Постоянная регистрация граждан россии по месту жительства. Законодательное регулирование регистрации граждан рф по месту пребывания и месту жительства Правила регистрации по месту проживания

№ 859-ПП Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 31 октября 2006 г. N 859-ПП Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве В целях приведения установленного порядка регистрационного учета граждан Российской Федерации в городе Москве в соответствие с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в связи с проведением структурных изменений органов регистрационного учета в Российской Федерации Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федера- ции с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жи- тельства в городе Москве (приложение 1). 1.2. Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета (приложение 2). 2. Признать утратившим силу постановление Правительства Моск- вы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве". 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москве Швецову Л.И. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 859-ПП ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Правила разработаны в целях выполнения поста- новления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российс- кой Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня долж- ностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г.), в соответствии с Конституцией Рос- сийской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребыва- ния и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, граж- данским и другим законодательством Российской Федерации, а также с учетом Устава города Москвы, законов и других правовых актов горо- да Москвы и определяют порядок регистрации и снятия граждан Рос- сийской Федерации (далее - граждан) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на территории города Моск- вы. 1.2. Регистрационный учет осуществляется в целях создания не- обходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а также обеспечения в городе Москве общественного по- рядка и безопасности граждан. Регистрация или отсутствие таковой не могут являться основа- нием возникновения, ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. 1.3. Органами регистрационного учета в городе Москве являются органы миграционной службы. 1.4. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. 1.5. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, вы- бор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Жилищным кодексом Российской Федерации: - местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отды- ха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом житель- ства гражданина, в котором он проживает временно; - местом жительства является жилое помещение, в котором граж- данин постоянно или преимущественно проживает на законных основа- ниях, предусмотренных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. 1.6. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребыва- ния и по месту жительства являются должностные лица организаций, уполномоченных собственниками жилых помещений выполнять организа- ционно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения: - осуществляющих управление многоквартирными домами, в т.ч. товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и жилищно-накопительные кооперативы; - единых информационно-расчетных центров города Москвы; - гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, оди- ноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социально- го назначения; - организаций, имеющих жилые помещения на праве хозяйственно- го ведения либо оперативного управления. При непосредственном управлении многоквартирным домом собс- твенниками жилых помещений в данном многоквартирном доме ответс- твенными за регистрацию являются лица, специально уполномоченные собственниками для осуществления этих функций. 1.7. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее - документы, удостоверяющие личность), необходи- мыми для осуществления регистрационного учета, являются: - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; - свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; - паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Фе- дерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. 1.8. Лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним граждан с заявлением о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства передают необходимые для ре- гистрации документы в соответствии с перечнем, предусмотренным разделами 2 и 3 настоящих Правил, в орган регистрационного учета. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня пос- тупления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пре- бывания, а также в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспор- тах отметку о регистрации по месту жительства. 1.9. Контроль за соблюдением гражданами и уполномоченными ли- цами настоящих Правил возлагается на органы миграционной службы. 2. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания 2.1. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистраци- онного учета по месту жительства. 2.2. Оформление регистрации граждан по месту пребывания осу- ществляется при представлении: - заявления о регистрации по месту пребывания по установлен- ной форме; - документа, удостоверяющего личность; - документов, являющихся основанием для временного проживания граждан в указанных жилых помещениях. 2.3. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помеще- ниях, не являющихся их местом жительства, осуществляется на пери- од, определенный по взаимному соглашению данных граждан с собс- твенниками жилых помещений. Регистрация по месту пребывания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и назначенных в установленном порядке для ее прохождения в город Москву, а также членов их семей с сог- ласия заявителя может оформляться по адресу дислокации воинских частей до получения ими жилой площади. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в орга- ны миграционной службы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании направлений на временное поселение в жилых помещениях, предоставленных им для временного проживания. 2.4. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граж- дан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, (усыновителей, опе- кунов) или близких родственников, вместе с которыми они будут вре- менно проживать, а также свидетельства о рождении этих несовершен- нолетних. При этом несовершеннолетние граждане вписываются в сви- детельство о регистрации по месту пребывания, выдаваемое законным представителям данных детей. 3. Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства 3.1. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в жилые помещения любых форм собственности. 3.2. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении: - заявления о регистрации по месту жительства по установлен- ной форме; - документа, удостоверяющего личность; - документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения. 3.3. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граж- дан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с роди- телями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании до- кументов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей) или до- кументов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). 3.4. Граждане, имеющие жилые помещения на праве собственности по разным адресам, регистрируются по месту жительства только по одному адресу. 4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства 4.1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жи- тельства, по истечении сроков, указанных в заявлениях о регистра- ции по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, туристских базах и в иных уч- реждениях социального назначения - по их выбытии. 4.2. Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым органами миграционной службы отказано в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомле- ния об отказе. 4.3. Снятие граждан с регистрационного учета по месту житель- ства производится органами регистрационного учета в случаях: - изменения места жительства, в том числе выезда на постоян- ное место жительства за пределы Российской Федерации - на основа- нии заявления гражданина о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства или заявления о регистрации по новому месту жительства; - призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата; - осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда; - признания безвестно отсутствующим - на основании вступивше- го в законную силу решения суда; - смерти или объявления умершим вступившим в законную силу решением суда - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке; - выселения из занимаемого жилого помещения или признания ут- ратившим право пользования жилым помещением - на основании всту- пившего в законную силу решения суда; - обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц органов миграционной службы уполномоченных лиц, ответственных за регистрацию, при решении воп- роса о регистрации - на основании вступившего в законную силу ре- шения суда. 4.4. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в трехдневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства, о чем в документах, удостоверяющих лич- ность граждан, делается соответствующая отметка. 5. Заключительные положения 5.1. Управление Федеральной миграционной службы России по го- роду Москве рассматривает и принимает решения по вопросам регист- рации и снятия с регистрационного учета граждан, указанных в раз- делах 2, 3 и 4 настоящих Правил, в случаях обжалования ими решений территориальных органов миграционной службы либо отнесения конк- ретных вопросов регистрации к их компетенции. 5.2. При необходимости согласования вопросов, связанных с временным проживанием и вселением граждан в жилые помещения, нахо- дящиеся в собственности города Москвы, Управление Федеральной миг- рационной службы по г.Москве направляет материалы для рассмотрения на Комиссию по жилищным вопросам при Правительстве Москвы. . Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 859-ПП Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета В соответствии с нормами и положениями Гражданского, Жилищно- го и Семейного кодексов Российской Федерации: 1. При временном проживании граждан в жилых помещениях граж- данами представляются: 1.1. При вселении граждан в жилые помещения на срок до шести месяцев: - согласие гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, граждан, совместно с ним проживающих по месту жительства, и собственника жилого помещения на вселение гражданина в качестве временно проживающего; - согласие собственника (собственников) и граждан, совместно с ним (с ними) проживающих по месту жительства в данном жилом по- мещении, на вселение гражданина в качестве временно проживающего. Согласие оформляется заявлением, подписи лиц на котором удос- товеряются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства. Временное проживание несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, совместно с родителями (усыновителями, опеку- нами) в жилых помещениях, вне зависимости от формы собственности, оформляется путем внесения их в соответствующее заявление. 1.2. При вселении граждан в жилые помещения на срок от шести месяцев до пяти лет: - договор найма, краткосрочного найма, поднайма, договор без- возмездного пользования; - соглашение собственника (собственников) жилого помещения и вселяемого лица о предоставлении ему права временного пользования жилым помещением (при вселении граждан в качестве членов семьи собственника либо при вселении иных граждан). От имени собственника - города Москвы дает согласие на вселе- ние граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, подписывает соглашение о предоставлении гражданам права временного пользования жилым помещением уполномоченный орган ис- полнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сто- рон; - согласие органа опеки либо опекуна или попечителя (при все- лении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством); - согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содер- жания с иждивением) либо находящееся в залоге). 2. При вселении по месту жительства в жилые помещения: 2.1. Находящиеся в собственности Российской Федерации, города Москвы и иных субъектов Российской Федерации, муниципальных обра- зований, юридических лиц, гражданами представляются: - договор найма (коммерческого), социального найма, договор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в ка- честве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым поме- щением вселяемому лицу); - решение уполномоченного органа об установлении опеки или попечительства с указанием места жительства (при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечитель- ством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством). От имени собственника - города Москвы согласие на вселение граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 2.2. Находящиеся в собственности граждан, гражданами предс- тавляются: 2.2.1. Документы о праве собственности граждан на жилые поме- щения: - свидетельство о праве собственности гражданина на жилище; - правоустанавливающий документ на жилое помещение (договор передачи, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, договор ренты с пожизненным содержанием либо иной договор в соот- ветствии с законодательством); - правоустанавливающий документ на жилое помещение и свиде- тельство о государственной регистрации права, выданное на основа- нии правоустанавливающего документа; - иные документы, подтверждающие право собственности гражда- нина на жилое помещение; - решение суда. 2.2.2. Соглашение собственника (собственников) жилого помеще- ния и членов его семьи, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, и вселяемого лица по пользованию жилым помещением в качестве члена данной семьи. 2.2.3. Соглашение собственников жилого помещения об определе- нии порядка пользования жилыми помещениями, предусматривающее вы- деление в пользование отдельной комнаты (в случае вселения граж- дан, которым по праву собственности принадлежит доля жилого поме- щения, и которые не являются членами семьи собственника или собс- твенников) либо решение суда. Если сособственником жилого помещения является юридическое лицо, то соглашение об определении порядка пользования жилыми по- мещениями подписывается представителем этого юридического лица. От имени сособственника в лице города Москвы соглашение об определении порядка пользования жилыми помещениями подписывается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Де- партаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сто- рон. 2.2.4. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселе- нии в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге). 2.3. Расположенные в коммунальной квартире, гражданами предс- тавляются: 2.3.1. Документы о праве собственности граждан на жилые поме- щения: - свидетельство о праве собственности гражданина на жилище; - правоустанавливающий документ на жилое помещение (договор передачи, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, договор ренты с пожизненным содержанием либо иной договор в соот- ветствии с законодательством); - правоустанавливающий документ на жилое помещение и свиде- тельство о государственной регистрации права, выданное на основа- нии правоустанавливающего документа; - иные документы, подтверждающие право собственности гражда- нина на жилое помещение; - решение суда. 2.3.2. Договор найма (коммерческого), социального найма, до- говор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в качестве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу). 2.3.3. Согласие собственников всех жилых помещений (комнат) в данной коммунальной квартире на вселение гражданина в качестве члена семьи собственника либо члена семьи гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования. От имени собственника - города Москвы, согласие на вселение граждан дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 2.3.4. Согласие на вселение несовершеннолетних детей их роди- телей (усыновителей, опекунов), органа опеки и попечительства в случае вселения несовершеннолетних детей в коммунальную квартиру из отдельной квартиры. 2.3.5. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселе- нии в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге). 2.3.6. Справка об отсутствии тяжелых форм хронических заболе- ваний у проживающих и вселяющихся лиц, при которых совместное про- живание в одной квартире невозможно, в соответствии с перечнем со- ответствующих заболеваний, который устанавливается Правительством Российской Федерации. 3. Гражданами представляются при вселении в специализирован- ные жилые помещения: - предоставленные с целью социальной защиты отдельных катего- рий граждан - договор безвозмездного пользования жилым помещением; - в специально оборудованные - договор безвозмездного пользо- вания специально оборудованным жилым помещением; - в служебные - договор найма служебного жилого помещения; - в жилое помещение в общежитии - договор найма жилого поме- щения общежития при предоставлении комнаты в общежитии, договор пользования жилым помещением общежития при предоставлении места в общежитии; - маневренного фонда - договор найма жилого помещения манев- ренного фонда, а также договор краткосрочного найма при предостав- лении жилых помещений на срок до одного года; - расположенные в домах-интернатах для детей, детей-инвали- дов, детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях социального обслуживания для инвалидов, лиц пожилого возраста, учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства (дома ночного пребывания, социальные гостиницы, социальные приюты), в другие жилые помещения иного специального назначения - решения уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, вынесенные в установленном законом порядке. При вселении граждан в качестве членов семьи в специализиро- ванные жилые помещения представляется соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении органом исполни- тельной власти, уполномоченным собственником данных специализиро- ванных жилых помещений, права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу. 4. Уполномоченный орган исполнительной власти, органы регист- рационного учета совместно с лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, осуществляют конт- роль соответствия вселения граждан в жилые помещения требованиям законодательства. 5. Вселение граждан в жилые помещения не может считаться за- конным, если: 5.1. Гражданин самоуправно занял жилое помещение либо само- вольно построил здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для заселения. 5.2. Жилое помещение, принадлежащее гражданину или юридичес- кому лицу на праве собственности и предоставляемое по договору в пользование иным лицам, обременено правами третьих лиц, в том чис- ле на основании договора ренты и пожизненного содержания с иждиве- нием, находится в залоге, состоит в споре, под арестом или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федера- ции. 5.3. Жилое помещение (жилой дом) подлежит освобождению в свя- зи с: - проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граж- дан; - переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд; - признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу; В этих случаях вселение граждан не допускается с момента при- нятия правового акта Правительства Москвы об освобождении жилого помещения (жилого дома), если иное не предусмотрено законодатель- ством. - изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законода- тельством города Москвы, в связи с необходимостью нового строи- тельства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов. В данном случае вселение граждан не допускается с момента принятия правового акта Правительства Москвы об изъятии, использо- вании земельного участка, если иное не предусмотрено законодатель- ством. 5.4. В судебном порядке признано невозможным совместное про- живание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не дос- тигшими 18-летнего возраста. 5.5. Документ на вселение в жилое помещение, а также сделка, связанная с установлением или изменением права владения, пользова- ния и (или) распоряжения жилым помещением, либо иной документ, ус- танавливающий право собственности на жилое помещение, в установ- ленном порядке признаны недействительными, либо документ на вселе- ние в жилое помещение отменен в установленном порядке. Верно:

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, а также другие особенности миграции и смены места проживания, предусматривается Федеральным законом № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”.

Поправки, внесенные в закон о регистрации граждан РФ по месту жительства

Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.

Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте

Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:

  • Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
  • Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
  • Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
  • Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
  • В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
  • При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.

Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.

Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура осуществления прописки по месту проживания для российских граждан состоит из следующих шагов:

  • Составление заявления о снятии с регистрационного учёта с текущего места прописки.
  • Далее необходимо пройти процедуру снятия с учёта. Для этого требуется явиться с необходимыми документами в федеральную миграционную службу или другой компетентный орган, осуществляющий данные процедуры по месту жительства. На базе предоставленных бумаг составляется лист выбытия, после чего гражданин заполняет форму для прописки, которая подтверждает факт снятия с регистрационного учёта.
  • Следующим шагом является подача документов в соответствующие органы для регистрации по новому месту долгосрочного пребывания. Помимо пакета документов, в регистрационное учреждение ФМС должны прийти все члены семьи от 14 лет, которые участвуют в перерегистрации. После проверки бумаг, если они правильно заполнены, их передают главе отделения, который осуществляет прописку и указывает в какой срок можно забрать документы;
  • Оформленные бумаги выдаются любому члену семьи, проходящему процедуру регистрации, под роспись.

Правила регистрации по месту жительства устанавливаются следующими законодательными актами:

  • Законом № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения”;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 “Об утверждении правил регистрирования”.

В субъектах Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные особенности процедуры регистрации, однако перечисленные шаги являются основными и действуют на территории всей страны и её субъектов.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ № 181

Сроки

Согласно законодательству № 5242-1, регистрационные органы службы миграции обязаны в течение трёх дней произвести регистрацию гражданина на новом месте и выдать в течение этого срока его паспорт с соответствующей пометкой о месте прописки.

Для регистрации можно обратиться в следующие учреждения:

  • Отделение Федеральной миграционной службы;
  • Отделение МВД, которое осуществляет функции ФМС, если она отсутствует в населённом пункте;
  • Паспортный стол;
  • Многофункциональный центр;

В соответствии с законом о прописке, граждане вправе выбирать на своё усмотрение организацию для осуществления прописки.

В соответствии со статьёй 19.15.1 КоАП РФ, проживание без временной или постоянной регистрации — недопустимо. Прописка является обязательной для всех.

При выявлении отсутствия регистрации, административным кодексом предусматриваются следующие штрафные санкции:

  • 3 тысячи рублей для проживающего;
  • 5 тысяч рублей для хозяина жилой площади;
  • в Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 5 и 7 тысяч рублей соответственно.

В соответствии со статьёй 322.2 УК РФ, в случае фиктивной прописки гражданина РФ или иностранца, для владельца квартиры или другого лица, совершившего правонарушение, устанавливаются следующие меры наказания:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или трёхгодичной заработной платы;
  • исправительные работы на протяжении до трёх лет с ограничениями на отдельные виды деятельности;
  • заключение на срок до 3 лет.

Если правонарушитель самолично сообщает о фиктивной регистрации, он может быть освобождён от штрафных санкций.

Проживание без прописки допускается только в случае, если жилец является близким родственником хозяина квартиры или зарегистрирован в том же городе.

Список документов

Перечень документов, необходимых для регистрации по новому месту жительства, устанавливается статьёй 6 настоящего законодательства.

Список требуемых бумаг:

  • Удостоверение личности;
  • Заявление;
  • Листки о выбытии и прибытии;
  • Документы, которые подтверждают право прописки (договор аренды или собственности).
  • Разрешение на регистрацию, если гражданин не является собственником жилья.

В заявлении на регистрацию необходимо указать следующую информацию:

  • Полное название организации, в которую оно подаётся;
  • Контактные данные заявителя и собственника жилья (фамилия, имя, отчество, номер телефона);
  • Адрес квартиры или дома;
  • Основания для прописки;
  • Сведения о выселении с предыдущего жилья;
  • Подпись владельца жилого помещения.

Образец заявления (форма № 6) можно скачать .

Скачать действующую редакцию закона

Для детального ознакомления с положениями закона № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” можно скачать актуальную редакцию документа

  • 5. Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права
  • Лекция 3. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения
  • 1. Понятие, особенности и структура административно-процессуальных норм
  • 2. Виды административно-процессуальных норм
  • 3. Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений
  • 4. Содержание и виды административно-процессуальных правоотношений
  • Раздел II отдельные административные производства Лекция 4. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 1. Понятие, цель и задачи производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 2. Субъекты правотворческой деятельности в сфере государственного управления и их компетенция по принятию нормативных правовых актов
  • 3. Стадии производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • II. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.
  • III. Государственная регистрация нормативных правовых актов государственного управления.
  • IV. Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов государственного управления.
  • Лекция 5. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 1. Общая характеристика производства по предложениям и заявлениям граждан
  • 2. Стадии производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 3. Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел
  • Лекция 6. Регистрационное производство
  • 1. Общая характеристика регистрационного производства
  • 2. Стадии регистрационного производства
  • 3. Особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств
  • 3.1. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации
  • 3.3. Производство по регистрации транспортных средств
  • Лекция 7. Лицензионно-разрешительное производство
  • 1. Лицензионно-разрешительное производство в структуре административного процесса
  • 2. Субъекты и участники лицензионно-разрешительного производства
  • 3. Стадии и виды лицензионно-разрешительного производства
  • Лекция 8. Производство по делам о поощрениях
  • 1. Общая характеристика поощрительного производства
  • 2. Стадии производства по делам о поощрениях
  • 1) Возбуждение ходатайства о поощрении.
  • 2) Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган.
  • 3. Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел
  • Лекция 9. Контрольно–надзорное производство
  • 1. Общая характеристика контрольно-надзорного производства
  • 2. Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности
  • 3. Стадии и сроки контрольно-надзорного производства
  • Лекция 10. Производство по административно-правовым жалобам и спорам
  • 1. Характеристика процессуальных особенностей рассмотрения административно-правовых жалоб и споров
  • 2. Особенности производства по административным жалобам
  • 3. Стадия по исполнению принятого решения
  • 4. Стадия пересмотра принятого решения по жалобе
  • 3. Рассмотрение административно-правовых жалоб и споров в судебном порядке
  • Лекция 11. Дисциплинарное производство
  • 1. Понятие и особенности дисциплинарного производства
  • 2. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства
  • 3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности
  • 4. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел
  • 2. Рассмотрение материалов дела и принятие решения.
  • Лекция 12. Исполнительное производство
  • 1. Общая характеристика исполнительного производства
  • 2. Участники исполнительного производства и их правовое положение
  • 3. Стадии исполнительного производства
  • Лекция 13. Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 1. Общая характеристика производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 2. Процедуры применения мер административного предупреждения, закрепленных санкцией правовой нормы
  • 3. Процедуры применения отдельных мер административного пресечения
  • Раздел III производство по делам об административных правонарушениях Лекция 14. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
  • 3. Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 15. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • 4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 16. Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Общая характеристика системы субъектов производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Административно-процессуальный статус лиц (органов) ведущих производство по делу об административном правонарушении
  • Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • 3. Административно-процессуальный статус участников производства по делу об административном правонарушении
  • Лекция 17. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, цели применения и элементы правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • Содержание
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации

    Правовую основу данного вида регистрационного производства составляет Конституция Российской Федерации, ч. 2 ст. 27 которой гласит: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», Закон РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1 в ред. от 22.12.2004 года, «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных, ответственных за регистрацию», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 2 , Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы России от 20.09.2007 года № 208 3 , жилищное, гражданское и другое законодательство.

    Регистрация граждан – это предусмотренный федеральным законом способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный порядок и отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания и месту жительства.

    Целями регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства является:

    – обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом;

    – учет населения;

    – упорядочение его передвижения;

    – охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьба с преступностью.

    Задачами регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства являются:

    – обеспечение реализации гражданами своих субъективных прав и обязанностей;

    – обеспечение граждан Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

    – упорядочение передвижения граждан по территории Российской Федерации;

    – организация учета граждан Российской Федерации;

    – обеспечение рационального размещения населения по территории России;

    – осуществление мер по борьбе с преступностью;

    – укрепление государственной и общественной безопасности.

    Специфические особенности регистрационного производства в деятельности подразделений по делам миграции, проявляются в том, что:

    – регистрационное производство в деятельности подразделений по делам миграции состоит из: процедур регистрации граждан по месту пребывания; процедур регистрации граждан по месту жительства; процедур снятия граждан с регистрационного учёта;

    – в отличии, например, от производства по выдаче документов, удостоверяющих личность, регистрация и снятие с регистрационного учёта граждан может производиться по оформленной соответствующим образом нотариально заверенной доверенности. Личная явка граждан, за исключением лиц, имеющих судимость, в подразделения по делам миграции не обязательна;

    – регистрация граждан в подразделениях по делам миграции является одновременно правом, и обязанностью быть зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, что является отличительной особенностью по сравнению с другими видами регистрационных производств.

    – решение по вселению гражданина в жилое помещение принимают жилищные органы (отдел вселения и регистрации), а окончательное решение непосредственно по регистрации гражданина – подразделения Федеральной миграционной службы. Исполнение принятого решения возлагается на оба органа.

    Субъектами данного регистрационного производства являются с одной стороны – уполномоченные должностные лица регистрирующего органа (подразделение по делам миграции, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации – должностные лица органов местного самоуправления поселений), а с другой – должностные лица, ответственные за регистрацию и граждане.

    В свою очередь, должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица, указанные в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713.

    Производство по делам о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, как правило, начинается по инициативе заинтересованных физических лиц на основании заявления, представляющего собой обращение в подразделение Федеральной миграционной службы по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учёта гражданина России по месту пребывания и месту жительства.

    Заявление как юридический факт порождает правовые последствия, одним из которых становится обязанность соответствующего органа или должностного лица предпринять необходимые действия, направленные на достижение конкретного результата, объективно вытекающего из данного правоотношения.

    Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации состоит из следующих элементов (стадий).

    Возбуждение регистрационного дела и предварительная проверка представленных для регистрации документов – начальная стадия регистрационного производства. Данное дело считается возбужденным с момента подачи гражданином (законными представителями) заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также снятии гражданина или лиц, не достигших 14-ти летнего возраста с регистрационного учета и приложенных к нему документов. На этой стадии должностные лица, ответственные за регистрацию проверяют подлинность документов, представленных гражданином. Визуально выясняется, не содержат ли представленные документы признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, вставки листов и т.д.).

    Для регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрациюдокументы, указанные в п.п. 5, 9 и 16 вышеназванных Правил.

    В обязанность должностных лиц, ответственных за регистрацию входит

    предварительная проверка представленных гражданином документов, оформление документов на регистрацию с соблюдением всех законодательных норм, относящихся к вселению гражданина в данное жилое помещение.

    В обязанность гражданина, прибывшего к месту пребывания (временного проживания) на срок свыше 90 дней, входит представление документов на регистрацию в течение трех суток (исключая выходные и праздничные дни), к месту жительства – не позднее семи дней со дня прибытия.

    При поступлении заявления гражданина о регистрации по месту пребывания по форме № 1 лица, ответственные за регистрацию осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и правильность их оформления, составляют в 2-х экземплярах адресные листки прибытия, а при поступлении документов о регистрации по месту жительства, кроме того, заполняют карточку регистрации по форме № 9, поквартирную карточку по форме № 10 или вносят соответствующие сведения в домовую книгу, адресные листки прибытия по форме № 2, листок статистического учета прибытия по форме № 12П, после чего подготовленные ими документы в 3-х дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

    Вторая стадия регистрационного производства – рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии сотрудники подразделений Федеральной миграционной службы в 3-х дневный срок рассматривают поступившие от должностных лиц, ответственных за регистрацию документы, сверяют их подлинность, проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме № 2, листков статистического учета по форме № 12П и № 12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме № 9, в поквартирных карточках по форме № 10 и домовых книгах по форме № 11 сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, производят проверку регистрируемых граждан по учётам адресно-справочного бюро и информационного центра на наличие компрометирующих материалов.

    Стадия принятия решения по делу. Решение о регистрации принимается единолично уполномоченным на то должностным лицом регистрирующего органа, как правило, руководителем (начальником подразделения Федеральной миграционной службы) в 3-х дневный срок со дня получения документов о регистрации или письменно уведомляет о причинах отказа принятия такого решения.

    При этом регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, осуществляется на указанный в заявлении срок, определенный по взаимному соглашению:

    – с нанимателями и всеми совместно проживающими с ним совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилищного фонда;

    – с собственниками жилых помещений;

    – с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

    При отказе в регистрации все документы возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а так же гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для последующего вручения гражданам.

    В заявлении на регистрацию производится запись о принятом решении, с указанием оснований регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии).

    Процедура снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании раздела V Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства по истечении срока пребывания, указанного в заявлении о регистрации, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристических базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытии.

    Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме №7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.

    Снятие же граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в следующих случаях:

    а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

    б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

    в) осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

    г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

    Решение о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства принимается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3-х дней с момента получения соответствующих документов путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме № 9 или домовых книгах по форме № 11, а также на вторых экземплярах листков убытия по форме № 7 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Стадия исполнения решения. После принятия решения о регистрации (снятии с регистрационного учёта) физическое лицо приобретает определённый правовой статус, у него возникают, изменяются или прекращаются определённые права и обязанности.

    Гражданин считается зарегистрированным только после введения его данных о миграции в компьютерную сеть центрального адресного бюро.

    Принятое решение может быть оформлено двумя способами:

    а) в паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации;

    б) в случае, когда регистрация по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, которые регистрируются по книге учёта, выдаваемых свидетельств. При регистрации граждан по месту пребывания выдаются свидетельства по соответствующей форме.

    Исполнение принятого решения возлагается органы регистрационного учета и должностных лиц, ответственных за регистрацию.

    После оформления регистрации по месту пребывания или жительства, или снятия с регистрационного учёта, жилищные органы обязаны на основании документа (карточки регистрации по форме № 9), представленного подразделениями Федеральной миграционной службы, внести зарегистрированного гражданина в свои регистрационные и финансовые учёты.

    В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки в виде штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Сведения о фактах регистрации граждан по месту жительства ежедекадно направляются в органы налоговой службы.

    Принятое по регистрационному делу решение может быть обжаловано в порядке, установленном для самостоятельного производства по рассмотрению жалоб граждан.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИИ СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ

    от 02.02.1998 N 4-П)

    8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    II. Регистрация граждан по месту пребывания

    9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

    документ, удостоверяющий личность;

    24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.

    Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания.

    Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства.

    25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.

    26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.

    26(1). Регистрация по месту жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из поселений (по выбору гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

    Для регистрации по месту жительства указанный гражданин предъявляет в орган регистрационного учета следующие документы:

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

    з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

    и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме.

    32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "в",

    2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда

    3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов

    4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

    Каждый человек, находящийся на территории Российской Федерации, обязан зарегистрироваться по месту пребывания или месту жительства, иначе его нахождение в субъекте РФ признается противозаконным. На порядок регистрации влияют статус гражданина и условия его пребывания в России. Так, резидент РФ, переехавший в другое поселение, будет оформлять регистрацию по иным правилам, нежели иностранец, прибывший в качестве туриста или по работе. Чтобы не допустить ошибки при регистрации, нужно заранее изучить правила регистрации по месту пребывания и месту жительства в РФ в 2019 году.

    Как закон определяет место жительства

    Многие путают понятия места жительства и регистрации. Разъяснения по данному вопросу приводятся в тексте Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” .

    Действующие законы подразумевают под местом жительства такую жилплощадь, где человек проживает постоянно или хотя бы преимущественно. Проживание на постоянной основе предполагает его несменяемость на протяжении относительно стабильного времени. Преимущественное же проживание характеризуется относительным постоянством в сравнении с длительностью нахождения человека в каких-либо других жилых помещениях.

    Из вышесказанного следует, что местом жительства называется место, где лицо присутствует на постоянной основе, пусть даже в определенные промежутки времени его там нет. Человек может быть владельцем помещения, арендовать его, жить в нем по или на других законных основаниях.

    Что касается несовершеннолетних, не достигших 14 лет или находящихся под опекой, местом их жительства признается место жительства родителей, усыновителей и опекунов.

    О видах регистрации

    Для начала стоит заметить, что в апреле 2016 года Президентом РФ была упразднена деятельность Федеральной миграционной службы. С момента прекращения существования такой госструктуры, как ФМС, контроль за миграцией принадлежит Министерству внутренних дел России. МВД по сегодняшний день исполняет функции миграционной службы и действует в соответствии с принятыми ею ранее законными актами.

    Вступившее в силу в июле 1997 года постановление Правительства РФ о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета содержит разъяснения относительно разграничения понятий постоянной и временной регистрации. Порядок и сроки их оформления, а также перечень необходимых документов отличаются.

    Следует уточнить, что принятое ранее понятие прописки употребляется и по сей день, хотя на законодательном уровне принято пользоваться понятием “регистрация”. Имеется существенное различие между пропиской и регистрацией. Оно заключается в том, что прописка имела разрешительный характер и ограничивала право граждан на передвижение и выбор места проживания. А регистрация носит уведомительный характер, и власти не дают разрешения и не запрещают пребывание в каком-либо месте – их просто необходимо оповестить о своем решении проживать на выбранной жилплощади. Однако при бытовом общении регистрация по месту жительства и прописка – это одно и то же, в настоящее время данные понятия стали синонимами.

    Постоянная регистрация

    Постоянная регистрация предполагает нахождение человека по указанному адресу на протяжении длительного срока вплоть до оформления прописки по новому месту постоянного жительства или смерти гражданина. На постоянной основе лицо может находиться:

    • в жилом помещении, которым оно обладает на правах собственности;
    • в съемном жилье, предоставленном на долгое время;
    • на муниципальной или служебной жилплощади;
    • в квартире или доме, принадлежащим членам его семьи.

    Новое постановление на регистрацию по месту жительства предполагает ужесточение правил прописки как для граждан России, так и для иностранцев.

    За нарушения порядка регистрации человек будет привлекаться не только к административной, но и к уголовной ответственности.

    К примеру, запрещается оформлять регистрацию в нежилом помещении или на жилплощади, где гражданин фактически не проживает.

    На вопрос, что дает регистрация по месту жительства, можно привести массу примеров:

    • граждане России соблюдают закон и избавляют себя от волнений по поводу проверок контролирующими органами;
    • иностранцы исключают возможность их депортации и отказа в оформлении вида на жительство при наличии оснований на его получение;
    • у людей появляется , поставить на учет автомобиль, записать ребенка в школу или дошкольное учреждение, наблюдаться в поликлинике, получать различные льготы и пособия и т. д.

    Законодательство РФ дает четкое определение тому, что такое временная регистрация по месту пребывания. Таковой признается постановка на регистрационный учет людей, нуждающихся в проживании вне места постоянного жительства на определенный срок и собирающимся вернуться по месту прописки.

    Закон предписывает гражданам, планирующим находиться вне места постоянного проживания более трех месяцев, оформлять регистрацию по месту пребывания. Нахождение иностранных граждан на территории России без оформления временной регистрации также признается незаконным.

    Без постановки на регистрационный учет по месту временного нахождения человек лишается определенных социальных гарантий и возможности реализовать некоторые права. Вот для чего нужна регистрация по месту пребывания – чтобы не нарушать действующее законодательство, иметь право на реализацию своих прав и свобод и не попасть под штрафные санкции.

    При этом выписываться из квартиры или дома не нужно, а за готовым свидетельством о постановке на учет можно никуда не ходить – достаточно указать почтовый адрес, куда сотрудники МВД должны будут его отправить. Поэтому уведомить власти о переезде в другое место и законно оформить временное пребывание по месту работы, службы или отдыха не составит труда.

    Какие документы нужны для регистрации по месту жительства

    Административным регламентом, принятым Федеральной миграционной службой взамен действующего с 2007 года, определен исчерпывающий список документов, требуемых для прохождения процедуры регистрации по месту проживания.

    Отличается набор документов для случаев регистрации в приватизированной и муниципальной квартире, также отдельный перечень существует для проведения регистрации в частном доме.

    Естественно, список документов разнится и для ситуаций, когда заявитель желает оформить постоянную или временную регистрацию. К примеру, во втором случае от него потребуется заполнить заявление о временной регистрации по месту пребывания. Особые требования относительно комплекта документов предъявляются к гражданам, состоящим на воинском учете.

    Нормы и порядок регистрации

    Условия регистрации Постоянная регистрация
    Когда регистрация не обязательна Лицо собирается находиться в месте временного проживания менее 90 дней. -
    Срок обращения Не позднее 90 дней с момента переезда. Не позднее 7 дней с даты переезда.
    Ответственные за регистрацию Жилищно-эксплуатационная организация.
    Собственник жилого помещения (физическое или юридическое лицо).
    Уполномоченное должностное лицо МФЦ.
    Администрация учреждения (в случае нахождения гражданина в гостинице, лечебном учреждении, туристической базе, тюрьме и т.д. и при отсутствии другого места на территории того же субъекта РФ для оформления регистрации). -
    Необходимые документы Внутренний паспорт или другое удостоверение личности.
    Заявление о постановке на регистрационный учет.
    Документ, подтверждающий законность пользования помещением:
    ● заявление того, кто предоставил жилье,
    ● свидетельство о регистрации прав на жилплощадь или договор социального найма (лицо вправе указать реквизиты документов, не предъявляя их),
    ● договор (под)найма.
    Сроки регистрации Уполномоченные лица перенаправляют документы в МВД в течение 3 дней.
    Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать заявителя за 3 рабочих дня или 8 рабочих дней с момента подачи заявления, если потребовалось делать запрос относительно документов, подтверждающих право на проживание на указанной жилплощади, или если заявление подавалось в электронном виде (или же процесс оформления завершается в день поступления от государственных учреждений запрошенных документов).
    Многофункциональный центр перенаправляет информацию о регистрируемом человеке в органы регистрационного учета в течение 1 рабочего дня (кроме случаев, когда приходится делать запрос в другие госструктуры,- тогда срок продлевается до 6 рабочих дней).
    Способы подачи заявления ● личная явка в отделение МВД
    ● обращение в МФЦ
    ● отправка письма по почте
    ● через официальный сайт Госуслуги.
    Сроки регистрации Сроки регистрации определяются по соглашению с нанимателями и членами их семей, либо с владельцами жилплощади, либо с правлением жилищного кооператива. Бессрочно
    С кем согласовывать Согласование требуется только для прописки лиц, достигших совершеннолетия; ребенок же регистрируются вне независимости от согласия указанных лиц.

    ● с владельцем жилища,
    ● с правлением ЖСК,
    ● с нанимателем государственной/муниципальной квартиры (и с его родственниками, включая отсутствующих).

    Подтверждение регистрации ● Свидетельство о регистрации по месту пребывания,
    ● уведомление о регистрации лица (для владельца или нанимателя жилища).
    ● Штамп в паспорте (для совершеннолетних),
    ● свидетельство о регистрации по месту жительства (для детей до 14 лет).

    Мы рассмотрели, как получить временную регистрацию по месту пребывания и как пройти регистрацию по месту постоянного жительства в общем случае. Однако существуют отдельные категории граждан, в отношении которых действуют другие нормативные акты, и порядок постановки на регистрационный учет которых отличается от общей системы.

    Рассмотрим, в чем заключаются особенности схемы регистрации данных категорий лиц, и каков в их случае порядок оформления регистрации по месту пребывания.

    Военнослужащие

    Постановка на регистрационный учет военнослужащих осуществляется на общих основаниях в случае оформления постоянной регистрации (кроме солдат, матросов, старшин и сержантов-призывников). По месту пребывания регистрация возможна на основании командировочного удостоверения или отпускного билета.

    Военнослужащие по контракту, офицеры-призывники и члены их семей подлежат регистрации по месту дислокации воинской части до того времени, пока они не получат жилье.

    Лица без определенного места жительства

    Постановка на временный регистрационный учет осуществляется по общему порядку по адресу учреждения соцобслуживания на основании заявления и удостоверения личности, доказательством регистрации служит выданное свидетельство. Если гражданин не имеет документов, он подает одно только заявление и находится по месту пребывания на протяжении оговоренного с администрацией учреждения срока.

    Религиозные служители

    Регистрация на территории монастырей и прочих религиозных учреждений производится по общей схеме после подачи заявления и предъявления удостоверения личности.

    Лица с работой разъездного характера

    Работники морского/речного флота, участники экспедиций и прочие граждане, часто меняющие место нахождения, должны регистрироваться по месту дислокации учреждений.

    Представители коренного малочисленного народа РФ, который ведет (полу)кочевой образ жизни

    Постановка на учет кочевника возможна:

    • по какому-либо поселению на маршруте кочевий на усмотрение заявителя,
    • по адресу администрации населенного пункта (если место официально признано Правительством России как поселение малочисленного народа).

    Заявителю понадобится предоставить:

    • удостоверение личности;
    • справку из администрации поселения, доказывающую кочевую жизнь заявителя.

    Переселенцы

    Временная прописка переселенцев поневоле возможна на основании направления на временное поселение, выданное в отделении МВД.

    Студенты

    Регистрация студентов очной формы осуществляется по месту пребывания на территории общежития после передачи документов учащегося в органы регистрационного учета уполномоченным лицом вуза, колледжа, ПТУ, академии.

    Необходимые документы:

    • удостоверение личности студента;
    • заявление, заверенное должностным лицом вуза.

    Осужденные

    Регистрация лиц, осужденных к принудительным работам или лишению свободы, должна производиться по месту временного нахождения по предъявлении уполномоченным лицом в органы МВД удостоверения личности осужденного и приговора суда. Если у гражданина отсутствует какой-либо документ, основанием для регистрации становится приговора суда.

    Сколько стоит оформление регистрации по месту жительства

    Гражданам, которых беспокоит, сколько стоит регистрация по месту жительства, стоит узнать, что эта процедура по всей территории России проводится совершенно бесплатно, никакой государственной пошлины не взимается.

    Как только лицо подает заявление об оформлении в отношении него постоянной регистрации с приложением всех необходимых документов, ответственные за проведение регистрации сотрудники или собственник рассматриваемого жилья (при отсутствии должностных лиц) должны на безвозмездной основе:

    • произвести заполнение карточки регистрации;
    • внести сведения в поквартирную карточку;
    • вписать данные в домовую книгу;
    • составить ;
    • оформить .

    Если человек, обратившийся за регистрацией по месту жительства, является одновременно собственником жилья, он вправе самостоятельно заполнять вышеуказанные документы, если должностных лиц нет.

    Помните, что постоянная регистрация по всей стране оформляется совершенно бесплатно. Если какие-либо коммерческие фирмы предлагают за определенную плату пройти процедуру за вас, – это мошенничество, и за выданные ими документы вас могут привлечь к ответственности.

    Порядок регистрации по месту жительства в Москве для российских граждан

    Лица, оставившие предыдущее место жительства с целью проживания на новом месте, должны не позднее 7 дней со дня переезда оповестить ответственных за прием и передачу документов граждан, которые в течение 3 дней перенаправят комплект бумаг в органы регистрационного учета.

    Процедура оформления постоянной регистрации в столице России и других городах отличается от того, как зарегистрироваться по месту пребывания в Москве или другом населенном пункте и предполагает предварительное снятие с регистрационного учета по предыдущему месту жительства. Набор документов также будет отличаться в зависимости от основания для заселения в жилое помещение.

    Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства

    Не только граждане России, но и иностранные подданные обязаны уведомлять власти РФ о выбранном ими месте проживания на ее территории. Данная мера позволяет осуществлять контроль перемещения иностранцев в границах государства и пресекать нарушения миграционного законодательства.

    Сообщить в МВД России о месте своего проживания или пребывания иностранец обязан в течение 7 дней с даты приезда.

    Возникает вопрос, как оформить регистрацию по месту жительства иностранному гражданину, проживающему в гостинице или пребывающему на лечении в учреждении здравоохранения. В таких ситуациях зарегистрировать иностранца закон обязывает администрацию данных учреждений, в противном случае ответственные лица будут привлечены к ответственности.

    Основаниями для прохождения процедуры постановки на регистрационный учет иностранного гражданина является положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” и указания Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” .

    Иностранец вправе не регистрироваться по прибытии в Россию только в том случае, если срок его пребывания не будет превышать одной недели.

    Набор документов для оформления регистрации минимальный:

    • заявление о постановке на регистрационный учет;
    • внутренний или ;
    • документ, подтверждающий законное нахождение в России (миграционная карта, );
    • документ о правах на проживание в жилом помещении.

    Если данные документы утеряны или просрочены, иностранному гражданину придется покинуть территорию страны.

    Если у подданного другого государства не имеется собственного жилья в России, ему необходимо оформить временную регистрацию, указав при этом место своего пребывания и основания для проживания на данной жилплощади.

    Другое дело, если иностранец приобрел жилое помещение: в таком случае он встает на регистрационный учет по месту постоянного нахождения, однако это не будет означать продление разрешения на временное проживание в стране.

    Для гостя из государства, для граждан которого предусмотрен визовый режим для въезда в РФ, срок прописки будет ограничен временем действия визы.

    Если виза была не нужна для пересечения границы, регистрация оформляется на 90 дней, поскольку именно тремя месяцами ограничен срок пребывания в России иностранцев в течение каждого полугодия.

    Если иностранец обладает видом на жительство, это не освобождает его от обязанности зарегистрироваться по месту жительства. Более того, за нарушение закона и пребывание в России без прописки на протяжении трех лет ВНЖ может быть аннулирован.

    Единственным отличием в прохождении процедуры регистрации по месту жительства или пребывания будет отсутствие у иностранца возможности дистанционного обращения за оказанием услуги.

    Продлевается регистрация иностранного гражданина в том случае, когда выполняются одновременно три условия:

    • гражданин обратился в органы регистрационного учета с ;
    • документы, дающие право проживать в определенном жилом помещении, позволяют находиться в них на протяжении большего срока;
    • срок пребывания иностранца в России продлен на основании пролонгирования визы или выдачи РВП/ВНЖ.

    Понятие фиктивной регистрации

    Российскими законами предусмотрены сжатые сроки для обращения в компетентные органы и регистрации по новому месту жительства. Очевидно, что для этого нужно найти жилье и получить согласие собственника на проживание, а это требует времени. В связи с этим, чтобы не нести ответственность за проживание в каком-либо городе России без прописки, граждане идут на нарушение закона и за определенную плату оформляют регистрацию в местах, где не собираются проживать.

    Оформление документов, свидетельствующих о наличии постоянного места проживания, без намерения находиться в указанном помещении, называется фиктивной регистрацией.

    Регистрация через МФЦ

    Полномочия на проведение процедуры регистрации на данный момент имеются у Министерства внутренних дел, однако граждане вправе обратиться не только напрямую в территориальное отделение МВД, но и в паспортный стол ЖЭУ или МФЦ, если таковой имеется в регионе нахождения заявителя. Граждане зачастую выбирают именно МФЦ, поскольку документы могут быть поданы в режиме “одно окно”, а сотрудники центра готовы проконсультировать по интересующему вопросу.

    Порядок регистрации онлайн

    Существует несколько способов обращения за услугой регистрации по месту жительства, одним из них является подача заявления и отсканированных документов через официальный Портал государственных услуг . Для многих граждан оформление документов в электронном виде является наиболее удобным в силу отсутствия необходимости стоять в очередях.

    Как зарегистрировать ребенка по месту жительства

    Процесс оформления регистрации по месту жительства ребенку отличается от аналогичной процедуры, проводимой в отношении граждан, достигших совершеннолетия. В то же время, несмотря на возникающие сложности, родители должны своевременно регистрировать своих детей, чтобы не попасть под штрафные санкции и получить возможность реализовать некоторые права и социальные гарантии.

    К примеру, наличия прописки у ребенка требуют школы, детские сады и поликлиники. За пособиями и сертификатом на материнский капитал обратиться можно также исключительно после прохождения процедуры регистрации ребенка.

    Зачастую возникает необходимость оформить детям регистрацию по месту пребывания, а не постоянного проживания.

    Как формируется график приема по вопросам регистрации

    Для удобства людей отделения Министерства внутренних дел России открыты для посещения гражданами по вопросам регистрационного учета по месту жительства не только по будням, но и каждую нечетную субботу любого месяца за исключением праздников. В случае, если у должностных лиц МВД РФ суббота была рабочей, ближайший понедельник становится выходным днем.

    Регистрация места жительства в России является одной из наиболее важных процедур. Поэтому в соответствии с локальными приказами органов Министерства внутренних дел конкретных субъектов РФ утвержденный график приема граждан, обратившихся для оформления постоянной регистрации, может подвергаться изменениям с целью соблюдения интересов заявителей. При этом общее число рабочих часов сотрудников госструктуры никогда не изменится в меньшую сторону.

    Согласно абзацу 3 пункта 38 Административного регламента ГУВМ МВД, регистрация по месту жительства может проводиться и по предварительной записи, причем время ожидания не превысит 15 минут со времени, на которое человек записался на прием.

    Какие предусмотрены ограничения при оформлении постоянной регистрации

    Правила предоставления гражданам государственной услуги по регистрации лиц по месту жительства сами по себе не предусматривают каких-либо оснований для ограничений или отказа в постановке на регистрационный учет.

    Регистрация по месту жительства по новому порядку позволяет даже не обращаться в отделение МВД для снятия с регистрационного учета по предыдущему месту жительства: сотрудник МВД проставляет оттиск штампа о снятии с учета автоматически – при проставлении штампа об оформлении регистрации по новому месту жительства.

    Свидетельство о регистрации

    Учетные меры являются обязательными для всех без исключения граждан вне зависимости от возраста и каких-либо иных факторов. По завершении процедуры постановки лица на регистрационный учет ему либо проставляется соответствующий штамп в паспорте, либо выдается специальный документ – свидетельство о регистрации по месту жительства.

    Читайте детальнее о том, на какой срок выдается, где получить и, что представляет собой .

    Санкции за отсутствие регистрации

    Резиденты и нерезиденты России, дети и совершеннолетние, трудоустроенные и безработные, имеющие жилье для постоянного проживания или располагающие только местом для временного нахождения – все без исключения обязаны зарегистрироваться по месту своего проживания или пребывания. Поэтому на вопрос граждан о том, обязательна ли временная регистрация по месту пребывания, ответ будет положительным.

    За отсутствие регистрации предусмотрен штраф. Под органами регистрационного учета, уполномоченными на регистрацию граждан по месту проживания подразумевается то же ведомство, что и орган регистрационного учета по месту пребывания, – Министерство внутренних дел. Нужно обратиться в МВД лично или передать документы через ответственное должностное лицо, иначе за отсутствие прописки последует административное наказание.

    Как продлевается регистрация по месту пребывания

    Место пребывания – это именно временное жилье, где человек не останется навсегда. При оформлении временной регистрации даже не нужно отказываться от регистрации по месту постоянного проживания. Отсюда следствие – постановка на регистрационный учет по месту пребывания имеет определенный срок действия. Данное положение подтверждает закон о временной регистрации по месту пребывания.

    Когда временное жилье предоставляется по договору найма или поднайма, максимальный срок действия документа не может превышать пять лет. Можно сделать вывод о том, что любое временное жилье не может быть предназначено для постоянного проживания. Зарегистрироваться по месту временного пребывания необходимо в срок до девяноста дней. На вопрос, где сделать регистрацию по месту пребывания, ответ один – в отделении МВД РФ.

    Временная регистрация нужна, только если гражданин переезжает на срок более 3 месяцев, затем ее нужно продлевать по истечении положенного времени.

    Для иностранцев данный процесс представляется более сложным.

    Смена регистрации по месту жительства

    Граждане, переезжая с одного места жительства на другое, часто откладывают прохождение процедуры смены регистрации. В то же время практически любая другая государственная услуга требует доказательств постановки на учет по месту жительства, будь то оформление заграничного паспорта, постановка на учет транспортного средства или получение денежных пособий.

    Кроме того, за нарушение сроков смены регистрации предусмотрены административные наказания, а правила снятия с регистрационного учета по месту жительства устанавливают максимальный срок для регистрации по новому месту проживания, равный семи дням с момента переезда.

    Другое дело, что законом разрешается не обращаться в отделение МВД для снятия с регистрационного учета – при оформлении новой постоянной регистрации сотрудник Министерства внутренних дел автоматически проставит штамп о снятии с учета по предыдущему месту жительства.

    Правила регистрации по месту жительства: Видео