Ответственность органов местного самоуправления перед огв. Должностное лицо местного самоуправления - это кто? Органы и должностные лица местного самоуправления

Нечеткое разделение ответственности объективно является предпосылкой для возникновения конфликтных ситуаций. Поэтому важно отделить виды и формы ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет (ст.70): Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Таким образом, можно констатировать три вида их ответственности:

  • 1) перед государством;
  • 2) перед населением муниципального образования;
  • 3) перед физическими и юридическими лицами.

Рассмотрим каждый из видов ответственности. Первый - ответственность перед населением муниципального образования. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Большинство исследователей подчеркивают, специфика ее состоит в том, что она не может быть отнесена ни к одному из существующих видов ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой) Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Норма. - 1996. - с. 178..

Более того, такая ответственность не обязательно наступает в результате неправомерных действий органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, и именно это отличает ее от других вышеназванных форм. Как отмечает К. Амирбеков Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. - 2000. - №30. - с.18., ответственность перед населением муниципального образования по существу является политико-юридической ответственностью избранных лиц перед избирателями и реализуется путем их отзыва в результате утраты доверия. Таким образом, наличие или отсутствие «доверия» становится в данном случае критерием ответственности. Наибольший разброс точек зрения связан именно с определением понятия «утрата доверия»: от совершения уголовного преступления до отказа от приема жалоб избирателей. Возникает проблема, суть которой том, что термин «доверие» носит не правовой, неюридический характер. Им обозначают «уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому чему-нибудь» Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981.. Отсюда, логичные вопросы: кто определяет критерии доверия или недоверия? При какой степени «недоверия» (или процентном соотношении) органы местной самоуправлении и должностные лица привлекаются к ответственности?

Закон лишь определяет, что условия наступления ответственности перед населением и порядок привлечения к ней должны устанавливаться уставами муниципальных образований. В законодательных актах субъектов РФ по-разному регулируются и вопросы об инициаторах отзыва депутатов. Таким образом, отсутствие в законах субъектов Российской Федерации норм о порядке отзыва этих лиц не может рассматриваться как препятствие для введения института отзыва в уставах муниципальных образований.

Второй вид ответственности - ответственность перед государством.

Местное самоуправление отделено от государственной власти, а поэтому органы государственной власти не вправе вмешиваться во внутренние дела муниципальных образований. В то же время взаимоотношения между муниципальными образованиями и государством в лице его органов власти не могут строиться по нормам международного права. Муниципальные образования не могут владеть государственным иммунитетом, поскольку находятся в составе суверенного государства.

Итак, в соответствии со ст.72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013), ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Но основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с действующей редакцией Закона (п.1 ст.73), в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

На этот раз законодатель четко и последовательно расписывает механизм привлечения к ответственности полномочных лиц.

В случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Законодатель четко отграничивает органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, которые полномочны принимать решения о роспуске и отрешении представительных органов местного самоуправления и глав муниципального образования.

Согласно п 2.2 ст. 73 настоящего закона, в случае, если соответствующим судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. Такой же порядок предусмотрен и в отношении главы муниципального образования. Предложения об удалении главы муниципального образования в отставку могут быть внесены по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Если происходит удаление главы муниципального образования в отставку, тогда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.

Третий вид ответственности - ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.

Законодатель в ст. 76 Закона закрепил, что ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Ответственность перед физическими лицами, прежде всего, связана с обязанностью органов и должностных лиц местного самоуправления соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина.

Основанием гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления может стать нарушение прав юридических и физических лиц в результате совершения незаконных действий или принятия незаконных решений. Незаконность действий или решений органов местного самоуправления устанавливается судом либо арбитражным судом. Убытки, моральный вред, нанесенные физическому или юридическому лицу в результате действий (решений), признанных судом незаконными, возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нередки случаи, когда орган местного самоуправления привлекается к ответственности за бездействие, то есть за несовершение определенных действий, в результате которого гражданам может быть причинен материальный ущерб.

Другие проблемы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами регулируются нормами гражданского законодательства и разрешаются в общеустановленном порядке, путем обращения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Органы местного самоуправления - это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

представительный орган муниципального образования;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;


определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ. уставами муниципальных образований.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируетсяконтрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Юридическую ответственность можно определить как неблагоприятные последствия, наступающие для субъекта права при произведении им определенных действий и выраженные в санкциях правовых норм. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение ими Конституции, федеральных законов и федеральных конституционных законов и других правовых актов, невыполнение возложенных на них населением муниципального образования обязанностей.

Таким образом, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими при исполнении служебных обязанностей правонарушений, предусмотренных КоАП или законами субъектов РФ.

КоАП определяет должностное лицо как лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 2.4). В то же время Закон о местном самоуправлении 2003 г. содержит специальное определение должностного лица местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. При привлечении должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности следует руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП, так как эта норма является специальной.

К должностным лицам местного самоуправления применяется только одно административное наказание: штраф. Конкретные составы правонарушений, за которые должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, содержатся в КоАП. Так, например, действия должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т.е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ, - влекут наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 14.9); непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, - влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 тыс. руб. (ст. 21.1).

Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В силу этого некоторые составы административных правонарушений, которые могут совершаться должностными лицами местного самоуправления, содержатся в законодательстве субъектов РФ.

Действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей привлечения депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности. В то же время такие особенности установлены в отношении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должности выборных должностных лиц местного самоуправления. Закон об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления устанавливает, что зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ (ст. 24).

Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления наступает в случае совершения ими деяний, содержащих все признаки состава преступления и предусмотренных УК. Перечень этих деяний содержится в гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Применительно к должностным лицам местного самоуправления данная глава содержит такие составы преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); получение взятки (ст. 290); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Для привлечения к ответственности в соответствии с данными статьями следует руководствоваться определением должностного лица, данным в примечании к ст. 285 УК.

Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления предусматривается целым рядом нормативных актов. Прежде всего это касается должностных лиц муниципальной службы.

Дисциплинарным проступком в сфере муниципальной службы признается - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").

На муниципального служащего могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

  • - замечание;
  • - выговор;
  • - увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Перечень случаев, когда в качестве дисциплинарного взыскания служащий может быть уволен с муниципальной службы, установлен самим Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также ТК. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Дисциплинарное взыскание на муниципального служащего налагается в установленном ТК порядке.

Нормативные акты некоторых субъектов РФ и муниципальных образований предусматривают дисциплинарную ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления, прежде всего депутатов представительных органов. В ряде субъектов РФ, муниципальных образований в качестве дисциплинарного проступка рассматривается только неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. В отдельных регионах речь идет только о нарушении норм этики. Кроме того, встречаются случаи, когда под дисциплинарным проступком понимается и то и другое. В некоторых регионах к дисциплинарному проступку приравнивается несоблюдение выборным должностным лицом накладываемых на него ограничений.

Чаще всего дисциплинарным проступком депутата представительного органа муниципального образования признается нарушение порядка работы представительного органа, которое может выражаться в различных деяниях: от непосещения заседаний представительного органа до нарушения правил депутатской этики во время этих заседаний. В зависимости от характера дисциплинарною взыскания решение о привлечении к ответственности могут принимать: комиссия по этике, мандатная комиссия, постоянный комитет, председательствующий, представительный орган муниципального образования в целом или по представлению2.

В перечне дисциплинарных взысканий наиболее часто указываются: предупреждение о лишении слова; лишение слова; призыв к порядку; удаление из зала заседания; порицание

(выговор), исключение из состава комитета либо комиссии и досрочное прекращение полномочий.

Закон о местном самоуправлении 2003 г., так же как и соответствующий Закон 1995 г., выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: 1) перед населением муниципального образования; 2) перед государством; 3) перед физическими и юридическими лицами. Рассмотрим их более подробно.

В России решает задачи и проблемы местного территориального значения. Для проведения соответствующих решений действует специальная структура представительных органов. Принципы создания подобных органов заложены конституционными нормативами. И все же первичные источники власти местного самоуправления - должностные лица, граждане, профсоюзы и коллегии, от которых и отталкиваются в своей работе представительные органы.

Общие сведения об органах МСУ

Структура самоуправления формируется несколькими среди которых администрация, глава, депутатский корпус, контрольно-счетные образования и т. д. В зависимости от устава конкретного образования для решения отдельных задач собственными полномочиями могут наделяться и второстепенные органы. И, с другой стороны, есть обязательные органы и должностные лица местного самоуправления - технология их структурирования одинакова для большинства муниципальных структур. В этом перечне можно выделить главу образования и администрацию как исполнительный орган.

Имеет свои нюансы и порядок распределения полномочий. К примеру, устав района и поселения, который является центром управления муниципальным районом, вполне может предусматривать расширение полномочий данного органа. То есть формирование местной районной администрации будет осуществляться таким образом, что административный центр также будет наделен и полномочиями управляющего органа упомянутого поселения. В таких случаях сами поселения не имеют собственных административных центров, а их местный глава вводится в представительный муниципальный орган и в дальнейшем выступает в качестве его председателя. Как видно, местные уставы могут корректировать стандартный порядок, по которому формируются органы государственной власти местного самоуправления, должностные лица и административные центры. Но, к примеру, организация подотчетности, установление сроков полномочий, подконтрольность и другие вопросы базовой организации определяются только законом о субъектах РФ.

Местная администрация

Непосредственным решением задач местного уровня занимается администрация. Данный орган является распорядительным и наделяется достаточными полномочиями для выполнения отдельных государственных задач, которые передаются органам самоуправления указами и законами РФ. С правовой точки зрения местная администрация - юр. лицо, то есть наделяется всеми его правами. В определенных рамках своих полномочий администрация может заниматься формированием власти местного самоуправления, должностных лиц и управляющих органов. Однако сам состав местной администрации формируется муниципалитетом, причем по представлению ее главы.

В свою очередь, глава может назначаться представителями конкурсной комиссии. Это тоже в некотором смысле орган, позволяющий формировать управляющую структуру администрации. Стоит отметить, что в городских округах, муниципалитетах и формированиях с внутригородским структурированием федерального уровня как минимум основную часть представителей комиссии будут назначать органы муниципалитета. Вторую же часть представителей комиссии формирует должностное лицо наивысшего уровня в конкретном субъекте. Если речь идет о внутригородских территориальных объектах, то одну часть избирательной комиссии будут назначать органы и должностные лица местного самоуправления, а вторую - административный центр окружного центра или района.

Что представляют собой должности МСУ?

К непосредственно должностным лицам в данной структуре следует отнести вышеупомянутого главу администрации, главу муниципального формирования и депутатов. В зависимости от статуса, они получают определенный набор полномочий и несут ответственность в рамках, установленных законом. В любом случае должностное лицо местного самоуправления - это нанятое по контракту или выборное лицо, имеющее исполнительно-распорядительные полномочия, позволяющие решать локальные задачи. В некоторых случаях должностное лицо может участвовать в формировании отдельных органов МСУ. Как уже отмечалось, они могут представлять членов для конкурсной комиссии. Также существует должность заместителя на должности МСУ.

Выборные должности предполагают избрание лица на конкретное место на основе избирательного права. Выборы проходят в процессе тайного голосования. Альтернативой такому способу занятия должности является назначение представительным органом или же конкурсной комиссией. Что касается контрактной основы, то обычно в таком формате работают должностные лица местного самоуправления РФ, занимающие посты глав местной администрации. Время действия контракта определяется но на срок не меньше 2 лет.

Глава муниципалитета

Это высшая должность в структуре муниципального формирования, наделяемая собственным перечнем полномочий в рамках закона о субъектах РФ. Глава может избираться в рамках муниципальных выборов представителями конкурсной комиссии или же представителями одного из территориальных органов МСУ. В небольших внутренних поселениях, включенных в городскую инфраструктуру, ключевое должностное лицо местного самоуправления - это, в сущности, глава администрации, назначаемый сходом граждан. В случае же избрания на муниципальном уровне глава входит в представительный состав муниципалитета и выполняет функции его председателя. При этом данное лицо не может исполнять функции главы администрации и председателя муниципалитета одновременно.

Важно учитывать, что не каждый гражданин может избираться на должность председателя в муниципальном формировании. Это должен быть гражданин РФ, который на момент избрания соответствует требованиям закона N 171. Если избрание проводится конкурсной комиссией, то должно быть зарегистрировано минимум два кандидата. Также условия конкурса могут предусматривать требования к профессиональным навыкам, по которым будет оцениваться потенциальное должностное лицо местного самоуправления. Закон под номером N 171 допускает возможность обоснования выбора того или иного кандидата по критериям наличия образования и знаний, предпочтительных для той или иной должности в системе органов МСУ.

Депутаты в МСУ

Депутат является выборной должностью, которая обеспечивается условиями для беспрепятственного выполнения прямых полномочий. Срок избрания в данном случае выбирается органами местного муниципалитета, но он должен варьироваться в рамках 3-5 лет. В законе о субъектах РФ предусмотрены и возможности изменения срока действия депутатских обязанностей, полномочий и даже процедуры выборов. Но это относится к депутатам, которые являются выборными. И здесь важно разделить статус этой должности на два типа. Как правило, депутат - выборное должностное лицо местного самоуправления, в постоянном режиме выполняющее функции в рамках устава. Но также его можно представить как участника депутатского корпуса, представляющего муниципалитет, который на непостоянной основе реализует свои полномочия.

Стоит подчеркнуть, что любые полномочия депутата в разной мере имеют гарантии, установленные уставом Помимо этого, в рамках закона могут устанавливаться и социальные гарантии в качестве дополнения - например, связанные с прекращением полномочий. Особенно расширение гарантий касается случаев, когда полномочия должностного лица местного самоуправления заканчиваются досрочно. В процессе же исполнения своих обязанностей депутатам предписывается соблюдать запреты и ограничения, которые указываются в законе N 273-ФЗ. В частности, это касается мер противодействия коррупции.

Полномочия должностных лиц

Что касается депутатов, то их полномочия ориентируются на обеспечение возможностей представления интересов местных жителей в Думе. В рамках своей деятельности они ведут прием избирателей, организуют встречи с представителями общественности, профсоюзами, трудовыми коллективами и т. д. С другой стороны, депутат представляет и свой орган МСУ перед избирателями в рамках своего округа. Глава муниципального формирования имеет более широкие полномочия. В первую очередь он также представляет орган самоуправления, но уже в отношениях с другими муниципальными образованиями и органами власти. Он может без доверенности действовать от имени своего муниципалитета. Вместе с этим полномочия должностных лиц органов местного самоуправления, находящихся на местах глав, позволяют подписывать и обнародовать документы нормативные акты, которые были приняты центром муниципального образования. В определенных рамках он может издавать и свои акты. В случае необходимости глава самоуправления также имеет право созывать незапланированные заседания органа муниципалитета для решения внеочередных вопросов местного уровня. Полномочия глав самоуправления и депутатов прекращаются в момент избрания на эти должности других лиц.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления

И управляющие структуры МСУ, и отдельные должностные лица при отклонении от установленных законом и уставами нормативов, могут нести ответственность разной степени. Что касается оснований, то они базируются на уставе конкретного образования, который регламентируется законом о субъектах РФ. В рамках уставных нормативов, к примеру, население муниципалитета может отозвать депутата или фракцию. По этой же схеме обеспечивается и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по отношению к государственным структурам, только в этом случае также имеет значение качество исполнения прямых указаний от высших органов власти. Их нарушение может стать поводом для привлечения к ответственности в рамках закона. Если соответствующий суд установит, что представительный орган, например, принял акт, который противоречит законам РФ или местному уставу, то высший руководитель исполнительного аппарата может распустить данный орган. Это значит, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в немалой степени определяется качеством и добросовестностью при исполнении полномочий. Но следует учитывать и временные рамки, в которых принимаются решения о наступлении ответственности. Например, после выпуска правового акта, который противоречит законам, должностное лицо или орган самоуправления может избежать ответственности, если в течение 3 месяцев упразднит этот документ.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Уже не раз отмечалось, что должностные лица и органы МСУ занимаются решением задач местного масштаба. Однако их характер может отличаться в зависимости от множества факторов. К наиболее распространенным вопросам можно отнести рассмотрение бюджетов, их утверждение, исполнение и контроль расходования. К слову, существует ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, наступающая при фиксации нарушений в ведении бухгалтерской деятельности. Здесь же стоит отметить установление и коррекцию системы налоговых сборов, имеющей свои особенности в зависимости от региона.

Отдельные вопросы касаются распоряжения имуществом, которое находится в собственности конкретного образования. Органы местной администрации также занимаются проблемами организации инженерных и коммуникационных сетей - газо-, тепло-, водоснабжения и т. д. Дорожная деятельность тоже находится в рамках ведения местного самоуправления - по крайней мере, на прилегающих участках трасс. В зависимости от нанятого или выборного должностного лица, органа местного самоуправления или другой управляющей структуры, уполномоченные должны осуществлять контроль состояния и использования автомобильных дорог в границах управляемых населенных пунктов.

Сход граждан как инструмент самоуправления

Рядовые граждане также могут принимать активное участие в деятельности самоуправления, и не только с помощью выборов. В рамках закона предусмотрен формат гражданского схода, который может проводиться в нескольких случаях. Например, поводом такого сбора может стать вопрос о коррекции границ населенного пункта, в составе которого находится конкретный населенный пункт. Особенно это касается случаев, когда ставится вопрос о переходе поселения или района из одного образования в другое. Также в поселениях с численностью жителей не более 100 человек сходом может решаться и вопрос об упразднении поселения при условии последующего расселения граждан. Что еще важно, сход не обязательно должен иметь юридическую правовую силу. Волю собрания может проводить избранное должностное лицо местного самоуправления - это может быть тот же депутат, который отразит согласованное решение на очередном думском заседании. Если же планируется наделить правовым статусом именно решение, принятое сходом без участия посредников, то закон предписывает в качестве условия, что более половины участников схода должны иметь избирательное право как жители указанного населенного пункта. Кроме того, решение будет правомочным, если за него отдадут свои голоса более половины участников на сходе.

Стоит отметить и еще одну форму принятия решений - на местном уровне вполне может использоваться такой инструмент, как референдум. Для его реализации также необходимо присутствие достаточного количества местных жителей, которые при этом имеют статусы избирателей. Сами же решения не должны противоречить законам, а также текущему уставу муниципального формирования. И, опять же, не исключен вариант проведения инициативы через депутата.

Заключение

В законах достаточно четко прописаны нормативы и процедуры, по которым происходит осуществление самоуправления, а также формирование его структуры. Но также остается место для коррекции отдельных правил исходя из специфики местных условий и текущих обстоятельств. Специально на такие случаи и вводятся уставы, полностью составляемые местными органами самоуправления, конечно, с ориентацией на Конституцию и действующие законы. Возможности для индивидуального подхода к осуществлению административной деятельности, к примеру, могут выражаться в установке крайних сроков, на которые выбирается должностное лицо местного самоуправления - это вполне может быть и 2 года, и 5 лет. Выбор конкретного периода будет определяться состоянием хозяйственной части, кадровой политикой и т. д. Более того, для отдельных субъектов даже на законодательном уровне предписываются особые условия организации самоуправления. Подобные правила действуют, в частности, для наукоградов, закрытых административно-территориальных центров, приграничных территорий и др. Причем коррекция того же устава в подобных случаях определяет не только нормативный подход к самой организации формирования органов и должностных лиц в структуре муниципального образования, но и отдельные положения с точки зрения проведения стратегии хозяйственной деятельности. Впрочем, есть и общие обязательные стандарты муниципального управления, которые охватывают и особые регионы.

5.3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Бодров Евгений Владимирович, соискатель, начальник правового отдела администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район"

Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем ответственности должностных лиц местного самоуправления в сфере Российского законодательства. Потому как правонарушения в системе управления наносят серьезный ущерб обществу и государству, поскольку препятствуют осуществлению прав и обязанностей, справедливому распределению материальных и духовных благ. Любое государство стремится проводить политику и создавать условия для снижения уровня правонарушений, в том числе и на уровне местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, должностное лицо, государство, юридическая ответственность.

Рассмотрим, прежде всего, понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность всегда связана с правонарушением - таким поведением органа местного самоуправления или его должностного лица, которое нарушило норму права. Любое правонарушение всегда определяется совокупностью определенных признаков:

Во-первых, это всегда деяние (действие или бездействие).

Во-вторых, это деяние субъекта права, т.е. органа местного самоуправления или его должностного лица, которое обладает правоспособностью и дееспособностью:

Правоспособность - это способность физического или юридического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей, в том числе для физических лиц независимо от пола, имущественного положения, расы и т.д., которая приобретается с рождением и исчезает со смертью (для юридического лица - с момента регистрации образования или ликвидации). Она может быть ограничена только судом либо для юридического лица - регламентированными уставными или иными учредительными документами целями и задачами деятельности.

Дееспособность - это способность гражданина или юридического лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В Российской Федерации возникает (по общему правилу) для гражданина в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а для юридического лица - с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои орга-

ны, действующие согласно законодательству и учредительным документам.

В-третьих, такое деяние не только представляет социальную опасность, содержит реальную угрозу правам и законным интересам конкретных субъектов, но и наносит им вред.

В-четвертых, деяние обладает противоправностью, т.е. противоречит нормам права и нарушает их, что становится законным основанием для наступления определенных негативных последствий для лица, совершившего правонарушение.

В-пятых, виновность субъекта права, т.е. осознанное нанесение вреда, при котором субъект понимает или должен понимать противоправность собственного поведения.

В-шестых, нормативная определенность правонарушения, когда правонарушением признается только такое деяние, которое предусмотрено законодательством (например, понятие налоговых правонарушений установлено административным и уголовным законодательством).

Юридическая ответственность реализуется в соответствии с определенными принципами: законность; ответственность за противоправное поведение, а не за мысли и чувства; ответственность только при наличии доказанной виновности лица в совершении правонарушения; обоснованность; неотвратимость наступления юридической ответственности; презумпция невиновности; уважение прав человека и др.

При изучении юридической ответственности используют разные подходы. Она может быть рассмотрена как ответственность органов местного самоуправления и ответственность должностных лиц местного самоуправления. Учитывая, что правовое регулирование ответственности муниципальных служащих имеет свои особенности, можно в особом порядке говорить об ответственности муниципальных служащих. В законодательстве и правоприменительной практике в основном юридическая ответственность классифицируется в зависимости от вида как конституционно-правовая, административная, гражданско-правовая и уголовная. В отдельных случаях изучают материальную и дисциплинарную ответственность.

В муниципальной теории и практике институт юридической ответственности имеет свои особенности регулирования и применения. В соответствии с принятым в гл. 10 Федерального закона № 131-ФЗ подходом, юридическая ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц классифицируется как ответственность перед:

а) населением муниципального образования;

б) государством;

в) физическими и юридическими лицами;

Ответственность перед населением - это ответственность депутатов, членов выборных органов

местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, которая реализуется как институт отзыва данных лиц по основаниям и в порядке, установленном уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта для проведения местного референдума, с учетом следующих правил и процедур: основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования: основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке;

процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва;

депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе);

Ответственность должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством наступает в случае, если соответствующим судом установлено, что данным органом принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам,

федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, но он в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.

В этом случае высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия такого органа прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.

Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Ответственность главы муниципального образования (главы местной администрации) перед государством реализуется путем издания высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) правового акта об отрешении его от должности в случае:

1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, ее национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства России, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Отдельные полномочия органов местного самоуправления, как предусмотрено ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ, могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ. Но такое их решение может быть обжаловано в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и иными федеральными законами. В результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, они возмещают убытки физическим и юридическим лицам. «Незаконными» в гражданском праве признаются действия, нарушающие не только закон, но и иные нормативные акты любого уровня. «Бездействие» предполагает невыполнение органами местного самоуправления и их должностными лицами возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом или иным нормативным актом обязаны были совершить.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Таким образом, они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. Объем имущественной ответственности за причиненный органами местного самоуправления вред, а также условия и порядок ее наступления определяются нормами прежде всего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Как правило, вред возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования, согласно ст. 1069 ГК РФ. Данная статья, сформулированная с учетом требований ст. 33 и 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ, является специальной. В ней предусмотрены особенности гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления, которые отличают ее от общих правил деликтной ответственности и выражаются, во-первых, в юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что при-

чинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

Ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за незаконные действия (бездействие), понимая под ними деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властных отношений требуется активность по реализации установленных полномочий, а непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Ответственность органов местного самоуправления по ст. 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба компенсации также и морального вреда (ст. 151). Если вред причиняется не в сфере властных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина администрации района причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК РФ) либо на специальных основаниях (ст. 1079 ГК РФ).

В случае нарушения органом или должностным лицом местного самоуправления прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются в порядке гражданского судопроизводства, важную роль играет Прокуратура Российской Федерации. Прокурор в предусмотренных законом случаях предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск о защите интересов пострадавших. Прокурор становится процессуальным истцом, когда пострадавшие по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда личное участие в процессе невозможно в силу того, что нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда правонарушение приобрело особое общественное значение. Прокурор правомочен защищать также нарушенные права юридических лиц, используя при этом установленные законом формы и процедуры. Как показывает судебная практика, большинство дел, связанных с предъявлением исков к органам местного самоуправления, возбуждается именно прокурорами - в интересах физических и юридических лиц.

Как уже было отмечено, в особом порядке регулируется юридическая ответственность муниципальных служащих. За нарушение своих обязанностей, а также ограничений и запретов, установлен-

ных законодательством, муниципальный служащий подлежит ответственности, которая регулируется наряду с Федеральным законом № 25-ФЗ также трудовым, административным и уголовным законодательством.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих - разновидность юридической ответственности, применяемая к муниципальным служащим в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок.

За его совершение - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор или увольнение с муниципальной службы. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. Так, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ предусматривает, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников. Но дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения

дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Административной ответственности согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) подлежит должностное лицо в случае совершения им административных правонарушений, установленных КоАП РФ и соответствующими Административными кодексами субъектов РФ, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Из установленных видов административных наказаний к должностным лицам могут применяться лишь два - предупреждение и штраф.

В законодательстве указывается, в каких случаях ответственность муниципальных служащих за проступки является дисциплинарной, а в каких - административной. Так, например, КоАП РФ регулирует следующие составы административных правонарушений и санкции:

нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.15);

использование лицом, находящимся на муниципальной службе, преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.45);

нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30% - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до тридцати минимальных размеров

оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.48) и др.

Уголовная ответственность муниципальных служащих наступает за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым, т.е. предусмотрено соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее - УК РФ). При этом речь может идти, как о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица, но должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию, также и о составах преступлений, субъектами которых могут быть только должностные лица.

К первой группе деяний могут быть отнесены, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе, которые достаточно часто фигурируют в судебной статистике. УК РФ, в частности, в ст. 136 регулирует такой состав уголовного преступления, как дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Данное преступление наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Вторая группа деяний - это установленные УК РФ составы преступлений, которые могут быть совершены только должностным лицом:

неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили

вред правам и законным интересам граждан (ст. 140);

вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий и др. (ст. 141);

расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (ст. 285);

получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290);

служебный подлог (ст. 292);

халатность (ст. 293) и др.

Наряду с данными видами юридической ответственности российское законодательство, в частности Трудовой кодекс РФ, конкретизирует возможность привлечения муниципального служащего к материальной ответственности.

Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, осуществляется наряду с органами прокуратуры РФ и другими уполномоченными федеральным законом органами.

В особом порядке уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Контрольные функции могут осуществлять и органы местного самоуправления, их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями в соответствии с уставом муниципального образования.

Важное значение в повышении ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц должна иметь реализация Национального

плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г. Данным планом намечены прежде всего меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в том числе подготовка и принятие Федерального закона «О противодействии коррупции», которым будут уточнены такие понятия, как «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции», а также определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. Кроме того, план предусматривает меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, а также меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. В реализации отдельных из них, в частности, воспитания у правоприменителей уважительного отношения к закону и повышения правовой культуры общества в целом, важную роль могут сыграть и органы местного самоуправления.

Хотелось бы отметить, что ответственность должностных лиц местного самоуправления содержится во множественных актах законодательства РФ. Считаю, что прежде чем ставить задачи об ужесточении наказаний должностных лиц в редакциях новых законов Российской Федерации и чтобы должностные лица местного самоуправления выполняли четко поставленные государством задачи и выполняли свои должностные обязанности без нарушений прав, необходимо обеспечить должностным лицам местного самоуправления экономическую, социальную защищенность и правовую базу, предусмотреть на федеральном уровне систему оплаты труда должностных лиц органов местного самоуправления и социальные гарантии такой категории работников при выходе на пенсию, поскольку не в одном из актов Законодательства РФ не предусмотрены социальные гарантии должностных лиц местного самоуправления.

8. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. №51-ФЗ.

9. Бондарь Н.С.Гражданская и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод местного самоуправления. - М.: Городец- изд,2004.

10. Регулирование вопросов организации местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Методическое пособие/Под общ.ред. И.В. Бабичева и Н.Р. Калантаровой. -М.,2004.

11. Тимофеев Н.С. Местноесамоуправление в системе государственных и общественных отношений: История и современность. Опыт России. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005

12. Овчинников И.И., Писарев А.И. Муниципальное право России.- М., 2007

Список использованной литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. (в ред.от 22.07.2008г.)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в ред. от 22.07.2008г.) №195-ФЗ.

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ (в ред. от 23.07.2008г.)

4. Федеральный закон от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008г.)

5. Федеральный закон от 06.10.2003года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008г.)