Система оплаты труда педагогов в году. Система оплаты труда педагогов

    Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников Приложение N 2. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"

С изменениями и дополнениями от:

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).

Д.В. Ливанов

Пересмотрена продолжительность рабочего времени педагогов (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы). Учтены положения нового Закона об образовании и изменения, внесенные в ТК РФ.

По-прежнему предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.

Конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку зарплаты) зависит от должности и (или) специальности педагогического работника.

Так, норма 20 ч в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, 24 ч - для музыкальных руководителей и концертмейстеров, 25 ч - для воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья, 30 ч - для инструкторов по физкультуре и т. д. Для школьных учителей норма не изменилась и составляет 18 ч в неделю.

Системы оплаты труда работников определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, разработанными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом локальные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Оплата труда работников учреждений устанавливается на основе должностного оклада и выплат компенсационного, стимулирующего характера. В статье представим информацию по системе оплаты труда педагогических работников (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования), а также разберемся, какие виды компенсаций и других доплат им положены.

Согласно ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Трудовые договора с педагогическими работниками согласно п. 1 Постановления N 583 должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:

— размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

— размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, и др.);

— размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении систем оплаты труда следует учитывать:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС);

— государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ);

— перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— мнение представительного органа работников.

Оклад и ставка

Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

При этом под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, продолжительность рабочего времени которых составляет 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, понимаются размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям за норму часов преподавательской работы (нормируемую часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю.

Должностные оклады педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и наличия квалификационной категории, необходимой для соответствующей профессиональной деятельности, а также на основе отнесения должностей к профессиональной квалификационной группе.

К сведению. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н.

Ставка заработной платы определяется с учетом утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогического работника в зависимости от того, какую должность он занимает и каковы особенности труда на этой должности.

То есть оклады (должностные оклады), ставки по квалификационным уровням рассчитываются на основе дифференциации должностей, включаемых в штатные расписания учреждений. Дифференциация осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по профессии или специальности.

Отметим: необходимо, чтобы должности отвечали уставным целям учреждений и содержались в разд. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС.

Обратите внимание! Согласно Приказу Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", п. 10 Постановления N 583 штатное расписание учреждения утверждается его руководителем и включает в себя все должности работников учреждения.

Здесь следует обратить внимание на основное отличие оплаты труда на основе ставок от оплаты труда исходя из оклада. Дело в том, что при выполнении с согласия работника педагогической работы сверх установленной нормы оплата его труда производится пропорционально количеству часов работы и установленной ему ставке в одинарном размере. Если же педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по соответствующим правилам.

Минобрнауки в Письме от 22.11.2011 N АФ-538/18 указало, что согласно примечанию о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075, рост зарплаты путем увеличения учебной нагрузки сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы возможен только с согласия педагогических работников. Учителя общеобразовательных учреждений должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца. Кроме того, отмечено, что повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений за счет увеличения педагогической нагрузки недопустимо.

Повышающий коэффициент

Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу), ставке работников, имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук), ученое звание (доцент, профессор), а также персонального повышающего коэффициента. Решение об установлении повышающих коэффициентов и их размерах принимается руководителем учреждения в отношении конкретного работника с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Персональный повышающий коэффициент к рекомендуемым окладам (должностным окладам), ставкам устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Такой коэффициент может быть установлен только на определенный период времени.

Компенсационные выплаты

В соответствии с п. 4 Постановления N 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются педагогическим работникам по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

К сведению. Компенсационные выплаты не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 822 утверждены перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления. К выплатам компенсационного характера относятся:

1) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). При этом необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Напомним, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях по результатам аттестации рабочих мест определен Постановлением N 870 — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;

2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146, 148 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Особенности оплаты труда в таких районах и местностях регламентируются ст. 313-317 ТК РФ;

3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (ст. 149-154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время"). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными выше могут относиться выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, в частности, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников (Письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений").

Напомним, что согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. За выполнение этих функций Постановлением Правительства РФ N 850 установлено ежемесячное вознаграждение в размере 1 000 руб.

Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ из расчета выплаты педагогу 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для учреждений соответствующими типовыми положениями либо в классе с наполняемостью не менее 14 человек. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся.

Напомним, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (пп. "м" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Нормативными актами субъектов РФ могут устанавливаться повышенные надбавки. К примеру, согласно Постановлению администрации Красногорского муниципального района МО от 05.09.2012 N 2021/9 "Об утверждении Положений по оплате труда работников отраслей бюджетной сферы Красногорского муниципального района" за счет средств, предусмотренных на доплаты компенсационного характера за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника, устанавливаются доплаты в образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования:

1) за классное руководство:

а) учителям 1-4-х классов — 15%;

б) учителям 5-11-х классов — 20%.

Доплата устанавливается в процентах к должностному окладу с учетом его повышения;

2) за проверку тетрадей:

а) учителям 1-4-х классов — 10%;

б) учителям 5-11-х классов за проверку письменных работ:

— по русскому языку и литературе — 15%;

— по математике и иностранному языку — 10%;

— по истории, химии, физике, биологии, географии, черчению — 5%.

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района МО от 26.12.2011 N 461/32 "Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района" установлены доплаты и надбавки в размере 15% фонда оплаты труда педагогических работников, в том числе:

— за проверку тетрадей;

— за заведование кабинетом;

— за классное руководство;

— за заведование мастерскими;

— за внеклассную работу по физкультуре;

— за каждый рабочий компьютер;

— за заведование пришкольным участком;

— иные выплаты, установленные локальным актом учреждения.

К компенсационным выплатам также относятся надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"), но педагогическим работникам они не выплачиваются.

Кроме того, следует знать, что помимо компенсационных выплат, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами, работодатели в рамках указанного выше перечня вправе устанавливать в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах иные виды выплат компенсационного характера (п. 6 Разъяснений N 822). При этом размеры и условия осуществления таких выплат должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты

В соответствии с п. 5 Постановления N 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом стимулирующие выплаты вводятся для обеспечения решения задач, связанных с совершенствованием кадрового потенциала, повышением эффективности педагогического труда и качества образования. Такие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.

— за интенсивность и высокие результаты работы;

— за качество выполняемых работ;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальных по итогам работы.

Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается педагогическим работникам, в частности, за достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения; подготовку призеров олимпиад, конкурсов различного уровня; проведение уроков высокого качества; участие педагога в методической работе (конференции, семинары, методические объединения); снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовка отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел); отсутствие дисциплинарных, административных взысканий.

Стимулирующая надбавка за качество выполнения работ может быть установлена работникам за наличие почетного звания. Такая надбавка устанавливается работникам учреждений по основной должности при условии соответствия почетного звания профилю учреждения или педагогической деятельности работника и выплачивается за фактически отработанное время. При наличии у работника двух почетных званий стимулирующая выплата устанавливается только по одному основанию.

Премирование работников учреждения производится в пределах средств, предусмотренных на оплату труда за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Периодичность выплаты (месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.

При премировании по общему правилу учитываются успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителя); достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременность и полнота подготовки отчетности. Конкретный перечень критериев оценки деятельности работников устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Материальная помощь

Работникам образовательных учреждений может оказываться и материальная помощь. Условия ее выплаты должны быть установлены локальными нормативными актами таких учреждений. При этом решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимают руководители образовательных учреждений на основании письменного заявления работника.

Формирование системы оплаты труда в государственных и муниципальных образовательных организациях всегда в центре внимания как администрации, так и самих работников. Рассмотрим рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые отражены в протоколе № 12 от 25 декабря 2015 г., «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год» , далее — «Рекомендации».

  • в федеральных государственных учреждениях соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Рекомендовано формировать системы оплаты труда по определенным принципам . Так, зарплата должна зависеть от квалификации работника, сложности обязанностей, количества и качества затраченного труда. Максимальными размерами она не ограничивается. Показатели роста заработной платы в процентном отношении указаны в «майских» Указах Президента РФ, а их выполнение, как правило, является одним из пунктов трудового договора руководителей образовательных организаций. Необходимо обеспечивать равную оплату за труд равной ценности, без дискриминации, в т. ч. при определении размеров тарифных ставок, окладов, компенсационных, стимулирующих выплат и т. д.

Определено, что при изменении системы оплаты труда заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до её изменения , при условии сохранения объёма трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.

Штатное расписание утверждается руководителем учреждения.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Рекомендовано определять предельное соотношение соотношения средней заработной платы руководителей, заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в кратности от 1 до 8.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений рекомендуется устанавливать с учётом достижения целевых показателей эффективности их работы.

Определено, что региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в профессиональную квалификационную группу должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

В Рекомендациях обращено внимание на необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны только работникам данного учреждения, а также на обязательность установления в них по всем имеющимся в штате учреждения должностям работников фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп). При этом минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы , предусматриваемые в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, рекомендуется использовать лишь в качестве ориентиров для установления учреждениями конкретных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников учреждения.

Региональным и муниципальным органам власти и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2016 году рекомендовано не допускать снижения уровня заработной платы, осуществлять перераспределение средств , предназначенных на оплату труда с таким расчётом чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях высшего образования составляли не ниже 70 процентов , а в остальных образовательных организациях — не ниже 60 процентов ; определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Выплаты стимулирующего характера (выплаты по результатам труда). Вопрос осуществления выплат данного характера всегда вызывает бурное обсуждение в педагогических коллективах. Какие принципы должны быть учтены? В документе указывается, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:

а) объективность — размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

б) предсказуемость — работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

в) адекватность — вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;

г) своевременность — вознаграждение должно следовать за достижением результатов;

д) прозрачность — правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

С учётом данных принципов при разработке критериев необходимо опираться на особенности конкретной образовательной организации, специфике её работы, при этом необходимо ориентироваться на достижение определённых показателей, которые заложены в программе развития образования региона, муниципалитета, в образовательной программе организации. Не приемлемо использовать в качестве критериев для выплат стимулирующего характера показатели, которые утратили свою актуальность. В связи с этим, считаем целесообразным осуществлять пересмотр данных критериев под современные требования. Безусловно, в любой образовательной организации свои правила и принципы, но они должны быть прозрачны и понятны всем.

В Рекомендациях отмечено, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, и рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении «эффективного контракта», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. № 167н.

В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

  • при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;
  • при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;
  • при установлении или присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
  • при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия — со дня присвоения, награждения;
  • при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук — со дня принятия Минобрнауки РФ решения о выдаче диплома.

Отдельного внимания требует вопрос изменения должностных окладов работников в связи с реорганизацией образовательных учреждений. Как и в 2015 году, в Рекомендациях на 2016 год указано, что нельзя «допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда». Таким образом, в документе указано на недопустимость снижения размера должностных окладов , достигнутых в реорганизуемых образовательных организациях. При этом нужно понимать, что речь идёт о должностных окладах, а не о всей заработной плате: «заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации». Руководителям реорганизуемых организаций об этом нужно подумать заранее.

  • региона – в центральном округе и в районах с суровым климатом заработная плата будет выше;
  • классного руководства – оно также повышает сумму;
  • повышения квалификации – чем своевременнее она будет производиться, тем выше вероятность повышения оплаты труда.

В основе заработной платы учителя лежат следующие составляющие: Составная часть Характеристика базовая оплата идет за ежедневный труд, характерный для педагога: ведение уроков и факультативных занятий, проверка тетрадей стимулирующая дается надбавка за разработку инновационных методик обучения или высокую успеваемость учениковкомпенсационная дополнительно оплачивается работа, связанная с особыми условиями, например, ведение коррекционного классапремиальная премия за высокие показатели труда и перевыполнение норм Исходя из приведенных выше данных заработная плата учителя должна быть высокой.

В 2018 с новыми показателями и без понижения заработной платы Начиная с 2018 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя.

Какие учреждения сегодня включены в сферу начального и среднего образования:

  1. Детские сады;
  2. Детские дома;
  3. Ясли;
  4. Школы;
  5. Школы-интернаты;
  6. Лицеи;
  7. Гимназии;
  8. Колледжи;
  9. Училища;
  10. Корпусы (например, кадетские);
  11. Центры (медицинские, реабилитационные, внешкольные, дополнительного образования и т.д.);
  12. Приюты.

Система высшего образования стоит особняком, поскольку часть учреждений не относится к бюджетной сфере. Но государственные ВУЗы преимущественно функционируют благодаря преподавательскому составу, также относящемуся к работникам бюджетной принадлежности.

Нагрузка молодого специалиста -18 часов

6292:18*18=6292 руб.-должностной оклад данного работникас учетом увеличения на 30%. От этого увеличенного должностного оклада считаются как компенсационные, так и стимулирующие выплаты.

6292 руб. х0,25=1573 руб.- компенсационная выплата данному учителю за работу в сельской местности.

Доплаты за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами и т.д. (при выполнении учителем данных дополнительных обязанностей)

Данные выплаты считаются согласно Положению по оплате труда, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области № 468 от 15 октября 2008 года с учетом внесенных в настоящее время дополнений от минимального оклада по ПКГ (4400), увеличенного на 30%.

На данного учителя возложены обязанности классного руководителя 7 класса с доплатой 20% (4400 руб*1,3.х0,2=1144 руб.);

За проверку письменных работ- 15% (4400*1,3/18х18*0,15=858 руб)

Без стимулирующих выплат -9867 рублей (6292 1573 1144 858);

Со стимулирующей выплатой, например, в размере 10 процентов к должностному окладу- 10496,2 руб. (9867 (6292*0,1)

Регулируется общее повышение зарплаты учителя именно стимулирующей частью, и увеличение по ней может составлять по работающим учителям как до 30 процентов, так и более 30 процентов в зависимости от показателей деятельности каждого учителя (педагога) исходя из возможностей стимулирующей части увеличенного на 30 % фонда оплаты труда учителей по учреждению.

Справочно: Средняя зарплата учителей: 2009 год-11 670 руб.

2010 год-12 294,7 руб.

2011 год до повышения-12 500 руб.

К концу 2011 года среднемесячная заработная плата учителей составит 16 274 руб.

Зарплата педагогов в 2016 году: последние новости, увы, неутешительные. Правительство не дает однозначного ответа, будет ли повышение зарплат учителей в 2016 году.

Чтобы получить свою ставку, педагог дополнительного образования должен работать 18 часов в неделю. Еще 18 часов может быть отдано на проведение методической работы и подготовки к занятиям.

Средняя зарплата специалистов в регионах России составляет:

  • ХМАО и ЯНАО – по 50000 руб. ($738);
  • Чувашская Республика – 30000 ($443);
  • Магаданская обл. – 28600 ($422);
  • Московская – 24625 ($364);
  • Удмуртская Респ. – 20001 ($296).

Работодатели предлагают жалованье в размере от 10600 до 21200 руб. ($156 – 313).

Заработки профессионалов в крупных городах составляют:

  • Зеленоград – 50000 ($738);
  • Ногинск – 35000 ($517);
  • Москва - 30000 ($443);
  • Нальчик – 29408 ($434);
  • Питер – 20001 ($295).
Педагог Россия Украина
RUB $ UAH $
Коррекционный 10000 178 10250 361
По подготовке к школе 15000 221 9500 334
Музыкальный 21250 314 9376 330
Английского языка 12750 188 8375 295
Монтессори 20000 295 7500 264
Сурдолог 10000 178 7000 247
Раннего развития 19333 285 5917 208
По творчеству 20000 295 2000 70
По актерскому мастерству 15002 221 7500 264

В муниципальных учреждениях профессионалы получают очень маленькое жалованье – около 15003 руб. Средняя оплата труда в коммерческих детских учреждениях и школах достигает 70000 руб. ($1033).

Центры дополнительного образования организуют при средних школах или в других арендованных помещениях.

В зависимости от направления работы с детьми, педагоги получают:

  • рисование – 40000 руб. ($590);
  • раннее развитие – 50000 ($738);
  • изучение иностранных языков – 45000 ($664);
  • скалолазание – 30000 ($443);
  • туризм и путешествия – 60000 ($886);
  • подготовка к школе – 55000 ($812);
  • курсы банковских агентов – 20000 ($295);
  • хореография – 18000 ($266);
  • тележурналистика – 35000 ($517);
  • техническое творчество – 30000 ($443);
  • робототехника – 70000 ($1033);
  • музыка, игра на инструментах – 15000 ($221);
  • основы кулинарии – 11000 ($162);
  • мультипликация своими руками – 15000;
  • тренер по футболу – 40000 ($590).

Как начисляется оплата труда

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.3.

Учителям 1–4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;- учителям 1–4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

Учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;- учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.5.

Заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;- заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.6.

Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Примеры расчета заработной платы разной категории педагогических работников.

Заработная плата работников образовательных учреждений, согласно Положению, разработанному Министерством образования и науки РД, состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Ниже приведены примеры расчета базовой части заработной платы педагогических работников. Стимулирующая часть распределяется исходя из средств образовательного учреждения на стимулирующие выплаты.

Распределение стимулирующих выплат осуществляется по 100 бальной системе, согласно критериям, разработанным Минобрнауки РД. Обращаем внимание, что согласно пункту 5 Положения размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений образования определяются применительно к ранее установленным им, исходя из тарифных разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан, размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

Именно поэтому в разделе 2 Положения должностные оклады определены как диапазон. Т.е. если педагогический работник имел 7,8,9,10 или 11 разряд по ЕТС, то должностной оклад устанавливается на уровне соответственно 7,8,9,10,или И разряда по ЕТС. Если педагогический работник имеет вторую, первую или высшую квалификационную категорию, то должностной оклад устанавливается на уровне Празряда (3589) и к нему применяется повышающий коэффициент за вторую, первую или высшую квалификационную категорию.

Итого заработная плата равна: 5008,1 руб. 819,5 руб. 751,2 руб. = 6578,8 руб.,

Где 5008,1 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 819,5 руб. - компенсационные выплаты за классное руководство; 751,2 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

3589 руб.* 1,255 * 1,08 * (1 0,25 0,15) = 6810,3 руб.

где 1,255 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,08 - повышающий коэффициент за звание;0,25 - надбавка за работу в сельской местности;

0,15 - повышающий коэффициент за специфику работы.

Заработная плата за фактически отработанные часы: (6810,3 руб. * 15ч.)/18ч. = 5675,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 10 % от ставки заработной платы: 6810,3 руб. * 0,1 = 681 руб. Компенсационная выплата за проверку тетрадей: ((6810,3 руб. * 0,1) * 5ч.) / 18ч. = 189,2 руб.

5675,3 руб. 681 руб. 189,2 руб. = 6545,5 руб.

где 5675,3 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 681 руб. - компенсационные выплаты за заведование кабинетом; 189,2 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

3589 руб. * 1,168 * 1,15 = 4820,7 руб.где 1,168 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,15 - повышающий коэффициент за специфику работы (общеобразовательная школа-интернат).Заработная плата за фактически отработанные часы равна: (4820,7 руб. * 24ч.)/20ч. = 5784,8 руб.Компенсационная выплата за классное руководство в размере 15 % от ставки заработной платы: 4820,7 руб.

где 5784,8 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 723,1 руб. - компенсационные выплаты за классное руководство; 867,7 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 4. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения сельской местности, имеющий высшую квалификационную категорию и работающий на 1,5 ставки.

Должностной оклад 3589 рублей.

В 2016 году вступит в действие новый порядок расчета заработной платы педагогов дополнительного образования. Если раньше они получали зарплату, привязанную к окладу, то теперь их зарплата будет рассчитываться так же, как у учителей в школе – по подушевой системе, то есть будет зависеть от количества обучающихся детей.

При этом будет учитываться, что количество детей, получающих дополнительное образование, в течение учебного года меняется, а нагрузка педагогов, преподающих разные дисциплины, существенно разнится. Новый порядок не приведет к повышению в 2016 году зарплаты всех педагогов дополнительного образования, но кто-то станет получать больше.

  • в условиях, отличающихся от нормальных (например, работа в ночное время)
  • со сведениями, включающими гостайну.

Стимулирующая выплата или премия:

  • премия за квалификацию работника;
  • сверхурочные;
  • надбавка за сложность работы (например, классное руководство).

Законы рф 2018

Но оправдают ли они себя, будет понятно только по прошествии определенного времени. Получить должности можно с увеличением стажа работы и прохождением дополнительных и обязательных аттестаций и программ обучения педагогов.

Здесь стоит отметить, что в 2018 году также планируется ввести платные «экзамены» для учителей школ, которые позволят подтверждать свою профессиональную пригодность и требовать повышения зарплаты у руководства. Правда пока, этот проект Академии образования РФ находится в разработке, и остается неясно, принесет ли он положительные результаты в случае реализации.

Кстати, о кадрах. Слухи о сокращении педагогических составов – это всего лишь слухи.

Норма рабочего времени

Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов и надбавки за работу в сельской местности равна: 3589 руб. * 1,255 * 1,25 = 5630 руб. где

1,255 - повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию; 1,25 - коэффициент за работу в сельской местности. Заработная плата за фактически отработанные часы равна: 5630 руб.* 1,5 ст. = 8445 руб.

Пример 5. Воспитатель специального (коррекционного) детского дома, работающий на одну ставку. До введения новой системы оплаты труда данный воспитатель имел 10 разряд по ЕТС.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за специфику работы равна: ; 3278 руб. * (1 0,2 0,2) = 4589 руб.

Где 0,2 - повышающий коэффициент за работу в детском доме; 0,2 - повышающий коэффициент за работу в специальном (коррекционном) учреждении.

Итоговая заработная плата равна: 4589 рублей.

Пример 6 (в случае, когда итоговая заработная плата может оказаться меньше МРОТ): Социальный педагог сельской общеобразовательной школы, работающий на одну ставку и имеющий до введения НСОТ 10 разряд.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом надбавки за работу в сельской местности: 3278 руб. * 1,25 = 4097,5 руб.

С учетом того, что педагог работает на одну ставку, итоговая заработная плата равна (базовая часть): 4097,5 рублей.

Далее данному педагогу при наличии основания может быть установлена стимулирующая выплата. Если и после установления стимулирующей выплаты заработная плата данного педагога будет меньше МРОТ, то необходимо довести ее до МРОТ (4330). К примеру, данному педагогу установлена стимулирующая выплата за качество работы в размере 600 рублей, тогда итоговая заработная плата будет равна: 4097,5 руб. 600 руб.

Пример 7. Учитель химии учреждения начального профессионального образования городской местности, имеющий высшую квалификационную категорию, имеющий ученую степень «Кандидат химических наук», имеющий недельную нагрузку в объеме 20 часов, имеющий кружковую работу в объеме 3 часов, имеющий проверку тетрадей в объёме 20 часов, имеющий заведование кабинетом и руководство методическими комиссиями.

3589 руб. * 1,255 * 1,08 = 4864,5 руб. где

1,255 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию;

1,08 - повышающий коэффициент за ученую степень

4864,5 руб. * 20ч./18ч. = 5405 руб.

4864,5 руб. * Зч/ 18ч. = 810,8 руб.

Компенсационная выплата за проверку тетрадей равна: (4864,5 руб. * 0,05) * 20 ч./18ч. = 270,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 15 % от ставки заработной платы: 4864,5 руб. * ОД 5 = 729,7 руб. Компенсационная выплата за руководство методическими комиссиями в размере 10 % от ставки заработной платы: 486,4 руб.

Итоговая заработная плата равна: ч 5405 руб. 810,8 руб. 270,3 руб. 729,7 руб. 486,4 руб. = 7702,2

где 5405 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 810,8 руб. - заработная плата за кружковую работу;

270.3 руб. - компенсационная выплата за проверку тетрадей;729,7 руб. - компенсационная выплата за заведование кабинетом;

486.4 руб. - компенсационная выплата за руководство методическимикомиссиями.

«Все» у Вас - 36 часов. 18 часов - это «урочная» часть.

Это не свободное время.

Вопрос: Некоторые педагогические работники, отработав норму преподавательской работы в количестве 18 часов в неделю, предусмотренную приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075, покидают свои рабочие места.Правомерны ли такие действия, или эти работники должны находиться на рабочих местах в течение 36 часов в неделю согласно этому же приказу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В течение рабочего времени, свободного от проведения учебных занятий, педагогические работники должны выполнять иную работу в соответствии со своими должностными обязанностями (воспитательную, методическую и другую). В той части, в какой такая работа не регламентирована планами и графиками учреждения, педагогический работник вправе ее распределить во времени по своему усмотрению и потратить оставшееся рабочее время на выполнение мероприятий согласно личному плану, самоподготовку, повышение квалификации и выполнение иной педагогической работы, не требующей присутствия непосредственно на своем рабочем месте.

Обоснование вывода:Педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст.

333 ТК РФ).Приложением к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 (далее - Приложение) определена продолжительность рабочего времени педагогических работников, а также норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы.Согласно п. 1 примечаний к Приложению продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Таким образом, продолжительность рабочего времени педагога включает в себя как непосредственную преподавательскую (учебную) работу, норма часов которой установлена в п. 2 Приложения, так и воспитательную и другую педагогическую работу.Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.

2006 N 69 (далее - Положение).Согласно п. 2.1 Положения выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.В соответствии с п. 2.3 Положения другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Также в данном пункте перечислены конкретные обязанности, которые может включать такая работа (проведение родительских собраний, участие в работе педсоветов, обязанности, связанные с классным руководством, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, подготовка к занятию и другое).В п. 2.

4 Положения предусмотрено, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Таким образом, специфика работы педагогов предполагает невозможность жесткой регламентации сроков выполнения определенной работы (например, вряд ли будет возможным заранее определить, сколько времени потребуется для подготовки к занятию), а также не требует от них осуществлять весь объем педагогической работы исключительно на своем рабочем месте (например, преподаватель вправе осуществлять мероприятия по самообразованию в библиотеке или любом другом удобном для этого месте).

Иными словами, если для педагогического работника установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу, ведь продолжительность рабочего времени (то есть времени, в течение которого согласно ст.

91 ТК РФ работник должен исполнять трудовые обязанности) для него установлена 36 часов в неделю. В рабочее время, оставшееся после отработки нормы преподавательской работы, сотрудник должен выполнять иную педагогическую работу в соответствии с локальными актами организации, должностной инструкцией, трудовым договором.

Однако, если время выполнения иных обязанностей не регламентировано, то педагог вправе самостоятельно планировать свое рабочее время, оставшееся в пределах еженедельной продолжительности рабочего времени, для выполнения мероприятий согласно личному плану, самоподготовки, повышения квалификации и выполнения иной педагогической работы. Если выполнение такой работы возможно вне места работы педагога, то он вправе также покинуть свое рабочее место.

в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;

за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной при тарификации;

Новый порядок оплаты труда педагогов дополнительного образования

Зарплата специалистов состоит из нескольких частей:

  1. Основная часть дохода – оклад.
  2. Надбавка за квалификацию и звание.
  3. Выплаты, компенсирующие сверхурочную работу.
  4. Поощрительные премии за победы в конкурсах и соревнованиях.

Педагог обязан проходить аттестацию 1 раз в пять лет для получения I, II или высшей категории. Квалификационная комиссия определяет уровень профессионализма специалиста, учитывая достижения его воспитанников в различных формах обучения и личных побед учителя в различных конкурсах и соревнованиях.

Повышение окладов

В связи с указами В.Путина, изданными в мае, намечено 2 пути повышения окладов педагогическим работникам:

  1. Ежегодное, до 2024 года, повышение зарплат на 10%. По этой программе оклады поднимутся с 37850 до 76550 руб. ($559 – 1130). Для этого фонд оплаты труда должен вырасти до 1333,1 трлн руб.
  2. Одновременное повышение окладов на 150% в 2019 году – до 59100 руб. ($872). Фонд зарплаты должен подняться до 251,3 млрд, а в 2020 – до 273,2 млрд.

Пока что власти не приняли окончательное решение, вопрос находится в разработке.

Педагоги дополнительного образования проводят занятия с детьми во внеурочное время.

В их обязанности входит:

  • содействие развитию творческих способностей детей;
  • углубление и систематизация знаний, полученных в школе;
  • укрепление дружеских отношений между ребятами;
  • направляет детей к саморазвитию.

При этом дети приобретают качества, которые пригодятся им во взрослой жизни:

  • дисциплинированность;
  • коммуникабельность;
  • навыки работы в команде;
  • стремление к общему результату;
  • ответственность.

Основные направления работы педагогов:

  • конструирование и работотехника;
  • естествознание, навыки исследовательской работы;
  • экология и защита окружающей среды;
  • культурология – изучение народных традиций;
  • спортивно-развивающее, для обучения правильному образу жизни и развития силы воли;
  • музыкальное – развитие вокальных и хореографических навыков.

Зарплата учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов, работающих в других сферах, согласно указу президента, должна вырасти

В мае 2012 года, как известно, Президент подписал ряд указов, согласно которым зарплата педагогов к 2018 году должна стать вдвое больше, чем средний по региону заработок. Выполнение майских указов должно быть поэтапным.

В мае 2012 года, как известно, Президент подписал ряд указов, согласно которым зарплата педагогов к 2018 году должна стать вдвое больше, чем средний по региону заработок. Выполнение майских указов должно быть поэтапным. В 2013 году, к примеру, зарплата педагогов во многих регионах значительно увеличилась. Подросла заработная плата учителей и в 2014-2015 годах, однако, во многих областях она всё ещё отстает от средней.

В 2016 году зарплата педагогов станет ближе к средней по региону, однако, не за счет увеличения учительского заработка, а за счет нового порядка расчета средней зарплаты. Так, с 2016 года будут учитываться не только выплаты на предприятиях и в организациях, но и доходы работающих у индивидуальных предпринимателей.

Повысят ли зарплату педагогам в 2016 году

Расходы федерального бюджета на сферы образования и медицины сокращены в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 34 миллиарда рублей. Предполагается, что сокращение будет достигнуто за счет закрытия некоторых малокомплектных школ, а также за счет снижения расходов на оснащение школ.

Бюджет на 2016 год сверстан, исходя из существующей экономической ситуации и оптимистичного прогноза. Если ко второй половине года финансовая ситуация станет менее напряженной, с 1 октября возможно повышение зарплаты педагогов. При этом процент индексации пока не называется точно.

Порядок почасовой оплаты труда разъяснен вразделе 5 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работниковобразовательных учреждений, доведенных письмом Минобразования России иПрофсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16января 2001 года № 20-58-196/20-5/7 и письме Минобразования России от 29декабря 1995 года № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательныхучреждениях».

Размер оплаты за один час указанной вышепедагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставкизаработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом Единойтарифной сетки за установленную норму часов педагогической работы в неделю насреднемесячное количество рабочих часов.

Размер месячной ставки заработной платы внастоящее время определяется в соответствии с постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок(окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организацийбюджетной сферы».

Среднемесячное количество рабочих часов определяется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (независимо от фактического режима труда и отдыха) путем деления нормы рабочего времени в неделю (например, для учителей - 18 и 20 часов) на пять дней, умножения полученного результата на количество рабочих дней в году и деления его на 12 месяцев (см.

Согласно производственному календарю на 2003 годколичество рабочих дней составляет 250.

при 18-часовой рабочей неделе - 75 часов (18 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 20-часовой рабочей неделе - 83,33 часа (20 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 24-часовой рабочей неделе - 100 час. (24 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев).

Категории педагогических работников с указаниемпо ним соответствующей нормы часов преподавательской работы за ставкузаработной платы, определены в пункте 2 приложения к постановлениюПравительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «Опродолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставкузаработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

учителям 5-11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

преподавателям специальных дисциплин 1-11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.

Норма в 20 часов в неделю устанавливается учителям1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Норма в 24 часа в неделю устанавливаетсяпреподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного,хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детскихмузыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летнимсроком обучения.

Исходя из вышеизложенного, для того чтобыопределить ставку почасовой оплаты следует величину месячной ставки заработнойплаты согласно разряда, присвоенного при тарификации, разделить на 75, 83,33или 100.

Для определения размера оплаты следует полученный результат умножитьна количество фактически отработанных часов.

для учителей 5-11 (12) классов:

  • 7 разряда ЕТС - 14 руб. 80 коп. (1110 руб. / 75 час.);
  • 8 разряда ЕТС - 16 руб. 27 коп. (1220 руб. / 75 час.);
  • 9 разряда ЕТС - 17 руб. 87 коп.

    Зарплата педагогов дополнительного образования

    (1340 руб. / 75 час.);

  • 10 разряда ЕТС - 19 руб. 60 коп. (1470 руб. / 75 час.);
  • 11 разряда ЕТС - 21 руб. 47 коп. (1610 руб. / 75 час.);
  • 12 разряда ЕТС - 23 руб. 20 коп. (1740 руб. / 75 час.);
  • 13 разряда ЕТС - 25 руб. 07 коп. (1880 руб. / 75 час.);
  • 14 разряда ЕТС - 26 руб. 93 коп. (2020 руб. / 75 час.).

для учителей 1- 4 классов:

  • 7 разряда ЕТС - 13 руб.

    32 коп. (1110 руб. / 83,33 час.);

  • 8 разряда ЕТС - 14 руб. 64 коп. (1220 руб. / 83,33 час.);
  • 9 разряда ЕТС - 16 руб. 08 коп. (1340 руб. / 83,33 час.);
  • 10 разряда ЕТС - 17 руб. 64 коп. (1470 руб. / 83,33 час.);
  • 11 разряда ЕТС - 19 руб. 32 коп. (1610 руб. / 83,33 час.);
  • 12 разряда ЕТС - 20 руб. 88 коп. (1740 руб. / 83,33 час.);
  • 13 разряда ЕТС - 22 руб. 56 коп. (1880 руб. / 83,33 час.);
  • 14 разряда ЕТС - 24 руб. 24 коп. (2020 руб. / 83,33 час.).

Аналогично рассчитываются ставки и другихпедагогических работников.

Необходимо учитывать, что если замещениеотсутствующего работника педагогическим работником осуществлялось свыше двухмесяцев, оплата его труда со дня начала замещения за все часы фактической педагогическойработы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением ихнедельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).

Оплата труда преподавателей учрежденийначального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднегопедагогического образования) за часы учебных занятий, предоставленные им сверхустановленной годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещениивременно отсутствующих по болезни и другим причинам педагогических работников,производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем делениямесячной ставки заработной платы на 72 часа (среднемесячное количество часов).

При диапазоне тарифных разрядов с 7 по 14,ставки почасовой оплаты труда указанных категорий работников составят:

  • 7 разряда ЕТС - 15 руб. 42 коп. (1110 руб. / 72 час.);
  • 8 разряда ЕТС - 16 руб. 94 коп. (1220 руб. / 72 час.);
  • 9 разряда ЕТС - 18 руб. 61 коп. (1340 руб. / 72 час.);
  • 10 разряда ЕТС - 20 руб. 42 коп. (1470 руб. / 72 час.);
  • 11 разряда ЕТС - 22 руб. 36 коп. (1610 руб. / 72 час.);
  • 12 разряда ЕТС - 24 руб. 17 коп. (1740 руб. / 72 час.);
  • 13 разряда ЕТС - 26 руб. 11 коп. (1880 руб. / 72 час.);
  • 14 разряда ЕТС - 28 руб. 06 коп. (2020 руб. / 72 час.).

Оплата производитсятолько после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячноили в конце учебного года.

Если замещение продолжается непрерывно свышедвух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячнойзаработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебнойработы.

Следует также учитывать, что суммы, начисленныепреподавателям учреждений начального и среднего профессионального образованияза часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки,учитывается при исчислении среднего заработка, но только в размере 1/10 частиза каждый месяц расчетного периода (см., в частности, письмо МинобразованияРоссии от 14 сентября 2000 года № 20-58-4258/20-5).

Руководители образовательных учреждений впределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляетинтересов основных работников данного учреждения, могут привлекать дляпроведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками)высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовойоплаты, предусмотренных постановлением Минтруда России от 21 января 1993 года №7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых кпроведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях,находящихся на бюджетном финансировании» (в редакции изменений от 2 ноября 1995года).

Указанные ставки могут применяться, например,при оплате высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведенияотдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которымв целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количествоучебных часов, а также при оплате труда лиц из числапрофессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений ив других случаях, когда нецелесообразно определять почасовую оплатупедагогического работника от ставки заработной платы на основе разрядов ЕТС.