Ли временный управляющий. Временный управляющий при банкротстве: кто им становится и какие функции выполняет

, – временный управляющий.

Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего:

  1. в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим его обязанностей, если это нарушило права или законные интересы заявителя, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
  2. в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим;
  3. в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Временный управляющий вправе:

  1. предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок , заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;
  2. заявлять возражения относительно требований кредиторов;
  3. принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности предоставленных возражений должника относительно требований кредиторов;
  4. обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;
  5. обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
  6. получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
  7. осуществлять иные установленные Законом о банкротстве полномочия.

Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника. Временный управляющий является исполнительным органом юридического лица, исполняющим свои обязанности на непостоянной основе. Он осуществляет управление деятельностью организации в определенный период.

Временный управляющий обязан:

  1. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  2. проводить анализ финансового состояния должника;
  3. выявлять кредиторов должника;
  4. вести реестр требований кредиторов;
  5. уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
  6. созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения обязан предоставить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий обязан направить для опубликования сообщение о введении наблюдения. Временный управляющий обязан уведомить всех выявленных им кредиторов должника о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения.

Рыночная экономика формирует условия, в которых производители продукции, товаров широкого потребления, поставщики услуг вступают в жесточайшую конкуренцию. Не каждое предприятие может выдержать быстрые темп развития, поэтому некоторые из них вынуждены приостановить хозяйственную деятельность.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Арбитражный суд в ходе расследования банкротства юридических лиц назначает временного управляющего, который занимается управлением его деятельностью.

Основные моменты

В условиях конкуренции на рынке остаются предприятия с высокой организацией труда, продукция которых обладает отличным качеством.

Процедура позволяет решить сложнейшие задачи сферы коммерческой деятельности, если ее правильно использовать. Его применение не всегда дает желаемый результат.

Но для отдельных хозяйствующих субъектов она может стать единственно приемлемым способом выхода из затруднительного положения.

Например, банка, коммерческая деятельность которого в корне отличается от деятельности субъектов, осуществляющих производственную деятельность. В силу указанной причины процедура ее банкротства производится по другому способу.

Банк признается банкротом, если:

При банкротстве банковского учреждения сразу конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения и финансового оздоровления.

На временного управляющего возлагается большая ответственность, поскольку он должен представлять интересы обанкротившегося лица в ходе проведения этапа наблюдения.

Он вводится Арбитражным судом спустя 3 дня с момента приема искового заявления кредиторов. На его проведение законодатель установил срок, равный 3 месяцам. При возникновении необходимости он продлевается до 5 месяцев.

Что это такое

Под понятием «банкротство» соответственно определения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» подразумевается:

Факт банкротства устанавливается в ходе проведения хозяйственной деятельности юрлица, факторов, которые привели его к несостоятельности. Основная цель анализа заключается в выяснении его истинного финансового состояния.

Процедура банкротства состоит из отдельных этапов, в ходе которых решается ряд поставленных задач.

К ним относятся:

Показатели Описание
Наблюдение принимаются меры по сохранению имущества обанкротившегося лица, анализируется его финансовое состояние, составляется перечень требований, предъявляемых кредиторами, проводится их первое собрание
Финансовое оздоровление позволяет восстановить платежеспособность, возобновить хозяйственную деятельность, полностью погасить долги перед кредиторами
Внешнее управление управление хозяйственной деятельностью передается внешнему управляющему. Основная цель данного этапа заключается в приведении финансового положения юрлица к прежнему состоянию, чтобы оно могла расплатиться с долгами. При этом состав старого руководства полностью заменяется новым
Конкурсное производство завершающий этап процедуры банкротства, предполагающий соразмерное удовлетворение требований кредиторов
добровольное волеизъявление сторон относительно приостановления судебного разбирательства с последующим установлением новых прав и обязанностей сторон конфликтной ситуации

Нужно заметить, что максимальная защита интересов самого должника, его кредиторов достигается при четком и правильном выполнении отдельных этапов процедуры банкротства.

Кто попадает под категорию

В соответствии с нормативами под банкротством физлица подразумевается его неплатежеспособность.

В ходе выполнения процедуры обанкротившееся лицо должно разработать план выхода, если Арбитражный суд предоставил ему некоторое время для осуществления полной выплаты долгов.

Физические лица признаются банкротами, если:

Что касается юридических лиц, то законодатель установил для них размер долга в 300 000 рублей. Срок неуплаты для обоих лиц одинаков.

Куда обращаться

При выявлении признаков банкротства юрлицам следует подать заявление в Арбитражный суд. Он уполномочен законодателем на ведение дел по банкротству всех субъектов экономики вне зависимости от их правового положения.

Помимо него правом подачи искового заявления о возбуждении дела против обанкротившегося лица наделены кредиторы, государственные органы различной инстанции, внебюджетные фонды. Например, Федеральная налоговая служба.

Конкурсный управляющий при банкротстве банка

Если кредитное учреждение признается Арбитражным судом банкротом, то вводится конкурсное производство сроком на год.

Он может быть продлен по ходатайству одного из участников дела о банкротстве на полгода, если он подаст соответствующее прощение в Арбитражный суд. Для осуществления процедуры он назначает конкурсного управляющего.

Необходимые условия

Порядок предъявления требований кредиторами предусмотрен в Федерального закона № 127-ФЗ.

Они наделены правом представления своих требований к кредитному учреждению в любое время сообразно положениям , в продолжение которого осуществляется конкурсное производство.

При предъявлении требований кредитор обязан указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).

Указанные требования предъявляются конкурсному управляющему наряду с приложением вступивших в силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований.

Временным управляющим называется лицо, назначенное Арбитражным судом с целью обеспечения сохранности имущества обанкротившегося лица.

Данное определение изложено в положениях Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Акт был издан законодателем 26 октября 2002 года за номером 127-ФЗ.

Зачастую предложенная кредиторами на должность временного управляющего кандидатура защищает их интересы, ущемляя при этом права обанкротившегося лица.

Оно лишено права выбора кандидатуры в соответствии с положениями Федерального закона № 127-ФЗ. Она должна отвечать требованиям, изложенным в — вышеуказанного акта.

В их число входит:

Временный управляющий назначается на период осуществления процедуры наблюдения. Его полномочия заканчиваются вслед за введением процедуры внешнего управления, когда происходит смена управляющих.

Нужно отметить, временный управляющий при банкротстве физических лиц назначается до введения конкурсного производства.

Как правило, срок его полномочий напрямую зависит от соответствующего этапа, которое проводится в тот или иной промежуток времени.

Если временный управляющий не справляется со своими обязанностями, не может исполнить возложенные на него обязательства, то Арбитражный суд имеет полное право назначить на его место другое лицо.

Кандидат на должность временного управляющего может отклонить свою кандидатуру, если имеет на то основание. Он должен подать заявление, чтобы его освободили от исполнения обязанностей временного управляющего.

Оно подается в Арбитражный суд, который при наличии уважительной причины назначает другое лицо.

Какие выполняет функции

Погашение долгов по предъявленным кредиторами требованиям производится на основании установленной законодателем очередности.

Вне очереди совершаются выплаты по обязательствам, выявленным в ходе конкурсного производства, судебные издержки, расходы на опубликование сведений.

Кем назначается

Выбор кандидатуры на должность временного управляющего остается за кредиторами.

Но утвердить выбранную кандидатуру должен Арбитражный суд, если сочтет его подходящим для проведения этапа наблюдения.

Он может назначить временного управляющего из числа арбитражных управляющих, если нет соответствующей кандидатуры.

Арбитражный суд направляет запрос в государственный орган, занимающийся вопросами о банкротстве и финансового оздоровления. Он вносит предложения по кандидатурам на рассмотрение в суд в продолжение одной рабочей недели.

При этом обязательным условием является его правовое положение, то есть временный управляющий должен быть физическим лицом. Порядок утверждения кандидатуры предусмотрен в Федерального закона № 127-ФЗ.

Какие полномочия

Временный управляющий должен принять непосредственное участие в деле о банкротстве.

Законодатель наделил временного управляющего особыми полномочиями, позволяющими осуществлять контроль над хозяйственной деятельностью обанкротившегося лица.

Полномочия временного управляющего состоят из его прав и обязанностей одновременно. Он может в любой момент подать заявление в Арбитражный суд, если предполагаемый банкрот совершил какие-либо сделки без уведомления в установленном законодателем порядке.

На выполнение юридических действий следует получить согласие временного управляющего, которое оформляется в письменном виде.

Согласие временного управляющего требуется при осуществлении определенных действий.

К ним относятся:

Права и обязанности

Временный управляющий наделен определенными правами и обязанностями, которые должен соблюдать в ходе осуществления процедуры банкротства.

Он имеет право:

Показатели Описание
На предъявление требований суду о признании сделки недействительной, если она была совершена с правонарушениями в соответствии с указаниями акта № 127-ФЗ
Обращения в Арбитражный суд с ходатайством чтобы были применены дополнительные меры по обеспечению сохранности имущества обанкротившегося лица, введению запрета на совершение сделок без его разрешения, например, передаче либо об осуществлении отмены принятых ранее мер
На подачу ходатайства в Арбитражный суд об отстранении руководителя обанкротившегося лица от занимаемой должности
На получение любой информации имеющихся в наличии документов относительно хозяйственной деятельности пребывающего в состоянии банкротства субъекта экономики
На осуществление иных видов полномочий установленных предписаниями Федерального закона № 127-ФЗ. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Одновременно с наделением определенными правами законодатель возложил некие обязанности на временного управляющего.

В их число входит:

По окончательному завершению процедуры наблюдения временный управляющий должен предоставит в Арбитражный суд отчет.

Видео: арбитражный управляющий

Особые нюансы

В соответствии с нормативами законодательных актов временный управляющий при банкротстве юридического лица осуществляет свою деятельность до введения внешнего управления.

В ходе его осуществления назначается внешний управляющий, которому временный передает дело о банкротстве с полной документацией, которая было собрана при проведении наблюдении.

По своей сути банкротство юрлица есть его неплатежеспособность, возникшая перед кредиторами и государственными органами, внебюджетными фондами из-за отсутствия средств.

В отдельных случаях оно расплачивается с кредиторами за счет средств, которые были выручены от имущества.

Она должна содержать информацию относительно:

Законодательная база

Вопросы относительно банкротства юридических и физических лиц регулируются рядом законодательных актов.

В них предусмотрен порядок, по которому производится процедура банкротства, определен круг лиц, наделенных правом подачи искового заявления.

Федеральный закон:

Номер Описание
№127
Он был издан 29 декабря 2014 года под номером 482-ФЗ
Испущенный 29 декабря 2014 года за номером 476-ФЗ
№122
№129
№943-1

Реализуя цель обеспечения сохранности имущества должника, временный управляющий контролирует соблюдение должником ограничений и выполнение им обязанностей, установленных Законом о банкротстве. В то же время меры, принимаемые временным управляющим, должны быть разумными, с учетом интересов должника и его кредиторов. Это должны быть меры, коммерчески оправданные в данной ситуации, т.е. такие, которые лицо предприняло бы по защите своего собственного имущества с учетом размера и рисков, которым это имущество подвергается, в том числе риска недобросовестных действий руководителя должника, если его личность и поведение позволяют предположить такую возможность.

В соответствии со ст. 64 Закона о банкротстве органы управления должника могут совершать, исключительно с письменного согласия временного управляющего, сделки, связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах и объединениях юридических лиц, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении должником облигаций и иных эмиссионых ценных бумаг, за исключением акций, о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций, о заключении договоров простого товарищества.

По существу, ст. 64 Закона о банкротстве устанавливается особый режим деятельности должника в ходе наблюдения, ограничивается его правосубъектность.

Наряду с указанными выше ограничениями, на руководителя должника возлагается обязанность в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных Законом о банкротстве вопросов (п. 4 ст. 64 Закона о банкротстве).

Если руководитель должника нарушает требования Закона о банкротстве, он может быть отстранен от должности судом по ходатайству временного управляющего. Исполнение обязанностей руководителя должника в таком случае возлагается на иное лицо, представленное уполномоченными органами должника в качестве руководителя должника, или на заместителя руководителя, или на одного из работников. Судом выносится соответствующее определение (ст. 69 Закона о банкротстве).

Среди прав и обязанностей временного управляющего, закрепленных ст. 66-67 Закона о банкротстве, содержатся такие, которые способствуют выполнению задачи обеспечения сохранности имущества должника. Например, временный управляющий вправе:

  • предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ст. 63-64 Закона о банкротстве;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
  • обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве;
  • получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

При этом на органы управления должника возлагается обязанность предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности человека.

Предоставление отчетности в суд временным управляющим

Временный управляющий обязан представить в суд отчет о своей деятельности с приложением заключения о финансовом состоянии должника и обоснованием возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур: финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения (п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве). Временный управляющий должен, кроме того, определить достаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения или невозможности восстановления платежеспособности должника (ст. 70 Закона о банкротстве).

Если в результате анализа финансового состояния должника будет установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов. Если же кредиторами не будет определен источник покрытия судебных расходов или за счет определенного ими источника их покрытие оказалось невозможным, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов.

Документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются временным управляющим первому собранию кредиторов, в суд, рассматривающий дело о банкротстве, а также СРО арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.

Составление реестра требований кредиторов

Временный управляющий должен составить реестр требований кредиторов (ст. 16, 71 Закона о банкротстве).

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней со дня опубликования сообщения о введении наблюдения. При рассмотрении споров необходимо учитывать, что возможность восстановления пропущенного 30-дневного срока Закона о банкротстве не предусмотрена.

Если требования кредиторов предъявлены после истечения 30 дней со дня опубликования сообщения о введении наблюдения, то они подлежат рассмотрению судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения (п. 7 ст. 71 Закона о банкротстве).

Должником, временным управляющим, другими лицами, участвующими в деле, могут быть предъявлены возражения относительно требований кредиторов. Такие возражения могут быть предъявлены в суд в течение 15 календарных дней со дня истечения срока предъявления требований кредиторов.

Суд проверяет обоснованность требований кредиторов и выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. В этом же определении суда указываются размер и очередность удовлетворения требований кредиторов.

Указанное определение вступает в силу немедленно и направляется судом должнику, временному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю. Определение может быть обжаловано.

Собрание кредиторов при банкротстве

Временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов (ст. 72-74 Закона о банкротстве), на котором кредиторы, с учетом информации о финансовом положении должника, могли бы принять обоснованное решение по процедуре, подлежащей применению к должнику (заключении мирового соглашения, введении финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства).

Для созыва первого собрания кредиторов временный управляющий определяет дату его проведения. При этом следует учитывать, что первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за 10 дней до дня окончания процедуры наблюдения.

В порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 13 Закона о банкротстве, временный управляющий уведомляет о созыве первого собрания кредиторов всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов (п. 2-3 ст. 72 Закона о банкротстве).

К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности, вопросы:

  • принятия решения об обращении в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о заключении мирового соглашения;
  • определения дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • определение СРО арбитражных управляющих, которая должна представить в суд кандидатуры арбитражных управляющих;
  • образование комитета кредиторов, определения количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрания членов комитета кредиторов.

Суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Так, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одно из процедур, предусмотренных Законом о банкротстве, и нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве, суд в соответствии со ст. 75 Закона о банкротстве:

  • выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство соответствующих лиц и другие необходимые условия (п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве);
  • при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления выносит определение введении внешнего управления, если у суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
  • при наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Прекращение процедуры наблюдения

Со дня введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Однако в случае, если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает его провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе СРО, из членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

Основные недостатки процедуры наблюдения

Основные недостатки процедуры наблюдения - это невозможность быстрого принятия решений в делах о банкротстве, что для таких дел имеет первостепенное значение, а также связанный с этим риск снижения стоимости бизнеса должника из-за издержек в период наблюдения. Лучший результат для кредиторов достигается путем быстрой продажи жизнеспособных частей бизнеса должника, пока стоимость этого бизнеса не упала вследствие возбуждения производства по делу о банкротстве. Опасения по поводу процедуры наблюдения связаны также с сохранением руководством должника своих полномочий, хотя и под контролем временного управляющего, так как во взаимоотношениях указанных лиц довольно часто возникают проблемы.

Одна из главных целей рыночного законодательства о банкротстве - максимальное упрощение и ускорение производства по делам о банкротстве, разумеется, с сохранением необходимых правовых гарантий всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Особенности банкротства кредитных организаций / Читать все про банкротство

В целом правила о банкротстве кредитных организаций направлены на предупреждение банкротства кредитных организаций и их финансовое оздоровление, а если это сделать не удается, то на упрощение и ускорение процедуры банкротства кредитных организаций.

Вы можете направить нам свое письмо на адрес электронной почты.
Уверяем вас, что наш сотрудник ответит на ваш вопрос в максимально
короткий срок. Каждое ваше письмо ценно для нас.
Или воспользуйтесь формой обратной связи.

В период наблюдения Законом о банкротстве устанавливаются следующие организационные нормы.

Срок проведения процедуры банкротства «наблюдение» составляет не более пяти месяцев (три месяца плюс два месяца возможной отсрочки (ст. 47 Закона о банкротстве) и исчисляется с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до вынесения определения о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства либо до утверждения мирового соглашения.

При проведении наблюдения не допускается опубликование или разглашение иным способом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Лица, допустившие нарушение указанного требования, несут ответственность, установленную п. 3 ст. 26 Закона о банкротстве.

Данным Законом процедура наблюдения определена как состоящая из девяти составляющих.

1. Действия, осуществляемые до введения наблюдения

Назначенному арбитражным судом временному управляющему необходимо проанализировать, какие действия были предприняты различными органами и организациями перед предъявлением заявления об открытии производства по делу о банкротстве предприятия-должника. Это могут быть:

Действия налоговой инспекции и налоговой полиции, иных уполномоченных органов, направленные на погашение просроченной в течение не менее трех месяцев задолженности предприятия по обязательным платежам;

Признание должником сумм задолженности в претензионном порядке либо вынесение арбитражным судом решения о взыскании задолженности по иску кредитора, выдача исполнительных листов, не исполненных в течение трех месяцев с момента предъявления требования;

Обращение самого должника (собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей, участников должника), кредиторов, налоговых и других уполномоченных органов, территориального органа ФСФО России, прокурора в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

Меры, принятые учредителями (участниками) юридического лица, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами или иными лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, направленные на финансовое оздоровление должника до подачи в суд заявления о признании его банкротом;

Меры досудебной санации - финансовая помощь, оказанная до подачи в суд заявления о банкротстве собственником имущества, кредиторами, иными лицами;

Вынесение определения арбитражного суда относительно принятия заявления о признании должника банкротом (такое определение или определение об отказе в принятии заявления должно быть принято судом не позднее трех дней со дня поступления заявления в суд);

Указание о назначении временного управляющего при введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления (могут перечисляться меры по обеспечению требований кредиторов). Если такого назначения в определении о принятии заявления нет, временный управляющий должен быть назначен определением суда не позднее десяти дней со дня принятия заявления о признании должника банкротом;

Направление арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом в банки и иные кредитные учреждения, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы (п. 2 ст. 57 Закона о банкротстве).

2. Последствия вынесения арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения

Все имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве (ст. 57).

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств (ст. 57 Закона о банкротстве).

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (кроме исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, по требованиям кредиторов первой и второй очереди) (ст. 57 Закона о банкротстве).

Запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника с выходом из состава его участников (ст. 57 Закона о банкротстве).

Руководители и иные органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. 2,3 ст. 58 Закона о банкротстве.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

О реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

Создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах, а также филиалов и представительств;

Выплате дивидендов;

Размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

Выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки и принимать решения:

О передаче недвижимого имущества в аренду, залог;

Внесении недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ;

Распоряжении недвижимым имуществом любым другим образом;

Распоряжении иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов;

Получении и выдаче займов (кредитов);

Выдаче поручительств и гарантий;

Уступке прав требований или переводу долга;

Учреждении доверительного управления имуществом должника (все перечисленные нормы установлены п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве);

Участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

В случае, если руководители должника не принимают необходимые меры по обеспечению сохранности имущества, чинят препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускают иные нарушения законодательства Российской Федерации, арбитражный суд вправе отстранить таких руководителей от должности и возложить исполнение их обязанностей на временного управляющего (п. 4 ст. 58 Закона о банкротстве).

С момента введения наблюдения аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

3. Назначение временного управляющего

Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии таких лиц кандидатура временного управляющего предлагается ФСФО России по запросу арбитражного суда (п. I ст. 59 Закона о банкротстве).

Временный управляющий действует с момента его назначения и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и назначения конкурсного управляющего (утверждения судом мирового соглашения или принятия судом решения об отказе к признании должника банкротом) (п. 2 ст. 59 Закона о банкротство).

В случае временной нетрудоспособности временного управляющего суд вправе назначить его заместителя (п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве).

При удовлетворении ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей суд назначает нового временного управляющего. Прежний временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения нового (п. 4 ст. 59 Закона о банкротстве).

4. Права временного управляющего

Наряду с правами, общими для всех арбитражных управляющих (п. I ст. 20 Закона о банкротстве), временный управляющий имеет следующие права:

Предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований данного Закона (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

Обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

Обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности и возложении его обязанностей на временного управляющего (п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве);

Давать согласие или запрещать органам управления должника совершение сделок, перечисленных в п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве;

Давать согласие или запрещать органам управления должника принимать решения, связанные с участием в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

Получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве).

5. Обязанности временного управляющего

Круг общих для всех арбитражных управляющих обязанностей определен в п. 2 ст. 20 Закона о банкротстве, кроме них временный управляющий имеет дополнительные обязанности, характерные для проведения процедуры наблюдения:

Принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Контролировать исполнение органами управления должника запрета на принятие ими решений, связанных с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц или участием в иных юридических лицах, о создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении облигаций и иных ценных бумаг, выходе из состава участников должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

Определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

Определять дату проведения и созывать первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении суда о принятии заявления о признании должника банкротом с уведомлением об этом всех выявленных кредиторов (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве);

Представлять в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве);

По окончании наблюдения представлять в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 2 ст. 61 Закона о банкротстве);

Исполнять свои обязанности с момента назначения временного управляющего арбитражным судом до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего или утверждения судом мирового соглашения (п. 1,4 ст. 67 Закона о банкротстве), исполнять обязанности внешнего управляющего до назначения судом внешнего управляющего (п. 2 ст. 72 Закона о банкротстве).

6. Анализ финансового состояния должника при наблюдении

Основными целями анализа финансового состояния должника являются:

Определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве);

Определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве), выявление обстоятельств, дающих достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 3 ст. 67 Закона о банкротстве);

Установление размеров требований кредиторов, признаваемых установленными (п. 4 ст. 4 Закона о банкротстве), размеров и обоснованности требований иных кредиторов (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве) в связи с подачей в арбитражный суд и представлением временному управляющему возражений должника по требованиям кредиторов (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве);

Установление возможности применения мер материальной ответственности при непредъявлении руководителем должника в суд заявления должника в случаях и в срок, предусмотренных ст. 8 Закона о банкротстве, что влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения месячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 8 (п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве);

Установление признаков фиктивного банкротства или преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) и обеспечение применения мер материальной ответственности руководителя и (или) учредителей должника перед кредиторами за ущерб, причиненный подачей заявления о банкротстве при фиктивном банкротстве (п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве); при преднамеренном банкротстве должника по вине руководителя, учредителей или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия,- обеспечение применения к этим лицам субсидиарной ответственности по его обязательствам (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).

7. Собрание кредиторов

Первое собрание кредиторов созывает временный управляющий, уведомив о дате его проведения всех выявленных кредиторов.

Конкурсные кредиторы, а также налоговые и другие уполномоченные органы обладают на собрании числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора по денежным обязательствам, установленным на дату проведения собрания (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве). Без права голоса в первом собрании кредиторов принимают участие временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника (п. Зет. 64 Закона о банкротстве). С правом голоса принимают участие в собрании кредиторы, требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему, и кредиторы, размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника до проведения первого собрания (п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника, если не принято другое решение (п. 3 ст. 13 Закона о банкротстве).

К компетенции первого собрания кредиторов относятся:

Принятие решения о введении внешнего управления с указанием предполагаемого срока внешнего управления, кандидатуры внешнего управляющего и сведений о нем и об обращении в арбитражный суде соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 65, ст. 66 Закона о банкротстве);

Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

Определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

Принятие решения о заключении мирового соглашения;

Решение иных вопросов, предусмотренных п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве.

Круг полномочий собрания кредиторов приведен на рис. 2.1.

8. Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения

Мы уже говорили, что на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник (временный управляющий) и кредиторы (в лице собрания кредиторов) вправе заключить мировое соглашение.

Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов (ст. 124 Закона о банкротстве).

9. Процедурные сроки при наблюдении

Должник обязан направить заявление в суд о признании его банкротом не позднее одного месяца в случаях, когда:

При проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве);

Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

Органом должника, уполномоченным учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в суд с заявлением должника (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

Органом, уполномоченным собственником должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суде заявлением должника.

Судья арбитражного суда выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления в суд (п. 2 ст. 41 Закона о банкротстве) или отказывает в принятии заявления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 29 Закона о банкротстве.

Должник в пятидневный срок со дня получения определения суда о принятии заявления о признания должника банкротом обязан направить в суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле, отзыв на заявление и уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении дела о банкротстве (ст. 45 Закона о банкротстве).

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, рассмотрение дела может быть отложено на срок не более двух месяцев (ст. 47 Закона о банкротстве).

Для участия в первом собрании кредиторов они вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии судом заявления о признании должника банкротом, направив их в суд и должнику. Требования кредиторов, признанные установленными, направляются временному управляющему с приложением документов (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Возражения на требования кредиторов могут быть представлены должником в суд, кредитору и временному управляющему в недельный срок с момента получения соответствующих требований (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве); суд рассматривает такие возражения в срок не позднее одного месяца до установленного судом срока рассмотрения дела о банкротстве (ст. 46 Закона о банкротстве).

Временный управляющий созывает первое собрание всех выявленных кредиторов в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания суда, установленной в определении суда о принятии заявления о при знании должника банкротом (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве). Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве).

Заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов рассматриваются судом не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заявления или жалобы (п. 1 ст. 55 Закона о банкротстве).

Последующие собрания кредиторов созываются арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента соответствующего обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 13 Закона о банкротстве).

Если нет решения первого собрания, то собрание кредиторов рассматривает, утверждает и представляет суду кандидатуру внешнего управляющего в двухнедельный срок с момента вынесения судом определения о введении внешнего управления (ст. 71 Закона о банкротстве).

График проведения основных мероприятий по наблюдению и подготовке к судебному разбирательству дела о банкротстве приведен в приложении 1.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 12 марта 2001 г. признал п. 3 ст. 55 и ст. 56 Закона о банкротстве не соответствующими Конституции РФ. Незаконность первой из статей - в ограничении возможности обжалования решений арбитражного суда о признании организации банкротом. Неконституционным признано и то положение, что внешнее наблюдение на предприятии вводится непосредственно с момента принятия судом заявления кредитора о признании должника банкротом.

Теперь любое определение арбитражных судов, связанное с банкротством, можно будет обжаловать. А внешнее наблюдение будет вводиться судом не автоматически, а лишь после рассмотрения протеста должника.

Правильное по сути решение КС РФ в российских условиях может привести к удлинению сроков рассмотрения дел в суде и затягиванию процедуры банкротства

Для проведения процедуры наблюдения при банкротстве арбитражным судом утверждается временный управляющий (п. 1 ст. 65 , ст. 45 , ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Именно он должен опубликовать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщение о введении наблюдения (п. 1 ст. 68 , ), в котором указываются сведения (п. 4 ст. 68 , п. 6 ст. 28 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о должнике (наименование организации или ФИО должника-гражданина и его адрес);
  • об определении суда, которым введена процедура наблюдения (наименование арбитражного суда, дата определения, номер дела о банкротстве);
  • о самом временном управляющем (его ФИО и адрес для направления корреспонденции);
  • о дате судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве, установленной арбитражным судом.

Обязанности временного управляющего при процедуре наблюдения

Итак, что должен делать временный управляющий. Во-первых, принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и провести анализ его финансового состояния (п. 1 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). На основании данных финансовой отчетности, результатов инвентаризации, документов, подтверждающих права собственности компании-должника, временный управляющий должен прийти к обоснованному выводу о возможности или невозможности восстановления платежеспособности организации (п. 3 ст. 70 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Во-вторых, временный управляющий обязан определить кредиторов должника, уведомить их о введении процедуры наблюдения и включить требования кредиторов в реестр (п. 1 ст. 67 , п. 1 ст. 71 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Также он должен созвать и провести их первое собрание. Для этого временный управляющий устанавливает дату проведения собрания и уведомляет о ней всех конкурсных кредиторов (п. 1 ст. 72 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Не позднее чем за 5 дней до даты заседания по рассмотрению дела о банкротстве (она указывается в определении о введении наблюдения), временный управляющий должен представить в суд отчет о своей работе и протокол первого собрания кредиторов. При этом вместе с отчетом в суд должно быть направлено заключение о финансовом состоянии должника, заключение о наличии или отсутствии оснований для оспаривания его сделок, а также оценка целесообразности введения иных «банкротных» процедур в отношении организации в дальнейшем (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы также оформляет временный управляющий.

А протокол первого собрания кредиторов подается в суд с копиями:

  • реестра требований кредиторов;
  • бюллетеней для голосования;
  • документов, обосновывающих полномочия участников собрания;
  • документов, которые были представлены на собрании для ознакомления или утверждения;
  • документов, свидетельствующих об уведомлении кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания;
  • иных документов (