С изменениями и дополнениями от. Положения о лицензировании транспортных перевозок Закон о лицензировании пассажирского транспорта

Архив новостей

Архив прессы

В.В. Путин и Госдума РФ приняли закон о лицензировании автобусных перевозок

Новый закон об обязательном лицензировании автобусных перевозок подписал президент России Владимир Путин. Документ опубликован 31 октября на официальном интернет-портале правовой информации.

Законом введено «лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Исключение составят перевозки на автобусах пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб и других спецведомств, а также перевозки вне автомобильных дорог общего пользования.

Перевозчики обязаны получить лицензии в течение четырех месяцев со дня вступления закона в силу.

Закон также закрепляет понятие «тахограф». Тахографами должны быть оснащены транспортные средства с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и сидячими местами для более чем восьми пассажиров. Это положение вступит в силу через год.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, запрещающий автобусные перевозки без лицензии.

Проект № 262341-7 во втором чтении - скачать


Законопроект об обязательном лицензировании автобусных перевозок приняла Государственная Дума России 9 октября на пленарном заседании.

Законопроект, упорядочивающий эксплуатацию автобусов и мини-автобусов, принят Госдумой во втором чтении. Получение лицензии станет необязательным только для осуществления автобусных перевозок различными государственными ведомствами (полицией, аварийно-спасательными службами и другими).

Инициатором этого законопроекта выступило Министерство транспорта РФ. В Минтрансе отметили, что в России начался рост количества ДТП с участием пассажирского транспорта после того, как обязательное лицензирование автобусных перевозок было отменено в 2011 году.

Напомним, 21 сентября руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин призвал принять закон о лицензировании пассажирских перевозок в ускоренном режиме.

В частности, вводится "лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами". Эта мера не коснется лишь перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, ФСБ, ФСО, Вооруженных Сил, Росгвардии, Следственного комитета, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

Это положение вступит в силу через 120 дней после официального опубликования будущего закона. На получение лицензий отводится 4 месяца со дня вступления в силу указанной нормы.

Кроме того, документом закрепляется понятие "тахограф ". Водители, эксплуатирующие транспортные средства с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и числом сидячих мест (помимо сиденья водителя) более восьми, будут обязаны обеспечивать их оснащение тахографами. Это положение начнет действовать через год после официального опубликования.

Предусматривается, что при осуществлении госнадзора в области автотранспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, проводиться не будут.

Эта норма вступит в силу по истечении 120 дней после официального опубликования. Одновременно оговаривается возможность проверок объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом руководства органа госнадзора.

В июле 2017 года президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства выразил обеспокоенность увеличением числа аварий с участием автобусов. Занимавший тогда пост главы Минтранса Максим Соколов сообщил о подготовке законопроекта, который возвращает лицензирование в сфере пассажирских автоперевозок.

После года работы над законопроектом, направленным на возвращение лицензирования автобусного транспорта и непосредственной деятельности перевозчиков - перевозки пассажиров, в систему перевозок возвращаются лицензии. Законопроект под номером 262341-7 был внесен в Государственную думу в начале сентября прошлого года. Пройдя ряд законотворческих исследований, в том числе рассмотрение проекта в трех чтениях: 24.10.2017 (Первое чтение), 5.10.2018 (Второе чтение), 12.10.2018 (Третье чтение), законопроект был окончательно принят сегодня.

Возможно, у определенного круга читателей возникнет резонный вопрос: правильно ли сделали законодатели, что вновь «навесили» на предпринимателей, занимающихся перевозками, очередное «ярмо»? Ведь опять же власти «душат» бизнес и заводят очередную бюрократическую шарманку.

Позвольте не согласиться. Просто некоторые предприниматели в упор не видят законодательных ограничителей, точнее вообще ничего не видят в погоне за деньгами. А это приводит к тому, что на линию выезжают «уставшие от жизни», полудохлые автобусы-челноки, за рулем этих автобусов сидят не менее изможденные водители, вынужденные выходить в рейс в обход всяких норм безопасности. Некоторые из них обнаглели настолько, что садятся за руль пьяными. Не верите? Посмотрите официальную статистику ГИБДД, и вы удивитесь количеству ДТП, совершенных водителями автобусов «под мухой»:

И речь здесь идет лишь о тех выявленных нарушителях, которые попали в аварию, будучи в состоянии алкогольного опьянения. А сколько пьяниц перевозит людей по стране ежедневно?!

Также не стоит забывать о том, что необходимость принятия закона о лицензировании появилась летом прошлого года после ряда крупных ДТП с участием автобусов, в том числе в Забайкальском крае, в котором всего погибло 14 человек и по факту проверок которого были выявлены множественные нарушения. А последние резонансные ДТП, о которых мы писали вчера в материале:

Там нами был представлен список крупных автокатастроф только за прошедшую неделю. Но даже его страшно читать… гибнут люди. Гибнут из-за нарушений, которых быть не должно!

Так что новый федеральный закон, инициированный Министерством транспорта, оказался как нельзя кстати. Вернее сказать, его нужно было принимать гораздо раньше, ведь о проблеме автобусных катастроф был осведомлен даже президент, чего не должно быть в принципе! Если ведомства, следящие за безопасностью на дорогах, не справляются со своими задачами, значит, они неэффективно управляются, верно? Со всеми вытекающими последствиями.

Как видно, согласно тексту ФЗ (статья 1), вводится обязательное оснащение транспортных средств тахографами, которые будут отслеживать регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, с последующей возможностью доступа должностных лиц органов государственного надзора.


Напомним, что тахограф - это , обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности .

Статья 2 ФЗ гласит, что проверки будут проводиться для выявления соблюдения юридическим лицом или ИП (индивидуальным предпринимателем) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

В том числе ответственность за отсутствие лицензии. За это предполагается административный штраф согласно КоАП:

физическим лицам (водителям) - от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;

должностным лицам грозит штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;

юридическим лицам - от 40 тыс. до 50 тыс. рублей

Также возможна конфискация транспортного средства при повторном нарушении.

Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, включаются в так называемый реестр лицензий.


Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Впрочем, лицензирование коснулось не всех перевозчиков. А именно: «В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования .

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть 16.10.2018 года.

Положение о лицензировании вступит в силу через 120 дней после официального опубликования закона: «В целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается ».


Что касается тахографов, то статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования.

Под лицензией понимают документ, выданный государственным органом, разрешающий перевозить официально людей юридическим и физическим лицам. Благодаря наличию лицензии можно осуществлять не только перевозки внутри своей страны, но и международные. Если компания или отдельное частное лицо желает, чтобы его деятельность развивалась, чтобы потенциальные клиенты тянулись, чтобы сфера деятельности становилась всё больше, то лицензия на перевозку пассажиров может существенно в этом помочь. Крупные фирмы и частники хотят получить коммерческую выгоду, а лицензия может помочь получить ту самую коммерческую выгоду.

Но фактически для чего необходимо иметь лицензию? Занимаясь некоторой деятельностью, физическое и юридическое лицо должно иметь этот важный, подтверждающий право заниматься этой деятельностью, документ. О чём говорит наличие лицензии:

  1. Безопасность пассажиров находится в руках перевозчика и последний, в свою очередь, обязуется обеспечить эту самую безопасность.
  2. Услуги, которые предлагает перевозчик, будут соответствовать нормативам и стандартам, установленным государством.
  3. Водитель, занимающийся перевозкой, имеет хороший опыт в вождении и необходимый стаж.

Только лицензия говорит о том, что физическое или юридическое лицо имеет необходимую профессиональную пригодность. Государственный орган имеет право выдавать лицензию, если у заявителя имеется свой собственный автомобиль или же арендованный заранее. Лицензия может выдаваться на перевозку пассажиров внутреннюю. При этом количество людей, которое можно перевозить одномоментно, должно составлять не больше восьми человек.

Обычно лицензия на пассажирские перевозки выдаётся на срок в 5 лет. Как только этот срок заканчивается, необходимо лицензию продлевать. Выдачей таких документов занимается Федеральная служба по надзору в транспортной сфере.

Стоит знать, в каких случаях получать лицензию не нужно.

  1. Если предприятие для своих нужд занимается перевозкой. Например, доставляет работников к месту их трудовой деятельности.
  2. Если выполняются пассажирские перевозки, в которых количество пассажиров равно 7 или меньше.

Законодательная база

Законодательная база в отношении перевозок имеет свои положения, а также аспекты. Следует рассмотреть те положения, которые являются основными:

  1. Один из самых важных и главных законов, который говорит о лицензировании пассажирских перевозок – это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Если внимательно изучить документ, то особое значение стоит отдать 12 статье первому пункту и подпункту 24. Именно здесь говорится о пассажирских перевозках.
  2. Второй документ, который стоит изучить — это Постановление №280 от 2 апреля 2012 года. Здесь чётко прописано, что касается лицензирования того транспорта, который способен перевозить восемь и более человек.
  3. 29 апреля 2013 года вышел Приказ №144, который опубликовался Министерством транспорта Российской Федерации. Здесь прописан регламент, согласно которому предоставляются услуги государственного характера, касающиеся лицензирования транспорта, вмещающего 8 и более пассажиров.

Если владелец транспортного средства заранее ознакомится с законодательной базой, то он сможет узнать некоторые нюансы получения лицензии. Также владелец узнает о пунктах, которые нужно соблюдать. Государственная служба, контролирующая и совершающая надзор за транспортом, тщательно следит, были ли соблюдены все пункты, которые утверждены законом.

Что является пассажирской перевозкой?

Что подразумевают под собой пассажирские перевозки. Есть чёткое определение, которое даёт ответ на данный вопрос. Итак, пассажирская перевозка – это перевозка пассажиров и багажа в организованном порядке с помощью транспортных средств, которые специально подготовлены. Перевозка осуществляется на определённое расстояние. Что может выступать в качестве транспортного средства для пассажирской перевозки? Это может быть автобус, такси, поезд, самолёт, микроавтобус, теплоход, трамвай.

А пассажиром выступает любой человек, который дал гласное или негласное согласие на перевозку в каком-либо пассажирском транспорте. При этом этот человек не должен являться членом экипажа. Пассажирские перевозки подразумевают под собой несколько вариантов перевозок:

  • автомобильные;
  • железнодорожные;
  • морские или речные;
  • авиаперевозки.

Пожалуй, самым распространённым видом перевозок является автомобильная перевозка. Пассажиров ежедневно перевозят на самые различные расстояния на автобусах, автомобилях, микроавтобусах. Миллионы людей каждый день используют и не могут обойтись без использования автомобильного транспорта. Доступность транспорта, его удобство и относительная дешевизна привлекает массу людей.

Как получить лицензию на перевозку пассажиров?

Если водитель желает работать легально и принимает для этого все меры, то в первую очередь стоит получить разрешение на перевозку пассажиров или лицензию. Кто в основном и для каких целей получает лицензии:

  • маршрутки или маршрутные такси, которые курсируют по городу или в его окрестностях. Микроавтобусы и маршрутки обязаны получать документ, который позволяет перевозить пассажиров в количестве более 8 человек;
  • маршруты между городами – водитель на тех же основаниях, что и в первом случае, обязан получить лицензию. Но в данном случае есть оговорка: перевозка пассажиров должна осуществляться регулярно;
  • такси – популярный вид перевозок людей. Руководители организаций или же водители должны обязательно получить лицензию.

В каждом субъекте Российской Федерации могут осуществляться и устанавливаться какие-то свои правки и порядки. Поэтому в каждом отдельном случае о каких-то нюансах нужно узнавать на месте.

Для того чтобы получить необходимый документ, нужно знать в какие организации необходимо обращаться. Как правило, выдачей таких документов занимается Ространснадзор, а точнее его территориальные пункты, которые расположены в разных городах страны. Но есть такие случаи, когда выдачей занимаются муниципальные органы, которые получили право выдавать лицензии. Все решения, которые принимают уполномоченные органы, выносятся на основании законодательной базы Российской Федерации.

Условия выдачи лицензии

Для получения такого важного документа необходимо соблюдать ряд условий. Какие пункты обязательно должны соблюдаться перевозчиками?

  1. Водитель обязательно перед тем как отправиться в рейс должен пройти освидетельствование у медицинского работника. Причём работник должен иметь медицинское образование, а также получить дополнительное обучение согласно дополнительной программе. Найти такого работника достаточно легко. Если компания большая, то обычно в свой штат она включает медработника. Если же такой возможности нет, то в медицинском учреждении соискатель заключает договор, согласно которому водитель перед рейсом проходит медосвидетельствование.
  2. Автомобили должны обслуживаться технически. Для этого в помещениях, которые подготовлены, на специальном оборудовании машины готовятся и проверяются. Если организация не способна обеспечить себя таким помещением, то можно связаться со специальной фирмой и заключить договор на обслуживание.
  3. Организация, занимающаяся перевозками, должна в своём штате иметь водителей с опытом работы более 5 лет. Водители должны иметь права с категорией Д. Обязательно должна иметься медицинская справка, которая будет говорить о том, что водитель не имеет никаких отклонений для осуществления перевозки пассажиров.
  4. Должно иметься транспортное средство, на котором будет осуществляться перевозка. Этот транспорт может быть собственностью перевозчика. Не исключается возможность взятия транспорта в аренду или лизинг. Транспорт должен иметь паспорт, а также должен быть подготовлен для перевозки людей.
  5. ГЛОНАСС – такой системой нужно оборудовать транспортное средство.
  6. Транспортное средство обязательно должно отвечать тому типу перевозок, который осуществляется.

Предоставить необходимую документацию, которая будет подтверждать, что соискатель соответствует всем требованиям, которые к нему предъявляют. Если говорить о такси, то к данному способу перевозок нужно отнестись внимательно. Чаще всего муниципальные органы занимаются выдачей документа, происходит это после подачи заявления в течение 45 дней. Какие дополнительные требования существуют?

  • каждые 6 месяцев водитель или организация должна проходить технический осмотр;
  • перевозка пассажиров должна осуществляться только на автомобилях с шашечкой.

В любом случае необходимо собрать пакет документов, который требуется предъявить для получения лицензии:

  1. Необходимо написать заявление, а точнее заполнить имеющуюся форму. Сделать это можно как заранее, так непосредственно перед тем, как подаются документы. В заявлении указывают все контакты, включая номер телефона, адрес электронной почты и фактический адрес, реквизиты компании.
  2. Копию договора учредителей, устава или решения, которые должны быть заверены у нотариуса заранее.
  3. Предоставить нужно свидетельство ИНН, ОГРН и документ, свидетельствующий о внесении изменений.
  4. Документы, подтверждающие, что руководитель назначен на данную должность. Также руководитель должен предоставить свой паспорт, можно копию паспорта.
  5. Из реестра юридических лиц нужно сделать выписку, копию заверить и предъявить вместе со всеми документами.
  6. При наличии медицинского работника в штате, нужно предъявить его диплом. Если же был заключен договор со сторонней организацией, то нужно сделать копию данного договора. Напоминаем, что медработник необходим для проведения медицинского освидетельствование перед выходом в каждый рейс.
  7. Должна быть гарантирована безопасность осуществляемых перевозок, что подтверждается документами.
  8. От всех водителей, которые есть в штате, нужно потребовать медицинские справки, разрешающие заниматься перевозками, заключённые контракты на осуществление работ и документы, которые будут подтверждать наличие стажа.
  9. Все используемые автомобили должны находиться в технически исправном состоянии. Этот факт тоже необходимо подтвердить документально. Документ об успешном прохождении технического осмотра потребуется в любом случае. Если же лицензию получает служба такси, то нужны отличительные знаки: шашка, таксометр. Часто каждый регион определяет ещё и цвет машин такси.
  10. В федеральной налоговой службе нужно получить справку, в которой будет говориться о том, что нет задолженностей по налоговым сборам.
  11. Водительское удостоверение каждого водителя. Стаж водителя должен быть не менее пяти лет. Если же водитель работал таксистом, то достаточно наличия стажа в три года.
  12. Документы на каждое транспортное средство: паспорт, договор.
  13. Если технический осмотр производится в какой-либо сторонней организации, то нужно подтвердить документально.
  14. Полис ОСАГО нужно отксерокопировать.
  15. За оформление лицензии взимается государственная пошлина. Необходимо заранее её оплатить и предъявить квитанцию об оплате.
  16. Если лицензию оформляет индивидуальный предприниматель, то нужно предоставить свидетельство о государственной регистрации (копию) и выписку из ЕГРИП (копию).

Отдельно нужно сказать о том, где производится технический осмотр. Если имеются помещения у собственника, в которых машины осматривают, то это также нужно документально подтвердить:

  1. Если в собственности есть такое помещение, то нужно предъявить документы на него. Потребуется договор или же выписка из ЕГРИП.
  2. Должна иметься декларация, свидетельствующая о том, что есть собственная стоянка.
  3. Помещение должно быть технически оборудовано. На всё оборудование должны иметься документы.
  4. Состояние же самого помещения тоже должно оцениваться. Какой-либо документ или сертификат должен подтверждать, что помещение соответствует нормам.

Если планируется перевозка пассажиров автомобильным транспортом в другие страны, то есть международная перевозка, то для этого нужно получить дополнительные документы в транспортной инспекции. Данные документы должны подтверждать то, что водитель имеет право выполнять международные рейсы.

Если лицензию получают для перевозки более 8 пассажиров, то обязательно должно иметься транспортное средство, которое предназначено для такого количества людей.

Список документов в каждом отдельном случае может немного меняться. Также документы заполняются соответственно установленной форме. Если нет желания самостоятельно всё заполнять, то можно обратиться к специалистам, знающим толк в этом деле.

Когда весь комплект документов готов, необходимо направить его в Ространснадзор, в его территориальное отделение. Но не стоит рассчитывать на то, что лицензию можно получить сразу. Иногда приходится слышать отказ в получении. Случиться это может по нескольким причинам:

  • была предоставлена неверная или искажённая информация;
  • если документация не соответствует установленным требованиям и нормам;
  • если документы подавались в отделение, которое не соответствует регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Сейчас автоматизации поддаются многие процессы. Поэтому даже подача документов может осуществляться при помощи интернета через портал государственных услуг.

Стоимость получения и сроки

Обычно на рассмотрение и выдачу готового лицензионного удостоверения требуется 45 дней. Если документы были поданы через сайт Госуслуг, то 30 дней в каждой государственной инстанции будут рассматривать документы. Если лицензию нужно получить более быстро, то можно самостоятельно посетить некоторые органы. Например для крупной компании это будет выгоднее. Оформление займёт меньше времени. Также на сайте Госуслуг можно отследить, готова лицензия или же нет. Бывают случаи, когда лицензия выдаётся через одну-две недели. А иногда выдача затягивается до последнего дня.

Если есть возможность, то можно привлечь человека со стороны, который займётся оформлением. Но и стоимость получения может возрасти в зависимости от того, сколько денег возьмёт человек за свои услуги.

Что касается стандартной процедуры, то размер государственной пошлины составляет около 7500 рублей. Зачастую требуется не только первоначально получить лицензию, а просто переоформить её. Так вот если лицензию нужно просто переоформить, то размер пошлины составит 3500 рублей. А для продления срока действия документа нужно будет заплатить 750 рублей. Квитанция об оплате государственной пошлины должна обязательно входить в пакет документов.

Срок действия лицензии

Требования Федеральной службы по надзору в сфере транспорта таковы, что лицензию можно получить на срок в пять лет. Когда этот срок истекает, лицензию продлевают. Если же какая-то организация перевозит пассажиров для своих нужд, то в данном случае получать лицензию и вовсе не нужно. Если же перевозить нужно не более семи человек, то и вовсе лицензирование не потребуется. И только лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек требуется обязательно.

Иногда организациям и частным лицам приходится переоформлять лицензию. В каких случаях это происходит?

  1. Произошли изменения относительно типа транспортной деятельности.
  2. Если у организации произошли изменения в названии или поменялся юридический адрес.
  3. Организационная форма поменялась.

Положительные и отрицательные стороны лицензирования пассажирских перевозок

Получение лицензии – процедура обязательная. Для заявителя она имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Для государства это, пожалуй, положительная процедура.

В первую очередь наличие лицензии помогает государству определить перевозчиков, которые нелегально занимаются такой деятельностью. Для пассажиров же наличие лицензии говорит о том, что перевозка будет осуществляться максимально безопасно. Но в тоже время никто и никогда не может гарантировать, что все нормы безопасности будут соблюдаться. Если просмотреть статистику ДТП, то можно увидеть, что человеческий фактор играет всё же большую роль. Водитель может иметь недостаточно опыта, предприятие экономит на водителях, увеличивая нагрузку, при этом происходит несоответствие отдыха и труда, что влечёт за собой дорожно-транспортные происшествия.

Для любого бизнесмена получение лицензии влечёт за собой некоторые расходы. Но при этом повышать стоимость проезда им не выгодно, это может повлечь за собой потерю клиентской базы. В любом случае, не имея лицензии, можно получить штраф, который обойдётся намного дороже, нежели получение лицензии.

Ответственность за осуществление пассажирских перевозок без лицензии

Неважно, кто получает лицензию на перевозку пассажиров — юридическое лицо, индивидуальные предприниматели или частые лица. В любом случае, перед тем как выдать документ, управление Федеральной службы обязано проверить полностью организацию на соответствие всем требованиям. Если лицензия получена, то получатель должен обязательно:

  1. Предоставлять документы, подтверждающие право заниматься перевозками. Управление может 1 раз в два года произвести плановую проверку такой организации. Если выявляют какие-либо нарушения и несоответствия, то в дальнейшем можно ждать внеплановые проверки.
  2. Перевозчик должен соблюдать установленные правила перевозок. Это вправе контролировать как Госавтоинспекция, так органы таможни, если перевозка имеет международный уровень.

Но как действовать, если лицензии нет, а перевозками организация занимается? Какие штрафы ожидают? В первую очередь нужно знать, кто же понесёт ответственность за отсутствие лицензии? Понятно, что если такой деятельностью занимается обычное частное лицо, то оно и понесёт наказание в виде штрафа. Если дело касается более крупной компании, на кого возлагается штраф? Штраф выписывается на тех лиц, которые дали своё согласие и допустили осуществление пассажирских перевозок, или же на саму организацию. Если после выписанного штрафа деятельность по перевозке пассажиров продолжает осуществляться, то при повторной проверке можно остаться без транспортного средства, его просто конфискуют.

В случае обнаружения контролирующей организацией отсутствия лицензии водитель имеет право:

  • дать своё согласие на то, что перевозка действительно осуществлялась с правонарушением, в итоге подписывает протокол и получает штраф;
  • попробовать отстоять свою правоту путём доказательства того, что пассажиров перевозит вне рамок законодательства, то есть, например, перевозит друзей, не взимая с них оплату за проезд.

Но итогом может стать то, что придётся явиться в суд, где и нужно будет отстаивать свои права. При этом нужно будет доказать свою правоту, предъявив доказательства в виде показаний тех пассажиров, которых перевозили, документов на заказ услуг туристического характера, путевого листа, который выписывает компания для водителя, где указывается цель поездки.

Кодекс об административных нарушениях гласит, что будет возложен штраф на осуществление пассажирских перевозок без лицензии. Каким может быть размер штрафа?

  1. Частное лицо, нарушившее закон, облагается штрафом в размере 50000 рублей. То же самое касается и должностных лиц.
  2. Для индивидуальных предпринимателей сумма составляет 100000 рублей.
  3. Самый большой штраф ожидает организации, которые являются юридическими лицами. Здесь сумма составляет 400000 рублей.

Если нарушение не было устранено, то при повторном выявлении несоответствия:

  1. Могут конфисковать транспортное средство, при помощи которого осуществлялась перевозка.
  2. На 90 суток компанию-перевозчика отстраняют или приостанавливают осуществление деятельности.

Какой бы ни была пассажирская перевозка, штрафы для всех видов одинаковы.

Кроме этого, могут применяться дополнительные штрафы, касающиеся перевозки пассажиров легковым транспортом (такси). Например, в такси нет табличек с правилами работы и тарифами. Такси не оборудовало систему, которая будет выдавать чеки на оказание услуг.

Заключение

Лицензия – документ, который необходим для того, чтобы осуществлять пассажирские перевозки. И без него достаточно сложно легально перевозить людей. Если организация или частное лицо, занимающееся перевозками попадает в ситуацию, когда лицензии нет, то в данном случае сложно оправдаться и не получить штраф как минимум.

Получение лицензии – процедура не из лёгких. Но стоит уделить этому особое внимание. Конечно, сложно одномоментно сделать так, чтобы все требования были соблюдены. К этому вопросу нужно подходить очень ответственно. Выполнив все необходимые требования, можно получить столь долгожданную лицензию.

Та как современный человек постоянно пользуется транспортом, то в некоторой степени он на какое-то время доверяет своё здоровье и свою жизнь перевозчику. При этом сам перевозчик, имея лицензию, негласно подтверждает, что готов осуществлять свою деятельность на законных основаниях и на хорошо оборудованном и технически исправном транспортном средстве. Контролирует эти взаимоотношения между перевозчиком и пассажиром государство, а точнее ответственные органы.

Если же при подаче документов выяснилось, что какая-то информация недостоверна, то, скорее всего, сам перевозчик в этом виноват. Скрывать какие-то факты или предоставлять ложную информацию не стоит. В итоге можно остаться без лицензии.

Бывает так, что некоторые организации и лица, получив лицензию, начинают нарушать какие-либо рамки. Например, не проходят необходимый техосмотр, осуществляют перевозки на плохо оборудованном транспортном средстве. Если этот факт обнаружится контролирующими органами, то действие лицензии может быть приостановлено. В этом случае необходимо как можно быстрее восстановить документ. Контролирующий орган на исправление даёт ровно полгода. Как только внесены правки, нужно об этом уведомить орган, выдающий лицензии. В противном же случае лицензию могут просто приостановить.

Современному человеку довольно сложно обойтись без сервиса пассажирских перевозок. Особенно если он проживает в крупном городе.

Во время перевозки пассажиры доверяют свое здоровье и жизнь водителю, а поэтому он должен быть пригодным к данному виду деятельности, а его наниматель - предоставить безопасные условия для пассажиров.

И государство контролирует этот процесс посредством лицензий на перевозку. Давайте разберемся, нужна ли лицензия и как ее получить.

Что представляет собой лицензирование пассажирских передвижений более 8 человек?

Лицензия на перевозку пассажиров является особым государственным документом, который разрешает предприятию осуществлять коммерческие перевозки на собственном транспорте.

Перевозка может осуществляться автобусами или микроавтобусами. Если пассажиров будут возить без данной лицензии, то это будет причиной вполне серьезного наказания.

Этот документ является полным подтверждением безопасного предоставления услуг пассажирам: транспорт и оборудование соответствует всем стандартам, а водитель имеет необходимую квалификацию и опыт .

Где получить и на какой срок выдается?

Документ выдается органом на основании положения о лицензировании перевозки (Постановление Правительства №280) . Оформление лицензии обычно занимает от одного до трех месяцев.

Выдается лицензия только индивидуальному предприятию либо юридическому лицу .

Справка! Срок действия лицензии на данный момент — бессрочно.

Кому нужно разрешение на перемещение автомобильным транспортом?

Лицензия будет необходима для следующих видов перевозки:

  • постоянные перевозки пассажиров на городских и пригородных сообщениях (автобусные маршруты);
  • постоянные перевозки взрослых людей и детей на междугороднем направлении.

Если вам необходимо , то смотрите статью по ссылке.

Реестр

Реестр был создан для учета выданных лицензий на перевозку. В нем зарегистрированы все транспортные средства которые для этого используются. С его помощью можно получить необходимую информацию о компании-перевозчике, например:

  • номер транспортного средства со сведениями о действии лицензии;
  • данные о компании;
  • список разрешений.

Требования к соискателям

Для получения лицензии на перевозку необходимо выполнить следующие требования :

  • иметь собственную или арендованную площадь и технику для осмотра или ремонта транспортных средств, либо же иметь договор по обслуживанию сторонней организацией;
  • нанять на работу водителей, имеющих достаточную квалификацию (категорию «Д») и состояние здоровья;
  • нанять медицинского сотрудника с соответствующей , который будет проводить или подписать договор с медучреждением;
  • подготовить транспортные средства для перевозки, в полностью пригодном состоянии и с необходимым оборудованием (например, для навигации).

Необходимые документы для ИП или ООО

Для оформления необходимо подготовить следующий пакет документов :

  • заявление на получение лицензии;
  • нотариально заверенные копии документов юридического лица (или ИП);

  • нотариальная копия выписки из реестра юридических лиц (для ИП - выписка из ЕГРИП);
  • свидетельство о гос. регистрации (для индивидуальных предпринимателей);
  • паспорт руководителя, приказ о его вступлении в должность;
  • письмо с кодами статистики;
  • паспорт ответственного за безопасность пассажиров;
  • или договор с учреждением для ;
  • контракты с водителями, их водительские права и медицинские справки о состоянии здоровья, а также подтверждения стажа;
  • ПТС или договор аренды на транспортные средства, подтверждение возможности проведения и подготовки к работе;
  • талоны ТО;
  • копия страхового полиса ОСАГО;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Как получить: пошаговый алгоритм

Процедура оформления выглядит следующим образом:

  1. Сбор необходимых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Заполнение заявления на получение лицензии. Форма заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличается.
  4. Подача заявления и прочих документов в лицензирующий орган. Сделать это можно лично, либо отправив по почте (или курьером), а также в электронном варианте.
  5. Далее следует рассмотрение заявления и полная проверка документов. Максимальный срок рассмотрения составляет 45 дней .
  6. Если все требования были соблюдены и нет никаких проблем с предоставленными документами, то лицензия будет выдана, в ином случае последует отказ.

Внимание! При возникновении проблем заявитель будет уведомлен в течение трех дней. Далее ему предоставят 30 дней на исправление.

Основные причины отказа

В случае выполнения всех вышеперечисленных требований шансы натолкнуться на отказ минимален. Отказы в выдаче лицензии обычно происходят по следующим причинам:

  • если предъявлены не все документы;
  • некоторые из документов подделаны;
  • несоответствие каким-либо требованиям;
  • наличие судебного запрета на осуществление данной деятельности.

В остальных случаях отказ будет неправомерным, что является правом на обжалование решения в суде.

Сколько стоит разрешение (госпошлина)?

Исходя из пункта 92 части 1 статьи 333.33 НК РФ , размеры государственных пошлин составляют:

  • за оформление лицензии - 7500 рублей ;
  • за переоформление при внесении изменений об адресе и виде деятельности - 3500 рублей . В остальных случаях - 750 рублей .

Переоформление

При необходимости переоформления необходимо обращаться в тот же орган, где она и оформлялась. Процедура предполагает предоставления такого же пакета документов, как и при оформлении, но вместе с оригиналом действующей лицензии.

Также необходимо будет заполнить заявление по установленной форме. После чего останется только оплатить госпошлину, размер которой будет зависеть от изменяемых данных.

Прекращение и приостановление


Приостановление лицензии может произойти в нескольких случаях
:

В случае принудительного приостановления перевозчику предоставляется до шести месяцев на исправление. После этого он обязан уведомить лицензионный орган об исправлении. В ином случае лицензия на перевозку будет аннулирована.

Также аннуляция лицензии произойдет после ликвидации предприятия.

Штрафы и наказания за работу без документа

В случае осуществления перевозок без наличия лицензии нарушитель может понести административную и уголовную ответственность .

В первую очередь нарушителя ожидает денежный штраф. Исходя из статьи 14.1.2 КоАП сумма штрафа следующая:

  • граждане и должностные лица будут вынуждены заплатить 50 000 рублей ;
  • индивидуальные предприниматели лишатся 100 тысяч рублей ;
  • а наиболее жестокий штраф ждет юридических лиц - 400 тысяч рублей .

При повторном нарушении помимо штрафа юридическому лицу могут остановить предпринимательскую деятельность на срок до трех месяцев, а граждан и индивидуальных предпринимателей могут лишить транспортного средства.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях :

  • если деятельность без лицензии нанесла крупный ущерб. При этом неважно кому он был нанесен: государству, какому-либо предприятию или организации или же простым гражданам;
  • если действия без лицензии связаны с другой незаконной деятельностью, получающей доходы в крупных размерах.

Наказание же за это может быть следующим:

  • до шести месяцев лишения свободы ;
  • до 480 часов обязательных работ ;
  • штраф размером до 300 тысяч рублей (либо в размере дохода за двухлетний срок).

В случаях, когда преступление совершено в первый раз, нарушителя могут освободить от уголовной ответственности. Однако произойти это может только при следующих условиях:

  • если преступник полностью возместит ущерб, который он причинил другим лицам, а также перечислит в бюджет денежное возмещение, которое пятикратно превышает нанесенный ущерб;
  • полное перечисление в бюджет всех доходов, которые были получены от незаконной деятельности предприятия, и также его возмещение в пятикратном размере.

Если же незаконный доход причисляется к особо крупным размерам, или преступление было совершено организованной группировкой, то наказание будет следующим:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей , или в размере доходов за срок от одного года до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет плюс штраф до 80 000 рублей ;
  • принудительные работы - до пяти лет .

Заключение

Для осуществления пассажирских перевозок необходима специальная лицензия. Получить ее может юридическое или физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель. Чтобы получить лицензию перевозчик должен соответствовать определенным государственным требованиям, в ином случае ему будет вынесен отказ. За оформление и переоформление необходимо платить государственную пошлину. При осуществлении перевозок без лицензии нарушитель может понести административную и уголовную ответственность.

Лицензирование перевозок автомобильным транспортом. ФЗ-99

Особенности лицензирования перевозок автомобильным транспортом. ФЗ-259

Теперь давайте откроем ФЗ-259 «Устав автомобильного транспорта».

Но сразу обращаю внимание, что данный Устав и все его требования относятся к тем кто оказывает услуги по перевозке (коммерческие перевозки).

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

То есть его требования не распространяются на тех кто перевозит (перемещает) иных лиц автобусами для собственных нужд.

Не останавливаемся и переходим ниже на статью 3.2 Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

…1. Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензируемый вид деятельности), включаются в реестр лицензий . Состав указанных сведений устанавливается положением о лицензировании данной деятельности .

2. Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

3. К заявлению о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах прилагаются документы, подтверждающие право владения указанными транспортными средствами. Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

4. Указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 статьи 13 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данное заявление должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение трех рабочих дней со дня получения . В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

5. Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается .

В принципе всё понятно и по делу.

Ну как же без надзора. Сразу скажу, что здесь есть тонкий момент . Итак:
Статья 3.1. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

Давайте процитируем её полностью и обозначим «тонкий момент»:

…1. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.

2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 7 настоящей статьи.

3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности требований (за исключением лицензионных требований в области автомобильного транспорта), установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - обязательные требования). При осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, не проводятся.

4. Основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении видов деятельности, не подлежащих лицензированию, являются:

1) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, через средства массовой информации о фактах дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине перевозчика, с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;

2) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

3) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

5. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 4 настоящей статьи, не допускается .

6. Проверки транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.

7. Должностные лица органа государственного надзора, являющиеся государственными транспортными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения, а при проверках юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, также копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать используемые юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при осуществлении своей деятельности объекты транспортной инфраструктуры, осуществлять осмотр транспортных средств, проводить их обследования, необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушений обязательных требований.

Ну вот теперь о тонком моменте. Обращаю внимание на цитату: «При осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, не проводятся ».

ВЫВОДЫ

Некоторые выводы, которые можно извлечь из этой темы.

  • Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах включаются в реестр лицензий;
  • Состав указанных сведений устанавливается положением о лицензировании данной деятельности;
  • К заявлению о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом дополнительных транспортных средствах прилагаются документы, подтверждающие право владения указанными транспортными средствами;
  • Заявление должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение трех рабочих дней со дня получения;
  • В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий;
  • При осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, не проводятся.
  • На лицензирование даётся 120 дней с 01 марта 2019 года . .
  • Мое экспертное мнение

Ясности в теме лицензирования стало больше. В принципе понятно, для чего это делается. Представьте, что на трассе едет междугородний автобус с пассажирами и следом за ним автобус, перевозящий сотрудников компании к месту работы.

В первом случае коммерческая перевозка, а во втором случае - для собственных нужд (без коммерческого договора). Ценность жизни и здоровья людей в первом случае и втором одинакова. Поэтому нельзя вводить лицензирование только для пассажирских перевозок.

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.