимать все тонкости данного процесса.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может организовать и провести первое собрание кредиторов <1>. Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, такой кредитор (группа кредиторов) вправе сделать это только по истечении трех недель после получения арбитражным управляющим требования о проведении первого собрания кредиторов.

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2005 N А38-4884-11/10-2005(А38-4884-11/133-2004).

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве <2>).

<2> Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

На практике указанная норма часто являлась основанием для различных злоупотреблений и мошеннических схем. Например , первое собрание кредиторов проводилось до того, как требования всех заявившихся кредиторов были установлены судом. Таким образом, так как на момент проведения первого собрания требования некоторых кредиторов еще не были внесены в реестр, они не обладали правом на участие в нем. Из-за такой уловки отдельные кредиторы (требования которых были внесены в реестр первыми) получали контроль над последующим процессом банкротства. В качестве другого примера можно привести обратную ситуацию, когда лицо подавало заявление о включении необоснованных требований в реестр и до момента рассмотрения его заявления в суде проводилось первое собрание кредиторов, в котором данное лицо участвовало как выявленный кредитор. В результате нарушалась расстановка сил и принималось решение, выгодное для должника или одного из кредиторов, которое при правильном соотношении сил могло бы быть не принято.

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

  • для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы;
  • участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Анализ судебной практики показывает, что данная статья применяется по-разному. Часто можно встретить дела, когда суд принимает во внимание только один из вышеперечисленных критериев. Так, некоторые суды указывают, что о проведении первого собрания кредиторов необходимо уведомлять всех выявленных кредиторов, независимо от включения их требований в реестр (следовательно, в первом собрании кредиторов могли участвовать лица, чьи требования еще не были установлены) <3>. В других случаях суды указывают, что для участия в первом собрании кредиторов необходимо, чтобы требования лица были включены в реестр требований кредиторов <4>. Позиция третьих - первое собрание кредиторов может считаться легитимным, даже если в нем не принимал участие кредитор, требования которого еще не были рассмотрены судом, если его участие не могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов <5>.

<3> Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2004 N А06-1301Б-18К/03.
<4> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2003 N А58-7540/02-Ф02-1819-С2.
<5> Рекомендации научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 5 - 6 апреля 2006 г. N 2/2006 (п. 26).

Поэтому чрезвычайно важно учитывать оба положения ст. 72 в системном толковании со ст. 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, внесены в реестр требований кредиторов <6>.

<6> Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 N А12-911/05-С48; Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2005 N А06-217(544-4/05/Ж)-4/05.

Что касается проведения первого собрания кредиторов менее чем за 10 дней до окончания наблюдения, то данное нарушение носит скорее дисциплинарный характер и не является основанием для признания решения первого собрания кредиторов недействительным. На это также указывает судебная практика <7>.

<7> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2005 N А79-1602/2005.

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Здесь также хотелось бы затронуть вопрос о признании недействительным решения собрания кредиторов в связи с ненадлежащим уведомлением кредитора, размер требований которого незначителен. Отсутствие такого лица зачастую признается судебной практикой основанием для признания решений собрания кредиторов недействительными <8>. Однако полагаем, что это не совсем верно. Участие такого лица едва ли может повлиять на результат проведения первого собрания кредиторов. В связи с этим наиболее правильной является позиция, согласно которой решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора при условии, что его участие (но не только голосование) могло повлиять на результаты голосования на данном собрании. При этом оценку степени влияния такого кредитора на результат голосования суд должен проводить индивидуально в каждом конкретном случае.

<8> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2466/2005(10730-А46-21); Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А05-6106/2006; Постановление ФАС МО от 11.05.2004 N КГ-А41/2588-04.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). При этом Закон N 296-ФЗ <9> несколько изменил перечень таких лиц: кроме руководителя должника, представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника должника - унитарного предприятия, представителя работников должника, к ним добавлен новый участник - представитель органа по контролю (надзору); кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

<9> Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о первом собрании кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным <10> (хотя есть, конечно, и исключения <11>).

<10> Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А12-4730/08-С30; Постановление Девятого ААС от 07.07.2008 N 09АП-7395/2008-АК; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 N А43-22241/2007-18-134; Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2004 N А57-891Б/02-32; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 N 09АП-13318/2007-ГК.
<11> Постановление Восточно-Сибирского округа от 19.02.2004 N А10-5824/02-Ф02-359/04-С2.

Полагаем, что судебная практика подлежит корректировке, так как данный вопрос необходимо решать на основании обстоятельств конкретного дела. Положение Закона о том, что отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, должно применяться только для ситуаций, когда данные лица были надлежаще уведомлены, но не явились на собрание кредиторов. В случае неуведомления или ненадлежащего уведомления указанных лиц вопрос о признании собрания кредиторов недействительным должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела, по аналогии с вопросом о признании недействительным первого собрания кредиторов, проведенного в отсутствие конкурсного кредитора - миноритария. В обоих случаях участие данных лиц по общему правилу не может повлиять на исход первого собрания кредиторов. Исключением является ситуация, когда позиция, которая могла быть высказана лицами с ограниченными правами на участие при их присутствии на собрании, повлияла бы на решение кредиторов со значительными по размеру требованиями. Поэтому в случае выявления такого факта решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. Кроме этого, на первом собрании кредиторов решаются вопросы об образовании комитета кредиторов, об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием. Решение по указанным вопросам должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр на дату проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве).

К иным вопросам (для принятия которых необходимо большинство голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц) можно отнести вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения, заключения мирового соглашения, выбора реестродержателя, и некоторые другие.

В случае продолжения дела о банкротстве важнейшим вопросом становится определение кандидатуры арбитражного управляющего. Анализируя данную проблему, нельзя не отметить, что при внесении изменений в Закон о банкротстве законодатель оставил без внимания соответствующую статью. В результате получилось, что только в процедуре наблюдения кредиторы не могут предлагать кандидатуру арбитражного управляющего напрямую, а должны в своем решении лишь указать на саморегулируемую организацию, которая обязана будет представить в суд эту кандидатуру.

Интересным является вопрос о том, какими полномочиями обладает суд при рассмотрении решения первого собрания кредиторов. Насколько он может вмешаться в сферу компетенции собрания кредиторов и принять решение вопреки воле первого собрания кредиторов?

Анализ ст. 75 Закона о банкротстве дает основания говорить, что:

  • только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено <12>);
<12> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-122/2007-70/3.
  • решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом;
  • в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в заседании арбитражного суда истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Важно отметить, что свобода действий суда в принятии своего решения по вопросу о введении соответствующей процедуры строго ограничена и указанный выше перечень является исчерпывающим.

Наиболее интересным является положение о введении финансового оздоровления независимо от того, каким было решение первого собрания кредиторов. В соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве суд может ввести финансовое оздоровление, если учредитель (участник) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) представили в суд следующие документы:

  • ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности, по которому погашение задолженности должно быть начато не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты его начала;
  • банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности на сумму, превышающую размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Здесь можно отметить еще одну особенность введения процедуры финансового оздоровления судом вопреки воле кредиторов. В случае если в ходе указанной процедуры должник нарушает сроки удовлетворения требований кредиторов, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может вынести определение о прекращении финансового оздоровления и о введении процедуры, ранее принятой первым собранием кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона о банкротстве).

Стоит отметить, что в литературе положения ст. 74 Закона о банкротстве часто критикуются как необоснованно ограничивающие права кредиторов <13> и как один из примеров применения судейского усмотрения, которое совершенно не обосновано в банкротном процессе <14>.

<13> Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления // Юрист. 2008. N 5.
<14> Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 163.

Однако такая критика выглядит неубедительной, и ей могут быть противопоставлены следующие аргументы.

Во-первых, следует учитывать, что основной задачей процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности. Если данная задача может быть достигнута путем восстановления платежеспособности в ходе финансового оздоровления, то очевидна необходимость введения указанной процедуры. В противном случае (особенно в случае перехода сразу или после внешнего управления в конкурсное производство) требования всех кредиторов не будут удовлетворены и задача института банкротства не будет выполнена.

Во-вторых, норма п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве направлена также на воспрепятствование злоупотреблению со стороны кредиторов (в случае если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника, но собрание кредиторов, несмотря на это, приняло решение о введении конкурсного производства).

Также следует отметить, что введение финансового оздоровления является не обязанностью, а именно правом суда и должно быть основано на имеющихся в деле материалах, с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд оценивает реальное положение должника, его платежеспособность с учетом того, обеспечивает ли принятое им решение защиту интересов всех участников банкротного процесса (а не только кредиторов) и публичных интересов.

При рассмотрении дел о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

Наблюдение – это одна из процедур банкротства, к-ая применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение вводится с момента вынесения отдельного определения по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. О времени и месте проведения заседания судья уведомляет как заявителя, так и должника, а также саморегулируемую организацию арбитражных управляющих и регулирующий орган, неявка к-ых препятствует рассмотрении вопроса о введении наблюдения.

Исключением из общего правила является возбуждение дела о банкротстве по заявлению должника. В этом случае наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, о чем указывается в определении о принятии заявления.

Определение о введении наблюдения выносится в случае, если суд установит, что требования заявителя не удовлетворены на дату судебного заседания, превышают установленную законом минимальную сумму, не исполнены в течение боле чем 3 месяцев, а меры по взысканию задолженности в принудительном порядке в течение н менее 30 дней оказались безрезультатными.

Цели наблюдения:

1. Обеспечение сохранности оставшегося имущества должника. Эта цель достигается в основном за счет ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, к-ые впоследствии могут ухудшить финансовое состояние должника.

2. Проведение анализа финансового состояния должника с целью выяснить:

Какое имущество должника имеется в наличии

Достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему

В чем причина возникшей неплатежеспособности

Имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивного банкротства

Существует ли возможность восстановления платежеспособности.

3. Необходимость составления реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

Срок наблюдения установлен в пределах 7 месяцев, считая со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

С момента введения наблюдения приостанавливается взыскание с должника по исполнительным документам, за исключением выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании:

Задолженности по заработной плате;

Об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

Возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью;

Возмещение морального вреда.

Также запрещается удовлетворение требований учредителей должника о выплате или выделе имущества в натуральной форме в связи с их выходом из состава учредителей данной организации. Не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

При проведении наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего, к-ый становится ключевой фигурой, обеспечивающей достижение целей наблюдения. Он анализирует ситуацию, устанавливает кредиторов, созывает их на первое собрание, представляет арбитражному суду отчет о проделанной работе.

Назначение временного управляющего не означает автоматического отстранения руководителя должника. Он продолжает руководить финансово-хозяйственной деятельностью должника, но уже под контролем временного управляющего.

На руководителя должника Закон о банкротстве возлагает обязанность уведомлять о введении наблюдения работников должника, учредителей, должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия. Также руководитель должника обязан обратиться к учредителям должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия о рассмотрении вопроса об обращении к первому собранию кредиторов с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведения дополнительной эмиссии акций и избрании их представителя для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Органы управления должника обязаны предоставить временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

В случае если руководитель должника своими действиями препятствует временному управляющему выполнять его функции, по ходатайству последнего арбитражный суд может отстранить руководителя от исполнения его обязанностей. Однако полномочия руководителя не переходят к временному управляющему. Для выполнения функции руководителя уполномоченный орган управления должника назначает другое лицо либо данные обязанности исполняет его заместитель или иной сотрудник должника.

Важная функция временного управляющего – составление реестра требований кредиторов. В нем указываются сведения о каждом из кредиторов, размере требований, очередности удовлетворения.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с даты опубликования информационного сообщения. Пропуск указанного срока фактически лишает кредитора права принять участие в работе первого собрания кредиторов, так как требования «опоздавших» кредиторов будут рассматриваться только после введения следующей процедуры банкротства.

Свои требования кредиторы направляют одновременно в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. Соответственно если в срок не позднее 15 дней с даты истечения срока, установленного для предъявления кредиторами их требований, в арбитражный суд поступят возражения по требованиям, возникший спор рассматривается в судебном заседании. Если же такие возражения не поступят в указанный срок, суд вправе рассмотреть вопрос об обоснованности требований кредиторов без привлечения лиц, участвующих в деле.

Определение об установлении размера и очередности требований кредитора вступает в силу немедленно, но может быть обжаловано. Обжалование таких определений допускается в апелляционном порядке в течение 10 дней с даты их вынесения.

Рассмотрение вопросов об установлении размера требований кредиторов должно завершиться до первого собрания кредиторов, поскольку голоса, принадлежащие каждому из кредиторов при голосовании на нем, определяются пропорционально размеру принадлежащего ему права требования к должнику. Если суд не успевает разрешить все возможные споры, он может обратиться к временному управляющему с предложением перенести проведение первого собрания в пределах установленных сроков.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее 10 дней до даты проведения заседания арбитражного суда. Участвовать на данном собрании вправе кредиторы, чьи требования были заявлены в пределах месячного срока после публикации временного управляющего и по результатам рассмотрения арбитражным судом внесены в реестр кредиторов.

Созывает первое собрание кредиторов временный управляющий на основании данных реестра требований кредиторов. Основным вопросом для обсуждения является дальнейшая юридическая судьба должника.

На основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника, временный управляющий подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Хотя в Законе о банкротстве не установлена необходимость предоставления временным управляющим отчета о результатах финансового анализа первому собранию кредиторов, на практике оно обычно принимает решение о необходимости введения следующей процедуры банкротства на основании информации временного управляющего.

На первом собрании кредиторов также решаются вопросы об образовании и полномочиях комитета кредиторов, избрании его членов, о требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего, выборе реестродержателя и определения саморегулируемой организации, к-ая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих для следующей процедуры банкротства.

Протокол первого собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах, один из к-ых остается у временного управляющего, а второй он представляет в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности, сведениями о финансовом состоянии должника и предложением о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный управляющий рассматривает дело о банкротстве по существу и принимает решение о введении финансового оздоровления, внешнего управления, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

Если же первым собранием кредитов не принято решение о применении одной из процедур банкротства и у арбитражного суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела о банкротстве в пределах установленного Законом о банкротстве семимесячного срока, арбитражный суд:

1) вводит финансовое оздоровление, если имеются соответствующее ходатайство и предоставленное обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

2) при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления вводит внешнее управление, если есть основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлены;

3) при наличии признаков банкротства и отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления принимает решение и признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

При наличии ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности арбитражный суд может принять решение о введении финансового оздоровления даже при наличии решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

События последних десятилетий в истории развития российской экономики показывают, что закономерные процессы, которые затронули деятельность тех или иных предприятий, для многих закончились процедурой банкротства и ликвидации. Такая опасная тенденция есть и сегодня. Поэтому необходимо иметь четкое понимание процедур, сопровождающих этот процесс, а также прав и обязанностей их участников. Опираясь на , кредиторы вправе реализовывать свои права по отношению к должнику как индивидуально, так и коллегиально (в составе объединения). Удовлетворение требований к должнику является их основной целью, для достижения которой законодатель предоставил им особые права.

Существуют два коллегиальных органа, призванные урегулировать взаимоотношения с должником: комитет и собрание кредиторов. Комитет образуется, только если этого захотят все участники, тогда как собрание кредиторов существует в каждом конкурсном процессе, за исключением случаев, когда конкурсный процесс проходит при участии единственного заинтересованного лица.

Процесс подготовки к проведению собрания кредиторов российским законодательством отнесен к праву арбитражного управляющего. Но в некоторых случаях это право становится его обязанностью. Если управляющий не исполнил соответствующую обязанность, то созывать собрание могут лица, требующие его созыва.

Правовая сторона процедуры банкротства

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» четко определен круг лиц, по инициативе которых созывается собрание кредиторов. Это требование может исходить от следующих субъектов конкурсного процесса:

  • арбитражного управляющего;
  • конкурсных, налоговых и иных уполномоченных органов, претензии к должнику которых составляют не менее 10% от общей суммы требований к должнику, внесенных в соответствующий реестр;
  • одной трети от числа конкурсных и уполномоченных органов.

Собрание кредиторов по требованию указанных выше субъектов созывается в трехнедельный срок с момента их обращения к нему с соответствующим требованием. Регламент гласит, что все субъекты, участвующие в конкурсном процессе, и уполномоченные органы, с четко определенными к проведению собрания кредиторов требованиями, включенными в соответствующий реестр, получают статус участника, имеющего право голоса.

Собрание кредиторов традиционно проводится по месту нахождения должника или органов его управления. Тем не менее, по его решению, может быть определено иное место, а в случае невозможности проведения его по месту нахождения должника или его органов управления к относится определение места проведения собрания кредиторов.

Определение основных вопросов

Законом о банкротстве обозначен целый ряд вопросов, касающихся судьбы должника, эти вопросы определяет компетенция собрания кредиторов, которая признана исключительной. К таким вопросам относятся:

  • введение финансового оздоровления, и изменение срока их проведения, обращение с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • утверждение и изменение плана внешнего управления;
  • утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • утверждение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, конкурсного управляющего;
  • выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • установление размера и порядка выплаты ;
  • увеличение размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • заключение мирового соглашения;
  • обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об ;
  • образование комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета и досрочное прекращение полномочий комитета;
  • отнесение к компетенции комитета вопросов, решения по которым, в соответствии с Законом о банкротстве принимает собрание кредиторов или комитет, за исключением вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
  • избрание представителя собрания кредиторов.

Понятие и компетенция первого собрания

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разделяет понятие первого собрания кредиторов, всех последующих процедур и их периодичность.

Поворотным моментом в деле о банкротстве правомерно является первое собрание, поскольку именно на нем решается судьба должника.

На этом этапе выносится основное требование и решение о дальнейшем ходе процесса. Полномочия кредиторов (представителя собрания кредиторов) состоят в том, что ими может быть избрана либо ликвидационная процедура, т.е. конкурсное производство, либо реабилитационная процедура, т.е. финансовое оздоровление или внешнее управление должника. Помимо этого, они могут остановиться на заключении мирового соглашения.

В том случае когда целью является удовлетворение денежных требований, а судьба предприятия-должника абсолютно неинтересна, то исходом первого собрания кредиторов становится решение о переходе к конкурсному производству, так как применение к должнику процедур внешнего управления или санации (финансового оздоровления) только отсрочит момент удовлетворения требований. Практика также показывает, что процедуры реабилитации, применяемые к предприятию-должнику, весьма редко приводят к восстановлению его финансового благополучия и представляют собой лишь способ оттянуть время до начала участия в конкурсном производстве и ликвидационного процесса, который может начаться сразу после проведения собрания кредиторов.

Если же при помощи определенных полномочий должнику хотят помочь остаться полноценным предприятием и восстановить способность выполнения своих финансовых обязательств, сохранить свои позиции на рынке, то итогом проведения первого собрания кредиторов будет решение о введении в отношении должника процедур финансового оздоровления или внешнего управления. Идеальным выходом из создавшейся ситуации для всех сторон было бы, конечно, заключение мирового соглашения, что на практике почти не встречается.

Подготовка первого собрания

Подготовка и проведение первого собрания кредиторов — полномочия и прямая обязанность временного управляющего. Правила гласят, что именно он определяет дату его проведения и уведомляет о ней всех выявленных заинтересованных лиц. Первое собрание должно пройти не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения, а его протокол, вместе с отчетом временного управляющего, должен быть предоставлен в арбитражный суд не позднее чем за пять дней до даты его заседания, указанной в определении арбитражного суда о .

Субъектов, участвующих в первом собрании кредиторов и имеющих определенные полномочия, можно условно разделить на группы. В одну из них входят лица, наделенные полным объемом прав, в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение собрания. К ним относятся конкурсные и уполномоченные органы.

Во вторую можно выделить лиц с ограниченными правами на участие. Основное ограничение прав, по сравнению с предыдущей группой, заключается в отсутствии права голоса на собрании. Сюда относятся: руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Статьей 12 Закона о банкротстве к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий. Основным вопросом, подлежащим разрешению на первом собрании, конечно, является вопрос дальнейшей судьбы должника: здесь принимается решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства.

Основные вопросы первого собрания

Закон о банкротстве четко установил перечень вопросов, входящих в компетенцию первого собрания кредиторов, в отличие от остальных собраний. В соответствии со ст.73 Закона, к компетенции первого собрания кредиторов относится:

  • принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения о и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • образование комитета, определение количественного состава и полномочий комитета, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, ;
  • определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

На заседании арбитражного суда решение первого собрания кредиторов является серьезным аргументом для принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или введении внешнего управления, или утверждения мирового соглашения.

Кроме того, Закон о банкротстве предъявляет определенные требования к решениям первого собрания. Существуют определенные правила и процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Так, согласно статье 74 Закона о банкротстве:

  • решение о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности;
  • решение о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления;
  • в решении об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также может содержаться предлагаемый ;
  • решение о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные ст. 151 Закона о банкротстве.

Значение первого собрания кредиторов в делах о банкротстве

Следует признать, что к подготовке и проведению собрания кредиторов следует относиться с должным вниманием, поскольку только при грамотном и ответственном подходе к делу можно предопределить то или иное решение, используя как организационные, так и психологические нюансы.

Проведению собрания кредиторов на практике придают достаточно серьезное значение. Это не просто необходимая, но одна из важнейших процедур в делах, касающихся банкротства. Чтобы осознать ее истинную роль, нужно четко представлять, что арбитражные суды в большинстве случаев предпочитают принимать решения, утвержденные во время первого, а иногда и повторного собрания кредиторов. Поэтому протокол, имеющийся в деле, — это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения. Следовательно, собрание — одна из важнейших процедур в деле о банкротстве, которая существенно влияет на конечный результат этого процесса.

Одной из важных проблем жизни российского государства всегда была проблема правовой грамотности населяющих его людей. Некомпетентность в самых простейших юридических вопросах, неосведомленность общества о своих правах и обязанностях и, как следствие, невозможность полноценно и качественно отстаивать свои интересы — печальная картина современности.

Собрание кредиторов: участники, компетенция, порядок проведения

Собрание кредиторов действует в любом конкурсном процессе, в отличие от комитета , который образуется не всегда, а только если этого пожелают кредиторы (за исключением ситуаций, когда конкурсных кредиторов 50 и более). Комитет избирается на период проведения любой из процедур конкурса - наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Собрание не созывается только в том случае, если в конкурсном процессе участвует единственный кредитор.

Участники собрания кредиторов - все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы с установленными на момент проведения собрания требованиями. Эти участники имеют на собрании право голоса. Организация и проведение собрания кредиторов является как правом, так и в некоторых случаях обязанностью такого субъекта, как арбитражный управляющий .

Закон о банкротстве установил, что созывать собрание могут лица, требующие его созыва, если управляющий не исполнил соответствующую обязанность.

Исключительная компетенция собрания кредиторов (перечень вопросов, которые не могут быть переданы собранием на разрешение иным лицам или органам (например, комитету):

— принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
— утверждение и изменение плана внешнего управления;
— утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
— утверждение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего;
— выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного, внешнего или конкурсного управляющего;
— выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией;
— принятие решения о заключении мирового соглашения;
— принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении его количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
— отнесение к компетенции комитета кредиторов принятие решений, которые в соответствии с Законом о банкротстве принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех решений собрания кредиторов, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
— избрание представителя собрания кредиторов.

Количество голосов, предоставленных участнику собрания кредиторов, пропорционально количеству его требований. Таким образом, крупные кредиторы обладают значительно большими, чем мелкие, возможностями в конкурсном процессе. При этом учитывается общая сумма требований кредиторов по обязательствам, а также требований налоговых и иных уполномоченных органов по уплате обязательных платежей. Суммы неустоек и штрафов в расчет не берутся (!).

Закон в ст. 61 подтвердил возможность обжалования всех определений и установил, что обжалование не является препятствием для совершения процессуальных действий по делу о банкротстве и основанием для приостановления их действия.

Порядок уведомления участников о проведении собрания определен ст.13. Уведомление должно быть направлено субъектам, имеющим право участвовать в собрании, по почте не позднее чем за 14 дней до даты его проведения либо иным способом, обеспечивающим получение уведомления не менее чем за 5 дней до этой даты.

Просим также обратить внимание, что на нашем сайте можете подробнее ознакомиться банкротство ип , банкротство ип стоимость , правильно и грамотно написать заявление о банкротстве ип , а также к чему все это может привести последствия банкротства ип , и обсудить на форумах банкротства ИП . И у вас возникает вопрос — как спишутся долги ИП .

Также доводим до вашего сведения, что услуги и стоимость банкротства ип дешевое банкротство .

1) когда общее количество участвующих в собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 500;
2) при наличии обстоятельств, делающих иной способ уведомления невозможным (например, при отсутствии сведений, необходимых для личного уведомления кредитора).

Как правило, собрание проводится по месту нахождения юридического лица-должника.

Можно выделить две категории решений, принимаемых собраниями кредиторов - в зависимости от способа голосования:
1) решения, для принятия которых необходимо, чтобы за решение было отдано более 50% голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Названным порядком принимаются все решения, для которых не установлено исключений;
2) если исключение установлено, то решение принимается повторным собранием при условии, что за него подано более чем 30% голосов от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов.

Квалифицированным порядком должны приниматься следующие решения:

— об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов; о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;
— о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении графика погашения задолженности;
— о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении плана внешнего управления;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
— о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемым по ним решениям;
— о заключении мирового соглашения.

Собрание проводится:
+ по инициативе арбитражного управляющего;
+ по инициативе комитета кредиторов; по инициативе кредиторов, требования которых составляют 10% от общей суммы требований; по инициативе более чем одной трети конкурсных кредиторов с установленными требованиями.

В последних случаях у арбитражного управляющего возникает особая обязанность: организовать проведение собрания. Собрание должно быть созвано в течение 2 недель с момента соответствующего обращения. За неисполнение этой обязанности управляющий может быть привлечен к ответственности.

Уведомление кредиторов о проведении собрания кредиторов: порядок, сроки, способы

Закон не регламентирует последствий отсутствия уведомления; представляется, что кредитор, доказавший факт отсутствия уведомления, может ставить вопрос о неправомочности собрания, что повлечет недействительность принятых им решений (при этом суд должен обращать внимание на размер требований неуведомленного кредитора). Кроме того, в таких случаях можно говорить о недобросовестности арбитражного управляющего, выразившейся в ненадлежащем исполнении обязанности по уведомлению кредиторов о дате проведения собрания. Кредиторы, у которых в результате возникли убытки (например, связанные с проездом к месту проведения собрания), могут потребовать возмещения управляющим этих убытков. В связи с созывом нового собрания убытки возникают и у должника - это расходы, связанные с созывом и проведением нового собрания.

Во избежание подобных проблем управляющий, уведомляя кредиторов о времени и месте проведения собрания, должен иметь доказательства, что уведомление произведено с соблюдением всех требований Закона.

Пункт 4 статьи 14 говорит о проведении собрания по месту нахождения должника либо органов управления должника, но собрание или комитет кредиторов могут определить иное место. При невозможности проведения собрания по месту нахождения должника либо органов его управления место его проведения определяется арбитражным управляющим. Закон (ч.3 п.4 ст.14) устанавливает, что дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в собрании лиц, имеющих такое право. Недостатком этой нормы является то, что она носит оценочный характер, так как не определяет критериев понятия «препятствия» для участия в собрании, что может повлечь злоупотребления как со стороны управляющих, так и со стороны судов. Кроме того, указанная норма не определяет возможные последствия установления таких даты, времени, места проведения собрания, которые все-таки препятствуют участию в нем. Представляется, что вопрос о недействительности решений таких собраний ставить в принципе можно, но с учетом размера требований кредитора, который не смог принять участия в собрании по указанным причинам. Просим также обратить внимание, что на нашем сайте можете подробнее ознакомиться

Процедура банкротства набирает популярность и применяется с 2015 года не только к юридическим, но и к физическим лицам. Обязательной частью этого процесса признаются собрания кредиторов. Алгоритм осуществления данных мероприятий регламентируется Федеральным законом “О банкротстве” от 26 октября 2002 года. Внесенные в закон изменения и дополнения действуют с 1 января 2017 г.

Первое собрание кредиторов.

Обозначенному мероприятию предшествует процедура временного наблюдения, когда временный управляющий подготавливает список претензий всех заимодателей, знакомится с актуальным положением дел, анализирует финансовое состояние банкрота. Он же назначает дату этого мероприятия.

Задача первого созыва кредиторов - определение следующих ключевых моментов:

  • Избрание арбитражного управляющего квалифицированным большинством голосов кредиторов.
  • Обозначение стратегии дальнейших действий. Путем голосования решается основное направление следующего этапа процедуры: конкурсное производство, внешнее управление, мировое соглашение или восстановление платежеспособности.
  • Учреждение комитета кредиторов. Происходит по согласованному заключению всех участников, обладающих правом голоса. Однако может выступить обязательной мерой, если число заимодателей превышает 50 человек.

При условии предварительного ходатайства возможно рассмотрение дополнительных вопросов по существу дела.


Чтобы стать участником мероприятия, важно заявить о своих претензиях к должнику не позднее календарного месяца с момента опубликования информации об открытии процедуры банкротства. В РФ подобные данные размещаются в газете ”Коммерсантъ”.

Тем, кто пропустил период подачи претензий по уважительной причине, суд может предоставить дополнительное время.

Проведение мероприятия

Основные положения относительно процессуальной части проведения собрания кредиторов закреплены в Постановлении Правительства РФ N56 от 6 февраля 2004 года.

Время проведения заключено в строгих пределах с 8.00 до 20.00 в будние дни.

Круг вопросов, очерченный в целях рассмотрения участниками созыва:

  • Алгоритм дальнейшей процедуры банкротства.
  • Реструктуризация долгов.
  • Возможности финансового оздоровления предприятия-банкрота либо стратегия внешнего управления.
  • Возможность выплаты гонорара арбитражному управляющему и его размер.
  • Вероятность мирового договора.
  • Вердикт о начале конкурсного производства.

Повестка собрания намечается заранее. Решение кредиторами принимается путем голосования, причем число голосов каждого из заимодателей прямо пропорционально отношению его претензий к общему объему требований. Иными словами, большим количеством голосов обладает тот, кому должны большую сумму. При этом важно условие, согласно которому штрафы, пени и т.п. игнорируются при учете голосов.

В ходе мероприятия ведется протокол. Впоследствии один из экземпляров в пятидневный срок отправляется в арбитражный суд. В случае самостоятельного проведения необходим еще один экземпляр для предоставления арбитражному управляющему. Протокол в обязательном порядке отражает:

  • Данные о банкроте: адрес прописки и фактического проживания, ФИО либо наименование для юрлица, реквизиты и т.п.
  • Указание на арбитражный суд, разбирающий дело.
  • Информацию о мероприятии: время и адрес проведения, причины, повестка, факт уведомления участников.
  • Перечень участников и общее количество голосов.
  • Данные выступавших на заседании.
  • Прошения о рассмотрении дополнительных обстоятельств.
  • Процесс голосования и принятые вердикты.

Кроме того, протокол сопровождается копиями реестра, бюллетеней, правоустанавливающих и иных документов, использованных в ходе заседания.

По общепринятой схеме заседания назначаются по месту фактического проживания должника, однако по инициативе арбитражного управляющего место может быть изменено.

Участники собрания кредиторов

Законодательством определен круг лиц, допущенных на подобные собрания:

Конкурсные кредиторы и иные организации с правом голоса, упомянутые в перечне требований на момент проведения собрания. К конкурсным относят кредиторов по денежным обязательствам.

Заинтересованные представители со стороны должника - это могут быть работники, учредители, руководители и т.д. Участвовать в голосовании не могут. Присутствие самого банкрота не обязательно.

Права участников

Основным правом, реализуемым на мероприятиях такого рода, выступает право голоса. Как упоминалось выше, им обладают конкурсные кредиторы, фигурирующие в реестре требований, в соответствии с размером своих претензий.

Остальные участники уполномочены вносить предложения и обсуждать актуальные вопросы, но на принятие решения повлиять не могут.

Всех участников закон наделяет правом обжалования вынесенных решений в суде.

Уведомление о собрании

Каждому, имеющему право на участие в мероприятии, в обязательном порядке предварительно направляется официальное уведомление о его назначении с указанием времени и места, а также ключевых моментов и регламента.

Со всеми актуальными материалами дела участники вправе ознакомиться заранее не более чем за пять дней до начала заседания.

Уведомление может быть отправлено почтой за две недели до мероприятия либо иным способом в пятидневный срок.

В случаях, когда кредиторов насчитывается более пятисот, и при невыполнимости предыдущего условия, сведения о собрании публикуются в официальном печатном издании.

Кредитор, не получивший уведомление своевременно и доказавший, что в этом отсутствует его собственная вина, имеет право требовать отмены решений, принятых без его участия. Конечно, при этом учитывается процент его претензий и последствия, вызванные данным фактом.

Ответственный за рассылку уведомлений - инициатор мероприятия, в большинстве случаев это арбитражный управляющий. Информация о собрании заносится в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве за две недели до начала мероприятия.

Заочное проведение

Законодательство предусматривает проведение собрания без личного участия кредиторов, путем электронного голосования. Используются специальные каналы связи, операторы которой гарантируют конфиденциальность сведений и своевременность поступления новой информации. Протокол собрания скрепляется подписью управляющего либо иного лица, организовавшего мероприятие.

Уведомления и иные документы, предоставляемые участникам, должны включать ссылку на сайт, где содержится информация о собрании. Срок рассылки уведомлений увеличивается и составляет 30 дней до собрания.

На практике такая форма проведения собраний почти не применяется. Чаще используется способ рассылки бюллетеней участникам, которые они заполняют и далее в установленные сроки передают управляющему.

Сроки проведения

Первое собрание проводится в период, не превышающий 10 дней до завершения процедуры наблюдения.

Дальнейшие подобные мероприятия назначаются арбитражным управляющим, как правило, раз в три месяца. При необходимости внеочередного собрания кредиторы направляют требование о его проведении, на которое арбитражный управляющий должен отреагировать в течение трех недель. Если этого не происходит, кредиторы вправе самостоятельно провести собрание.

Отложение собрания кредиторов

Собрание может быть отложено по решению арбитражного суда, в ведении которого находится дело. Причиной такой меры обычно является наличие в суде требований кредиторов, еще не рассмотренных.

Однако существует условие, при котором возможна данная мера: требования по таким ходатайствам должны быть достаточно значительными, чтобы повлиять на ход собрания.

Признание собрания недействительным

Решения, принятые на собрании кредиторов, могут быть обжалованы, а само собрание признано недействительным, если:

  • В ходе процедуры было допущено ущемление прав и законных интересов участников мероприятия и третьих лиц.
  • В мероприятии приняли участие кредиторы, чьи требования составили менее половины от общего числа.
  • Кредитор, чьи претензии достигают не менее 10% от общего числа требований, не был уведомлен о проведении собрания и смог доказать этот факт.

К лицам, уполномоченным обжаловать решения собрания, относятся представители должника, а также те, чьи требования еще не фигурируют в реестре, но приняты к рассмотрению судом.

Важно помнить, что судом может быть пересмотрено любое решение, принятое кредиторами, в особенности касающееся вопросов конкурсного производства или внешнего управления.

Банкротство - дело достаточно многогранное и неоднозначное, и в целях увеличения шансов на успех целесообразно обратиться за квалифицированной юридической помощью.