Законы земельной кадастровой стоимости. Определение кадастровой стоимости объекта

Время чтения: 6 минут

Объекты недвижимости имеют свою цену. И, как правило, собственник не задумывается о ней, пока не примет решение об отчуждении имущества или о приобретении нового. Однако об этом думает государство, уточняя каждые пять лет цену зарегистрированной недвижимости и отправляя письма об уплате налога на нее. Давайте узнаем, с какой целью проводится государственная кадастровая оценка, что это за процедура и кто является ее инициаторм.

Понятие кадастровой стоимости

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 3 ФЗ от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - ФЗ 237) кадастровая стоимость (КС) - это цена объекта недвижимости, определенная в результате проведения государственной оценки. Она устанавливается на основе анализа информации рынка и данных, связанных с экономическими характеристиками эксплуатации объекта.

Для определения КС используются особые методики.

Этот вид стоимости нужен государству для целей, предусмотренных законодательством, в первую очередь для налогообложения.

В настоящее время цена объекта по кадастру является налоговой базой для начисления налога на имущество. Налог, который каждый собственник квартиры, дома или земельного участка уплачивает один раз в год, рассчитывается на основании этой суммы.

Определение и основы государственной кадастровой оценки объектов недвижимости

На основании ФЗ №237 о государственной кадастровой оценке можно сделать вывод, что этой оценкой считается совокупность действий, направленных на определение кадастровой стоимости недвижимого имущества, осуществляемых в порядке, установленном указанным законом.

Процедура проводится с использованием массовых методик, перечисленных в Приказе Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» (далее - приказ № 226 Минэкономразвития).

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о ее проведении.
  2. Установление стоимости и составление отчета.
  3. Утверждение результатов.

Государственная оценка основана на принципах:

  • единой методологии - используются одинаковые методы для всех;
  • постоянного обновления сведений;
  • независимости и открытости процедур оценки - можно получить сведения о том, как проводилось определение цены вашего имущества;
  • обоснованности и проверяемости результатов - результаты публикуются на открытых ресурсах и общедоступны.

Кто принимает решение о проведении оценки

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа власти субъекта РФ, например, регионального Министерства имущественных отношений.

Это решение принимается не чаще одного раза в 3 года (в Москве и Санкт-Петербурге - не чаще, чем каждые 2 года) и не реже одного раза в 5 лет. Благодаря этому все данные о стоимости периодически обновляются.

Кроме того, уполномоченный орган субъекта должен распорядиться о создании государственного бюджетного учреждения (ГБУ) и наделить его соответствующими полномочиями. К примеру, в Саратовской области это ГБУ Саратовской области «Госкадастроценка».

Заметим, что определение кадастровой цены может проводиться одновременно по всем видам недвижимости, находящимся и зарегистрированным на территории субъекта.

Факторы, влияющие на кадастровую стоимость объекта

Согласно приказу № 226 Минэкономразвития, который содержит методические указания, определение кадастровой цены проводит группа экспертов с использованием массовых методов оценки. Если последние не могут быть использованы, применяются индивидуальные критерии.

Важно, что именно применяемые методики позволяют разграничить отдельные виды оценок:

  • кадастровую;
  • инвентаризационную;
  • независимую.

Так, инвентаризационные расчеты учитывают лишь технические характеристики, поэтому результат всегда ниже рыночной цены.

Независимая оценка позволяет индивидуально подойти к определению стоимости каждого объекта: состояние, расположение, выгода от продажи зачастую повышают его рыночную цену.

Кадастровая же стоимость близка к рыночной, однако не должна превышать ее.

Эксперты госоценки пользуются различными методиками, изучают данные рынка с учетом рейтинга территорий, и разрабатывают удельный показатель. На основании этого рассчитывается усредненная цена всей аналогичной недвижимости одной группы. Например, квадратный метр всех 2-комнатных квартир 3-го этажа кирпичного дома в центральном районе стоит одинаково.

В общем показателе оценка учитывает следующие свойства объекта (на примере жилого помещения):

  • жилую и общую площадь;
  • год постройки дома;
  • материалы, из которых построено здание;
  • этажность и планировку квартиры;
  • обустроенность придомовой территории и наличие парковочных мест;
  • расположение дома: центр, отдаленные районы;
  • близость к транспортным развязкам;
  • сопутствующую инфраструктуру.

Кто осуществляет проведение кадастровой оценки объектов недвижимости

Государственную оценку проводят бюджетные учреждения, называемые “ГБУ центр кадастровой оценки”. Эти центры собирают и обрабатывают полученные данные, а Росреестр формирует для них перечень всей недвижимости.

Работники ГБУ оценки обязаны соответствовать определенным требованиям:

  • не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за особо тяжкие, тяжкие и преступления средней тяжести;
  • иметь высшее образование;
  • получить профессиональную подготовку.

Собственники могут быть уверены в том, что государственный оценщик недвижимости - профессионал.

ГБУ кадастровой оценки на основе полученной информации проводит подсчет денежного выражения объектов. Каждые 3 месяца для контроля в Росреестр отправляются промежуточные отчеты.

Регистрационный орган проверяет предварительные и итоговый отчет, а затем включает все промежуточные сведения и информацию, полученную в ходе мониторинга рынка, в фонд данных кадастровой оценки.

Итоги кадастровой оценки недвижимости

Результат кадастровой оценки - это итоговый отчет, содержащий данные о стоимости всех оцениваемых объектов. После проверки Росреестром этот отчет утверждается исполнительным органом власти субъекта РФ.

Акт об утверждении отчета публикуется в официальных источниках, поэтому документ несложно найти на региональном сайте правительства.

Утвержденные сведения вновь отправляются в Росреестр. Регистрационный орган вносит их в (ЕГРН), а также в фонд данных государственной кадастровой оценки.

Впоследствии денежное выражение фиксируется в паспорте каждого объекта и наносится на публичную кадастровую карту.

Узнаем кадастровую стоимость объекта

Получение сведений о кадастровой стоимости онлайн возможно на сайте Росреестра . Для этого необходимо:


Не менее удобно и получение данных из фонда данных государственной кадастровой оценки. Поиск информации происходит в сервисе по кадастровому номеру. Введя номер в строку поиска, нажмите кнопку «Найти» и получите информацию.

Росреестр также разработал сервис «Публичная кадастровая карта» . Чтобы узнать номер и стоимость надела, нужно щелкнуть на выбранный участок земли.

Если вам нужен официальный документ, следует заказать выписку из ЕГРН:

  • онлайн на сайте Росреестра или портале Госуслуги ;
  • лично в офисе Росреестра или МФЦ ;
  • по почте, отправив заявку в Росреестр.

Вы получите готовую выписку через 3 дня в бумажном виде. При желании можно заказать электронный документ с подписью, указав свой электронный адрес.

Государственная кадастровая оценка и оспаривание ее итогов проводится в согласии с требованиями федерального законодательства и под строгим надзором контролирующих органов. Однако если собственник объекта не согласен с результатами оценки, он вправе инициировать ее пересмотр.

Для решения споров региональный орган власти создает отдельную комиссию. Кроме того, соискатель может обратиться в суд для оспаривания результатов оценки КС.

Если принято решение оспорить оценку через комиссию, нужно написать заявление с указанием объекта и основанием для пересмотра цены. Заявление следует подкрепить:

  • нотариально заверенной копией свидетельства о собственности;
  • документом, подтверждающим ошибочность оценки.

Документы подаются в комиссию при Управлении Росреестра либо в МФЦ лично, почтовым отправлением или через портал Государственных услуг.

Если соискатель намерен сразу обращаться в суд, нужно подать исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой оценки. К нему следует приложить подтверждающие документы, как и для подачи в комиссию, и уплатить государственную пошлину.

Пакет документов можно лично отнести в суд или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью.

Особенности государственной кадастровой оценки земель

Первостепенная цель установления цены земельного участка по кадастру - начисление земельного налога его собственнику. Процесс определения стоимости зависит главным образом от целевого назначения земли.

О виде разрешенного использования участка можно узнать из паспорта, распоряжения о предоставлении земель и подобных документов.

Итак, к ключевым критериям, которые оказывают влияние на кадастровую стоимость земли, относится:

  • вид разрешенного использования участка;
  • величина удельного показателя кадастровой цены земли данного вида целевого назначения в определенном территориальном районе;
  • площадь земельного участка.

Резюме

Государственная кадастровая оценка недвижимости направлена на установление кадастровой стоимости объекта. Она учитывает его технические и рыночные характеристики. Эта оценка необходима для целей налогообложения, поэтому решение о ее проведении принимают органы власти субъектов РФ. Проводят процедуру бюджетные госучреждения - центры оценки. Результаты их работы отражает в ЕГРН Росреестр. Именно в Росреестре можно узнать кадастровую стоимость своей недвижимости, а в случае несогласия - оспорить ее.

Как оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества: Видео

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Кадастровая стоимость 2017 года будет использоваться при расчете налоговых и арендных платежей в отношении объектов недвижимости, а, следовательно, будет напрямую влиять на экономические интересы граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Изменения законодательства направлены на соблюдение взаимных интересов бюджета и собственников объектов, которым на законном основании предоставлено право оспаривать кадастровую стоимость.

Кадастровую стоимость в 2017 году будут рассчитывать только государственные органы, как сказано в Федеральном законе № .

Формирование кадастровой стоимости в 2019 году будет осуществляться уже по новым правилам. С января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № «О государственной кадастровой оценке». Принятие данного нормативного правового акта совпало с применением еще одного важного документа – Федерального закона от 07.07.2016 № , которым были приостановлено действие ст. 24.12-24.17 Закона «Об оценочной деятельности».

Суть указанных системных нововведений является детальная регламентация процедур и мероприятий, в ходе которых будет определяться кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. Именно совокупность таких процедур и мероприятий входит в понятие государственная кадастровая оценка.

Помимо установления общих и частных правил определения кадастровой стоимости, ее показатели на ближайшие три года будут формироваться с учетом следующих особенностей, предусмотренных Законом № :

  • начиная с января 2018 года, используется значение стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, либо более позднее значение, если оно составляло меньшую величину;
  • с января 2017 года субъекты РФ будут иметь право устанавливать новые значения кадастровой стоимости только при условии создания специализированного бюджетного учреждения и комиссий по урегулированию споров о результатах расчета кадастровой стоимости;
  • до тех пор, пока региональные власти не создадут указанные органы, будет применяться наименьшее значение кадастровой стоимости за период с 2014 по 2016 годы.

Так как от показателя учетной стоимости напрямую зависят поступления в региональный бюджет от налоговых и арендных платежей, очевидно, что для органов власти субъектов РФ переход на новые правила оценки необходимо осуществить как можно скорее.

Кадастровая стоимость онлайн

С учетом предстоящих нововведений, исполнительные органы власти Москвы на 2016 год определили новые значение кадастровой стоимости, так как на ближайшие три года предстояло использовать существенно меньшие показатели 2014 года. Это привело к резкому увеличению показателей оценки, что, в свою очередь, негативно сказалось на расходах владельцев объектов недвижимости на территории столицы.

По ранее действовавшим правилам оспаривание кадастровой стоимости через уполномоченные органы было необходимо осуществить до конца года. Таким образом, чтобы рассмотреть спор о результатах кадастровой оценки, жители столицы должны были подать заявление в комиссию до конца 2016 года.

Налог на кадастровую стоимость

В соответствие с главой 32 НК РФ, для определения налоговой базы в отношении налога на имущество граждан может использоваться значение стоимости объекта, утвержденное по итогам государственной кадастровой оценки. На переходный период законодательство позволяет регионам самостоятельно выбирать принцип определения налоговой базы:

  • от показателя кадастровой стоимости недвижимости;
  • от значения инвентаризационной стоимости объектов.

Согласно официальной информационной справки, представленной на сайте ФНС, по состоянию на начало 2017 года уже 72 региона выбрали именно кадастровую стоимость для расчета налога на имущество. Остальные субъекты РФ продолжают использовать данные инвентаризационной оценки.

Список регионов

Код региона Субъект Российской Федерации Дата перехода по налогу на имущество физических лиц Дата перехода по налогу на имущество организаций Нормативный правовой акт, установивший дату перехода
1 Республика Адыгея 2017 Закон Республики Адыгея от 03.11.2016 № 5 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Адыгея порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц" 2017 Закон Республики Адыгея от 03.11.2016 № 4 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О налоге на имущество организаций""
2 Республика Башкортостан 2015 Закон Республики Башкортостан от 30.10.2014 N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Республики Башкортостан от 30.10.2014 N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций""
3 Республика Бурятия 2015 Закон Республики Бурятия от 13.11.2014 N 823-V "О внесении изменения в Закон Республики Бурятия "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации"" 2015 Закон Республики Бурятия от 13.11.2014 N 813-V "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации""
4 Республика Алтай не установлена 2015 Закон Республики Алтай от 25.11.2014 N 79-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай""
5 Республика Дагестан не установлена 2016 Закон Республики Дагестан от 27.11.2015 N 101 "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций""
6 Республика Ингушетия 2015 Закон Республики Ингушетия от 31.10.2014 N 59-РЗ "О порядке определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц" 2015 Закон Республики Ингушетия от 28.10.2014 N 50-РЗ "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Ингушетия "О налоге на имущество организаций""
7 Кабардино-Балкарская Республика 2016 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13.11.2015 N 43-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Кабардино-Балкарской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2014 N 57-РЗ "О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики "О налоге на имущество организаций""
8 Республика Калмыкия 2016 Закон Республики Калмыкия от 20.11.2015 N 146-V-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Калмыкия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2017 Закон Республики Калмыкия от 18.11.2016 N 198-V-З "О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия "О налоге на имущество организаций"
9 Карачаево-Черкесская Республика 2015 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 19.11.2014 N 67-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Карачаево-Черкесской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2017 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 30.11.2016 N 77-РЗ "О налоге на имущество организаций"
10 Республика Карелия 2017 Закон Республики Карелия от 01.11.2016 N 2058-ЗРК "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Карелия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
11 Республика Коми 2015 Закон Республики Коми от 27.10.2014 N 123-РЗ "О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Республики Коми от 26.09.2014 N 97-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми""
12 Республика Марий Эл 2017 Закона Республики Марий Эл от 05.10.2016 № 29-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам бюджетных и налоговых отношений и приостановления действия отдельных положений Закона Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношения в Республике Марий Эл"" не установлена
13 Республика Мордовия 2015 Закон Республики Мордовия от 12.11.2014 N 91-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2017 Закон Республики Мордовия от 29.11.2016 № 87-З "О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия о налогах"
14 Республика Саха (Якутия) не установлена не установлена
15 Республика Северная Осетия - Алания не установлена 2015 Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28.11.2014 N 44-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания "О налоге на имущество организаций"
16 Республика Татарстан 2015 Закон Республики Татарстан от 30.10.2014 N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Республике Татарстан от 30.10.2014 N 81-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций""
17 Республика Тыва не установлена 2017 Закон Республики Тыва от 30.11.2016 N 232-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "О налоге на имущество организаций""
18 Удмуртская Республика 2015 Закон Удмуртской Республики от 18.11.2014 N 63-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Удмуртской Республики от 20.11.2014 N 65-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике""
19 Республика Хакасия 2016 Закон Республики Хакасия от 14.07.2015 N 64-ЗРХ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Республики Хакасия от 07.11.2014 N 82-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О налоге на имущество организаций""
20 Чеченская Республика 2016 Закон Чеченской Республики от 27.11.2015 N 48-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Чеченской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Чеченской Республики от 29.11.2014 N 46-РЗ "О внесении изменений в Закон Чеченской Республики "О налоге на имущество организаций""
21 Чувашская Республика 2016 Закон Чувашской Республики от 30.09.2015 N 42 "Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
22 Алтайский край не установлена 2016 Закон Алтайского края от 29.06.2015 N 57-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края""
23 Краснодарский край 2017 Закон Краснодарского края от 04.04.2016 N 3368-КЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2017 Закон Краснодарского края от 29.04.2016 N 3388-КЗ (в ред. от 17.11.2016) "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций""
24 Красноярский край не установлена не установлена
25 Приморский край не установлена 2015 Закон Приморского края от 26.11.2014 N 499-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О налоге на имущество организаций""
26 Ставропольский край 2016 Закон Ставропольского края от 05.11.2015 N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Ставропольского края от 28.11.2014 N 104-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О налоге на имущество организаций""
27 Хабаровский край 2017 Закон Хабаровского края от 30.09.2015 N 116 "О единой дате начала применения на территории Хабаровского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Хабаровского края от 30.09.2015 N 122 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае""
28 Амурская область 2015 Закон Амурской области от 18.11.2014 N 440-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Амурской области" 2014 Закон Амурской области от 29.11.2013 N 294-ОЗ "О внесении изменений в Закон Амурской области "О налоге на имущество организаций на территории Амурской области""
29 Архангельская область 2015 Закон Архангельской области от 24.10.2014 N 199-11-ОЗ "О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
30 Астраханская область 2017 Закон Астраханской области от 03.11.2016 N 66/2016-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Астраханской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
31 Белгородская область 2016 Закон Белгородской области от 02.11.2015 N 9 "Об установлении единой даты начала применения на территории Белгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Белгородской области от 03.06.2015 N 356 "О внесении изменений в закон Белгородской области "О налоге на имущество организаций""
32 Брянская область 2016 Закон Брянской области от 28.09.2015 N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2017 Закон Брянской области от 03.10.2016 N 76-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "О налоге на имущество организаций""
33 Владимирская область 2015 Закон Владимирской области от 18.11.2014 N 134-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Владимирской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц" не установлена
34 Волгоградская область не установлена не установлена
35 Вологодская область 2016 Закон Вологодской области от 26.11.2015 N 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Вологодской области от 26.11.2015 N 3786-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О налоге на имущество организаций" и об отмене закона области "О внесении изменений в закон области "О налоге на имущество организаций""
36 Воронежская область 2016 Закон Воронежской области от 19.06.2015 N 105-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2017 Закон Воронежской области от 25.11.2016 N 163-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области и о признании утратившим силу Закона Воронежской области "О ставках налога на прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области""
37 Ивановская область 2015 Закон Ивановской области от 18.11.2014 N 90-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Ивановской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Ивановской области от 18.11.2014 N 88-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О налоге на имущество организаций""
38 Иркутская область не установлена не установлена
39 Калининградская область 2016 Закон Калининградской области от 25.11.2015 N 467 "Об установлении единой даты начала применения на территории Калининградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц" 2016 Закон Калининградской области от 27.11.2015 N 480 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О налоге на имущество организаций""
40 Калужская область не установлена не установлена
41 Камчатский край 2016 Закон Камчатского края от 12.10.2015 N 671 "Об установлении единой даты начала применения на территории Камчатского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2017 Закон Камчатского края от 29.11.2016 N 32 "О внесении изменений в Закон Камчатского края "О налоге на имущество организаций в Камчатском крае""
42 Кемеровская область 2016 Закон Кемеровской области от 23.11.2015 N 102-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2014 Закон Кемеровской области от 26.11.2013 N 115-ОЗ "О внесении изменения в Закон Кемеровской области "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области""
43 Кировская область 2016 Закон Кировской области от 24.09.2015 N 564-ЗО "Об установлении единой даты начала применения на территории Кировской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Кировской области от 05.11.2015 N 579-ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области О налоге на имущество организаций в Кировской области"
44 Костромская область 2016 Закон Костромской области от 29.10.2015 N 18-6-ЗКО "Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Костромской области от 29.10.2015 N 25-6-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "О налоге на имущество организаций на территории Костромской области""
45 Курганская область не установлена 2016 Закон Курганской области от 27.11.2013 N 85 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области"
46 Курская область 2016 Закон Курской области от 10.09.2015 N 84-ЗКО "Об установлении единой даты начала применения на территории Курской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
47 Ленинградская область 2016 Областной закон Ленинградской области от 29.10.2015 N 102-оз "О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2017 Областной закон Ленинградской области от 12.04.2016 N 26-оз "О внесении изменений в областной закон "О налоге на имущество организаций""
48 Липецкая область не установлена 2015 Закон Липецкой области от 27.11.2014 N 331-ОЗ "О внесении изменений в Закон Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" и статью 9 Закона Липецкой области "О транспортном налоге в Липецкой области""
49 Магаданская область 2015 Закон Магаданской области от 18.11.2014 N 1811-ОЗ "О применении с 1 января 2015 года на территории Магаданской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Магаданской области от 22.11.2014 N 1817-ОЗ "О внесении изменений в Закон Магаданской области "О введении на территории Магаданской области налога на имущество организаций""
50 Московская область 2015 Закон Московской области от 18.10.2014 N 126/2014-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2014 Закон Московской области от 15.11.2013 N 137/2013-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области""
51 Мурманская область 2017 Закон Мурманской области от 18.11.2016 N 2057-01-ЗМО "Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2017 Закон Мурманской области от 21.11.2016 N 2058-01-ЗМО "О внесении изменений в Закон Мурманской области "О налоге на имущество организаций""
52 Нижегородская область 2015 Закон Нижегородской области от 05.11.2014 N 140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Нижегородской области от 22.10.2015 N 147-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О налоге на имущество организаций""
53 Новгородская область 2015 Областной закон Новгородской области от 23.10.2014 N 636-ОЗ "О дате начала применения на территории Новгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Областной закон Новгородской области от 27.11.2014 N 654-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О налоге на имущество организаций""
54 Новосибирская область 2015 Закон Новосибирской области от 31.10.2014 N 478-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Новосибирской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Новосибирской области от 24.11.2014 N 482-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области""
55 Омская область 2016 Закон Омской области от 24.09.2015 N 1788-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Омской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и внесении изменений в Закон Омской области "О налоге на имущество организаций"" не установлена
56 Оренбургская область 2017 Закон Оренбургской области от 12.11.2015 N 3457/971-V-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Оренбургской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
57 Орловская область 2017 Закон Орловской области от 07.11.2016 N 2030-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
58 Пензенская область 2015 Закон Пензенской обл. от 18.11.2014 N 2639-ЗПО "О единой дате начала применения на территории Пензенской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Пензенской обл. от 26.11.2014 N 2652-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций""
59 Пермский край не установлена не установлена
60 Псковская область 2015 Закон Псковской области от 06.11.2014 N 1436-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Псковской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц" 2015 Закон Псковской области от 27.11.2014 N 1451-ОЗ "О внесении изменений в Закон Псковской области "О налоге на имущество организаций""
61 Ростовская область не установлена не установлена
62 Рязанская область 2015 Закон Рязанской области от 30.10.2014 N 65-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Рязанской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Рязанской области от 05.08.2015 N 51-ОЗ "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона Рязанской области "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области""
63 Самарская область 2015 Закон Самарской области от 10.11.2014 N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Самарской области от 23.11.2015 N 116-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области""
64 Саратовская область не установлена 2016 Закон Саратовской области от 25.11.2015 N 149-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций""
65 Сахалинская область 2015 Закон Сахалинской области от 14.11.2014 N 70-ЗО "Об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Сахалинской области" 2015 Закон Сахалинской области от 28.11.2014 N 76-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О налоге на имущество организаций""
66 Свердловская область не установлена 2015 Закон Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и статью 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 3 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций""
67 Смоленская область не установлена не установлена
68 Тамбовская область 2017 Закон Тамбовской области от 25.11.2016 N 17-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
69 Тверская область 2015 Закон Тверской области от 13.11.2014 N 91-ЗО "О единой дате начала применения на территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Тверской области от 06.11.2015 N 98-ЗО "О внесении изменений в Закон Тверской области "О налоге на имущество организаций""
70 Томская область не установлена 2015 Закон Томской области от 28.11.2014 N 168-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О налоге на имущество организаций""
71 Тульская область 2016 Закон Тульской области от 20.11.2014 N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон Тульской области от 29.05.2014 N 2121-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О налоге на имущество организаций" и Закон Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области""
72 Тюменская область не установлена 2015 Закон Тюменской области от 21.11.2014 N 93 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О налоге на имущество организаций""
73 Ульяновская область не установлена не установлена
74 Челябинская область 2016 Закон Челябинской области от 28.10.2015 N 241-ЗО "О единой дате начала применения на территории Челябинской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Челябинской области от 28.10.2015 N 242-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О налоге на имущество организаций""
75 Забайкальский край 2015 Закон Забайкальского края от 18.11.2014 N 1081-ЗЗК "О реализации абзаца третьего пункта 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 2015 Закон Забайкальского края от 18.11.2014 N 1080-ЗЗК "О внесении изменений в Закон Забайкальского края "О налоге на имущество организаций""
76 Ярославская область 2015 Закон Ярославской области от 18.11.2014 N 74-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2016 Закон Ярославской области от 08.07.2015 N 58-з "О внесении изменений в Закон Ярославской области "О налоге на имущество организаций в Ярославской области""
77 г. Москва 2015 Закон г. Москвы от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц" 2014 Закон г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций""
78 Санкт-Петербург 2016 Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2015 N 762-136 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге"" 2015 Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 645-110 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций""
79 Еврейская АО 2017 Закон ЕАО от 25.11.2015 N 824-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Еврейской автономной области" 2017 Закон ЕАО от 28.10.2016 N 14-ОЗ "О внесении изменений в закон ЕАО "О налоге на имущество организаций""
86 Ханты-Мансийский АО - Югра 2015 Закон ХМАО - Югры от 17.10.2014 N 81-оз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 2015 Закон ХМАО - Югры от 17.10.2014 N 82-оз "О внесении изменений в отдельные Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
87 Чукотский АО 2017 Закон Чукотского автономного округа от 07.11.2014 N 94-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Чукотского автономного округа порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
89 Ямало-Ненецкий АО 2015 Закон ЯНАО от 27.10.2014 N 83-ЗАО "Об установлении единой даты начала применения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" не установлена
91 Республика Крым не установлена не установлена
92 г. Севастополь не установлена не установлена

Расчет суммы налога будет осуществляться исходя из ставки налога на имущество, которую устанавливают органы местного самоуправления.

Помимо показателя кадастровой стоимости объекта, для расчета суммы налогового платежа необходимо знать ставку налога, которую утвердил представительный орган власти по месту нахождения имущества. Предельные значения налоговых ставок, в зависимости от вида и места расположения объектов, регламентированы в ст. 406 НК РФ:

  • не более 0.1 % для жилых помещений, объектов незавершенного строительства, гаражей и т.д.;
  • не более 2% для административных, офисных, торговых и иных аналогичных нежилых объектов;
  • не более 0.5% для иных категорий недвижимости.

До расчета суммы налога собственники имеют право воспользоваться налоговым вычетом, который позволяет уменьшить общее значение кадастровой стоимости на аналогичный показатель в отношении:

  • для комнат — 10 кв.м.;
  • для квартир – 20 кв.м.;
  • домов – 50 кв.м.

Помимо этого, допускается применение дифференцированных ставок налога в зависимости от факторов, регламентированных п. 5 ст. 406 НК РФ:

  • кадастровой стоимости объекта налогообложения (инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор;
  • вида объекта недвижимого имущества;
  • места нахождения объекта;
  • видов территориальных зон, в пределах которых расположен объект.

Для удобства расчета суммы, подлежащей оплате за очередной год, на официальном портале ФНС предусмотрен онлайн калькулятор налога на имущество. Чтобы получить значение налогового платежа, собственнику достаточно указать в соответствующих строках основные сведения о квартире ( , площадь и вид объекта, период владения и т.д.).

Налог рассчитывается исходя из итогового показателя кадастровой стоимости, утвержденного в акте определения результатов государственной оценки. Данные сведения должны быть внесены в и опубликованы в открытом доступе на официальных интернет — ресурсах исполнительных органов власти субъектов РФ.

Как оплачивается

Порядку и срокам оплаты налога на имущество посвящены положения ст. 409 НК РФ.

Текст нормы закона:

НК РФ Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога

  1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  2. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
  3. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
  4. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Оплата осуществляется на основании требования, которое налоговый орган обязан направлять в адрес собственников недвижимых объектов. Оплата налога осуществляется в срок, не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным налоговым периодом. Учитывая, что в полном объеме глава 32 НК РФ вступила в силу с 2015 года, в адрес плательщиков не допускается направление требований более чем за три налоговых периодов.

Примеры

В качестве примера расчета суммы налога, исходя из показателя кадастровой оценки, можно привести сравнение по двум аналогичным объектам, расположенным в разных субъектах РФ. При всех равных показателях, размер кадастровой стоимости будет различаться на 500 000 руб.

Данный объект обладает следующими характеристиками:

  • квартира;
  • площадь объекта – 70 кв.м.;
  • кадастровая стоимость 1 500 000 руб. (один субъект РФ) и 1 000 000 руб. (второй субъект РФ);
  • количество собственников – 1 человек;
  • период владения – 12 месяцев;
  • налоговый вычет – 20 кв.м.;
  • ставка налога – 0.1 %.

Для квартиры с кадастровой стоимостью 1500000 сумма налога составит 214 руб. 00 коп., тогда как для аналогичного объекта — 143 руб.

Разница кажется несущественной, однако по мере увеличения кадастровой стоимости объектов она может вырастать в несколько раз. Наличие у граждан в собственности нескольких объектов, соответственно, ведет к повышению налоговых платежей на каждый из них.

В результате допущенных нарушений в процессе государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, кадастровая стоимость может быть необоснованно завышена. Недостоверность сведений может устанавливаться в результате ошибок, допущенных в ходе проведения оценки.

Перечень ошибок, влияющих на размер кадастровой стоимости, регламентирован в ст. 21 Федерального закона № :

  • разовая техническая ошибка, допущенная в отношении единичного объекта недвижимости (описка или опечатка в документах, арифметическая ошибка в расчетах и т.д.);
  • системная погрешность, допущенная в отношении группы объектов (аналогичные нарушения: описка, опечатка, арифметическая ошибка и т.д.);
  • единичная методологическая ошибка, возникшая в результате несоответствия результата оценки методическим указаниям (выбор неправильного метода оценки, либо нарушение установленной методики);
  • системная методологическая ошибка – аналогичное нарушение в отношении группы объектов.

В случае выявления таких погрешностей, у собственника возникает право обращаться за исправлением ошибки в уполномоченные комиссии субъектов РФ и судебные органы.

Уменьшение кадастровой стоимости приведет к снижению налоговых платежей, поэтому данный спор имеет конкретное практическое значение для собственников. У заинтересованных лиц существует два варианта действий для уменьшения данного показателя:

  • путем оспаривания стоимости при выявлении ошибки, допущенной в процессе оценки;
  • путем признания показателя кадастровой стоимости равной рыночной оценке объекта.

Оба варианта могут быть реализованы путем обращения в судебные органы, однако выявление факта ошибки вынуждает собственников соблюсти процедуру обращения в уполномоченную комиссию по урегулированию споров. Для граждан обращение в комиссию не является обязательным условием для передачи спора в суд, тогда как предприятия должны соблюсти указанную процедуру.

Новая кадастровая стоимость в 2018 году

На 2017 год новая кадастровая стоимость, по сути, вернется в прошлое, к показателю 2014 года, либо наиболее низкому значению за период с 2014 по 2016 годы. Требования Федерального закона № обязывают субъекты РФ изменить систему и порядок проведения кадастровой оценки объектов недвижимости, путем создания специализированных бюджетных учреждений.

Даже если процедура создания указанных организаций пройдет в кратчайшие сроки, проведение государственной оценки объектов приведет к введению новых значений стоимости только в следующем году. Поэтому на 2017 год в большинстве регионов ставка налоговых платежей не должна увеличиться.

Справка о кадастровой стоимости в 2018 году

Чтобы иметь возможность оспорить размер кадастровой стоимости, собственникам необходимо получить официальный документ с ее значением. может быть получена одним из следующих способов:

  • на официальном сайте Росреестра путем использования специальных электронных ресурсов;
  • путем обращения в территориальное подразделение Росреестра;
  • путем обращения в Многофункциональный центр (МФЦ).

Справка, полученная с помощью электронного портала, также будет обладать достоверностью и актуальностью, так как федеральные и региональные базы данных регулярно обновляются.

Кадастровая стоимость на дату

При оспаривании размера кадастровой стоимости и приведении ее к показателю рыночной стоимости объекта, такое сравнение проводится на дату проведения государственной кадастровой оценки. Указанная дата будет указана в справке о кадастровой оценке, а также на официальном портале исполнительного органа власти субъекта РФ, который обязан публиковать итоговые документы о проведенных оценочных мероприятиях.

Важно: на эту дату необходимо обращаться внимание, когда собственник обращается к независимому оценщику для получения отчета о рыночной стоимости объекта.

Как заказать справку на любую дату

Так как все сведения о кадастровой стоимости объектов вносятся в , заинтересованным лицам доступна возможность получить справку по состоянию на любую дату, начиная с 2012 года. Именно с указанной даты началась реализация процедуры кадастрового учета.

Для получения таких данных в заявлении о получении справки потребуется указать дату, на которую должна быть указана кадастровая стоимость.

Обратите внимание! Полученные данные можно будет использовать в суде при оспаривании кадастровой стоимости, однако данный факт будет иметь значение только для текущего платежа.

Почему справки приходит с пустыми графами

Если по запросу собственников органы Росреестра представляют справку с пустыми графами, это может означать следующее:

Если недвижимое имущество приобреталось до 2013 года, оно могло не проходить процедуру кадастрового учета и не имеет

С введением в действие Федерального закона № , государственная кадастровая оценка должна проводиться специализированным бюджетным учреждением, созданным исполнительными органами субъектов РФ. Именно данные органы проводят комплекс мероприятий по определению кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости. Утверждает результаты оценки исполнительный орган региональной власти.

Уполномоченные организации с 2017 года

В результате нововведений Федерального закона № , система уполномоченных органов, имеющих отношение к определению или оспариванию кадастровой стоимости недвижимости, включает:

  • исполнительный орган власти субъекта РФ, уполномоченный на утверждение результата оценки;
  • специализированное бюджетное учреждение, уполномоченное на проведение оценки;
  • комиссия по урегулированию споров, связанных с определением кадастровой стоимости;
  • органы Росреестра, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора за процедурой кадастровой оценки.

Например, для Москвы такими органами будут выступать:

  • правительство г. Москва;
  • филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве;
  • комиссия по урегулированию споров, связанных с определением кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве;
  • Управление Росреестра по Москве.

В Санкт-Петербурге в аналогичную систему уполномоченных органов входят:

  • Правительство г. Санкт-Петербурга;
  • филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу;
  • комиссия по урегулированию споров, связанных с определением кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу;

    Возможно ли рассчитать стоимость без госорганов

    Самостоятельный расчет кадастровой стоимости для собственников невозможен, так как он проводится в результате применения специализированных методических указаний и правил. Тем не менее, собственники имеют право заказать независимую оценку объекта и получить заключение о его рыночной стоимости. Данный документ позволит в судебном порядке уменьшить значение кадастровой стоимости.

Статья 14. Определение кадастровой стоимости

1. Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

2. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее - требования к отчету). Отчет составляется на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

3. Бюджетное учреждение не вправе привлекать иных лиц, помимо работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости.

4. Датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (далее - дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень.

5. Бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации, в распоряжении которых имеется соответствующая информация.

6. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию по запросу бюджетного учреждения или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней со дня получения указанного запроса.

7. По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, являющиеся проектом отчета, содержащие в том числе:

1) информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые номера, адреса (при наличии), характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне);

2) информацию о характеристиках объектов недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, или о недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости (с указанием недостающей информации);

3) описание процесса определения кадастровой стоимости с указанием определенных значений кадастровой стоимости.

8. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов осуществляет их размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без публикации информации о таком размещении, а также направляет сведения о месте размещения таких документов и промежуточные отчетные документы в орган регистрации прав на электронном носителе в форме электронного документа.

9. Орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов осуществляет их проверку на соответствие требованиям к отчету.

10. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету или об их несоответствии с указанием требований к отчету, которым не соответствуют промежуточные отчетные документы.

11. Бюджетное учреждение осуществляет устранение выявленного органом регистрации прав несоответствия требованиям к отчету в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления органа регистрации прав о таком несоответствии и представляет в орган регистрации прав исправленные промежуточные отчетные документы для повторной проверки.

12. В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о котором содержится в промежуточных отчетных документах (далее - замечания к промежуточным отчетным документам).

13. Орган регистрации прав не позднее дня начала срока представления замечаний к промежуточным отчетным документам обеспечивает размещение в фонде данных государственной кадастровой оценки информации о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам.

14. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету обеспечивает информирование о размещении промежуточных отчетных документов, а также о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам путем:

1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

3) размещения извещения на своих информационных щитах;

4) направления информации в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов.

15. Замечания к промежуточным отчетным документам представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения сведений и материалов, указанных в части 12 настоящей статьи, в фонде данных государственной кадастровой оценки. Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть представлены любыми заинтересованными лицами. Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть представлены в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг. Днем представления замечания к промежуточным отчетным документам считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

16. Замечание к промежуточным отчетным документам наряду с изложением его сути должно содержать:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к промежуточным отчетным документам;

2) кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к промежуточным отчетным документам;

3) указание на номера страниц промежуточных отчетных документов, к которым представляется замечание (по желанию).

17. К замечанию к промежуточным отчетным документам могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также декларация о характеристиках объекта недвижимости.

18. В случае направления бюджетным учреждением запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения замечания к промежуточным отчетным документам, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации указанные органы и организации обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.

19. Замечания к промежуточным отчетным документам, не соответствующие требованиям, установленным настоящей статьей, не подлежат рассмотрению.

20. По итогам рассмотрения замечания к промежуточным отчетным документам бюджетным учреждением осуществляется пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых не было представлено замечание, если бюджетным учреждением выявлена необходимость такого пересчета.

21. Бюджетным учреждением не реже чем один раз в пять дней в течение срока размещения промежуточных отчетных документов осуществляется размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обновленных промежуточных отчетных документов, информации о кадастровых номерах объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен пересчет кадастровой стоимости, информации, отражающей описание проведенного пересчета кадастровой стоимости каждого из объектов недвижимости с обоснованием учета замечания к промежуточным отчетным документам, а также размещение информации о поступивших замечаниях к промежуточным отчетным документам, которые не были учтены, с соответствующим обоснованием отказа в их учете.

22. Внесение бюджетным учреждением изменений в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения представленных замечаний к ним осуществляется не позднее окончания срока размещения сведений и материалов, указанных в части 12 настоящей статьи, в фонде данных государственной кадастровой оценки.

23. Бюджетное учреждение в течение десяти дней после истечения срока, указанного в части 12 настоящей статьи, составляет отчет, включающий в себя справку, содержащую информацию обо всех учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета или отказа в их учете или об отсутствии замечаний к промежуточным отчетным документам, а также об исправлении выявленных органом регистрации прав нарушений требований к отчету.

24. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления отчета направляет его на электронном носителе в форме электронного документа в орган регистрации прав.

25. Орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений. Предписание об устранении выявленных нарушений требований к отчету должно включать в себя исчерпывающий перечень выявленных нарушений и их соответствующее обоснование.

26. В случае выявления нарушений требований к отчету бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания об устранении выявленных нарушений осуществляет их устранение и в течение трех рабочих дней направляет в орган регистрации прав отчет на электронном носителе в форме электронного документа для проведения повторной проверки.

27. В случае, если нарушений требований к отчету не выявлено, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления органа регистрации прав об отсутствии нарушений направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

Независимо от права собственности кадастровая стоимость земли до 2017 года определялась по № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а затем по №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Определение ее требуется не только государству для налогообложения, но и владельцам, арендаторам земельных участков. Результаты оценки вносят в ЕГРН, ведением его занимается Росреестр.
Точная реальная стоимость земли по итогам кадастровой оценки необходима владельцам и пользователям участков для того чтобы:

  1. установить меньший размер земельного налога;
  2. определить меньшую выкупную цену земельного участка при его приобретении в
  3. собственность у органов местной власти;
  4. снизить размер платы при аренде земли;
  5. уменьшить имущественный налог на юрлиц;
  6. для других целей.

Массовая переоценка

Массовая оценка, проведенная в 2014 году, привела к тому, что в некоторых случаях кадастровая стоимость территорий в 5–10 раз превысила рыночную. Это привело к многочисленным судебным процессам. Они продолжаются и сейчас.
По итогам массовой переоценки в 2020 году разница цены рыночной и кадастровой может оказаться еще больше. Два переходных года предоставлены владельцам земли для наведения порядка с документами, установления справедливой кадастровой цены, снижения ее до рыночной величины через суд или Комиссию.
В 2018 году, согласно поправкам в законы, при налогообложении за основу принимают кадастровую стоимость, определенную на начало 2014 г. по итогам массовой оценки, или ее величину, уменьшенную по решению суда.

Налогообложение

Земельный налог в ряде регионов РФ с начала 2015 года исчисляется из цены земли по результатам кадастровой оценки. К началу 2020 года эта форма налогообложения будет введена во всех регионах. С января 2018 года налог земельный увеличен на 20% в сравнении с прошлым годом. В 2020 ставка, действующая в 2017 году, будет увеличена на 60%. В 2020 году будет одновременно проведена кадастровая переоценка земли и увеличен размер земельного налога. Новыми поправками действующего законодательства также уменьшены размеры налоговых вычетов, льгот, изменена формула расчета налога.

Решение об очередной кадастровой оценке принимают органы власти каждого региона или муниципалитеты. Они вправе переоценивать землю не чаще раза через каждые три года, и не реже раза через каждые 5 лет.

Для городов-субъектов РФ (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) сделано исключение: они вправе переоценивать земельные участки через каждые два года.

Кадастровая цена и ее оспаривание

Как изменится в 2019 году кадастровая цена земельных наделов? Чтобы это узнать, следует обратиться к действующим законам и судебной практике.
Принятыми №360-ФЗ от 03.07.2016 г (ст. 19) поправками в законы заморожена кадастровая цена земли на территории всех регионов с 01.01.2017 г. до 01.01.2020 г. Одновременно с поправками взамен №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» приняли закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступивший в действие 01.01. 2017. В нем указано, что кадастровой государственной оценкой под надзором Росреестра будут заниматься только независимые бюджетные учреждения.

Очередная волна повсеместной переоценки территорий будет в 2020 г. Два года (с начала 2018 до начала 2020) являются переходными.

Собственник участка при оспаривании его кадастровой цены вправе привлекать независимых оценщиков. Результаты независимой оценки рассматривает и утверждает суд или комиссия по рассмотрению споров при определении кадастровой цены объектов недвижимости (далее «Комиссия»). Она создана и действует в каждом регионе при управлении Росреестра. Физические лица вправе обращаться либо в Комиссию, либо сразу в суд. Органам власти необходимо пройти через досудебное рассмотрение дела Комиссией.
Казалось бы, исходя из этих законов, изменения кадастровой цены территорий до 2020 года не следует ожидать. Но органы власти заинтересованы в пересмотре кадастровой цены территорий в целях:

  • Регистрации прав на участки земли и сделок с ними, защиты прав землепользователей.
  • Точного определения размеров налогов, арендных платежей, сумм денежных компенсаций при изъятии у собственников земель для муниципальных нужд.
  • Поддержки рынка земли, ипотеки, ценных бумаг, фондового, привлечения инвестиций в регионы.
  • Оценки эффективности землепользования на территории, разработки генпланов развития городов и поселков, осуществления крупномасштабных проектов.

Причины изменения кадастровой цены

На вопрос будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2019 году, ответ неоднозначен. Он определяется тем , к какой категории разрешенного пользования относится территория, место ее расположения. Несмотря на введенный мораторий, переоценка земельных наделов в 2019 году может проводиться по инициативе собственников или администрации поселения. Владелец участка может, обратившись в Росреестр, инициировать переоценку в случаях:

  • если цену участка определяли в 2013 году, в 2019 требуется это делать снова.
  • неудовлетворенности итогами оценки, независимо от проведения массовой государственной переоценки.
  • изменения каких-либо характеристик участка.

По решению органов власти внеочередная переоценка может проводиться в случаях:

  1. изменения площади участка пи объединении его с другим;
  2. проведения межевания;
  3. изменения цели землепользования;
  4. ввода в эксплуатацию построенного объекта;
  5. развития инфраструктуры, повышающей спрос на землю: построенной дороги, подведенного электроснабжения, возведенных объектов соцкультбыта;
  6. изменения рыночных текущих цен.

Законом, принятым ГД РФ, власти Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга вправе через суд оспаривать кадастровую цену территории, если собственник, по их мнению, уменьшил ее умышленно через Комиссию до очень низкого значения, а земля не является муниципальной.
Иначе говоря, если владелец территории сочтет результат ее оценки высоким, обратится в Комиссию или сразу в суд и снизит кадастровую цену, администрация получит право оспаривать это решение через ту же Комиссию и суд.
По определению Конституционного суда РФ администрация муниципального образования имеет законное основание оспаривать решение Комиссии, когда переоценка проведена по обращению собственника. Муниципалитет теряет налоговые потоки в бюджет и заинтересован в их увеличении.
Владельцы земельных наделов на 2019 г. могут ожидать увеличения их кадастровой цены:

  • когда у администрации поселения появятся основания для плановой оценки,
  • если она через Комиссию или суд оспорит текущую стоимость,
  • появятся иные причины, такие как межевание, объединение участков, ввод в эксплуатацию новых объектов и т.д.

Собственник участка также имеет право изменить его кадастровую цену, подав в Росреестр заявление о ее пересмотре.

13672

С 2019 года введен единый подход к применению кадастровой стоимости для объектов налогообложения недвижимого имущества.

Этот подход распространяется на все виды недвижимости и охватывает три вида налога: налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

Для тех, кто следит за законодательством: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ внес поправки в п.2 ст.375 и п.15 ст. 378.2 НК РФ.

Признание кадастровой стоимости в качестве налоговой базы претерпело три ключевых изменения и стало унифицированным для всех видов недвижимости, налогообложение которой производим исходя из кадастровой стоимости.

Запись в реестре – это главное

В качестве налоговой базы может применяться только кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

До 1 января 2019 года из-за возможности проведения индивидуальной оценки в этом вопросе был полный хаос: кадастровая стоимость устанавливалась, затем корректировалась в сторону уменьшения по решению комиссии или суда, муниципалитеты, заинтересованные в наполнении бюджета, привлекали альтернативного оценщика и направляли ходатайства в суд о пересмотре кадастровой стоимости, принятой комиссией.

Налоговые органы, проверяя уточненные декларации, изучали документы и собирали сведения - подлинность решений комиссий по пересмотру стоимости, даты их вступления в силу, были ли результаты пересмотрены муниципалитетами и т.д. Масса судебных разбирательств регорганов с собственниками, с третьими лицами, споры по налогу на имущество налоговиков и налогоплательщиков. Вал документов и полная неразбериха.

И вот теперь в вопросе определения налоговой базы недвижимого имущества поставлена точка. Законодательно закреплен основной источник сведений о кадастровой стоимости – информационный ресурс ЕГРН.

Кадастровая стоимость изменилась – когда признаем?

С 1 января 2019 года период, с которого действует уточненная кадастровая стоимость, зависит от причины ее изменения.

1. Если изменились качественные или количественные характеристики объекта, а именно – уточнили площадь объекта или его назначение, изменился вид разрешенного использования земельного участка, перевели земли из одной категорию в другую - уточненная кадастровая стоимость признается для налогообложения со дня внесения сведений в ЕГРН . А не со следующего налогового периода, как было ранее.

Для расчета налога объект налогообложения определяем так: за полные месяцы - с начала года до внесения записи в ЕГРН – принимаем сумму по прежней кадастровой стоимости, за полные месяцы - с даты изменения и до конца года – по уточненной.

2. Если изменения кадастровой стоимости произошли из-за технической ошибки в сведениях ЕГРН, или в результате ее пересмотра на комиссии при Росреестре, или обжалования в суде – уточенная кадастровая стоимость- после внесения верных сведений в ЕГРН - может быть применена за весь период, когда применялась ошибочная (а потом оспоренная вами) кадастровая стоимость.

Оспаривание и особенности ретроприменения

Как было раньше: Если вы не согласны с кадастровой стоимостью - можно было применить индивидуальную рыночную стоимость - привлечь оценщика, пойти за решением в комиссию при Росреестре или в суд. Измененная кадастровая стоимость могла быть использована начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании.

А как быть с предыдущими периодами? Если вы не успели подать заявление, не было отчета оценщика об оспаривании, или вы не успели по каким-то иным причинам?

С 1 января 2019 год это правило изменено: если вам удалось оспорить кадастровую стоимость по решению комиссии или суда или она изменена Росреестром вследствие исправления ошибок или недостоверных сведений - вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена за все периоды, в которые применялась ошибочная кадастровая стоимость.

Но важно! По закону перерасчет возможен только в случае, если решение об изменении кадастровой стоимости будет принято после 1 января 2019 года. Это относится и к искам, поданным до 1 января 2019 года.

При выполнении требований об оспаривании вы сможете вернуть деньги за 2015-2918 годы.

Помним, что заявление о зачете или возврате налога можно подать не позднее трех лет со дня его уплаты.

Независимый налоговый консультант-практик. Советник налоговой службы Российской Федерации 3 ранга. Уже много лет я помогаю российским бизнесменам осмысленно и осознанно решать налоговые проблемы, преодолевать страхи и ограничения, вызванные общением с налоговыми органами. Охлаждать пыл и останавливать от опасных налоговых кульбитов. Уверенно, спокойно и с достоинством вести свой бизнес в непростых, а порой и опасных, российских условиях.