Система права и система законодательства в сравнении. Соотношение системы права и системы законодательства Охарактеризуйте соотношение системы права и законодательства

План

1. Понятие, признаки и элементы системы права.

2. Вторичные образования в системе права.

3. Понятие системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

Литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996.

2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996.

4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 1996.

6. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1998.

7. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

8. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // ГиП. – 1999. - № 9.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 1997.

11. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1995.

1. Понятие, признаки и элементы системы права

Система права – это одна из подсистем социальной системы, совокупность правовых норм, находящихся в постоянной, устойчивой зависимости, которая характеризует взаимодействие регулируемых ими общественных отношений.

Право как система характеризуется следующими признаками:

1) она является системой более низкого порядка, чем социальная система и выступает в качестве ее подсистемы;

2) это объективное явление, она не может создаваться по субъективному желанию людей, государства, так как является продуктом естественно-исторического развития и обусловлена реально существующей подсистемой общественных отношений;

3) для нее характерны единство и взаимосвязь составляющих ее норм, которые не могут функционировать изолированно, что обусловлено единством целей и задач правового регулирования и системы регулируемых отношений;

4) это сложное, многообразное и динамичное явление, состоящее из неодинаковых по своему содержанию и объему структурных элементов, что, в свою очередь связано с многообразием и динамизмом тех общественных отношений, которые отражает и регулирует система права;

5) будучи нормативным ядром социальной системы конкретного общества, она характеризуется целостностью, автономностью, стабильностью, динамизмом, имеет собственное содержание и источники развития.

Первичным и конечным структурным элементом системы права является юридическая норма . Она служит точкой отсчета и единицей измерения права и распространяет свои свойства на другие составные части системы. Норма права самостоятельно регулирует только одну сторону общественного отношения. Для правового регулирования отношения в целом часто требуется взаимодействие комплекса норм.

Следующий элемент системы права – институт права – это обусловленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно привести институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве. Институты могут быть отраслевыми и многоотраслевыми.

Правовые институты, находясь в такой тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права – отрасль права.

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих однородные общественные отношения.

Так, институты гражданского, избирательного права и др. образуют отрасль конституционного права. В состав отрасли гражданского права входят правовые институты купли-продажи, найма жилого помещения, комиссии, дарения и др.

общая и особенная части . В общую входят институты, содержащие положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части конкретизируются в институтах особенной части.

В каждой отрасли права выделяется ее основной институт , закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве РФ таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя».

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще одни компонент – подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. В то же время отдельные отрасли, например, процессуальное и земельное не подразделяются на подотрасли.

2. Вторичные образования в системе права

Первичным и конечным структурным элементом права является юридическая норма. Вторичными образованиями в системе права выступают институт права и отрасль права.

Институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве и др.

Правовому институту присущи следующие особенности:

Нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений;

Нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма многообразны;

Нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняют друг друга;

Нормы, составляющие институт, закрепляются в законодательстве в отдельном нормативном правовом акте или в разделе нормативного акта. И лишь в редких случаях нормы института размещаются в различных актах.

Классификация правовых институтов осуществляется по разным основаниям.

По связи с элементами системы права институты права подразделяются на отраслевые (состоят из норм одной отрасли права) и комплексные (состоят из норм различных отраслей права); по функциям права – на регулятивные (проводят регулятивную функцию права) и охранительные (проводят охранительную функцию права); по способу обособления юридических норм – на предметные (относятся к одному предмету регулирования) и функциональные (обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений).

Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом.

Отрасль права имеет специфическую структуру. В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части конкретизируются в институтах особенной части отрасли.

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве РФ таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя».

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще одни компонент - подотрасль права . Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное право не подразделяются на подотрасли.

Отрасли права классифицируются по разным основаниям. Так, по предмету правового регулирования они подразделяются на конституционное, уголовное, административное, гражданское, трудовое и др.; по назначению – на материальные (конституционное, уголовное, гражданское и др.) и процессуальные (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное).

3. Понятие системы законодательства.

Соотношение системы права и системы законодательства.

В юридической теории и практике наряду с понятием система права используется понятие система законодательства. В философском плане они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система законодательства – это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные особенности права.

Система законодательства возникает в результате издания правовых норм, закрепления их в специальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. По разным основаниям классификации выделяют горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексные системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – общественными отношениями. В результате выделяют отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права. Например, конституционному праву соответствует конституционное законодательство, трудовому праву – трудовое законодательство и т.п.

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе. Так, во главе системы нормативных актов РФ находится Конституция, далее идут Конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации, а затем – подзаконные акты: указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и государственных комитетов, решения и постановления местных органов государственного управления, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

Федеративное строение основано на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. На основе этих двух критериев в РФ выделяют три уровня системы законодательства: 1) федеральное; 2) законодательство субъектов Федерации; 3) законодательство органов местного самоуправления.

Комплексные системы складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним относят природоохранительное, транспортное законодательство, а также нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп: женщин, молодежи, ветеранов, военнослужащих т.п.

Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства – нормативный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства – в качестве формы;

3) если система права складываются объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, т.к. зависит от законодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства – производный;

5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное, федеративное и комплексное;

6) система права и система законодательства различаются по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия, нормативности (кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, в юридических прецедентах и в нормативных договорах); а с другой стороны она включает в себя, кроме формулировок норм, и другие элементы – преамбулы, названия разделов, частей, глав, статей и т.п.

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

Система права соотносится с философской категорией «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

Первичным элементом системы права является норма права.

Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь, право, получая формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право – более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена реально существующими общественными отношениями. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

Кроме того, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеют место два уровня законодательства –федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, а если государство унитарное, то уровень законодательства один – центральное законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.

Правовая система общества представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии государства.

Это сложное, многоуровневое, комплексное, иерархическое, динамическое образование, отражающее всю правовую организацию общества, целостную правовую реальность, где главным, определяющим звеном является право, как система норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством. Категории «правовая система» и «право» соотносятся между собой как целое и часть. На формирование правовой системы общества оказывают влияние факторы социально-экономического, политического, этнокультурного характеров.

Помимо права, правовая система общества, включает в себя и другие явления юридической действительности: правовую культуру, правосознание, правоотношение, механизм правового регулирования, правомерное поведение, юридическую ответственность и т.д. Элементы правовой системы общества отличаются по своей роли, удельному весу, значению, используемым средствам, юридической природе, характеру воздействия на общественные отношения. Тем не менее, они тесным образом соединены между собой необходимыми связями, отношениями, состояниями, режимами. Как главный системообразующий элемент право оказывает определяющее влияние на другие компоненты юридической системы. Поэтому любые изменения существующих правил поведения сразу же непосредственно сказываются на состоянии других составляющих компонентах правовой системы.

Правовая система охватывает всю область цивилизованного существования людей и включает такие блоки, как нормативный, правообразующий, доктринальный, правореализационный, правоохранительный, блок прав и обязанностей 1 и т.д.

Совокупность национальных правовых систем, объединенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, принципов регулирования, правовых доктрин образуют правовые семьи . Более подробно вопросы их формирования и основные характеристики освящены в §2 главы 1 настоящего учебника.

Понятие и структурные элементы системы права. Право представляет собой сложное, иерархическое образование, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство.

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, субинститутов, отраслей и подотраслей права.

Основные признаки системы права:

1. Состоит из взаимосогласованных непротиворечивых элементов (норм права, институтов, субинститутов, отраслей, подотраслей права);

2. обусловлена объективными факторами социально-экономического, политического, национального, религиозного характеров;

3. характеризуется целостностью, что обусловлено единством выраженной в юридических нормах государственной воли;

4. первичным элементом системы права является юридическая норма.

Структурные элементы системы права:

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведение властного характера, исходящее от государства.

Институт права – группа юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Субинститут права – совокупность юридических норм, регулирующих разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института.

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную род (сферу) общественных отношений.

Подотрасль права – система однородных институтов определенной отрасли права.

В правоведении все юридические нормы условно подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы , составляющие содержательную сторону права, оказывают прямое воздействие на общественные отношения. Нормы процедурно-организационного характера регламентируют порядок, форму юрисдикционной деятельности правоприменительных органов, направлены на реализацию норм материального права.

Основными критериями деления норм права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – общественные отношения, регулируемые правом. Каждой отрасли права соответствует свой предмет правового регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, средств, способов регулирования общественных отношений. В совокупности с предметом правового регулирования он позволяет разграничить отрасли, опосредующие сходные общественные отношения.

Выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный.

Императивный метод предполагает правовое положение субъектов, основанное на субординации, связан с властными предписаниями, карательными и штрафными санкциями.

Диспозитивный метод характеризуется равноправием сторон, координацией их деятельности, возможностью действовать по собственному усмотрению в границах, установленных действующим законодательством.

Императивный метод характерен для отраслей публичного права (конституционного, уголовного, административного, финансового), связанного с публичной власть, носителем которой является государство.

Диспозитивный метод используется в сфере частного права (гражданского, семейного) регулирующего отношения, возникающие между частыми собственниками, их законные интересы.

Отрасли российского права.

Конституционное (государственное) право – отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющая основы конституционного строя, принципы организации, цели и задачи, функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношений личности и государства, механизм осуществления государственной власти. Основным источником государственного права является Конституция РФ.

Административное право - система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по сбору и распределению денежных средств (сбор налогов, составление, утверждение и исполнение государственного бюджета и т.д.).

Гражданское право - система норм, регулирующих разнообразные имущественные (собственность, заключение сделок, договоров, наследование и т.д.) и связанные с ними личные неимущественные отношения (честь, достоинство, имя, авторство).

Семейное право – отрасль права, регулирующая порядок и условия вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, определяющая формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением.

Уголовное право - совокупность норм, регламентирующих основания и принципы уголовной ответственности, определяющих, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, устанавливающих виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Уголовно-процессуальное право - система норм, регулирующих деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяющих процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов, их правовое положение.

Уголовно-исполнительное право представляет собой систему норм, регламентирующих порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию нарушителей в местах заключения.

Гражданско-процессуальное право регулирует деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении гражданских, трудовых, семейных, личных, финансовых споров. В состав данной отрасли входят нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов.

Международное право . Занимает особое место и не входит в национальную систему права в качестве самостоятельной отрасли. Международное право включается в правовую систему РФ в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Международное право регулирует межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН, определяющих взаимные права и обязанности участников мирового сообщества (государств). В международном праве сохраняется деление на публичное право и частное право, регулирующее имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, другие вопросы. РФ признает приоритет международного права над внутригосударственным.

Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь. Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права складывается объективно в соответствии с фактически существующими видами общественных отношений, система же законодательства является результатом целенаправленной упорядочивающей деятельности законодательных органов. Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутренняя структура права, система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, это система нормативных правовых актов.

Основные различия между системой права и системой законодательства:

1.Исходным элементом системы права является юридическая норма, а первичным элементом законодательства – статья нормативного правового акта. Структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.

2.Система законодательства и система права различны по объему. Система законодательства по объему представленного в нем материала шире, так как включает в себя кроме правовых норм иные элементы, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, правила дорожного движения).

3.Система права имеет объективный характер, обусловлена фактически существующими общественными отношениями. Система законодательства преимущественно субъективна, так как зависит во многом от воли законодателя.

4.Внутреняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их издавшим. Эта классификация опирается на разделение нормативных правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты.

Вертикальная структура права - это его деление на нормы, институты, отрасли.

В основе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия - система права и система государственного управления. В соответствии с этими критериями система законодательства подразделяется на отрасли законодательства.

5.В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования, отрасли законодательства, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.

Понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства . Последнее представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения юридических норм.

Кроме правовых норм законодательство содержит также призывы, декларации, определения, указания на мотивы и цели издания нормативных актов. Основными элементами системы законодательства являются нормативное правовое предписание и нормативный акт.

Система права характеризуется определенным его внутренним строением, расположением по отраслям и институтам, в то время как система законодательства относится к внешним формам выражения права, состоянию его источников. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства, во-первых, не совпадают с отраслями права, во-вторых, сочетаются в систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права.

Основной вывод сводился к тому, что не следует принижать роль законодателя в формировании системы права, а следовательно, и противопоставлять или резко отрывать одно от другого при рассмотрении понятий системы права и системы законодательства, поскольку это очень близкие и тесно связанные между собой явления правовой жизни и понятия юридической науки.

Но вряд ли целесообразно и отождествлять их. Кроме уже изложенных аргументов в пользу разграничения этих понятий, следует помнить, что факторы, формирующие систему права, более многочисленны и разноплановы, нежели активность законодателя, управляющая созданием системы законодательства. (Бабаев)

В литера­туре справедливо отмечается, что система права и система законодательства -это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их соотношения как содержания и формы права.

Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тес­но связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение.Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы.Система законодательства ха­рактеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффек­тивное использование.

Система законодательства (а под «законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) - результат специ­альной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотворчество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее. В тео­рии этот момент характеризуется как зависимость системы законодательства отсубъективного фактора.

Еслиэлементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства - нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (прин­цип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В осно­ве иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда ле­жит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием раз­ветвленной системы законодательных отраслей.

Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных го­сударствах. Примером здесь может служить законодательство России, в со­став которого входят как общефедеральное законодательство, так и законода­тельные подсистемы субъектов Федерации. (Протасов)

Подсистемой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Стоит заметить, что они соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Систематизация законодательства.

Систематизация законодательства - эго деятельность по приведению нормативных актов и единую упорядоченную систему. Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.

Самостоятельными формами систематизации являются:

2) инкорпорация;

3) консолидация;

4) кодификация.

Учетом нормативных актов - сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение, по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан. В России учету подлежат:

1. федеральные конституционные законы;

2. федеральные законы;

3. нормативные указы Президента Р.Ф.:

4. нормативные акты Правительства Р.Ф.;

5. акты федеральных органов исполнительной власти;

6. законы субъектов Р.Ф.;

7. акты соответствующих органов местного самоуправления;

8. нормативные разъяснения пленума Верховного Суда Г.Ф.;

9. постановления Конституционного Суда Р.Ф..

Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство.

Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:

1) журнальный учет (ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам; наиболее удобная форма - этого учета тематико-предметная, т.е. акты систематизируются по отраслям права);

2) карточный учет (его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты НПА; карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно - отраслевому принципам; при отмене НПА, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения);

3) поддержание текстов НПА в контрольном состоянии (подразумевает внесение изменений и дополнений и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих НПА);

4) автоматизированный учет (с помощью компьютера «консультант плюс», «гарант», «кодекс»).

Инкорпорация - объединение ППА определенного уровня в сборники или собрания законодательства.

Инкорпорация может быть:

официальной (своды законов государства и т.д.);

полуофициальной (инкорпорация, но поручению министерств,

ведомств);

неофициальной (создание сборников и т.д. но инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.).

Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

Консолидация - объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов. Она осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

Кодификация - коренная переработка однородных нормативных актов и сочетание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания для соответствующей отрасли права, например, кодекса.

Акт, возникший в результате кодификации: охватывает обширную сферу однородных отношений; имеет важное значение для всего общества; стабилен и действуем длительное время; значителен по объему; имеет сложную структуру; является единым и внутренне логичным документом.

Формами кодифицированных актов являются основы законодательств;), кодексы, уставы, положения, правила.

Формы реализации права.

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях.

Формы реализации права:

1.Соблюдение

2.Исполнение

3.Использование

4.Применение

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм. Поведение индивида может быть правомерным, неправомерным, юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, таким образом право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации права заключаются в следующем:

Это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий

Наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех субъектов от гр. до президента

Она касается главным образом правовых запретов

Осуществляется вне конкретных правоотношений

Происходит естественно, обычно, незаметно

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые нормы.

Спецификой данной формы является то, что:

Распространяется на обязывающие формы

Предполагает активные действия субъектов

Отличается императивностью, властностью

В большинстве случаев правоисполнительные действия фиксируются и оформляются

При использовании субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право. В повседневной жизни люди постоянно совершают юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают в правоотношения с организациями и друг с другом. (продают, покупают, увольняются) Это они могут делать сами по себе. Но иногда гражданину необходимо содействие органов (получение пенсии, выдача паспорта, оформить завещание)

В процессе реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются, используются, но и применяются уполномоченными на то органами к субъектам, событиям, фактам. Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции. Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание.