Какие существуют виды ликвидации? Формы ликвидации 5 ликвидация юридических лиц понятие виды процедура.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про ликвидацию юридического лица.

Сегодня вы узнаете:

  1. Виды ликвидации юридического лица;
  2. Кому принадлежит право начать процедуру ликвидации юридического лица;
  3. Последствия ликвидации;
  4. Распространенные ошибки при проведении процедуры ликвидации;
  5. Распределение имущества после ликвидации.

Основания для ликвидации юридического лица

  1. Решение учредителей компании. Такой документ требуется, если количество участников составляет два и более человек. Причем должны быть соблюдены все требования в процессе принятия и составления документа.
  2. Решение суда. Если в деятельности предприятия наблюдаются нарушения норм законодательства, либо организация не выполняет законные требования государственных органов.

Виды ликвидации предприятия

Процесс закрытия организации происходит:

  • Принудительно;
  • Добровольно.

Принятие решение о добровольной процедуре ликвидации принадлежит ее учредителям.

Прийти к такому мнению они могут вследствие следующих причин:

  • Цель создания предприятия является достигнутой;
  • Нестабильность экономических условий;
  • Нерентабельность и прочее.

Предприятие подвергается принудительной ликвидации, если в суд были представлены доказательства о нарушении предписаний законодательства.

Отличительная особенность банкротства заключается в том, что эта процедура является не только лучшим вариантом для ликвидации юридического лица с долгами. Ее можно отнести к обоим видам ликвидации.

Принудительное банкротство влечет за собой ответственность за все предъявленные претензии, в то время как добровольно признать себя банкротом – означает законно избежать ответственности.

Ликвидация юридического лица по решению суда

Если суд вынес решение, то речь идет о принудительном виде закрытия. Процесс начинается с подачи заявления в суд уполномоченным лицом.

К основаниям вынужденной ликвидации относятся:

  1. Создание предприятия было осуществлено ненадлежащим образом;
  2. В Единый реестр внесена ошибочная информация о предприятии. Причем данные носили заведомо ложный характер;
  3. Предприятие осуществляло деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);
  4. Деятельность организации противоречит законодательству;
  5. Наблюдается факт систематической не сдачи отчетности.

Правом подачи иска в суд обладают:

  • Антимонопольная служба РФ;
  • Центральный Банк РФ;
  • Налоговая служба РФ.

Рассмотрение заявления в суде начинается после установления достоверных сведений об имеющихся нарушениях. Принудительная ликвидация предприятия является необратимым процессом.

Принудительная ликвидация юридического лица

Обязать руководство юридического лица, начать процесс ликвидации возможно в следующих ситуациях:

  • Если сумма была уменьшена;
  • Если руководство компании не начинает самостоятельную ликвидацию в случаях, когда по закону должны быть проведены подобные мероприятия. Например, сумма капитала организации стала выше, чем стоимость ее активов;
  • Если регистрирующий орган обладает недостоверной информацией о фактическом . По месту регистрации предприятия направляется письмо с просьбой сообщить верный адрес. В случае если в период установленного времени ответ не получен, то регистрирующий орган вправе обратиться в суд с ходатайством о закрытии юридического лица;
  • происходило с нарушениями установленных правил. Например, выявлен факт отсутствия одобрительного решения антимонопольного комитета;
  • Организация неоднократно нарушает права интеллектуальной собственности и прочее.

Добровольная ликвидация юридического лица

Как уже было отмечено, предприятие может быть закрыто при принятии такого решения его участниками. Добровольная ликвидация является обратимым процессом и может быть отменена. Для этого созывается совет учредителей, и решение об отмене процедуры ликвидации оформляется соответствующим образом.

В течение 3-х суток оповещается налоговая служба. Если в Единый реестр уже занесена запись о начале процедуры закрытия, то процесс остановить невозможно.

Этапы закрытия предприятия

Порядок ликвидации юридического лица происходит поэтапно.

В него входят :

Шаг 1. Решение вопроса о закрытии компании. Любая деятельность начинается с принятия решений. Вопрос о закрытии не является исключением. Решение о ликвидации юридического лица должно принадлежать полному составу участников без исключения.

Созывается собрание. На нем определяются ответственные лица за процесс ликвидации – ликвидационная комиссия. В полномочия ее входят сбор и предоставление необходимой документации. Первым шагом станет составление заявление по форме Р15001, подлежащие обязательному заверению у нотариуса.

Существует порядок заполнения такого заявления. Вам необходимо ознакомиться с ним заранее.

Шаг 2. Необходимо составить баланс. Делается это для того чтобы подтвердить несостоятельность компании отвечать по своим обязательствам. Такой баланс называют промежуточным либо ликвидационным. Составлять его требуется с особой точностью и внимательностью.

Именно на основании этого документа будут решаться требования кредиторов. Если результат баланса окажется отрицательным, то у организации есть все основания признать себя банкротом.

Шаг 3. Обращение в регистрирующий орган. Орган, ведущий Единый реестр, должен быть своевременно оповещен о принятии решения о ликвидации. Сообщить вам необходимо в письменной форме. После этого в реестр вносятся отметки о начале ликвидационного процесса.

Соответствующие уведомления должны поступить в адрес пенсионного фонда и социального страхования. Вам также следует опубликовать объявление о закрытии предприятия в газете «Вестник государственной регистрации».

Шаг 4. Ликвидационная комиссия начинает работу . Выбранный состав комиссии должен установить очередность необходимых действий.

К ним относятся:

  • Решение вопроса о дебиторской задолженности. Кредитору направляется требование о погашении задолженности;
  • Инвентаризация имущества. При составе списка имущества организации должны учитываться как активы, так и пассивы организации;
  • Расчет коллектива. Всем работникам предприятия необходимо выплатить причитающиеся им денежные компенсации. Это не только заработная плата, но и возможные долги, оплата больничных листов и прочих пособий.

О ликвидации предприятия работодатель обязан оповестить сотрудников в срок не менее, чем за 2 месяца до даты увольнения.

  • Оплата налогов. Процесс ликвидации вовсе не означает, что предприятие освобождается от уплаты налогов. Оплачивать их организация обязана до момента полного закрытия. Причем деньги на уплату берутся из сумм, полученных при реализации имущества.

Шаг 5. Погашение кредиторской задолженности. Вопрос о погашении долгов должен решаться после утверждения промежуточного баланса. Если вы отказываетесь по каким-либо причинам погасить долг, то кредитор может обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Шаг 6. Процесс закрытия расчетных счетов в банках. Закрыть счет в банке необходимо после того, как все расчеты произведены, и вы точно уверены, что он больше не понадобится. Несложная процедура заключается в обращении в банк, который предложит заполнить заявление на закрытие.

Уведомление о ликвидации юридического лица вам нужно направить в налоговую службу, а затем в пенсионный фонд и фонд страхования.

Шаг 7. Аннулирование лицензии . Процесс занимает 20 дней. В течение 10-ти рабочих дней, орган, выдавший лицензию, принимает необходимые действия по аннулированию лицензии. Через 10 последующих дней решение органа вступит в законную силу.

Последствия ликвидации

Процедура ликвидации имеет последствия и зависит от выбранного способа закрытия. При добровольной ликвидации возможен исход, при котором не будет неприятных последствий, однако, при этом вся документация должна быть в порядке. Особое внимание нужно уделить бухгалтерским бумагам.

Более подробно последствия процедуры ликвидации представлены в таблице:

Добровольное закрытие Принудительное закрытие или принудительное банкротство Признание себя банкротом
Отсутствие ответственности Возможно привлечение к уголовной, административной и прочим видам ответственности Отсутствие ответственности
Долги выплачиваются в установленном порядке по мере реализации имущества Мера воздействия на организацию по исполнению обязательств Законное избежание выплаты долгов
Сохраняется репутация фирмы Репутация испорчена Сохраняется репутация фирмы

Распределение имущества после ликвидации

Бывают ситуации, при которых предприятие уже закрылось, но у него в наличии обнаружилось имущество. Такой вопрос рассматривается после того, как закрытая организация закончит отвечать по всем взятым на себя обязательствам.

С правом обратиться за имуществом могут:

  1. Кредиторы, которые ранее работали с ликвидируемым предприятием. Среди них могут быть и те, по отношению к которым обязательства исполнены частично;
  2. Учредители предприятия;
  3. Лица, в отношении которых была ошибочно пропущена очередность исполнения обязательств.

С правом требовать имущество закрытой организации, заинтересованные лица могут в течение 5-ти лет со дня внесения соответствующей записи в реестре.

В чем заключается разница между реорганизацией и ликвидацией

К одной из форм ликвидации юридического лица часто относят реорганизацию предприятия. Реорганизация – сложный процесс. Его результат – это образование нового юридического лица. Причем существующие права и обязанности старых фирм не прекращаются, а переходят к новому составу участников.

Отличие от процедуры ликвидации заключается в том, что при реорганизации предполагается дальнейшее существование хозяйственной деятельности закрываемого предприятия.

Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.

Различают следующие ее формы:

  • Присоединение. О нем говорят когда одна организация присоединяется к другой, и при этом имеет больше преимуществ.
  • Слияние. Подразумевается образование абсолютно новой организации.
  • Разделение. Когда одна большая организация делится на несколько маленьких. При этом между ними в равной степени распределяются все обязательство и права.
  • Выделение. Из общего состава организаций выделяется одна, которая наделяется необходимыми полномочиями.
  • Преобразование. Происходит при изменении формы собственности.

Любые процессы, связанные с реорганизацией либо ликвидацией предприятия должны быть отражены в Едином Реестре.

Сроки закрытия предприятия

Сроки ликвидации юридического лица не могут быть конкретно установлены. В каждом случае они носят индивидуальный характер и могут занять в среднем более 4-х месяцев. Время с момента принятия решения о ликвидации, до получения на руки справки о ликвидации, складывается из многих факторов.

К ним относятся:

  • Время, потраченное на оповещение уполномоченных органов, и на публикацию в СМИ о начале процедуры ликвидации;
  • Уведомление кредиторов. Важный момент – после процедуры закрытия, кредиторы имеют право в течение двух месяцев обратиться за возмещением задолженности;
  • Время, потраченное на составление промежуточного баланса;
  • При необходимости, могут быть проведены торги имущества предприятия.

Если организация принудительно объявлена банкротом, то процесс ликвидации может затянуться до того времени, пока не будут выполнены все ее обязательства по долгам. При добровольной процедуре закрытия предприятия сроки могут составить менее 4-х месяцев.

Ошибки, допускаемые при закрытии предприятия

Процесс ликвидации предприятия – сложный процесс, который не исключает ряд распространенных ошибок.

Действия, которые не могут привести к ускорению сроков ликвидации организации:

  1. Не следует переводить активы на счета другой компании. Проверяющие органы легко заподозрят в таких действиях умышленный смысл. Вас могут обвинить в предумышленности процедуры банкротства и привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Более того, такие действия нанесут существенный вред репутации предприятия.
  2. Не следует продавать активы за низкую цену. Продажа компанией своих активов за низкую цену – это ситуация, которая также подразумевает умышленные преступные действия. Они повлекут за собой привлечение к ответственности. Стоит помнить, что в полномочия контролирующего органа входит отмена сделок, совершаемых за последние три года, поэтому надеяться, что что-то удастся скрыть бессмысленно.
  3. Следующая ошибка – продажа дебиторской задолженности . Законом не запрещается уступать право требовать возмещения задолженности третьим лицом. Однако процедура должна быть оформлена в строгом соответствии с нормами законодательства и проведена по установленным правилам. В противном случае вам придется доказывать законность своих действий в суде. Предугадать исход разбирательства невозможно.
  4. Не следует инсценировать пропажу документов. Наличие форс-мажорных обстоятельств действительно сможет привести к порче либо утрате документов, что принесет некоторые трудности кредиторам. Однако, хитрость такого плана может повлечь за собой серьезные меры ответственности.
  5. Смена состава участников. Любая проверка приведет к тому, что проверяющий сможет легко заподозрить руководителя в попытке организации уйти от решения вопроса, связанного с долгами. Бессмысленность подобных решений подтверждается и тем фактом, что каждый участник предприятия, независимо от того бывшим он является либо выполняет обязательства до сих пор, несет ответственность за деятельность предприятия.
  6. Не стоит менять директора. Как и в случае с другими участниками предприятия, нынешний руководитель, точно так же как и бывший директор, не освобождаются от ответственности.

В таблице представлен примерный перечень распространенных ошибок, допускаемых при ликвидации юридического лица:

Ошибка Краткое описание
1 Решение о ликвидации оформлено ненадлежащим образом Порядок принятия решения о закрытии, отражается в соответствующем документе
2 Не приняты соответствующие меры при принудительной ликвидации Отсутствие соответствующих мероприятий говорит о неисполнении решения суда
3 Нарушение сроков предоставления сведений о ликвидации юридического лица Порядок и время оповещения соответствующих органов прописано в законодательных актах
4 Неверно определено время сдачи отчетности Проводить должную работу по сдаче отчетности и оплате налогов ликвидируемое предприятие обязано до момента закрытия
5 Нарушение очередности при удовлетворении требований кредиторами

Законодатель определил очередность исполнения обязательств, нарушать который не рекомендуется

6 Процедура ликвидации не закончена надлежащим образом После закрытия, необходимо получить соответствующие бумаги, и уничтожить печати

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1. добровольная ликвидация;

2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

· осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

· осуществление деятельности, запрещенной законом;

· неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

11. Правовое положение товарных и фондовых бирж

Членами биржи являются лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи (учредители) или внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членам биржи предоставляется право участвовать в биржевой торговле, принимать решения на общих собраниях и участвовать в работе других органов управления, получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Учредителям могут быть предоставлены особые права, но на срок не более чем три года с момента государственной регистрации биржи.

В Законе о товарных биржах предусмотрены две категории членов биржи: полные и неполные. Полные члены наделены правом участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи.

Неполные члены вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании секции биржи.

Участвовать в биржевых торгах помимо членов биржи вправе посетители (постоянные и разовые), которые приобретают это право на определенный срок и за соответствующую плату. Общее число постоянных посетителей не может превышать 30 процентов от общего числа членов биржи. Постоянные члены получают право участвовать в биржевых торгах на срок не более чем три года.

Правом заключения всех видов биржевых сделок обладают биржевые посредники - члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами и независимыми брокерами, деятельность которых по совершению фьючерсных (сделок с возможностью перепродажи контрактов) и опционных сделок (с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта) подлежит лицензированию. Остальные члены биржи и посетители участвуют в биржевой торговле только реальным товаром и за свой счет, а также через организуемые ими брокерские конторы либо на договорной основе с брокерскими фирмами или независимыми брокерами. Разовые посетители имеют право только на совершение сделок с реальным товаром от своего имени и за свой счет.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляет специально созданная для этих целей Комиссия по товарным рынкам, руководство и обеспечение работы которой в связи с проведением административной реформы осуществляет в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам*(431).

Комиссия по товарным биржам выдает*(432) лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов; организует рассмотрение жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле; разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

Комиссия вправе направлять биржевым посредникам предписания о прекращении противоречащей законодательству деятельности, применять к бирже или биржевым посредникам соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии, организовывать аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников, направлять в судебные органы материалы для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(433) предусматривает возможность осуществления юридическим лицом деятельности фондовой биржи в организационно-правовой форме акционерного общества или некоммерческого партнерства. В первом случае на деятельность фондовой биржи распространяется Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах", во втором случае - Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О некоммерческих организациях", если иное не предусмотрено в Законе о рынке ценных бумаг.

Так, одному акционеру фондовой биржи или его аффилированным лицам не может принадлежать 20 и более процентов акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Данные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества при принятии решения о преобразовании членами фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

Деятельность по организации торговли вправе осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг производит Федеральная служба по финансовым рынкам.

Фондовая биржа не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и (или) товарной биржи и (или) клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются.

Государством устанавливаются и требования к организации структурных подразделений фондовой биржи*(434).

Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров. На фондовой бирже должен быть также создан коллегиальный исполнительный орган управления. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и представление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржей.

Фондовая биржа должна также иметь биржевой совет. При наличии на бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции. Биржевой совет осуществляет предварительное обсуждение проектов наиболее важных локальных нормативных актов (правил допуска к участию к торгам; правил допуска к торгам ценных бумаг; правил проведения торгов и др.), заключения отдела листинга о включении ценных бумаг в котировальный список и об исключении их из списка и дает рекомендации по данным вопросам совету директоров биржи. Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов на данной секции), эмитентов, управляющих компаний инвестиционных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Количественный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти человек. На заседаниях биржевого совета (совета секции) вправе присутствовать представитель, назначаемый приказом Федеральной службы по финансовым рынкам.

В качестве отдельного структурного подразделения на бирже должен быть создан отдел по листингу, который осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов установленным требованиям.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за рынком ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Ликвидация юридического лица – прекращение деятельности и существования субъекта с внесением записи в реестр. Основанием для ликвидации служит не только банкротство, но и окончание срока деятельности, нарушения законодательства, при которых суд определяет регистрацию недействительной.

Регламентирует порядок действий при ликвидации Гражданский Кодекс.

Общий план

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основываясь на информации из Гражданского Кодекса можно выделить виды ликвидации юридического лица:

Законодательство обязывает налоговый орган произвести проверку деятельности субъекта при ликвидации. При добровольной форме срок делопроизводства считается налогооблагаемым периодом.

Добровольно

Добровольная ликвидация по решению учредителей – более легкая форма, так как при этом отсутствует необходимость уплаты судебных пошлин, часто отсутствуют причины для административных и иных взысканий с руководителей. Кроме того, решение о продаже имущества выносится ликвидационной комиссией, иногда это позволяет получить больший доход.

При добровольной ликвидации необходимо согласовать промежуточный баланс с государственными службами, после чего можно начинать погашение задолженностей в следующей очередности:

  • удовлетворение требований лиц, которым причинен физический и иной ущерб от деятельности субъекта;
  • оплата труда и пособий сотрудникам ликвидируемого субъекта;
  • выплаты кредиторам;
  • выплаты в государственные фонды;
  • иные кредиторы.

После выплат по всем задолженностям закрываются счета компании с уведомлениями налоговой. Вся документация юридического лица передается в архив. Деятельность и существование субъекта прекращается со дня выдачи справки об исключении из реестра.

Принудительно

Правом на принудительную ликвидацию службы и органы наделил Конституционный Суд постановлением 14 в 2003 году. Делопроизводство по ликвидации начинается после подачи иска в Арбитражный Суд.

Предшествовать этому могут следующие причины:

  • сокрытие отчетности или предоставление искаженных данных в налоговые органы
  • невыполнение правил применения кассовых аппаратов
  • деятельность, не предусмотренная лицензией
  • грубые нарушения в учредительной документации
  • уменьшение активов в соотношении с уставными фондами
  • незаконная деятельность, попадающая под уголовные статьи

За какими органами и службами закреплено право подачи заявления о ликвидации:

  • регистрирующие органы;
  • налоговая служба;
  • прокуратура;
  • антимонопольная служба;
  • центральный Банк;
  • другие заинтересованные субъекты и лица;

В случае отсутствия учредителей или невозможности выполнять возложенные задачи, ликвидатор назначается арбитражным судом. Ликвидация по принудительной форме часто совмещается с банкротством, если средств субъекта, его фондов и имущества недостаточно для погашения задолженностей.

Решение суда

Началом процедуры принудительной ликвидации является вынесение арбитражным судом соответствующего решения. Данное решение является окончательным и обязательным к осуществлению, в отличии от добровольной ликвидации, которая может быть остановлена или отменена.

Делопроизводство начинается с подачи заявления в арбитражный суд уполномоченных лиц и структур, после чего назначается дата и время заседания с извещением участников.

Все стороны, участвующие в рассмотрении наделены правом предоставлять суду доказательства и прочую информацию. Анализ судебной практики говорит о том, что решение о ликвидации выносится при наличии неустранимых, или систематических грубых нарушений.

Решение арбитражного суда оформляется в соответствии с установленной формой, данный документ обязателен к выдаче участникам.

Сроки осуществления ликвидации прямо зависят от сложности дела. Даже в легких случаях это занимает несколько месяцев, в связи с необходимостью проверки налоговыми и другими органами. Ликвидация, сопровождаемая банкротством, может длиться несколько лет.

В чем особенности видов ликвидации юридического лица

Особенности процедуры имеют зависимость от таких факторов, виды ликвидации юридического лица (принудительное, добровольное, сопровождаемое банкротством), типа учреждения, формы собственности, причин ликвидации.

Так религиозные организации могут быть ликвидированы в связи с деятельностью, которая противоречит законам и морально-этическим устоям общества. Это такие проявления, как склонение к суициду, отказу от получения образования, лечения. Принуждение к отказу от материальных ценностей и собственности.

Свои особенности имеет принудительная ликвидация. Судом может быть установлен срок на исправление нарушений с целью предотвращения завершения деятельности и сохранения субъекта. Данная процедура применяется к большинству субъектов при угрозе несостоятельности.

В некоторых случаях альтернативой ликвидации может быть слияние субъектов, присоединение к организации, осуществляющей схожую деятельность, но имеющую устойчивое финансовое положение и отсутствие нарушений. При этом к управляющему субъекту переходят распорядительные права и кредитные обязательства, что позволяет произвести процедуру без финансовых потерь со стороны кредиторов ликвидируемого субъекта.

Усложняют процесс ликвидации попытки умышленного банкротства. Данные действия выявляются в ходе проверок и сопровождаются дополнительными расследованиями и судами с применением взысканий по административным и уголовным статьям.

Если нет банкротства

Субъект, не имеющий невыполненных долговых обязательств, или могущий удовлетворить требования кредиторов в течение делопроизводства ликвидируется без процедуры банкротства. При этом для ликвидации необходимы другие законные условия.

Без признания несостоятельности ликвидация происходит чаще по добровольному типу и не всегда связана с нарушением законодательства. Как пример – ликвидация в связи с выполнением субъектом поставленных задач, прекращение деятельности.

Безусловно, ликвидация без признания несостоятельности – более простая и безболезненная процедура, занимающая меньше времени.

Факт признания банкротства не снимает ответственности с учредителей, и при установлении неплатежеспособности им грозит административная ответственность, часто вместе с уголовной

Альтернатива

Исключить некоторые сложности, снизить финансовые потери и избежать взысканий в некоторых случаях помогают альтернативные способы ликвидации.

Первый и самый эффективный способ – . Субъект будет исключен из реестра, но права и обязательства перейдут поглощающей организации, включая и задолженность.

Слияние несет ряд положительных моментов:

  • Сокращения срока процедуры. Без наличия усложняющих обстоятельств весь процесс занимает 1-3 месяца .
  • Отсутствие предпосылок к налоговым проверкам.
  • Процедура абсолютно законна.
  • Ликвидированный субъект исключается из реестра юридических лиц, как и в других случаях.
  • Сохранение прав субъекта на деятельность за поглащающей или вновь образованной компанией.
  • Сохранение интересов кредиторов.
  • Полное или частичное сохранение рабочих мест.
  • Возможность законно воспользоваться услугами консалтинговых и других компаний для помощи в проведении процедуры и соблюдения законности.

Вынужденные меры

Вынужденные меры при ликвидации связаны с двумя факторами: установление законности деятельности субъекта и возмещение задолженностей перед кредиторами.

Обеспечение первого условия происходит посредством проверок налоговыми и другими контролирующими органами с целью выявить или исключить факты незаконных действий, в том числе установлению истинных причин ликвидации. В случае выявления нарушений к ответственным лицам применяются взыскания в соответствии с законом.

Удовлетворение финансовых требований кредиторов и сотрудников субъекта гарантирует государство, поэтому действия арбитражного суда и прочих инстанций направлены на установление платежеспособности, выявления активов, дебиторской задолженности, имущества в объеме, достаточном для расплаты по задолженностям в соответствии с очередностью.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

ь осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

ь осуществление деятельности, запрещенной законом;

ь неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).


3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Ликвидация ЮЛ предполагает принятие соответствующего решения, подготовку бумаг, погашение задолженностей. Необходимо получить все требуемые справки. Также создаётся ликвидационная комиссия. Ликвидация юридического лица считается завершённой только в том случае, если выполнены все этапы процедуры.

Мероприятие имеет разные основания и подразделяется на различные виды. Проводится оно по различным алгоритмам, в зависимости от совокупности факторов. Однако процедура должна соответствовать ГК РФ.

Виды ликвидации, основания для закрытия юридического лица и правопреемники

В соответствии с ГК РФ, закрытие подразделяется на два вида:

  • Добровольное . Производится по решению учредителей. Подробнее о добровольно ликвидации предприятия .
  • Принудительное . Проводится согласно основаниям, изложенным в ГК РФ. Среди них можно отметить непогашенные обязательства, нарушения закона. Инициируется мероприятие государственными и муниципальными учреждениями. описана в отдельной статье.

Чем отличается упразднение от иных видов реорганизации? В её рамках отсутствуют правопреемники. Они могут быть, но только частично.

Рассмотрим основания ликвидации юридического лица:

  • По решению учредителей или органа ЮЛ;
  • Ввиду наличия нарушений закона, ГК РФ, которые нельзя исправить, отсутствия лицензии на деятельность;
  • Признание банкротства. О процедуре банкротства фирмы .

Прекращение деятельности может осуществляться потому, что компания уже исполнила свою миссию, и оснований к её дальнейшему существованию больше нет.

При ликвидации ЮЛ отсутствуют правопреемники.

Как ликвидировать юр. лицо — прекращение деятельности по Гражданскому Кодексу РФ и необходимые документы

Ликвидировать организацию можно только на основании ГК РФ, иначе в ответ на соответствующее заявление поступит отказ. Кодекс предполагает следование следующему алгоритму:

Обязанности ликвидационной комиссии: сообщения и уведомления

Ликвидационная комиссия имеет некоторый список прав, которые определяет кодекс. В частности, это:

  • Уведомление кредиторов о том, что готовится прекращение деятельности;
  • Взыскание дебиторских задолженностей. Методы взыскания задолженности ;
  • Уведомление об упразднении через СМИ;
  • Представление организации в судебном органе.

Комиссией подготавливаются все требуемые документы, включая ликвидационный баланс и заявление на прекращение. Она совершает выплаты в ФСС и другие инстанции. После того, как все требуемые документы предоставлены, происходит регистрация проведённых изменений.

Напомним, что крайний срок выплат в ФСС – 15 дней с момента ликвидации.

Что происходит с имуществом организации?

Имущество, которое осталось после упразднения, распределяется между учредителями в соответствии с объёмом их доли. Лица получают имущество на основании передаточного акта. Составляется он, согласно ГК РФ, в свободной форме. Однако гражданский кодекс устанавливает минимальный перечень данных, которые требуется указать:

  • Сведения о комиссии;
  • Информация из протокола о назначении комиссии;
  • Порядок, на основании которого передаётся имущество;
  • Стоимость собственности.

Имущество распределяется в соответствии с формой ЮЛ:

В любом случае, при проведении сделок с собственностью, должны быть составлены соответствующие документы.

Возможен ли отказ регистрации ликвидации ЮЛ?

Иногда, в ответ на соответствующее заявление, лицо получает отказ в упразднении. Отказ возможен в следующих случаях:

  • Присутствуют не все документы, которые требуются упразднения;
  • и документы оформлены по неправильной форме;
  • Неправильные реквизиты, указанные при оплате пошлины;
  • Кодекс предполагает соблюдение определённых сроков и этапов мероприятия. Если они будут нарушены, поступит отказ;
  • Отказ часто связан с элементарной невнимательностью комиссии или ликвидатора. Это могут быть документы с неправильно указанной информацией, отсутствие нумерации в бумагах, подписей.

Самые распространённые ошибки, в результате которых, согласно ГК РФ, может наступить отказ:

  • Документы заполнены с ошибками или наличиями пропусков;
  • Неправильная форма заявлений;
  • Документы содержат исправления;
  • Бумаги не скреплены;
  • Документы не собраны в полном объёме.

Во всех этих случаях может поступить отказ. Предпринимателям придётся снова проводить процедуру, тратить средства и время. Предотвратить отказ поможет образец заявлений и прочих бумаг. Нужно внимательно заполнять каждую бумагу. В этом случае риск на отказ многократно снижается.

Уведомление сотрудников и Центра занятости об увольнении

Ликвидация юридического лица влечёт за собой увольнение штата сотрудников. Данную сферу регулирует уже не гражданский, но трудовой кодекс. Производить процедуру нужно по правилам, иначе регистрация упразднения не будет произведена. Кодекс предполагает уведомление сотрудников о предстоящих увольнениях за два месяца за проведения увольнений.

Мероприятие выполняется по следующему алгоритму:

  1. Извещение центра занятости о предстоящих процедурах. Если в организации более 15 сотрудников, уведомлять учреждение занятости за три месяца. Если же штат включает в себя менее 15 человек, направлять извещение в орган занятости нужно за два месяца. В учреждения занятости требуется направить бумагу в письменной форме, в которую включены сведения о квалификации, должности и зарплате каждого сотрудника. Правила направления извещений в орган занятости определяет соответствующий закон. В частности, это положение «О занятости населения»;
  2. Формирование приказов об увольнении;
  3. Проведение расчётов, проведение выплат зарплат и выходных пособий;
  4. Внесение соответствующих сведений в трудовые книжки.

По ТК уведомить сотрудников об увольнении нужно за 2 месяца.

При оформлении увольнений бумаги заполняются по форме Т-8. Согласно закону о занятости, существуют разные сроки предупреждения сотрудников:

Стоимость ликвидации

Стоимость ликвидации определяется в зависимости от сложности ситуации. Регистрация изменений в государственных структурах потребует уплаты пошлины. Стоимость включает в себя и оплату услуг юридических компаний. Обращение к ним неизбежно в тех случаях, когда имеются долги.

Дополнительная информация о ликвидации юр. лица. и способах закрытия фирмы в этом видео:

Регистрация будет иметь тем большую стоимость, чем более проблемное предприятие. Обращение к юридическим фирмам поможет полностью соблюсти кодекс, не допустить ошибок.