Организация государственной охраны лесов от пожаров. I.Структура управления охраной лесов от пожаров Охрана лесов при возникновении пожаров

Каждый лес нуждается в защите от всех бедствий: наводнения, загрязнения человеком, эпидемий животных и растений, селевых потоков, бури, оползней. Больше всего разрушений приносят лесные пожары, уничтожающие порой весь массив за несколько дней. Даже совсем небольшое возгорание сухой травы в несколько часов обращается неконтролируемым бедствием. Для борьбы с пожарами созданы специальные службы, отделы МЧС России, принимаются меры по предупреждению.

Причины возникновения

Традиционно все причины возгорания на территории лесного массива делят по источнику возникновения пламени: природные и антропогенные. Они имеют разное происхождение, но приводят к одному финалу – огромным потерям среди животных, растений. По человеческой вине происходит около 80% всех пожаров в лесу. К антропогенным причинам этого стихийного бедствия относятся:

  • расчистка территории человеком для посевов путем поджога;
  • уничтожение мусора, отходов от деятельности лесных фабрик сжиганием;
  • плановая зачистка лесов огнем для создания новых насаждений;
  • неосторожное обращение с огнем (брошенный костер или окурок).

Из природных факторов возгорания выделяют:

  • самовозгорание сухой растительности (травы, кустарников) и торфа в жаркое время года;
  • воспламенение мертвого дерева или засохшей травы и листьев от удара молнии.

Классификация

Характер возгорания тоже бывает разный. Низовой пожар начинается с воспламенения нижнего яруса леса: травы, сухих опавших листьев, старых корней, кустарников. Такой тип отличается высокой скоростью распространения – от 19 метров до 1 километра в час (зависит от ветра, температуры и влажности), свойственен для широколиственных лесов.

В определенные сезоны низовые пожары имеют разный характер распространения. Весной это беглое возгорание, охватывающее большую площадь, но лишь верхнюю часть покрова. Летом, когда становится жарче и суше, пожар становится устойчивым, то есть уже полностью выгорает нижний ярус.

Если вовремя не принять необходимые мероприятия, то огонь перекинется на деревья. Этот тип называется «верховой пожар». Стихийное бедствие может возникнуть при попадании заряда молнии в сухой ствол дерева. Чаще всего такие воспламенения происходят в хвойниках, дубовых и кедровых рощах.

В отличие от низовых лесных пожаров, здесь огонь распространяется гораздо быстрее – от 6 до 75 километров в час. При устойчивом пламени выгорают все яруса леса. При беглом – огонь передвигается по кронам деревьев. При последнем, верховой пожар начинается раньше низового, быстро выжигая лес.

Причинами низовых пожаров являются сильное и длительное действие верховых и низовых воспламенений, самопроизвольное , вызванное повышением температуры, неаккуратным обращением с огнем в местах выработки топлива, путем попадания молнии в залежи во время сухих гроз.

Главная опасность таких пожаров состоит в том, что их очень трудно обнаружить. Торф горит даже без наличия кислорода, выделяя в больших объемах загрязняющий атмосферу дым. В результате образуются пустоты в слоях почвы глубиной более 50 сантиметров. Этот тип пожаров имеет самую маленькую скорость распространения, может наблюдаться даже в зимний период.

Мероприятия по охране

Для охраны лесов от пожаров специалисты выделяют четыре блока пожарной безопасности: предупреждение возгорания, осуществление мер по тушению очага пожара, ликвидация последствий стихийного бедствия.

Прогнозирование пожаров – это мероприятие направлено на выявление времени возможного возникновения стихийного бедствия. Для его определения берутся данные сухости воздуха, температуры, площади и периметра выбранного участка, количество мертвых сухих деревьев, пней и травы.

Для предупреждения пожаров в лесных массивах задействованы силы МЧС, работники леса (сторожа, лесники), а также волонтеры. При этом вводятся в эксплуатацию и реконструируются объекты защиты от огня, наблюдаются или уничтожаются возможные источники его возникновения.

В ходе мониторинга происходит оповещение населения о возможном пожаре. В лесах при помощи районирования территории осуществляется наблюдение и выявление очагов возгорания, а также обустройство разрывов. Недавно стал применяться спутниковый мониторинг, благодаря которому можно моментально отследить направление дыма и огня.

важная часть мероприятий пожарной безопасности. Главная цель – обезвредить пламя и не допустить его распространение. Для ее достижения задействованы средства тушения (баллоны огнетушителей, топоры, цистерны с водой), оборудование ( , противогазы, рации), техника (автомобили, вертолеты, самолеты), создано специальное отделение МЧС.

Опасным для населения признан этап ликвидации последствий стихийного бедствия.

Пожарные ведут поиск пострадавших, уничтожают остатки воспламенения (пепел, тлеющие деревья и траву), предотвращая повторный пожар, расчищают места выгорания растительного покрова.

Для уменьшения случаев таких стихийных бедствий проводятся курсы пожарной безопасности, где населению объясняют правила поведения в лесу, а также рассказывают, что делать, если оказываешься на горящей территории.

Заградительные минерализованные полосы

Для защиты от лесных пожаров используют противопожарное обустройство лесов. Эти меры предотвращают стремительное распространение пламени по всей территории.

Минерализованная полоса – это вспаханная до минерализованного слоя вручную (лопатой или плугом), машиной (трактором, бульдозером, грунтометом) или при помощи взрывчатых и горючих средств линия. Ее освобождают от возможных объектов возгорания (травы, веток, листьев, корней, сухих деревьев).

Таким образом, минерализованная полоса служит барьером для распространения низовых пожаров. Иногда ее называют противопожарным разрывом, потому что лес получается разбитым на несколько участков, отделенных друг от друга просеками шириной до 3 метров.

Необходимо создать или отреставрировать туристические дорожки по всей территории леса. Во-первых, во время пожара будет легче найти дорогу из очага возгорания, а, во-вторых, через дорожки пламя не перекинется по траве дальше. Рекомендуется делать дорожки из гальки, благодаря этому материалу тропинки будут функционировать даже во время дождя и сохраняться на длительное время.

Чтобы не допустить случайного возгорания летом, работники лесных организаций проводят мероприятия по санитарной зачистке леса. Выпалывается сухая трава, срубаются мертвые деревья, выкорчевываются пни. Таким образом, практически исключается возможность стремительного распространения огня по лесу.

Возможно строительство особых водных объектов, являющихся препятствием на пути пламени. Иногда специально выращиваются пожароустойчивые породы хвойных деревьев, которые высаживаются перед основным заграждением.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации государственное управление в области охраны лесного фонда относится к полномочиям органов государственной власти всех уровней, которые через органы управления лесным хозяйством организуют выполнение мероприятий по охране и защите лесов. Охрана и защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами Федерального органа управления лесным хозяйством базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа управления лесным хозяйством. 2. Основное функции охраны лесов Основными задачами охраны лесов от пожаров в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (1997 г.) является предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Исходя из этого функциональная структура охраны лесов от пожаров включает следующие основные направления деятельности: 1) Противопожарная профилактика (предупреждение лесных пожаров) включает: - предупреждение возникновения лесных пожаров (противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа;

Регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация; - контроль за соблюдением правил пожарной безопасности); -ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламленности лесных участков, проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоемов); -организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территории к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения по методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров и способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны) 2) Обнаружение лесных пожаров (получение сведений от подразделений гидрометеослужбы о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды и доведение их до лесной охраны на территории; наземное и авиационное патрулирование лесов и организация наблюдения за лесом с пожарных наблюдательных вышек и мачт; организация связи для получения сведений о возникновении лесных пожаров). 3) Организация борьбы с лесными пожарами (регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от уровня пожарной опасности и фактической горимости лесов; организация связи при тушении лесных пожаров; организация доставки сил и средств пожаротушения к местам работ; организация тушения лесных пожаров). 4) Ликвидация последствий лесных пожаров (обследование гарей и горельников их освоение и использование; очистка площадей; подготовка к лесовосстановлению; лесовосстановление). Эта функция может быть, отнесена к лесохозяйственной деятельности по воспроизводству лесов, однако она является заключительным этапом ликвидации последствий лесных пожаров. 3. Выполнение функций по охране лесов К полномочиям Правительства Российской Федерации в охране лесов от пожаров относятся - проведение инвестиционной политики, утверждение и реализация федеральных государственных программ по охране лесов, а к полномочиям субъектов Федерации - организация обеспечения выполнения мероприятий по охране лесов. Кроме этого органы государственной власти субъектов Федерации и его территориальные органы в случаях необходимости имеют право, на периоды высокой пожарной опасности в лесах, запрещать посещение лесов, въезд в них транспортных средств и выполнение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда, т.е. вносить дополнения в Правила пожарной безопасности в лесах, а также устанавливать порядок привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных пожаров. Согласно Лесному кодексу, охрану лесов от пожаров обеспечивает Федеральный орган управления лесным хозяйством России, который является специально уполномоченным Правительством государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов. Для обеспечения надлежащего управления государственным лесным Фондом и непосредственного выполнения задач по охране и защите леса лесной фонд лесхоза разделяется на лесничества, лесохозяйственные (мастерские) участки, а участки - на обходы. Непосредственную охрану лесов несут лесники в пределах закрепленного за каждым лесником обхода под руководством мастеров леса, возглавляющих лесохозяйственные участки. В лесхозах, имеющих леса с высокой природной пожарной опасностью, для борьбы с лесными пожарами создаются пожарно-химические станции, механизированные отряды, пожарные пункты и пункты сосредоточения противопожарного инвентаря. Для обеспечения охраны лесов Федеральный орган управления лесным хозяйством создает специализированные организации по авиацийной охране - авиабазы. В зависимости от возможности обеспечить своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров наземными силами и средствами охраняемая площадь лесов подразделяется на зоны авиационной и наземной охраны. Отнесение площади лесного фонда к зонам авиационной и наземной охраны согласовывается руководителями региональных органов управления лесным хозяйством и соответствующей базы авиационной охраны лесов. Разделение лесного фонда на районы охраны является основанием для планирования размещения сил и средств пожаротушения, не исключая совместных действий наземной и авиационной служб. Зоны авиационной охраны лесов условно разделяется на два района: в одном тушение лесных пожаров обеспечивают авиационные силы и средства (авиационная борьба), в другом авиалесоохрана осуществляет только обнаружение лесных пожаров (авиационное патрулирование) и оповещает о них наземную лесную охрану для принятия мер. Зоны наземной охраны лесов, в свою очередь, подразделяется на районы, где борьбу с лесными пожарами осуществляет лесная охрана, пожарно-химические станции и механизированные отряды, специализированные подразделения лесопользователей, других организаций, физическими и юридическими лицами, за которыми закреплены (переданы в аренду) определенные участки леса.

II .Природа лесных пожаров 1. Горение в лесу. Горение в лесу относится к лесной пирологии - науке, главной целью которой является изучение природы лесных пожаров, особенностей их развития. На этой основе разрабатываются методы борьбы с огнем и снижения его отрицательных последствий. Горение в лесу представляет собой экзотермический процесс, которым сопровождается окислительная реакция горючих материалов, проходящая под воздействием высокой температуры и кислорода воздуха, вызывающий лесной пожар. Процесс горения начинается не сразу, а последовательно проходит следующие фазы; 1. Предварительный нагрев и подсушивание с выделением водяных паров; высыхание, горение с выделением водяных паров - горючих веществ (кислот, смол) 2. Воспламенение газов. Пламенное горение с выделением дыма, углекислого газа, водяных паров и несгоревших газов. 3. Обугливание и горение углей до полного сгорания горючих веществ. В процессе горения выделяется большое количество тепла, которое передается окружающей среде, а также очередной порции горючих материалов, путем конвекции, излучения и проводимости, что приводит к распространению горения. Выделение большого количества тепла и его распространение создают условия для возникновения новых очагов горения. Излучение тепловой энергии вызывает нагревание и подсушивание окружающего древостоя, что способствует загоранию хвои.

2. Лесные горючие материалы. В лесу в изобилии имеются растительные горючие материалы и кислород воздуха. Оставленный без присмотра и разведенный вне установленного места костер, брошенный горящей окурок или спичка, искры из выхлопных труб различных механизмов, выжигание остатков прошлогодней растительности, а также другие антропогенные источники огня, связанные с деятельностью человека. Природным источником огня являются разряды молний, земля. Возможность распространения горения по напочвенному покрову, с которого начинаются все лесные пожары. По условиям загорания горючие материалы можно разделить на две основные группы: -легковоспламеняющиеся и быстрогорящие материалы (проводники горения) - сухая трава, мхи. лишайники, отмершие листья, хвоя, мелкие ветки, сучья, некоторые кустарники, самосев и др. Эти материалы обеспечивают быстрое распространение огня и служат воспламенителями для медленновоспламеняющихся материалов; -к медленновоспламеняющимся лесным горючим материалам относится валежник, пни, нижние слои лесной подстилки, кустарники и деревья. Эта группа горючих материалов при горении выделяет большое количество тепла и способствует развитию и усилению действия пожара. Имеется также третья группа - травянистых растений, которые в следствии высокого влагосодержания сдерживают распространение горения. В зависимости от видов горючих материалов, характерных для определенных типов леса и категорий лесных площадей, устанавливается опасность возникновения лесных пожаров. 3. Виды лесных пожаров. Лесной пожар это стихийное неуправляемое распространение огня на лесной площади. Исходя из этого всякое неуправляемое распространение огня на лесной площади, независимо от величины охваченной им площади, является лесным пожаром. В то же время распространение по лесной площади управляемого (контролирующего) огня, например сжигание порубочных остатков, пуск отжига для уничтожения горючих материалов перед фронтом лесного пожара при его тушении, а также проведение других контролируемых огневых работ, не является лесным пожаром. Различают три основных вида лесных пожаров, которые распределяются по количеству и пройденной площади в следующем порядке:

Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. При этом горит лесной опад, состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев; сухая трава и травянистая растительность; живой напочвенный покров из трав, мхов, мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов. По скорости распространения огня и характеру горения низовые пожары имеют две формы - беглый и устойчивый. Беглый низовой пожар, как правило, развивается в весенний период, когда подсох лишь самый верхний слой мелких горючих материалов напочвенного покрова (опад) и прошлогодняя травянистая растительность. Скорость распространения огня довольно значительна - 180-300 м/ч и находится в прямой зависимости от скорости ветра в приземном слое. При этом участки с повышенной влажностью покрова остаются нетронутыми огнем и площадь, пройденная огнем, имеет пятнистую форму, В хвойных насаждениях с низко опущенными кронами огонь беглого низового пожара может перейти в верховой. Устойчивый низовой пожар характеризуется полным сгоранием напочвенного покрова и лесной подстилки. Устойчивые низовые пожары развиваются обычно в середине лета, когда подстилка просыхает по всей толщине залегания. На участках, пройденных устойчивым пожаром, сгорает полностью подрост, подлесок, лесная подстилка. Частично обгорают корни и кора деревьев, в результате чего насаждения получают серьезные повреждения, а часть деревьев прекращает рост и гибнет. На торфяных почвах такие пожары могут перейти в подземные (торфяные), а в молодняках и многоярусных насаждениях с наличием хвойного подроста - в верховые. Скорость распространения огня в устойчивом пожаре варьирует от нескольких метров до 180 м/час.

При верховом пожаре - огонь распространяется по кронам деревьев, при этом, чаще всего, горит весь древостой. Возникновение и развитие верховых пожаров чаще всего происходит От низового пожара в древостоях с низко опущенными кронами, в разновозрастных хвойных, в многоярусных и с обильным подростом насаждениях, а также в горных лесах. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки на сухих повышенных местах, заросли кедрового стланика и дуба кустарниковой формы (весной с наличием сухого прошлогоднего листа). В горных лесах все хвойные насаждения, расположенные в верхней части крутых склонов или на перевалах, как правило, горят верховым гнем. Возникновению верховых пожаров в значительной степени способствуют засухи к сильные ветры.

Подземный (торфяной) пожар развивается в результате заглубления огня низового пожара в нижние слои подстилки и торфяной слой почвы. При почвенном пожаре сгорают корни и деревья падают, как правило, вершинами к центру пожара, который в большинстве случаев имеет круглую или овальную форму пожарища. Скорость распространения огня почвенного пожара незначительна - от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров в сутки. По силе действия лесные пожары классифицируются как слабые, средние и сильные.

Сила пожара определяется по наиболее интенсивной части пожара и может меняться во времени в зависимости от погодных условий, характеристики места горения и времени суток. Кроме вида лесного пожара имеется понятие - крупный лесной пожар - пожар достигший более 25 га в районах интенсивного ведения лесного хозяйства (район наземной охраны) и более 200 га в таежной зоне (район авиалесоохраны). Количество таких пожаров не велико 1-2% в год, но пройденная ими площадь достигает 60-70% от всех пожаров. Горимость лесов характеризуется количеством лесных пожаров и пройденной ими лесной площади и определяется следующими основными факторами: степенью природной пожарной опасности лесных площадей; погодными условиями и источниками огня, а также уровнем организации службы охраны лесов от пожаров. 4 . Факторы влияющие на развитие лесных пожаров. На распространение лесного пожара оказывают влияние многие факторы, которые могут усиливать или ограничивать распространение горения. Основными факторами являются: горючие материалы, рельеф местности, погодные условия и время года. Горючие материалы - их вид. количество, состояние и распределение имеют основное значение в распространении лесных пожаров.

Рельеф местности оказывает влияние на "созревание" горючих материалов, направление и скорость распространения горения. Погодные условия имеют решающее значение - дожди и высокая влажность ограничивают или прекращают горение, сильные ветры способствуют распространению огня, тихая погода и понижение температуры воздуха, особенно в ночное время, стабилизируют горение. Сухая жаркая погода создает самые благоприятные условия для возникновения и распространения огня. Время года (весна, лето, осень) оказывает влияние на интенсивность развития лесных пожаров.

5. Причины лесных пожаров По данным многолетних наблюдений основными причинами возникновения лесных пожаров являются деятельность человека (в 85-90% случаев) и молнии (в 10-15% случаев). Наиболее часто массовые вспышки лесных пожаров возникают после прохождения "сухих" фронтальных гроз, развивающихся на малоподвижных холодных атмосферных фронтах. Как правило, им предшествует длительный сухой период, характеризующийся высокой температурой и низкой влажностью воздуха и лесных горючих материалов, т.е. высокой степенью пожарной опасности в лесу. Не каждый удар молнии, достигающий земли, (леса) вызывает загорание. По данным специалистов службы охраны лесов Канады, из 100 ударов молний только в 1-2 случаях возникают лесные пожары. Лесные пожары от молний появляются, как правило, через несколько часов, а иногда и суток, хотя нередки случаи появления горения и дыма, особенно в сухих борах, одновременно с ударом молнии. На лесной территории практически всегда имеются источники огня, способные при определенных условиях вызвать загорание лесных горючих материалов. Опасность источников огня зависит в основном от влажности горючих материалов. Кроме перечисленного, учитываются такие причины, как поджоги, совершаемые в различных целях. Так, например, в сентябре 1989 г. лесные пожары от поджогов охватили центральную и северную часть Португалии и приняли характер национального бедствия. Огнем были охвачены сотни тысяч гектаров лесов, в борьбе со стихией погибли несколько десятков человек. Распространению огня способствовали засуха и сильные ветры. Только за несколько дней сентября 1989 г. было арестовано более 70 поджигателей, которые в большинстве своем являлись перекупщиками древесины. Поджигая эвкалиптовые и сосновые насаждения, они добиваются того, что эти ценные породы распродаются землевладельцами за бесценок. 6 . Последствия лесных пожаров. В последнее десятилетие лесное хозяйство России теряет от пожаров значительные площади покрытых лесом земель. Исходя из комплексной оценки ежегодного экономического ущерба, наносимого лесным ресурсам России. На территории, пройденной лесным пожаром, происходит уничтожение или повреждение леса на корню; зданий, сооружений и другого имущества лесхозов, находящегося в лесу (ограничительные знаки, аншлаги, вывески, другие предметы наглядной агитации и пропаганды, лесная мебель, малые архитектурные формы и др.); лесосеменной базы, заготовленной древесины, сена. Наносится значительный урон охотничьему хозяйству за счет гибели животных и невозможности пользоваться лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства. Происходит уничтожение запасов пищевых и лекарственных растений. Пожары вызывают необходимость проведения дополнительных лесохозяйственных мероприятий: выборочные санитарные рубки в первый год после пожара; содействие естественному возобновлению; проведение противопожарных мероприятий (устройство), исключающих повторные пожары на этих территориях (горельниках); лесовосстановление на площадях с полностью погибшим древостоем (обследование гарей и горельников и составление проектов лесовосстановления); очистка площадей гарей и гарельников с частично погибшим древостоем от после пожарной захламленности; облесение гарей и гарельников (создание лесных или проведение других лесовосстановительных мер).

Ш.Правила пожарной безопасности в лесах Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 09.09.93. Правила содержат требования пожарной безопасности в лесах и являются обязательными для всех предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан.

1. Основные требования Правил пожарной безопасности в лесах Правила состоят из 15 разделов, которые включают общие положения о порядке предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними, общие требования к предприятиям ведущим рубку леса и занимающихся лесными промыслами, торфодобывающим, нефтегазоразведочным и нефтегазодобывающим предприятиям, предприятиям ведущим изыскательские работы и имеющим в своем ведении линии электропередач, связи, трубопроводы, проводящим культурно-массовые мероприятия, а также требования к лесхозам, авиабазам по обеспечению охраны лесов. Последний. 15-тый раздел Правил определяет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах.

Общие требования предусматривают, что в пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на открытых площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления. Запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок; употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя и т.п. Лесопользователи и арендаторы обязаны разрабатывать и по согласованию с лесхозами утверждать для каждого объекта планы противопожарных мероприятий и проводить их в установленные сроки; иметь в лесу в местах выполнения работ и расположения объектов или в зонах проведения культурно-массовых и других мероприятий противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров по нормам, утверждаемым государственным органом управления лесным хозяйством; создавать на пожароопасный сезон пожарные дружины из числа рабочих, служащих и других граждан, обеспечивать дежурство этих дружин с транспортными средствами, противопожарным оборудованием и инвентарем в местах, согласованных с лесхозами. Руководители культурно-массовых и других мероприятий в лесу, перед выездом в лес обязаны провести инструктаж рабочих, служащих, участников культурно-массовых и других мероприятий с соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров. В целях предупреждения возникновения лесных пожаров Правила предусматривают разрешение лесхозам и авиабазам проводить ранней весной и осенью контролируемое выжигание сухой травы и напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения лесных пожаров. 2.Ответственность

за нарушение требований пожарной безопасности в лесах установлена в соответствии с действующим законодательством и Кодексом об административных правонарушениях, согласно которому: - нарушение требований пожарной безопасности в лесах влечет наложение штрафа на граждан в размере до 0.1 минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до 0, 5 минимального месячного размера оплаты труда; - уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной площади, влечет наложение штрафа на граждан в размере до 0.5 минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до одного минимального месячного размера оплаты труда. Если нарушения требований пожарной безопасности в лесу вызвали существенное повреждение (в 200 раз превышающие минимальный размер оплаты труда) лесных массивов, наступает уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает в соответствии со ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем, а также поджога или загрязнения вредными веществами. В первом случае налагается штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы до 2-х лет. во втором случае - лишение свободы на срок до 8 лет. 3. Определение ущерба, причиненного лесным пожаром. В настоящее время показатели и порядок определения, ущерба от лесных пожаров установлены инструкцией (1986 г.). При определении ущерба, наносимого лесными пожарами, учитываются следующие виды потерь: 1. Гибель и повреждение древесины на корню. По виду и интенсивности пожара, пройденной им площади, основной древесной породе по таблице определяются потери древесины в процентах от запаса на га. объем в куб.м умножается на таксовую стоимость древесины или стоимость куб.м древесины по породам, установленную договором на аренду участков леса в данном районе. При уничтожении или повреждении культур и хвойных молодняков естественного происхождения исходя их вида и интенсивности лесного пожара определяется процент гибели по площади. Затем площадь погибших насаждении умножается на стоимость выращивания культур взамен погибших с учетом затрат лесхоза на выращивание до возраста гибели. 2. Потери заготовленной продукции - определяются по фактической или рыночной стоимости (древесины, корья, ягод, другой продукции основного и побочного пользования). 3. Уничтожение или повреждение здания, сооружений и другого имущества лесхоза - определяется по их балансовой стоимости, а в случае ее отсутствия по коммерческой до пожара. 4. Затраты на тушение лесных пожаров складываются из оплаты привлеченных и собственных сил и средств пожаротушения (заработная плата, стоимость машиносмен, различных начислений) и других расходов (транспорт, связь); затрат авиалесоохраны на обнаружение и тушение лесных пожаров (по справке авиабаз); стоимости израсходованных материалов и др. затраты. 5. Затрат на восстановление леса на гарях и горельниках - стоимость очистки площадей, подготовки почвы, производства лесных культур и др. затраты по стоимости проведения аналогичных работ в данном районе. IV .Мероприятия по обнаружению лесных поваров Обнаружение лесных пожаров в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации является одной из основных задач обеспечения охраны лесов. 1. Организация обнаружения лесных пожаров Мероприятия по обнаружению лесных пожаров проводятся по следующим направлениям: патрулирование лесов (наземное и авиационное) с целью своевременного обнаружения лесных пожаров; наблюдение за лесными массивами с пожарных наблюдательных вышек (мачт), пунктов; использование спутниковой информации. Для определения с воздуха вида пожара служат следующие признаки: - низовой - горение происходит под пологом древостоя или на открытой местности, форма площади пожара вытянутая, с извилистыми границами, огонь под пологом древостоя виден обычно местами, цвет дыма беловатый; - верховой - площадь пожара сильно вытянутая, видны горящие кроны деревьев, огонь хорошо заметен с высоты 600 м. цвет дыма темный; - торфяной или подземный - границы недавно возникшего пожара плохо заметны, дым поднимается по всей площади пожара, огонь не виден; на пожаре действующем более суток границы выгоревшей площади хорошо заметны, дым сосредоточен по периферии пожара, много деревьев, вывалившихся вершинами на выгоревшую площадь, огонь не виден. Установив место и вид пожара, летчик-наблюдатель проводит облет на высоте 600-800 м и наносит простым карандашом границы пожара на патрульную карту по ориентирам, опознанным на местности.

V . Способы тушения лесных пожаров Тушение лесных пожаров, согласно Лесному кодексу Российской Федерации, является третьей частью основной задачи (после предупреждения и обнаружения) охраны лесов. 1. Основные способы тушения лесных пожаров. Основными способами тушения лесных пожаров, применяемыми в настоящее время, являются: - захлестывание и забрасывание грунтом кромки низового пожара; - прокладка минерализованных заградительных или опорных полос (канав); - отжиг (уничтожение) горючих материалов перед фронтом пожара; - тушение водой или растворами огнетушащих химикатов. Указанные способы тушения, в зависимости от условий развития пожара, могут применяться отдельно или в комплексе, для решения цели, определенной планом тушения. Выбор способов и технических средств для тушения пожара зависит от вида, интенсивности и скорости распространения пожара, окружающей лесорастительной среды, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, а также метеорологических условий. Остановить процесс горения, т.е. прекратить действие лесного пожара, можно путем удаления, нейтрализации или охлаждения горючих материалов.

Процесс прекращение горения (тушения) лесного пожара можно представить следующей схемой:

Элементы, участвующие в горении

Направление воздействия на горение

Способ борьбы с огнем

Результат

Кислород воздуха

ограничение доступа кислорода

засыпка грунтом

прекращение пламенного горения

Высокая температура

снижение температуры

тушение водой и растворами химикатов

охлаждение и увлажнение лесных горючих материалов, дегидратация целлюлозного комплекса

Горючие материалы

изоляция или удаление горючих материалов

захлестывание, разделение противопожарными полосами, выжигание

удаление или уничтожение горючих материалов

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417. Функция пожарного надзора первоначально была закреплена за Федеральным агентством лесного хозяйства Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г.

N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства".

Данная функция была исключена из текста Положения Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений". Одновременно полномочиями по государственному пожарному надзору в лесах наделили Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

См.: Постановление Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений".

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах. Они являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются МПР России. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Арендаторами лесных участков (на основании проекта освоения лесов) реализуются следующие меры пожарной безопасности:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; содержание этих систем и средств;

формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей пожарной опасности лесов (природной и по условиям погоды) устанавливаются МПР России.

Правила выделяют:

общие требования пожарной безопасности в лесах;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;

требования пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности;

требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;

требования пожарной безопасности в лесах при добыче торфа;

требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых;

требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов; требования к пребыванию граждан в лесах.

Рассмотрим наиболее важные общие требования. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:

а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее:

100 м от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;

50 м от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;

б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 - 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 м каждая, с расстоянием между ними 5 м.

В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц. Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения.

Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;

б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления не менее чем за 10 дней до их начала, прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

в) соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные МПР России, в период пожароопасного сезона содержать средства пожаротушения в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

г) тушить лесные пожары, возникшие по их вине;

д) немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления;

е) направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством РФ.

Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров. Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны информировать обо всех обнаруженных нарушениях правил пожарной безопасности в лесах органы государственной власти или органы местного самоуправления. 3.

Еще при СССР существовали лозунги «Лес - это наше богатство» или «Берегите лес». И действительно, это ресурс древесины, которая может быть использована для самых различных целей. Это и топливо, и строительный материал, и производство бумаги, и другие сферы деятельности человека. И если относиться к этому ресурсу бережно и по-хозяйски, то можно получить немалые экономические выгоды и улучшить экологию всей страны.

Что представляет собой лес?

Лес с географической и биологической точки зрения - это участок суши больших размеров, заросший деревьями, кустарниками между ними и прочей растительностью. Леса России занимают по площади порядка 850 млн. гектаров от общей территории (1712518700 га - площадь государства).

Лес является экосистемой, которая представляет собой тесно связанные между собой живые и неживые организмы. К первым относятся все растения, микроорганизмы и животный мир. Ко вторым - воздух, вода и почва. И от неживой составляющей (абиотической) зависит состав леса, его флора и фауна.

Роль леса в природе

Если раньше к лесным насаждениям относились просто потребительски, то сегодня ситуация несколько другая. Многие деятели из различных хозяйственных и политических сфер стали понимать, что лес - наше богатство, и стали призывать к более рациональному его использованию. Влияние на окружающую среду заключается в следующем:

  • Участие в круговороте воды в природе и поддержка водного баланса.
  • Формирование почвенных покровов.
  • Наличие леса способствует формированию погоды и климата.
  • Леса позволяют снизить количество углерода в атмосфере, тем самым снижают

Роль леса в экономике государства

Еще во времена Киевской Руси имел большое значение лес. Наше богатство заключалось во многих направлениях его использования. Например, это:

  • источник животной и растительной пищи;
  • строительный материал;
  • источник топлива (дрова, биотопливо);
  • сырье для такой промышленности, как целлюлозно-бумажная, химическая, деревообрабатывающая;
  • источник пищи для животных.

Зеленые насаждения деревьев - как стихийные, так и контролируемые - имеют большое влияние на здоровье людей. Лес способен преобразовать часть загрязнений, особенно атмосферных. Этими свойствами в наибольшей степени обладают хвойные, березовые и липовые леса. Они очень хорошо поглощают пыль и промышленные загрязнения, именно поэтому в городах осуществляется посадка леса в виде парков или рощ. Фитонциды, выделяемые некоторыми породами деревьев, способствуют оздоровлению. Поэтому следует всегда помнить что лес - наше богатство, и бережно и рационально его использовать.

Вред нерациональной вырубки деревьев

Хотя лес является самовоспроизводящейся и самовосстанавливающейся экосистемой, он нуждается в защите от различных губительных факторов. Это связано с длительным нерациональным использованием древесины и увеличившимся Значение леса переоценить трудно. А вот то, что его роль была не определена длительное время, нанесло некоторым регионам Российской Федерации непоправимый вред.

К наибольшей катастрофе привела вырубка лесного массива на побережье Аральского моря. Из-за уничтожения деревьев нарушился баланс на прилежащих территориях и на самом озере. В итоге увеличились испарения да еще неконтролируемый забор воды для орошения сельскохозяйственных угодий. настолько обмелело, что разделилось на два озера.

К аналогичной ситуации привело уничтожение деревьев вдоль побережья Волги. Река обмелела настолько, что суда с глубокой осадкой не могут пройти по фарватеру. Необходима массовая посадка леса, чтобы через несколько десятков лет уровень снизился. Возможно, тогда уровень воды сможет немного подняться.

Леса России и их охрана

Поскольку деревья играют большую роль в природе и влияют на экологическую ситуацию, они требуют бережного отношения и защиты. В России для их охраны изданы федеральные законы, которые регламентируют порядок использования лесных массивов, а также меры по их охране и восстановлению.

Согласно «Закону об охране окружающей среды», Конституции РФ, Лесному Кодексу, Гражданскому Кодексу, Декларации ООН и другим нормативным актам, охрана и защита леса осуществляются при помощи мониторинга, создания и ведения лесного кадастра, развития лесных хозяйств. Все эти меры, их правильная организация позволяют более рационально использовать природные ресурсы. Наибольшее значение среди них набирают лесные хозяйства - с их помощью решается множество вопросов, связанных с защитой деревьев и других зеленых насаждений.

Леса и лесные хозяйства

Леса России требуют охраны и бережного отношения к себе. Основным органом, который этим занимается, является лесное хозяйство. На него возложены следующие функции:

  • охрана лесных насаждений от несанкционированной вырубки;
  • защита и профилактика от вредителей;
  • своевременное удаление сушняка для уменьшения риска возгорания;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • защита фауны от истребления;
  • высадка новых саженцев для восстановления лесного массива.

Такие меры позволяют сохранить количественно и качественно леса России. Лесные хозяйства могут контролировать количество деревьев каждого сорта путем вырубки и высадки саженцев, тем самым сохраняя лес в первозданном виде. Если бы такой контроль не проводился, одни деревья сменяли бы другие неконтролируемо, в связи с чем изменился бы и остальной животный и растительный мир. Только всеми комплексными мерами можно сохранить лес. Наше богатство должно приумножаться, а не уменьшаться с каждым годом.

Леса и их защита от пожаров

Несмотря на то что многие понимают, что лес - наше богатство, и его нужно охранять, до сих пор наибольшей проблемой является огонь. Особенно часто возникают лесные пожары в летний период, для которого характерны низкая влажность воздуха, высокая температура и отсутствие осадков в течение длительного периода времени. Особенно быстро распространяется огонь при сильном ветре. Несмотря на принятые законы, материальная база для реализации полноценных мер по профилактике и пожаротушению очень слабая.

О такой недостаточности свидетельствуют пожары, от которых пострадали леса России и даже населенные пункты. В 2014 году возгорания настолько участились, что в июне было издано специальное постановление о внесении дополнений в правила осуществления контроля над достоверностью информации о пожарной безопасности. Это произошло после пожаров в Забайкалье (апрель 2014), Амурской (апрель 2014) и Иркутской области. Во многих регионах введены режимы ЧС и запрещен выход в лес жителям окрестных населенных пунктов.

Возможно, в будущем оборудование и технологии позволят предотвращать но на сегодняшний день площадь массивов, охваченных огнем, возрастает. Когда все население будет более бережно относиться к деревьям, будет создана полноценная материально-техническая база, тогда и защита будет более эффективной.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации все леса России подлежат охране.

Под охраной лесов от пожаров понимается комплекс ежегодно проводимых контролируемых и совершенствующихся мероприятий, в том числе и профилактических, направленных на предупреждение, снижение пожарной опасности, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров.

Основными задачами охраны лесов от пожаров являются: предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Организация разработки и выполнения мероприятий по охране лесов обеспечивается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами. Практическое осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению пожаров возложено на лесхозы и государственную лесную охрану.

В соответствии со ст. 77 Лесного кодекса РФ государственная лесная охрана создается в Федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (далее именуется – федеральный орган управления лесным хозяйством) – Минприроды России и состоит из должностных лиц территориальных органов управления лесным хозяйством, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.

В состав государственной охраны входят: лесники, егеря, мастера леса, лесничие и их помощники, главные лесничие, специалисты лесных отделов и руководители лесхозов, другие должностные лица. В настоящее время фактическая численность лиц государственной охраны составляет 98,3 тыс. человек. Много или мало? Посудите сами. В России 1 млн. гектаров леса в среднем охраняют 100 человек, а в Республике Саха (Якутия) из-за сокращения штатов авиабазы охраны лесов 1 млн. гектаров леса охраняет всего 2 человека.

Государственная охрана лесов в соответствии с возложенными на нее задачами:

Организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению, а также по ограничению распространения и тушения лесных пожаров;

Привлекает в установленном порядке лесопользователей и население к проведению работ по тушению лесных пожаров в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами и решениями органов местного самоуправления;

Осуществляет государственный контроль за организацией охраны лесов от пожаров.

Пожарная безопасность в лесах - это обеспечение состояния, которое уменьшает до минимума возможность возникновения пожаров в них, и условий для успешной ликвидации загораний.

Профилактика лесного пожара – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и (или) распространения лесного пожара.

Основными компонентами существующей системы охраны лесов России, обеспечивающими реализацию мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, являются:

Специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана);

Лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана);

персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемых для борьбы с огнем в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.