Астрология- это наука наук. Астрология – древнейшее учение или лженаука

Астрология - это вера, которая говорит на языке науки,
и это наука, которая не в состоянии ничем, кроме веры, подтвердить свои принципы. Буше-Леклерк

Некоторыми сторонниками астрологии выдвигается мнение, что планеты и звезды оказывают воздействие на людей своими полями, комбинируясь различным образом эти воздействия оказывают как положительное так и отрицательное влияние на формирование личности и процессы на земле. Тут нет ничего оккультного, все это можно рассчитать и даже предсказать.

Предположим, что Солнце, Луна и планеты солнечной системы оказывают на земные живые организмы некое существенное влияние и что степень и качество этого влияния меняются в зависимости от взаимного расположения небесных тел.

Из всех видов физических взаимодействий сколько-нибудь серьезно можно говорить лишь о гравитации; остальные поля, потоки частиц и излучения от звезд и планет в окрестности Земли так слабы, что их регистрация даже чуткими современными приборами требует немалых усилий.

Любое излучение должно ослабевать пропорционально квадрату расстояния от соответствующего светила, а приливное воздействие - пропорционально кубу расстояния. Тогда воздействием звезд можно пренебречь: даже от ближайшей звезды оно будет в 20 миллиардов раз слабее, чем от Марса, а от последнего в несколько тысяч раз слабее, чем от Луны. Из всех небесных тел Солнечной системы только Солнце и Луна действительно оказывают на землю существенное влияние.

Влияние остальных планет оказывается совершенно незначительным. К тому же этих влияний бесконечно много. Электромагнитные и гравитационные поля планет и звезд, накладываясь друг на друга, образуют так называемый шум, который сопровождает каждого человека от зачатия до смерти, к которому человек приспособлен и уровень которого относительно постоянен.

Никакого механизма и тем более математического аппарата для описания гипотетического воздействия небесных тел, которое хоть сколько-нибудь существенно влияло бы на новорожденного, апологеты научности астрологии не предлагают и предложить не могут.

Чаще всего астрологи просто-напросто игнорируют большинство астрономических, физических, биологических и других научных данных, известных на сегодняшний день. В свою очередь серьезная наука игнорирует астрологию (достаточно обратиться к профессиональным научным изданиям или узнать на этот счет мнение РАН).

Если же предположить, что существуют пока не известные науке или малоизученные взаимодействия между небесными телами и людьми, и что эмпирические данные об этих влияниях и накопила за много веков существования астрология, то тогда наличие таких влияний очевидно должно быть подтверждено также эмпирически, то есть должно быть показано, что результаты астрологических выкладок соответствуют действительности и что это не случайные совпадения. Таким образом, обоснованность астрологии должна быть подтверждена статистически. Однако существующие исследования показывают произвольность и необоснованность астрологических заключений.

Итак , если астрологию не получается обосновать ни физически, ни статистически, то, может быть, она все-таки имеет отношение к науке, но более, так сказать, тонкой - к психологии? Действительно, астролог, беседующий с клиентом, выступает как психолог, а сам клиент подстраивает себя под гороскоп и примеряет на других астрологические описания. Известный астролог Радьяр выступил пропагандистом астропсихологии, акцентирующей внимание на развитии заложенных в человеке качеств и потенций. Радьяр использовал идеи Карла Густава Юнга, предложившего так называемый принцип синхронистичности. Грубо говоря, согласно этому принципу, любые гадательные системы представляют собой символический язык описания развивающихся целостных систем (человека, организации, страны и т.п.) и некоторым образом "работают" синхронно с ними, а как "работают" - неизвестно. То есть непосредственного влияния небесных тел на, например, человека нет (или это несущественно), но, зная состояние солнечной системы в конкретный момент времени, можно понять символический смысл этого момента и далее применить (в силу структурного подобия целостных объектов) непосредственно к человеку.

Астрология - наиболее удобная гадательная система, т. к. можно узнать положение небесных тел на любой момент времени. Однако никакого обоснования своих идей Юнг не дал. Здесь можно говорить только о том, что он воспринял на веру известный герметический, оккультный принцип "что наверху, то и внизу".

В современной науке астрология не может найти для себя какую либо опору. Поэтому некоторые астрологи выдвигают теории о X-полях, вибрациях планет и прочих псевдонаучных явлениях. Однако такие предположения делаются опять бездоказательно и не могут быть проверены на состоятельность, никаких средств для регистрации этих полей у астрологов, естественно, нет. Цель таких теорий носит психологический и рекламный характер.

Подведем итоги. Астрология не является наукой потому, что основные ее положения невозможно ни доказать ни проверить, их просто принимают на веру и вопрос о достоверности не ставится:
1. Невозможно доказать, что существует связь земных событий и качеств души с положением планет, а существующие исследования говорят об обратном.
2. Ниоткуда нельзя вывести, что определенная планета с конкретным периодом обращения отвечает именно за тот, а не иной параметр. Астрология просто не объясняет, на основании чего происходит привязка астрологического символизма к конкретным небесным объектам. Кроме того, в разных традициях одним и тем же планетам присвоены разные качества.

Сформировать и обосновать астрологическую систему, какими либо известными науке средствами НЕВОЗМОЖНО. В основании всего здания астрологии лежит вера, а точнее суеверие в то, что планеты определяют земные события и качества души человека.

Академик В. ГИНЗБУРГ.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Академик В. Л. Гинзбург.

Иоганн Кеплер, астроном, вынужден был зарабатывать составлением гороскопов.

Гороскоп, составленный Кеплером.

В книге В. Г. Сурдина “Астрология и наука” убедительно показано, что астрология - не наука, а умершая наука, псевдонаука или лженаука. Все эти три используемые в печати характеристики астрологии правильны, но я предпочитаю последнюю из них. Более того, астрологию можно назвать “эталонной лженаукой”. Имею в виду, что на примере астрологии особенно ясно видны некоторые черты лженауки вообще.

Дело в том, что заключение о лженаучности тех или иных утверждений - задача иногда довольно трудная и, во всяком случае, нуждающаяся в осторожности. В самом деле, что такое научное мировоззрение и наука? Основа научного мировоззрения такова: при изучении природы (в том числе, конечно, и человека) нужно базироваться исключительно на опыте, наблюдениях и экспериментах. Далее, полученные результаты пытаются сопоставить, учесть весь этот материал и построить картину наблюдаемого или, скажем, понять причину или механизм обнаруженных явлений, найти им объяснение. Так, например, в результате астрономических наблюдений было выяснено строение Солнечной системы. Это сделал в XVI веке Коперник, имевший, кстати, древнегреческих предшественников. Гелиоцентрическая теория (модель) Коперника в нелёгкой борьбе победила принимавшуюся ранее геоцентрическую модель, в центре которой находилась Земля.

Другой пример - природа теплоты. Конечно, с древних времён было известно, что при соприкосновении двух тел - горячего и холодного - происходит выравнивание температуры за счёт охлаждения более горячего тела. Но чем это объясняется? Ещё даже в XVIII веке - в масштабах истории цивилизации совсем недавно - была распространена теория теплорода, согласно которой тепло переносит некая невесомая жидкость (теплород); чем её больше, тем тело горячее. Теперь же мы хорошо знаем, что температура тела - это мера движения образующих тело атомов и молекул, то есть справедлива не теория теплорода, а так называемая кинетическая теория теплоты. Поэтому если кто-нибудь в наши дни попытается возродить теорию теплорода, то можно без всяких сомнений сказать, что мы имеем дело со лженаукой .

Точно так же обстоит дело с законом сохранения энергии. Много лет, много веков пытались получать энергию из ничего, либо, по крайней мере, построить “вечный двигатель”. И всегда предлагаемые “вечные двигатели” не работали. Стало ясно, что существует такая величина - энергия, которая сохраняется, то есть фактически был открыт закон сохранения энергии. Поэтому начиная с XVIII века, например, Французская академия наук прекратила даже рассматривать проекты вечных двигателей. Предположение, что можно получить или увеличить энергию из ничего, - сегодня лженаука.

Из приведённых примеров ясно, что лженаучные утверждения и теории часто оказываются, так сказать, историческими категориями. Когда-то это были гипотезы, которые до их опровержения нельзя считать и называть лженаучными. Но когда надёжно показана их несправедливость, попытки возродить эти понятия, утверждения и теории становятся лженаучными. Таким образом, ясно, что считать нечто лженаукой можно только в том случае, если наука это доказала. Но именно здесь и таится основная трудность в борьбе с лженаукой. Её представители и защитники пытаются поставить под сомнение справедливость тех научных утверждений, которые им неугодны. Так, например, изобретатель нового “вечного двигателя” говорит: закон сохранения энергии основывается на опыте, предложенные до сих пор “вечные двигатели” не работали, а вот мой работает.

Здесь, очевидно, возникает вопрос о существовании истинных знаний. Как уже было сказано, всё научное мировоззрение основано на предположении о том, что истина существует, а ее получение и проверка возможны только в результате опытов и наблюдений. Однако всегда можно сделать только конечное число тех или иных опытов. И на каком-то этапе, если данные всех существующих опытов идентичны, делается соответствующее заключение, скажем, о невозможности создать вечный двигатель. Такое заключение связано с выходом за пределы формальной логики и с некоторым интуитивным суждением. Подробнее это изложено в очень глубокой книге Е. Л. Фейнберга , и здесь не место для обсуждения этого вопроса.

Так или иначе, вся наша наука связана с утверждением о существовании некоторой истины, которую наука и добывает. Чем наука в данной области более развита - тем более вероятно, что она действительно добралась до истины. Учёный - это человек, который, в частности, знаком с доказательствами справедливости, истинности тех или иных научных положений. Он может отличить науку от лженауки. Конечно, в более сложных случаях одного эксперта может оказаться недостаточно и создаются экспертные комиссии. Однако нужда в этом возникает очень редко, если речь идёт о вопросах, освещаемых в газетах и популярных журналах (в СМИ). В этих изданиях фигурируют астрология, нарушение закона сохранения энергии, торсионные поля, какие-то таинственные лучи, неизвестные науке, и тому подобное. Опровергать такие утверждения может и должен любой квалифицированный физик. Не менее и даже более вредны всякие антинаучные методы лечения болезней и вообще лженаука в биологии и медицине. Опровергать соответствующий бред должны специалисты.

Теперь могу ещё раз пояснить, почему я назвал выше астрологию “эталонной лженаукой”. Дело в том, что, как ясно, в частности, из книжки В. Г. Сурдина, лживость астрологии доказана со всех, так сказать, сторон: и с позиций физики, и на основании данных биологии, и особенно в результате статистических исследований гороскопов. Абсурдность, нелепость многих таких гороскопов должна, казалось бы, быть очевидной любому разумному человеку. Например, в “Известиях” - всероссийской газете с огромным тиражом, даются астрологические прогнозы на каждый день сразу для всех людей, родившихся под тем или иным знаком зодиака. Пишу эти строки 2 февраля 2007 года, а я родился 4 октября, “под знаком” созвездия Весов. Так вот, мне рекомендуется на сегодня следующее:

“Если новые деловые партнёры или коллеги возьмут на себя выполнение части ваших обязанностей, то вы станете чувствовать себя намного спокойнее и увереннее. При этом не стоит бояться, что вы потеряете часть своих полномочий”.

Хорошо ещё, если бы такой совет давался какому-то конкретному бизнесмену. Главное, однако, не в этом и не в достаточной бессодержательности совета, а в том, что он дается сразу всем “Весам”, то есть более чем 500 миллионам человек! В самом деле, сейчас на Земле живёт несколько более 6 миллиардов человек; учитываемых в прогнозе созвездий 12, и, таким образом, на “Весы” как раз и приходится около 500 миллионов человек.

Итак, астрология - это типичная лженаука, и советы астрологов - это просто бред, чепуха. Зачем же печатать такие прогнозы и вводить людей в заблуждение? Правда, приходится сталкиваться с таким мнением: конечно, астрологические прогнозы -это чепуха, но кто же им верит, читать их - это просто невинная забава. Не согласен с таким мнением. Разумеется, грамотные люди в гороскопы не верят, но есть и немало верующих в них. Зачем же их одурачивать, давать им советы, которые могут, если им последовать, привести к тяжелым последствиям. Кстати, я видел в газетах и советы астрологов огородникам и садоводам. Можно себе представить, к чему они приводят.

Выше речь шла о научном мировоззрении и о том, что такое лженаука с позиции такого мировоззрения. Как известно, существует и религиозное мировоззрение, лежащее в основе различных религий. При этом теистические религии (христианство, мусульманство, иудаизм) органически связаны с признанием существования чудес, то есть, скажем, явлений, противоречащих научным знаниям. Здесь не место касаться религиозного мировоззрения (я атеист, и мои взгляды на религию отражены, в частности, в статьях, помещённых в книге ). Но необходимо отметить, что некоторые религии (во всяком случае, христианство) относятся к астрологии отрицательно. Это важно, ибо в борьбе с астрологией мы не вступаем в конфликт с церковью.

Вместе с тем необходимо заметить, что теистические религии (в отличие от деизма) несовместимы с отрицанием чудес. Они, как и астрология, являются продуктом древних времён. То положительное, что связывается с религией (некоторые заповеди и др.), фактически совершенно независимо от неё и является, так сказать, продуктом развития человеческого общества. Поэтому всё положительное сохраняет свое место и в рамках светского гуманизма, который пришел на смену религии и принимается многими, мной в частности. Что такое светский гуманизм? Ограничусь ссылками на литературные источники, с которыми читатели могут ознакомиться (см. в статью 29, написанную В. А. Кувакиным и мной, а также ). Один из краеугольных камней, на которых покоится светский гуманизм, - отрицание чудес, признание справедливости научного мировоззрения.

Насколько я знаю, за границей серьёзные газеты астрологических прогнозов не печатают. Это удел только бульварной, или, как иногда говорят, жёлтой, прессы. А вот в России астрологические прогнозы сейчас публикуют уже и в газетах, считающихся серьезными, например в “Известиях”. Эта газета лишь на несколько месяцев моложе меня (мне 90 лет), и я ее читаю с юности. В советские времена гороскопов в газетах не было - это один из немногих примеров позьзы цензуры. В современной России цензура отменена и, по крайней мере на словах, провозглашена свобода слова. Это, конечно, огромное завоевание демократии. Но, к сожалению, положительные явления часто приводят к отрицательным последствиям. Так и в данном случае: на смену цензуре пришла вседозволенность. Стало возможным печатать почти всё что угодно, разве что порнография ещё не вылилась широким потоком на страницы и экраны СМИ. А вот лженаучные материалы публикуются без всяких ограничений. Как уже сказано, дошла очередь и до “Известий” - несколько лет назад на их страницах появились астрологические прогнозы. Меня, как многолетнего читателя газеты, это особенно задело, и я написал соответствующее письмо главному редактору “Известий”. Никаким ответом удостоен не был. Через несколько лет у “Известий” появился новый главный редактор, и я ему опять написал, но с тем же результатом. Наконец, в 2005 году я узнал из газеты, что в “Известиях” появился новый генеральный директор. Написал и ему такое письмо:

Из “Известий” от 12 сентября с. г. стало известно, что Вы стали Генеральным директором “Известий”. К сожалению, я не знаю в точности функций Генерального директора в “Известиях” (в научной литературе роль главы издания играет главный или ответственный редактор издания; так, я являюсь Главным редактором журнала “Успехи физических наук” (УФН) - самого популярного, судя по рейтингу, научного физического журнала в России). Но в данном случае, как мне кажется, мое незнание Ваших функций не важно: ясно, что Вы в значительной мере определяете редакционную политику “Известий”.

Теперь, почему я пишу Вам - третьему за последние годы главе “Известий”. Дело в том, что “Известия” уже несколько лет на последней странице помещают астрологические прогнозы. Я же считаю, что это совершенно недопустимо и ставит “Известия” (одну из лучших и старейших российских газет) в положение представительницы “жёлтой прессы”. Такое заключение объясняется тем, что астрология в настоящее время - это несомненная лженаука и её пропаганда в любой форме является антиобщественной деятельностью.

Об этом я написал уже в ряде статей, которые можно найти в моей книге “О науке, о себе и о других” (Физматлит, 2003) и на сайте: www.ufn.ru, раздел “Трибуна УФН” (это раздел сайта журнала УФН, на котором помещаются статьи ряда авторов не на физические темы). Кон-

Кретно обращаю Ваше внимание на открытое письмо Главному редактору “Известий”, посвященное публикации в “Известиях” 18 августа 2003 г. статьи “Каждый район Москвы управляется космосом” (см. http://data.ufn.ru//tribune/Gin_lett.pdf" , статью академиков Е. Б. Александрова, В. Л. Гинзбурга, Э. П. Круглякова, В. Е. Фортова “Астрология добралась и до правоохранительных органов”, “Известия” № 179 от 25 октября 2003 г. и статью “Четырехпроцентная наука”, опубликованную в “Парламентской газете” 17 марта 2004 г. (http://data.ufn.ru//tribune/trib 170304.pdf"). Кроме того, если бы Вы захотели, чтобы об астрологии кто-то рассказал редакции или Вам лично, то могу порекомендовать Вам В. Г. Сурдина, научного сотрудника Астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ.

В настоящее время (и уже давно) я нахожусь в больнице, и много распространяться сейчас об астрологии не могу и не хочу. Однако, во избежание недоразумений, я считаю целесообразным объяснить, почему столь активно борюсь с астрологией: это часть борьбы с лженаукой вообще, что мы и стараемся делать в РАН, в особенности в рамках Комиссии по борьбе с лженаукой (председатель комиссии - академик Эдуард Павлович Кругляков, секретарь - Елена Владимировна Бабак).

Астрологические прогнозы, к сожалению, публикуют не только “Известия”, и я знаю обычный мотив в защиту таких публикаций: якобы, что такое лженаука, заранее не ясно, и кто доказал, что астрология лженаука, и вообще такие публикации якобы только полезны. Считаю это невежеством или беспардонной демагогией. Для обоснования этого утверждения необходимо дать некоторые пояснения:

1. Астрология является лженаукой в настоящее время, но когда-то, до Галилея и Кеплера, она не была таковой, то есть утверждение о её лженаучности является, так сказать, исторической категорией. То же, кстати, относится и ко многому другому, например, к алхимии, представлению о теплороде и т. д. Но какое это имеет отношение к сегодняшнему дню?

2. Мы считаем лженаукой то, что противоречит надёжным научным знаниям сегодняшнего дня. Так, астрология неверна, во-первых, потому, что сейчас хорошо известны силы, с которыми планеты действуют на Землю, и ясно, что эти силы так малы, что не могут влиять на судьбы людей. Во-вторых, были проведены многочисленные статистические “наблюдения”, из которых ясно, что никакого влияния положение планет на судьбы людей не оказывает (подробнее см. указанную выше литературу и в особенности статью Е. Б. Александрова и др.).

3. Астрологические прогнозы, как Вы можете убедиться на собственных страницах “Известий”, отличаются исключительной бессодержательностью и абсурдностью. Думать, что такие вещи “невинны”, я не вижу никакого основания. Большинство читателей этой болтовне, конечно, не верят, но те, кто верит, могут понести существенный урон.

Ваши предшественники не удостоили меня ответом на мои письма с рекомендацией не позорить “Известия” публикацией лженаучной чепухи. Единственный мотив, который мне известен в качестве оправдания публикаций лженаучного бреда в газетах, - это мнимая забота о привлечении большего числа читателей. Но серьёзные газеты, в отличие от бульварных, не могут и не должны мотивировать свою редакционную политику исключительно выгодой, к тому же сомневаюсь, что газета таким способом много зарабатывает. Выгодно это, вероятно, только отдельным заинтересованным сотрудникам.

Если я могу быть полезным, то готов это сделать, и надеюсь, что Вы не последуете примеру своих предшественников, которые мне даже не ответили.

С уважением,
лауреат Нобелевской премии академик РАН В. Л. Гинзбург

Затем отправил второе письмо:

Генеральному директору “Известий” господину П. Годлевскому

Уважаемый господин Годлевский!

20 сентября 2005 г. я направил Вам по e-mail письмо (оно же было передано Вам в редакцию “Известий” в конверте 24 сентября).

Я надеюсь на получение ответа, но, независимо от этого, моё письмо к Вам будет помещено на сайте УФН (www.ufn.ru в разделе “Трибуна УФН” 20 октября 2005 г.). Мы раньше этого не делали, чтобы иметь возможность поместить там же Ваш ответ (если он будет).

Сейчас же я пишу Вам в связи с, так сказать, “развитием событий”. Я имею в виду историю с Грабовым, которая в последние дни достойно освещена в “Известиях”. Но что собой представляет деятельность Грабового? Это, по сути дела, такое же шарлатанство и мошенничество, как и астрология, на которой я сосредоточил внимание в своём предыдущем письме.

Конечно, разница есть: опытные астрологи ограничивают свою болтовню таким образом, чтобы она не давала повода к уголовному преследованию. Кстати, я не считаю, что астрологов (и целый ряд других мошенников) нужно привлекать к уголовной ответственности до тех пор, пока они не приносят очевидного вреда. Но, безусловно, им нельзя предоставлять трибуну и публиковать их антинаучную галиматью в газетах.

Этот пример с Грабовым ясно иллюстрирует сказанное, и нельзя одновременно ругать Грабового и популяризировать астрологию. Вот на это я и хочу вновь обратить Ваше внимание.

С уважением,
лауреат Нобелевской премии академик РАН В.Л. Гинзбург

Наконец получил такой ответ:

Уважаемый Виталий Лазаревич!

Разделяю Ваши взгляды на астрологию. Передал все письма главному редактору “Известий” Владимиру Бородину. По его мнению, астрологические прогнозы в газете могут иметь место.

Согласно Уставу акционерного общества “Редакция газеты “Известия”, главный редактор вправе сам определять содержание газеты. Таким образом, гарантируется творческая независимость редакции.

В связи с этим не могу выполнить Вашу просьбу - убрать с полос издания астрологические прогнозы.

Генеральный директор ОАО “Редакция газеты “Известия”
Петр Годлевский

Так прогнозы и продолжают украшать последнюю страницу “Известий”. За это время, как сообщалось в прессе, В. Бородина на посту главного редактора “Известий” сменил В. Мамонтов, разделяющий, очевидно, взгляды В. Бородина. Это меня не удивляет, ибо я читал также заявление руководителя организации “Газпром-медиа”, которой принадлежат “Известия”. Означенный руководитель провозглашает, что главное - это доход, деньги. А как и за что получают эти деньги, неважно. Как известно, такого же мнения придерживался и один из римских императоров, сказавший, что “деньги не пахнут”. К сожалению, эта древняя сентенция стала у нас, особенно в СМИ, главенствующей. Факт тот, что отмена цензуры привела буквально к вспышке, потоку всякой лженауки, в частности астрологии, в прессе и на телевидении, да и везде, где только удаётся. Это, несомненно, приносит стране огромный вред, и мне совершенно непонятно, почему власти равнодушно взирают на такое безобразие. Примеров много, они приведены, например, в книгах , и мне не кажется уместным их здесь обсуждать помимо уже сказанного.

Почему наши власти заботятся даже о том, как торговать на рынках, но не обращают внимания на необходимость борьбы с лженаукой и её пропагандой? Как уже было сказано, свобода слова и отмена цензуры - огромное завоевание, но его нужно охранять от тех, кто злоупотребляет этой свободой.

Я прожил большую часть своей жизни, 70 лет, при большевистско-сталинском режиме. Хорошо помню все эти ярлыки (лишенец, враг народа, безродный космополит и т. п.), которые навешивались на неугодных. И ни в коем случае не предлагаю вернуться к такой практике. Но должен быть создан какой-то орган, открыто обсуждающий злоупотребления свободой слова и имеющий право избавлять население от пропаганды лженауки, знахарства, оккультизма и т. д. Быть может, этим могла бы заняться Общественная палата.

Как я уже писал в приведённом выше втором письме генеральному директору “Известий”, речь не идёт, вообще говоря, об уголовных преследованиях, а только о пресечении вредной деятельности. И нет оснований беспокоиться о трудоустройстве этих людей. Сейчас в России нет безработицы и, напротив, во многих областях, в частности для торговли на рынках, нужны продавцы. Квалификация астрологов и их покровителей, думаю, вполне достаточна для торговли, скажем, фруктами или свининой вместо гороскопов.

Журнал “Наука и жизнь” гороскопов не печатает, прогнозов фэн-шуй тоже. Читатели журнала знают, что астрологические прогнозы антинаучны и абсурдно им следовать, ибо действительно они могут навредить. Что касается публикаций в СМИ, то запрещать их бесполезно, а защитой от вредности служат только научные знания.

В чём причины современной популярности астрологии, вынырнувшей, казалось бы, из полного забвения?

Какие социальные группы наиболее склонны доверять астрологическим прогнозам?

Каково место и связи астрологии с другими видами гадания (хиромантия, нумерология и проч.) и с прочими околонаучными занятиями (уфология, телепатия и проч.)?

Может ли степень увлечения астрологией выступать как мера культуры общества? или же это символ культуры (вспомним, как широко распространена астрология в индии - стране древней культуры, быстро приближающейся к лидерам современной цивилизации)?

Каковы взаимоотношения астрологии с религией?

Каков масштаб астрологического бизнеса и насколько он коррупционен, то есть какова в нём роль государственного аппарата?

Каковы прогностические возможности науки, насколько они реальны и чем ограничены?

Может ли увлечение астрологией перерасти в увлечение наукой? Астрология как педагогический приём - возможно ли это?

Где граница между наукой и ненаукой (паранаукой, поп-наукой, антинаукой)?

Оправдано ли с точки зрения общественной пользы проведение чётких границ между наукой и “ненауками”, борьба за чистоту науки и критика всяких химер? или же действительно, как утверждают постпозитивисты, “сгодится всё”?

Вот далеко не все интересные вопросы, связанные с астрологией. кто на них ответит? Поживём - увидим...

Литература

1. Фейнберг Е. Л. Две культуры. интуиция и логика в искусстве и науке. - М.: Наука, 1992; Фрязино: Век-2, 2004.

2. Гинзбург В. Л. О науке, о себе и о других. - 3-е изд. - М.: Физматлит, 2004.

3. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека. Основы современного гуманизма. - М.: Рос. гуманистическое о-во (РГО), 2005; Светский союз: Альманах. - М.: РГО, 2007, вып. 6.

4. Кругляков Э. П. Ученые с большой дороги. - М.: Наука, 2001.

5. Кругляков Э. П. Ученые с большой дороги -2. - М.: Наука, 2005.

6. В защиту науки. Бюллетень 1. - М.: Наука, 2006.

7. Здравый смысл: журнал. - М.: РГО, 1997-2006, №№ 1-41.

Вообще-то, это писала не Louiza.
Я ничего не говорила от своего имени.
Если Вы хотели вступить в полемику, то обычно, грамотные люди, указывают имя своего оппонента.
Для этого указывается автор. В данном случае - Serg , кроме голословных утверждений, с Вашей стороны никаких серьезных аргументов об ошибочности суждений автора предоставлено не было.
Вообще-то это плюс к тому что астрология может считаться наукой:) Кстати, именно из этих чудесных расчетов и появилась астрономия, а не наоборот. Serg , возможно Вы не в курсе, но астрономия не появилась из астрологии.

Астрономия - наука о движении и свойствах небесных тел - является одной из древнейших естественных наук. На ранних этапах своего развития составляла единое целое с астрологией ; окончательное разделение научной астрономии и астрологии произошло в Европе эпохи Возрождения. Другие теории, исследующие внеземные объекты (астрофизика, космология и др.) также ранее рассматривались как часть астрономии, но в XX веке они выделились как отдельные науки.

Астроло́гия (ст.-слав. астрология, звѣздословиѥ, др.-греч. ἀστρολογία от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») - группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.

Несмотря на большое количество предпринимаемых в паранауке попыток дать физическое обоснование астрологии, ни одна из них не увенчалась успехом, и современная наука полностью отрицает действенность астрологических методик, квалифицируя астрологию как псевдонауку и предрассудок. Национальный научный фонд США использует астрологию в качестве «эталонной» лженауки в оценочной системе «Science and Engineering Indicators». Энциклопедия Британника относит астрологию к магическим гадательным практикам, основанным на концепциях, несовместимых с научными данными.

Некоторые современные астрологи называют астрологию метафорическим «символическим языком», в котором одно и то же высказывание допускает множество различных интерпретаций.

Европейская и индийская астрология ведут своё происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, планеты) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами, влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел - символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию.

Вот это да. Оказывается множество школ и теорий , спорящих друг с другом - для нормальной науки ситуация невозможная??? :))) Это уже совсем смешно. Как-раз это и отличает науку от религии , например, поэтому это еще один плюс к тому что астрология это наука. Что такое ложь ? Это полуправда ...

Крите́рий (др.-греч. κριτήριον) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). Особо выделяют критерии истинности знания. Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным, например: «критерий пригодности объекта», «критерий превосходства объекта», «критерий достоверности результатов», «критерий достаточности испытаний». Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология.

Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος - путь, вослед пройденному пути, от μετά- «вслед за, после» + ὁδός «путь») - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.

Вы же "перекрутили" слова автора, употребив слово теория.
Вы, очевидно, не в курсе, что отличает науку от религии .

Научное знание способно оказывать существенное воздействие на мировоззрение человека. Влияет оно и на восприятие Бога, и на отношение к миру в целом. Наука и религия по-разному относятся к различным явлениям нашей действительности. Чем же они отличаются?
В чем же разница между наукой и религией?

Принципиальное различие состоит в том, что наука способна подвергнуть сомнению любые аксиомы и факты, лежащие в ее основе. Научное знание иногда может быть опровергнуто. Религия же базируется на бездоказательных, непроверяемых аксиомах (постулатах, догмах), постижение которых, как считается, недоступно человеческому разуму, а потому они не исследуются и не проверяются. Религия претендует на полную, абсолютную истинность.

Наука, в отличие от религии, направлена на максимально объективное исследование окружающего мира. Наука неотъемлема от динамики, движения, развития. Она опирается на рациональное познание. Религия же консервативна, статична по природе своей. Ее опора – иррациональное сознание.

Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт. Наука должна все подвергать сомнению, переосмыслению. В религии сомнения недопустимы, тот, кто ими злоупотребляет, может быть обвинен в грехе маловерия.

Наука старается ответить на вопросы «Как?» и «Почему?» Религия пытается дать ответ на вопрос «Зачем?» Наука хочет понять, как устроен мир. Религия же стремится к познанию смысла существования нашего мира.

Наука доступна не для всех, она требует развитого интеллекта, долгой и упорной учебы. К религии может обратиться каждый.
Serg , Вы, очевидно, не в курсе,

Но Луна не влияет на физиологию человека и его психику;

А Вы хотели, чтобы у женщин были "годовые"?
Если по какой-либо причине (стресс, болезнь, возраст) у женщины происходит сбой в гормональной системе, то даже если она своей попой сядет на поверхность Луны, ей это не поможет .
___________________

Астрология, родившаяся в XXIV веке до нашей эры, сегодня вновь приобрела неслыханную популярность. Газеты и журналы публикуют астрологические прогнозы и рекомендации всем, родившимся под определённым знаком зодиака. читателям предлагают следовать указаниям звёзд и в повседневной личной жизни, и в работе, невзирая на то, что среди миллионов, родившихся под конкретным знаком, нет и двух человек с одинаковой судьбой, родом деятельности и здоровьем.

Доцент МГУ, кандидат физико-математических наук Владимир Георгиевич Сурдин в своей книге "Астрология и наука" (Фрязино: Век-2, 2007) рассказывает об истории возникновения астрологии, отношении к ней известных учёных прошлого и современности и о попытках (неудачных!) отыскать в её прогнозах рациональное зерно.

Одним из аргументов сторонников астрологии служит то, что ею занимались известные астрономы, составляя гороскопы своим покровителям - вельможам и царственным особам. Но вот что писал об астрологии Иоганн Кеплер, один из основоположников современной астрономии, в 1628 году, на склоне лет, занимавший должность придворного астролога у герцога Валленштайна:

“Конечно, эта астрология глупая дочка; но, боже мой, куда бы делась её мать, высокомудрая астрономия, если бы у неё не было глупенькой дочки. Свет ведь ещё гораздо глупее и так глуп, что для пользы своей старой разумной матери глупая дочь должна болтать и лгать... Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своём невежестве думают, что ею должны заниматься математики... Но я считаю такой образ действия невозможным, суеверным...”


Все попытки отыскать связь между датой рождения и предрасположенностью людей к профессии результата не дали. Проверка биографий 17 тысяч учёных и 6 тысяч политических деятелей, проведенная американским физиком Дж. Мак-Джерви, показала, что даты их рождения распределены относительно зодиакальных знаков совершенно случайно. Психолог из Мичиганского университета Б. Силверман изучил влияние знаков зодиака на семейную жизнь. Он сравнил данные о 2978 свадьбах и 478 разводах с независимыми предсказаниями двух астрологов, не обнаружил никакого их согласия с реальностью и сделал вывод: положение Солнца на зодиаке в момент рождения не оказывает влияния на формирование личности.

_______________

Ньютон и астрология


Из писем Цезаря:


«Я получил в наследство это бремя суеверий...
Вера в знамения... приходит к нам, освященная обычаями предков,
дыша безмятежностью детства, она поощряет бездеятельных и утешает бездарных».
Торнтон Уайлдер «Мартовские иды»

Нынешние астрологи частенько говорят об одной фигуре, мимо которой и я не могу пройти. Как известно, диапазон научных интересов Исаака Ньютона (1642–1727) был чрезвычайно широк. А интересовался ли он астрологией? Весьма детально изучил этот вопрос голландский астроном и историк науки Роберт Ван Гент (1993 г.). Он утверждает, что в конце XVII в. научное сообщество уже совершенно не интересовалось астрологией, и в трудах крупнейших естествоиспытателей - таких как Гюйгенс и Ньютон, об астрологии вообще нет ни строчки. Правда, - добавляет Ван Гент, - в современной астрологической литературе частенько утверждается, что Ньютон занимался астрологией тайно (подобно тому, как он действительно тайно занимался алхимией). В подтверждение того, что великий ученый интересовался звездочтением, нередко приводится исторический анекдот о том, что как-то раз в присутствии Ньютона его коллега Эдмонд Галлей (1656–1742) непочтительно отозвался об астрологии, на что Ньютон резко возразил: «Сэр Галлей! Я изучал этот предмет, а Вы - нет!» Итак, изучал ли Ньютон астрологию?

К трехсотлетию создания величайшего труда Ньютона, «Математических начал натуральной философии» (1687), было опубликовано множество исследований его жизни и работ. Ни в одном из них не упоминается об астрологических интересах Ньютона. Более того, крупнейший исследователь его творчества, английский историк науки Дерек Томас Уайтсайд установил1 , что среди 50 миллионов слов, вышедших из-под пера Ньютона, слово «астрология» не встречается ни разу! А утверждение, что в Оксфордской библиотеке хранится уникальная астрологическая рукопись Ньютона, оказалось неправдой.

В личной библиотеке Ньютона, насчитывавшей к моменту его смерти 1752 тома, было 477 книг по теологии, 169 по алхимии, 126 по математике, 52 по физике и 33 по астрономии; и лишь 4 книги, так или иначе, имели отношение к астрологии. Что же касается фразы, брошенной Ньютоном Галлею, якобы в споре об астрологии, то историки восстановили весь путь рождения этого анекдота. Как известно, Ньютон был религиозный человек. Каждый раз, когда его младший коллега Галлей отваживался сказать что-либо неуважительное по отношению к религии, Ньютон прерывал его фразой: «I have studied these things - you have not!»2.

По-видимому, те, кто говорит, что Ньютон занимался астрологией, недостаточно внимательно изучали его биографию. Мы можем обратиться к наиболее полному жизнеописанию великого физика в отечественной литературе - книге Владимира Карцева «Ньютон»3. Фигура гениального англичанина выписана в ней весьма подробно и, действительно, выглядит не столь однозначной, как в школьном учебнике физики. Помимо работы над естественно-научными проблемами и математическими методами, Ньютон был серьезно увлечен древнейшей историей и ее сопоставлением с библейскими текстами. Особенно глубоко он исследовал библейские пророчества и даже оставил после себя рукопись «История пророчеств»; возможно, это и стало причиной мифа о Ньютоне-астрологе. Но и в этой работе приемами астрологов Ньютон не пользовался. Он искал метафоры в библейских текстах, пытаясь перевести образный язык пророчеств на язык географии и истории. Основной труд Ньютона на эту тему был переведен на русский язык под названием «Замечания на книгу Пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна» и издан в 1916 г.

На основе своих исследований Библии Ньютон занялся пересмотром древней истории цивилизации, собрав результаты этого труда в своей «Краткой хронологии». Вот как характеризует эту работу В. Карцев (с. 363):

«Основной идеей этого труда Ньютона было устранение расхождений между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета. Причем за жесткую основу сопоставления бралась именно Библия. Таким образом, Ньютону нужно было привести в полное соответствие библейскую историю, насчитывающую до Христа четыре тысячи лет, и светскую историю, насчитывающую, например, для Египта почти пятнадцать тысяч лет. И Ньютон начинает безжалостно скашивать года Египту и другим странам. Его основной тезис - все народы сильно преувеличивают свою древность, стараясь выделиться друг перед другом. «Все нации, прежде чем они начали вести точный учет времени, были склонны возвеличивать свою древность. Эта склонность увеличилась еще больше в результате состязания между нациями». Чтобы подтвердить свою несуществующую древность, считает Ньютон, египетские жрецы пошли даже на то, чтобы пустить в ход миф об Атлантиде, смутив им Платона.

Ньютон отказывался верить в то, что во времена египетского Древнего царства в нем правило чуть не триста царей со средней продолжительностью каждого царства 33 года; Ньютон поступает с царями просто - находит в этом длинном списке похожие имена и сходные жизнеописания, считает обоих царей за одного и вычеркивает всех промежуточных. Так Ньютон сократил сразу чуть не сотню царей и убавил Египту древности на несколько тысячелетий. Он пошел и дальше, приняв за среднюю продолжительность царствования не 33 года, а 18–20 лет. Это сократило историю еще почти вдвое, ибо промежутки времени для светской истории умножались теперь на 4/7. Для того чтобы египетская история стала еще короче, он делает смелый шаг, отождествляя египетского царя Сесостриса с Осирисом-Вакхом. Тогда Египетское государство начинается с XI века до нашей эры.

Такими приемами ему удалось жестко совместить библейскую и светскую историю, найти связующие их имена и исторические события. Здесь со стороны Ньютона - масса произвола, неточностей и натяжек; но в то время, когда не знали ценности археологических раскопок, не расшифровали клинописные таблички, его работа выделялась среди других благодаря его остроумию, а также владению им астрономическими, математическими и филологическими методами и, наконец, в силу страсти, которую он вложил в эти изыскания.

Ньютон утверждал, что точность его исторических построений лежит в пределах 5–10 лет; в редких случаях он соглашался на двадцатилетнее расхождение с истинной хронологией. Он указывал, что им достигнуто совпадение астрономического и исторического пути доказательств. Заметим, что в те годы астрономические доказательства были новинкой в исторических исследованиях; Ньютон и здесь открыл новое направление. Спустя столетия этим же путем в своих изысканиях пошли и другие «творцы новой истории». Я рад, что тема моей книги не требует углубляться в эти весьма неоднозначные исследования.

Что же касается Ньютона и астрологии, то мне известно лишь два замечания его биографов на эту тему. Своему племяннику Джону Кондуиту (1688–1737) Ньютон рассказывал, что его увлечение точными науками значительно усилилось летом 1663 г., когда, уже будучи студентом Кембриджского университета, он купил на ярмарке книгу по астрологии и хиромантии; как раз одну из тех четырех, что сохранились в его библиотеке. Озадаченный невразумительными диаграммами и вычислениями, попавшимися ему в этой книге, Ньютон купил несколько серьезных руководств по геометрии и математике (Евклида, Декарта и др.) и вскоре «убедился в тщетности и пустоте научных претензий юдициарной астрологии» (Ван Гент).

Второй случай произошел уже в годы глубокой старости гения: одному из своих собеседников Ньютон рассказывал как-то, что родился он на Рождество 1642 года, и что, как он полагает, «Рождество - вообще очень благоприятный момент для рождения гениев» (Карцев, с. 398). Мне трудно решить, чего в этих словах больше - юмора или тщеславия, но уж явно не астрологии.

1. Cowling T.G. Isaac Newton and Astrology. 1977. Leeds: Leeds University Press.
2. Van Gent R.H. Isaac Newton and Astrology. Witness for the Defence or for the Prosecution? 1993. Correlation: Journal of Research into Astrology, vol. 12, № 1, p. 33–37.
3. Карцев В. Ньютон. М.: Молодая гвардия, 1987.


(Владимир Георгиевич СУРДИН,
отрывок из книги "Астрология и наука",
Издательство «Век 2», 2007 г.

В книге рассказано, как ученые относятся к астрологии, как они проверяют астрологические прогнозы и кто из великих астрономов и в какой степени был астрологом.)


________________________

Многие великие мыслители прошлого всерьез занимались астрологией. Среди них Птолемей , Аль-Бируни , Парацельс , Тихо Браге , Иоган Кеплер , Уильям Лилли , Карл Густав Юнг .

КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ

(II век н.э.) жил в Александрии в 150 нашей эры. О его жизни и деятельности нет никаких упоминаний у историков его эпохи. Зато ему повезло в посмертной славе: почти все его основные астрологические сочинения сохранились и были высоко оценены потомками, в том числе современными астрологами. Этот великий ученый древности был разносторонне развит и оказал большое влияние на развитие многих наук. Его наиболее известные работы, дошедшие до наших дней:

Астрономия

«Альмагест» Птолемея — одна из наиболее важных работ в древней астрономии. Им описана геоцентрическая модель Вселенной, а также движение Солнца, Луны и планет вокруг Земли. Она также содержит каталог звезд с их яркостью по логарифмической шкале. Работа была издана в 13 томах.

География

Птолемей описал мировую географию в те времена в обширном труде под названием «География». В этой книге приводятся долготы и широты примерно 8 000 населенных пунктов. Книга иллюстрируется 27 картами: одной общей и 26 по регионам.

Оптика

В трактате «Оптика» Птолемей экспериментально исследовал преломление света на границе воздух-вода и воздух-стекло и предложил свой закон преломления (приближенно выполняющийся лишь для малых углов). Указал на влияние рефракции на астрономические наблюдения. Впервые верно объяснил кажущееся увеличение Солнца и Луны на горизонте как психологический эффект.

Астрология

Тетрабиблос» представляет собой систематическое изложение астрологического учения:

Две вещи особенно необходимы, чтобы проникнуть в сферу астрологических предсказаний. Во-первых, надо знать положение Солнца, Луны и движущихся звезд относительно друг друга и относительно Земли, равным образом значение и силу этих положений. Во-вторых, надо знать, какие изменения происходят в вещах, подчиненных влиянию звезд, в зависимости от естественных свойств этих положений.

В первых двух книгах «Тетрабиблоса» разбирается характер влияния небесных светил на человечество, государства и природу в целом. В третьей и четвертой книге рассматривается зависимость судьбы отдельного, конкретного человека от взаимного расположения небесных светил в момент его рождения и после него.

Птолемей отмечает, в частности, что для составления гороскопа чрезвычайно важно знать точное время рождения человека вплоть до минуты. Однако на практике, сетует он, мы вынуждены прибегать к показаниям солнечных или водяных часов, которые, к сожалению, не обладают достаточной точностью показаний.

Создавая эту книгу, Птолемей пользовался множеством не дошедших до нас источников, благо у него под руками была богатейшая Александрийская библиотека. Птолемей не только талантливый компилятор, но и вдумчивый ученый, критически рассмотревший древний опыт, очистивший его от легендарных наслоений и по существу заново разработавший ряд основных направлений в астрологии, таких, как теория астрологической совместимости (синастрии) и многофакторный расчет эфемерид. Птолемеевыми таблицами расчета эфемерид можно пользоваться и сегодня: ошибка даже в расчете движения Луны не превышает 7-8 градусов!

Птолемей заложил основы научной астрологии во всей ее широте — от натуральной, изучающей ритмику природных явлений, до мунданной (ныне политической), исследующей развитие государств и народов.

АЛЬ-БИРУНИ

(X — XI века) — автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.

Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма — для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные — наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др.

Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел — планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.

Его трактат «Книга вразумления начаткам науки о звездах» по сути дела учебник астрологии для начинающих.

Об астрологическом искусстве Бируни уже при его жизни ходили легенды.

Согласно одной из них, султан Махмуд Газневи, чтобы испытать искусство Бируни, приказал ему определить, через какую из четырех дверей он сейчас выйдет. Бируни попросил астролябию, вычислил высоту Солнца, начертил гороскоп и на глазах султана положил его под ковер. Султан тут же приказал прорубить пятую дверь в восточной стене и вышел. Вернувшись и вынув листок из-под ковра, султан прочел: «Не выйдет ни в одну из этих дверей. В восточной стене пробьют еще одну дверь, и он через нее выйдет».

Уличенный в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни в окно (комната была на верхнем этаже). Так и сделали, но на уровне средней крыши был натянут тент, погасивший скорость падения.

Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел!» «Предвидел», - ответил Бируни и попросил принести свой гороскоп. В предсказании на этот день стояло: «Меня сбросят с высокого места, однако я невредимым достигну земли и встану здоровым». Султан Махмуд еще более разгневался и приказал заточить Бируни в крепость, где он и отсидел полгода.

ПАРАЦЕЛЬС

(XV — XVI века), прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения, легендарный целитель, считавший астрологию составной частью своего искусства. При крещении он получил имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Когда он стал пользоваться прозвищем Парацельс, сказать трудно. Возможно, это имя он выбрал себе сам или же его дали коллеги по врачебному искусству, сравнив Гогенхайма с одним из основоположников медицины – древнеримским врачом Авлом Корнелием Цельсом. Официально этот псевдоним впервые был обнародован в 1529 году, когда Теофраст стал так подписывать выпускаемые им астрологические календари. Впоследствии он пользовался этим именем постоянно, подписывая так свои произведения.

Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, Парацельс противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза:

Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза»).

Наряду с Генрихом Неттесгеймским, Парацельс попытался связать чисто каббалистические идеи с алхимией и магическими практиками. Это положило начало целому ряду оккультно-каббалистических течений.

По мнению Парацельса, человек - это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия, а также Мема (тайна)). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизнь» и др.

Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.

Парацельс писал, что врач без искусства трактовки астрологических констелляций — «псевдомедик», и что лекарство находится на небесах.

ТИХО БРАГЕ

(XVI век). Его называли «королем астрономов», в то же время он был астрологом и алхимиком. Достиг высочайшей точности в астрономических измерениях, а также писал астрологические альманахи для короля Дании, интерпретировал гороскопы его детей. Некоторые предсказания Тихо Браге получили всеобщую известность.

Известен случай, когда еще в 1566 году он предсказал турецкому султану Сулейману I смерть во время военного похода на Венгрию. Это предположение Тихо сделал на основании предстоящего лунного затмения. Так и случилось, но об этом до поры до времени никто не знал. Придворные и военачальники скрывали смерть султана во избежание брожения и деморализации в войсках.

Слава Браге как астролога привлекала к нему в дом многих знатных вельмож со всего мира. Всем им нужно было одно: чтобы ученый-астролог составил для них гороскоп. Самым известным предсказанием, сделанным Тихо в 1577 году, было пророчество о том, что примерно через 15-20 лет в Финляндии родится принц, которому суждено будет разорить Германию перед своей смертью. И действительно, шведский король Густав II Адольф, родившийся в Финляндии в 1594 году, полностью выполнил предсказанное. В 1631 году он вступил в Тринадцатилетнюю войну, после чего предпринял поход на Германию. Пройдя по территории Баварии и Пруссии, Густав дважды разгромил объединенные немецкие войска, затем покорил города Мюнхен и Ауг-сбург, а 16 ноября 1632 года погиб в сражении под Лютценом.

ИОГАНН КЕПЛЕР

(XVI — XVII века) — великий астроном, чьи законы лежат в основе расчета орбит космических кораблей. В своем первом астрологическом альманахе предсказал исключительно холодную зиму и вторжение турок в Австрию. Когда оба предсказания сбылись, за Кеплером закрепилась репутация пророка. Отвергая вульгарную астрологию, подобную нынешним газетным «гороскопчикам», ввел новые элементы в теорию астрологии.

Суть моей точки зрения об астрологии заключается в следующем. Небо составляет в людях нечто, и человек это ясно может увидеть, но то, что оно точно составляет – это остается тайной. Я верю, что эти аспекты, то есть, конфигурации, которые планеты формируют между собой, являются очень значительными в жизни людей.
(Из книги „Kepler“, от Džona Banvila)

Между тем, Кеплер считал, что не существует хороших и плохих аспектов, а планеты не детерминируют отдельного человека в целостности. Планеты не действуют по собственной воле, они не предназначают судьбу отдельного человека, но придают душе определенный характер. Каждый человек в начале своей жизни принимает характер и схему всех констелляций на небе и форму лучей, которые идут к Земле и которые остаются в нем до самой смерти.

УИЛЬЯМ ЛИЛЛИ

(1602 — 1681г.г.) — знаменитый английский астролог и оккультист XVII столетия. Об этом астрологе хорошо написал Александр Колесников в предисловии к своему переводу «Христианской Астрологии»:

«В астрологической традиции он занимает место, на мой взгляд, не менее важное, чем Птолемей, поскольку обобщил и творчески переработал астрологический опыт, накопленный до него, и тем самым дал очередной значительный импульс развитию этого Искусства. В то же время, в отличие от Птолемея, Лилли был практиком, и все его советы, рекомендации, все его работы посвящены именно практическому использованию астрологии для разрешения проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Все они сопровождаются конкретными примерами из собственной богатейшей практики автора.

“Христианская Астрология” — основной, фундаментальный труд Уильяма Лилли. Это практическое руководство для опытных астрологов, учебник для начинающих и в то же время энциклопедия, охватывающая астрологическую традицию во всём её многообразии. Достаточно сказать, что объём книги — 871 страница. Впервые этот труд увидел свет в 1647 году, второе издание вышло в 1659 году, а третье, репринтное — уже в 1985 году. Много ли в мире книг, имеющих столь долгую жизнь?

Современные астрологи относятся к “Христианской Астрологии” по-разному. Одни воспринимают её как источник абсолютной и окончательной истины в последней инстанции, другие — как нечто архаическое, имеющее очень малое отношение к нашей жизни. Одно лишь бесспорно — нельзя не знать этот труд тем, кто воспринимает астрологию как многовековую традицию, объединяющую своим вдохновением целые поколения исследователей и практиков, а не как сиюминутное развлечение на потребу масс».

В своём сочинении «Монархия или не Монархия», вышедшем в 1651 г., Лилли точно назвал годы 1665-66, грозящие лондонцам великим пожаром и нашествием чумы. На его прогноз не обратили внимания, но когда беда действительно грянула, его призвали на суд в парламент и обвинили в пособничестве дьяволу, в поджоге города. С большим трудом Лилли убедил специально созданный по этому поводу комитет Палаты Общин в своей непричастности к пожару и предшествовавшей ему чуме.

Широко известен случай, когда у Лилли украли большую рыбу, которую он купил и распорядился доставить ему домой. Однако рыбу не принесли. Тогда Лилли составил хорарный гороскоп, по которому определил у кого его рыба и в каком состоянии. Призвав в свидетели представителя официальной власти и священника, Лилли в доме вора нашел свою украденную рыбу. Этот случай и рассуждения астролога можно прочесть на сайте Галактика .

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ

(1875 — 1961г.г.), известнейший психолог и психиатр.

Следующий отрывок из книги «Психологическая теория типов» дает понять, что К. Г. Юнг серьезно изучал астрологию и использовал ее в своей работе:

«Попытки человеческого духа создать типологию и тем самым внести порядок в хаос индивидуального - можно сказать с уверенностью - уходят корнями в древность.

Бесспорно, что самую первую попытку такого рода предприняла возникшая на Древнем Востоке астрология в так называемых тригонах четырех элементов — Воздуха, Воды, Земли и Огня. Тригон Воздуха в гороскопе состоит из трех воздушных замков зодиака — Водолея, Близнецов и Весов; тригон Огня — из Овена, Льва и Стрельца и т. д.

Согласно древним представлениям, тот, кто родился в этих тригонах, отчасти обладает их воздушной или огненной природой, а это, в свою очередь, определяет соответствующий темперамент и судьбу. Поэтому физиологическая типология древности, то есть деление на четыре гуморальных темперамента, находится в тесной связи с древними космологическими воззрениями.

То, что раньше объяснялось зодиакальными созвездиями, теперь стало выражаться на физиологическом языке древних врачей конкретно в словах «флегматический», «сангвинический», «холерический» и «меланхолический», которые представляют собой не что иное, как наименование телесных соков. Как известно, эта последняя типология сохранялась по меньшей мере до 1800 года. Что же касается астрологической типологии, то она, всем на удивление, по-прежнему держится и даже переживает сегодня новый расцвет».

Ученый использовал астрологию в психотерапевтической работе для лучшего понимания внутренней динамики клиентов. Он признавал, что применял астрологию во многих случаях, особенно когда работал с людьми, которые трудно поддавались пониманию:

Как психолога, гороскоп интересует меня прежде всего как средство пролить свет на некоторые осложнения характера. При возникновении затруднений с установлением диагноза я обычно использую гороскоп, позволяющий взглянуть на ситуацию под совершенно иным углом. Должен сказать, что астрологическая информация очень часто позволяет понять такие грани характера человека, которые иным путем узнать было бы весьма затруднительно. (Из письма Юнга профессору Раману от 6 сентября 1947 года.)

В интервью французскому астрологическому журналу в 1954 году Юнг заявил:

Когда удается подтвердить свое понимание психологической ситуации соответствующей астрологической конфигурацией, это всегда придает дополнительную уверенность. Астрология состоит из различных конфигураций, символизирующих коллективное бессознательное, которое представляет собой предмет изучения психологии: «планеты» суть боги, символы сил бессознательного.

Во многих своих работах он подчеркивал, что астрология составляет конечную сумму всех древних знаний, относящихся к психологии, и позволяет не только определять врожденные наклонности индивида, но и точно прогнозировать кризисы.

Один из астрологических экспериментов Карла Юнга описан в книге «Синхронистичность» и получил широкую известность.

Ученый-естественник ставит различные эксперименты в какой-либо области, наблюдает различные процессы. Ту информацию, которую он получил с помощью наблюдений и экспериментов, он обдумывает, осмысливает и пытается найти какие-то закономерности, при этом он имеет багаж уже существующих теорий и использует их положения.

Итогом такого осмысления является набор понятий, терминов и гипотез, описывающих свойства этих понятий и терминов. На этом этапе научный подход требует, чтобы понятия, термины и гипотезы были выражены как можно четче и точнее, чтобы не было расплывчатых формулировок и двусмысленностей. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы избежать подмены понятий, чтобы и другие ученые могли понять, о чем говорит исследователь. Наиболее подходящий язык для подобного изложения – математический.

Тут стоит сказать, что научная теория никогда не претендует на то, что ее понятия в точности описывают объекты реального мира. Любая научная теория является только моделью реальности и, если обнаружатся факты, противоречащие какому-то утверждению этой теории, то теория должна быть пересмотрена. Поэтому необходима проверка адекватности теории. Если теорию не проверять, она не имеет никакого смысла.

Итак, настоящая научная теория не ищет себе новых подтверждений, а, напротив, продуцирует следствия, которые помогли бы оценить, насколько хорошо данная теория отражает реальность.

      Вот как пишет о том, какую теорию стоит считать научной, известный философ науки Карл Поппер:
  • Легко получить подтверждения, или верификации, почти для каждой теории, если мы ищем подтверждений.
  • Подтверждения должны приниматься во внимание только в том случае, если они являются результатом рискованных предсказаний, то есть когда мы, не будучи осведомленными о некоторой теории, ожидали, бы события, несовместимого с этой теорией, события, опровергающего данную теорию.
  • Каждая хорошая научная теория является некоторым запрещением: она запрещает появление определенных событий. Чем больше теория запрещает, тем она лучше.
  • Теория, не опровержимая никаким мыслимым событием, является ненаучной. Неопровержимость(ЗС: т.е. отсутствие средств, для проверки теории) представляет собой не достоинство теории (как часто думают), а ее порок.
  • Каждая настоящая проверка теории является попыткой ее фальсифицировать, то есть опровергнуть. Проверяемость есть фальсифицируемость; при этом существуют степени проверяемости: одни теории более проверяемы, в большей степени опровержимы, чем другие; такие теории подвержены, так сказать, большему риску.
  • Подтверждающее свидетельство не должно приниматься в расчет за исключением тех случаев, когда оно является результатом подлинной проверки теории, Это означает, что его следует понимать как результат серьезной, но безуспешной попытки фальсифицировать теорию. (Теперь в таких случаях я говорю о подкрепляющем свидетельстве.)
  • Некоторые подлинно проверяемые теории после того, как обнаружена их ложность, все-таки поддерживаются их сторонниками, например, с помощью введения таких вспомогательных допущений ad hoc или с помощью такой переинтерпретации ad hoc теории, которые избавляют ее от опровержения. Такая процедура всегда возможна, но она спасает теорию от опровержения только ценой уничтожения или, по крайней мере, уменьшения ее научного статуса. (Позднее такую спасательную операцию я назвал “конвенционалистской стратегией” или “конвенционалистской уловкой”.)

Все сказанное можно суммировать в следующем утверждении: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или проверяемость.

В самом деле, какую ценность имеет теория, которую невозможно проверить? Путем проверки существующих и зарождающихся теорий наука приходит к теориям, более адекватно описывающим реальность.

Приведем пример.
Геоцентрическая система подверглась сомнению в частности из-за наличия возвратного движения планет. Теорию пытались спасти тем, что усложняли законы движения планет, но, оставаясь в рамках теории, было невозможно объяснить сам факт такого сложного движения.

Теперь об астрологии.

Какую научную ценность имеет эта теория?

      На практике, если вы придете к астрологу с несбывшимся гороскопом, то в ответ на претензии он скажет вам, что
  • на самом деле все сбылось, вы просто этого не поняли;
  • в этом гороскопе не были учтены какие-то влияния;
  • время вашего рождения указано неточно.

Т.е. будет утверждаться, что человек (составлявший гороскоп или тот, для кого он составлялся) неправильно воспользовался теорией.

Более того, делая свои интерпретации и пророчества достаточно неопределенными, астрологи способны объяснить все, что могло бы оказаться опровержением их теории, если бы она и вытекающие из нее пророчества были более точными. Чтобы избежать фальсификации, они разрушают проверяемость своих теорий. Это обычный трюк всех прорицателей: предсказывать события так неопределенно, чтобы предсказания всегда сбывались, то есть, чтобы они были неопровержимыми. Таким образом, теория возводится в ранг непогрешимой, а все возникающие проблемы списываются на человеческий фактор. Выше уже говорилось, что в настоящей науке нет непогрешимых теорий.

Если бы астрологи захотели в своей деятельности использовать научные методы, то по роду своих занятий они должны бы были воспользоваться статистическими методами, как это делают, например, медики. Однако, нет статистических исследований, которые бы подтверждали положения астрологии. Так, например, астрология утверждает, что положение звезд и планет при рождении человека влияет на то, к какому роду занятий он имеет склонность. Таким образом, если взять группу людей одной профессии, то, согласно упомянутому положению, в гороскопах этих людей должна выделяться общая картина влияний небесных тел, соответствующая данной профессии. Имеются статистические исследования натальных карт для групп людей объединенных общими характеристиками. Все эти исследования показывают случайное распределение астрологических влияний в гороскопах участников экспериментов. Другая сторона научной деятельности – это возможность повторения результата. Если один математик объяснит другому математику теорему, то второй тоже сможет ее доказать. Если один физик провел научный эксперимент и получил какие-то результаты, то другой физик, имея описание эксперимента, сможет его повторить и получить такие же результаты. Иными словами язык науки универсален, т.е. доступен любому человеку. Поэтому, так как астрология претендует на звание науки, то должны быть какие-то универсальные астрологические знания и умения, присущие каждому астрологу. Логично предположить, что любой астролог должен уметь выявлять резко выраженные черты в характере или в жизненных обстоятельствах людей.

Проводилось, например, такое исследование: группе астрологов давались данные о рождении убийцы-маньяка, при этом астрологи не знали об обстоятельствах жизни этого человека. Ни один из астрологов не смог увидеть в гороскопе ничего криминального. Можно предположить, что опрошенные допустили какие-либо ошибки в толковании. Пусть так, но существует много подобных исследований, и ни одно из них не выявило у астрологов способности выяснять из гороскопов обстоятельства жизни и характер людей. Любой учитель математики докажет теорему Пифагора, любой химик может вырастить кристалл соли, любой медик знает как остановить кровотечение, а квалифицированные астрологи не могут выяснить сильнейшие аномалии в характере и судьбе людей. Все вышесказанное говорит о том, что наукой астрологию считать никак нельзя. В настоящем своем состоянии она является собранием мифов и верований, снабженных наукообразными рассуждениями.
Хорошую подборку ссылок на статистические и другие исследования, касающиеся астрологии, можно найти, например, здесь: (Сайт Тихоокеанского Астрономического Общества)

София Зеленова, кандидат физико-математических наук