Структура Конституции РФ. Введение Какова структура конституции рф

Конституция РФ — это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Конституция РФ была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года.

В Конституции РФ определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны, и содержатся положения о том, что РФ — социальное государство.

В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

В Конституции подчеркивается о примате международного права по отношению к внутригосударственному , то есть если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Конституция РФ состоит из 2-х разделов и преамбулы . В преамбуле излагаются основные цели принятия данной конституции. 2 раздел называется «Заключение и переходные положения», 1 раздел — без названия.

Структура Конституции РФ:

Структура конституции:

Первый раздел состоит из 9 глав:

  • 1 глава «Основы конституционного строя»;
  • 2 глава «Права и свободы человека и гражданина» — посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида;
  • 3 глава «Федеративное устройство»;
  • 4 глава «Президент РФ»;
  • 5 глава «Федеральное собрание»;
  • 6 глава «Правительство РФ»;
  • 7 глава «Судебная власть» — не надо было включать сюда статью о прокуратуре, поскольку она не входит в состав судебной власти, наиболее подходящее название в таком случае «Правосудие и прокурорский надзор»;
  • 8 глава «Местное самоуправление»;
  • 9 глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» .

Второй раздел закрепляет:

1. порядок вступления конституции в действие;

2. соотношение конституции и ранее принятых источников права;

3. процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства.

По сути, положения второго раздела можно было принять как конституционный закон «О введении конституции в действие», поскольку некоторые его положения были актуальны лишь на момент принятия конституции, и сейчас они не действуют.

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Любимова Татьяна Николаевна

    Название: «Структура конституции Российской Федерации»
    Реферат
    по курсу «Конституционное (государственное) право России» студента
    1-го курса заочной формы обучения.
      Москва 2010
    Содержание

    Введение 3

    1. Понятие структуры конституции и процесс её развития 4
    2. Структура конституции Российской Федерации: 6
    2.1. Преамбула 6
    2.2 Основная часть 7
    2.3 Заключительные и переходные положения 9
    Заключение 10
    Список литературы 11

    Введение

    Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина
    Проблема исследования структуры Конституции России является актуальной, потому, что радикальные события, происходящие в любой стране, непременно отражаются в ее основных законах.
    В этом Россия пошла по пути многих стран и для закрепления важнейших социально-экономических и общественно-политических отношений прибегает к документу, именуемому конституцией. Сегодня можно уже утверждать, что в XX веке Россия имеет и свою конституционную историю, если под ней подразумевать принятие на соответствующих этапах конституции, оформляющей очередную веху в развитии страны. Ее изучение представляет и познавательный, и теоретический интерес.
    У России есть действующая Конституция - она принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. Отсюда возникают некоторые вопросы: как соответствует Конституция реальным общественным отношениям, в чем трудности применения норм Конституции, какую перспективу она имеет и т.д.
    Цель этой работы - рассмотреть структуру Конституции России.

    1. Понятие структуры конституции и процесс её развития
    Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
    В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.
    Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.
    Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
    Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.
    Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. XI).
    Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.
    При разработке проекта Конституции 1993 г. предлагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.
    Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России .

    2. Структура конституции Российской Федерации
    Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенных в первом разделе и состоящих из 9 глав, а также « Заключительных и переходных положений», является вторым разделом.
    2.1 Преамбула
    В преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены:
    1) утверждение прав и свобод человека;
    2) утверждение гражданского мира и согласия в РФ;
    3) сохранение исторически сложившегося государственного единства;
    4) возрождение суверенной государственности России;
    5) утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;
    6) обеспечение благополучия и процветания России.
    Положения преамбулы носят торжественно- декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании преамбула не включает конституционные нормы и принципы), преамбула имеет важное юридическое значение. Ее положения ориентируют законодательную и исполнительную власти, правосудие; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности толкования Конституционным судом РФ ряда принципов федерального устройства; преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции РФ, а также при необходимости внести в нее поправки и др.

    2.2 Основная часть.
    Первая глава «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции РФ.
    Положение о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества (ст. 2), определило основные права и свободы человека и гражданина, их гарантии в главе 2 Конституции РФ.
    Глава 1 «Основы конституционного строя» – отражение качественного изменения характеристики строя.
    Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.
    Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.
    Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления.
    Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.
    Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют: статус Федерального собрания – парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации и Государственной думы; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.
    Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
    В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.
    Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.
    Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

    2.3 Заключительные и переходные положения
    Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.

    Заключение
    и т.д.................

Структура Конституции это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения.

Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения.

Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

Структура Конституции, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение.

Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение.

Положения Преамбулы:

Служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия;

Закрепляют общие обязательства государства перед гражданами;

Имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства;

Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др. .

Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции.

Закрепление в Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение взаимоотношения Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих важнейшие положения, закрепленные в главе 1 «Основы конституционного строя», в частности в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 закрепляют организацию государственной власти и местного самоуправления в РФ.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей, которые закрепляют:

Статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;

Порядок формирования Федерального Собрания и его структуру;

Компетенцию Совета Федерации - верхней палаты парламента и Государственной Думы - нижней палаты парламента;

Нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей) .

3. Социальные и юридические свойства Конституции РФ

Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.

Совокупность главных черт, которые характеризуют социальную и юридическую природу Основного Закона, его качественное своеобразие в правовой системе страны. Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства.

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества.

Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и цели социального прогресса. Вот почему её присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные положения включаются как правило в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя.

Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

Конституция гарантирована государством. Важнейшим условием реальности Конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции. Считается, что Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

1) особым порядком её принятия и изменения;

2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ.

Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан.

Социальные свойства выражают социальную природу и социальное значение Конституции в правовой системе. В совокупности социальные свойства представляют:

Реальность Конституции - ее реализуемость и способность оказывать влияние на достижение тех целей, ради которых Конституция была принята;

Программность (перспективность Конституции) - свойство Конституции, выраженное в нормах, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства (к числу таких норм относятся положения Конституции РФ, в которых закреплены правовой и социальный характер российского государства);

Легитимность Конституции - ее официальное удостоверение (признание) в обществе. Легитимность Конституции определяется многими слагаемыми: легальностью принятия Конституции; способами ее разработки;

Политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения Конституции;

Уровнем политической и правовой культуры населения и др.

Считается, что участие 54,8% зарегистрированных избирателей (58 млн 187 тыс. 755 человек) в референдуме 12 декабря 1993 г., из числа которых 58,4% (или 32 млн 937 тыс. 630 избирателей) высказались за Конституцию РФ, дает основание считать действующую Конституцию РФ легитимной .

Юридические свойства Конституции - это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия Основного Закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: верховенство Конституции, ее прямое действие, признание Конституции базой текущего законодательства, особая правовая охрана Конституции, особый порядок ее изменения и пересмотра, стабильность Конституции.

Верховенство Конституции указывает на господствующее (верховенствующее) положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо изъятий на всей территории РФ. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия эти акты считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

Стабильность Конституции - это неизменность основных положений Конституции при не изменяющихся социально-политических условиях общества. Стабильность Конституции является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. Стабильность Конституции определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых Конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.), а также обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра Конституции.

В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы:

1) гибкие, порядок изменения которых аналогичен обычным законам;

2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами.

К числу жестких конституций относится и российская. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не подвергнуто изменению или дополнению.

Конституция - это база развития текущего законодательства - такова юридическая характеристика Конституции, которая выражает ее способность оказывать присущими ей способами воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы.

Значение Конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: Конституция определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации. Конституция РФ содержит прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов (этому посвящены 12 ее положений) и федеральных законов (около 100 статей содержат подобные отсылки).

Указанные положения Конституции обязывают Федеральное Собрание принять соответствующие законы. Влияние Конституции на развитие законодательства выражено и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.

Прямое (непосредственное) действие Конституции - свойство конституционных норм оказывать без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции, предусмотренное в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции РФ, означает, что она действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан.

Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов означает не невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанного с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).

Для обеспечения прямого действия Конституции важное значение имеет позиция Верховного Суда РФ по этому вопросу. Верховный Суд РФ постановил, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта и во всех необходимых случаях суд должен применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия .

Суд, согласно такому разъяснению, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) если закрепленные нормой Конституции положения, исходя из смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) если суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) если суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) если закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Заключение

Исходя из написанной работы, можно сделать следующие основные выводы.

1. Конституция - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция -- основа всего законодательства государств.

2. Практика подтверждает, что Конституция «работает», выполняет предназначенные ей функции в развитии Российского государства. Теоретические схватки, сопровождавшие ее подготовку и принятие, ушли в прошлое, стали достоянием истории. Они не могут умалить значения ее исходных положений и общественную силу ее норм. Но столь же очевидно, что потенциал Конституции, ее опорная роль в утверждении правового государства будут раскрыты при условии, что в ее реализации, ее защите примут самое активное участие не только государство в виде системы органов, но и все общество, миллионы и миллионы людей. Действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.

3. Основные черты и юридические свойства Конституции - это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции. Основными чертами Конституции Российской Федерации 1993 года являются:

1. Легитимность,

2. Итоговый характер предписаний,

3. Перспективность,

4. Преемственность,

5. Реальность,

6. Верховенство,

7. Стабильность,

8. Фундамент системы права.

4. С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, появлением все более совершенных технологий, систем информации, ростом требований к управлению, идеи свободы личности, первичности прав человека приобретают еще более важное значение. Уважение к человеку, признание его достоинства, самоценности свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой успешного развития общества. И такой подход, тесно взаимосвязанный с повышением ответственности человека, обеспечивает сочетание общественной дисциплины и автономии личности, существование демократического эффективного и рационального государства. Свободный человек -- и это аксиома развития -- всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий.

5. Для России, устремленной ныне к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности стала неотъемлемой частью ее конституционной концепции. Основной закон страны принят и действует не столько ради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, а, прежде всего, для закрепления фундамента статуса человека и гражданина.

Само государство организуется и действует таким образом, чтобы человек был не простым винтиком в государственной организации, а воистину высшей ценностью, целью всех общественных преобразований. Только государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в преодолении трагического наследия прошлого, социальных болезней.

6. Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества Конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать Конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

7. Роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции:

1. политическую,

2. правовую,

3. гуманистическую.

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Список использованных источников

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм друг с другом, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 года и в Конституции РСФСР 1978 года, совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.

Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 года в качестве одной из последних глав (гл. XI).

Только в Конституции 1978 года раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 года предполагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.

Конституция 1993 года не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В этой последней редакции выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.

В структуре новой Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы общественного строя и политики»), что представляет собой не простую замену терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя);

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 года существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания»);

3) открывает перечень глав об органах государственной власти глава о Президенте Российской Федерации. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции подобная глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти);

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

Положения Федеративного договора нашли непосредственное отражение в тексте Конституции (в Конституции 1978 года Федеративный договор был приложением к ней).

В целом по своей структуре Конституция 1993 года в отличие от Конституции 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел – явление нередкое.

В разделе втором Конституции Российской Федерации закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения. Так, в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г. в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

Структура Конституции, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства; Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 15) этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции.


Закрепление в Конституции (ст. 2) положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение взаимоотношения Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих важнейшие положения, закрепленные в главе 1 «Основы конституционного строя», в частности в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 закрепляют организацию государственной власти и местного самоуправления в РФ.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей, которые закрепляют: статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации - верхней палаты парламента и Государственной Думы - нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей). В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность положений Конституции перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции, а также порядок осуществления полномочий Президентом, Правительством, судами РФ в связи с изменением их статуса действующей Конституцией и др.