Наглядные и практические методы обучения. Наглядные методы обучения и их приемы

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов.

В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Наконец, во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.

Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.

Условия эффективного применения наглядности. Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения: 1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.; 2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; 3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации; 4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами.

Связь наглядных и словесных методов. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений; при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия; сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений; отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Задача наглядных методов обучения и их приемов заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в естественной для них форме или же в символьном отражении с помощью разнообразных изображений, репродукций, схем и так далее.

Замечание 1

Характерная черта приведенных способов заключается в том факте, что освоение учебного материала тесно связано с применяемыми в процессе учебными пособиями и техническими средствами (ИКТ).

Определение 1

Наглядные методы обучения - это такие методы, применение которых способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание.

Понятие наглядных методов может быть поделено на три следующие группы:

  • наблюдения,
  • иллюстрации,
  • демонстрации.

Такая классификация определяет наглядные методы, опираясь на применяемый источник знаний. В педагогической литературе данный подход часто подвергался критике по той причине, что он не отражал характера познавательной деятельности учащихся и уровень их самостоятельности в учебной работе. Несмотря на это, приведенный тип классификации по сей день остается лидером по популярности среди учителей-практиков.

Наблюдение

Определение 2

Метод наблюдения представляет собой достаточно затратный в плане прилагаемых усилий познавательный процесс в виде длительного, целенаправленного восприятия предметов и явлений действительности. Данный метод является необходимым элементом в процессе формирования у учащихся точных представлений, выступающих в качестве основы для обобщений.

Эффективность восприятия предметов и явлений действительности зависима от уровня сформированности у детей навыков наблюдения, по этой причине уже в раннем возрасте стоит начинать обучение этому ребенка, улучшая его умения концентрироваться на наблюдаемом объекте, отмечать самое важное, размышлять над увиденным, выражать свои идеи с помощью слов. Еще в начальной школе и даже в детском садике с помощью картинок и презентаций дети учатся наблюдать за природой, животным и растительным миром, за закономерностями в сезонном труде людей. Это способствует умственному развитию детей и возникновению у них правильных представлений о живой и неживой природе. Необходимо использовать различные приемы и типы работы. Наблюдение также может быть определено в качестве умения сосредотачиваться на явлениях окружающего мира, отмечать их главные элементы, обращать внимание на происходящие изменения, находить причину возникновения данных явлений и делать умозаключения на счет полученной информации. Все эти факторы в совокупности играют ключевую роль в процессе формирования у детей полноценного понимания о жизни и развитии таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.

Иллюстрации

Определение 3

Метод иллюстрации в педагогике применяется, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме. Также возможно ознакомление детей с изображениями все тех же предметов и явлений.

Проиллюстрированными могут быть растения, животные, явления и предметы техники или науки и еще многое другое.

В качестве одного из средств иллюстрирования широкое применение находит классная доска или же интерактивные доски. Они служат областью для записи слов, предложений, разнообразных задач, на них можно изобразить последовательность выполнения действий. Свое применение также находят и отдельные иллюстративные пособия вроде карт, картин, таблиц, чертежей, баннеров и так далее. В случае использования иллюстраций в качестве наглядного метода обучения необходимо действовать согласно следующим пунктам:

  • они обязательно должны соответствовать возрасту учащихся, применяться в меру и только в подходящий для этого момент занятия, подаваться таким образом, чтобы каждый ученик обладал полным визуальным доступом к рассматриваемой иллюстрации;
  • педагогом должна выполняться задача, заключающаяся в точном выделении самого важного в процессе показа иллюстраций, им должны быть четко продуманы пояснения к главным элементам и иллюстрациям в целом;
  • иллюстрация должна быть согласована с наполнением материала, важным фактором является эстетическая сторона вопроса исполнения. Иллюстрация должна привлекать самих учеников к поискам и определению необходимой информации.

Демонстрации

Определение 4

Метод демонстраций обычно основывается на представлении устройств, различного оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов или же компьютерных программ. Цель их использования заключается в формировании интереса или же познавательной мотивации у учеников, для создания проблемной ситуации, а также ознакомления с новой для них информацией.

В качестве примера можно привести использование компьютера или магнитофона. При применении в ходе образовательного процесса приведенных устройств демонстрируются эталоны выразительной речи, произведения музыки. Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы находят свое место в демонстрациях новейших достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений искусства. Широкий спектр возможностей в области демонстрации учебных материалов на основе технологии мультимедиа позволяют получить кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, желательно, с выходом в Интернет, мультимедиа проектором, или, возможно, интерактивной доской.

К демонстрациям предъявляется следующий список требований:

  • являющиеся непосредственным объектом демонстрации предметы должны обладать подходящим для создания отличных условий видимости всем учащимся размером, для сравнительно малых объектов целесообразно применять разнообразные проекции или же организовать поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
  • в ходе демонстрации преподаватель должен стоять лицом к классу для того, чтобы иметь возможность наблюдать за реакцией учеников, не стоит и загораживать демонстрируемый объект, ведь в таком случае вероятны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
  • число демонстраций должно быть оптимальным по той причине, что их излишество провоцирует рассеивание внимания, утомление, снижение уровня познавательного интереса;
  • обычно непосредственно перед началом демонстрации дается вступительное слово, после чего проводится дискуссия по результатам просмотра;
  • рекомендуемая продолжительность видеофильмов в младших классах – не превышает 10 минут, в старших - 30 минут;
  • в ходе демонстрации тяжелого для усвоения материала будет целесообразным делать паузы, во время которых преподавателю необходимо объяснить происходящее и дать время учениками для записи полученной информации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Наглядные методы обучения

Цель метода наглядности в начальной школе – обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, для самостоятельного учения и систематизации изученного. В начальных классах применяется естественная, рисуночная, объемная, звуковая и графическая наглядность. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей среды, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы и т.п.). Чтобы организовать наблюдения учеников, от учителей требуется известная осторожность. Распространенная ошибка – применение такой наглядности, когда ее сущность затмевается яркими красками. Неопытный учитель часто привлекает внимание детей к второстепенным деталям. Излишне разукрашивается раздаточный материал. Схема, таблица должны содержать цвет только для выделения смысла, но не для украшения.

К наглядным относятся методы демонстрации, иллюстрации, видеометод.

Демонстрация как метод обучения служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и т.п.). Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда дети сами изучают предметы, процессы и явления, сами выполняют нужные действия, устанавливают зависимости. Осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи и явления, а не чужие представления о них.

Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе активной демонстрации – проблемной или исследовательской – внимание учеников концентрируется на существенных, а не случайных свойствах. В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются. При демонстрации слово учителя не играет главной роли, но оно постоянно сопутствует наблюдению. Чтобы повысить самостоятельность, важно привлекать школьников к объяснению увиденного. Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание детей на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов. Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

Все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

Нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы, прекрасно оформленные детские энциклопедии и т.п.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая воздействие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое количество иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.

В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства. Диапроекторы и диаскопы просты в эксплуатации, надежны, дешевы, их легко хранить. Дети 6–7 лет легко обучаются сами показывать диафильмы. Материал диафильма младшими школьниками воспринимается лучше, чем кинофильма. Для начальной школы выпущено большое количество иллюстративных и объяснительных диафильмов. Работа с ними на уроке содержит такие этапы: объяснение цели просмотра диафильма, демонстрация диафильма с комментированием каждого кадра, итоговая беседа по просмотренному диафильму, обобщение материала, формулировка выводов.

Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет рассматривать видеометод в качестве отдельного вида обучения, который служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет целый ряд дидактических функций.

Специально для детей созданы сказочно богатые видеоэнциклопедии, видеоматериалы, использование которых в умеренных дозах и под опытным руководством может существенно улучшить качество учебно-воспитательного процесса. В элитных прогимназиях медиасистемы обучения занимают заметное место. Особенно эффективны интерактивные обучающие системы, в которых ученик может по собственному усмотрению задавать условия, изменять параметры и смотреть, что из этого получится.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями. Когда детям не предоставляется возможность интерактивного вмешательства, не предлагаются контрольные упражнения и тесты, ценность видеометода невелика. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности.

Если учитель начальной школы имеет доступ к обучающим медиасистемам, то с помощью видеометода он будет эффективнее решать дидактические и воспитательные задачи. Метод полезен для:



Изложения новых знаний, в частности, очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения, явление диффузии жидкости, выветривание горных пород и т.д.), а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления (удар упругих тел, кристаллизация веществ и т.д.);

Объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;

Обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности;

Создания специфической языковой среды на уроках иностранного языка;

Представления видеодокументов на уроках истории, этики, обществоведения, литературы, укрепления связи обучения с жизнью;

Организации тестовых испытаний;

Выполнения тренировочных упражнений;

Компьютерного учета успеваемости каждого ученика класса, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;

Рационализации учебного процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

Эффективность видеометода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств, к тому же он предъявляет высокие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя требуется здесь развитое умение вводить учеников в круг изучаемых проблем, направлять их деятельность, учить делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Таким образом, наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль – обеспечить всестороннее, образное восприятие, служить опорой для мышления.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Изобразительные средства наглядности

К ним относятся: таблицы цифровые, динамичные, опорные сигналы (конспекты по Шаталову), рисунки учителя и учащихся на доске, разнообразные дидактические карточки-задания (схемы, графики, картины, муляжи плодов, овощей, ягод и т.д.), макеты животных,кино, телевидение, микроскопы, кодоскопы, эпидиоскопы, микропроекторы, компьютеры и прочие технические средства обучения. Перечисленное разнообразие средств наглядности можно условно разделить на 3 подгруппы: 1) табличные (плоскостные), 2) макетно-муляжные (объемные), 3) технические (динамические).

Табличные изобразительные средства . Дают представление учащимся о форме, строении, окраске изучаемых объектов, их образе жизни и т.д. Но эта наглядность мало дает представление о величине объектов, т.к. в одних случаях на таблице их дают увеличенными (насекомые-вредители сельского хозяйства и др.), в других - уменьшенными (слон, жираф). В таких случаях надо изготовить из плотной бумаги контуры этих животных в естественную величину, или демонстрировать ленту с делениями, показывающую высоту. Еще эффективнее сравнивать рисунки таблицы с натуральными образцами (например, клубень картофеля на таблице и натуральный клубень картофеля), или с величиной хорошо известных учащимся предметов, например, карандаша, волоса, булавочной головки, горошины и т.д. Например, выпал град величиной с горошину: такое сравнение сразу понятно любому школьнику.

Рассказывая о животных экзотических (недоступных наблюдению) - слон, верблюд, кит. жираф и т.д., учитель должен не только показать их изображение на таблице, рисунке, экране, но и дать представление о размерах. Для этого в кабинете на стене за столом учителя приклеиваются 2 бумажные ленты с делениями на полуметры: одна - до потолка, другая - во всю ширину стены .

Таблицы можно использовать по-разному:

1. повесить тыльной стороной к аудитории или положить тыльной стороной на стол;

2. повесить лицевой стороной к аудитории или положить на стол;

3. развесить все таблицы до лекции порознь, как на защите диссертации;

4. использовать по одной таблице в процессе урока.

Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки, поэтому в каждом конкретном случае выбирать надо либо один оптимальный вариант с минимумом недостатков, либо рациональное их сочетание.

Вывесив ту или иную таблицу, важно дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании . Полезно также привлекать учащихся к "чтению" таблицы, т.е. к ее активному изучению , к рассказу по таблице, к описанию растений и животных. Демонстрация таблицы при такой методике делает ее источником знаний. Кстати, с иллюстрациями таблиц и учебников, как показали исследования, не только учащиеся, но и многие учителя не всегда работают умело. А этот методический прием является одним из существенных путей активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении биологии.

Рисунок учителя на доске позволяет ему последовательнее, нагляднее, конкретнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, акцентируя внимание именно на той детали, о которой он говорит и которую воспроизводит в виде рисунка . При таком приеме наглядности учащийся в работу вовлечен целиком, ибо здесь активизированы и зрительная, и слуховая, и моторная память. Показ предметов, вывешивание таблиц надо проводить синхронно в тот момент, когда учитель начинает использовать их.

Большое значение имеет систематическое приучение учащихся сопровождать ответы рисунком на доске. Особенный интерес представляют коллективные рисунки, коллективное составление схем, таблиц. Это способствует развитию понятий и широко применяется на уроках биологии, облегчая понимание таких трудных вопросов, как сперматогенез, овогенез, митоз, мейоз, моно- и дигибридное скрещивание и т.п.

В преподавании биологии большую роль играют самодельные наглядные пособия, демонстрирующие процесс. Это или длинные развертывающиеся листы бумаги - свитки, или динамические таблицы. Они могут показать, например, развитие лягушки, пшеницы, деление клеток и т.п.

Недостатки табличных средств наглядности:

1. не дают полного, комплексного представления об изучаемом объекте, а лишь плоскостное, чаще статичное представление;

2. редко дают представление о размерах изучаемых объектов;

3. совершенно не дают представления об органолептических качествах (вкусе, запахе, аромате, консистенции и т.п.).

Достоинства :

1) только с помощью таблиц можно дать цифровые, графические, схематические и аналитические характеристики-представления об изучаемом явлении, объекте (например, об урожайности);

2) простота и доступность для изготовления учащимися в школе;

3) простота хранения, возможность и простота использования в любых условиях (классе, аудитории, кабинете и т.д.).

Макетно-муляжные средства наглядности в отличие от табличных дают объемное представление и, следовательно, возможность рассмотреть объект с разных сторон. Но их более широкому использованию в школе препятствуют:

  • а) невозможность их изготовления силами учащихся в школе, ибо их делают в спецмастерских по спецзаказам, да и стоят они недешево;
  • б) хранить их надо в застекленных шкафах, на теневой стороне, ибо на световой стороне они выцветают, и будучи открытыми теряются, растаскиваются, повреждаются.

Технические средства наглядности . Большое значение в преподавании биологии имеет демонстрация учебных кинофильмов. Учебное кино имеет ряд преимуществ перед другими средствами: оно показывает действия, движения, процессы, пространство, органичную связь с окружающей средой-обстановкой. Но есть у кино и свои недостатки : не всегда представляется возможность использовать кино из-за отсутствия аппаратов, лент, соответствующих помещений, условий для демонстрации. Демонстрация фильмов требует соблюдения ряда правил:

1. фильмы должны органически включаться в урок в качестве одного из наглядных пособий;

2. немой фильм должен сопровождаться кратким и четким пояснением;

3. по ходу просмотра при необходимости делают перерывы в демонстрации и переключаются на другие пособия (таблицы, рисунки, натуральные образцы и т.д.);

4. к демонстрации фильма на уроке надо шире привлекать учащихся, интересующихся техникой;

5. учащихся перед фильмом надо готовить путем постановки перед ними вопросов, на которые они должны дать ответы после просмотра фильма. Такая подготовка придает целенаправленность, возбуждает интерес учащихся к фильму и теме урока.

Таким образом, можно применять разные варианты показа кино:

1. комментарии до показа;

2. комментарии в процессе показа;

3. комментарии до и после показа;

4. комментарии без прерывания и с прерыванием;

5. комментировать полностью весь фильм, отдельную часть или фрагменты.

Но непременным условием во всех этих вариантах является то, что фильм должен органически включаться, дополнять, прояснять и углублять материал урока.

Весьма эффективны также учебные передачи по биологии, регулярно показываемые по центральному телевидению.

Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами и предназначены для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе с этой целью широко используются экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и т.п. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным и не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как персональный компьютер. Применение компьютеров позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные но определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Практические методы

Эти методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения . Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста обучающихся. По своему характеру упражнения подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении выделяют упражнения: а) воспроизводящие – упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления; б) тренировочные – упражнения по применению знаний в новых условиях. Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, то он осуществляет комментированные упражнения. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Лабораторные работы. Под лабораторными работами понимается проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Лабораторные работы проводятся в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями: ростом растений, развитием животных, погодой, ветром, облачностью и т.п. В порядке выполнения лабораторной работы также практикуется поручение школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих, школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц.

Практические работы. Они проводятся после изучения крупных тем, разделов и носят обобщающий характер. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, машинами-тренажерами и репетиторами.

Итак, мы рассмотрели краткую характеристику методов обучения с точки зрения источников получения знаний. В педагогической литературе данную классификацию неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике. Главным ее недостатком считается то, что она нс отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, степени их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых- методистов. Характер деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицируемых по источникам знания, представлен в табл. 2.

Таблица 2

Краткое содержание метода, методические приемы его реализации

Деятельность

обучающего

Деятельность

обучаемого

1. Словесные методы.

Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными изданиями

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление признаков, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов; сравнение, обобщение, формулирование выводов. Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов

Восприятие и осмысление получаемой информации, выполнение различных записей, зарисовок, чертежей, схем, работа с дидактическим материалом и т.д.

2. Наглядные методы.

Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов; наглядных объектов;

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании данных, полученных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемый.

Наблюдение за демонстрациями, которые проводит преподаватель или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели

пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.п.); кино- и видеофильмов, телепередач и др. Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических приемов

Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов

конкретного учебного занятия, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.п.

3. Практические методы. Основное назначение данной группы методов – получение информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемыми в процессе постановки различных практических работ. Основные методы: практические, лабораторные работы; решение задач; моделирование ситуаций и объектов и др.

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании данных, полученных в процессе различных практических работ, выполненных самим обучающим. Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов

Осмысление практических действий обучающего, своих практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем, принятие основной дидактической цели урока, лекции и т.д.

Заслуга авторов классификации методов обучения по источникам знания заключается в том, что они взамен попытке универсализировать какой-либо один метод обучения обосновали необходимость применять в школе разнообразные методы: систематическое изложение знаний учителем, работу с книгой, учебником, письменные работы и т.д. Однако, взяв за основу своей классификации методов обучения внешние формы деятельности учителя и ученика, они упустили главное, существенное в учебном процессе – характер познавательной деятельности учащихся, от которого зависит и качество усвоения знаний, и умственное развитие обучающегося. Данные теоретических исследований педагогов и психологов свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: 1) уровне осознанного восприятия и запоминания (внешне это проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала); 2) уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; 3) уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. Исходя из этого обстоятельства, ученые-педагоги уже с середины прошлого века стали все больше внимания уделять разработке классификации методов обучения с учетом названных уровней усвоения учащимися знаний и способов деятельности.