Об основных гарантиях прав ребенка 124 фз. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» в РФ

Государственной Думой

Советом Федерации

1.4. Правовую основу деятельности по предупреждению самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, организации их розыска и индивидуальной профилактической работы с ними (далее - деятельность по профилактике самовольных уходов детей) составляют: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Приказ Министра обороны РФ от 15.03.2011 N 333 (ред. от 15.11.2018) О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";N 662 "Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения", письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 18 мая 2011 г. N ЮП-03/13989 необходимо направлять в адрес Минобрнауки России обращение и полный комплект документов в соответствии с установленным вышеназванным приказом Минобрнауки России перечнем документов и требованиями к их оформлению для согласования с Минобрнауки России передачи в аренду объектов федерального имущества, а также для проведения оценки последствий принятия решения о заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов федеральной собственности (согласно приложениям N N 1 - к настоящему письму).


Тема 5. Основные гарантии прав ребенка.

Доклад

Законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Федеральный закон РФ № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года - устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ - определяет ответственность педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и др. специалистов за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка предусматривает возможности указанных представителей по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка, устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, в т. ч. и в образовании.

Понятия, используемые в Федеральном законе:

    ребенок;

    дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

    социальная адаптация ребенка;

    социальная реабилитация ребенка;

    социальные службы для детей;

    социальная инфраструктура для детей;

    отдых детей и их оздоровление;

    организации отдыха детей и их оздоровления;

    торговля детьми; эксплуатация детей;

    жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей;

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети-инвалиды;

дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

дети - жертвы насилия;

дети, проживающие в малоимущих семьях;

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода;

дети с отклонениями в поведении;

дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Цели государственной политики в интересах детей

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;

содействие реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

1. Органы государственной власти и должностные лица.

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие).

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации.

4. Общественные объединения (организации).

Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования.

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профориентации, профессионального обучения и занятости

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей.

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и духовному развитию.

Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Гарантии исполнения настоящего федерального закона

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

1. Родители, а также педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействуют его социальной адаптации, социальной реабилитации, вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности…

Виды социальных гарантий и льгот предоставляемых детям-инвалидам

и их семьям

Наименование документа

Вид гарантий и льгот

Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителей (законных представителей) на воспитание, обучение и образование детей-инвалидов и затрат инвалидов и родителей (законных представителей) детей-инвалидов на получение профессионального образования"

Ежемесячная компенсация затрат родителей (законных представителей) на воспитание детей-инвалидов на дому

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Ежемесячная компенсация затрат родителей (законных представителей) на оплату доступа к сети Интернет по безлимитному тарифу со скоростью не менее 512 кБ/с с применением контент-фильтрации при дистанционного обучения ребенка-инвалида в возрасте от 5 до 7 лет, а также ребенка-инвалида в возрасте от 6 до 18 лет, которому рекомендовано обучение на дому.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Единовременная компенсация затрат родителей (законных представителей) на подключение к сети Интернет для дистанционного обучения ребенка-инвалида в возрастей от 5 до 7 лет, а также ребенка-инвалида в возрасте от 6 до 18 лет, которому рекомендовано обучение на дому

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Ежемесячная компенсация затрат родителям на обучение на дому детей-инвалидов, проживающих в сельских населенных пунктах

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Ежегодные компенсации затрат инвалидов и родителей (законных представителей детей- инвалидов на приобретение специальных учебных пособий и литературы для учащихся в учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Ежегодная компенсация затрат родителям на оплату услуг переводчика-дактилолога

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Ежемесячная компенсация затрат родителям на обучение на дому детей-инвалидов, проживающих в городских населенных пунктах

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области соцзащиты и соцобеспечения

Ежемесячная компенсация затрат родителям на воспитание детей-инвалидов на дому

Гарантии и льготы в области соцзащиты и соцобеспечения

Ежемесячное социальное пособие на детей-инвалидов

Основные гарантии прав ребенка.

Наименование документа

Вид гарантий и льгот

Содержание

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

Ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребёнка или последующих детей

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 октября 2011 № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям»

Соц.защита и соц. обеспечение

Единовременное пособие для подготовки рёбенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N 421-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы»

ГиЛ, связанный с правом пользования транспортом

Компенсация расходов на проезд детей из многодетных семей к месту отдыха, оздоровления и обратно

Закон Ханты-Мансийского АО – Югры от 7 июля 2004 г. N 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 13 октября 2011 г. N 371-п «О назначении и выплате пособий гражданам, имеющих детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям»

Соц.защита и соц. обеспечение

Ежемесячное пособие многодетным семьям.

Закон Ханты-Мансийского АО – Югры от 7 июля 2004 г. N 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО – Югрыот 13 октября 2011 г. N 371-п «О назначении и выплате пособий гражданам, имеющих детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям»

Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 14 января 2008 г. N 4-п "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан

Ж.К

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям.

Закон Ханты-Мансийского АО – Югры от 7 июля 2004 г. N 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 октября 2011 № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям»

Соц.защита и соц.обеспечение

Единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей

В июле 1998 года Государственной Думой РФ был принят новый Федеральный закон No124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года. Данный законодательный акт гарантирует соблюдение основных гарантий прав и интересов малолетних граждан, которые определены главным государственным документом – Конституцией РФ. Такое регулирование позволяет создать все необходимые условия для защиты интересов и свобод детей.

Закон построен на принципе первоочередности организации подготовки детей к полноценной самостоятельной жизни в будущем путем социализации и интеграции в общество. Рассмотрим основные положения действующего закона и выделим наиболее важные моменты.

Структура закона

Как мы уже отметили, в РФ ФЗ начал действовать около двух десятков лет назад, и за этот период в документ были внесены определенные поправки.

В целом, структура законодательного акта осталась первоначальной, за некоторыми исключениями, и представлена следующим образом:

  1. В первой главе рассматриваются общие положения по указанному вопросу. Глава включает в себя пять статей, где указываются основные понятия и их определения, которые в дальнейшем будут использоваться в документе.
  2. Вторая глава – это главные направления в . Состоит из девяти статей.
  3. В третьей главе прописаны организационные моменты по обеспечению исполнения полномочий малыша. Сюда входят восемь глав, четыре из которых (17-20) утратили свою силу.
  4. Четвертая глава состоит из одной статьи и говорит о том, какие гарантии получает ребенок в рамках обеспечения его прав и обязанностей.
  5. Пятая глава – это заключительные положения, где прописаны условия и сроки введения закона. Глава состоит из двух статей.
Структура достаточно проста и понятна. Основные моменты, регулирующие вопросы, связанные с правами детей, прописаны во второй и третьей главах. Другие части акта носят уведомительный характер.

Для получения полного представления о том, как регулируются вопросы, связанные с защитой прав детей, стоит уделить внимание указанным главам и подробнее рассмотреть статьи, которые включены в разделы.

Важные моменты действующего закона

В статье первой закона прописаны все основные понятия и термины, с которыми граждане могут встретиться во время прочтения всего документа.

В частности можно отметить такие термины, как ребенок (лицо, не достигшее 18-ти лет) или ребенок в трудной жизненной ситуации (т.е. малыш, оставшийся без попечительства родителей или подвергшийся тяжелым испытаниям). В последующих статьях размещены данные, касающиеся основ, регулирующих данный вопрос, а также цели и задачи государственных органов власти.

Глава вторая, как мы отмечали, состоит из девяти статей, каждая из которых регулирует определенный раздел правоотношений ребенка и общества (в частности родителей, опекунов, усыновителей). Ст. 8 утратила свою силу, а остальные включают в себя следующие моменты:

  • гарантии, представленные ребенку государством, а также акты, на основании которых устанавливаются права малыша после его появления на свет;
  • помощь, которая оказывается несовершеннолетнему гражданину для защиты его прав и интересов;
  • какие меры применяются для защиты ребенка во время получения им образования и воспитания в семье;
  • порядок обеспечения права ребенка на охрану здоровья;
  • какая защита предусмотрена для детей в сфере профориентации или подготовки к трудовой деятельности;
  • способы защиты детей во время отдыха и в период оздоровления;
  • порядок обеспечения защиты ребенка в социальной сфере;
  • каким образом гарантируется защита детей от информации, наносящей вред психике и нравственности, а также дополнительные меры по обеспечению для ребенка условий по нравственному и духовному воспитанию;
  • условия предоставления защиты прав детям, находящимся в сложной жизненной ситуации.
Каждое положение включает в себя полную информацию о том, на какую защиту от государства может рассчитывать ребенок.

Третья глава содержит данные о том, какие органы занимаются обеспечением организационных основ и гарантий прав ребенка, а также каким образом осуществляется финансирование этих учреждений. Заключительные статьи рассказывают о том, как разрешить спорную или очень сложную ситуацию, возникшую в данном вопросе, путем обращения в судебную инстанцию.

Необходимость законодательного акта

Законодательный акт используется в качестве основы для формирования условий реализации основных прав и свобод, гарантированных малолетним гражданам государством. Документ входит в общий перечень актов, которые регулируют данный вопрос.

Заключение

Ребенок при рождении автоматически получает определенные прав и свободы, прописанные в Конституции РФ. Чтобы несовершеннолетний гражданин мог гарантированно воспользоваться своими полномочиями, государственными органами издается ряд дополнительных актов, способных в комплексе регулировать и защищать интересы малолетних детей, а также обеспечивать им достойное проживание и полноценное развитие.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституцией Российской Федерации;

– Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Отношения между родителями и детьми является одной из нескольких групп отношений, которые регулируются семейным кодексом. Причем эти отношения могут носить личный неимущественный и/ или имущественный характер.

Конституцией Российской Федерации установлено, что в России гарантируются права и свободы всех граждан, в том числе и несовершеннолетних, согласно нормам и законам международного права. Полный свод прав детей записан в 54 статьях Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года. Институт детства находится под опекой и защитой государства, которое законодательно выработало нормы защиты прав несовершеннолетних.

Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов является одним из основных принципов регулирования семейных отношений. Правовой статус ребенка в нормах семейного законодательства определяется исходя из того, что ребенок является самостоятельным субъектом права, участником семейных отношений, а значит, имеет свои права: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни и т.д. семейное законодательство подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов, а также формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения. За нарушение этого принципа действующее законодательство устанавливает различные виды ответственности.

В ст. 1 Семейного кодекса РФ допускает возможность ограничения прав граждан в семье только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и защиты интересов других членов семьи и иных граждан.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Способность детей приобретать права, предусмотрены семейным законодательством, возникают с момента рождения.

Личные права несовершеннолетнего:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на общение с родителями и другими родственниками;
  • право на свою защиту;
  • право выражать свое мнение;
  • право на имя, отчество и фамилию.

Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 семейного кодекса, означает, прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре на этот счет между родителями вопрос разрешается в судебном порядке.

Если же ребенок почему-либо утрачивает родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью: передача на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна. К помощи детского учреждения прибегают только тогда, когда обеспечить семейное положение не представляется возможным.

Право знать своих родителей в ст. 7 Конвенции «О правах ребенка», правда, с небольшой оговоркой – «если это возможно».

Отсюда следует, что:

  • при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
  • ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а также государственных и муниципальных органов, организаций, так или иначе занимающихся розыском граждан.

Еще одной составной частью права ребенка жить, и воспитываться в семье является его право на заботу о нем со стороны собственных родителей.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Семейного кодекса право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияет:

  • расторжение брака родителей;
  • признание брака родителей недействительным;
  • раздельное проживание родителей;
  • проживание родителей в разных государствах.

В п. 1 ст. 56 Семейного кодекса, говорится, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Под правами ребенка здесь понимаются права, предусмотренные ст. 54-58, 60 Семейного кодекса, а под законными интересами – как те, что предусмотрены Кодексом, так и те, которые хотя и не зафиксированы, в конкретной правовой норме, но следуют из ее содержания.

Защиту прав ребенка, поскольку он не достиг необходимой степени социальной зрелости, не стал полностью дееспособным, осуществляют его родители или заменяющие их лица. Это их прямая обязанность, предусмотренная ст. 64 Семейного кодекса.

В п. 1 ст. 56 Семейного кодекса повторяется это положение и одновременно делается существенное дополнение: в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, защиту прав, законных интересов ребенка осуществляют орган опеки и попечительства, прокурор и суд (когда несовершеннолетний остался без родительского попечения и нуждается в устройстве или предстоит подготовка к делу о лишении или ограничении родительских прав).

Несовершеннолетний вправе защищать себя от злоупотреблений со стороны своих родителей. Такое нововведение надо понимать как дополнительную гарантию защиты прав ребенка в далеко не исключительных случаях, когда вред несовершеннолетнему причиняют самые близкие ему люди. Обладающему правом на защиту от злоупотреблений со стороны родителей несовершеннолетнему предоставляется возможность самому требовать своей защиты, просить о помощи. Его заявление может быть облечено в любую форму. Выступая как обладатель вполне конкретного, лишь ему принадлежащего права, ребенок может рассчитывать на поддержку органов, правомочных на его защиту, т.е. органов опеки и попечительства.

Право несовершеннолетнего выражать свое мнение по вопросу, затрагивающему его интересы.

Статья 57 Семейного кодекса:

  • провозглашает право ребенка выражать свое мнение;
  • определяет сферу действия данного права;
  • уточняет, когда учитывается мнение несовершеннолетнего;
  • указывает, когда согласие ребенка на совершение тех или иных действий обязательно.

Ст. 57 Семейного кодекса, распространяется на отношения, регулируемые семейным законодательством, а также на вопросы, непосредственно связанные с правами ребенка, их осуществлением. Причем он вправе выражать свое мнение не только в семье, но и за ее пределами, например при разбирательстве дела в административном или судебном порядке.

Мнение несовершеннолетнего учитывается:

  • при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения;
  • при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования;
  • при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей;
  • при рассмотрении судом иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним;
  • при рассмотрении иска родителей о возврате им детей;
  • при отказе в иске о восстановлении в родительских правах;
  • при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке;
  • при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве.

Вместе с тем обязательно согласие ребенка, достигшего десяти лет:

  • при изменении его имени и фамилии по просьбе родителей или одного из них;
  • при передаче на усыновление. Исключение из этого правила допускается в случае, предусмотренном;
  • при записи усыновителей в качестве родителей в книге записей рождений;
  • при изменении усыновленному несовершеннолетнему имени, отчества, фамилии;
  • при решении вопроса о сохранении за ребенком присвоенных ему после усыновления имени, отчества и фамилии, если усыновление отменено;
  • при передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
  • при восстановлении родителей в родительских правах.

«Имущественные права несовершеннолетних детей» – это право каждого ребенка на получение содержания от своих родителей или заменяющих их лиц в случаях, предусмотренных законом. Предоставление такого права означает, что жизненно важные потребности ребенка подлежат удовлетворению прежде всего в родительской семье или семье, ее заменяющей.

  • необходимая для поддержания нормальных условий жизни несовершеннолетнего часть заработка родителей, усыновителей;
  • причитающиеся ему алименты, если родители не заботятся о материальном его обеспечении;
  • пенсии, различного рода пособия, положенные несовершеннолетнему по закону.

Согласно п. 2 ст. 60 Семейного кодекса, всеми суммами, предназначенными для детей, распоряжаются родители. Но при управлении имуществом ребенка родители обладают теми же правами, несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов.

Кроме того, ребенок имеет право собственности на:

  • имущество, полученное им в дар. Таков один из традиционных и наиболее распространенных способов приобретения несовершеннолетним лицом имущества не только от родственников, но и от любых других физических и даже юридических лиц;
  • имущество, полученное им по наследству в порядке, установленном ГК. При этом не имеет значения, имело ли место наследование по закону или по завещанию;
  • доходы, полученные им. Это могут быть не только проценты с банковского вклада или суммы, полученные в результате сдачи внаем принадлежащего несовершеннолетнему жилья. Сюда относится и прибыль от творческой, предпринимательской деятельности, которая становится новым элементом образа жизни современных детей;
  • имущество, приобретенное на его собственные средства. И если раньше считалось, что таких средств в принципе может не быть, то теперь, когда дети работают за деньги или получают выручку от перепродажи и т.п., допускается, что существуют реальные предпосылки для увеличения объема имущества несовершеннолетнего и таким путем.

Ст. 65 Семейного кодекса говорит, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей и что обеспечение этих интересов должно быть предметом основной заботы со стороны родителей.

Помимо законов регламентирующих защиту прав детей существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка. Формирование концепции федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013 – 2020 годы» (31.05.2012). Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство».

Л.В. Кудрякова – главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций

В отличие от совершеннолетних членов общества дети представляют уязвимую категорию населения, поэтому в отношении защиты прав и законных интересов ребенка существуют особые нормативные акты. В их числе - статьи Семейного кодекса, защищающие права ребенка, и 124 ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Ключевым нормативным документом является принятый в 1998 году документ об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Он фиксирует ключевые права детей РФ, которые гарантируются Конституцией. Эти гарантии установлены для обеспечения условий (правовых, финансовых, общественных) для соблюдения законных интересов ребенка в России. Закон включает в себя ряд блоков:

  • понятия и отношения, регламентируемые законом о правах ребенка;
  • главные методы, которыми обеспечивается соблюдение законных интересов несовершеннолетних;
  • ключевые принципы соблюдения гарантий ;
  • гарантии соблюдения ФЗ;
  • завершающая часть.

Законом определяется понятие «детство» или устанавливается обязательность защиты этого жизненного этапа со стороны государства. Детьми признаются все граждане моложе 18 лет. Кроме того, ряд положений закона посвящен защите прав ребенка особо уязвимых категорий (несовершеннолетние сироты, инвалиды, пострадавшие в результате катастроф или ставшие жертвами насилия). Несовершеннолетним с момента рождения гарантируются определенные права и свободы.

В их числе - вопросы, касающиеся защиты здоровья посредством оказания медицинских и профилактических услуг, защита несовершеннолетних от информации, имеющей пагубное влияние и способной причинить вред психологическому состоянию и нравственному развитию. Эти положения описаны в статьях 10-14. Также ФЗ устанавливает необходимость работы специальных государственных инстанций, в функции которых входит и потребностей несовершеннолетних.

Закон определяет рамки общественных стандартов, касающихся приемлемых параметров качества жизни, определяет способы защиты интересов несовершеннолетних в образовательных и воспитательных учреждениях. Кроме того, устанавливается полный запрет на любое ущемление законных интересов несовершеннолетних как в семье, так и в .

В закон вносятся изменения по мере появления такой необходимости. Самые недавние изменения были внесены в декабре 2016 года с датой вступления в силу в январе следующего года. Нововведения касаются трех статей - 1, 12 и 12,1. Содержание статьи отражает спектр правомочий правительственных органов в отношении прав несовершеннолетних. Согласно положениям ФЗ, в них входят:

В 1 статье

  1. определение федеральной политики касаемо интересов маленьких граждан;
  2. определение ключевых направлений деятельности по реализации прав и свобод юных граждан, обеспечение их соблюдения в отношении физического и нравственного здоровья;
  3. формирование и исполнение целевых проектов государства в отношении защиты малолетних граждан и установление учреждений, ответственных за это;
  4. утверждение порядка защиты законных интересов малолетних граждан в суде;
  5. исполнение интернациональных обязанностей государства в отношении защиты несовершеннолетних;

* контроль над деятельностью организаций, в функции которых входит организация отдыха и оздоровительных мероприятий маленьких граждан (этот пункт дополнил текст закона в самой свежей редакции).

В 12 статье

Права юных членов общества на отдых и оздоровительные мероприятия - текст статьи претерпел глубокие изменения по причине добавления поправок в статью 1.

В целях повышения безопасности детского отдыха и оздоровления проводятся мероприятия, касающиеся:

  • принятия нормативных актов, регулирующих деятельность соответствующих учреждений;
  • обеспечение безопасности во время пребывания маленьких отдыхающих в данных организациях;
  • обеспечение доступности услуг отдыха и оздоровления для большинства граждан;
  • контроль соблюдения принятых законом условий в организациях, занимающихся детским отдыхом и оздоровлением.

Таким образом, организации, деятельность которых заключается в организации детского отдыха, должны в обязательном порядке обеспечивать должный уровень безопасности, необходимый присмотр за отдыхающими ребятами, продуманное меню и режим питания, трансфер. Обслуживающий персонал таких организаций должен иметь необходимую квалификацию, а территория обеспечена сотрудниками охраны.