Бизнес-портал пути успеха. Чем отличается ип от ип кфх Новое в гражданско правовом статусе кфх

  • 7. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 8. Коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности: понятие, виды, организационно-правовые формы, правосубъектность, система основных прав и обязанностей
  • 9. Уставная и внеуставная деятельность коммерческих организаций. Лицензирование предпринимательской деятельности.
  • 6.8. Лицензирование
  • 10. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций. Учредительные документы коммерческий организаций.
  • 11. Основание и порядок ликвидации коммерческих организаций.
  • 12. Структура коммерческих организаций. Правовое положение филиалов, представительств, структурных подразделений коммерческих организаций
  • 15. Правовой статус ооо
  • 16. Акционерные общества: понятие, виды и порядок создания.
  • 17. Органы управления коммерческих организаций
  • 19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: порядок создания, реорганизации, ликвидации. Правосубъектность предприятий.
  • 20. Правовое положение ип
  • 21. Особенности правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • 22. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: условия и порядок ее осуществления.
  • 23. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда
  • 24. Паевой инвестиционный фонд: понятие виды. Возникновение и прекращение паевого инвестиционного фонда, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 25. Понятие и признаки кредитной организации. Порядок создания коммерческого банка. Лицензирование банковских операций.
  • 26. Понятие и виды бирж. Роль бирж в предпринимательском обороте.
  • 27. Товарная биржа. Порядок создания и лицензирования деятельности. Участники биржевой торговли. Биржевый товар.
  • 28. Фондовая биржа. Порядок создания и лицензирования деятельности. Члены фондовой биржи. Правила листинга и делистинга.
  • 30. Правовое положение страховых организаций. Порядок создания страховых организаций. Государственный надзор за деятельностью страховых организаций.
  • 31. Понятие холдинга. Виды холдинговых компаний. Способы создания холдинговых компаний.
  • 32. Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства субъектов предпринимательской деятельности.
  • 33. Процедуры банкротства юридического лица, цели и основания их введения.
  • 34. Арбитражный управляющий: понятие, виды. Требования к кандидатуре ау, порядок его утверждения. Права и обязанности ау.
  • 35. Открытие производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
  • 36. Наблюдение как процедура несостоятельности.
  • 37. Финансовое оздоровление как процедура банкротства.
  • 38. Внешнее управление как процедура несостоятельности.
  • 39. Конкурсное производство как процедура несостоятельности.
  • 40. Мировое соглашение как процедура несостоятельности.
  • 41. Упрощенные процедуры банкротства.
  • 42. Особенности банкротства ип.
  • 43. Особенности банкротства кредитных организаций.
  • 44. Понятие имущества коммерческой организации и его юридически значимые классификации.
  • 45. Уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческих организаций. Оценка стоимости имущества, вносимого в уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческих организаций.
  • 46. Правовые формы принадлежности имущества коммерческим организациям: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
  • 47. Правовой режим денежных средств коммерческой организации. Правила хранения, учета и использования в расчетах денежных средств коммерческой организации.
  • 48. Правила учета, хранения и обращения ценных бумаг, приобретаемых коммерческой организацией.
  • 49. Специальные фонды (средства, резервы) коммерческой организации.
  • 50. Обращение взыскания на имущество коммерческой организации.
  • 51. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания, пределы.
  • 52. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
  • 53. Особенности правового регулирования отношений, связанных с приватизацией.
  • 54. Понятие конкуренции. Недобросовестная конкуренция на товарных рынках.
  • 55. Правовые формы ограничения монополистической деятельности недобросовестной конкуренции.
  • 56. Санкции, применяемые за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 57. Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.
  • 58. Правовое регулирование цен на продукцию, работы, услуги.
  • 59. Понятие защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Формы, порядок и способы защиты.
  • 60. Судебная форма защиты. Органы, осуществляющие защиту. Претензионно-исковой порядок защиты.
  • 61. Понятие и виды предпринимательского договора. Роль договора в предпринимательских отношениях.
  • 62. Договор поставки: понятие, виды, существенные условия, основные права и обязанности.
  • 63. Договор строительного подряда: понятие, виды, существенные условия, основные права и обязанности
  • 64. Договор банковского вклада. Виды вкладов.
  • 65. Договор банковского счета.
  • 66. Правовой режим договора доверительного управления имуществом.
  • 21. Особенности правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (11 июня 2003 г.)

    Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

    Статья 16. Глава фермерского хозяйства

    1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

    2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

    Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

    Глава фермерского хозяйства:

      организует деятельность фермерского хозяйства;

      без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

      выдает доверенности;

      осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

      организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

      осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

    Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

    1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

    2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

    3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

    22. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: условия и порядок ее осуществления.

    Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

    Регулярные и единовременные поступления от

    учредителей (участников, членов);

    Добровольные имущественные взносы и пожертвования;

    Выручка от реализации товаров, работ, услуг;

    Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям,

    облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

    Доходы, получаемые от собственности некоммерческой

    организации;

    Другие не запрещенные законом поступления

    Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

    Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

    Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

    Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ*(43) .

    Тем не менее, в сегодняшней России большинство некоммерческих организаций вынуждено заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому действующее законодательство не запрещает предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, устанавливая ряд требований, соблюдение которых является для них обязательным:

    Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

    Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Это означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям: служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации; соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

    Важно отметить, что прибыль, полученная в результате деятельности некоммерческой организации, не распределяется между участниками.

    "

    В настоящее время в сфере предпринимательства действует два типа крестьянских (фермерских) хозяйств:

    КФХ, созданные на основании Закона РСФСР “О крестьянских (фермерских) хозяйствах” до введения в действие первой части ГК РФ;

    КФХ, образованные после введения в действие первой части ГК РФ.

    КФХ первого типа признаются юридическими лицами, независимо от того, что подобная организационно-правовая форма не предусмотрена действующим законодательством.

    КФХ второго типа не являются юридическими лицами. Совместным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ указано следующее: “Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Вместе с тем, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, и соответственно к его предпринимательской деятельности применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений”. Из этого следует, что субъектом предпринимательской деятельности является глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Само КФХ второго типа не является субъектом предпринимательской деятельности.

    Однако, КФХ независимо от даты их образования в учебной литературе по аграрному праву относят к коммерческим организациям и рассматривают как обособленные формирования. КФХ производят, перерабатывают, реализуют сельскохозяйственную продукцию, вступают в различные правоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности именно от лица КФХ. Этому способствует отчасти и то, что КФХ продолжают создаваться и регистрироваться в качестве таковых. Регистрация сама по себе не влечет признания КФХ субъектом предпринимательства. Созданные после 1 января 1995 года, и, не являясь субъектом предпринимательской деятельности, КФХ от своего имени занимается таковой. И такое положение дел, как ни странно, не настораживает иных участников предпринимательской деятельности. Попытки привлечь в качестве ответчика само КФХ, образованное после вступления в действие части первой ГК РФ, для многих оборачивались неудачей. Судебные органы четко следуют “букве закона” и привлекают в качестве надлежащих ответчиков только глав КФХ, обладающих статусом предпринимателя.



    Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, признается предпринимателем (индивидуальным) с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. К предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

    Полномочия ИП

    К основным полномочиям индивидуального предпринимателя можно отнести следующие:
    - возможность от своего имени заключать гражданско-правовые сделки, в том числе хозяйственные договоры;
    - самостоятельность в уплате налогов;
    - возможность использовать труд наемных работников;
    - возможность защищать свои права в суде

    Преимущества ИП

    К преимуществам индивидуальной предпринимательской деятельности относятся:
    1) процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несложна и не занимает много времени и средств;
    2) индивидуальный предприниматель применяет упрощенный (по сравнению с предприятиями) порядок ведения учета и отчетности, который не требует специального бухгалтерского образования;
    3) в сфере потребительского рынка и услуг с правовой точки зрения индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель имеет право, в частности, иметь свой расчетный счет в банке, личную печать, заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит;
    4) ставки налогообложения для индивидуального предпринимателя значительно ниже, чем у юридических лиц;
    5) индивидуальный предприниматель уплачивает минимальное (по сравнению с предприятиями) количество налогов;
    6) предприниматель как физическое лицо имеет ряд налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
    7) взыскание имущества и денежных средств предпринимателя производится только в судебном порядке.

    Ответственность за неисполнение ИП своих обязательств

    Гражданское законодательство

    Индивидуальные предприниматели отвечают по своим обязательствам всем имуществом (ст. 24 ГК РФ). В состав имущества входит и личное имущество, за исключением предметов первой необходимости (ст. 446 ГПК РФ). Это, как правило, единственное жилье, земля под ним, предметы домашней обстановки и обихода, одежда, обувь, продукты.

    Трудовое законодательство

    Если индивидуальный предприниматель использует наемный труд, то он является работодателем и должен соблюдать требования трудового законодательства.

    ИП несет материальную ответственность перед своими работниками. ИП обязан возместить работнику его неполученный заработок в случае незаконных отстранения от работы и увольнения, задержки выдачи трудовой книжки (ст. 234 ТК РФ). Кроме того, за такие действия работник может потребовать возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ). А если работодатель нанес ущерб имуществу работника, то предприниматель должен возместить ему урон в полном объеме по рыночным ценам, действующим на момент компенсации (ст. 235 ТК РФ). Речь идет об имуществе, не только используемом работником для выполнения трудовых функций, но и о его личных вещах, находящихся в офисе в рабочее время.

    В соответствии с п.2 ст.23ГК - Глава Крестьянского фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица признается предпринимателем с момента государственной регистрации Крестьянского (фермерского) хозяйства. Статус других членов Фермерского Хозяйства, кроме главы, законодательством РФ не определен. Крестьянское Фермерское хозяйство, вроде бы, регистрируется как единый хозяйствующий субъект, но не приобретающий прав юридического лица. Не признаются и предпринимателями члены Крестьянского фермерского хозяйства, кроме Главы.

    ФЗ от 11 июня 2003 года №74 ФЗ «О крестьянском Фермерском Хозяйстве» рассматривает крестьянское фермерское хозяйство, по сути, в качестве организации, не являющейся юридическим лицом. Это организация:

    1) создается гражданами, связанными родством или свойством. В его состав могут входить и граждане, не состоящие в родстве с Главой хозяйства. Однако максимальное количество не должно превышать 5-ти человек. Крестьянско-фермерское хозяйство создается 1-м, дееспособным лицом;

    2) Фермерское хозяйство основано на членстве. Организационные и имущественные вопросы, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, решаются в соглашении о создании хозяйства;

    3) Глава фермерского хозяйства организует его деятельность, без доверенности действует от имени хозяйства, организует ведение учета и отчетности, осуществляет единолично прием на работу и увольнение;

    4) Крестьянско-фермерское хозяйство осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, применяемым к коммерческим организациям, если иное не вытекает из ФЗ, регулирующих деятельность данных субъектов, других НПА или существа обязательства;

    5) Крестьянское Фермерское хозяйство может быть признано сельско-хозяйственным товаропроизводителем;

    6) Во взаимоотношениях с государством, органами государственной и муниципальной власти фермерское хозяйство рассматривается как самостоятельная хозяйственная единица и, следовательно, вмешательство органов власти и должностных лиц, в хозяйственную деятельность крестьянско-фермерского хозяйства не допускается.

    Государственная регистрация Крестьянского Фермерского хозяйства осуществляется в порядке, применяемом как к юридическим лицам, так и к физическим лицам ИП, но в окончательном правоустанавливающем документе (о государственной регистрации) указывается правовой статус ИП.

    К семинарскому занятию обязательно выучить закон «О государственных муниципальных и унитарных предприятий» «Закон об Акционерных обществах» «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» «Политику реализации данного закона (о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ) в Кировской области» «О некоммерческих организациях (обратить внимание на вопросы по обязательствам ответственности)» « Закон об Инвестиционных фондах» «Об особенностях правового статуса страховщиков» «Особенности правового положения кредитных организаций (вопроса в методичке нет, но на экзамене он будет»


    Лекция №6 13.10.09

    Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Должник – гражданин, в том числе ИП или юридическое лицо, оказавшееся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении срока, установленного законом «О несостоятельности банкротстве» №296.

    Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному предусмотренному ГК РФ бюджетным законодательством основанию.

    Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и/или государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях определяемых законодательством, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и/или в государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные Уголовным Законодательством штрафы.

    Руководитель должника – единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с ФЗ деятельность от имени Юридического лица без доверенности.

    Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

    Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательство по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей участников должника вытекающим из такого участия.

    Уполномоченные органы федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ на предъявление в деле о банкротстве и в процедурах применяемых в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные предъявлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам, соответственно субъектов РФ, муниципальных образований.

    Орган по контролю/надзору – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по контролю, надзору за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

    Регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности/банкротства и финансового оздоровления.

    Признаки несостоятельности банкротства:

    1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей:

    a. если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

    b. и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества

    2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей:

    a. Если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены юридическим лицом в течении трех месяцев с даты когда они должны были быть исполнены

    Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

    Крестьянское фермерское хозяйство - это объединение физических лиц, которые имеют в общей собственности имущество и осуществляют хозяйственную или производственную деятельность. Такова организационно-правовая форма этого объединения.

    Правовое положение организации регулирует гражданское законодательство.

    Если у хозяйства имеется несколько участников, то все они в установленном порядке вносят определенную сумму вклада. Так происходит формирование имущества организации, которым ее члены будут владеть на общих правах.

    Организация крестьянского фермерского хозяйства имеет свои особенности.

    Порядок создания и состав крестьянского (фермерского) хозяйства

    Образование и развитие крестьянского хозяйства имеет свои нюансы, о которых обязательно нужно знать.

    Право создавать фермерские хозяйства имеют только дееспособные граждане РФ, лица, не имеющие гражданства и иностранцы.

    Это объединение может организовать только один человек, он же чаще всего становится председателем хозяйства.

    В состав крестьянского хозяйства также входят родственники основателя, которые вместе трудятся для производства сельскохозяйственной продукции. В первую очередь это супруги, дети, родители и другие близкие члены семьи. Участвовать в крестьянском хозяйстве можно с 16 лет.

    В состав объединения может входить не более 5 человек. Если участники хозяйства работают в нем по трудовому договору, то по закону они не признаются полноправными членами организации.

    Если хозяйство решают организовать несколько основателей, то они обязаны составить специальное соглашение. Для единоличного создания крестьянского хозяйства этого не требуется.

    Договор должен содержать:

    • данные обо всех участниках хозяйства;
    • их права и обязанности;
    • порядок, согласно которому формируются права владения и пользования имуществом;
    • порядок, согласно которому будет осуществляться прием и выход из членства хозяйства;
    • распределение всех полученных от данной деятельности доходов.

    Регистрация осуществляется в течение 5 дней. Происходит оформление свидетельства о регистрации и других документов. Кроме этого, председатель хозяйства обязан подать заявление на налог, необходимый в случае ведения сельскохозяйственной деятельности.

    Права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства

    Создание этого объединения подразумевает наличие как прав, так и обязанностей у его членов.

    Среди прав фермерского хозяйства основными являются:

    • право осуществлять деятельность хозяйства по своему усмотрению;
    • использовать все имеющиеся на территории хозяйства полезные ископаемые;
    • строить любые сооружения и производственные объекты, необходимые для нужд организации;
    • по своему усмотрению распоряжаться всеми посадками и посевами;
    • проводить все необходимые мелиоративные работы;
    • требовать от государства возмещения убытков в случаях, установленных законом.

    Помимо этого, немаловажными являются и обязанности КФХ:

    • использование земельных участков в сроки, которые были предусмотрены соглашениями;
    • брать на себя ответственность за деятельность, направленную на охрану земель;
    • во время платить за аренду земли;
    • использовать природные ресурсы для производства сельскохозяйственной продукции в порядке, установленном законом;
    • согласовывать сооружение зданий и другие виды работ с соответствующими государственными учреждениями.

    Имущественные правоотношения крестьянского (фермерского) хозяйства

    Субъекты имущественных правоотношений - это имущество, которое используется для ведения фермерской деятельности. В понятие «имущество» входит собственность основателя крестьянского хозяйства. Это земля, дома, сельскохозяйственные постройки, транспортные средства, скот, птица, семена, а также продукция и все доходы.

    Все это имущество имеет государственную защиту, так же как и другая собственность. Кроме того, ведение сельского хозяйство часто нуждается в дополнительной помощи.

    В данном случае лучшим выходом может стать государственная поддержка. Существует большое количество программ, направленных именно на оказание помощи фермерам. Они подразумевают не только экономические вливания, но и перспективы развития организации.

    Владение имуществом, которое принадлежит крестьянскому хозяйству, осуществляется всеми его участниками.

    Основания для этого - взаимная договоренность между ними. Организация имеет право распоряжаться собственностью на правах владельца, то есть продавать, обменивать, сдавать в аренду и т. д.

    Кроме этого, фермерское хозяйство может покупать и брать в аренду собственность третьих лиц. Все имущественные споры члены хозяйства решают в судебном порядке.

    Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства

    Образование крестьянского хозяйства осуществляется с целью получения прибыли. При этом организация самостоятельно занимается своей деятельностью. А потому члены хозяйства покрывают расходы из своих средств и сами определяют направление деятельности. При этом крестьянское хозяйство обязано соблюдать все законы.

    Организация самостоятельно определяет виды деятельности, отвечает за развитие в выбранной сфере, ищет экономические пути, заключает договора, в том числе и с иностранными инвесторами, распоряжается всей произведенной продукцией и нанимает дополнительных сотрудников.

    Глава фермерского хозяйства несет ответственность за безопасную работу всех участников организации и наемных работников. Это касается и норм техники безопасности, гигиены и санитарии, и т. д.

    Прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства

    Любая организация может прекратить свое существование. При этом для прекращения существует несколько причин:

    • отказ главы хозяйства от использования земельного участка, взятого в аренду;
    • совместное решение членов фермерского хозяйства;
    • большое количество нанятых работников;
    • незаконно использование земли, что привело к ее загрязнению или истощению природных ресурсов;
    • отказ от оплаты аренды за землю, технические средства и т. д.
    • простой земли в течение одного календарного года со дня ее аренды крестьянским хозяйством;
    • банкротство;
    • отсутствие наследников.

    Ликвидация крестьянского хозяйства происходит на основаниях, предусмотренных законодательством. Решение об этом принимается государственными органами или судом.

    Вся собственность фермерского хозяйства, в том числе и доходы от производства, в случае ликвидации, используется для погашения задолженностей.

    С трудоустройством в селе дела обстоят намного сложнее, чем в городских условиях. Оптимальным выходом видится создание крестьянско-фермерских хозяйств. С этой целью проводятся мероприятия по поддержке фермеров на всех этапах развития данного вида предпринимательства.

    Крестьянско-фермерское хозяйство - что это

    Крестьянско-фермерским хозяйством (КФХ) называется организация семейного бизнеса по выращиванию животных или растений с целью получения прибыли от реализации продуктов фермерства.

    В число фермеров одного хозяйства включаются представители семьи, связанные родственными связями. В число родственников входят супруги, родители, дети, бабушки с дедушками, внуки, братья и сестры, а также их мужья, жены и дети. Членство в фермерском хозяйстве допускается по достижении 16-летнего возраста. Также разрешено использовать наемный труд не более, чем 5 работников.

    Для создания КФХ не требуется образования ООО. Принцип функционирования КФХ аналогичен функционированию индивидуального предпринимательства.

    КФХ является коммерческой структурой. Представителем хозяйства является глава, который несет ответственность по всем юридическим и финансовым аспектам, а также полностью отвечает за бухгалтерию. Глава хозяйства действует без доверенности, от своего лица, а также несет полную ответственность собственным имуществом, по аналогии с ИП.

    Крестьянско-фермерское хозяйство: правовое положение

    Деятельность фермерских хозяйств регламентируется следующими законодательными нормами:

    • Федеральный закон «О крестьянско-фермерском хозяйстве» №201-ФЗ содержит описание процедуры создания фермерского хозяйства, а также прав и обязанностей всех его членов.
    • Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ подробно описывает виды государственной поддержки, предусмотренной для фермеров.
    • Земельный кодекс и Федеральный закон «Об обороте сельскохозяйственных земель» регламентируют способы приобретения земель в пользование и причины отъема права на использование земли.
    • Федеральные законы «О качестве пищевых продуктов», а также «Об охране окружающей среды» и прочие законодательные акты данной категории регулируют уровень качественных характеристик экологических показателей и выращенных товаров.
    • Налоговый кодекс и Федеральный закон «О господдержке в сфере сельскохозяйственного страхования», которые определяют финансово-экономическую сторону деятельности.

    Обратите внимание

    Законодательные акты, касающиеся фермерства, регулярно подвергаются изменениям и доработкам.

    Получение земель под КФХ

    Наиболее простой и недорогой способ получить в пользование землю - это аренда. Например, под размещение ульев участок можно только взять в аренду. В остальных случаях по большей части со временем возможен выкуп арендуемой земли.

    Для арендатора стоимость участка не может превышать кадастровую оценку более, чем на 15%. Также у арендатора есть право преимущества среди потенциальных покупателей.

    Если участок земли уже имеется, необходимо учитывать обязательное его использование по назначению. Если земля простаивает 3 года и дольше, фермер может лишиться права пользования участком. Также поводом для лишения земель может стать нарушение требований экологических норм, указанных в законодательных актах.

    Регистрация крестьянско-фермерского хозяйства

    Чтобы зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство и внести его в соответствующий реестр, понадобится составление соглашения. Соглашение содержит все ключевые сведения о КФХ - данные главы и всех членов хозяйства, их функции и обязанности, порядок использования общего имущества и распределения прибыли от хозяйствования. Соглашение скрепляется подписями всех членов КФХ.

    Регистрация КФХ происходит в ФНС. Данные фермерского хозяйства вносятся в соответствующий реестр. Для этого подается заявление, сопровождаемое заполненным соглашением и подтверждающей документацией о родственных связях (свидетельства о рождении и брачные свидетельства).

    На заметку! Обычно работники налоговой службы всячески содействуют фермерам, предоставляя консультации и подсказки во время регистрации.

    Выгоды фермерской деятельности

    Рассмотрим подробнее преимущества и выгоды от каждого направления сельскохозяйственной и перерабатывающей деятельности.

    Сельское хозяйство

    При создании фермерского хозяйства стоит учитывать, что работать придется собственными руками. То есть, будучи главой КФХ, необходимо не только руководить, но и вместе с остальными членами хозяйства копать, сажать, доить и выполнять остальную работу. Городскому жителю такой вид ведения бизнеса может показаться не самым привлекательным. Сельское население к такому труду привычно, поэтому фермерство, приносящее адекватный доход, станет отличным и доступным способом заработка.

    Животноводство

    При выборе между животноводством и агропроизводством следует учитывать 2 фактора. Животноводство не так подвержено сезонности и приносит относительно стабильный доход. Выращивание плодоовощной продукции и злаков имеет гораздо более быструю окупаемость и требует меньше стартовых вложений.

    Основная часть РФ считается рискованной земледельческой территорией. Конкуренция в этой сфере с мировыми хозяйствами достаточно сложна. Чтобы компенсировать этот неблагоприятный фактор, уже на протяжении нескольких лет существует программа страхования рисков в сельском хозяйстве. К таковым относятся последствия засухи, массовых инфекций скота и прочих непредвиденных обстоятельств.

    Сбыт готовой продукции

    Еще одной проблемой становится сбыт готовой продукции. Основной торговой сферой становятся крупные сети, которые закупают большие объемы продукции, неподъемные для частных фермерских хозяйств. Оптимальным решением становятся объединения нескольких КФХ и совместная реализация продукции оптовыми партиями по налаженным каналам сбыта.

    Дополнительные сферы производства

    Кроме реализации произведенного сельскохозяйственного сырья, фермерские хозяйства могут также перерабатывать собственную продукцию и предлагать на рынке продукты переработки. Например, это могут быть соленья и консервация из овощей, изготовление сыра, комбикормов и т. д. Кроме того, фермер вправе как сбывать свою продукцию торговым точкам, так и продавать ее конечному розничному потребителю, а также хранить и транспортировать по своему усмотрению.

    Дополнительным источником дохода для фермера могут стать реализация навоза, предоставление сельхозтехники в аренду, открытие точки общественного питания и прочие варианты получения прибыли. Статус фермера при этом сохраняется за хозяйствующим субъектом при условии общей процентной доли прямых сельскохозяйственных доходов не менее 70% от общей прибыли. Например, реализация навоза не входит в категорию сельскохозяйственного производства, а относится к химической отрасли.

    Государственная поддержка фермеров

    Государство видит в развитии фермерства будущую перспективу развития сельской экономики, а потому оказывает всестороннюю поддержку инициатив КФХ.

    Что входит в программу поддержки:

    • Поддержка сельскохозяйственного производства . В этой программной линии фермеры могут рассчитывать на получение государственного субсидирования. В перечень субсидий входит частичное финансирование закупки топлива и ГСМ, государственные заказы, применение особого режима налогообложения, а также регулировка ценовой политики, антимонопольные меры, информирование и консультирование, а также представительское участие в разработке мероприятий.
    • Поддержка малого бизнеса . В эту программу входят региональное субсидирование, в том числе частичное или полное финансирование лизинга специальной техники, дотирование развития проектов, числящихся в региональных приоритетах (развитие тепличного хозяйства, увеличение поголовья определенных пород, освоение конкретных культур и т. д.).
    • Поддержка села . В нее входят создание привлекательных условий для специалистов, необходимых для развития сельской жизни (медики, ветврачи, педагоги и т. д.), строительство современного жилья, педагогических и спортивных учреждений (школ, детсадов, спортивно-культурных объектов внешкольного образования).

    Обратите внимание

    Также существует грантовая система, по которой можно получить от небольших сумм (для начинающих) до нескольких миллионов рублей (для опытных и успешных) на развитие бизнеса.

    Как стать участником программ поддержки

    Чтобы стать участником программ господдержки, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями, предъявляемыми к кандидатам. Если хозяйство соответствует условиям и требованиям, необходимо подготовить пакет документации и составить заявление в административный орган районного или регионального значения, ответственный за реализацию программы.

    Требования и набор документации различаются в зависимости от программы. Ознакомиться с ними можно путем консультирования в госцентрах информационной поддержки фермерства или малого предпринимательства, а также в онлайн-режиме через сайты правовых систем.

    Как правило, в список документации входят бумаги, подтверждающие соответствие хозяйствующего субъекта требованиям программы. К примеру, выписка о доходах для подтверждения статуса фермера, которая отражает 70% прибыли именно от сельскохозяйственной деятельности.

    Также стоит помнить, что сроки подачи заявок на участие довольно ограничены (не более 14-20 дней).

    Чем скорее подана заявка, тем больше шансов на получение помощи, ведь за счет ограниченности бюджета программы его может просто не хватать на всех желающих.

    Агрофраншиза и иные способы открытия фермерского хозяйствования

    Один из способов создания крестьянско-фермерского хозяйства - использование агрофраншизы. Она заключается в предоставлении основным КФХ оборудования, посадочного материала, технологий и прочего оснащения для старта начинающему хозяйству. Также базовая ферма может предложить выкуп произведенной продукции по оговоренной стоимости, обеспечивая сбыт новичкам в сфере фермерства. Обычно на этих условиях предлагается создание пасеки и разведение кроликов.

    С целью обеспечения конкурентоспособности относительно крупных производств, несколько мелких фермерских хозяйств практикуют объединение в форме союзов и ассоциаций. Кстати, именно наличие такого объединения зачастую является требованием к претендентам на получение помощи по государственным программам. Кроме того, совместными усилиями проще наладить пути сбыта готовой продукции, устроить для общего пользования объединенными хозяйствами элеваторы, пункты забоя скота и другие необходимые моменты. Объединениям гораздо проще и легче организовать юридическую поддержку и консультирование.

    Специализированные центры, созданные для поддержки фермерства и находящиеся в муниципальном и региональном подчинении, оказывают не только консультативную помощь, начиная от правовых вопросов и заканчивая практическими технологиями производства. Также они помогают с оформлением и сбором документации.

    Учреждения поддержки малого предпринимательства иногда предоставляют микрокредитование на суммы до 1000000 рублей, которое неохотно выдают банки.

    Также существует множество школ, форумов и семинарных занятий, которые предоставляют ценную обучающую информацию, необходимую начинающему фермеру. Часто они проводятся абсолютно бесплатно.

    По сути крестьянско-фермерское хозяйство - оптимальное решение для жителей села, в особенности в глубинке. Деятельность ничем не отличается от привычных занятий крестьян, но предоставляет возможность модернизации технического оборудования, налаживания каналов сбыта продукции и страхования от возможных рисков.