Чс в здравоохранении. Группы показателей, характеризующих чс в интересах здравоохранения

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256) приказываю:

Утвердить:

Положение о функциональной подсистеме Всероссийской службы медицины катастроф единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 1.

Положение о функциональной подсистеме Резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 2.

Министр М. Зурабов

Приложение N 1

и социального развития РФ
от 28 ноября 2006 г. N 803

Положение о функциональной подсистеме Всероссийской службы медицины катастроф единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности функциональной подсистемы Всероссийской службы медицины катастроф единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема).

2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794", от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф".

3. Функциональная подсистема создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4. В своей деятельности функциональная подсистема руководствуется выше перечисленными Федеральным законом, постановлениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и настоящим Положением.

5. Основными задачами функциональной подсистемы являются:

организация и осуществление медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических актов в ходе вооруженных конфликтов (далее - чрезвычайные ситуации);

организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;

совершенствование организационной структуры и повышение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы к выполнению задач по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

разработка, совершенствование и внедрение передовых технологий оказания медицинской помощи и лечения пораженных, медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения деятельности функциональной подсистемы.

6. Функциональная подсистема действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

7. Координационными органами функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

на региональном и муниципальном уровнях - представители соответствующего органа управления здравоохранением, входящие в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия их решений определяются положениями о них.

8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне - Всероссийский центр медицины катастроф "Защита", входящий в его состав штаб Всероссийской службы медицины катастроф; подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства, уполномоченные на решение задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

на межрегиональном уровне - филиалы Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" и региональные центры медицины катастроф;

на региональном уровне - территориальные центры медицины катастроф; подразделения территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

на муниципальном уровне - структурные подразделения (должностные лица) органов управления здравоохранением, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

на объектовом уровне - должностные лица медицинских организаций, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии со своими должностными обязанностями.

9. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:

подразделения и формирования Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" и его филиалов, региональных и территориальных центров медицины катастроф, центров медицины катастроф местного уровня или станций (подстанций) скорой медицинской помощи, выполняющие функции органа управления службы медицины катастроф;

учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека центрального подчинения и ведомственных служб, соответствующие подразделения территориальных управлений на транспорте и в субъектах Российской Федерации, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на территориях;

специализированные формирования и учреждения Федерального медико-биологического агентства;

клинические базы и лечебно-профилактические учреждения, предназначенные в соответствии с возложенными на них обязанностями, для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

научные базы для решения проблем медицины катастроф;

медицинские нештатные формирования (мобильные медицинские отряды, бригады специализированной медицинской помощи, специализированные противоэпидемические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные бригады скорой медицинской помощи, бригады скорой медицинской помощи, бригады первой врачебной помощи, бригады доврачебной помощи, санитарные посты, группы эпидемиологической разведки).

Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований функциональной подсистемы, а также лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения, на базе которых они создаются, определяются руководителями органов управления здравоохранением исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

10. Решение об использовании сил и средств функциональной подсистемы, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, принимаются в зависимости от их масштабов руководителями службы медицины катастроф соответствующего уровня.*

11. Для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы материально-технических ресурсов и медицинского имущества:

в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения первоначальных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - за счет средств федерального бюджета;

на федеральном и межрегиональном уровнях - за счет средств федерального бюджета;

резерв субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета соответствующего субъекта российской Федерации;

резерв муниципального уровня - за счет средств муниципального бюджета;

объектовый резерв - за счет собственных средств организации.

Номенклатура и объем запасов материально-технических ресурсов и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий, а также контроль за их хранением, использованием и освежением устанавливаются создающим их созданием, хранением, использованием и освежением органом или организацией.

12. Управление функциональной подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил функциональной подсистемы.

13. Информационное обеспечение в функциональной подсистеме осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

14. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе планов медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях (планов действий), разрабатываемых органами управления функциональной подсистемы.

Организационно-методическое руководство планированием медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях (планированием действий) в рамках функциональной подсистемы осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях, силы и средства функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением руководителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления, сил и средств функциональной подсистемы могут устанавливаться следующие режимы функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации.

16. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления функциональной подсистемы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

наблюдение, оценка и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемиологической обстановки;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи;

предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайной ситуации;

обеспечение постоянной готовности органов управления, си# и средств совершенствование# подготовки ее личного состава;

поддержание взаимодействия между органами управления, силами и средствами функциональной подсистемы;

руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

ведение статистической отчетности, обобщение опыта работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайной ситуации;

оповещение руководителей и должностных лиц органов управления функциональной подсистемы, введение при необходимости круглосуточного дежурства на стационарных пунктах управления;

постоянный сбор, обработка и передача органам управления функциональной подсистемы данных о прогнозируемых медико-санитарных последствиях чрезвычайной ситуации, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в условиях чрезвычайной ситуации;

уточнение плана медико-санитарного обеспечения и плана взаимодействия в чрезвычайной ситуации;

приведение сил и средств функциональной подсистемы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемый район действий;

восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их медико-санитарных последствий;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о возникновении чрезвычайной ситуации;

непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и подготовка предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

выдвижение в зону чрезвычайных ситуаций оперативных групп, подразделений и формирований функциональной подсистемы;

участие аварийно-спасательных и других формирований Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в оказании первой медицинской помощи пораженным и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;

организация и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;

организация медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

организация и проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации);

организация и осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе чрезвычайной ситуации;

осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обеспечение их средствами медицинской защиты;

обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами функциональной подсистемы;

всестороннее обеспечение сил и средств функциональной подсистемы, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

17. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации:

федеральных и межрегиональных - расходным обязательством Российской Федерации;

региональных - расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

муниципальных - расходным обязательством органов местного самоуправления.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуациях за счет собственных средств.

Выделение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

_____________________________

* Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам
от 9 ноября 2006 г. N 06-128/пз-н
“О внесении изменений в Список эмитентов, регистрирующим органом для которых является Федеральная служба по финансовым рынкам, утвержденный приказом ФСФР России от 13.07.2005 N 05-24/пз-н”

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 28 ноября 2006 г. N 803

Положение о функциональной подсистеме резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности функциональной подсистемы резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резерв медицинских ресурсов).

2. Положение разработано в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794" и приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 декабря 2004 г. N 305 "О создании резерва медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" и от 4 апреля 2006 г. N 253 "Об утверждении Положения о резерве медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

3. Функциональная подсистема резервов медицинских ресурсов предназначена для обеспечения выполнения мероприятий, проводимых службой медицины катастроф по предотвращению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, и включает запасов# медикаментов, медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущество, медицинской техники и оборудования медицинского назначения. Предоставление материальных ценностей резерва медицинского имущества (лекарственных средств изделий медицинского назначения) для оказания помощи за пределами Российской Федерации осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

4. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

федеральный резерв медицинских ресурсов в составе государственного материального резерва - решением Правительства Российской Федерации;

федеральный резерв медицинских ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - приказом Минздравсоцразвития России;

резервы медицинских ресурсов субъектов Российской Федерации - решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Местные резервы медицинских ресурсов - решением органов местного самоуправления;

Объектовые резервы медицинских ресурсов - решением администраций организаций.

5. Резерв медицинских ресурсов создается исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимального использования имеющихся медицинских сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов медицинских ресурсов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создающим их органом или организацией.

6. Резервы медицинских ресурсов размещаются на объектах, предназначенных для их хранения, расположенных в местах обеспечивающих их оперативную доставку в зоны чрезвычайной ситуации и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайной ситуации.

7. Руководство созданием и функционированием федерального резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) через ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава" и его филиалы в федеральных округах.

Накопление и содержание федерального резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава" в соответствии с Положением о резерве медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 253.

Ответственное хранение материальных ценностей, в том числе неснижаемого запаса, осуществляется ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава" и его филиалами в федеральных округах, а также организациями на основании заключенных с ФГУ "ВЦМК "Защита" Росздрава" договоров.

8. Резервы медицинских ресурсов используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, медико-санитарном обеспечении населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

9. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восстановлению резервов медицинских ресурсов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности:

из средств бюджета - федерального резерва медицинских ресурсов в составе государственного материального резерва;

из средств бюджета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - федерального резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

из средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервов медицинских ресурсов субъектов Российской Федерации;

из средств местных бюджетов - местных резервов медицинских ресурсов;

из собственных средств организаций - объектовых резервов медицинских ресурсов.

10. Методическое руководство функциональной подсистемой резерва медицинских ресурсов осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2006 г. N 803 "Об утверждении положений о функциональных подсистемах Всероссийской службы медицины катастроф и Резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А. Медик. - 2011. - 592 с.: ил. - (Послевузовское образование).

Глава 16. Организация медицинской помощи при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Глава 16. Организация медицинской помощи при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

16.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конец XX - начало XXI вв. ознаменовались стремительным развитием техносферы, ростом активности природных процессов, появлением глобальных экологических угроз, социальными потрясениями и как следствие этого возникновением чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В 1994 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который определил общие организационно-правовые нормы в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. В последующие годы (2002, 2004, 2006, 2007 гг.) законодатель неоднократно вносил в этот закон необходимые изменения и дополнения.

В комплексе мер по защите населения и территорий от ЧС основные составляющие - предупреждение и ликвидация ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и матери-

альных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

16.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительством Российской Федерации принята следующая классификация чрезвычайных ситуаций:

чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;

чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух поселений и более, внутригородских территорий города федерального значения или межпоселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

чрезвычайная ситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух субъектов Российской Федерации и более, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более

500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей; чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей. Руководствуясь этой классификацией, органы управления единой системой и Всероссийской службы медицины катастроф разрабатывают планы по привлечению необходимых сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС.

16.3. ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Источниками возникновения ЧС могут быть опасные природные явления, техногенные происшествия, особо опасные инфекционные заболевания людей и животных, а также современные средства поражения.

По причине возникновения источники ЧС подразделяют на три группы: природные, антропогенные и смешанные.

Природные источники чрезвычайных ситуаций

Возникают в результате разного рода возмущений в естественной среде обитания человека и подразделяются: на геолого-геофизические, гидрометеорологические, аэрометеорологические, биологические.

Геолого-геофизические источники ЧС возникают в результате возмущения внутри и на поверхности земной коры. К ним относятся: землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, лавины, пыльные бури и т.п.

Гидрометеорологические источники ЧС формируются в гидросфере. Это, прежде всего, циклоны, цунами, штормы, наводнения и т.п.

Аэрометеорологические источники ЧС возникают вследствие возмущений в нижних слоях атмосферы. К ним относятся: ураганы, бури, смерчи, ливни, снегопады и т.п.

Биологические источники ЧС - это особо опасные инфекционные заболевания и массовые отравления людей, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных и растений, массовое распространение вредителей и т.п.

Антропогенные источники чрезвычайных ситуаций

Возникают в искусственной среде обитания, созданной человеком, и подразделяются на две группы: техногенные и социальные.

К техногенным источникам ЧС относятся, прежде всего, пожары, аварии на радиационно и химически опасных объектах, транспорте, инженерных сетях, гидротехнических и других объектах жизнеобеспечения.

Социальные источники ЧС включают в себя вооруженные столкновения на почве межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных конфликтов; терроризм, преступность, наркоманию и т.п.

Смешанные источники чрезвычайных ситуаций

Обусловлены активным антропогенным воздействием на окружающую среду, под влиянием которого возникают новые или усиленно развиваются существующие природные источники ЧС. К ним относятся источники ЧС, связанные с изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы, вследствие негативного воздействия человека на биосферу и др.

16.4. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Указом Президента Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах возложены на МЧС России.

Одна из важнейших функций МЧС России - управление единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (далее - «единая система»), порядок организации и функционирования которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

В современных условиях развития общества основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются:

Предупреждение возникновения и развития ЧС;

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

Ликвидация ЧС.

В организационно-функциональной структуре единой системы, ее управлении выделяют пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС включает в себя ряд функциональных подсистем, создаваемых федеральными органами исполнительной власти. К одной из таких функциональных подсистем относится Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), координацию деятельности которой осуществляет МЗиСР РФ.

16.5. ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

ВСМК организована в целях защиты жизни и здоровья населения, совершенствования медико-социального обеспечения граждан при возникновении и ликвидации последствий ЧС.

ЧС могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К основным из них относятся:

Большое число пострадавших с поражениями разных видов и степеней;

Сложная санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая обстановка, вызванная выходом из строя систем энерго- и водоснабжения, канализации, скоплением больших масс людей;

Дезорганизация управления здравоохранением в зоне ЧС, материальные и людские потери, не позволяющие наладить необходимое медицинское обеспечение в этой зоне.

Все потери среди населения в результате ЧС подразделяются на безвозвратные и санитарные. Безвозвратные потери составляют убитые, умершие, утонувшие, пропавшие без вести. Санитарные потери - пораженные и заболевшие в результате ЧС.

В 2008 г. специалисты ВСМК приняли участие в ликвидации медико-санитарных последствий более 13,9 тыс. ЧС, в том числе более 13,1 тыс. техногенных, 336 биолого-социальных, 18 природных, в ходе чего была оказана медицинская помощь более 26,6 тыс. пораженным.

ВСМК предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медикосанитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других ЧС, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

16.5.1. Принципы и задачи Всероссийской службы медицины катастроф

Основополагающие принципы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф

Государственный характер. Реализация государственной политики в оказании медицинской помощи гражданам при возникновении и ликвидации последствий ЧС обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, которая функционирует на основе соответствующих Указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов.

Централизация управления. Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Плановый характер. Этот принцип предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава ВСМК.

Функциональное предназначение сил и средств ВСМК. Это означает, что формирования ВСМК и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях. Это достигается наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности, созданием запасов необходимого имущества и медикаментов, использованием современных средств связи, оповещения и информационного обеспечения.

Основные задачи ВСМК:

Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;

Обеспечение постоянной готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в ЧС;

Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медикосанитарного характера в условиях ЧС;

Участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;

Создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;

Участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС;

Разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;

Участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

Научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;

Международное сотрудничество в области медицины катастроф.

16.5.2. Управление и организационно-функциональная структура Всероссийской службы медицины катастроф

В организационно-функциональной структуре и управлении ВСМК выделяется 5 уровней (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Организационно-функциональная структура Всероссийской службы медицины катастроф

Первый уровень - федеральный, в который входит Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»), подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства, уполномоченные для решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

ВЦМК «Защита» - головное государственное многопрофильное учреждение службы медицины катастроф МЗиСР России, выполняющее функции органа управления ВСМК, а также образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения. ВЦМК «Защита» имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф СНГ.

Основные подразделения ВЦМК «Защита» представлены на рис. 16.2.

Рис. 16.2. Организационно-функциональная структура Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Штаб ВСМК осуществляет координацию подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований

и учреждений, входящих в ВСМК на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Клиника медицины катастроф предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи больным и раненым с патологией, характерной для ЧС (травмы, ожоги, химические и радиационные поражения и др.), а также для практической подготовки соответствующих специалистов. В состав клиники входят полевой многопрофильный госпиталь, специализированные клинические отделения и подразделения обеспечения.

Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования предназначен для усовершенствования руководящего состава ВСМК, разработки предложений по реализации государственной политики в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработке федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК. Институт имеет в своем составе кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарнопротивоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины с соответствующими профильными научными лабораториями, отдел научно-технической информации с библиотекой.

Центр медицинской экспертизы и реабилитации предназначен для медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС и разработки нормативной методической базы, обеспечивающей реализацию этой системы на региональном и территориальном уровнях.

Научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экс тре мальной медицины занимается изучением последствий воздействия на человека неблагоприятных факторов различной природы; определением функциональных резервов и предельных возможностей организма, работоспособности и надежности деятельности человека в экстремальных условиях; разработкой режимов труда и отдыха спецконтингентов в неблагоприятных и экстремальных условиях, а также созданием средств спасения и индивидуальной защиты человека.

Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях занимается разработкой организационно-методических основ медицинской помощи населению, находящемуся за пределами санитарнозащитной зоны стационарных радиационно-опасных объектов.

Отдел медицинского снабжения обеспечивает выполнение задач по накоплению, содержанию, обновлению и отпуску медицинского имущества из резервов МЗиСР России для ЧС. Кроме того, отдел организует получение, хранение и выдачу медицинских грузов гуманитарной помощи, получаемой от зарубежных стран.

Второй уровень - межрегиональный представлен филиалами ВЦМК «Защита» и региональными центрами медицины катастроф.

Филиалы ВЦМК «Защита» обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на межрегиональном уровне, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

Третий уровень - региональный включает территориальные центры медицины катастроф, подразделения территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Территориальный центр медицины катастроф имеет статус юридического лица, и основными его подразделениями являются: администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационнометодический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санавиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения.

Четвертый уровень - муниципальный, на котором действуют структурные подразделения и должностные лица органов управления здравоохранением, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Пятый уровень - объектовый включает должностных лиц медицинских организаций, уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Начальником ВСМК на федеральном уровне является министр здравоохранения и социального развития РФ, начальниками служб медицины катастроф на межрегиональном уровне - представители МЗиСР России в соответствующем федеральном округе, на региональном и муниципальном уровнях - руководители органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований, на объектовом - руководители объектов здравоохранения.

Также в структуре ВСМК функционируют координационные органы, к которым относятся комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, создаваемые в МЗиСР РФ, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления или в организации здравоохранения. К основным задачам комиссий относятся:

Разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Координация деятельности органов управления и сил системы

ВСМК;

Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

Рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законодательством.

Для предупреждения и ликвидации ЧС выделяются (привлекаются) специально подготовленные силы и средства, к которым относятся:

Подразделения и формирования ВЦМК «Защита» и его филиалов, региональных и территориальных центров медицины катастроф, центров медицины катастроф муниципального уровня (станций, подстанций скорой медицинской помощи), выполняющие функции органа управления службы медицины катастроф;

Учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Специализированные формирования и учреждения Федерального медико-биологического агентства;

ЛПУ, предназначенные в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

Медицинские нештатные формирования (мобильные медицинские отряды, бригады специализированной медицинской помощи, специализированные противоэпидемические бригады, сани-

тарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные бригады скорой медицинской помощи, бригады скорой медицинской помощи, бригады первой врачебной помощи, бригады доврачебной помощи, санитарные посты, группы эпидемиологической разведки).

16.5.3. Режимы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф

В зависимости от обстановки, деятельность ВСМК осуществляется в режимах:

Повседневной деятельности;

Повышенной готовности;

Чрезвычайной ситуации.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях, силы и средства ВСМК функционируют в режиме повседневной деятельности. В тех случаях, когда может возникнуть или возникла ЧС, решением руководителей МЗиСР РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций устанавливаются режимы повышенной готовности или ЧС.

В режиме повседневной деятельности

Наблюдение, оценку и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемической обстановки;

Сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

Разработку и реализацию целевых, научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий ЧС;

Планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи;

Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

Обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств, совершенствования подготовки ее личного состава;

Руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:

Усиление наблюдения за санитарно-эпидемической обстановкой;

Прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

Оповещение руководителей и должностных лиц органов управления функциональной подсистемы, введение при необходимости круглосуточного дежурства на стационарных пунктах управления;

Постоянный сбор, обработку и передачу органам управления функциональной подсистемы данных о прогнозируемых медикосанитарных последствиях ЧС, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них;

Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в условиях ЧС;

Уточнение плана медико-санитарного обеспечения и плана взаимодействия в ЧС;

Приведение сил и средств функциональной подсистемы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, формирование оперативных групп и организацию выдвижения их в предполагаемый район действий;

Восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:

Прогнозирование развития возникших ЧС и их медико-санитарных последствий;

Оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления и организаций о возникновении ЧС;

Непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС, ее оценку и подготовку предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

Выдвижение в зону ЧС оперативных групп, подразделений и формирований;

Участие аварийно-спасательных и других формирований единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в оказании первой медицинской помощи пораженным и их эвакуации из зоны (очага) ЧС;

Организацию и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ЧС;

Организацию медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС;

Организацию и проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации);

Организацию и осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе ЧС;

Осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, обеспечение средствами медицинской защиты;

Обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами функциональной подсистемы;

Обеспечение сил и средств функциональной подсистемы, участвующих в ликвидации последствий ЧС, необходимыми материально-техническими и другими ресурсами;

Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

Ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

Мероприятия режимов повышенной готовности и ЧС организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера возможной

или возникшей ЧС и могут относиться ко всей ВСМК данного уровня или к ее части (на территориальном уровне - к определенному городу, району; на местном уровне - к району города, объекту экономики).

16.5.4. Организация медико-санитарного обеспечения

Важнейшей задачей органов управления и подразделений ВСМК служит реализация комплекса мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС. Этот комплекс мероприятий включает:

Лечебно-эвакуационное обеспечение;

Санитарно-гигиеническое обеспечение;

Противоэпидемическое обеспечение;

Мероприятия по медицинской защите.

В соответствии с основополагающими принципами деятельности ВСМК для медико-санитарного обеспечения используются находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарнопрофилактические учреждения, а также учреждения снабжения медицинским имуществом независимо от их ведомственной подчиненности.

Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медикосанитарных последствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению. Проведение лечебно-эвакуационных мероприятий - это, по существу, адаптированная к условиям мирного времени система этапного лечения раненых с эвакуацией по назначению, как составляющая медицинского обеспечения вооруженных сил в военное время. В основу этой системы заложены принципы единой военно-полевой доктрины, сформулированные в годы Великой Отечественной войны начальником Главного военного санитарного управления советской армии Е.И. Смирновым. Ее суть заключается в последовательном и преемственном оказании пострадавшим медицинской помощи как в очаге поражения, так и на этапах медицинской эвакуации в лечебные учреждения, способные оказать квалифицированную, специализированную помощь в полном объеме.

Характер и структура поражения населения при ЧС, масштабы и особенности их возникновения определяют объем и этапы лечебной и эвакуационной деятельности медицинских формирований и учреждений.

Опыт ликвидации последствий катастроф показывает, что организация лечебно-эвакуационных мероприятий пострадавших в очагах массового поражения выполняется, как правило, в два этапа.

На первом (догоспитальном) этапе эвакуации (непосредственно в очаге поражения или вблизи него) оказывается первая медицинская и доврачебная помощь по жизненным показаниям, проводится медицинская и эвакотранспортная сортировка.

На втором (госпитальном) этапе эвакуации оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь в ЛПУ.

Санитарно-гигиеническое обеспечение в ЧС включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в их ликвидации. Основными мероприятиями санитарно-гигиенического обеспечения в ЧС служат:

Оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, действующих на здоровье населения и окружающую среду;

Организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения и персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий ЧС;

Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением гигиенических норм и санитарных правил, организацией питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания;

Медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, а также за наличием специальной одежды, средств защиты и правильным их использованием;

Участие в контроле над санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших;

Организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий и населения в зоне ЧС.

Противоэпидемическое обеспечение населения в ЧС включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, а в случае их появления - локализации и ликвидации эпидемических очагов. Среди них основные:

Организация санитарно-эпидемиологической разведки;

Мероприятия по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС, активное раннее выявление, изоляция инфекционных больных, их эвакуация в инфекционные больницы, выявление лиц с хроническими формами инфекционных заболеваний и бактерионосителей;

Соблюдение противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации, выявление подвергшихся риску заражения лиц и организация наблюдения за ними, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, экстренная профилактика, санитарноразъяснительная работа.

Мероприятия по медицинской защите предназначаются для предупреждения или уменьшения воздействия поражающих факторов на население и спасателей в ЧС. Они включают:

Содействие обеспечению населения и спасателей медицинскими препаратами, индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и тому подобное), участие в обучении правилам и приемам пользования ими;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов ЧС;

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

А) Свободного волеизъявления.

Б) Выборности органов Гражданской обороны.

В) Территориальный.

Г) Бесплатной доступности.

Д) Срочности и полноценности.

13. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:

А) В центрах обслуживания населения..\

Б) В центрах занятости населения;

В) По месту работы, учебы или места жительства.

Г) В кооперативах собственников квартир.

Д) В пенсионных фондах.

14. ЕДИНЫЙ СИГНАЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ:

А) «Говорит Гражданская оборона».

Б) «Тревога»

В) «Внимание всем»

Г) «Чрезвычайная ситуация»

Д) «Опасность»

15. ОБЯЗАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЕДИНОМУ СИГНАЛУ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ:

А) Немедленно покинуть здания и сооружения.

Б) Включить телевизоры, радио и другие средства приема информации.

В) Собраться в больничных организациях по месту жительства.

Г) Плотно закрыть все окна, двери и вентиляционные колодцы.

Д) Проветрить помещение.

16. В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ВХОДЯТ:

А) Политические правительственные и неправительственные организации, выборные и представительные органы.

Б) Вооруженные силы коалиционных Государств.

В) Республиканский и местные исполнительные органы.

Г) Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (МЧС) с его территориальными органами и подведомственными организациями;

Д) Транспортные, технологические и нефтедобывающие отрасли промышленности.

17. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС ВКЛЮЧАЕТ:

А) Бюджетные организации и учреждения, представительные органы власти.

Б) Местные органы военного управления, воинские части и учреждения.

В) Министерства и ведомства, государственные организации республиканского и местного подчинения.

Г) Три подсистемы: территориальные, функциональные, отраслевые (объектовые) и два уровня: местный и республиканский (государственный).

Д) Министерство по чрезвычайным ситуациям и аварийно-спасательные формирования.



18. ОДНИМ ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ:

А) Возрастание стоимости медицинских услуг.

Б) Ускоренный выпуск специалистов в медицинских учебных заведений.

В) Сокращение потребности населения в стационарозамещающей медицинской помощи.

Г) Величина и структура санитарных потерь населения.

Д) Объединение Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства здравоохранения.

ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЧС В ИНТЕРЕСАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

А) Нахождение в пределах административно-территориальных единиц, нарушение медицинской инфраструктуры, качество предоставляемых медицинских услуг.

Б) Время начала ЧС, пропускная способность железно - дорожных станций и аэродромов, степень разрушения жилого фонда.

В) Этиологический фактор ЧС, количество пораженных, механизм формирования контингентов пораженных.

Г) Стоимость аварийно-спасательных работ, продолжительность лечения пораженных, наличие лекарственных средств и изделий медицинского назначения в зоне ЧС.

Д) Расстояние до больничных организаций, средний койко-день, учебная нагрузка студентов и преподавателей медицинских ВУЗов.

20. ФАКТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОЧАГ ЗАРАЖЕНИЯ СИЛЬНО-ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЯДОВИТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (СДЯВ):

А) Температура воздуха и концентрация СДЯВ.

Б) Токсичность СДЯВ и тяжесть поражения населения.

В) Скорость действия и стойкость СДЯВ.

Г) Размеры и площадь чага заражения.

Д) Наличие средств защиты и обученность населения.

21. ПРИ АВАРИЯХ НА ХИМИЧЕСКИ-ОПАСНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ ОБРАЗОВАНИЕ НЕСТОЙКОГО, БЫСТРОГО ДЕЙСТВИЯ ОЧАГА ПОРАЖЕНИЯ СДЯВ ПРОИСХОДИТ ПРИ ЗАРАЖЕНИИ:

А) Крысиным ядом.

Б) Гидрокарбонатом натрия.

В) Педикулезом и гельминтозами.

Г) Аммиаком.

Д) Серной кислотой.

22. НАВОДНЕНИЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЗОН ЗАТОПЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:

А) Речные, на каналах, озерные (прудовые), морские и смешанные.

Б) Затопление населенных пунктов; затопление сельско-хозяйственных площадей и пастбищ, затопления с разрушением дорог и мостов.

В) 4 группы.

Г) 3 группы по 2 подгруппы в каждой.

Д) Местные, региональные и океанические.

23. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРИ АВАРИЯХ НА ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ:

А) Радиоактивное заражение местности; механический, термический факторы и их комбинации.

Б) Период полураспада радиоактивных веществ.

В) Скорость и направление ветра, температура воздуха.

Г) Плотность населения и характер застройки в районе радиационной аварии.

Д) Время года и ландшафт местности.

24. ХАРАКТЕР ПОРАЖЕНИЙ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ:

А) Административные, уголовные, условные.

Б) Головная боль, повышение температуры тела, боли в горле.

В) Лучевая болезнь, механические и термические поражения.

Г) Нарушение условий жизни, массовая миграция населения.

Д) Кровотечение, выпадение волос, нарушение аппетита и снижение массы тела.

25. ХАРАКТЕР ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ:

А) Магнитуда, мощность и расстояние до эпицентра землетрясения..

Б) Геологические особенности территории, время года, гидрометеорологические условия в момент катастрофы.

В) Механические повреждения, термические поражения, психотравма.

Г) Квалификация медицинского персонала, степень обеспеченности больничными организациями, обученность населения правилам оказания первой медицинской помощи.

Д) Характер застройки, сейсмическое усиление зданий.

26. ЗОНЫ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО НАВОДНЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ:

А) Скорости течения, протяженность, время прохождения волны.

Б) Времени года и температуры воды.

В) Уровень воды и глубина затопления.

Г) Наличия природных очагов антропозоонозных инфекций и плавательных средств.

Д) Степени судоходности зоны и наличия больничных организаций.

27. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ ЭТО:

А) Амбулаторное и стационарное лечение больных на основании решения центрального и местных органов по чрезвычайным ситуациям.

Б) Медицинские катастрофы природного и техногенного характера.

В) Система организационных и практических мероприятий по восстановлению системы здравоохранения при чрезвычайных ситуациях

Г) Отрасль медицины, теория и практика здравоохранения населения при чрезвычайных ситуациях.

Д) Медицинские организации уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям и силовых ведомств.

28. СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ЧС НЕ ОКАЖУТ:

А) Масштаб ЧС.

Б) Санитарно-эпидемическое состояние зоны ЧС..

В) Показатель среднегодового оборота койки больничных организаций.

Г) Возникновение потерь в силах и средствах здравоохранения.

Д) Возникновение среди пострадавших большого количества пораженных.

29. УРОВЕНЬ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАРАСТАНИЯ САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧС:

А) Всегда соответствует структуре и штатной численности организаций здравоохранения.

Б) Находится в компетенции Министерства по чрезвычайным ситуациям.

В) Распределяется в зависимости от административно-территориального деления государства.

Г) Превышает возможности местных, объектовых, а при крупномасштабных ЧС, и территориальных сил и средств здравоохранения.

Д) Подлежит утверждению в соответствующих органах местной представительной власти.

30. В ИНТЕРЕСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПОТЕРИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА:

А) Геофизические, антропогенные, зоогенные, техногенные.

Б) Финансовые, материальные, моральные, политико-экономические.

В) Безвозвратные, санитарные, ситуационно-обусловленные.

Г) Физические, химические, биологические, социальные.

Д) Этнические, экологические, эмоциональные, трансграничные.

31. В СТРУКТУРЕ САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЯЖЕЛЫЕ И СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ ПОРАЖЕНИЯ С РЕАЛЬНОЙ УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ СОСТАВЛЯЮТ:

В) соответственно 0,5 и 0,25 % от общего числа пораженных..

Г) около 50%..

Д) значительное количество.

32. НА РАЗМЕР САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ ПРИ ЧС ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОКАЖУТ ВЛИЯНИЕ:

А) Плотность населения в зоне ЧС.

Б) Интенсивность воздействия поражающих факторов ЧС.

В) Степень защиты и подготовки населения.

Г) Санитарно-эпидемическая обстановка в зоне ЧС.

Д) Средний возраст населения, показатели занятости трудоспособного населения.

33. СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ:

А) Обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными средствами при тяжелых и средней тяжести поражения.

Б) Ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, а также медицинского обеспечения персонала органов, организаций и формирований, подведомственных МЧС.

В) Организации самопомощи, взаимопомощи и медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Г) Организации амбулаторно-поликлинической, стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи населению на территориях, подверженных чрезвычайным ситуациям.

Д) Обеспечение оказания гарантированного объема медицинской помощи гражданам и санитарно-противоэпидемического надзора в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф на территории населенных пунктов.

34. В СОСТАВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ НЕ ВХОДЯТ:

А) Станции скорой медицинской помощи.

Б) Больничные организации.

В) Организации формирования здорового образа жизни.

Г) Организации переливания и заготовки крови.

Д) Ведомственные организации здравоохранения.

В ульяновском здравоохранении чрезвычайное положение официально не объявляли, но зато создали чрезвычайную комиссию, которую возглавил сенатор — председатель комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Потребность на решение первоочередных задач здравоохранения оценили в 319 миллионов рублей.

Сопредседателем комиссии станет председатель комитета по бюджету и экономической политике ЗСО Валерий Малышев. Состав комиссии пока не утвержден. Заседания должны проводиться в том числе на базе самых проблемных медицинских учреждений. Об этом сообщает минздрав региона.

Председатель ЗСО Анатолий Бакаев заявил, что встречи в больницах области показали, что «положение в сфере здравоохранения сложилось тяжелое».

— Средства, которые в ближайшее время будут направлены на здравоохранение, должны пойти на решение конкретных задач. Поэтому-обращаю внимание на необходимость тотального контроля за каждым рублем, поступающим на счета лечебных учреждений, — заявил он.

Рябухин, в свою очередь, рассказал, какие первоочередные потребности есть у региональных медучреждений. В частности, требуется закупка лекарств, кроме того, не оплачены долги по горюче-смазочным материалам и коммунальным услугам.

— В первую очередь, надо рассмотреть вопрос по поиску необходимых средств и организации закупок. Нам нужен серьезный финансовый аудит, — заявил Рябухин.

По его словам, комиссия готова обратиться за помощью к Минфину России, предварительно согласовав все расходы с федеральным Минздравом.

— Мы будем плотно работать с профильными специалистами от здравоохранения для исключения неточных цифр и недостоверных расчетов, — заявил Рябухин.

Новый министр здравоохранения Сергей Панченко отметил, что есть также проблемы «с финансовой дисциплиной лечебных учреждений и недостаточным финансированием отрасли». По его словам, больше всего людей волнует обеспечение медикаментами и медицинскими изделиями. Он также признал, что с их поставкой есть перебои. Кроме того, выяснилось, что область испытывает серьезные проблемы и с выплатой зарплат медработникам — проблемы сферы вскрываются постепенно.

— По итогам анализа острая потребность на решение первоочередных задач составляет 319 миллионов рублей, 243 миллиона из которых будут выделены из областного бюджета в ближайшее время. Эти средства будут направлены на нужды больниц по выплате заработной платы медицинскому персоналу, -сказал Сергей Панченко.

Таким образом, можно предположить, что еще около 76 миллионов рублей область надеется получить из федерального бюджета. Либо нужды поликлиник на эту сумму будут отложены на более поздний срок -когда такие средства смогут наскрести из регионального бюджета.
Панченко также добавил, что нужно решить и организационные вопросы. По его словам, уже сокращена по времени процедура оформления документации для проведения закупок — то, что можно было сделать и раньше, начали делать только после грандиозного скандала в сфере поставок лекарств и медизделий.

По словам министра, усилена и работа по мониторингу обращений населения — об этом мы писали: Панченко первым делом попросил пациентов сообщать о ситуации в больницах. Сейчас контактный центр минздрава перешел на круглосуточный режим работы.

Внимание к проблемам в медицинской сфере резко повысилось после возбуждения уголовных дел против главных лиц в областном здравоохранении. Расследование там продолжается — и пока все для арестованных беспросветно. Так, прежний министр здравоохранения Рашид Абдулов арестован до 1 октября, также Мосгорсуд признал законным арест председателя комитета по социальной политике ЗСО Игоря Тихонова.

Под арестом, напомним, также находятся глава АО «Ульяновск-Фармация» Ольга Кузнецова (она — под домашним) и ее заместитель Евгений Коган. Следствие полагает, что все четверо объединились в группу для хищения бюджетных средств.