Нравственные уроки родиона раскольникова. Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф.М

Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.

А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.

Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».

Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»

Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.

Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.

Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».

"Преступление и наказание» Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные соци­альные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоя­щих социальных проблем. Автора беспокоит безнравствен­ность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на фор­мирование неравенства между людьми. А это приводит впо­следствии к выраженному праву власти одного над другим.

Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каж­дый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действи­тельно был уверен в этом.

Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - "униженным и оскорбленным», - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольни­кова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит ло­гике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Досто­евского волновало более всего преступление против нравствен­ных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольни­кова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство че­ловека охарактеризовано писателем как "убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что "спасти» Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе "Преступление и наказание» таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: "Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, гово­рили много прекрасного о ее душе: "...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно при­влекало к ней». Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться рав­нодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не пере­чила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня - "существо приниженное», и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. "Приниженной» Соне­чка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот "погибнет» во мраке тьмы, бед и стра­даний, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок - символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным пред­ставить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внеш­ности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от "уничтожения» нашего героя. Сонечка - это как "луч света» в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мармеладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вмес­те с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раск
ольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смяг­чалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство - чувство любви. На­конец они оба обрели . Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступ­лении, к появлению нравственности.

Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каж­дого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права на­зывать себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова - "чистый свет высокой нравственной идеи».

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В РОМАНЕ Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мы живем в очень непростое время. Вопросы нравственного воспитания, казалось бы, отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению «земных благ». Но, при этом, и общество, и каждый в отдельности осознает, что без «сокровищ небесных» все попытки навести порядок в других сферах жизни, обречены на провал.

Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать пути и средства духовно-нравственного воспитания. На это ориентирован воспитательный компонент ФГОС, который способствует становлению личностных характеристик обучающихся

    осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

    социально активных, уважающих закон и правопорядок, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями.

Изучение на уроках литературы духовного опыта поэтов и писателей России – одно из важнейших средств становления личности.

У каждого преподавателя есть свои приемы и свои «изюминки» для урока, есть и свои любимые книги, методическая литература, помогающая формировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным сознанием. На уроке преподаватель строит свою работу таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию их разных источниках, включая Интернет и др.). Это следует учитывать при разработке системы уроком по творчеству каждого писателя: направлять работу обучающихся на метапредметные результаты изучения предмета (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции). Так, например, система уроков по роману Ф.М. Достоевского дает возможность для решения таких нравственных задач, как понимание личной ответственности любого человека за свои поступки; раскрытие причин, влекущих за собой нравственное падение личности; определение значимости опасности эгоистических идей и теорий; раскрытие проблем нравственного здоровья личности.

Ф.М. Достоевский, в полном смысле слова, идеолог и моралист. Его романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» - романы идей; в них идеи вынашиваются, рождаются, вырастают или умирают, как и люди. Изучая творчество писателя, мы узнаем, что конкретный жизненный факт, случай, головное дело становились источником замысла того или иного произведения. Работая по роману «преступление и наказание», преподаватель русского языка и литературы ставит перед обучающимися следующие проблемные вопросы:

    Каким должно быть отношение общества к преступникам? Можно ли оправдать преступление влиянием «среды»?

    Каковы нравственные устои русского народа?

    Какова цель существования человечества?

    Даст ли ему счастье материально изобилие, достигнутое ценой отказа от духовной свободы?

Остановимся на одном из таких вопросов-проблем нравственного здоровья личности.

Первое, что необходимо сделать, приступая к рассмотрению вопроса о духовно-нравственном потенциале уроков литературы – установить точное значение понятия. Это понятие трактуется очень широко в законе «Об образовании». В данной статье рассматривается исключительно один аспект проблемы. Духовно-нравственный – относящийся к религии, церкви, то есть речь идет о том, как с помощью уроков литературы способствовать воспитанию нравственности вообще и внедрению базовых национальных ценностей, определяемых Законом, а только лишь о духовно-нравственном воспитании обучающихся в традициях отечественной православной культуры. Но русские писатели всегда были неотъемлемой часть отечественной православной культуры, духовно-нравственный потенциал их творчества выходит за рамки этого определения.

Умеем ли мы извлекать уроки из произведений классической литературы? Совместная проектная деятельность обучающегося и педагога дает возможность правильно истолковать такие понятия как совесть, моральные принципы, нравственное здоровье. Обучающиеся обращаются к словарям Ожегова С.И. «Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: «Русский язык», 1975. Изд. 11 – стереотип.), Ушакова Д. И. «Большой толковый словарь современного русского языка». – М.: «Альта - Принт», 2007,1239 с., но точного готового определения нравственного здоровья в словарях нет, поэтому обучающимся предлагается на основе базовых понятий «совесть», «мораль», «здоровье» дать свое. И в ходе системы уроком обучающиеся приходят к выводу о том, что нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Например, муки Родиона Раскольникова – это не муки совести, не раскаяния, это муки оскорбленного самолюбия, тщеславия, уязвленной гордости. А эти муки, согласно религиозной этики писателя, наказанием быть не могут. По мнению Ф.М. Достоевского, истинным наказанием могут быть только муки совести, раскаявшегося в своем преступлении человека, человека, осознавшего себя преступником.

Отправной точкой духовных поисков на уроках литературы становятся слова Н.В. Гоголя: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелие».

И, несмотря на сказанные великим писателем слова, можно использовать список уроков-вопросов, отражающих возможные варианты духовных бесед с обучающимися:

    Можно ли быть счастливым человеком без веры?

    Был ли праведником Ф.М. Достоевский?

    Можно ли «воскресить Лазаря»? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

    В чем смысл жизни?

    Как проявляется всепобеждающая сила молитвы?

    Как в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились христианские заповеди?

Результаты размышление над данными вопросами отражаются в сочинениях и устных выступлениях обучающихся.

Анализируя систему образов, преподаватель может организовать работу в группах с использование модульной технологии, благодаря чему самостоятельно достигается конкретная цель учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся приходят к выводу: один человек предстает как все люди и отвечает за всех. Чтобы избежать нравственного падения, необходимо осознавать эту меру ответственности. Борьба добра и зла происходит, прежде всего, не во вне, а внутри человека – и исход этой борьбы – результат усилий его собственной души.

В заключение следует сказать о том, что предмет литература – это особый способ постижения жизни, художественная модель мира. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии «эмоционально», но и в интеллектуальном понимании «рационально».

Список литературы:

1. Ачкасова Г.Л. Теория и методика обучения литературе: Диалог искусств в литературном образовании. Конспекты лекций: учебно-методическое пособие. Ч.1.– Курск, КГУ, 2013.– С. 55

2. Беленцов С.И. Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма и в России во второй половине ХIХ – ХХ веков. – Курск. – 2005. – 241 с. – С. 34-35.

3. Достоевский Ф.М.. Собр. соч. в 7-ми т., Т.2

4. Маранцман В. Г. Проблемный анализ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / В. Г. Маранцман // Литература в школе. – 2005. – № 10. – С. 22-26 ; №11. – С. 30- 36; № 12. – С. 31-37

5. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Идиот» // Русские писатели- классики: Анализ произведений школьной программы / Сост. Н. Олейникова. – Минск, 2003. – С. 230-243

Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.
А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.
Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».
Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.
Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».

"Преступление и наказание" - первый из серии знаменитых романов Достоевского, благодаря которым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной литературы.

На первый взгляд может показаться, что сюжет "Преступления и наказания" укладывается в стандартную схему так называемого "уголовного романа" с его обязательными компонентами: преступление, убийца, следователь. Но в уголовных романах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страницах произведения. Между тем в романе Достоевского читателю с самого начала известно, кто совершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя.

Предельная напряженность сюжета романа выражена в нагнетании острейших драматических ситуаций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоубийство Свидригайлова... - и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идеологический характер, полемика раскрывает противоположность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчитано, например, что слово "вдруг" встречается в тексте около 560 раз.

В "Преступлении и наказании" Достоевский применяет особую форму повествования, которая получила в лингвистике название "несобственно-прямая речь". Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохраняется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окружающий внешний мир включен в процесс самосознания героя, неизменно переводится из авторского кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в процесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия.

Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои Достоевского обычно одержимы "идеей-страстью", выражающейся в напряженных драматических ситуациях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ принимают нередко самые мучительные формы.

Действующие лица романа, за редким исключением, почти все время находятся на грани психологического срыва. Для них не существует душевного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозрительности, даже ненависти. Только там, где появляется Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения.

В "Преступлении и наказании", по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволнованные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания парадного Петербурга с Невским проспектом и Медным всадником. У писателя свой Петербург - город с грязными переулками, темными дворами, мрачными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереальный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Раскольникова мысль о его фантастическом преступлении. "Я люблю, - признавался герой романа, - как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица..." И самоубийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми ставнями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело...

Удушающее, узкое жизненное пространство окружает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправильного четырехугольника). В это пространство, состоящее из "ужасно острых" и "слишком безобразно тупых" углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти.

Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это произошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. "С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди..." Так начиналось воскресение Раскольникова.

Интересна цветовая гамма "Преступления и наказания". Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе - желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который занимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков.

В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману "Преступление и наказание". Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджанова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рембрандта). Ограничимся одним примером: "Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги".

Значение романа "Преступление и наказание" выходит далеко за пределы своего времени. Он обращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуемых катастрофах, к которым могут привести новоявленные Наполеоны, презирающие миллионы простых людей, их естественные права на жизнь, свободу и счастье.

Ю. Ф. Карякин использовал в своем исследовании "Самообман Раскольникова", помимо всякого рода научных источников, и школьные сочинения. По его наблюдениям, ученики порою "склонны оправдать Раскольникова: само общество, дескать, виновато, и все тут, и нечего, мол, говорить ни о какой личной ответственности, и правильно Раскольников сделал, что "укокошил старушенцию" (писали и буквально так), жаль только, что попался... Такой ответ - настоящий сигнал бедствия".

Да, это поистине бедствие, если не замечена жгучая боль писателя, безмерное страдание его о всеобщем расколе, разъединенности, разобщенности людей. Вспомните отчаянный вопль Мармеладова: "Понимаете ли, понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?" Надо вдуматься, прочувствовать умом и сердцем глубокую тревогу Достоевского при мысли, что возможно разделение людей на разряды, единоличное решение судьбы всех волею одного человека, насильственное приведение человечества к "всеобщему благополучию". Преступление есть преступление, какими бы высокими словами оно ни маскировалось.

Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме, упоминаемом выше, артист Георгий Тараторкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: "Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем происходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, исключительность, раскольниковское право на насилие".

Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоевского, то необходимо было бы выбрать слово нельзя!