Описание пожаров со схемами. Описание пожара

Общие положения

1. Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее – тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений и профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны.

1.2. Изучение пожара включает: исследование пожара; составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара (Приложение 1) или описания пожара (Приложение 2); разбор пожаров с личным составом подразделений пожарной охраны.

1.3. Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, независимо от его размеров, количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба.

1.4. Исследование пожаров поручается наиболее подготовленным должностным лицам территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, не участвовавшим в тушении данного пожара и не осуществляющим пожарный надзор организации (объекта), где произошел пожар. При необходимости к изучению (исследованию) пожаров могут привлекаться специалисты пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.

1.5. На каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ), на котором имели место случаи гибели (от 1 до 4-х человек) и травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны, составляется карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара или, если тушение пожара представляет практический интерес - описание пожара. Карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара составляются в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, изучаются с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара, в срок не более 10 суток с момента составления карточки. К карточке прилагаются схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент ликвидации пожара.

1.6. Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 5 и более человек, травмированием 10 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар), изучаются руководителями и сотрудниками структурных подразделений территориальных органов МЧС России с составлением описания пожара. Также описание составляется на пожары, исследование которых представляет практический или научный интерес (по решению МЧС России либо руководителя территориального органа МЧС России).

1.7. Описание пожара (далее – описание) состоит из карточки исследования пожара, пояснительной записки и приложений. Описание составляется в срок не более 30 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России. Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны в срок не позднее 1 квартала с момента составления. Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, один экземпляр высылается в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) через Управление организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России в печатном виде и на магнитном носителе.

1.8. Ответственность за своевременность, полноту и объективность изучения пожаров несут руководители территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, силами которых проводилось изучение пожаров.

2. Исследование пожара

2.1. Исследование пожара начинается с момента возникновения пожара. Первый и последующие РТП, а также иные должностные лица, участвующие в тушении пожара, должны принимать меры постольку, поскольку это возможно, к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получению сведений от очевидцев пожара и т.д.

2.2. Исследование пожара имеет цель: установить место и причину возникновения пожара; изучить процесс развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению опасных факторов пожара, особенности поведения конструктивных элементов здания (сооружения) и производственного оборудования, а также различных веществ и материалов в условиях пожара; проанализировать причины, приведшие к гибели и травмированию людей, причинению материального ущерба; оценить эффективность работы систем обнаружения и оповещения о пожаре, дымоудаления, а также установок пожаротушения.

2.3. Работа по исследованию пожара осуществляется путем: собеседования с лицами, обнаружившими пожар и сообщившими о нем в пожарную охрану, участвовавшими в тушении пожара; детального осмотра места пожара с проведением необходимых замеров, фотосъемок, составлением схем и планов; изучения на чертежах (схемах) и в натуре строительных конструкций, состояния путей эвакуации в пострадавшем от огня здании (сооружении), технологического процесса производства, состояния противопожарного водоснабжения, стационарных средств тушения, сигнализации, средств связи, подъездов и проездов, проведение аналитических и экспериментальных исследований; сохранения и своевременного изъятия вещественных доказательств, получения сведений от работников (служащих) или посторонних лиц, обнаруживших пожар или имеющих отношение к нему.

3. Карточка действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара

3.1. Оформление и заполнение карточки действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара осуществляется в соответствии с формой, указанной в приложении 1. Ответы на поставленные в карточке вопросы должны быть краткими, достоверными и исчерпывающими.

Пожары с большим ущербом или гибелью более двух человек, а также представляющие практический или научный интерес в срок не более двадцати дней исследуются с составлением описания. На остальные пожары, в тушении которых участвовали силы более одного караула, в срок не более десяти суток составляется описание пожара или карточка боевых действий.

Карточка

боевых действий караула № на пожаре, происшедшем(число, месяц, год)

1. Наименование объекта, его ведомственная принадлежность (ми­нистерство, ведомство, адрес).

2. Характеристика объекта (размеры в плане, этажность, конструк­тивные особенности, степень огнестойкости, категория производства, тех­нологический процесс и его пожароопасность).

3. Кем охранялся объект и кто обнаружил пожар

4. Время возникновения пожара, обнаружения пожара, сообщения о пожаре, выезда дежурного караула, прибытия его на пожар, подачи первого ствола, вызова дополнительных сил и средств, локализации, ликвидации, возвращения в часть.

5. Площадь пожара на момент: обнаружения, сообщения, прибытия, подачи первого ствола, вызова дополнительных сил и средств, локализации.

6. Водоснабжение: вид, характеристика, исправность, расстояние до места пожара.

7. Способы подачи воды: от емкостей автоцистерн; с установкой пожарных машин на водоисточники; подвоз; перекачкой. Для каждого спо­соба указать количество и вид поданных стволов, используемой пожарной техники, длину магистральной и рабочей линий, количество используемых рукавов и их диаметр.

8. Обстановка на пожаре: что и где горело, ход развития и тушения пожара, опасность для людей, животных, действия ДПД и населения до прибытия пожарных подразделений, действия пожарных подразделений.

9. Оценка действий: РТП-1, РТП-2, начальника БУ, пожарных под­разделений.

10. Особенности тушения пожара: время создания оперативного штаба на пожаре, его состав, время создания боевых участков (секторов), их задачи.

11.Обстоятельства, способствующие развитию пожара и усложняю­щие обстановку: позднее обнаружение и сообщение, удаленность пожарных подразделений, метеорологические условия, плохие дороги, недостаток воды, отсутствие связи, ошибки РТП, неудовлетворительное противопо­жарное состояние объекта, наличие отравляющих, взрывчатых, радиоак­тивных, ядовитых и других веществ, прочие обстоятельства.

12.Кем (чем) потушен пожар: ДПД, ПСО, ППЧ, ВПЧ, населени­ем, совместно, с использованием автоматики, первичных средств, техники народного хозяйства, сил и средств опорных пунктов тушения крупных
пожаров, звеньев ГДЗС (количество, время их работы).

13.С какими службами было организовано взаимодействие, в чем это взаимодействие заключалось.

14.Неприбытие подразделений по расписанию выездов и плану при­влечения сил и средств: какие подразделения, вид и количество техники,причина. Оказало ли это влияние на качество тушения пожара

15.Неисправность в работе пожарной техники, номер подразделения, марка автомобиля, вид неисправности, влияние на тушение пожара, спа­сение людей, животных, продолжительность тушения.

16.Причина и виновник пожара.

17.Результаты пожара: количество спасенных людей и кем. Коли­чество пострадавших и погибших на пожаре людей и животных. Причина их гибели. Строения, уничтоженные пожаром, сумма убытка, причинен­ного пожаром, общая стоимость спасенных материальных средств.

18.Израсходованные огнетушащие средства: вид и количество.

19. Случаи нарушения правил техники безопасности работниками пожар­ной охраны: вид нарушения, сколько человек при этом погибло, пострадало.

20.Выводы, предложения и принятые меры.

21.На отдельном листе выполняется план-схема расстановки сил и средств с соблюдением условных обозначений БУПО.

На основании карточек боевых действий караула составляется свод­ная таблица по тушению пожаров и анализируются боевые действия пожар­ных подразделений. Ниже представлен вариант сводной таблицы.

Сводная таблица

боевой работы пожарных подразделений по тушению пожаров в районе выезда ВГГЧ. За______________ квартал 200_ г.

Выезды дежурных караулов по тревоге: всего выездов, в том числе на пожары в свой и соседние районы; на аварии, несчастные случаи; на горение сажи; на лесные, торфяные пожары; на ложные, в том числе и срабатывание АПС; на пожарно-тактические занятия и учения в ночное и дневное время.

Тушение пожаров: населением до прибытия пожарных подразде­лений, АУП; силами одного караула, первым стволом от емкости авто­цистерны, несколькими стволами от емкости автоцистерны, при помощи установки пожарных автомобилей на водоисточники; с привлечением до­полнительных сил и средств.

Количество пожаров, потушенных с использованием различных сил и средств, определяют по таблице:

Следование к месту пожара (аварии) до 5, до 10, более 10 мин.

Определение количества пожаров осуществляют по нижепри­веденной таблице:

Результаты пожаров: спасено людей, в том числе пожарными; погибло людей, в том числе до прибытия пожарных подразделений; пос­традало людей; уничтожено строений; сумма убытка, причиненного пожа­рами; общая стоимость спасенных материальных ценностей; допущено дорожно-транспортных происшествий при следовании на пожар и следо­вании с места пожара; допущено несчастных случаев с работниками пожар­ной охраны, в том числе с летальным исходом. Случаи отказов пожарной техники и краткая характеристика отказавшей техники.

Желательно каждую позицию для удобства использования пред­ставлять в виде табличек.

В зависимости от местных особенностей разделы могут быть допол­нены данными, необходимыми для анализа боевых действий пожарных подразделений.

Определенную сложность для начальника караула, особенно начи­нающего свою служебную деятельность, представляет оформление данных о работе на пожарах, на которых силы и средства работали по повышенному номеру вызова. Некоторые методические рекомендации по этому вопросу представляется возможным сгруппировать и представить в форме рапорта, основные позиции одного из вариантов которого представлены ниже.

Дата и время получения сообщения о пожаре и выезде части на пожар.

Тип пожарных автомобилей и численность боевых расчетов, выез­жающих на пожар, должность, звание, фамилия и инициалы руководи­телей, возглавлявших дежурные караулы и отделения.

Расстояние до пожара в километрах.

Время прибытия к месту пожара.

Обстановка на пожаре (на боевом участке) к моменту прибытия.

Информация о пожаре, время се получения.

Количество вызванных дополнительных сил, время вызова.

Распоряжения от должностных лиц, время их выполнения.

Участие в спасании и эвакуации людей.

Звание, должность, фамилия и инициалы участвовавших в прове­дении спасательных работ. Количество спасенных, пути и способы спасания.

Количество и тип поданных водяных, пенных и порошковых ство­лов. Время, место, пути и способы их подачи, продолжительность работы стволов, расход воды, пены, порошка. Длина и диаметр магистральных и рабочих линий.

Использование специальных пожарных средств, ручных лестниц, механизированного и электрифицированного инструмента, газодымозащитной службы и другого пожарно-технического вооружения.

Использование планов или карточек пожаротушения.

Положительные стороны и недостатки в работе личного состава дежурного караула и отделения.

Случаи отказа в работе пожарной техники.

Схема расстановки сил и средств.

Дата, звание, должность, фамилия и инициалы лица, подгото­вившего рапорт.

При составлении схемы следует пользоваться действующими услов­ными обозначениями. На схему наносится генплан объекта, места уста­новки пожарных автомобилей на водоисточники, прокладки магистральных и рабочих рукавных линий, установки разветвлений, автомобильных и ручных лестниц, размещение Штаба на пожаре, а при выполнении работ в этажах - поэтажные планы и наименование помещений, в которых производились работы.

Представление данных по единой форме позволяет организовать исследование и разбор происшедшего пожара.

В случае гибели людей на пожаре необходимо предоставить данные по каждому случаю, для чего по возвращении с пожара начальник караула не позднее 5 ч с момента окончания тушения пожара должен произвести личное исследование действий всего личного состава и представить рапорт, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

Адрес пожара, наименование и принадлежность объекта.

Дата и время получения сообщения о пожаре и выезде на пожар.

Тип пожарных автомобилей и численность боевых расчетов, выез­жавших на пожар.

Должность, звание, фамилия и инициалы руководителей, воз­главляющих дежурные караулы и отделения.

Поступало ли при высылке или в пути следования сообщение о том, что в горящих или задымленных помещениях остались люди.

Расстояние от пожарного депо до пожара в километрах.

Время прибытия пожарных подразделений и оперативного состава к месту вызова.

Были ли заявки от граждан о том, что в горящих помещениях остались люди.

Обстановка на пожаре к моменту прибытия пожарных подразделений.

Когда, кем и какие меры были приняты по розыску и спасению людей.

Действия по тушению пожара. Количество и тип поданных стволов. Время, место и способы их подачи.

Меры и действия по предотвращению паники среди людей.

Использование средств спасания.

Время, место и обстоятельства обнаружения трупа, должность, звание и фамилия, обнаружившего его.

Время и способ вызова скорой медицинской помощи.

Меры по оказанию доврачебной помощи при наличии у постра­давшего признаков жизни.

Результаты пожара.

Положительные стороны и недостатки в работе личного состава пожарных подразделений при спасании людей и тушении пожара.

Случаи отказа при спасании людей и тушении пожара пожарной техники.

Оценка действий личного состава пожарных подразделений.

К рапорту прилагают схему расстановки сил и средств при тушении пожара и схему помещения, на которой указывают место, где был обнаружен труп.

Кроме этих образцов документов в дежурном карауле могут быть и другие, учитывающие особенности несения службы, другие условия.

Любое научное или прикладное исследование представляет собой организованный процесс с вполне установившейся технологической схе­мой или последовательностью этапов:

Наблюдение,

Сводка и группировка данных, обработка результатов;

Анализ и обобщение полученных результатов.

Первым этапом, независимо, в какой области знаний проводится научное или прикладное исследование, является наблюдение.

В конкретном проявлении наблюдение означает процедуру сбора исходных данных, различных сведений о явлении, процессах или объектах реальной действительности, которые подвергаются исследованиям. Все вышесказанное в полной мере можно отнести к статистическому наблю­дению, к изучению пожаров.

Следует отметить, что высококачественная исходная информация - один из определяющих методологических принципов изучения пожаров.

Ошибки, допущенные на этапе сбора исходных данных, распростра­няются и на другие этапы исследования пожаров, сверку, обработку, ана­лиз и обобщение показателей. Откуда же берутся данные? Процесс сбора исходной информации может быть организован по-разному. Основные формы - отчетность и специально организованное наблюдение.

Отчетность - это строго регламентированная форма статистического наблюдения. Здесь определяется содержание отчетности, формуляры, сроки и порядок представления отчетных данных и др. Информация, содержа­щаяся в отчетности, широко используется для проведения различных научных исследований.

По виду статистическое наблюдение подразделяется на сплошное и несплошное. Сплошное наблюдение означает, что исходные данные соби­раются абсолютно по всем единицам изучаемой совокупности. Например, все пожары, имевшие место в регионе.

При несплошном наблюдении обследованию подвергаются не все пожары, а только часть их.

Например, только пожары, происшедшие зимой, или только днем, или только на каком-то определенном виде объектов.

Специально организованное наблюдение осуществляется непосред­ственно в процессе и после пожара. Сбор исходных материалов для любого пожара фактически начи­нается с момента прибытия пожарного подразделения и принятия РТП и другими должностными лицами мер к сохранению вещественных доказа­тельств, получению сведений от очевидцев пожара. В последующем наз­начается комиссия из различных специалистов пожарной охраны, а по отдельным вопросам могут приглашаться специалисты из других отраслей.

При исследовании пожара сбор данных осуществляется:

Регистрацией всех наблюдаемых явлений, событий, фактов в пе­риод тушения пожара;

Детальным изучением места пожара, собеседованием с очевидцами пожара;

Изучением оперативных и других документов, имеющих отношение к пожару;

Проведение экспертных аналитических и экспериментальных иссле­дований параметров развития и тушения пожара, хода тушения и действий должностных лиц на нем.

Состав данных:

Оперативно-тактическая характеристика и противопожарное сос­тояние объекта;

Данные о пожаре, его параметры;

Состояние пожарной охраны и ее действий до пожара и в процессе его тушения;

Данные об ущербе, несчастных случаях с людьми, гибели живот­ных;

Положительный опыт и недостатки в действиях пожарной охраны;

Принятые меры по прошедшему пожару.

Анализ оперативно-тактической характеристики и противопожар­ного состояния объекта устанавливает:

Состояние и поведение конструктивных особенностей зданий и соо­ружений, в результате которых устанавливают назначение объекта, его ведомственную принадлежность, размеры, этажность и их планировку, строи­тельные и конструктивные особенности здания (сооружения), наличие технологических проемов в них. а также пожарную опасность материала, из которого выполнены конструкции здания, их огнезащита. Определяется наличие и состояние путей эвакуации, расстояние до соседних зданий и сооружений;

Наличие противопожарных преград и их влияние на распростра­нение пожара;

Состояние электросетей и электроустановок, марки эксплуатируе­мых электрических кабелей и проводов, способы их прокладки, срок эксп­луатации (соответствие их правилам устройства электроустановок и проектной документации), состояние электрической защиты. Наличие и состояние молниезащиты и устройств защиты от статического электричества;

Состояние технологического процесса производства, его категории по степени пожарной опасности, обращение в производстве веществ и материалов;

Состояние противопожарного водоснабжения. Наличие и вид проти­вопожарного водоснабжения, расстояние от них до места пожара. Давление в водопроводной сети, порядок его повышения при пожаре, фактическая водоотдача. Возможность использования искусственных и естественных водоемов, внутренних пожарных кранов;

Характеристика средств связи, возможность их использования для извещения о пожаре в пожарную охрану;

Наличие, состояние первичных средств тушения, автоматических установок извещения и тушения пожаров, возможность их использования в условиях пожара;

Противопожарное состояние объекта. Рассматривается наличие про­тивопожарных формирований и их боеспособность; своевременность и качество проводимых пожарно-технических обследований, рассматривается перечень мероприятий, предложенных для предупреждения пожара и обес­печения условий его успешной ликвидации, степень их реализации и влия­ние на возникновение, развитие и ход тушения пожара. Случаи пожаров на объекте, их причины и принимавшиеся по ним меры.

Выяснение данных о пожаре устанавливает:

Особенности горения, развитие, пути и скорость распространения огня. Случаи взрывов, вспышек, их причины и последствия. Задымление, пути распространения дыма и его влияние на ход тушения;

Вскипание и выбросы горючих жидкостей, площадь их растекания, интенсивность излучения, степень угрозы соседним зданиям, строениям и сооружениям, влияние этих обстоятельств на исход тушения пожара.

Метеорологические условия, температура окружающей среды, скорость ветра и его направление;

Выделяемые при горении вредные для дыхания токсичные газы, площадь загазованных помещений, степень влияния этих газов на тушение пожара;

Характер обрушений или деформаций строительных конструкций, при каких обстоятельствах, на каком этапе тушения и в каких местах это наблюдалось, насколько они деформировались, обрушились или сгорели, какие факторы оказали влияние на быстроту и величину их деформации, влияние поведения конструкций на характер распространения пожара;

Параметры развития и тушения пожара. Временные параметры (сообщения, время следования, время введения сил и средств, время локализации, сосредоточения, ликвидации пожара). Размеры площади пожара и площади тушения на различные моменты времени, а также изменение по времени линейной скорости распространения пожара, ско­рости роста площади пожара, секундного расхода, интенсивности подачи и удельного расхода огнетушащих составов.

Анализ состояния пожарной охраны и ее действий до и в период тушения пожара:

Вид пожарной охраны объекта (населенного пункта), состав де­журных караулов, укомплектованность пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, ее исправность;

Состояние боевой готовности пожарных подразделений, знание начальствующим составом оперативно-тактической характеристики объекта;

Наличие и реальность расписания выездов, плана привлечения сил и средств к тушению пожара в сельской местности, плана (карточки) пожаротушения на объект, номер вызова, степень использования этих документов во время пожара и их роль;

Правильность действий лиц, обнаруживших пожар до прибытия пожарных подразделений, первые меры по тушению и их эффективность, организация встречи пожарных подразделений;

Действия диспетчерского состава по направлению необходимых сил и средств на тушение пожара. Четкость их работы по приему сообщений о пожаре и высылке сил и средств на пожар в соответствии с расписанием выездов (планом привлечения сил и средств);

Действие первого руководителя тушения пожара по разведке пожара, оценке обстановки, выбору решающего направления боевых дей­ствий, принятию решений, вызову дополнительных сил и средств, про­ведению спасательных работ, выбору и подаче огнетушащих веществ;

Оценка обстановки к прибытию старшего РТП, оценка обстановки и принятия им решения и своевременность их выполнения; развертывание сил и средств, эффективность их действий, схема расстановки сил и средств. Созда­ние оперативного штаба на пожаре и его деятельность по организации тушения пожара. Прибытие дополнительных сил и средств и их действия. Правильность принятых мер по спасанию людей, животных, материальных ценностей, анализ обстоятельств несчастных случаев с людьми и гибели животных;

Взаимодействие РТП и оперативного штаба на пожаре со службами города и оценка инструкций взаимодействия. Привлечение к тушению пожара населения, воинских подразделений, народнохозяйственной техники;

Перечень и степень использования водоисточников, насосов-повысителей, стационарных систем тушения, анализ причин отказов АУП или неэффективность их работы Выявление причин отказов пожарной техники и ПТВ;

Количество сил и средств, задействованных на тушении. Сравнение фактических и требуемых сил и средств;

Численность личного состава, участвовавшего в тушении пожара. Оценка полноты использования тактических возможностей сил и средств пожарных подразделений, а также соответствие примененного пожарного технического вооружения (типы стволов) и вида огнетушащего средства (вода, пена, вода со смачивателями и т.п.) по классу и масштабам пожара;

Оценка рациональности схем подачи стволов на тушение пожара;

Выяснение данных об ущербе, несчастных случаях с людьми, гибе­ли животных;

Уточняется ущерб от пожара в целом и отдельно но зданиям, машинам, оборудованию, продукции; обобщение положительного опыта и вскрытие недостатков в усло­виях пожарной охраны;

Влияние обстоятельств, способствовавших развитию пожара до крупных размеров, которые могут быть следующими: позднее обнаружение пожара и несвоевременное сообщение в пожарную охрану; недостатки огнетушащих веществ, причины несвоевременного прибытия пожарных подразделений, неисправность пожарной техники, ошибки РТП, долж­ностных лиц оперативного штаба в организации тушения пожара, отсут­ствие газодымозащитной службы или низкая ее боеготовность.

Здесь же обобщаются сведения о новых способах тушения, их эф­фективность, об использовании отделений на специальных пожарных авто­мобилях, а также приспособленной для тушения пожаров народнохозяй­ственной техники Дается оценка использования потенциальных такти­ческих возможностей пожарных подразделений, действиям РТП, опера­тивному штабу и пожарным подразделениям по разведке пожара, оценке обстановки, вызову дополнительных сил и средств, их расстановке, прове­дению спасательных работ. Оценивается степень подготовки личного состава к боевым действиям. Обобщается опыт использования новых способов спасения людей и боевых действий, проявление смелости и отваги личным составом пожарной охраны.

При изучении принятых мер уточняется:

Возбуждено ли уголовное дело, по какой статье, кто привлекается к ответственности, и привлекаются по делу в качестве подозреваемого или имеется наличие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Здесь же рассматриваются меры, принятые на день окончания иссле­дования пожара со стороны администрации объекта и должностных лиц пожарной охраны.

Несмотря на обилие исходной информации о пожаре или о пожарах, она, однако, еще ничего не говорит о той статистической совокупности, которую призвана характеризовать. Чтобы на основе собранной информа­ции могли проясниться какие-то специфические особенности изучаемой совокупности, исходная информация должна быть подвергнута дальнейшей обработке на втором этапе. Содержательную основу этого этапа статисти­ческого исследования составляют сводка и группировка данных.

Под сводкой понимается процедура систематизации и группировка исходной информации по различным признакам.

Исходная информация упорядочивается и подготавливается для последующего получения научно-обоснованных показателей. Метод груп­пировок позволяет выделить основные типы явлений, изучить структуры явлений, установить и охарактеризовать связи между явлениями.

Второй этап заканчивается составлением описания пожара или кар­точки боевых действий. На этом этапе производится анализ явлений, имев­ших место на данном пожаре, разрабатываются мероприятия, направ­ленные на совершенствование деятельности пожарных подразделений.

Описание пожара

Описание пожара состоит из 3-х разделов: карточки со сводными данными по пожару; пояснительной записки; выводов, предложений и принятых мер и приложения.

Карточка со сводными данными состоит из нескольких частей:

Общая часть;

Последствия пожара;

Характеристика объекта пожара;

Дополнительные сведения;

Динамика развития и тушения пожара;

Силы и средства на пожаре.

Карточка с заполненными данными позволяет ее обрабатывать на ЭВМ. В пояснительной записке более подробно дается письменная характеристика объекта, его охраны и надзора пожарной охраны за ним. Рассматривается наличие и реальность расписания выездов пожарных частей, плана привлечения сил и средств, планов пожаротушения и также степень использования сил и средств на пожаре в соответствии с расписанием и планами.

Дается оценка профилактической работы, уточняются отдельные параметры возникновения и развития пожара. Рассматриваются вопросы тушения пожара. Указывается, кто проводит расследование и его предва­рительные результаты, когда и кем возбуждено уголовное дело.

В выводах, предложениях и принятых мерах указываются: основные причины, приведшие к пожару и его распространению; степень виновности работников пожарной охраны; предложения по предупреждению и туше­нию пожара, принятые меры по различным инстанциям. Мероприятия, направленные на предупреждение и успешное тушение пожаров на аналогичных объектах народного хозяйства:

В организации государственного пожарного надзора;

В организации службы, подготовки подразделения;

В оснащении пожарных подразделений новой пожарной техникой;

В совершенствовании структуры пожарных подразделений;

В управлении силами и средствами на пожаре;

В изыскании новых огнетушащих веществ и внедрение их в прак­тику тушения пожаров.

В приложении представляются: совмещенный график; схемы туше­ния пожара на момент прибытия первого и последующих подразделений, локализации, а также на другие моменты времени. Для пояснения и под­тверждения некоторых вопросов, излагаемых в текстовой части, в при­ложение могут включаться: фотоснимки, слайды и другие документы, раскрывающие особенности развития и тушения пожара.

При составлении схем и графиков применяются принятые в пожар­ной охране условные обозначения.

На схемах обязательно указывается: место возникновения пожара - красным флажком, пути распространения огня и дыма - красными и синими стрелками, помещения (сооружения, территория), охваченные огнем, отмечаются штриховкой красного цвета, а задымление - волнистой штриховкой синего цвета. Кроме этого, на схемах должно указываться: расположение пожарных и других автомобилей, участвующих в тушении пожара, пути прокладки рукавных линий и исходные позиции стволов, место расположения оперативного штаба на пожаре, контрольно-пропуск­ного пункта ГДЗС, тыла, позиции боевых участков, а также расположение и места установки специальных агрегатов, приборов, резерва сил и средств и другие необходимые данные.

Требование к составлению описания пожара

27. Описание состоит из карточки исследования пожара и приложений.

28. Карточка исследования пожара включает в себя все основные вопросы по развитию и организации тушения пожара и наиболее полно и детально отражает результаты его изучения.

При составлении необходимо:

давать краткие, точные, достоверные и исчерпывающие ответы на все пункты карточки учета результатов изучения крупного пожара. Пункты о возникновении и развитии пожара и о ходе тушения и руководства тушением пожара освещаются в более подробном повествовательном изложении с обязательной оценкой действия РТП, оперативного штаба и подразделений пожарной охраны;

включать сведения о времени свершения событий на пожаре только после тщательной проверки точности времени;

давать детальный анализ всех действий участвующих в тушении пожара подразделений пожарной охраны и их руководителей, участников тушения пожара, а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных размеров;

освещать подробно применение новых способов, методов и средств тушения, интенсивность подачи огнетушащих средств, поведение конструкций и др.;

освещать положительные и отрицательные стороны в организации профилактической работы в организации (объекте) и оперативно-тактическую характеристику организации (объекта);

выводы и предложения составлять таким образом, чтобы руководство органов управления пожарной охраны могли разработать мероприятия, обеспечивающие улучшение профилактической работы, организации тушения пожара, совершенствование противопожарных норм и правил, а также вносить предложения об изменении законодательства по вопросам пожарной безопасности;

таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода огнетушащих средств составлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных.

29. Приложения состоят из:

таблицы основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;

совмещенного графика роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода огнетушащих средств;

схем расстановки сил и средств на тушение пожара (по этапам и по этажам);

фотоснимков (панорамных, ориентирующих, обзорных масштабных и др.);

копий оперативных документов по исследуемому пожару, актов, решений, приказов и других документов, касающихся происшедшего пожара.

30. Приложения дополняют карточку исследования результатов изучения крупного пожара и раскрывают характерные особенности тушения исследуемого пожара с помощью схем, чертежей, графиков и фотоснимков.

31. Количество схем расстановки сил и средств на тушение пожара, чертежей отдельных конструкций и фотоснимков зависит от характера, размеров пожара и определяется в каждом отдельном случае, исходя из необходимости наиболее полно осветить особенности данного пожара.

32. Необходимо, чтобы на схемах были отражены:

действия по тушению пожара с момента его обнаружения и до окончания расстановки первых прибывших на пожар сил и средств;

расстановка дополнительных сил и средств, а также обстановка к их прибытию и к прибытию старших оперативных должностных лиц пожарной охраны (на момент смены РТП);

обстановка на пожаре и расстановка сил и средств к моменту локализации и ликвидации пожара.

33. Схемы, чертежи и фотоснимки размещаются в конце описания в виде приложения. Размеры листов должны быть 20х30 см. или 30х40 см. Фотоснимки, как правило выполняются размером 12х18 см., наклеиваются на листы бумаги и подписываются.

34. Иллюстрированный материал дополняет описание по вопросам противопожарного состояния организации (объекта), причины и места возникновения пожара, его распространения и хода тушения.

О наличии приложений делается запись в конце текста описания.

35. При составлении схем и графиков применяются принятые условные обозначения.

На схемах обязательно указываются:

место возникновения пожара – красным флажком;

пути распространения огня и дыма – красными и синими стрелками;

помещения (сооружения, территория), охваченные огнем, отмечаются штрих красного цвета, а задымленные – штрих синего цвета.

Кроме этого, на схемах указываются: расположение пожарных и других автомобилей, участвующих в тушении пожара, пути прокладки рукавных линий и исходные позиции стволов, место расположения штаба пожаротушения, контрольно-пропускного пункта (КПП) ГДЗС, тыла, позиции участков (секторов), а также расположения и места установки специальных агрегатов, приборов, резерва сил и средств и другие необходимые данные.

Приложение 1

КАРТОЧКА

(примерная)

действий _________караула (смены) пожарного подразделения ______

на пожаре № ______, происшедшем __ _____________________________

(число, месяц, год)

1. Наименование организации (объекта), ведомственная принадлежность (форма собственности, адрес) __________________________________________________ __

2. Характеристика организации (объекта) __________________________________

(размеры в плане, этажность,

конструктивные особенности, степень огнестойкости,

_________

3. Кем охраняется организация (объект), кто обнаружил пожара ___________ ___

возникновения пожара _________________________________________________

обнаружения пожара _____________________площадь______________________

сообщения о пожаре _____________________площадь______________________

выезда дежурного караула (смены) ______________________________________

прибытия на пожар ______________________площадь______________________

подачи первого ствола ___________________площадь______________________

вызова дополнительных сил _______________площадь______________________

локализация ____________________________площадь______________________

ликвидация __________________________________________________________

возвращения в часть (место постоянной дислокации) _______________________

5. Водоснабжение: _____________________________________________________

(вид, характеристика водоснабжения,

______________________________________________________________________

исправность, расстояние до места пожара)

______________________________________________________________________

6. Способы подачи воды: от емкостей автоцистерн _________________________

(количество стволов)

с установкой на водоисточник _________________________________________

(количество и вид

____________________________________________________________________

используемой техники, расстояние до места пожара)

подвоз воды _____________________________________________________

(количество и вид используемой

__________________________________________________________________

техники, расстояние до водоисточника)

подача воды в перекачку_______________________________________________

(количество и вид

___________________________________________________________________

используемой техники, длина магистральной линии)

7. Обстановка на пожаре _______________________________________________

(что и где горело, ход развития и тушения

____________________________________________________________________

пожара, действия формирований ДПО и населения до прибытия пожарных

____________________________________________________________________

подразделений, действия пожарных подразделений)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Оценка действий: ____________________________________________________

РТП-1 _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

РТП-2 _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Начальников участков (секторов) тушения пожара ________________________

______________________________________________________________________

Пожарных подразделений ____________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

9. Особенности тушения пожара:_________________________________________

_____________________________________________________________________

создание оперативного штаба на пожаре________________________________

_____________________________________________________________________

(время, состав штаба)

создание участков (секторов) тушения пожара ___________________________

______________________________________________________________________

(время, задачи участков (секторов) тушения пожара)

10. Обстоятельства, способствующие развитию пожара: ______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

усложняющие обстановку: ___________________________________________

______________________________________________________________________

(наличие АХОВ, взрывчатых, радиоактивных веществ)

11. Кем (чем) потушен пожар: ___________________________________________

(Формированием ДПО, подразделением пожарной охраны

____________________________________________________________________

населением, совместно, первичными средствами,

____________________________________________________________________

автоматикой)

11.1. С использованием техники организаций (объектов):

_____________________________________________________________________

(указать вид техники)

____________________________________________________________________

11.2. С использованием сил и средств опорных пунктов тушения крупных пожаров _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

11.3. С применением ГДЗС ______________________________________________

одно звено_________________ два или более звеньев________________________

(время работы) (время работы)

12. С какими службами было организовано взаимодействие: _________________

_____________________________________________________________________

13. Не прибыли подразделения предусмотренные расписанием выездов и планом привлечения сил и средств _____________________________________________

____________________________________________________________________

(какие подразделения, причина неприбытия)

14. Неисправность в работе пожарной техники:____________________________

____________________________________________________________________

(марка автомобиля, номер подразделения, вид неисправности)

___________________________________________________________________

15. Причина и виновник пожара (если установлено)_________________________

_____________________________________________________________________

16. Результаты пожара:

16.1. Спасено людей ____________________чел., из них;

а) пожарными ______________________ ;

б) формированиями ДПО ____________ ;

в) населением _______________________

16.2. Погибло при пожаре и какая причина ________________________________

_____________________________________________________________________

16.3. Пострадало людей ________________________________________________

16.4. Уничтожено строений _____________________________________________

16.5. Погибло животных ________________________________________________

16.6. Сумма ущерба, причиненного пожаром _______________________________

16.7. Общая стоимость спасенного имущества ______________________________

17. Израсходовано огнетушащих веществ __________________________________

______________________________________________________________________

(воды, пенообразователя, порошка и др.)

18. Случаи нарушения правил охраны труда и техники безопасности работниками пожарной охраны ______________________________________________________

(имели место, не имели)

при этом: погибло _________________________________________ чел.

пострадало _______________________________________________ чел.пожары , наводнения, катастрофы... МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ...

  • Методические рекомендации по изучению дисциплины «Охрана труда» (заочное отделение)

    Методические рекомендации

    Электротехники» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению дисциплины « ... изучением отдельных обще ­образовательных предметов; - общего среднего образования. В результате изучения ... ТБТ) и пожар ­ной безопасности... умений по применению положений законодательных, ...

  • Общие методические указания по изучению дисциплины

    Общие методические указания

    Направлениями их развития. 2.2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА КУРСА «УСТРОЙСТВО МОБИЛЬНОЙ... газобаллонных автомобилей повышаются требования по пожаро - и взрывобезопасности при... типа при различных положениях золотника. Объясните работу...

  • Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. /Из материалов «Вестника московского образования»

    Методические рекомендации

    ... МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ... к изучению Отечественной истории. В методических рекомендациях представлены... командой... я выступил. Общее и добровольное ополчение поселян... пожары . Вопрос о причине пожаров не... Наполеона поправить положение , решить с...

  • Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части 1 и 3 Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме

    Методические рекомендации

    ... Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части 1 и 3 Государственной итоговой аттестации по ... повторение изученного ранее... таком положении , я... По лесам, по деревням пожара ... показатель общего развития и общей культуры...

  • Изучение пожаров организуют и проводят в соответствии с Инструкцией по изучению пожаров. Такое изучение является важнейшим и необходимым условием повышения уровня ПТП начсостава, организации пожаротушения, боевой подготовки подразделений, а также качества пожарно-профилактической работы. Изучение пожара включает в себя следующие элементы: исследование пожара; составление документа по исследованию (описание пожара или карточки боевых действий); разбор пожара (анализ пожарно-профилактической работы и боевых действий пожарных подразделений); анализ боевых действий.

    Исследованию подлежит любой пожар, независимо от его размеров, величины материальных потерь и количества использованных сил и средств. К исследованию привлекают наиболее подготовленных лиц среднего и старшего начсостава пожарной охраны, не участвовавших в тушении данного пожара и не обслуживающих объект, на котором имел место пожар, в профилактическом отношении. В некоторых случаях могут привлекаться специалисты научных учреждений и учебных заведений пожарной охраны МЧС и инженерно-технических работников объектов и служб города.

    Исследование пожара фактически начинается с момента прибытия первого пожарного подразделения, принятия РТП и другими должностными лицами мер к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получения сведений от работников объекта и других граждан, обнаруживших пожар, а также от участников других событий, имеющих отношение к пожару.

    При исследовании пожара ставятся такие цели: проанализировать противопожарное состояние объекта и его соответствие действующим нормативным документам, установить причину пожара и оценить качество и действенность пожарно-профилактической работы на объекте; изучить процесс и параметры развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению огня и дыма, особенности поведения конструкций зданий, различных веществ, материалов и производственного оборудования в условиях пожара; проанализировать организацию тушения пожара, действия пожарных подразделений, администрации, ДПФ, рабочих и служащих при обнаружении и тушении пожара, спасании людей, эвакуации животных и имущества; установить причины несчастных случаев с людьми; изучить эффективность использования пожарной техники, огнетушащих веществ, средств связи, установок пожарной автоматики и систем противопожарного водоснабжения; подготовить мероприятия, направленные на улучшение деятельности аппарата и подразделений пожарной охраны по профилактическому обслуживанию объектов, организации тушения пожаров, обеспечению боевых действий подразделений, улучшению работы оперативного штаба и тыла.

    Прежде чем приступить к подробному исследованию пожара, назначенное для этого лицо или группа лиц разрабатывает детальный рабочий план. В процессе его реализации организуются и проводятся: регистрация в хронологическом порядке всех событий, фактов и явлений, имевших место в процессе развития и тушения пожара; собеседования с лицами, обнаружившими пожар и сообщившими о нем в пожарную охрану, наблюдавшими те или другие явления в процессе развития и тушения пожара, участвовавшими в его тушении; детальный осмотр места пожара и проведение необходимых замеров, выполнение схем, фотосъемок и изъятие вещественных доказательств; изучение и анализ технологического процесса производства, строительных конструкций, состояния путей эвакуации, стационарных систем извещения и тушения, противопожарного водоснабжения, средств связи, а также проведение соответствующих аналитических и экспериментальных исследований; изучение оперативных документов, связанных с тушением пожара, и анализ выполнения их требований должностными лицами на пожаре; анализ предписаний Госпожнадзора, инструкций по пожарной безопасности на объекте, материалов инспекторских проверок деятельности пожарных подразделений; проведение экспериментов для оценки быстроты сбора достаточного количества сил и средств для тушения; анализ правильности действий РТП, оценка степени использования тактических возможностей пожарных подразделений, участвовавших в тушении.

    Все факты, явления и действия, изучаемые в процессе исследования, по времени их свершения можно разделить на две группы: предшествующие возникновению пожара и происходившие в процессе развития пожара и его тушения.

    Основные факты, явления и действия, предшествующие пожару, можно объединить в следующие группы:

      общие данные (адрес, наименование и ведомственная принадлежность объекта, дата постройки, соответствие проекту и требованиям противопожарных норм и правил, дата и время возникновения, обнаружения пожара и сообщения в пожарную охрану, а также причины пожара и лица, виновные в его возникновении);

      назначение объекта (здания или сооружения), характеристики производственного процесса, влияющие на возникновение, развитие и тушение пожара;

      конструктивные особенности объекта (здания, сооружения, помещения), влияющие на развитие, тушение и последствия пожара (этажность здания, конструктивный материал, степень огнестойкости, состояние путей эвакуации и др.);

      состояние электросетей и электроустановок (соответствие правилам устройства электроустановок и проектной документации, правильность их монтажа, состояние электрозащиты, молниезащиты и др.);

      состояние системы противопожарного водоснабжения (вид водоснабжения, диаметр водопроводных труб, напор в водопроводе, порядок его повышения, наличие подъездов к естественным и искусственным водоемам, запасы воды, наличие внутренних пожарных водопроводов и их эффективность и др.);

      наличие, вид и состояние автоматических установок обнаружения, извещения п тушения, эффективность их применения;

      наличие и соответствие нормам первичных средств пожаротушения, эффективность их применения;

      наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа;

      характеристика средств связи и их роль в извещении о пожаре;

      характеристика местной пожарной охраны (вид пожарной охраны объекта, укомплектованность личным составом и техникой, уровень боевой готовности, знание начсоставом объекта, контроль за организацией службы, наличие и реальность оперативных документов, вид и численность сторожевой охраны и др.);

      противопожарное состояние объекта до пожара (роль администрации в обеспечении пожарной безопасности, наличие противопожарных формирований и их боеспособность, обслуживание объекта в противопожарном отношении должностными лицами Госпожнадзора);

      своевременность и качество пожарно-технических обследований, перечень предложенных мероприятий, степень их выполнения и влияние на возникновение, развитие и ход тушения пожара, случаи пожаров, происшедших ранее на объекте, использование прав Госпожнадзора и др.

    Эти группы данных являются особенно важной частью исследования, так как они обусловливают причины возникновения, особенности развития пожара и боевой работы по его тушению. Перечисленные данные, как правило, получают путем тщательного изучения и анализа документов по противопожарному состоянию объекта, а также практической проверки несения службы и боеготовности подразделений, участвующих в тушении, противопожарного состояния объекта, в том числе его инженерных сооружений.

    После изучения обстоятельств, предшествующих пожару, или одновременно с таким изучением рассматривают факты, явления и действия, происходившие в процессе развития и тушения пожара. Основными из них являются:

      данные о развитии пожара, поведение строительных конструкций и материалов в условиях пожара (особенности горения, пути и скорость распространения огня, влияние противопожарных преград, случаи взрывов, вспышек, вскипания и выбросов ГЖ, их причины и последствия, зоны задымления и их влияние на ход тушения, наличие вредных для дыхания и токсичных газов и другие явления, влияющие на развитие и тушение пожара);

      ход тушения и управление силами и средствами (обнаружение, способ и время сообщения о пожаре, правильность действий должностных лиц до прибытия пожарных подразделений, первые действия по тушению, организация встречи подразделений, действия дежурного диспетчера ЦППС или дежурного РОВД, время прибытия первого подразделения, действия первого РТП, время прибытия последующих подразделений и обстановка пожара к их прибытию и их действия, обстановка пожара на момент прибытия старшего РТП, принятие им решений и своевременность их выполнения, создание оперативного штаба, боевых участков и секторов и их работа по организации тушения, сведения о применении новых способов и приемов ведения боевых действий, перечень и степень использования подразделений на специальных пожарных машинах, количество и виды поданных на ликвидацию горения стволов и пеногенераторов, их эффективность, численность личного состава, участвовавшего в тушении и др.);

      оценка действий РТП, оперативного штаба и пожарных подразделений на пожаре (своевременность, правильность и полнота действий первого и последующих РТП по организации разведки пожара, оценке обстановки, вызову дополнительных сил и средств, их расстановке, организации спасательных и других работ, качество работы оперативного штаба по управлению силами и средствами, правильность использования сил и средств, степень подготовки личного состава подразделений к применению новых средств, способов и приемов ведения боевых действий, проявления отваги става, участвовавшего в тушении, и др.);

      обстоятельства, способствовавшие развитию пожара до крупных размеров (позднее обнаружение пожара, несвоевременность сообщения о пожаре, недостаток воды и других огнетушащих средств, несвоевременное прибытие сил и средств, неисправность пожарной техники, отсутствие ГДЗС, отсутствие или удаленность подразделений пожарной охраны, ошибки РТП и оперативного штаба в организации тушения и др.);

      последствия пожара (перечень всего, что сгорело и повреждено огнем и дымом, разрушено, вскрытых и разобранных при тушении конструкций зданий и сооружений, степень повреждения зданий и сооружений, оценка возможности их восстановления, данные о несчастных случаях с людьми и гибели животных, ущерб от пожара, степень влияния происшедшего пожара на процесс производства, количество спасенных людей, животных и материальных ценностей и др.).

    После окончания исследования лица, выполнявшие его, на основании анализа разрабатывают выводы и предложения по принятию необходимых мер и ознакомляют с ними руководство аппарата, начальника гарнизона пожарной охраны и других должностных лиц в установленном порядке.

    По результатам исследования составляют описание пожара или карточку боевых действий - в зависимости от величины материального ущерба от пожара, особенностей его развития и тушения, что предусмотрено требованиями действующих руководящих документов.

    Описание пожара включает в себя такие разделы: сводные данные о пожаре; пояснительная записка; выводы, предложения и принятые меры. Оно, как правило, составляется по единой форме и строго в той последовательности, которая приведена в Инструкции по изучению пожаров.

    В сводные данные о пожаре включают: общую часть (наименование объекта, его принадлежность, адрес, место возникновения и причина пожара, условия, способствующие распространению пожара, виновные лица, вид ответственности, вид пожарной охраны и др.); перечень последствий пожара (гибель людей, животных, ущерб от пожара, что повреждено, что спасено и др.); характеристику объекта (размеры зданий, площадь помещений, этажность, место возникновения и пути распространения огня и др.); дополнительные сведения (расстояние до пожарной части, эффективность противопожарных преград, причины несвоевременного и некачественного тушения, дата последнего обследования объекта, общее количество нарушений противопожарной безопасности и др.); данные о динамике развития и тушения пожара (время возникновения, обнаружения и сообщения о пожаре, время прибытия первого и последующих подразделений и т.д.); перечень задействованных сил и средств (по каждому подразделению: общее количество техники, участвовавшей в тушении, количество участников тушения и т.д.).

    В пояснительной записке более подробно отражают: данные об объекте и его противопожарном состоянии до пожара; характеристику охраны объекта и результативность надзора пожарной охраны за его противопожарным состоянием; общую картину возникновения, развития и тушения пожара; положительные моменты и недостатки в организации тушения; основные огнетушащие вещества, примененные при тушении; неисправности пожарной техники; обстоятельства, места гибели и данные о погибших (травмированных) людях; круг лиц, проводивших расследование пожара; предварительные результаты расследования и др.

    В разделе, посвященном выводам, предложениям и принятым мерам, указывают: основные причины возникновения и развития пожара; степень виновности работников пожарной охраны; предложения по предупреждению и успешному тушению подобных пожаров; перечень мероприятий, позволяющих исключить подобные пожары; упущения в организации пожарно-профилактической работы и в тушении пожара; меры, принятые для устранения допущенных недостатков, совершенствования организации и проведения профилактической работы и тушения пожаров.

    К описанию пожаров прилагают: совмещенные графики изменения площади, периметра, фронта пожара, требуемого и фактического расходов огнетушащих средств; схемы тушения по этапам тушения пожара, а также фотоснимки и другие документы, раскрывающие особенности развития и тушения пожара.

    Исследование каждого пожара заканчивается его разбором; результаты последнего отражают в конце описания пожара.

    Разбор пожаров проводится:

    отдельно с начальствующим составом и с личным составом подразделений, участвовавшим в тушении пожара;

    с начальствующим составом по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.

    Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России.

    Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.

    Порядок и время разбора пожара определяют начальники подразделений ФПС.

    Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.

    Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.

    С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель.

    6.3. Требования к разборам пожаров

    Для разбора пожаров необходимо:

    определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;

    подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.

    Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.

    6.4. Порядок проведения разбора пожара

    Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:

    руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;

    руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара;

    в последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего РТП, НШ, НТ, НУТ), которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения;

    выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.

    Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара.

    На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.

    В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НУТ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.

    При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руководитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития.

    В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.

    После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.

    Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара.