Судебная практика. Постановление по ч.1 ст.18.10 КоАП РФ

1. Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

3. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

Судебная практика по ст. 18.10 КоАП РФ

  • Постановление ВС РФ № 4-АД16-1 от 25.03.2016 г.

    Постановлением судьи от 14 января 2015 г., оставленным без изменения решением судьи от 12 февраля 2015 г. и постановлением заместителя председателя суда от 14 сентября 2015 г., гражданин Республики Узбекистан признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.10 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

    Нормы права: ,

(КоАП РФ редакция 2018-2019)

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, -

(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

(часть 2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

4. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом, -

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 199-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

(часть 4 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

1. Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, -



При рассмотрении спора суды исходили из объяснений иностранного гражданина, в которых он пояснил, что работает в обществе в качестве подсобного рабочего без заключения трудового договора, постановления Симоновского районного суда г. Москвы от 13.08.2014 о привлечении Эсенова М.И. к административной ответственности по статье 18.10 КоАП РФ за осуществление трудовой деятельности в вышеназванном обществе.

Сотрудники ФМС не любят эту статью. Так как по ней, предусмотрен «маленький» штраф, только на самого иностранца. А они заинтересованы, наложить «большой» штраф на компанию, которая использует иностранца без Разрешения на работу.

Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в России

Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в России без «Разрешения на работу», если такое разрешение требуется - влечет

  • наложение административного штрафа в размере от 2 000 руб. до 5 000 руб. рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

ВНИМАНИЕ - настоящая статься приведена в свободном изложении, упрощающем ее восприятие. И не может использоваться для споров в ФМС и в Суде.

Самое неприятное, что содержит эта статья, заключается в том, что по ней, сотрудники ФМС могут решать вопрос о выдворении иностранного гражданина одновременно с наложением Штрафа. Обратите внимание на слова - наложение Штрафа с выдворением одновременно или без такового . И все это на усмотрение сотрудника ФМС. Опять получается, как захочет сотрудник ФМС, так и будет. Не Закон устанавливает в каких случаях, какое наказание применяется. А все решает сотрудник ФМС. Вот то, что мне крайне не нравится в главе 18 КОАП. Слишком много прав, предоставлены сотруднику ФМС на его усмотрение.

В тюрьму для иностранцев, попадают те иностранцы, у которых нет действующего паспорта. Или нет денег на выезд на Родину.

ПРИМЕР по ст. 18.10. КОАП - к нам в июле 2011 года обратился молодой человек. Гражданин Молдовы. Его отца, гражданина Молдовы, 3 месяца назад задержали в Москве без Разрешения на работу. Наложили Штраф. Отец испугался и вернулся на родину. За это время, сын, находясь в Москве оформил на отца Патент на работу иностранца в Московской области у частного лица. И вызвал папу в Москву. Но когда его отец попытался пересечь границу, его не пустили российские пограничники. Сообщили ему, что на него оформлена - «депортация». И он не сможет въехать в Россию в течении ближайших - 5 лет. Сняли в поезда. И вернули на родину.

Оказывается, отца этого молодого человека не только оштрафовали, но и одновременно на него оформили Депортацию. При этом надо знать и понимать, что Депортация оформляется Судебным решением!!! Занимает как минимум - 3 дня. А обычно - 1 неделя.

Так что если ваших иностранцев Штрафуют по ст. 18.10. КОАП, то стоит поинтересоваться, а будет ли при этом Депортация?!!!

СОВЕТ - иногда с сотрудниками ФМС можно договориться о наложении Штрафа на пойманных иностранцев по ст. 18.10. без привлечения к ответственности Компании Работодателя. То есть представить ситуацию так - «иностранцы работали без Разрешения на работу, сами по себе». А не в компании Работодателе. Но такое возможно только если иностранцы дают правильные Объяснения. А сотрудники ФМС не проявляют излишнего «рвения».

А у меня Разрешение на работу есть!

СТ 18.10 КоАП РФ

1. Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

3. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом, -

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 18.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан, определяющей общие условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений (ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ч. 5 ст. 11 ТК РФ).

Трудовая деятельность иностранного гражданина - это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

Гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) - это договор гражданско-правового характера, при котором стороны определяют результат труда, имущественные взаимоотношения и другие гражданские проблемы взаимодействия, а не вступают в трудовые отношения.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

При выдаче разрешения на работу иностранный гражданин подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, с последующим внесением полученных сведений в банк.

Правила получения разрешения на работу для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности установлены Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11.01.2008 N 1/4/1/2 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину:

На срок временного пребывания;

На срок действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Разрешение на работу иностранному гражданину выдается ФМС России или ее территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

Одновременно с заявлением иностранный гражданин представляет:

Документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

Миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче этому гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного документа федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяют на основании имеющихся в таких органах сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяют факт уплаты государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

Трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ (при наличии).

Федеральная миграционная служба или ее территориальный орган не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на работу обязаны выдать этому гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Решение об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в ФМС России или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения иностранным гражданином указанного уведомления.

Разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, может быть аннулировано по основаниям, предусмотренным п. п. 9 - 9.2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан.

Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются ст. 13.1 "Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы", ст. 13.2 "Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами" и ст. 13.3 "Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц" Закона о правовом положении иностранных граждан.

Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" предусматриваются Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

Законодательством устанавливаются определенные требования к осуществлению трудовой деятельности иностранными гражданами:

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание;

Если новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) предусматривает осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, то данный иностранный гражданин должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком;

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан, исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности (ст. 227.1 НК РФ).

По общему правилу срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в России только при наличии обыкновенной рабочей визы, которая оформляется на срок до трех месяцев (п. 35 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335). Указанный срок впоследствии может быть продлен.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом порядке, продлевается на срок действия заключенного с ним трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)), но не более чем на один год. Данный срок исчисляется со дня въезда иностранца в Российскую Федерацию (абз. 2 п. 5 ст. 5, п. 1.3 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан). Решение о продлении срока принимает территориальный орган ФМС России (п. 4 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Объектом правонарушений выступает режим пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

2. Объективная сторона состоит в противоправном действии.

3. Субъекты данного правонарушения - иностранные граждане и лица без гражданства.

4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, рассматриваются должностными органами ФМС России и ее территориальных органов, а также судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 18.10 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица ФМС России и ее территориальных органов.