Частичное признание вины по уголовному делу. Полное признание обвиняемым своей вины

Предпринимательский договор представляет собой разновидность гражданско-правового догово­ра - так называемую «торговую сделку».

Особенности предпринимательского договора как торговой сделки:

1) заключается в целях осуществления его сторонами (сторо­ной) предпринимательской деятельности;

2) стороны (или хотя бы одна из сторон) должны быть субъ­ектом предпринимательской деятельности;

3) возмездный характер договора;

4) в законодательстве установлены более «жесткие» правила по отношению к предпринимателям, включая повышенную ответ­ственность за нарушение договорных обязательств и ограничение в ряде случаев воли субъектов, в результате чего стороны, заклю­чившие договор, могут быть лишены основных гражданско-правовых признаков - юридического равенства, диспозитивности поведения;

5) письменная форма договора;

6) четкость предмета договора;

7) безналичные расчеты в договорных отношениях организаций

8) длительный срок договора;

9) бухгалтерские и налоговые последствия договора;

10) порядок актирования недостачи (порчи) товаров;

11) претензионный и арбитражный порядок рассмотрения споров из предпринимательского договора.

Предпринимательские договоры представляют собой тот правовой инструмент, который связывает предпринимателя с внешним миром, позволяя ему получать прибыль от передачи своего имущества в пользование другим лицам, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Им свойственны все признаки предпринимательства; помимо этого они обладают особенностями, отличающими их от договоров бытовых, и главной из них служит ответственность независимо от вины.

В ГК РФ (ст. 401) установлено общее правило, по которому предприниматель отвечает за нарушение обязательства независимо от вины, кроме случаев, предусмотренных законом или договором. Законом ответственность за вину определена, например, для производителя сельскохозяйственной продукции, потому что ему по понятным причинам приходится работать в трудных условиях (ст. 538 ГК РФ); условие о виновной ответственности может быть включено и в договор, но все это носит характер исключений из приведенного правила.

Предприниматель отвечает без вины, потому что в противном случае вступление с ним в договорные отношения сопровождалось бы слишком большой степенью неопределенности. Каждый случай нарушения им обязательства требовал бы рассмотрения вопроса о том, виновен ли он, т.е. принял ли все необходимые меры для надлежащего исполнения договора при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота (п. 1 ст. 401 ГК РФ). В результате всякий, связанный с ним договором, оказался бы в состоянии неопределенности в отношении применения к нему мер ответственности в случае неисполнения договора.


Для сферы предпринимательства такая ситуация неприемлема. Здесь необходим жесткий подход, основанный на положении о том, что нарушение обязательства должно повлечь ответственность. Поэтому вина не является основанием ответственности предпринимателя, и даже такой фактор, как отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, ничего не меняет, поскольку относится к рискам, невыгодные последствия которых ложатся на него самого.

Единственное, что может освободить его от ответственности, так это доказанный факт невозможности исполнения вследствие непреодолимой силы.

По субъектному составу сторон выделяются дог-ры, все стороны кот-х являются предприн-ми и в кот-х в качестве одной из сторон выступает предприниматель.

1.дог-ры розничной купли-продажи, проката, банковского вклада и банковского счета, кредитный дог-р, дог-ры энергоснабжения, перевозки грузов, транспортной экспедиции, строительного подряда, агентский дог-р и многие другие.

2.поставки товаров с предприним-и целями, контрактации, коммерческой концессии, финансовой аренды (лизинга), складского хранения, страхования предпр-их рисков и дог-р простого товарищества, заключенный для осущ-я предпр-й деят-ти, иные сторонами кот-х являются субъекты предприн-ва.

В ГК РФ не содержится каких-либо разъяснений о субъектном составе рассматриваемых договоров: в нем отсутствует сам термин «предпринимательский договор», не говоря о его определении. В принципе, предприниматель может вступать в договорные отношения с любым лицом, в том числе - с некоммерческими организациями и гражданами. Это обстоятельство, по-видимому, и дало основание для вывода о том, что если хотя бы одной стороной договора выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, его уже можно признать предпринимательским.

Обращение к договорам, в которых предприниматель является одной стороной, а гражданин - другой (например, при розничной купле-продаже), показывает, что продавец и покупатель подчинены разным правовым режимам. Первый действует на основании публичных и частноправовых норм, последний не выходит за пределы частной сферы. Продавец подчинен актам государственного регулирования предпринимательства, покупателю достаточно норм гражданского права, к тому же в этих пределах он может воспользоваться правомочиями, имеющимися у него в силу Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21 декабря 2004 г.). Данный договор, если и назвать предпринимательским, то лишь в части, относящейся к продавцу, но не к покупателю; иными словами, он являлся бы предпринимательским обязательством лишь отчасти и уже этим отличался бы от договоров между предпринимательскими структурами.

Различия в правовом режиме, на котором действует предприниматель, с одной стороны, и его договорные партнеры - граждане и некоммерческие организации, с другой, проистекают из разницы стоящих перед ними целей. Предпринимателю необходима прибыль, а названным партнерам - его товары, работы и услуги.

И только в том случае, когда обе стороны договора - коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, они действуют в одинаковом режиме, с одной и той же целью, подчиняясь особенностям правового регулирования предпринимательских договоров. Поэтому именно договоры с таким субъектным составом должны быть с полным основанием отнесены к числу предпринимательских. Договоры, в которых лишь одна из сторон является коммерческой организацией (индивидуальным предпринимателем), следует квалифицировать как обязательства с участием предпринимателя. В то же время в зависимости от того, кто является другой стороной - гражданин или некоммерческая организация, они могут быть направлены на удовлетворение, соответственно, бытовых потребностей, либо достижение целей, стоящих перед некоммерческими организациями.

30. Основания, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности .

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

налогообложение;

лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

прогнозирование и планирование;

предоставление налоговых льгот;

льготное кредитование;

государственный (муниципальный) заказ и др.

Под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.

Как и направления (сферы) государственного регулирования предпринимательской деятельности, формы такого регулирования многообразны. В целом их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.

Экономической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития.

Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот.

Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности - это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственная поддержка также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики.

Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование - это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п.

Большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

По теме: Источники коммерческого права: понятие, виды, ГК РФ и нормы коммерческого права, толкование и применение норм коммерческого права, нормативно-правовой режим предпринимательства

Санкт- Петербург 2012

1. Понятие коммерческого права

2. Источники коммерческого права и их виды

3. ГК РФ и нормативные акты. Толкование и применение

4. Нормативно-правовой режим предпринимательства

Литература

1. Понятие коммерческого права

Коммерческое право -- подотрасль гражданского права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету коммерческого права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы.

Коммерческое право как наука представляет собой вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах, явлениях действительности. К числу задач, которыми занимается наука коммерческого права, можно, в частности, отнести разработку методики определения и расчета упущенной выгоды.

Возмещение убытков в виде упущенной выгоды (неполученного дохода) предусмотрено гражданским законодательством. Однако закон содержит всего один критерий определения таких убытков: предпринятые кредитором меры для получения выгоды и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК). Какова должна быть доказательственная база, закон не определяет.

В нашей стране действует Временная методика определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров (письмо Госарбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225). По этой методике неполученная прибыль определяется как разница между ценой и полной плановой себестоимостью единицы продукции, умноженная на количество не произведенной или не реализованной по вине контрагента продукции.

В отличие от других под отраслей гражданского права коммерческое право не обособлено ни в виде раздела в ГК РФ (как большинство под отраслей гражданского права), ни в виде отдельного кодекса (как, например, семейное право). Нормы коммерческого права рассредоточены по всем разделам ГК РФ, а также во множестве других законов и нормативных правовых актов.

2. Источники коммерческого права и их виды

Поскольку предпринимательская деятельность опосредуется как отношениями гражданского права (предпринимательскими отношениями), так и отношениями публичного права (отношения по публичной организации предпринимательской деятельности), то и источниками коммерческого права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие нормы как частного, так и публичного права, предназначенные для регулирования предпринимательской деятельности.

Источник права - внешняя форма выражения права, т. е. совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. Источники коммерческого права - нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в Гражданском кодексе РФ и ряде специальных нормативных актов, например Федеральном законе «Об акционерных обществах».

Виды источников коммерческого права:

1. Международные договоры, поскольку их приоритет над национальным законодательством предусмотрен ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, провозглашающая основные принципы торгового оборота. В частности, единство экономического пространства, поддержку конкуренции, защиту собственности и др.

3. Федеральные законы, включая кодифицированные акты - Гражданский кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и множество других законов, среди которых невозможно выделить специальные торговые, так как они имеют и общегражданский характер.

4. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

5. Обычаи делового оборота. Это первые источники торгового права. В настоящее время применение обычаев санкционировано (ст. 5 ГК РФ) в тех случаях, когда необходимая норма в законодательстве отсутствует. Обычай как источник права - это сложившееся, определенное по своему содержанию правило, широко применяющееся в какой-либо области предпринимательства, не предусмотренное законодательством.

6. Документы судебно-арбитражной практики. Признание судебной практики источником права является весьма дискуссионным вопросом, но для этого есть ряд веских причин. Во-первых, наличие большого числа так называемых "обобщенных судебных прецедентов", выраженных в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ для нижестоящих судебных инстанций. Во-вторых, наличие так называемых "каучуковых" норм, т.е. выражений неопределенного характера, например "заботливость", "осмотрительность", "неосторожность", "злоупотребление правом" (ст. 10 ГК РФ). В-третьих, зачастую разъяснения судебных инстанций о том, как нужно применять закон, становятся не толкованием прежней нормы, а созданием новой нормы. В качестве примера можно назвать отечественное вексельное законодательство и его толкование судами при разрешении споров.

право коммерция торговый

3. ГК РФ и нормативные акты. Толкование и применение

Базовым документов, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский Кодекс РФ. Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство:

· определяет правовое положение участников гражданского оборота;

· определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав);

· регулирует договорные и иные обстоятельства, а также другие имущественные и неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляемые предпринимательскую деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого- либо и частные дела, равенство различных форм собственности.

ГК РФ состоит из четырех частей, в каждой из которых, наряду с общими нормами, содержатся специальные нормы, направленные на регулирование отношений между предпринимателями или с их участием.

В части первой ГК РФ содержатся положения о понятии предпринимательской деятельности, об индивидуальных предпринимателях и коммерческих организациях, о коммерческом представительстве, о праве хозяйственного ведения, об особенностях заключения, изменения и расторжения договоров и исполнения обязательств в сфере предпринимательства. В развитие части первой ГК РФ приняты федеральные законы о хозяйственных обществах, о производственных кооперативах, о банкротстве, о приватизации (ФЗ №178-ФЗ от 04.07.1991), о рынке ценных бумаг и ряд других.

Часть вторая ГК РФ посвящена отдельным видам обязательств, включая обязательства в сфере предпринимательства, в частности договорам поставки, контрактации, финансирования под уступку денежного требования, финансовой аренде, агентирования, доверительного управления имуществом, коммерческой концессии и др.

В части третьей ГК РФ находим ряд специальных положений, рассчитанных на регулирование предпринимательских отношений: о доверительном управлении наследственным имуществом(предприятием, долей в уставном капитале и т. д.); о наследовании предприятия и прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах; о требованиях к форме и содержанию внешнеторговых сделок; о применимом праве при создании коммерческих организаций с участием иностранного капитала и др.

Часть четвертая ГК РФ содержит положения об особенностях коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности, в частности такие институты коммерческого права, как патентное право, право на секрет производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Нормативные правовые акты, как правило, являются комплексными, т. е. содержат нормы разных отраслей права, ни одни из которых явно не преобладают количественно (например, законы о рынке ценных бумаг (ФЗ №39-ФЗ от 22.04.1996), о банках (ФЗ №395-1 от 02.12.1990), о банкротстве (ФЗ №127-ФЗ от 26.10.2002) и др.) Комплексными являются также отраслевые кодексы (ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ), которые со держат нормы преимущественно одной отрасли права, поскольку в каждом из них можно обнаружить нормы (либо их учет) иной отраслевой принадлежности. В частности, в ГК РФ содержатся нормы публичного права, предписывающие частным лицам действовать с учетом публичных интересов, например, осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности только на основании лицензии (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Можно утверждать, что в отличие от отрасли права, включающей однородные нормы права (таких отраслей всего две: частное право и публичное право), отрасль законодательства всегда носит комплексный характер, поскольку нормативные правовые акты, составляющие ее, включают в себя нормы разных отраслей права. Данный вывод распространяется и на коммерческое законодательство, тем самым определяется его природа как комплексного законодательства.

Отраслей законодательства может быть сколько угодно много, вплоть до банно-прачечного законодательства, но такой отрасли права не существует. То, что в российском правоведении приобрело устойчивое название отраслей права (государственное, гражданское, трудовое, налоговое, административное, уголовное, процессуальное и т. д.), по существу является не отраслями права, а отраслями законодательства. Каждая из них представлена системой комплексных нормативных правовых актов, содержащих нормы частного и публичного права, направленных на регулирование разнородных общественных отношений в той или иной сфере общества: экономике, социальной сфере, обороне и т. д.

Коммерческое законодательство -- это совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность в части как ее осуществления, так и публичной организации. Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании предпринимательских отношений и отношений, связанных с публичной организацией предпринимательской деятельности.

Иногда различают понятия коммерческого права на частное и публичное.

Частное коммерческое право составляют нормы права, регулирующие предпринимательские отношения, т. е. частные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Особенности частноправового регулирования предпринимательских отношений воплощены в специальных статьях и главах ГК РФ, а также в специальных нормативных правовых актах, например в Законе об АО (ФЗ №208-ФЗ от 26.12.1995.). В процессе правоприменения специальным правилам отдается предпочтение перед общими правилами. Общие правила и институты ГК РФ применяются субсидиарно, т. е. когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано специальными нормами ГК РФ или иного нормативного правового акта.

Публичное коммерческое право составляют нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с государственным регулированием и контролем предпринимательской деятельности.

Источниками коммерческого права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ являются составной частью российской правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, а международные договоры Российской Федерации -- в результате их трансформации, т. е. преобразования, в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора Российской Федерации или издания иного внутригосударственного акта (ст. 2, 5, 6 Федерального закона от 15 июля 1995 г.№ 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Нормы международного права в сфере предпринимательства имеют весьма существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает. В настоящее время Россия является участником многих международных договоров. С учетом их, а также других международных договоров, к которым Россия намерена присоединиться, разрабатывается и применяется современное российское законодательство и, в частности, ГК РФ. Вот некоторые из этих договоров и соглашений:

· Договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 30 апреля 2009 г.

· Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS № 30) от 20 апреля 1959 г. (в рамках Совета Европы).

· Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15 февраля 1994 года, заключенного в форме обмена нотами, о применении отдельных положений Конвенции.

Совсем недавно Россия присоединилась во Всемирную торговую организацию (ВТО), это произошло 22 августа 2012 года. Членами Всемирной торговой организации являются уже 157 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО даёт стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

· Получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

· Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;

· Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

· Возможность вступления России в ОЭСР (членство в ВТО -- обязательное условие)

Большую роль в регулировании коммерческих отношений играют обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком- либо документе (ст. 5 ГК РФ). Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:

· это правило поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;

· правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе. В частности, в международных контрактах нередки ссылки на Международные правила толкования коммерческих терминов (ИНКОТЕРМС), Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), Унифицированные правила по договорным гарантиям и иные подобные документы1, делающие правила, содержащиеся в указанных Документах, частью договора, что служит в данном случае основанием для того, чтобы руководствоваться ими. Также из ст. 431 ГК РФ следует, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота;

· правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота -- это разновидность обычая вообще. Например, в ст. 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

4. Нормативно-правовой режим предпринимательства

Под нормативно-правовым режимом предпринимательства следует понимать соответствие законодательства природе предпринимательства, природе тех отношений, которые его опосредуют. Предпринимательство относится к той сфере общества, где определяющим является свобода (свобода предпринимательства), поэтому законодательство должно определять здесь лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставлять широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя.

Правовое регулирование предпринимательских отношений должно быть основано на общедозволительных, диспозитивных началах; здесь неприемлема детальная регламентация отношений. Государственное регулирование предпринимательства, наоборот, должно детально регламентировать поведение участников властных отношений (например, налогового органа и предпринимателя- налогоплательщика); здесь важное значение приобретают юридические (административные, процессуальные) процедуры. Соответственно в той мере, в какой коммерческое законодательство создает юридические возможности для свободы предпринимателя и насколько строго оно определяет компетенцию публичных органов, оно способствует решению задачи формирования гражданского общества (эффективно экономики) и построения правового государства.

Практическое значение теоретических положений о нормативно- правовом режиме предпринимательства заключается в том, что они могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства и практики его применения, формирования современного юридического мышления тех, кто занимается законотворчеством в сфере предпринимательства, организацией исполнения законов в этой сфере и разрешением предпринимательских споров.

Наиболее рельефно нормативный режим предпринимательства проявляет себя в структуре коммерческого законодательства, благодаря которой можно увидеть, какое соотношение нормативных правовых актов в наибольшей степени обеспечивает необходимый режим регулирования. В этой связи классификация нормативных правовых актов коммерческого законодательства может быть проведена по различным основаниям: по юридической силе этих актов, по масштабу их действия, по их назначению и некоторым другим.

Законы и подзаконные нормативные правовые акты -- таково подразделение нормативных правовых актов коммерческого законодательства по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного правового акта действует закон (lex superior derogat legi inferior). Например, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (п. 2 ст. 13 АПК РФ).

Обеспечение необходимого нормативно-правового режима предпринимательства предполагает более активное использование законов для регулирования коммерческих отношений. Законы играют определяющую роль в системе источников коммерческого права, поскольку они обеспечивают наиболее стабильные условия для предпринимательства. При этом реальное верховенство законов должно находить выражение не только в формальном превалировании их над другими нормативными правовыми актами, но и в самом их содержании, что предполагает преобладание в них норм прямого действия, а также охват именно законами важнейших вопросов.

Среди федеральных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15), в которой содержатся основные нормы жизни общества: об основных правах и свободах личности, о взаимоотношениях личности и государства; о видах и компетенции органов государственной власти. В Конституции РФ содержатся также нормы, направленные на регулирование отношений в сфере предпринимательства. Например, ст. 8 гласит, что в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; ст. 34 гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Динамика общественной жизни, включая предпринимательство, учитывается в текущих законах: НК РФ, ТК РФ, КоАП РФ, УК РФ, АПК РФ, законах о внешнеторговой деятельности (ФЗ №164-ФЗ от 08.12.2003.), об АО, о приватизации, о конкуренции(ФЗ №135-ФЗ от 26.07.2005.) , об инвестиционной деятельности(ФЗ №39-ФЗ от 25.02.1999.) и многих других.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают также субъекты РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон. В связи с этим следует заметить, что ст. 71 Конституции РФ отнесла к ведению Российской Федерации гражданское (включая коммерческое в части норм гражданского права) и арбитражно-процессуальное законодательство. Тем самым обеспечивается единство экономического пространства на всей территории России.

Нормативные правовые акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Ими регулируются отношения организационного характера, направленные на обеспечение исполнения законов. Это нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления.

Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80--90 Конституции РФ), но не должны противоречить законам.

Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В случае противоречия постановления Правительства РФ указу Президента РФ применяется указ.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты (ведомственные акты) в сфере предпринимательства лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и не опубликованные в установленном порядке ведомственные нормативные акты не считаются вступившими в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Завершая характеристику вопроса о соотношении законов и подзаконных нормативных правовых актов, необходимо отметить, что в настоящее время, несмотря на увеличение роли законов среди источников коммерческого права, не все они имеют четко выраженное прямое действие и довольно часто отсылают к подзаконным актам (положениям, инструкциям, приказам и т. п.). Для того чтобы закон имел прямое действие, он должен быть достаточно подробным, детализированным ровно в такой степени, в какой сможет непосредственно регулировать соответствующие отношения. Как уже отмечалось, детальной регламентации в законах должна быть подвергнута деятельность органов публичной власти (публичные отношения), их компетенция и ответственность должны быть четко зафиксированы, ограничены рамками закона. Что же касается деятельности предпринимателей, то здесь необходимо детально определить обязанности предпринимателей перед обществом, которые корреспондируют компетенции органов публичной власти (например, обязанности налогоплательщика). Права же предпринимателей должны определяться не по перечневому методу (хотя это допустимо), а по принципу «можно все, что не запрещено законом».

По масштабу действия нормативные правовые акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на акты централизованного регулирования, принимаемые теми или иными публичными органами, и локальные акты, принимаемые коммерческими организациями.

Природе предпринимательства соответствует превалирующее значение локального нормативного регулирования, выражающего начала самоуправления коммерческой организации и объединений предпринимателей(ФЗ№315-ФЗ от 1.12.2007.) . В актах централизованного регулирования должны быть закреплены лишь минимальные (необходимые и достаточные) требования к предпринимательству, составляющие объективно-правовые границы свободы предпринимательства.

Нормативные правовые акты централизованного регулирования подразделяются на акты федеральных органов власти; акты органов власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления. Такое деление отражает распределение нормотворческой компетенции в федеративном государстве. Наблюдаемая здесь тенденция неустойчива и противоречива. С одной стороны, это имевшее место особенно в 90-е гг. прошлого века перераспределение компетенции в регулировании общественных отношений в направлении «сверху вниз», в пользу субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях развития регионального самоуправления. С другой стороны, это набирающая силу в настоящее время тенденция к централизации регулирования, выстраиванию «вертикали власти».

Локальные акты, являясь нормативными правовыми актами, принимаются органами управления коммерческой организации и обязательны к исполнению в данной коммерческой организации. Имеются в виду уставы юридических лиц, положения о структурных подразделениях юридического лица и другие акты, регулирующие внутренние (локальные, корпоративные) отношения коммерческих организаций. Такие акты не следует смешивать с индивидуально-правовыми локальными актами, например с приказами руководителя организации об увольнении кого-либо с работы.

В коммерческой организации могут быть приняты любые решения, включая решения нормативного характера, если они не противоречат нормативным правовым актам централизованного регулирования. Иначе говоря, свобода самоуправления коммерческой организации ограничена:

· императивными требованиями актов централизованного регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет (например, требования к уставу АО -- ст. 98 ГК РФ);

· распределением нормотворческой компетенции между органами управления коммерческой организации, если их несколько (например, в АО -- ст. 103 ГК РФ).

В разработке локальных нормативных актов большую помощь призваны оказывать примерные уставы, правила, договоры, разрабатываемые различными методическими центрами и являющиеся источниками коммерческого права рекомендательного характера. Названные примерные акты не следует смешивать с типовыми договорами, положениями и т. п., издаваемыми Правительством РФ и являющимися обязательными для участников коммерческих отношений (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

По своему назначению нормативные правовые акты коммерческого законодательства подразделяются на акты общие и специальные. Такое подразделение нормативных правовых актов отражает по существу соотношение однородных по природе норм разных нормативно-правовых актов одного уровня, например норм гражданского права в ГК РФ и Законе о банкротстве; норм процессуального права в А П К РФ и Законе о банкротстве и т. п.

Практическое значение деления нормативных правовых актов на общие и специальные заключается в том, что нормам специальных актов в процессе правоприменения отдается приоритет (lex speciali derogate generali). Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном акте.

Природе предпринимательства в большей мере соответствует режим, устанавливаемый общими нормативными правовыми актами, поскольку они обеспечивают более стабильные условия а л я предпринимательства.

Общее законодательство стабильно, так как оно отражает систему объективного права непосредственно и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, сделках, сроках и т. п. Специальное законодательство более изменчиво, поскольку связано с объективной системой права опосредованно через общее законодательство. Его нормы более конкретны, отражают экономическую политику данного периода развития общества. Хронологические противоречия быстро меняющегося законодательства устраняются на основе коллизионного принципа (приоритетом обладает закон, принятый позже) lex posterior derogat priori.

Предпринимательство не терпит нестабильности, поэтому следует стремиться облечь правила о нем в максимально стабильные нормативные правовые формы -- унифицированные законы. Дифференциация коммерческого законодательства, принятие специальных нормативных правовых актов в сфере предпринимательства -- необходимое условие его эффективности, поскольку учитываются особенности правового регулирования предпринимательства. Однако чрезмерность специальных актов практически всегда свидетельствует о значительном усилении регулирующей роли государства, его вмешательстве в ту или иную сферу частной жизни общества, сужении самостоятельности субъектов частного права. Унификация же законодательства ведет к укрупнению нормативных правовых актов и упрощению структуры законодательства и тем самым -- к установлению общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам частной жизни.

Литература

1. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник / В. Ф. Попондопуло. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М. :Норма, 2008. -- 800 с.

2. Беляева О.А. Коммерческое право России: курс лекций (3-е изд., перераб. и доп.). - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. --192с.

3. Коммерческое право [Текст]: учебное пособие / Под ред. Н.В. Постового. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 188 с. - 3000 экз.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия и видов источников коммерческого права. Характеристика основных признаков обычая делового оборота. Сущность нормативно-правового режима предпринимательства. Классификация нормативных правовых актов, регулирующих коммерческие отношения.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2012

    Конституция как источник гражданского права. Международные договоры: понятие и назначение, нормативно-правовое обоснование. Вступление в силу гражданского законодательства и иных актов, содержащих норм гражданского права. Обычаи делового оборота.

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Понятие коммерческого права и его отличительные признаки. Предмет регулирования коммерческого права. Концепция коммерческого права и ее практическое значение. Соотношение коммерческого права с гражданским правом и другими юридическими дисциплинами.

    реферат , добавлен 12.11.2008

    Понятие, необходимость и содержание толкования права. Казуальное официальное толкование. Акты толкования права: особенности, виды. Толкование норм права по объему. Способы толкования правовых норм. Социально-психологический механизм действия права.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2014

    Понятие, необходимость и содержание толкования права. Общая классификация толкования права. Казуальное официальное толкование. Способы толкования правовых норм. Толкование норм права по объему. Социально-психологический механизм действия права.

    реферат , добавлен 02.12.2014

    Общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере коммерческого права. История становления российского коммерческого права. Понятие и предмет, метод правового регулирования в коммерческом праве. Принципы коммерческого права.

    контрольная работа , добавлен 05.06.2010

    Определение источников коммерческого права. Рассмотрение основных нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности. Ознакомление с основами нормативно-правового режима предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2014

    Понятие коммерческого оборота, его участники и сфера применения. Место коммерческого права в системе гражданского права. Соотношение общих и специальных норм, регулирующих коммерческий оборот. Особенности продажи товара, который еще не изготовлен.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2010

    Понятие толкования правовых норм или уяснения подлинного содержания, внутреннего смысла. Подходы к толкованию норм гражданского права. Интерпретация норм права с точки зрения диатомии "право – факт" или юридической оценки конкретных фактических случаев.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2018

    Процесс действия права. Источники гражданского права. "Низшая" (установление подлинного текста) и "высшая" (проверка юридической обязательности норм) критика правовой нормы. Международные полеты воздушных судов. Ответственность за вред третьим лицам.