Написать письмо Министру образования Ливанову Д.В. Открытое письмо министру образования рф ольге васильевой.

Николай Подосокорский пишет:

"Профессор Саратовского государственного университета Вера Афанасьева, ставшая широко известна в интернете после публикации статьи "Пять причин, по которым не следует становиться профессором", обратилась с Открытым письмом к министру образования РФ Ольге Васильевой, в котором призвала "радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы»". Текст письма передан мне для публикации автором и размещен ниже полностью.

Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой

Пять признаков тяжелой болезни

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Прошу Вас на основании моего письма радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы», поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образования, изложенные ниже. Я сформулировала эти проблемы, обобщив отклики на мои публикации о состоянии современной высшей школы, поступившие со всех концов страны и в значительной степени отражающие общественное мнение. Образование – стратегическое, наиболее устремленное в будущее направление государственной политики. От него зависит развитие культуры, науки, технологий, благополучие государства. Российское образование имеет славные традиции, но сегодня оно находится в бедственном, плачевном положении. Оно давно и тяжело болеет, и налицо признаки этой болезни.

1.Тотальная нищета.

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать. У нас ветхая высшая школа – разрушающиеся здания, обшарпанные аудитории, допотопное оборудование, оставшиеся еще от СССР книги и учебные пособия. Естественные факультеты, традиционно являющиеся гордостью университетов, в отсутствие подлинного интереса страны к фундаментальной науке выживают из последних сил. Гуманитарные, чтобы хоть как-то свести концы с концами, распыляют накопленный академический арсенал на все новые и новые модные направления подготовки, чем умаляют свой изначальный профессионализм. Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование.

Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей.

При таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты. Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся. Стало общей практикой и то, что сотрудники вузов из своих мизерных зарплат сами оплачивают научные командировки, публикацию научных работ, монографий, учебников, организацию конференций.

Нищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучия вузовских администраций, бесстыдство которых позволяет им иметь зарплаты в десятки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных, – зарплаты, которых в России не удостаиваются даже гении. Это противоестественное и безнравственное расслоение является еще одним немаловажным источником недоплат преподавателям. К теме неприлично богатой вузовской администрации примыкает всем известная тема коррупции в образовании, которая достигает самых высоких уровней. Так, в настоящее время расследуется коррупционное дело в Министерстве образования Саратовской области.

Чудовищная нищета российского образования – подлинная национальная катастрофа. Доводя образование до нищеты, государство с необходимостью обеспечивает скорое собственное обнищание и неминуемый упадок, ведь хорошо известно, что каждый рубль, вложенный в образование сегодня, возвращается десятикратной прибылью в недалеком будущем.

2. Бумажная паранойя и канцелярская шизофрения.

Российское образование в последние годы превратилось в безумную контору. Вот формула этого превращения: «конторизация образования = беспрецедентная бюрократизации + абсурдная канцеляризация + бессмысленная формализация + жесточайший чиновничий диктат». Российское образование буквально погребено под грудами никому не нужных документов, завалено бессмысленной отчетностью, задавлено чиновничьими предписаниями – и лавина бумаг катастрофически растет. Постоянно меняющиеся федеральные образовательные стандарты не приносят ничего нового по существу, зато делают из образования неэффективную механическую машину, основной целью которой становится производство и воспроизводство бумаг. Постоянно меняющаяся самодовлеющая форма вытесняет интеллектуальное содержание, делает его ущербным.

Преподаватели всей страны, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, сегодня превратились в бесплатных клерков, в писарей, в машинисток. Люди изнемогают от многократного переписывания программ, составления бесчисленных отчетов, заполнения одних и тех же анкет. Ума не приложить – куда девается все написанное? Где складируются все эти горы измаранной бумаги? Зато совершенно очевидно, кому они нужны – чиновникам, которые только этим бумажным потоком и могут оправдать собственное существование, прикрыть отсутствие фактической положительной работы. А возможно – и тем, кто пытается заполнить всякой чепухой самые образованные головы страны, отвлечь интеллигенцию от свободомыслия, не дать ей время задуматься о проблемах страны, о судьбах Родины.

Эта бессмысленная канцелярщина, это бездарное бумагомарание уносят у людей, силы, здоровье, жизнь; не оставляют времени на подготовку к занятиям, научные изыскания, отдых. А самое страшное – занимают мысли, вытесняют из умов великие педагогические цели и научные идеалы. Труд по писанию и переписыванию в большинстве своем не оплачивается – это не только ничтожный и оскорбительный, но и рабский труд. Люди с тревогой ждут новых бумажных кампаний, которые, как известно, грядут. Постепенно вводится и система «эффективных контрактов», призванная измерять неизмеримое, оценивать (причем очень дешево!) бесценное, и эта очередная благоглупость обозначает новый виток чиновничьего диктата в образовании, эскалацию всеобщей хронической усталости и возгонку повсеместного страха.

Как результат, подлинная деятельность подменяется ИБД. Настоящие начинания – отписками-приписками-переписками-дописка ми-списками. Открытия – сокрытиями. Качество – количеством. Ум, знание, таланты – умением составлять отчеты. Достойным преподавателем отныне считается не тот, кто хорошо преподает, а тот, кто успевает писать бесчисленные бумаги. Все, что происходит при этом, – симуляция, фикция, фальсификация, манипуляция, престидижитация, блеф, жонглирование канцеляризмами и фокусы с Ничто. Все, что при этом производится, – пшик, дырка от бублика, видимость, кажимость, фантом, симулякр. Не новые инновации. Никак и никем нереализуемые акции. Неэффективные и неметодичные методики эффективности. Никого не включающая инклюзия.

Вечная пишущая машинка. Взбесившийся принтер. Бумажная суета сует. Циркулярное увеличение энтропии Вселенной. Целеполагающий абсурд. Документальная паранойя. Призрак бродит по России, призрак канцеляризма. И пугает не только преподавателей вузов и школьных учителей, но и врачей, работников социальной сферы, деятелей культуры. А насильственная канцеляризация всей страны рождает «бумажное образование» и убивает подлинное. Всероссийская писанина бессмысленных бумаг стоит огромных денег и наносит колоссальный вред отечественной экономике. Она имеет КПД паровоза, ведь высококвалифицированный специалист, ученый, занимаясь тем, что может сделать любая секретарша, подобен логарифмической линейке, которой забивают гвозди. И забиваются эти гвозди в крышку гроба российского образования. А государство тратит на эту смертельную глупость значительную часть отпущенных на образование средств, и без того крохотных

3. Патологическая ложь – псевдология и мифомания.

Сегодня российское образование есть единое поле непрерывной болезненной лжи. Самая большая ложь – наше образование по сути своей осталось советским, а мы дружно делаем вид, что оно западное. Неловко подражаем западным образцам, но не достигаем их. Например, у нас не прижился институт магистратуры, но мы лжем, что он нормально функционирует, и заманиваем в магистратуры всех подряд, загоняем в них даже докторов наук, абсурдным образом понижая их квалификацию.

Мы лжем против истины, когда в угоду непродуманным рейтингам и в погоне за копеечными баллами пишем псевдостатьи и квазимонографии. Лжем, списывая у самих себя научные результаты, полученные в ту счастливую добумажную эпоху, когда у нас еще было время подумать. Лжем, второпях списывая у других, и лжем, что «Антиплагиат» защищает от повального списывания. Лжем, формально и заочно участвуя в научных полуконференциях. Лжем, что размещение в «eLIBRARY» эквивалентно научной известности. Лжем, укладывая выстраданные нами результаты в прокрустово ложе замусоренных канцеляризмами диссертаций, Лжем в экспертизах, потворствуя бездарным или наспех сделанным работам из-за страха не угодить вышестоящим или из сочувствия к таким же, как мы, замученным. Лжем, что все академики – это академики, а профессора и доценты – поголовно профессора и доценты.

И все эти частные, личные, мелкие неправды сливаются в одну огромную, губительную ложь – недоделанную, неоригинальную, списанную-переписанную-недописанную недонауку.

Мы лжем, отписываясь за то, чего не делали. Лжем, что создаем новые педагогические продукты. Лжем, измотанные и отупевшие, что учим студентов, когда во время бумажных авралов читаем неподготовленные лекции. Лжем, выставляя оценки. Лжем, что во всем согласны с администрацией. Лжем, скрывая собственные идеи и взгляды. Лжем, что ЕГЭ полезно и объективно. Лжем, что Сколково не хуже Силиконовой долины. Лжем, что в России превосходное образование и наука, способная догнать и перегнать. Наши носы давно уже вытянулись от лжи, а глаза ужасно косят, но мы все лжем, лжем, лжем.

Ложь наказуема – и нас накрыла повальная ангедония, мы в плену неустранимого уныния. Мы давно уже забыли о радости научного общения, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.

4. Девальвация знания.

Сегодня молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематических знаний. Реальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составляет основу социального успеха, не почитается, не уважается. Образованность подменяется дипломированностью, профессионализм – умением устроиться и приспособиться. Обесценивание знания и просвещения имеет серьезные материальные основания – сложная экономическая ситуация в стране, непредсказуемость будущего выпускников вузов, трудности в поиске работы. Но не менее значительными являются и ментальные основания этого явления: безнравственность; ломка традиций; разрушение прежней системы ценностей; отсутствие культуры образования, идеологии образования.

Пудовой гирей на чашу обесценивания отечественного образования упало придание ему статуса УСЛУГИ, что уравняло учителя, преподавателя с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком. Сделать это мог только враг российского образования, а значит – и враг России, и вред от этого насильственного акта неизмерим. Принимая образование в качестве услуги, можно делать недопустимые вещи: не уважать, не слушать, не верить, презирать, пренебрегать, не учиться. Интересно, что сказали бы по этому поводу такие российские педагоги, как Вавилов или Ландау?

Поднять значимость образования – значит изменить нравственные идеалы нескольких поколений. Это многотрудный и многолетний путь, сопряженный с продуманной государственной политикой, с целой системой долгосрочных мер. Но без этого нельзя не только сохранить великую российскую культуру – нельзя выжить.

5. Душевное нездоровье.

Оно складывается из страха, суетности умов, скудоумия, лживости, лицемерия. Страх господствует в системе российского образования – вернее, многочисленные страхи. Они связаны с нашей нищетой, с ужесточением административного контроля, с существованием рычагов давления, с помощью которых из сферы образования можно устранить любого. Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином. Страх перед очередными бумажными компаниями. Страх упасть во время рейтинговой гонки. Страх перед студентами. Страх остаться без студентов.

Эти страхи заставляют нас терять человеческое лицо, забывать о достоинстве. Университеты давно уже перестали быть оплотами свободомыслия, столь необходимого любому здоровому обществу. И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие. В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества! Мы молчим, предаем, не заступаемся, уступаем произволу. Но трусливый не может быть учителем, не годится в воспитатели. Запуганный всегда глуп.

Наши мысли сегодня суетны. Головы заняты не тем, как сеять разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. Мы думаем о часах, зарплатах, рейтингах, бумагах, реакции начальства. О том, как не проштрафиться, успеть, угодить, схитрить, улизнуть. Канцелярское насилие наносит непоправимый урон нашим некогда светлым умам, приводит к скудоумию. Скудоумие питается творимой нами полунаукой, мелочностью намерений, фрагментарностью мышления, отсутствием подлинной цели.
О лживости сказано уже достаточно. Ее постоянный спутник – лицемерие.

Истинность сказанного легко проверить – достаточно высокопоставленным чиновникам от образования погрузиться в реальность. На годик-другой оставить свои высокие кресла и поработать профессорами или доцентами в каком-нибудь славном губернском городе N. Пожить на преподавательскую зарплату. Всласть почитать лекции, штук пять-семь в неделю, разбавляя их таким же числом семинаров – чтобы слегка отдохнуть, а заодно и послушать, как славно подготовлены к высшей школе после ЕГЭ нынешние студенты. В свое удовольствие пописать – программы, ФОСы, отчеты, анкеты, портфолио, а между ними – научные статьи и монографии, достойные хоть какого-нибудь цитирования. С энтузиазмом поруководить ¬– аспирантами, подрабатывающими продавцами, и докторантами, читающими по пять-семь лекций в неделю, а в свободное время пишущими все те же программы и отчеты. А еще лучше – делать это в двух вузах сразу, чтобы свести концы с концами. Вот тогда-то они и узнают доподлинно, чем дышит современное российское образование. Но только делать это следует инкогнито – для чистоты эксперимента.

Я только сформулировала проблемы, решать их не мне. Образование есть только часть еще большей системы, которая именуется государством. И многие болезненные симптомы нельзя устранить, реформируя только образование. Но кое-что все-таки могу подсказать и я. Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искореняйте коррупцию. Нет успехов? Дайте людям работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает престиж? Начните с того, что избавьте образование от клейма «услуга».

В любом случае, концепция современного российского образования требует серьезнейших, глубочайших изменений. И позитивными эти изменения могут стать только в том случае, если будут опираться на мнение преподавателей вузов и школьных учителей, на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже появляются.

А я желаю российскому образованию здоровья и благополучия.

Доктор философских наук, кандидат физико-математических наук,
профессор, профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Афанасьева Вера Владимировна

Бесплатные образцы исков, жалоб, договоров и др. сайт

Причины для обращения

Оформить претензию можно, если есть веские основания, которые подкреплены документально либо свидетельскими показаниями.

  • злоупотребление служебными полномочиями со стороны преподавателей;
  • занижение оценок учащимся без оснований;
  • финансовые аферы со стороны сотрудников учреждения;
  • физическое насилие, а также моральное давление на ребенка.

Как подать жалобу в Министерство образования?

Оформить заявление на педагога можно 2-мя способами — письмо в электронном виде через веб-сайт и заявление на бумаге. Направляя претензию почтой либо через веб-ресурс, нужно знать, что ходатайство должно отвечать законодательным требованиям и нормам. На веб-сайте Министерства образования и науки РФ есть электронная форма, где указывается персональная информация и суть претензии, после чего жалобу в течение от 3-х до 7-ми дней рассмотрят и затем предоставят вам ответ.

Важно! Законодатель РФ устанавливает, что, прежде, чем пожаловаться в Министерство образования, спорный момент необходимо попытаться урегулировать непосредственно в самой школе. Если конфликт возник в учебном заведении, поговорите с директором, а также обратитесь в районный Департамент образования.

Как написать жалобу в Министерство образования?

Определенной формы заявление не имеет. Подать его в Министерство либо местный отдел Департамента образования необходимо по следующему образцу-шаблону:

  1. Шапка. Необходимо указать, к кому обращена данная жалоба, а также написать наименование населенного пункта, учреждения и ФИО руководителя учреждения. Далее напишите свои данные, адрес проживания и контакты.
  2. Основной текст. Укажите суть проблемы, опишите конфликт более подробно, всех участвующих лиц, какие нормы законодательства нарушены.
  3. Прошение. Опишите свои требования, попросите принять определенные меры, и укажите сроки, когда хотите получить ответ на претензию (в случае с Министерством образования это чисто символически, так как сроки установлены законом, но в Департамент желательно писать по подобным правилам).
  4. Дата и подпись.

Образец жалобы в Департамент образования не имеет строгой формы. Важно, чтобы она была написана в деловом стиле, содержала максимальный объем информации, текст её не превышал 2 тыс. знаков. Нельзя применять некорректные выражения, использовать эмоции, допускать ошибки, а также сокращения слов, исправления и т.п.

Вы можете ознакомиться с образцом претензии в Департамент образования, который доступен для скачивания.

Важно! Жалобу родителей в Департамент образования требуется составлять в 2-х экземплярах. Одна копия отправляется в управление образования, вторая остается у заявителя. Немаловажно получить отметку, подтверждающую, что бумага принята к рассмотрению.

Если на жалобу Министерство образования России не реагирует, нужно пожаловаться в правоохранительные органы. В суд или прокуратуру можно написать претензию, минуя основное ведомство, если проблема касается физического либо психического насилия над ребенком, материального ущерба или вымогательства денежных средств.

Стоит отметить, что при правильном и профессиональном подходе ходатайство в Департамент, который отвечает за контроль в сфере образования, рассмотрят и оно принесет положительный эффект.

Основное решение для россиян в этом случае — обращение за помощью к опытному юристу. Он составит порядок действий и грамотно оформит образец жалобы в Министерство образования. Вашего ребенка не берут в школу? Наш специалист поможет.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Высшей служебной инстанцией для учебных заведений всех уровней является Министерство образования и науки РФ. Чиновники высшего ранга контролируют работу учителей, педагогов и курируют учебные процессы по всем направлениям. Нередко возникновение конфликтных и спорных ситуаций в школах и других учебных заведениях приводит к обращению в вышестоящие инстанции, в том числе на имя профильного министра.

Грамотно оформить жалобу и не выйти из рамок процессуальных правил, соблюсти порядок подачи документа поможет юрист на онлайн консультации. Пользователи нашего сайта могут оставить интересующий их вопрос в отведенном окне. Через короткое время последует ответ профессионала. Консультация доступна в любое удобное для вас время и не требует оплаты. Заявитель претензии должен понимать, что ему придется держать ответ за свою информацию. По заявлению последуют проверки и будут приняты порой суровые меры.

Поэтому необходимо проконсультироваться со специалистом, который порекомендует стиль жалобы, рассмотрит возможные перспективы и даст другие важные советы. Иногда достаточно написать грамотное обращение в местный департамент образования и науки, чтобы вопрос был оперативно рассмотрен и достигнут компромисс. Обращение за юридическим сопровождением всегда приносит пользу, помогает быстрее защитить свои интересы.


Работающие в отдельном регионе детские учреждения и Вузы подчиняются непосредственно департаменту образования. Местное управление обладает полномочиями по рассмотрению заявлений родителей учеников и студентов. Вместе с тем, дирекция учебного или воспитательного учреждения старается не выносить сор из избы и всегда старается замять конфликт на месте. Если заявитель решает пойти навстречу, в надежде на то, что ситуация не повторится, то иногда просто вредит интересам ребенка.

По статистике, пока не будет направлено заявление к вышестоящему руководству, ситуация будет буксовать и дети продолжат страдать от несправедливых поступков учителей и воспитателей. Решив обратиться к профильному министру, необходимо подготовить доказательную базу, показания свидетелей и обоснованно написать жалобу. Если при проверке изложенные факты не подтвердятся, то заявление будет , последует определенное наказание.

Вескими причинами обращения на имя министра являются:

  • превышение полномочий воспитателем или педагогом;
  • занижение оценок необоснованное;
  • денежные поборы родителей на указанные дирекцией цели;
  • физическое и моральное давление на ребенка.

В двух последних случаях, бывает правильней обращение в полицию или надзорные органы в лице прокуратуры или отдела опеки и попечительства. Исковое заявление в суд пишется по нормам ГПК, направляется в судебный орган по месту жительства ребенка или нахождения детского учреждения. Подают иск родители или опекуны малолетнего, выступая от его имени. Аргументированный иск очень поможет выиграть спор, на составление следует обратить самое пристальное внимание.

Основанием для обращения к вышестоящим чиновникам могут служить и другие моменты в учебном процессе. Выяснить подоплеку конфликта между учеником и педагогом бывает крайне сложно. Поэтому следует указывать непреложные факты, а не описывать свои эмоции и предположения.

Результат и само рассмотрение никоим образом не должно повлиять на отношение к ребенку, если на лицо случаи травли и незаслуженные наказания, то не стоит медлить, а нужно немедленно обращаться в полицию.


Направить свое письменное обращение чиновникам высшего ранга можно лично зарегистрировав документ в канцелярии департамента или министерства. Можно отправить обращение по почте, заказным письмом с уведомлением или через интернет на официальном портале Министерства образования и науки. Выбирая оптимальный для себя вариант, не стоит рассчитывать на моментальный ответ. Сейчас все более привлекательным становится подача заявлений по интернету. Для этого не потребуется выходить из дома, стоять в очередях и получать необоснованные отказы.

На официальном портале Минобразования потребуется указать свои личные данные, после регистрации пишется заявление, прикладываются сопроводительные документы. Ответ будет получен по указанному электронному адресу в течение 5-7 дней. Некоторые ситуации требуют более длительного рассмотрения, могут потребоваться дополнительные объяснения и факты.

По правилам делопроизводства, жалоба не должна превышать 2 тыс. знаков, при отсутствии помарок, исправлений и сомнительных фрагментов. Формулировки должны быть четкими, следует исключить эмоции и необоснованные обвинения. Каждое высказывание должно быть проверяемым и доказываемым. Лучше написать меньше, но сослаться на выявленные нарушения в соответствии с правовыми нормами.

В юридических документах подобного характера не только описывается ситуация, но также указываются требования заявителя. Ни в коем случае нельзя указывать, какое наказание следует вменить виновному, это сделают компетентные органы. Если у заявителя есть предположения, не подкрепленные фактами, так и следует написать, не выдавая свои слова за истину в последней инстанции. Анонимные обращения не рассматриваются и подобные заявления остаются без движения.

Жалоба может быть не отклонена, но отправлена на доработку. На исправление неточностей отводится определенный срок, нарушать который не рекомендуется. Довольно часто решение конфликта спускается в регион, где начинается расследование форс-мажорной ситуации. Чтобы быстрее отчитаться перед министерством о проделанной работе, чиновники на местах выносят скорое и несправедливое решение.

Именно поэтому писать претензию стоит под руководством юриста, который проконтролирует справедливость принятых мер. В противном случае, юрист подаст иск в суд и от имени своего доверителя будет участвовать в судебных заседаниях.

Куда можно жаловаться на образовательные учреждения

И надеяться, что он его прочтет, не стоит. В Министерстве образования и науки есть отдел по работе с обращениями граждан. Все полученные письма и заявления попадают в этот отдел. Впоследствии отдел направляет письма конкретным специалистам.

Написать письмо можно с извещением о вручении. Так вы будете уверены, что оно точно дошло до адресата, и вы имеет право получить ответ в течение 30 дней с момента получения письма. Отправить письмо можно по адресу: 125993, Москва, ГСП-3, Тверская улица , д.11.

Можно воспользоваться официальным сайт ом Министерства образования и науки Российской Федерации и задать вопрос или оставить прошение в разделе «Обратная связь». Для того чтобы ваше письмо прочитали, необходимо оставить контактную информацию и данные о себе. Если вопрос срочный, первоначальный ответ придет к вам на электронную почту. В дальнейшем вы можете рассчитывать и на официальное письмо.

Если вы по данному вопросу вы уже обращались в другие инстанции, то к бумажному письму приложите копии ответов, которые вы получили. Не секрет , что часто подобные письма начинают пересылать в другие подведомственные организации. И если каждая организация рассматривает письмо 30 дней, вы можете посчитать, как долго придется ждать ответа .

Немаловажно и то, как составлено ваше обращение. Постарайтесь не писать длинных, путаных предложений. Ваш вопрос, просьба или благодарность не должны превышать 5-6 предложений по существу. Четко сформулируйте свои мысли , если вопросов несколько, структурируйте их в подпункты. В письме можно сослаться на статьи закона, обозначить номера нормативных документов. Даже если вас захлестывают эмоции (если вы пишите о спорной ситуации), не позволяйте себе переходить на личности, оскорбления и критику. В противном случае, ваше письмо вообще не примут к рассмотрению.

В жизни каждого человека возникают ситуации, когда необходимо написать письмо в адрес высокопоставленных чиновников. Многие теряются и не могут подобрать нужных слов, по-деловому и логично выстроить свое сообщение с тем, чтобы письмо не выбросили в корзину для мусора, а непременно прочитали до конца и ответили. Есть несколько обязательных условий, которые необходимо учитывать при составлении письма.

Инструкция

Деловой настрой.
Отбросьте все эмоции, хотя это порой довольно трудно. В состоянии волнения и взвинченности вы вряд ли напишете текст, который ваш адресат захочет читать. Скорее всего, письмо получится сумбурным. Выносите мысль, постарайтесь выстроить в голове в порядок все то, о чем хотите сказать, и тогда ваше послание будет логичным, максимально информативным и конкретным. Шансы на то, что его не оставят без внимания, увеличиваются стократ.

Оформление.
Есть определенные правила оформления официальных писем . Постарайтесь хотя бы частично их выполнить. В верхнем углу письма поместите короткий текст – кому адресовано письмо . Например:
Министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко.
Ниже можно назвать еще одного адресата (для большей надежности). Например:
Копия. Заместителю министра образования и науки РФ М.В. Дулинову.
То есть вы будете знать, что копия вашего письма будет направлена заместителю министра.
Допустимо тут же, ниже названных адресатов, обозначить – от кого собственно письмо . От группы учителей МОУ СОШ №1 г. Москва (лист с фамилиями и подписями прилагается). Или: От Ивановой А.А., проживающей по адресу : (полный адрес). Однако можно поместить данные отправителя и в конце письма.
После такой «шапки» следует основной текст. Учитывая то, что глаз любого человека (и министр не исключение) легче фиксирует верхнюю, т.е. начальную часть текста, надо постараться, чтобы именно в первых строках была изложена суть вашего сообщения.

Требования к основному тексту. Их пять: ясность (внятность), лаконичность (краткость), полнота (завершенность), тактичность (учтивость), грамотность . Постарайтесь выполнить все требования, это не так трудно, зато отношение к вашему письму будет весьма позитивное. Завершать текст письма положено не иначе как «С уважением, группа учителей школы №…», «С уважением, Иванова Анна Антоновна». Далее дата и подпись.

Обратите внимание

Письма, написанные в Word на компьютере и отправленные в адрес министра по электронной почте, могут не следовать некоторым канонам составления «бумажного» письма.
Если вы отправляете письмо с официального сайта министра, задача значительно упрощается: как правило, там есть готовые шаблоны, их необходимо заполнить, следуя инструкциям, расположенным обычно тут же.

Для того чтобы задать вопрос министру Российской Федерации любого уровня, в первую очередь внимательно изучите правила написания обращений к председателю правительства определенного субъекта или премьер-министру . Ознакомьтесь и с правилами приема и рассмотрения обращений министрами различных уровней и областей. Это крайне важно для того, чтобы в дальнейшем вы могли рассчитывать на ответ и результаты.

Инструкция

Если вы изучили все нюансы и определились с постановкой вопрос а, можете переходить к поиску возможностей задать его непосредственно желаемому политику. Возможностей таких существует достаточно много. Во-первых, в интернете и на телевидении постоянно устраиваются кампании с лозунгом «Задай вопрос министру !». В качестве такой кампании может выступать горячая линия . Позвоните по указанному телефону и лично спросите у министра о том, что вас волнует . Звонки на такие линии всегда бесплатны, что делает этот вариант еще более доступным. Кроме этого, на множестве сайтов постоянно проводятся видео и онлайн конференции с председателями правительств различных субъектов Российской Федерации. Зайдите на сайт, зарегистрируйтесь в конференции по интересующей вас теме и в порядке очереди задайте свой вопрос министру . Преимущество таких кампаний в том, что ответ вы получаете моментально и лично от интересующего вас лица.

Еще один способ задать вопрос министру – написать электронное письмо-обращение. Если вы хотите задать вопрос премьер министру , зайдите на официальный сайт правительства Российской Федерации, в меню выберете пункт «Письмо премьеру» и напишите свое обращение. Оно будет рассмотрено в порядке очереди, но в любом случае вы получите свой ответ. Чтобы задать вопрос министру

Перед направлением электронного обращения в Минобрнауки России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

Правила рассмотрения электронных обращений граждан

1. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

2. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минобрнауки России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с письмами граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений.

3. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минобрнауки России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

4. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

5. Ответ заявителю обращения направляется по адресу (электронному или почтовому), указанному при заполнении формы.

6. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

7. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы руководителей Министерства. Ваше обезличенное обращение может быть опубликовано на сайте.