Правила толкования представителей теории судебного правотворчества. К вопросу о судебном правотворчестве

Превентивная функция направлена на недопущение развития противоправного варианта поведения. «Создавая запретительную норму, государство конструирует модель правоотношения, возникающего как последствие правонарушения. Само существование нормы направлено на то, чтобы предотвратить возникновение правоотношения»1. Она воздействует на волю и сознание субъектов с измененными нравственно-психологическими свойствами, на тех лиц, которые ранее уже совершали правонарушения, или лиц, склонных к совершению правонарушению2. Такой объект воздействия связан прежде всего со спецификой осуществления частной превенции. Ряд ученых связывают осуществление частной превенции с воздействием на волю и сознание всех субъектов юридической ответственности, а не только тех, которые склонны к совершению правонарушений3. Не умаляя значения частнопревентивного воздействия, отметим, что правовая категория «превенция» предполагает воздействие на всех деликтоспособных субъектов, усвоение ими норм и ценностей, охраняемых правом. Превентивное воздействие складывается из суммарного воздействия запрета и наказания (взыскания). Воздействуя на волю и сознание деликтоспосбных субъектов, превентивная функция в конечном итоге формирует их правомерное поведение, упорядочивает общественные отношения и не допускает развития социально вредных общественных отношений. Среди деликтоспособных субъектов можно выделить две группы: лица, совершившие правонарушение или склонные к совершению правонарушений, и лица, ранее не совершавшие правонарушений. Превентивная функция юридической ответственности осуществляется при помощи специфических, свойственных именно для нее способов. В определенной степени они могут пересекаться со способами осуществления регулятивной функции, но в «арсенале» превен- | Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. - С. 34. Карпец И. И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. - М-> 1973. - С. ИЗ; СмирновВ. Г. Функции советского уголовного права. - Л., 1965. - р 46, и др. См.: Астемиров 3. А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолет- Них- - М., 1970. - С. 93; Марцев А. И. Уголовная ответственность и общее предупреж- 4ение преступлений. - Омск, 1973. - С. 49. тивной функции есть способы, характерные только для нее. Таким специфическим способом является неотвратимое применение наказания (взыскания) к лицам, совершившим правонарушение. В настоящее время уже аксиоматичным выглядит утверждение: предупредительное значение наказания определяется не жестокостью его, а неотвратимостью. Само наказание (взыскание), по крайней мере, имеет три предупредительных аспекта. Во-первых, с исключением субъекта из определенных общественных отношений (ограничение права на труд, свободу передвижения, ликвидация юридического лица и т. п.) у этого лица становится меньше возможностей совершить новое правонарушение либо его совершение делается вообще невозможным. Во-вторых, правовая информация о неотвратимости наказания (взыскания), его применении оказывает воздействие на субъектов, склонных к совершению правонарушений. В-третьих, угроза наказания (взыскания) оказывает собственное превентивное воздействие. Осуждение (порицание), которое предшествует применению мер юридической ответственности, несет в себе предупредительный потенциал. Оно указывает правонарушителю, какого варианта поведения необходимо было придерживаться. Если осуждение лица приобретает должную огласку, предупредительный эффект усиливается. Как ни парадоксально, но поощрительные нормы способны оказывать частнопревентивное воздействие и на лиц, уже совершивших правонарушения. Действующее законодательство предоставляет возможность лицам, совершившим или совершающим правонарушения, одуматься, исправить допущенную ошибку, предотвратить более тяжкие последствия. Например, «лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением... способствовало предотвращению осуществления акта терроризма» (прим, к ст. 205 УК РФ). За активные, социально полезные действия законодатель допускает освобождение от уголовной ответственности, поощряя лицо, совершившее преступление, но не допустившее дальнейшего развития социально вредных отношений. При всей важности превентивного воздействия наказания, осуждения, поощрения основным можно признать такой способ осуществления превентивной функции, как установление запретов совершать определенные действия и позитивных обязанностей. Представители различных отраслевых наук убедительно доказывают, что превентивное воздействие обеспечивается не только угрозой наказания, но и установлением обязанностей надлежащего поведения930. Превентивное воздействие складывается из самых разнообразных способов его осуществления, но мы считаем основным именно установление обязанностей и запретов. Потенциально норма права начинает действовать с момента своего вступления в законную силу, распространяя свои требования на деликтоспособных лиц и предостерегая их от правонарушаемого поведения. В результате воздействия превентивной функции формируется правомерное поведение, а значит, снижается правонарушаемость. Результатом воздействия превентивной функции может стать недопущение дальнейшего развития социально вредных последствий, их стабилизация. Основания превентивного воздействия не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они зависят от того, разновидность какого воздействия осуществляется - общепревентивного или частнопревентивного, и является ли оно индивидуальным (осуществляется ли в отношении конкретного субъекта). Формального основания достаточно для начала воздействия в отношении всех деликтоспособных субъектов. Как уже указывалось, способом осуществления превентивной функции является применение осуждения, наказания. Следовательно, для реализации этого способа воздействия необходимо, кроме формального основания, фактическое - правонарушение, и процессуальное - решение компетентного органа. Для применения мер посткриминального поощрения схема несколько иная: норма права - правонарушение - правомерное поведение - процессуальное решение - поощрение. Основания индивидуальной превенции можно представить следующим образом: норма права - правонарушение - решение компетентного органа - наказание (взыскание). 931 932

Еще по теме Содержание превентивной функции юридической ответственности.:

  1. § 6. Цели, функции и принципы юридической ответственности
  2. 2. Цели, функции и принципы юридической ответственности в Российском государстве
  3. 6. Цель, функции и принципы юридической ответственности
  4. § 1. Административная ответственность как особый вид юридической ответственности
  5. Вопрос 53. Административная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности
  6. § 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право -

Цели и функции юридической ответственности.

Общими целями юридической ответственности являются:

1) создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности;

2) превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;

3) воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма;

4) наказание правонарушителей;

5) восстановление общественных отношений.

Реализация указанных целей ведет к достижению другой цели - укреплению законности и правопорядка.

Глобальной целью юридической ответственности является формирование гражданского общества и построение правового государства.

Определяя цели юридической ответственности, необходимо оговориться о ее функциях – как направлениях воздействия норм юридической ответственности на общественные отношения, через которые достигаются ее цели, и проявляется назначение.

Функции юридической ответственности

Превентивная функция юридической ответственности - это направление правового воздействия норм юридической ответственности на поведение субъектов общественных отношений, заключающееся в вытеснении антисоциального поведения. Способами осуществления превентивной функции юридической ответственности являются: установление обязанностей по соблюдению предписаний правовых норм посредством формулирования составов правонарушений, которые задают направление поведения субъекта юридической ответственности; информационное воздействие со стороны санкции правовой нормы; реализация негативных санкций; наделение граждан правами на необходимую оборону, задержание.

Регулятивная функция юридической ответственности - это направление правового воздействия норм юридической ответственности, заключающееся в закреплении, регулировании общественных отношений и оформлении их движения путем дозволений, запретов, связываний и поощрений. Способами осуществления регулятивной функции юридической ответственности являются: определение правового статуса граждан (юридических лиц); фиксация в нормах юридической ответственности составов правомерного поведения путем установления позитивных связываний, запретов, дозволений, определение условий, при которых субъект должен действовать правомерно. Угроза государственного принуждения участвует в регуляции поведения субъектов в качестве дополнительного (вспомогательного) элемента для тех граждан, которые склонны к совершению правонарушений.

Карательная функция юридической ответственности - это соответствующее принципам юридической ответственности направление правового воздействия норм юридической ответственности на субъектов правонарушения, заключающееся в осуждении, лишениях личного или имущественного характера. Способы осуществления правового воздействия карательной функции юридической ответственности заключаются в осуждении (порицании) правонарушителя и деяния, им совершенного, в сужении его имущественной сферы, в лишении субъективных прав, в лишениях личного характера. В случаях освобождения от ответственности или наказания действует такой способ правового воздействия карательной функции, как осуждение, которое является универсальным и выступает объективной сущностью карательной функции. Благодаря этому универсальному способу (осуждению) карательная функция имеет место во всех видах юридической ответственности.

Восстановительная функция юридической ответственности - это такое направление воздействия норм юридической ответственности на сознание и поведение людей, которое нацелено на приведение в прежнее, нормальное состояние общественных отношений, правового статуса субъектов права. Способами осуществления восстановительной функции являются: фиксация в нормах юридической ответственности обязанностей правонарушителя, которая происходит одновременно с фиксацией прав и обязанностей компетентных органов привлечь виновного к ответственности; фиксация составов правомерного поведения, направленных на восстановление общественных отношений.

Результат воздействия восстановительной функции можно разделить на два вида: специальный (юридический) и социальный. К первому относятся восстановление: правопорядка, законности, правоотношений, субъективных прав, юридических обязанностей, правомерного поведения. Ко второму относятся: восстановление общественных отношений, непосредственно не урегулированных правом, восстановление психологического спокойствия общества, восстановление социальной справедливости, удовлетворение духовных потребностей общества, восстановление ценностных ориентиров правонарушителя.

Воспитательная функция юридической ответственности - это направление правового воздействия норм юридической ответственности на индивидуальное и общественное сознание, заключающееся в формировании правосознания, правовой культуры и вытеснении из сознания правового нигилизма. Воспитательная функция направлена на формирование уважения к правам и свободам человека и гражданина, социальным ценностям, правовой активности, положительных мотивов поведения, а в итоге на формирование правосознания (как группового, так и индивидуального) и высокой правовой культуры.

Говоря о целях и функциях юридической ответственности, необходимо определить принципы реализации юридической ответственности.

Принципы юридической ответственности.

Правовые принципы - неотъемлемый элемент системы права и системы законодательства, определяющий ее содержание. При этом правовыми принципами являются лишь такие идеи, которые обладают законодательной закрепленностью и нормативностью, отражают юридические закономерности и связи, а не какое-либо свойство, признак, компонент правовых явлений.

Принципы юридической ответственности - это такие правовые принципы, которые проявляются во всех субинститутах юридической ответственности. Таковыми являются законность, справедливость, целесообразность и гуманизм.

Принцип законности юридической ответственности состоит в том, что основание, виды и мера ответственности за конкретные правонарушения всегда прямо установлены законом, а также не противоречащими ему условиями договора (в частном праве).

Принцип справедливости юридической ответственности состоит в том, что тяжесть установленных мер ответственности зависит от опасности, вредности деяния; обстоятельств, предваряющих, сопровождающих, возникновение оснований юридической ответственности, а также следующих за ним; особенностей лица, к которому применяются меры ответственности; последствий правонарушения (нарушения прав, неисполнения обязательств), а также в том, что не допускается обратная сила закона, устанавливающего ответственность.

Принцип гуманизма юридической ответственности состоит в том, что законодательное регулирование юридической ответственности направлено на недопустимость негуманного отношения к людям, которое проявляется в том, что: во-первых, установленные законом меры юридической ответственности не имеют своей целью причинение личности физических страданий, ущемление чести, достоинства личности, во-вторых, не допускается обратная сила закона, отягчающего ответственность при одновременном допущении обратной силы закона, устраняющего или смягчающего ответственность.

Этот принцип ярко проявляется, как в законодательстве устанавливающем юридическую ответственность, так и в деятельности правоохранительных органов, применяющих ее. Не допускаются меры наказания и взыскания, причиняющие физические страдания или унижающие человеческое достоинство. Не разрешается применение наиболее суровых мер ответственности (например, смертной казни, административного ареста) к беременным женщинам. Лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть подвергнуты не только смертной казни, но и лишению свободы на срок более десяти лет. Законодательство об уголовной и административной ответственности закрепляет исчерпывающий, не подлежащий расширению на практике, перечень обстоятельств, то в законе перечисляются основные из них, представляя возможность правоохранительным органам признать их смягчающими.

Имеется целый ряд других свидетельств гуманности юридической ответственности в России.

Все эти правила установлены в целях защиты личности и обеспечения нормальных условий для исправления правонарушителей, возвращение их к честной трудовой жизнедеятельности.

Принцип целесообразности юридической ответственности состоит в том, что:

1) в публичном праве устанавливаемые законом меры ответственности, а также правила освобождения от ответственности должны соответствовать цели предупреждения правонарушений;

2) в частном праве устанавливаемые законом меры ответственности должны соответствовать цели восстановления нарушенных прав участников гражданского оборота.

Признавая большое значение неотвратимости юридической ответственности, демократическое государство вместе с тем вовсе не считает, что каждое правонарушение, во что бы то ни стало должно влечь именно эту ответственность, а назначенное наказание всегда отбывается полностью. Закон предусматривает возможность полного или частичного освобождения от юридической ответственности с учетом определенных обстоятельств. Например, уголовный закон допускает полное освобождение от уголовной ответственности и от наказания даже в пределах срока давности, если вследствие изменения обстановки ко времени расследования или рассмотрения дела в суде совершенное ранее деяние утрачивает общественную опасность либо сам виновный перестает быть общественно опасным.

Срок исполнения наказания может быть сокращен, если осужденный своим поведением доказал свое исправление. В таких случаях законодательство предусматривает возможность условно-досрочного освобождения осужденных, замену не отбытой части наказания более мягким наказанием, досрочное снятие дисциплинарного взыскания и др.

При определенных условиях законодательство допускает также замену одного вида юридической ответственности другим (например, уголовную ответственность административной), но и саму юридическую ответственность – ответственностью общественной (передача преступника на поруки общественным организациям или коллективу трудящихся, передача в товарищеские суды дел о совершенных впервые правонарушениях и др.). Такая передача допускается при условии, что правонарушитель может быть исправлен без применения наказания со стороны государства, лишь мерами общественного воздействия.

ПРИНЦИП НЕОТВРАТИМОСТИ – один из наиболее весомых принципов юридической ответственности, основное условие ее эффективности. Предупредительное значение наказания зависит не так от его тяжести, как от неотвратимости. Неотвратимость ответственности означает, что ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым, вне поля зрения государства и общественности, без отрицательной реакции с их стороны. Неизменной задачей остается использование всей силы законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, чтобы люди в любом населенном пункте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания.

В работе по раскрытию преступлений и иных правонарушений важное место занимает деятельность таких служб органов внутренних дел, как уголовный розыск, отдел борьбы с хищениями собственности и спекуляцией, органы дознания и предварительного следствия и другие. Таким образом, эффективная деятельность органов внутренних дел, как и других правоохранительных органов и общественных формирований по раскрытию преступлений и иных правонарушений, призвана обеспечить практическую реализацию требований принципа неотвратимости ответственности.

Цель юридической ответственности – это идеально-предполагаемая, гарантируемая и обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правоприменительной деятельности. В данном случае категория «цель» показывает назначение всего института юридической ответственности.

Основной и наиболее общей целью юридической ответственности является защита прав и свобод человека, обеспечение в обществе законности и правопорядка. Но для достижения основной цели необходимо добиться достижения ряда промежуточных целей, к которым относятся:

Наказание правонарушителя;

Перевоспитание правонарушителя;

Формирование уважительной позиции общества к закону;

Восстановление нарушенных общественных отношений;

Обеспечение правомерного поведения в обществе;

Уменьшение количества правонарушений.

Цели и функции юридической ответственности – это достаточно близкие понятия. Функции юридической ответственности – это направление правового воздействия норм юридической ответственности на общественные отношения, через которые достигаются ее цели и проявляется назначение.

Выделяют следующие функции юридической ответственности:

    Регулятивная функция проявляется в том, что законодатель, наделяя субъект правами и обязанностями, стремится предотвратить нежелательный вариант поведения.

    Превентивная функция заключается в предупреждении совершения новых правонарушений. Превентивная функция юридической ответственности – это направление правового воздействия норм юридической ответственности на поведение субъектов общественных отношений, состоящее в вытеснении антиобщественного поведения.

    Карательная функция предполагает претерпевание неблагоприятных последствий в виде наказания за правонарушение. Несение виновным неблагоприятных последствий причиняет правонарушителю лишения и страдания.

    Правовосстановительная функция – сводится к такому воздействию норм юридической ответственности на сознание и поведение людей, которое приводит нарушенное правоотношение в прежнее нормальное состояние. Правовосстановительная функция имеет своей целью компенсацию причиненного морального или материального вреда, восстановление нарушенного права субъекта.

    Воспитательная функция выражается в способности воздействия на волю и сознание людей, посредством чего формируется уважение к правовым нормам и обеспечение правомерного поведения личности. Она призвана формировать правовую культуру личности.

5. Виды юридической ответственности.

Традиционным является деление юридической ответственности наадминистративно-правовую, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность работников, уголовно-правовую. При этом надо заметить, что:

а) видов ответственности меньше, чем отраслей права;

6) за нарушение норм права различных отраслей может применяться от­ветственность одного и того же вида;

в) в пределах одной отрасли могут существовать различные виды ответст­венности (например, дисциплинарная и материальная в трудовом праве).

Таким образом, можно заметить, что в основе данной классификации от­ветственности лежит не отраслевой признак. Объясняется это тем, что деле­ние отраслей в системе права происходит по характеру регулятивных норм, а ответственность непосредственно связана с охранительными нормами, кото­рые имеют другую природу и действуют по своим закономерностям. В част­ности, допускают универсальный характер санкций.

Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам. Имеет следующие особенности:

    Возлагается за административное правонарушение

    К административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами власти, реализуя которую, они налагают административное взыскание на виновных. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому нарушитель не подотчетен по службе (административные комиссии при местных исполнительных органах, судьи судов общей юрисдикции, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, должностные лица, уполномоченные законодательством).

    К административной ответственности привлекается более широкий круг субъектов, нежели к гражданской или уголовной (в т.ч. и юридические лица).

    Административная ответственность может налагаться за нарушения, предусмотренные другими отраслями права.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций.

Особенности:

    Имущественный характер гражданско-правовой ответственности проявляется в том, что применение такой ответственности отражается на имущественном состоянии виновной стороны посредством возмещения убытков, оплаты неустойки, взыскания причиненного ущерба. Если причиняется вред в виде моральных или физических страданий, возмещение такого вреда всегда будет связано с определенными расходами возмещающих причиненные страдания.

    Гражданско-правовая ответственность носит как правовосстановительный характер и правонарушитель может сам без вмешательства государственных органов выполнить свою обязанность, вытекающую из санкции правовой нормы (возместить причиненный вред), так и карательный характер.

Материальная ответственность заключается в обязанности работников возместить имущественный ущерб, причиненный по их вине организации, в которой они работают.

Особенности:

    Субъектом могут быть только работники, состоящие в трудовых отношениях с тем предприятием, которому они причинили материальный ущерб. В тех случаях, когда ущерб предприятию причинен лицом, которое выполняет для этого предприятия работу не по рудовому договору, т.е. не состоит с предприятием в трудовых отношениях, возмещение ущерба должно проводится по нормам гражданского права.

    Пределы материальной ответственности в трудовом законодательстве дифференцированы в зависимости от характера допущенного работником правонарушения, вида имущества и формы вины.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью начальника (руководителя). Данный вид ответственности наступает за нарушение трудовой, учебной, служебной и воинской дисциплины. Лицо должно быть подчинено по службе.

    Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность можно отнести следующие:

    Невменяемость (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях в силу психического здоровья). Устанавливается только по решению суда.

    Необходимая оборона. Имеет место при защите интересов государства, общества, личности от преступного посягательства путем причинения нападающему вреда, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства.

    Крайняя необходимость. Допустима в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред был меньше, чем предотвращенный.

    Малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности.

На правах рукописи

Арапчор Ольга Михайловна

Превентивная функция российского трудового права

Специальность 12.00.05 – Трудовое право;

право социального обеспечения

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Екатеринбург – 2013 г.

Диссертация выполнена на кафедре трудового права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия»

Научный – доктор юридических наук, профессор

руководитель: Головина Светлана Юрьевна

Официальные – доктор юридических наук, профессор, советник

оппоненты: Конституционного суда Российской Федерации

Федорова Марина Юрьевна,

– кандидат юридических наук, доцент Уральского

филиала Российской академии правосудия

Офман Елена Михайловна

Ведущая организация: Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»

Защита состоится «17» октября 2013 г. в 16 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.282.02 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия» по адресу: 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, зал заседаний совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия».

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор юридических наук,

профессор С. Ю. Головина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации . Вопросы превентивного воздействия на поведение субъектов права всегда представляли интерес для исследователей. Однако это утверждение не совсем справедливо по отношению к трудовому праву, где вопросы превенции рассматривались исключительно в рамках отдельных институтов. Представляется, что в настоящее время проблема превентивного воздействия заслуживает особого внимания, поскольку предупредить совершение правонарушения, наступление общественно вредных явлений однозначно правильнее, проще и социально полезнее, чем применять карательные и восстановительные способы воздействия после совершения соответствующего правонарушения.

Важность глубокого и всестороннего исследования превентивного воздействия трудового права обусловлена также современным социально-экономическим состоянием общества, когда нарушение прав работников носит массовый характер. Нельзя также с полной уверенностью сказать, что нарушение прав происходит исключительно со стороны работодателей: есть определенная категория работников, которые злоупотребляют своими правами или отказываются выполнять свои обязанности. Вот почему важно комплексное исследование норм, направленных на предупреждение нарушения прав и законных интересов работников и работодателей, предотвращение совершения ими противоправных деяний. Вместе с тем общественные отношения представляют собой системное образование. Они функционируют и развиваются в рамках одной системы, что обусловливает их взаимозависимость. Нарушение прав, несоблюдение обязанностей в рамках одних правоотношений может привести к дисфункции в других.

Значимость предупредительного воздействия на субъектов общественных отношений отражена в ряде международных правовых актов, Конституции Российской Федерации, иных законах и подзаконных нормативных правовых актах. Предотвращение нарушения прав и законных интересов конкретного работника, работодателя, общества и государства в целом является не просто правовой идеей законодателя, а целью правового воздействия. Превенция представляет собой ту часть правового воздействия, потенциал которой не исследован пока в полной мере ни научным сообществом, ни правоприменителями. Предупредительное воздействие является характеристикой всей системы права, свойственно каждой его отрасли, а превентивное воздействие, осуществляемое субъектами трудового права, выходит за рамки самой отрасли трудового права. Осуществление или неосуществление превентивных мероприятий субъектами трудового права влияет на права и законные интересы других граждан и юридических лиц, которые могут и не вступать с ними в правоотношения.

Для тщательного исследования такого воздействия более всего подходит функциональный анализ. Как отмечает А. Е. Сухарев, функциональный анализ трудового права позволяет рассмотреть его в действии, в движении, как функционирующую целеполагающую систему норм, охарактеризовать возможности, цели и результаты правового воздействия и уже с данной точки зрения определить эффективность отраслевого правового регулирования .

Исследование функций трудового права традиционно ограничивается такими функциями, как экономическая, социальная, защитная и т. д. Однако динамика общественных отношений и экономического развития создает новые правовые реалии, которые необходимо изучать и исследовать. Классические функции трудового права, выделяемые большинством авторов, не в полной мере отражают систему функций современного трудового права. Все большее значение в настоящее время приобретает превентивная функция, которая пока не исследована в должной мере представителями науки трудового права.



Указанные обстоятельства обусловливают актуальность темы диссертации и необходимость всестороннего исследования заданной проблемы.

Степень научной разработанности . Основной недостаток практически всех трудов, посвященных изучению превентивной функции права, заключается в том, что она зачастую отождествляется с карательной, правовосстановительной и компенсационной функциями права. Лишь некоторые авторы (В. Н. Карташов, А. А. Данченко) рассматривают превентивную функцию в качестве относительно самостоятельной функции либо подфункции права.

Вопросы функций трудового права изучались такими исследователями, как Н. Г. Александров, А. С. Пашков, В. Н. Смирнов, В. М. Лебедев,
В. И. Шкатулла, А. Е. Сухарев, Н. И. Дейч и др. Однако нет ни одной крупной научной работы, посвященной превентивной функции трудового права. В рамках отдельных институтов исследовалась превентивная функция ответственности, например материальной и дисциплинарной. Представляется, что вполне справедлива постановка вопроса о превентивной функции трудового права как отрасли.

Целью работы является комплексное исследование превентивной функции трудового права, изучение ее правовой природы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач :

  1. определить понятие превентивной функции трудового права, выявить ее отличия от иных смежных функций;
  2. обозначить признаки превентивной функции трудового права;
  3. исследовать структуру превентивной функции трудового права, выделить ее предельные элементы;
  4. изучить формы реализации превентивной функции, а также рассмотреть конкретные направления ее проявлений.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между субъектами трудового права при реализации их субъективных прав и юридических обязанностей, направленных на предотвращение наступления негативных явлений, нарушения их прав, интересов общества и государства.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические вопросы определения правовой природы превентивной функции трудового права и практические аспекты, связанные с ее реализацией.

Методологическая основа исследования . При написании работы применялись как общенаучные, так и специально-юридические методы: анализ, дедукция, индукция, аналогия, исторический, системный, функциональный; формально-юридический, сравнительно-правовой.

Теоретическую основу исследования составили научные труды в области общей теории права С. С. Алексеева, С. А. Комарова,
А. И. Абрамова, М. И. Байтина, В. К. Бабаева, В. М. Ведяхина,
Т. Б. Шубиной, Н. А. Власенко, Н. Н. Вопленко, В. Ф. Воловича,
В. И. Гоймана, В. М. Горшенева, А. А. Данченко, В. Н. Карташова,
Н. М. Коркунова, Д. А. Липинского, А. С. Палазяна, Т. Н. Радько,
В. А. Толстика, Л. И. Петражицкого, Н. Н. Тарасова, Р. О. Халфиной и др.
В диссертационном исследовании использовались труды следующих представителей науки трудового права: Л. С. Таля, Н. Г. Александрова,
В. С. Андреева, А. С. Пашкова, М. И. Губенко, С. А. Иванова, К. Н. Гусова, В. Н. Толкуновой, С. Ю. Головиной, Ю. Н. Полетаева, Н. И. Дейч,
А. З. Доловой, Е. А. Ершовой, М. А. Жильцова, А. М. Лушникова,
М. В. Лушниковой, В. Н. Скобелкина, А. Е. Сухарева, Л. А. Сыроватской,
А. Л. Шведова, В. И. Шкатуллы, С. Ю. Чучи, А. А. Сапфировой, И. А. Костян и др.

Нормативную базу диссертационного исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, соответствующие положения Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также локальные нормативные акты отдельных работодателей.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили коллективные договоры и соглашения, практика судов общей юрисдикции.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно представляет собой первое в науке российского трудового права комплексное исследование превентивной функции трудового права. На основе теоретических разработок, осуществленных специалистами общей теории права и иных его отраслей, диссертантом обосновано собственное видение превентивной функции российского трудового права, дано определение этого понятия, выделены признаки превентивной функции трудового права, осуществлено отграничение от иных смежных функций, охарактеризованы элементы превентивной функции трудового права и исследованы направления ее реализации.

По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие отражающие новизну диссертационной работы основные выводы и положения, выносимые на защиту :

  1. Под превентивной функцией трудового права понимается обособленное позитивное направление правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет трудового права, а также на волю, сознание и поведение субъектов трудового права, имеющее своей целью предотвращение нарушения прав и законных интересов субъектов трудового права, неограниченного круга лиц, государства и общества, а также наступления неблагоприятных явлений и/или их последствий.
  2. Доказан самостоятельный характер превентивной функции в системе функций трудового права и необходимость ее отграничения от защитной и охранительной функций трудового права. Специфика превентивной функции обусловлена особенностями целей и задач, которые решаются с ее помощью, а также методом воздействия на общественные отношения.
  3. Дана характеристика превентивной функции трудового права.

Во-первых, превентивная функция имеет своей целью предупреждение нарушения прав и законных интересов не только субъектов трудового права, но и неограниченного круга лиц, государства и общества в целом. Именно этот признак обусловливает ее самобытность, определяет конкретное ее содержание.

Во-вторых, несмотря на ориентированность превентивной функции на предупреждение нарушения прав работников, работодателей, общества и государства, она реализуется субъектами именно трудового права.

В-третьих, превентивная функция в своем действии выходит за рамки отрасли трудового права в том смысле, что средствами трудового права охраняются и защищаются также объекты гражданских прав, государственная и экологическая безопасность, социальный мир и общественная стабильность, интересы бизнес-сообщества и т. д., т. е. такие блага и общественные отношения, которые не входят в предмет трудового права.

В-четвертых, превентивная функция всегда осуществляется до события нарушения права, наступления негативных последствий чьих-то действий или бездействия.

В-пятых, превентивная функция трудового права характеризуется широким спектром средств и способов воздействия, которые включают как запрет, так и дозволение. Данный признак представляется также обусловленным правовой природой самого трудового права, которое включает в себя как частные, так и публичные начала, а также методом правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

  1. Обоснован вывод о двойственной правовой природе превентивной функции трудового права и ее промежуточном положении в системе функций трудового права. По объектам воздействия, социальным и экономическим последствиям ее реализации и по направленности на формирование правосознания субъектов трудового права ее можно рассматривать в контексте функций социальной направленности. А место в подсистеме специально-юридических функций обусловлено наличием не только регулятивных и охранительных начал в содержании указанной функции, но и самостоятельных отношений по предупреждению субъектами трудового права правонарушений, негативных явлений и/или их последствий.
  2. Предлагается выделять систему первичных и вторичных объектов превентивной функции трудового права. Первичным объектом превентивной функции являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также воля, сознание субъектов трудового права.

Вторичным объектом превентивной функции трудового права являются все те ценности, на охрану которых направлена превентивная деятельность, т. е. жизнь и здоровье работников в процессе осуществления трудовой деятельности, безопасность условий труда, имущественные интересы сторон трудового правоотношения, информация, интересы общества, государства, экономическая и экологическая безопасность и другие социальные блага, которым можно обеспечить надежную защиту и охрану с помощью конкретных превентивных мер.

  1. Определены объективная и субъективная формы реализации превентивной функции трудового права. Субъективная реализация превентивной функции осуществляется в правосознании субъектов трудового права, воздействие на которое осуществляется в информационной и ценностно-ориентационной форме. Объективной формой реализации превентивной функции трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними правоотношения.
  2. Обозначены стадии реализации превентивной функции трудового права в объективной форме. Первой стадией является возникновение трудового или иного непосредственно связанного с ним правоотношения, когда между субъектами права устанавливается правовая связь (появляются субъективные права и юридические обязанности). Вторая стадия представляет собой деяния субъектов превентивной функции трудового права, направленные на претворение соответствующих трудовых прав и обязанностей в жизнь. Эти деяния осуществляются в форме юридических действий и операций превентивного характера и реализуются соответствующими способами. Кроме добровольного, добровольно-принудительного, принудительного способа выделяются также статический и динамический способы. Третья и ключевая стадия заключается в достижении целей, стоящих перед превентивной функцией трудового права в результате реализации его норм.
  3. Обоснован вывод о том, что превенция в трудовом праве способна предупреждать социальные конфликты, последствия стихийных бедствий и катастроф, несчастные случаи на производстве, распространение различных общественно-опасных заболеваний, коррупцию, конфликт интересов и другие негативные явления общественной жизни.
  4. Предложено внести изменение в ст. 209 ТК РФ, а именно в определение «охрана труда». Под охраной труда предлагается понимать систему обеспечения жизни и здоровья работников и других лиц, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные превентивные мероприятия. Такое понимание охраны труда призвано сделать акцент на том, что правовыми средствами института охраны труда предупреждается нарушение прав не только работников, но и других лиц, не вовлеченных в трудовой процесс.
  5. Предложено изложить ст. 351.1 ТК РФ в новой редакции: «К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении работника, осуществляющего трудовую деятельность в установленных ч. 1 настоящей статьи сферах деятельности, работодатель обязан отстранить работника от работы на срок до вынесения соответствующим органом правоприменительного акта в порядке, предусмотренном статьей 76 настоящего Кодекса».

Такое дополнение позволит в полной мере реализовать превентивную функцию трудового права, направленную на предотвращение посягательств на несовершеннолетних, их физическое и нравственное здоровье.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования . Теоретические выводы диссертационного исследования позволяют сформировать комплексное представление о юридической природе превентивной функции трудового права, ее отличительных признаках, элементах ее структуры и механизме реализации.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее положений при совершенствовании трудового законодательства, в правоприменительной практике, а также при разработке локальных нормативных актов, коллективных договоров и соглашений. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания учебной дисциплины «Трудовое право России», а также при составлении учебных программ и учебных пособий по трудовому праву и дисциплинам специализации в рамках магистерской подготовки.

Апробация результатов диссертационного исследования . Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права Уральской государственной юридической академии.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных автором научных статьях, а также сообщениях на научных конференциях: IX Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, УрГЮА, 22–23 октября 2010 г.), X Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, УрГЮА, 28–29 октября 2011 г.), VI Международной научно-практической конференции «Баланс интересов основных субъектов трудового права и права социального обеспечения» (Омск, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 3–4 октября 2011 г.), Международной научно-практической конференции «Право и его реализация в XXI веке» (Саратов, Саратовская государственная академия права, 22–23 сентября 2011 г.).

Структура диссертационного исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из трех глав, объединяющих восемь параграфов, введения, заключения, библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются его цели, задачи, методологические и теоретические основы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Превентивная функция в системе функций трудового права» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе первой главы «Категория „функция права“: общетеоретические и трудоправовые исследования» рассматривается понятие функции в различных отраслях знания, в том числе в юридической науке. Отмечается, что многозначность понятия «функция» обусловлена его большим объемом и многогранностью выражаемых им отношений, связей, действий, а также спецификой познавательных задач тех отраслей наук, в которых оно используется.

Указывается, что, за исключением отдельных мнений, в юридической науке сложились две основные позиции по вопросу определения понятия «функции права»: одни ученые раскрывают его через родовое понятие «направления правового регулирования», другие – через «направления правового воздействия». Анализ понятий «правовое воздействие» и «правовое регулирование» позволяет прийти к выводу, что использование понятия «направления правового воздействия» является более правильным в целях установления объема понятия «функции права», поскольку в обратном случае будет необоснованно сужен круг исследования и исключены такие формы реализации, как информационная и ценностно-ориентационная. При правовом воздействии осуществляется не только нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей . Только «правовое воздействие» позволяет изучить правовую природу функций права с позиций «субъективных» форм реализации функции права, поскольку первоочередную реализацию функция права получает в сознании субъектов права.

Наиболее фундаментально идея функций как направлений правового воздействия разработана С. С. Алексеевым, который отмечал, что активная роль права выражается в его функциях, т. е. направлениях правового воздействия, выражающих роль права в организации (упорядочении) общественных отношений .

Другим существенным моментом в определении понятия «функции права» являются такие категории как «роль», «социальное назначение», «сущность», «служебное назначение». Если понятие «направления правового воздействия» характеризует функции права как юридический феномен, то понятия «роль», «задачи», «сущность» и т. д. призваны отразить его социальное значение. Любое явление, в том числе право, действует в рамках социума, создано людьми и поэтому всегда носит социальный характер и играет определенную роль в социальном регулировании. Вместе с тем для характеристики функционального значения права автору представляется более уместным говорить о цели правового воздействия, о тех результатах, которые стремится достичь законодатель. Цель функции – это основополагающая категория, определяющая вектор правового воздействия. Это то, на что ориентировано право, что оно стремится достигнуть. Цель возникает ранее, чем происходит воплощение или реализация функции, и поэтому имеет объективный характер по отношению к праву. Иными словами, цель вызывает к жизни соответствующие функции. Таким образом, цель является существенным, определяющим вектор правового воздействия фактором по следующим причинам: 1) цель обусловливает наличие той или иной функции; 2) цель определяет содержание функции; 3) цель определяет средства и способы осуществления функции, методы ее реализации.

Исходя из этого функция права – это направление правового воздействия, ориентированное на достижение определенной цели, стоящей перед правом.

Рассматривая различные подходы к систематизации функций права, автор указывает на то, что наибольшее распространение приобрела на сегодняшний день классификация функций права, приведенная С. С. Алексеевым. Именно он одним из первых предложил деление функций права на общесоциальные и собственно юридические . В рамках данного подхода представителями науки трудового права выделяются такие его функции, как экономическая, социальная, политическая, идеологическая (А. С. Пашков), воспитательная (А. Д. Зайкин, В. М. Лебедев), производственная, защитная и функции обеспечения права трудящихся на участие в управлении предприятиями (Н. Г. Александров), а также «элементарные» функции трудового права (А. Е. Сухарев).

Отмечается, что ни в рамках общей теории права, ни и в трудовом праве превентивная функция не выделяется в качестве самостоятельной. Немногие авторы, которые выделяют превентивное направление правового воздействия, относят ее к подфункциям охранительной функции права.

Автор считает логически обоснованной систематизацию функций права (в том числе функций трудового права) на функции социальной направленности и специально-юридические функции. Представляется, что на современном этапе развития законодательства можно говорить о формировании третьего элемента в системе специально-юридических функций права, а именно превентивной функции. При этом анализ превентивной функции позволяет говорить о ее двойственной правовой природе. С позиций анализа социального значения превентивная функция занимает самостоятельное место в системе функций социальной направленности, вместе с тем конкретные направления правового воздействия, которые могут быть охарактеризованы как направления, ориентированные на предупреждение нарушений прав субъектов права, наступления негативных явлений и/или их последствий, позволяют говорить о специально-юридической ее сущности. Также автором предложено обобщенное понимание функций трудового права как направлений правового воздействия на общественные отношения, а также на волю, сознание и поведение субъектов трудового права, ориентированных на достижение целей, стоящих перед трудовым правом.

Во втором параграфе первой главы «Понятие и признаки превентивной функции трудового права» рассматривается этимология и значение слова «превенция». Автор отмечает современное понимание превенции исключительно в уголовно-правовом аспекте или как цели уголовного наказания. Значительной для исследования природы юридической превенции представляется позиция Р. Э. Вицке, согласно которой под уголовной превенцией понимается не свойство наказания, а направление деятельности . Понимание превенции в таком узком аспекте (уголовно-правовом) представляется неверным. Если превенция является направлением деятельности государства, то оно не может быть нацелено только на определенную часть неправомерного поведения, признаваемого преступлением. Если речь идет о направлении деятельности государства, то должны охватываться все виды неправомерного поведения независимо от отраслевой квалификации. Объем понятия «превенция», по мнению автора, включает в себя и предупреждение (недопущение, предохранение, опережение) любых противоправных действий и неблагоприятных явлений и/или их последствий, которые могут выражаться не только в преступлениях. С учетом изложенного, автором предложено понимание юридической превенции как совокупности правовых средств и способов, направленных на предупреждение нарушений прав и законных интересов субъектов права, общества и государства, а также на предотвращение наступления негативных явлений и/или их последствий. Автором обоснован вывод о том, что глобальной целью законодателя является предупреждение нарушения определенной им модели общественных отношений. Направление правового воздействия, имеющее такую цель, можно назвать превентивной функцией. Превентивная функция трудового права выражается в нормах трудового права, направленных на предупреждение, недопущение нарушения прав и законных интересов всех субъектов права (без ограничения), наступления неблагоприятных явлений и/или их последствий.

Предполагается, что превентивная функция трудового права до сих пор не рассматривалась исследователями в виду отождествления ее с защитной или охранительной функциями права. Указанное смешение понятий «предупреждение», «защита», «охрана» представляется обусловленным следующими факторами: во-первых, понятие «превенции» широко изучалось представителями науки уголовного права и воспринимается научным сообществом в качестве категории, свойственной исключительно понятийному аппарату уголовного права; во-вторых, понятия «защита», «охрана», как и понятия «право», «функция», являются концептами, т. е. терминами с неограниченным объемом, что определяет их применение в различных смыслах как в законодательстве, так и в научной литературе.

Автором приводятся критерии отграничения превентивной функции трудового права от защитной. Первый критерий – субъектный. В классическом понимании защитная функция трудового права направлена, прежде всего, на защиту интересов работников, как «слабой», менее защищенной стороны трудовых правоотношений. Превентивная функция трудового права направлена на предупреждение, недопущение нарушений прав не только субъектов трудового права, но и неопределенного круга лиц, фактически не задействованных в правоотношениях между субъектами трудового права, а также на предупреждение нарушения интересов общества и государства. Одним из примеров такого превентивного действия является установление медицинских противопоказаний для работников объектов использования атомной энергии, а также порядка проведения медицинских осмотров таких работников. Такие требования к ним направлены на сохранение жизни и здоровья не только самих работников, но и населения в целом, а также на сохранение экологической безопасности, предотвращение форс-мажорных ситуаций на объектах повышенной опасности, способных повлечь крупные производственные аварии.

Вторым критерием отграничения является наличие или отсутствие события нарушения прав. Превенция имеет место до события нарушения прав и законных интересов работников, работодателей и иных субъектов трудового права, а защита – после. Превенция направлена на пресечение, предотвращение, недопущение нарушений, а защита носит восстановительный или компенсационный характер. В-третьих, защита всегда направлена на конкретных лиц, что выражается в ее адресности. А превенция может быть направлена на предотвращение нарушения прав и законных интересов как неопределенного круга лиц (общая превенция), так и определенного субъекта (частная превенция).

Что же касается отличий превентивной функции трудового права от охранительной функции, в содержание которой большинство исследователей включают предупреждение, то они, по мнению автора, заключаются в следующих моментах:

Во-первых, исследуя предупреждение в составе охранительной функции, большинство авторов трактуют предупреждение исключительно как недопущение правонарушений. Однако превентивная функция настолько объемна, что включает в себя не только предупреждение правонарушений, но и предупреждение наступления любых негативных явлений.

Во-вторых, охранительная функция права всегда характеризуется в первую очередь свойством государственного принуждения. Превентивная функция трудового права предоставляет субъектам трудового права возможность использовать все те способы, которые предусмотрены законодателем, для предупреждения нарушения своего права. В случае если стороны не прибегли к таким способам, то их права и интересы не всегда могут быть обеспечены государственным принуждением. В качестве примера приводится такая мера, как предупреждение распространения информации с особым статусом, например, коммерческой тайны или инсайдерской информации. Если работодатель не воспользовался способами, предусмотренными законодателем для предупреждения распространения этой информации, то права и законные интересы работодателя в отношении этой информации не могут быть реализованы государственным принуждением.

В-третьих, охранительная функция осуществляется при помощи специфических методов и средств, включающих правовые запреты и санкции. Превентивная же функция трудового права не ограничивается запретами, санкциями, установлением меры должного поведения, она осуществляется также с помощью дозволений и реализации прав, предоставленных субъектам трудового права.

Уникальность превентивной функции трудового права заключается в том, что она занимает промежуточное звено в системе функций трудового права, т. е. обладает двойственной правовой природой. По объектам воздействия, по социальным и экономическим последствиям ее реализации и по направленности на формирование правосознания субъектов трудового права ее можно рассматривать в контексте функций социальной направленности. А место в подсистеме специально-юридических функций обусловлено не только наличием регулятивных и охранительных начал в содержании указанной функции, но и наличием самостоятельных отношений по предупреждению правонарушений, негативных явлений и/или их последствий субъектами трудового права.

Исследовав природу превентивной функции трудового права, ее отличия от иных смежных функций, диссертант отмечает самостоятельность и выделяет следующие устойчивые признаки превентивной функции трудового права:

  1. Превентивная функция имеет своей целью предупреждение нарушения прав и законных интересов не только субъектов трудового права, но и неограниченного круга лиц, государства и общества в целом.
  2. Превентивная функция трудового права реализуется исключительно субъектами трудового права даже тогда, когда она направлена на предупреждение нарушения прав, наступления негативных последствий в масштабах всего общества.
  3. Превентивная функция в своем действии выходит за рамки отрасли трудового права, и средствами трудового права охраняются и защищаются не только права работников на жизнь, здоровье и безопасные условия труда, но и такие объекты, как экономическая безопасность и экологическая безопасность, здоровье населения, коммерческие интересы хозяйствующих субъектов и т. д.
  4. Превентивная функция всегда осуществляется до события нарушения права.
  5. Превентивная функция трудового права характеризуется широким спектром средств и способов воздействия, которые включают как запрет, так и дозволение. Данный признак представляется также обусловленным правовой природой самого трудового права, которое включает в себя как частные, так и публичные начала, а также методом правового регулирования трудового права.

С учетом изложенных признаков, автором предложено понимание превентивной функции трудового права как обособленного позитивного направления правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет трудового права, а также на волю, сознание и поведение субъектов трудового права, имеющего своей целью предотвращение нарушения прав и законных интересов субъектов трудового права, неограниченного круга лиц, государства и общества, а также наступления неблагоприятных явлений и/или их последствий.

Вторая глава «Структура и формы реализации превентивной функции трудового права» состоит из двух параграфов.

Первый параграф второй главы «Характеристика элементов превентивной функции трудового права» посвящен анализу структурных элементов превентивной функции трудового права. В общей теории права принято выделять такие структурные элементы функции права, как нормы права, правомерные юридические факты, правоотношения (Т. Н. Радько), содержание, субъекты, объекты, средства обеспечения реализации функции (В. Е. Южанин). В рамках деятельностного подхода выделяются логическая, пространственная и временная структура функции права (В. Н. Карташов).

Под нормативным основанием превентивной функции трудового права понимается норма права, направленная на предупреждение нарушения прав и законных интересов субъектов права, наступления негативных явлений и/или их последствий. С учетом изложенного, автором рассматриваются нормы международного трудового права (Конвенции МОТ № 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков, Конвенции МОТ № 174 о предотвращении крупных промышленных аварий, отдельные нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и т. д.), Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 24, ч. 1. ст. 30, ст. 42 и т. д.), Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и иных федеральных законов, подзаконных федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, коллективных договоров и соглашений, локальных нормативных актов.

К числу нормативных оснований превентивной функции трудового права относятся, например: ч. 1. ст. 73 ТК РФ, направленная на прекращение вредного воздействия факторов, в которых осуществляется работа и, соответственно, предупреждение ухудшения здоровья работника; ч. 5. ст. 74 ТК РФ, устанавливающая возможность работодателя вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест и предупреждения массового увольнения работников; ст. 276 ТК РФ, устанавливающая для руководителя организации ограничение на работу по совместительству у другого работодателя в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работника, предупреждения конфликта интересов; ст. 379 ТК РФ, устанавливающая возможность работника в целях предупреждения нарушения его права на жизнь, здоровье и безопасные условия труда, отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. Проводится анализ иных норм ТК РФ и федеральных законов, подзаконных нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, коллективных договоров и соглашений, а также локальных нормативных актов как нормативных оснований превентивной функции трудового права.

К субъектам превентивной функции трудового права относятся как субъекты трудовых правоотношений (работник и работодатель), так и другие субъекты трудового права, к которым относятся профессиональные союзы, объединения работодателей, а также органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции за соблюдением трудового законодательства. Осуществление этими субъектами превентивных мероприятий имеет целью предотвращение нарушения прав и законных интересов работников, работодателей, неопределенного круга лиц, а также предупреждение посягательств на иные охраняемые государством блага, такие как экологическая, государственная, общественная безопасность и др.

В диссертации выделяется система объектов превентивной функции трудового права. Предлагается выделять первичные и вторичные объекты. Первичным объектом превентивной функции трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также воля, сознание субъектов трудового права. Вторичным объектом превентивной функции трудового права являются все те ценности, на охрану которых направлена превентивная деятельность, т. е. жизнь и здоровье работников в процессе осуществления трудовой деятельности, безопасность условий труда, имущественные интересы сторон трудового правоотношения, интересы общества, государства в целом, экономическая и экологическая безопасность и другие социальные блага, которым можно обеспечить надежную защиту и охрану с помощью конкретных превентивных мер.

Второй параграф второй главы «Формы реализации превентивной функции трудового права» посвящен анализу форм и этапов реализации превентивной функции трудового права. В диссертации поддерживается идея о различном содержании понятий «реализация права» и «реализация функций права». Предложено понимать под реализацией превентивной функции достижение целей превентивной функции трудового права, а именно: предупреждение нарушения прав и законных интересов субъектов трудового права, неопределенного круга лиц, общества и государства, а также наступления неблагоприятных явлений и/или их последствий.

Обосновывается вывод о реализации превентивной функции в двух формах: субъективной и объективной. В субъективной форме превентивная функция реализуется посредством информационного и ориентационного воздействия, в объективной – в правоотношениях и осуществляется в три этапа: 1) возникновение трудового или иного непосредственно связанного с ним правоотношения, когда между субъектами права устанавливается правовая связь (появляются субъективные права и юридические обязанности); 2) деяния субъектов превентивной функции трудового права, направленные на претворение соответствующих трудовых прав и обязанностей в жизнь; 3) достижение целей, стоящих перед превентивной функцией трудового права, в результате реализации норм права.

В рамках второго этапа реализации превентивной функции в объективной форме рассматривается содержание как ее элемент, которое выражается в юридических действиях и операциях, а также средствах (общесоциальные, специально-юридические, технические) и способах осуществления функции. Обосновывается наличие следующих способов осуществления функции: в зависимости от степени императивности – добровольный, добровольно-принудительный, принудительный; в зависимости от действий субъектов – статический и динамический.

Отмечается, что характерным для превентивной функции трудового права является третий этап. Окончательным результатом реализации превентивной функции трудового права является не поведение людей, а состояние упорядоченности общественных отношений в полном соответствии с правовой идеей законодателя и ожиданиями адресатов правовых норм.

Третья глава «Направления реализации превентивной функции трудового права» состоит из четырех параграфов и посвящена исследованию превентивной функции трудового права в отдельных направлениях ее проявления.

В первом параграфе «Предупреждение нарушения личных неимущественных прав граждан» рассматриваются такие направления воздействия, которые имеют своей целью предотвращение нарушения личных неимущественных прав гражданина и человека. В первую очередь речь идет о праве человека на жизнь и здоровье (физическое и психологическое), благоприятную окружающую среду и т. д.

Такое направление превентивной функции диссертантом условно разделено на два вида: первое имеет своей целью предупреждение нарушения личных неимущественных прав работников, второе имеет своей целью предупреждение нарушения личных неимущественных прав неопределенного круга лиц, не вовлеченных в трудовые правоотношения.

Нормы ТК РФ, направленные на предупреждение нарушения личных неимущественных прав работников, можно разделить на 2 группы. К первой группе могут быть отнесены нормы института охраны труда, регламентирующие общие требования к безопасности технологического и трудового процесса. Рассматривая указанное направление превентивной функции в нормах ТК РФ об охране труда, автором предложено в ч. 1 ст. 209 ТК РФ изложить понятие охраны труда как системы обеспечения жизни и здоровья работников и других лиц, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные превентивные мероприятия.

Ко второй группе могут быть отнесены специальные нормы ТК РФ, обусловленные спецификой трудовой функции работника или особыми условиями труда.

Второе направление превентивной функции трудового права, ориентированное на предупреждение нарушения личных неимущественных прав неопределенного круга лиц, не вовлеченных в трудовые правоотношения, преимущественно реализуется в нормах, нацеленных на предотвращение аварий, катастроф, катаклизмов и т. д. Приводится анализ статей ТК РФ, в которых особые требования к работникам в отдельных сферах деятельности (транспорт, подземные работы, объекты атомной энергетики и иные источники повышенной опасности) обусловлены целью законодателя минимизировать и не допустить возникновение форс-мажорных ситуаций на таких объектах. Такое предупреждение осуществляется путем проведения медицинских и психиатрических обследований, профессионального отбора и обучения, надзора за соблюдением правил охраны труда и т. д. Отмечается, что на предотвращение вредоносных последствий аварий и катастроф ориентированы нормы ч. 3 ст. 99 ТК РФ, ч. 3 ст. 113 ТК РФ.

Указывается, что нормами ТК РФ осуществляется предотвращение негативного воздействия на нравственность и психологическое здоровье тех лиц, с которыми работник взаимодействует при выполнении трудовой функции. В качестве примера приводится ст. 351.1 ТК РФ, устанавливающая ограничения на занятие трудовой деятельностью в установленных сферах. Отмечая необходимость соблюдения баланса интересов и предупреждения нарушения права самого работника на труд, недопустимость неосновательного увольнения, автором предложено исключить из первой части ст. 351.1 ТК РФ лиц, которые подвергаются уголовному преследованию, и дополнить статью частью второй с формулировкой: «В случае возбуждения уголовного дела в отношении работника, осуществляющего трудовую деятельность в установленных частью 1 настоящей статьи сферах деятельности, работодатель обязан отстранить работника от работы на срок до вынесения соответствующим органом правоприменительного акта в порядке, предусмотренном статьей 76 настоящего Кодекса».

Кроме того, исследуется направление воздействия, ориентированное на предупреждение нарушения права человека на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Отмечается, что речь идет не только о персональных данных самого работника, но и о предупреждении распространения информации относительно неопределенного круга третьих лиц (врачебная тайна, тайна усыновления, тайна завещания, банковская тайна и т. д.), к которой работник получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей. Превентивное значение имеют не только нормы, направленные на охрану указанной информации, но также пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Данная норма не только предупреждает распространение персональных данных под угрозой увольнения, но также носит частнопревентивный характер в тех случаях, когда увольнением работника пресекается дальнейшая утечка персональных данных.

Второй параграф «Предупреждение нарушения имущественных прав сторон трудовых правоотношений» посвящен анализу норм ТК РФ о материальной ответственности сторон трудовых правоотношений.

По мнению диссертанта, превентивная функция норм о материальной ответственности реализуется в двух аспектах. Во-первых, они имеют своей целью предупреждение, минимизацию убытков в имущественной сфере сторон трудового правоотношения. Во-вторых, как и любая юридическая ответственность, материальная ответственность имеет своей целью предупреждение правонарушений. Отмечается, что не следует сводить воздействие норм о материальной ответственности только к «предоставлению эквивалента утраченного (компенсации)» . Указанные нормы также предупреждают возможные злоупотребления и нарушения со стороны работников и работодателей, поскольку имеют своей целью, прежде всего, поддержание должного правопорядка и должной модели общественных отношений, недопущение нарушения прав и законных интересов субъектов трудового права. Диссертант отмечает, что нормы о полной материальной ответственности руководителя организации, его заместителя и главного бухгалтера позволяют говорить о предупреждении нарушения имущественных прав участников, акционеров, собственников имущества работодателя ввиду особых властно-распорядительных функций, возложенных на указанных лиц. На предупреждение нарушения имущественных интересов работодателя и участников/акционеров хозяйственных обществ направлены также нормы о защите коммерческой тайны и инсайдерской информации работодателя, поскольку такая информация оказывает влияние на формирование прибыли и убытков работодателя. Подчеркивается роль локального нормотворчества в указанном процессе.

В третьем параграфе «Предупреждение нарушения государственных интересов» анализируются нормы законодательства РФ, направленные на предупреждение нарушения государственных интересов. Рассматриваются трудоправовые аспекты предупреждения распространения государственной тайны.

Обосновывается положение, что предупреждение нарушения государственных интересов осуществляется также с помощью антикоррупционных норм, которые получили закрепление в ТК РФ. Анализируются правила ст. 64.1, 275, 349.1 и 349.2 ТК РФ, целью которых является предупреждение нарушения публичных интересов государства и общества. Например, ч. 4 ст. 275 ТК РФ устанавливает особые правила в отношении руководителей государственного (муниципального) учреждения в виду их принадлежности к публичным должностным лицам.

Отмечается, что специальный правовой статус государственных корпораций, государственных компаний, иных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, обусловливает особые ограничения и дополнительные обязанности их работников. Императивность таких ограничений получила развитие в пп. 7.1. ч. 1 ст. 81 ТК РФ, устанавливающем случаи для утраты доверия, являющиеся основанием увольнения работника по инициативе работодателя.

Четвертый параграф «Предупреждение социальных конфликтов и нарушений работниками и работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» посвящен исследованию превентивного воздействия норм о социальном партнерстве, а также норм о государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства.

Автором обосновывается вывод о потенциале социального партнерства как феномена, направленного на предупреждение социальных конфликтов, исследуется природа трудового спора как социального конфликта. Обосновывается вывод о том, что цель социального партнерства состоит в том, чтобы урегулировать противоречия субъектов трудового права путем согласования позиций сторон в целях достижения оптимального результата. Формы социального партнерства на различных его уровнях призваны обеспечить согласование интересов субъектов социального партнерства, исключить и предупредить их конфронтацию.

Автором исследуются превентивные аспекты деятельности органов контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Выделяется предварительный (предупредительный) контроль (надзор), цель которого состоит в том, чтобы предупредить нарушения требований охраны труда, не допустить принятия незаконных решений в приказах (распоряжениях работодателя). К предварительному контролю (надзору) относится государственная экспертиза проектов строительства, проводимая в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, в целях надзора за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики; а также организация и проведение проверок соблюдения трудового законодательства. Рассматривается роль Федеральной инспекции труда, Прокуратуры РФ и иных федеральных органов, осуществляющих контроль (надзор) в установленной сфере в деле предупреждения нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В систему организаций, осуществляющих предупредительный контроль, включаются также профессиональные союзы. По мнению автора, комплекс полномочий, предоставленных профсоюзам Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», позволяет говорить об их активной роли в превентивной деятельности.

Широкие возможности по предупреждению совершения работниками нарушений трудового законодательства работодателю делегируются на основании норм о дисциплинарной ответственности.

Работодатель наделен дисциплинарной властью в целях обеспечения соблюдения его прав и законных интересов в трудовых отношениях, предупреждения нарушения правил внутреннего трудового распорядка, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения работниками своих трудовых обязанностей. Возможность применения дисциплинарных взысканий в случае нарушения работниками своих обязанностей и, как следствие, претерпевание работниками неблагоприятных последствий имеет своей целью предупреждать подобные нарушения. Указывается, что возможность применения мер дисциплинарной ответственности в отношении работников является одним из тех способов превенции трудовых правонарушений, которые характерны только для работодателя. Превентивная функция в этом случае реализуется через установление обязанностей и запретов, психологического воздействия на работников с угрозой претерпевания неблагоприятных последствий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей.

В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы диссертационного исследования.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

  1. Арапчор О. М. Юридические основания превентивной функции трудового права // Рос. юрид. журн. – 2012. – № 1. – С. 132–140 (0, 7 п. л.).

2. Арапчор О. М. Предотвращение распространения и неправомерного использования работниками инсайдерской информации: трудоправовые аспекты // Налоги и финансовое право. – 2012. – № 1. – С. 316–322 (0, 5 п. л.).

3. Арапчор О. М. Институт охраны труда как проявление превентивной функции трудового права // Актуальные вопросы публичного права: материалы IX Всерос. науч. конф. молодых ученых и студентов (22–23 октября 2010 г.) / отв. ред. М. В. Гончаров. – Екатеринбург, 2010. – С. 333–335. (0,2 п. л.).

4. Арапчор О. М. Фактические основания превентивной функции трудового права // Актуальные вопросы публичного права: материалы Х Всерос. науч. конф. молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 28–29 октября 2011 г.) / отв. ред. М. В. Гончаров. – Екатеринбург, 2011. – С. 550–554 (0,3 п. л.).

5. Арапчор О. М. Объект превентивной функции трудового права // Право как основа современного общества: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (21 ноября 2011 г.). – М., 2011. – С. 86–88 (0, 1 п. л.).

6. Арапчор О. М. Место и роль превентивной функции в трудовом праве // Право и его реализация в XXI веке: сб. науч. тр. (по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию Саратовской государственной юридической академии, Саратов, 29–30 сентября 2011 г.): в 2 ч. / под общ. ред. С. Н. Туманова. Ч. 2. – Саратов, 2011. – С. 387–388 (0, 2 п. л.).

7. Арапчор О. М. О понятии функций трудового права и теоретическом разграничении его превентивной и защитной функции // Правовое регулирование труда и социального обеспечения в XXI веке: актуальные проблемы юридической теории, правотворчества и правоприменения: сб. ст. (по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию Саратовской государственной юридической академии, Саратов, 29–30 сентября 2011 г.) / под ред. В. А. Абалдуева. – Саратов, 2012. – С. 56–61 (0,6 п. л.).

Сухарев А. Е. Система функций советского трудового права: дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1987. С. 3.

Вопленко Н. Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград, 1998. С. 45.

Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 131.

Алексеев С. С. Проблемы теории права: Основные вопросы общей теории социалистического права: курс лекций: в 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 94.

Вицке Р. Э. Государственно-правовой механизм уголовной превенции (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 9.

Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А. Общая теория юридической ответственности. СПб., 2007. С. 786.