Что делать, если шумят соседи – законные методы борьбы с шумными соседями из квартиры сверху, снизу или по соседству. Методы, способы, типы правового регулирования

Метод правового регулирования - способ правого воздействия на общественные отношения со стороны государства. В СССР пытались сформулировать другое определение. Наибольший вклад внёс С. С. Алексеев . Метод правого регулирования - способ правового воздействия на общественные отношения с целью подчинить поведение субъектов к тем моделям поведения, которые зафиксированы в норме права. Что бы поведение субъектов совпало с моделью норма права.

Методы правого регулирования:

Критерии :

1) Правовое положение субъектов, в каком отношении друг к другу они находятся;

2) Специфика правовых норм, которые используют при соответствующем методе прав регулирования;

Императивный метод правового регулирования

С помощью этого метода регулирования между субъектами, один из которых обладал властными полномочиями, а второй должен подчиняться. Субординационные отношения. Важно что бы субъекты не только обладал полномочиями, но и реализовывал их. Этот метод публичный, прежде всего, применяется в публично-правовых отношениях.

В науке ведется спор, что приоритетнее предмет или метод?

Существуют три позиции :

Отстаивает приоритет предмета над методом: именно специфика отношений определяет как и каким методом они будут урегулированы. Если отношения имеют публично-правовой характер, то нельзя использовать диспозитивный метод, а если частные отношения, то их нельзя регулировать императивным методом;

Приоритет метода над правовым регулированием, общ отношения: специфика отношений не важна, ничего в отношениях нет, что бы можно было их определить, если мы урегулируем отношения диспозитивным методом, то это будут частные и наоборот, то есть метод определяет тип отношений;

Взаимообусловленность предмета и метода: предмет и метод находятся в отношениях взаимообусловленности, специфика отношений не может не определять метод.

Нужно реализовывать полномочия властного субъекта.

Специфика норм: при этом методе используются императивные нормы. Методы выражается посредством императивных норм - нормы, кот властно определяют только один вариант поведения обязанного субъекта, а именно возлагают на него пассивную или активную обязанность. Ему адресуется правило поведения, у него нет права выбора, у него выбор между законным (одним единственным) и незаконным.

Характер санкций: нарушение правовой обязанности (активной или пассивной) влечёт за собой негативные последствия возлагаемого субъекта по инициативе государства, не зависит от вои и желания потерпевшего. Инициирует государство.

Императивный метод правового регулирования - способ правового воздействия на отношения субординации, властеподчинения, властеотношения, путём властного определения одного варианта поведения обязанной стороны.


Диспозитивный метод правового регулирования

Регулируются отношения координации, два субъекта не связанных властеотношения, отношения равных, между юридически равными субъектами.

При диспозитивном методе правового регулирования используются диспозитивные нормы. Не всякая управомочивающая норма диспозитивная, так же как и не всякая императивная норма императивная. Диспозитивная норма предоставляет субъектам право выбора поведения в границах установленных нормой, и в том числе право свободно по взаимному согласию установить права и обязанности по отношению друг к другу. Договоры возможны только благодаря диспозитивным нормам.

Характер санкций : неисполнение правовой обязанности при диспозитивном методе правового регулирования влечёт за собой санкцию (юридическую ответственность) только по требованию заинтересованной стороны, иначе говоря, только в исковом порядке. Здесь не государство заботится о порядке, а сами субъекты должны быть инициаторами. В частном праве субъект сам защищает свои права.

Диспозиционный метод правового регулирования - способ правового воздействия на отношения координации, между юр равными субъектами, то есть на отношения субъектов, которые не связанны властеподцинения, путём предоставления субъектам права выбора варианта поведения в границах установленных правовой нормой, в т ч право добровольно по взаимному согласию добровольно установить для себя взаимные права и обязанности.

Метод правового регулирования

способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод - это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или . Диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования:

А) дозволение совершить известные , имеющие правовой характер;
б) предоставление определенных прав;
в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, выбирать вариант своего поведения.

(англ method of legal regulation) - совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных отношений. Содержание М.п.р. включает несколько элементов: а) границ регулируемых отношений, пределов правового регулирования; б) правоспособности и дееспособности участников регулируемых отношений; в) приемы и способы установления прав и обязанностей субъектов, предписания о необходимом или возможном их поведении; г) определение мер юридической ответственности, применяемых в случаях нарушения правовых установлений. Используя М.п.р., субъект нормотворчества оказывает то воздействие на регулируемые общественные отношения, которое он признает целесообразным в соответствующий период времени.

Это - общий М.п.р., наряду с которым применяются частные М.п.р., присущие определенным отраслям права и регулируемым ими отношениям. Наиболее распространенными и универсальными являются императивный и диспозитивный М.п.р. Императивный метод практически применяется путем установления императивных норм права, диспозитивный -выражается в диспозитивных нормах права. Сущностными характеристиками этих М.п.р. являются соответственно и .

Производными от них являются своего рода субметоды - стимулирование, дозволение, обязывание, запрет и принуждение, присущие в разнообразных комбинациях всему правовому регулированию. Каждый из них, в свою очередь, может подразделяться на более частные М.п.р.

Стимулирование широко применяется в трудовом праве, где заинтересованность в повышении производительности труда, недопущении брака продукции, повышении работниками квалификации достигается в результате нормативного установления различных систем премирования. В административном праве, которому позитивные стимулы в принципе присущи в меньшей степени, стимулирующими являются, напр., нормы, устанавливающие порядок награждения государственными наградами, присвоения почетных званий.

Обязывание реализуется, напр., в административном праве, где оно реализуется методами субординации и властного приказа, обеспечивающих исполнительскую дисциплину, строгую подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.

Дозволение, методы автономии и равенства сторон преобладают в гражданском материальном и процессуальном праве.

Запрет и принуждение - классические методы уголовного и уголовно-исполнительного права, регулирования административных правонарушений и административной ответственности. В меньшей степени они присущи и др. отраслям, напр., трудовому праву.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "метод правового регулирования" в других словарях:

    Метод правового регулирования - совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… … Элементарные начала общей теории права

    Метод правового регулирования - (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных… … Энциклопедия права

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Юридический словарь

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия

    Метод правового регулирования - 1) наряду с предметом правового регулирования используется в качестве критерия научного построения системы права. 2) совокупность способов, приемов и средств правового воздействия на общественные отношения. Выделяются императивный, диспозитивный … Теория государства и права в схемах и определениях

    Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.П.Р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Энциклопедический словарь экономики и права

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во … Энциклопедия юриста

    ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - метод, который предоставляет субъектам гражданско правовых отношений право самим определять возможность выбора варианта поведения, не противоречащего закону. См. также Диспозитивная норма права … Юридический словарь современного гражданского права

    ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕТОД - МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Теоретические основы комплексного правового регулирования , Сидорова Е.В.. В монографии освещаются наиболее актуальные вопросы, необходимые для понимания фактора комплексности в праве. При этом уточняются теоретические аспекты комплексного правового регулирования в…

Специальные режимы налогообложения – упрощенка, вмененка, патентная система и единый сельхозналог – сами по себе являются низконалоговыми. Но при правильном использовании разрешенных законом схем можно еще больше сократить расходы по уплате налоговых платежей.

 

Оптимизируем с умом

Оптимизация налогообложения - это снижение облагаемой базы по налогам законными способами. Экономить на налогах без риска привлечения к ответственности - главная цель оптимизации.

Важно! ФНС разграничивает оптимизацию и уклонение от уплаты налогов, оценивая действия предпринимателей с точки зрения экономической обоснованности. Если единственным мотивом действий бизнес-субъекта была минимизация - споры с фискалами обеспечены.

Таблица 1. Основные способы оптимизации для спецрежимников

Группа методов

Использование оптимального режима

выбор подходящей системы на стадии открытия бизнеса, смена режима в ходе деятельности (в т. ч. переход с одного объекта налогообложения на другой при УСН)

комбинирование УСН, ЕНВД и ПСН

Использование льгот и преференций

изменение вида деятельности для использования пониженной регионами ставки

«переезд» в регион со льготными ставками

использование сниженных тарифов по страховым взносам

При сравнении вариантов упрощенки опираются на соотношение доходов и расходов по деятельности: если расходы составляют более 60% от доходов, то обычно выгоднее УСН «доходы-расходы». Режим налогообложения можно скорректировать по ходу дела, если условия ведения бизнеса, вид деятельности изменились. Перейти на новую систему удастся с нового года.

Схема №2 Упрощенка «доходы»: снижение объекта обложения

Компания «Продторг» занимается оптовой торговлей и применяет 6-процентную упрощенку. Вместо договора купли-продажи фирма решила заключать с покупателями договор комиссии. «Продторг» по новой схеме - посредник, а контрагенты - заказчики. Размер вознаграждения посредника устанавливается равным обычной прибыли от сделки. Товары приобретаются компанией «Продторг» от своего имени, но на деньги заказчиков. Облагаться налогом будут именно комиссионные - вознаграждение посредника.

Схему целесообразно применять, если в течение года появляется риск «слететь» с упрощенки (при приближении совокупной выручки к установленному лимиту). Способ эффективен, когда:первоначально компания применяет УСН 6% и ведет деятельность, расходы по которой составляют менее 60% от доходов, а затем дополнительно начинает заниматься торговлей (с невыгодным для «доходной» упрощенки соотношением доходов и расходов).

Схема 3. Использование ИП на УСН «доходы» в качестве управляющего

В ООО или АО единоличным исполнительным органом (руководителем) может выступать индивидуальный предприниматель. Применение схемы убивает нескольких зайцев: ИП платит с полученных доходов не 13% НДФЛ, а 6% по УСН «доходы», уменьшая при этом сумму налога на 50% за счет выплаченных страховых взносов.

Допустим, генеральный директор получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц (1,8 млн. руб. в год). Организация исчислит с его оплаты труда НДФЛ (13%) - 234 тыс. руб. и страховые взносы - 376 тыс. руб. (в ПФ - 265,32, в ФСС - 19,43, в ФОМС - 91,80).Если месячное вознаграждение ИП-управляющего будет таким же, то страховые взносы за год составят 37,26 тыс. руб. (22,26 - фиксированные платежи и 15 - 1% с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб.). В итоге ИП заплатит за год всего 108 тыс. руб. платежей.

Ознакомьтесь с порядком расчета взносов по ИП в 2015 году и взносов с ЗП нанятых работников .

При планировании схемы стоит учесть, что страховые взносы, которые компания выплачивала с ЗП директора:

  • по «доходно-расходной» упрощенке включались в расходы и уменьшали сумму единого налога, поэтому при прочих равных условиях компания заплатит больше на 56 482,50 руб. (376 550 x 15%);
  • по«доходной» упрощенке и ЕНВД уменьшали сумму налога (в пределах 50%).

Поэтому для оценки выгодности схемы потребуется дополнительный анализ влияния снижения расходов компании (они уменьшились на страховые взносы за сотрудника) на налоговый результат.

Схема №4. Совмещение УСН и ЕНВД

Организация занимается оптовой и розничной торговлей, причем последнюю ведет в торговом зале площадью 50 м2. Компания применяет упрощенку «доходы». В регионе на следующий календарный год для стационарной розничной торговли будет установлен К2, равный 0,5. Перевод розницы на ЕНВД для организации выгоден. Просчитаем три возможных варианта.

Данные для расчета ЕНВД: базовая доходность = 1 800 руб. в месяц, К1=1,798, К2=0,5. Сумма платежа по вмененке в месяц = 1 800 x 1,798 x 0,5x50 x 15= 12 137 руб.

* - Налог можно снизить только вполовину. Ознакомьтесь с правилами расчета ЕНВД .

При благоприятных для вмененки региональных условиях, в структуре компании, которая в том числе занимается розницей, выгодно иметь подразделение на ЕНВД- независимо от полученной выручки сумма налога фиксирована. При этом выгодность вмененки возрастает с увеличением продаж.

Ознакомьтесь с позицией ФНС по условиям совмещения спецрежимов:

Оптимизация: факторы успеха

Оптимизационная схема не может быть универсальным, подходящим для всех решением. Это не более чем идея. При разработке программы по минимизации фискальных платежей нужно учитывать реальные внешние и внутренние условия ведения бизнеса. Наибольший эффект дает комплекс мероприятий, максимально учитывающий специфику бизнеса: масштаб, вид деятельности, структуру организации, региональные факторы и т.д. Разрешено все, что не запрещено законом. Однако в России сегодня грань между оптимизацией и уклонением от налогов слишком размыта. Будьте начеку и учитывайте мнение специалистов!

  • Вопрос 6. Понятие и сущность государства
  • Вопрос 7. Функции государства: понятие, виды. Эволюция функций современного российского государства
  • 1. Понятие и классификация функций государства (м.И. Байтин)
  • Вопрос 8. Понятие механизма государства. Государственный орган: понятие, классификации
  • Вопрос 9. Государственная власть. Легализация и легитимация государственной власти
  • Вопрос 10. Принцип разделения властей: содержание, значение и проблемы реализации
  • Вопрос 11.Понятие формы государства и соотношение ее элементов
  • Вопрос 12. Формы правления: понятие и виды
  • 1) Монархия:
  • 2) Республика (дело народа)
  • Вопрос 13. Форма государственно устройства: понятие, виды
  • Вопрос 14. Государство в политической системе общества. Понятие государственного режима
  • Вопрос 15. Авторитаризм и тоталитаризм как государственно-политические режимы
  • Вопрос 16. Демократия как государственно политический режим
  • Вопрос 17. Форма современного российского государства: общая характеристика и тенденции развития
  • Вопрос 18. Типология государства: понятие, основные подходы.
  • Вопрос 19. Формальное определение права. Признаки права.
  • Вопрос 20. Сущность права (основные подходы).
  • Вопрос 21
  • Вопрос 22. Социальная ценность права. Функции права
  • Вопрос 23. Соотношение права с техническими нормами, обычаями и корпоративными нормами (Матузов)
  • Вопрос 24. Проблема соотношения права и морали.
  • Вопрос 25. Правовое регулирование: понятие, виды, предмет, стадии. (Сорокин, Мартыщин, Сильченко)
  • Вопрос 26.Методы, способы, типы правового регулирования.
  • Вопрос 27.Нормы права: понятие, классификация (Жинкин, Рыбалов, Баландин)
  • Вопрос 28.Структура норм права и способов их изложения
  • Вопрос 30.Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Соотношение нпа по юридической силе в российском законодательстве
  • Вопрос 31. Действие нпа во времени
  • Обратная сила уголовного закона
  • Вопрос 32. Действие нпа в пространстве и по кругу лиц.
  • Вопрос 34. Юридическая техника: понятие, содержание, требования.
  • Вопрос 35. Понятие системы права. Отрасль права.
  • 35. Право публичное и право частное: понятие и соотношение.
  • 36. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • 37. Способы систематизации норм права.
  • 38. Понятие правоотношения: основные подходы. Виды правоотношений.
  • 39. Субъекты права: понятие и виды.
  • 40. Объект и содержание правоотношений.
  • Вопрос 41. Реализация права: понятие, формы, значение.
  • Вопрос 42 Применение права как форма реализации права: понятие, стадии
  • Вопрос 43. Пробелы в праве и способы их преодоления.
  • Вопрос 44. Понятие и способы толкования норм права.
  • Вопрос 45. Виды толкования норм права по объему и субъектам.
  • Вопрос 46. Правомерное поведение: понятие, виды.
  • Вопрос 47. Понятие правонарушения.
  • Вопрос 49. Состав правонарушения.
  • Вопрос 50. Виды правонарушений.
  • Вопрос 51. Понятие юридической ответственности.
  • Вопрос 52. Виды юридической ответственности.
  • Вопрос 53. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
  • Вопрос 54. Понятие и структура правовой культуры общества.
  • Вопрос 55. Понятие, структура и виды правосознания. Особенности российского правосознания.
  • Вопрос 56. Законность и правопорядок: понятие, принципы, требования.
  • Вопрос 57. Государство и право в условиях глобализации
  • Вопрос 58. Правовое государство и гражданское общество: характер соотношения.
  • Вопрос 59. Проблемы построения правового государства в России.
  • Вопрос 60. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
  • Вопрос 26.Методы, способы, типы правового регулирования.

    СОРОКИН + НАСЫРОВ:

    Методы правового регулирования – совокупность способов юридического воздействия на общественную жизнь:

      Диспозитивный метод (метод децентрализации, координации) – определяет пространство, в котором субъекты могут определять вид поведения. Предоставление свободы действий, свободы усмотрения и свободы выбора в отношениях, где стороны равноправны и обеспечивается децентрализованное регулирование (СП, ГП). Диспозитивный метод можно определить в тексте правовых актов по не исчерпывающим перечням, в конце которых ставятся слова «и т. д.», также по ключевым словам «имеет право» «вправе», «если стороны не договорились о другом».

      Императивный метод (метод централизации) – метод категорических предписаний, складывающийся из сочетания запретов и обязываний в целях централизованного регулирования сверху - вниз на властных началах (УП, АП). Данный метод можно обнаружить в тексте правовых актов в запретительных и обязывающих нормах, в нормах-принципах.

    Способы правового регулирования – это отдельные приемы юридического воздействия на общественные отношения; это закрепление в праве определенного вида правового поведения, которому может или должен следовать субъект права:

      Дозволение – предоставление прав, свобод и выбора.

      Обязывание позитивное (предписание) – требование совершить активный поступок.

      Запрет (негативное обязывание) – требование воздержаться от определенного поведения.

      Рекомендация – дозволение, плюс законодатель прямо указывает на желательность поведения; необязательное для исполнения предложение. Например, Центральный Банк – рекомендательные письма. (Некоторые авторы выделяют)

      Поощрение (Гущина выделяет) – вознаграждение за правомерное поведение либо особые успехи.

    Различное сочетание способов правового регулирования и создает определенные типы правового регулирования – это общие направления юридического воздействия:

      Общедозволительный тип – сочетание общего дозволения и исключение из него в виде запретов. Если этот тип, то список запретов должен быть ограничен. «И т. д.» нельзя ставить. (Дозволено все, кроме; разрешено все, что не запрещено законом). Этот тип касается только граждан не состоящих на государственной службе.

      Разрешительный тип – сочетание общего запрета с исключениями в виде дозволений (Запрещено все и всем, кроме; разрешено лишь то, что прямо дозволено). Распространяется на должностных лиц органов власти и управления.

      В учебнике Корельского, Перевалова предлагается третий тип правового регулирования: дозволительно-обязывающий тип – этот тип характерен для официальных органов и должностных лиц (То, что им дозволено делать – они обязаны делать)

    Общедозволительный тип гарантирует свободу гражданскому обществу, а разрешительный тип призван ограничить произвол государственных органов.

    Вопрос 27.Нормы права: понятие, классификация (Жинкин, Рыбалов, Баландин)

    В нормах права закрепляются равные масштабы поведения для фактически неравных людей.

    Норма права – унифицированное правило поведения, закрепляющее права и обязанности либо провозглашающее принципы и ценности общества.

    Признаки нормы права:

      Рассчитана на многократное действие.

      Рассчитана на индивидуально неопределенный круг лиц

      Как правило, норма права оформляется документально и имеет официальное значение

      Норма права обладает общеобязательностью с точки зрению юридической силы.

    Классификация:

    1) по отраслям права – по предмету правового регулирования

    (конституционно-правовые, гражданско-правовые)

    2) по методам правового регулирования

    (императивные, диспозитивные)

    3)по способам правового регулирования

    (запретительные, обязывающие, дозволительные, рекомендательные, поощрительные)

    4) по ветвям государственной власти (субъектам нормотворчества)

    (законодательные, исполнительно-распорядительные, нормы высших судебных инстанций)

    5) по месту и роли в механизме правового регулирования

    Учредительные – нормы, вводящие новые, ранее неизвестные группы общественных отношений

    Дефинитивные – нормы, содержащие определения понятий

    Оперативные – нормы, которые предусматривают механизм введения данного акта права

    Коллизионные – носят технический характер и предусматривают способы преодоления противоречий между разными нормами права

    Коллизионные правила:

    Если друг другу противоречат два акта права одинаковой юридической силы, следует применять тот из них, который регулирует данный вопрос специально.

    Если взаимоисключают друг друга два юридических документа разной юридической силы, следует применять акт более высокой юридической силы.

    Если вступают в коллизию два акта одинаковой силы и идентичные по названию, нужно применять акт, принятый позднее.

    Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

    Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

    1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).

    2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

    3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

    4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативно-правовом акте.

    5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

    6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

    Виды правовых норм

    1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации..

    2. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

    Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

    Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

    Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

    3. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

    4. По степени определенностиразличаются абсолютно-определенные, относительно-определенные (альтернативные) и бланкетные нормы права. Названный признак может относиться к различным структурным элементам нормы: гипотезе, диспозиции или санкции. Поэтому, по существу, следует различать, например, нормы с абсолютно-определенной диспозицией ("пенсии не подлежат обложению налогами"); нормы с относительно-определенной гипотезой ("условия договора поставки могут устанавливаться сторонами в пределах настоящих правил") либо альтернативной санкцией ("...наказывается лишением свободы до трех лет или ограничением свободы на тот же срок"). Бланкетными, т. е. прямо не содержащими конкретного правила поведения, могут быть только диспозиции (например, нормы об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности "за нарушение правил торговли", "за нарушение правил техники безопасности"). Такие нормы, по существу, не устанавливают содержания правила, а предусматривают наличие других норм, содержащихся нередко в иных нормативных правовых актах. Практика бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенности и произвола в правовом регулировании.

    С проблемой шумных соседей сталкивались почти все жители многоквартирных домов. Законом определены нормы уровней шума, согласно которым, нарушители тишины и покоя в России могут быть привлечены к административной ответственности.

    Расскажем, как бороться с шумными соседями при различных обстоятельствах.

    Как бороться с шумными соседями – все методы законной борьбы, если соседи шумят

    Существуют законные методы борьбы с соседями, которые шумят. Перечислим их, и определим нюансы и эффективность каждого способа:

    1 Способ. Переговоры

    Это - самый распространенный способ решения проблемы, который поможет не доводить до конфликта между соседями. Лучше попросить соседей не шуметь и обоюдно договориться, чем потом утруждаться с обращением в органы.

    Эффективность этого способа может быть равна 100%, если шумные соседи будут адекватными и понимающими людьми. В других случаях переговоры могут не увенчаться успехом.

    2 Способ. Обратиться в государственный административно-технический надзор

    Этот орган есть точно в крупных городах России. Но в него следует обращаться только, если вы имеете на руках доказательства нарушения законодательства.

    Это могут быть:

    1. Свидетельские показания соседей. Например, если в многоквартирном доме проводилось собрание по поводу данной проблемы, то следует предоставить бумагу, фиксирующую это. Или же, если было написано заявление от нескольких собственников квартир участковому или в другие органы, то стоит приложить и копию этого документа.
    2. Видеозапись. Это лучшее доказательство.
    3. Аудиозапись. Могут рассмотреть, но не всегда.

    Заявление в инспекцию можно подать лично одному человеку - или сразу нескольким собственникам.

    3 Способ. Проведение независимой экспертизы

    В том случае, если у вас в городе есть организации, занимающиеся контролем, и имеющие лицензию на проведение данных экспертиз, то можно обратиться к ним. Эксперты должны выехать на объект, провести замеры уровня шума с использованием специальной аппаратуры - а затем сформировать решение.

    Важно: оборудование должно быть внесено в список аккредитованной техники для проведения подобного исследования, иначе акт будет обычной бумагой, не имеющей никакой юридической силы.

    Этот способ будет эффективен, если у вас имеются средства на проведение экспертизы. Почти всегда процедура проводится за счет заявителя .

    4 Способ. Обращение в полицию к участковому

    Когда шумные соседи нарушают законы, действующие на территории вашего региона, вы можете обратиться к участковому. Следует объяснить ситуацию, а также подтвердить слова доказательствами, а затем - написать заявление.

    Участковый должен принять меры по урегулированию возникшего конфликта. Он может провести беседу, выписать штраф за правонарушение.

    Заметьте, данный способ может быть более эффективен, если писать заявление коллективно.

    5 Способ. Обращение в судебную инстанцию

    Когда действия полиции и других органов не привели к успеху, то можно написать исковое заявление в суд.

    Через суд вы сможете:

    1. Привлечь к административной ответственности шумных соседей.
    2. Заставить надзорные органы действовать в отношении шумного собственника.
    3. Обеспечить проведение бесплатной экспертизы.
    4. Возместить моральный ущерб.

    Конечно же, обращаться в судебные органы лучше с доказательствами. Хорошо, если иск будет написан с указанием свидетелей – третьих лиц.

    Способ эффективен, если в регионе вашего проживания действуют законы, позволяющие определить правонарушение и ответственность за него.

    6 Способ. Написание жалобы в местные СМИ, администрацию

    По закону эти органы, организации не имеют никаких прав на реальные действия в отношении шумных собственников многоквартирного дома. Они могут только предупредить их, и перенаправить жалобу в соответствующую надзорную инстанцию.

    Эффективность способа зависит от количества оповещенных организаций. Чем больше органов знает о проблеме, тем выше вероятность решить ее.

    Напомним : если шум исходит от детей, проживающих сверху, то жаловаться нет смысла. Справедливость искать в этом случае никто не будет.

    Сами собственники, столкнувшиеся с шумными соседями, выделяют и нестандартные методы борьбы. К ним относят:

    1 Способ. Выкручивание пробок у электросчетчика

    Конечно же, никто не будет проверять - вы ли выключили свет в квартире, откуда «идет» шум.

    Есть вариант выключить электричество, выкрутив пробки - но при этом оставьте записку, что их вернете днем.

    Этот способ эффективен, чтобы успокоить соседей на время. Есть риск возникновения конфликта!

    2 Способ. Шум в ответ

    Предлагают начать шуметь тогда, когда соседи спят или отдыхают, чтобы они почувствовали себя на вашем месте.

    Способ может быть неэффективным, так как соседей попросту может не быть дома, когда вы начнете шуметь.

    Кроме того, они могут никак не отреагировать на ваш шум.

    3 Способ. Прослушивание громкой музыки

    Музыка, которая не пользуется популярностью, может на время утихомирить соседей.

    Этот способ не всегда эффективен.

    4 Способ. Включение ультразвука

    Приложение на телефоне поможет воспроизвести ультразвук, который многие не любят.

    Этот способ поможет точно избавиться от толпы на улице, а вот для шумных соседей может не подойти.

    Юристы считают, что проявлять ответные действия в отношении шумных соседей не стоит. Пытаться решить проблему следует законными методами .

    Что делать, если шумят соседи-собственники квартиры?

    В том случае, если шум издают соседи-собственники квартиры, то вам несказанно повезло, ведь договориться с соседями проще - чем, например, с нанимателями.

    Обычно простая беседа с владельцем квартиры помогает решить проблему. Собственники, которые собираются жить долго в квартире, и не переезжать через несколько лет, как правило, идут на уступки.

    Итак, что же делать, если шумят соседи-собственники:

    1. Обратиться напрямую к соседу и объяснять ситуацию.
    2. Провести собрание собственников, на котором поднять вопрос.
    3. Если меры, указанные выше, не повлияли, то можно сообщить собственнику, что на него в следующий раз будет написано заявление в правоохранительные и другие надзорные органы.
    4. Напомнить собственнику о законах, которые действуют на территории вашего региона.
    5. Написать жалобу участковому.
    6. Оформить иск в суд.
    7. Написать обращение в местную администрацию, СМИ.

    Лучше, чтобы на владельца квартиры воздействовало сразу несколько соседей. Так он поймет свою неправоту, и не допустит дальнейшего разбирательства через контролирующие органы.

    Шумят соседи – арендаторы квартиры: куда обращаться и звонить?

    Ситуация, когда шумят арендаторы квартиры, немного хуже. Ведь, пока вы не выйдете на собственника квартиры, делать замечания и беседовать с нанимателями чаще всего бесполезно.

    Поэтому ваши действия должны быть таковы:

    1. Отыщите номер телефона собственника квартиры и решите с ним данный вопрос. Поспрашивайте у соседей, может они контактировали с ним. Можно оставить записку с вашим номером телефона и попросить владельца связаться с вами, но не пишите по какому поводу.
    2. Побеседуйте с нанимателями и владельцем вместе, посмотрите на реакцию и действия после переговоров.
    3. В том случае, если собственник занимает позицию арендаторов, и при этом сдает квартиру нелегально, то можно пригрозить сообщением в надзорные органы о правонарушении (ФМС, налоговые органы).
    4. Провести беседу на общем собрании собственников дома. Скорее всего, найдутся те, кому еще мешали соседи-арендаторы.
    5. Провести независимую экспертизу.
    6. Написать жалобу в правоохранительные органы, если сотрудники полиции отказались рассматривать ваше заявление.
    7. Составить и подать исковое заявление в судебную инстанцию.
    8. Обратиться в администрацию, СМИ.
    9. Написать жалобу в Роспотребнадзор, если квартира находится в ненадлежащем санитарном состоянии, где условий для проживания нанимателей не создано вообще.

    Лучше писать письменные заявления - и оставлять уведомления о получении себе, чтобы подтвердить, в дальнейшем, ваши обращения.

    Кстати, при написании искового заявления следует приложить всю имеющую документацию по данному вопросу, вплоть до заявлений и жалоб с вашей стороны.

    Соседи шумят ночью – методы борьбы по Закону

    Предусмотрен Закон федерального уровня, рассматривающий нормы уровня звука в жилых помещениях.

    Заметьте , в каждом регионе законы могут быть свои, но требования по нормам шума в них не разнятся с федеральными.

    Допустимые максимальные уровни звука, проникающего шума в помещениях жилых зданий

    Наименование помещений

    Время суток

    Максимальный уровень шума

    Уровень эквивалентного звука, действующего постоянно

    Жилые комнаты квартир

    Жилые комнаты квартир

    Нормы предусмотрены Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10 под названием «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», от 10 июня 2010 г. Прил. 3.

    Речь, согласно этим нормам, «идет» о любом виде шума.

    К нему относят:

    1. Технику, издающую шум. Например, телевизоры, магнитофоны и другие приборы.
    2. Игру на музыкальных инструментах.
    3. Пение, свист, крик и т.п.
    4. Пиротехнические средства, нарушающие тишину.
    5. Производства, оборудование, проводящее ремонтно-строительные работы или погрузочно-разгрузочные работы.

    Если ночью вы услышали что-либо из вышеперечисленного, то можно смело добывать доказательства и подавать жалобы, заявления в надзорные органы.

    О способах решения проблемы читайте выше.

    Помните и о первоначальных действиях.

    Ночью можно:

    1. Вызвать наряд полиции, который разберется с соседями и утихомирит их.
    2. Написать заявление участковому.
    3. Сделать видеозапись.
    4. Заручиться показаниями свидетелей.

    Наилучший способ решения проблемы в ночное время – дождаться полицию . Не стоит стучать к соседям и идти разбираться с угрозами, ведь они могут находиться в состоянии алкогольного опьянения.

    Варианты решения должны быть законными - тогда вы добьетесь справедливости.

    Строительный шум у соседей ночью или днем – нормы и ответственность нарушителей

    Как правило, ремонтно-строительные работы, проводимые соседями ночью или днем, приносят много шума, который по длительности может растягиваться не на один день, а на несколько недель. Поэтому времени для решения проблемы в этой ситуации гораздо больше.

    Нормы шума и уровней звука в разное время суток мы указали выше. Он относится и к ремонтным работам, которые проводит сосед, и от которых формируется шум.

    Если не исполнять действующее законодательство, могут привлечь к ответственности.

    За нарушение тишины в дневное время предусмотрены такие наказания (ст.6.4 КоАП РФ):

    1. Штраф в размере 100- 1000 руб. для граждан, жителей многоквартирного или частного дома.
    2. Штраф в размере 1000-2000 руб . для должностного лица.
    3. Штраф в размере от 1000-2000 руб . для предпринимателей, которые не имеют соответствующего образования. Могут наложить на ограничение деятельности на срок до 3 месяцев.
    4. Штраф в размере 10000-20000 рублей для юридических лиц. Также может быть вариант временного прекращения работы на 3 месяца.