Экологическая безопасность вооруженных силах рф. Рубрика: Военная экология

Экологические правонарушения — это противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред природной среде и здоровью человека. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных…

1. Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим (Статья: 1. Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим) При эксплуатации, обслуживании и ремонте вооружения и военной техники (ВВТ) оказывается вредное влияние на атмосферу, гидросферу, литосферу. Воздействие военной техники на окружающую среду аналогично воздействию транспорта, сельскохозяйственной, промышленной, землеройной и…

Основа подготовки воина — его полевая выучка. Поле — академия солдата. Все, изученное и отработанное в классе, в парке, на спортивном городке, нужно для того, чтобы применить полученные знания и навыки в комплексе на полевых занятиях, при выполнении учебно-боевых задач. Комплексное обучение воинов и подразделений наиболее полно реализуется на тактических (тактико-специальных) занятиях и учениях. На…

Основы экологической безопасности Воинская часть в своей повседневной деятельности непрерывно оказывает воздействие на окружающую среду, причем, к сожалению, в основном негативное. Для выявления и рассмотрения данного воздействия целесообразно выделить две группы мероприятий, составляющих в совокупности содержание деятельности войсковой части: мероприятия хозяйственно-бытовой деятельности и мероприятия боевой подготовки. Мероприятия хозяйственно-бытовой деятельности связаны с созданием и поддержанием необходимых…

1.1. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части (Статья: 1.1. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части) Источником загрязнения природной среды называется объект, выбрасывающий (сбрасывающий) загрязняющие вещества, энергетические излучения и информацию в окружающую среду. Источниками загрязнения на военных объектах в общем случае являются: точка выброса загрязняющего вещества (труба, фонарь здания, вентиляционное устройство и т. п.);…

1.1. Общие понятия об экологии (Статья: 1.1. Общие понятия об экологии) Как самостоятельная наука экология сформировалась в XX столетии, хотя факты, составляющие ее содержание, привлекали внимание человека с давних времен. В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук: биологией, геологией, физикой, химией, генетикой и др. Экология…

Прикладная дисциплина, исследующая взаимовлияние военной деятельности и окружающей среды. Составляет научную основу рационального природопользования в районах дислокации войск, обеспечения экологической безопасности деятельности РВСН. Как относительно самостоятельная отрасль научных знаний Э.в. складывается с 90-х гг. XX в. Ее значение возрастает с ускорением научно-технического прогресса и связанного с ним ростом разрушительной силы новых видов оружия, в том числе основанных на неиспользовавшихся ранее в военных целях физических принципах.

Э.в. изучает направленность и последствия влияния повседневной жизнедеятельности войск и ведущихся ими военных действий на природную среду. Наиболее опасными формами влияния могут быть так называемые экологические, геофизические и др. войны, в которых непосредственным объектов военного воздействия выступает природная среда обитания противника (загрязнение или заражение воздуха, почвы, воды, истребление флоры и фауны, искусственно вызванные наводнения, землетрясения, оползни, цунами и др. бедствия). Международное право осуждает и отвергает воздействия подобного рода. ООН приняла ряд соответствующих документов, в том числе Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977. Большую потенциальную опасность для экосистем представляют возможное применения ядерного оружия, а также такое применение обычных средств поражения, которое может привести к разрушению радиационно, химически и биологически опасных объектов. Определенный вред окружающей среде может быть побочным результатом повседневной деятельности войск (боевая подготовка и боевое дежурство; обеспечение жизнедеятельности частей и населения военных городков; хозяйственная деятельность; регламентное обслуживание и замена систем вооружения и техники; аварии на объектах соединений и промышленно-транспортных объектах).

Э.в. призвана исследовать механизмы и формы влияния военной деятельности на природную среду, пути и способы экологической безопасности военной и военно-промышленной деятельности, разрабатывать меры, обеспечивающие рациональное использование природно-ресурсного потенциала в интересах обороны государства, оценивать реально складывающуюся в ходе военных действий экологическую ситуацию и определять задачи и пути ее нормализации. Важнейшей функцией Э.в. является разработка средств и способов защиты личного состава, военной техники, объектов, военной инфраструктуры от экологически неблагоприятных факторов внешней среды в интересах поддержания высокой боеготовности и боеспособности войск. В РФ решение всего комплекса задач в области обеспечения экологической безопасности военной деятельности возложено на Управление начальника экологической безопасности ВС РФ, а в РВСН - на экологические службы и отдельные должности военнослужащих и гражданского персонала объединений, соединений и воинских частей, организаций и учреждений.

История экологической безопасности ВС РФ началась с создания Инспекции охраны природной среды. До этого в Министерстве обороны вопросами охраны природы занималось Глав КЭУ МО СССР.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 декабря 1978 года № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению природных ресурсов» 2 июня 1980 года был издан приказ Министра обороны СССР № 156 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». На основании этого приказа и была сформирована Инспекция по охране окружающей среды в составе Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны.

С 1987 года Инспекция охраны природы включена в состав управления заместителя Министра обороны СССР - начальника Тыла ВС СССР на правах самостоятельного подразделения.

В апреле 1992 года в связи с образованием Российской Армии на базе Инспекции охраны природной среды МО СССР было создано Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ. Начальником Управления был назначен тогда полковник Григоров Сергей Иванович.

В 1997 году в связи с расширением задач по обеспечению экологической безопасности войск (сил) Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ переименовано в Управление начальника экологической безопасности ВС РФ (УНЭБ ВС РФ).

В 1998 году на базе инспекций охраны окружающей среды Главных и центральных управлений МО РФ, Тыла ВС РФ, видов ВС РФ, родов войск, военных округов и флотов создана Экологическая служба ВС РФ. Начальником экологической безопасности ВС РФ был назначен в то время генерал-майор Алексеев Борис Николаевич. Со сменой названия изменился состав и объем задач, решаемых Экологической службой Вооруженных Сил Российской Федерации. На первое место вышли вопросы обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил).

В декабре 2001 года Управление начальника экологической безопасности ВС РФ подчинено начальнику Тыла ВС РФ - заместителю Министра обороны РФ генералу армии Исакову Владимиру Ильичу.

Экологическая обстановка в Вооруженных Силах Российской Федерации остается сложной. Анализ проблем предыдущих лет, связанных с образовавшимися в результате военной деятельности загрязнениями окружающей среды (ОС), отсутствием условий надежного хранения и содержания вооружения и военной техники (ВВТ), продолжающимися случаями загрязнения ОС на территории военных объектов свидетельствует о необходимости оснащения войск (сил) и органов Экологической службы ВС РФ средствами обеспечения экологической безопасности.

В настоящее время такие средства в основном находятся в состоянии разработки и принятия на снабжение войск (сил). Проблема состоит в том, что большинство штатных средств измерения военного назначения, разработанных по заказам других органов военного управления, не соответствуют требованиям по диапазонам измерений для определения типовых загрязнителей в ходе повседневной военной деятельности, или не отвечают требованиям по предназначению в части обеспечения экологической безопасности.

Разработка перспективных технических средств обеспечения экологической безопасности ВС РФ, создаваемых по заданию Управления начальника экологической безопасности ВС РФ в рамках Государственной программы вооружения 2001-2010 гг. предприятиями и организациями промышленности, осуществляется по направлениям:

Экологического мониторинга и контроля ОС;
- экологической защиты личного состава ВС РФ;
- ликвидации загрязнений ОС.

Средства экологического мониторинга и контроля окружающей среды должны состоять из разрабатываемых в настоящее время:

Войсковых средств экологического контроля;
- стационарных и подвижных экологических лабораторий;
- дистанционных средств экологического контроля.

К войсковым средствам экологического контроля относятся принятый на снабжение ВС РФ в 2001 году носимый комплекс технических средств для проведения экологического контроля на военных объектах (КТСВЭ), разработанные и прошедшие Государственные испытания в 2004 году - носимый прибор экспресс-оценки экологической обстановки, использующий методы биотестирования («Биотокс-К») и индивидуальный комплект приборов по контролю за состоянием окружающей среды для инспектирования военных объектов (ИМПАК-Э).

К средствам экологических лабораторий относятся:
- судовой лабораторный комплект контроля загрязненности окружающей среды (подробно об этом можно узнать в разделе продажа судового оборудования);
- подвижная лаборатория экологического контроля на автомобиле КамАЗ- 43114 и автофургоне УАЗ-37411;
- стационарная лаборатория экологического контроля для экологических служб военных округов.

Разработка судового комплекта контроля загрязненности окружающей среды завершена в 2000 году. Опытный образец проходил в 2001-2003 гг. опытную эксплуатацию в Северо-Западном регионе (на Лен.ВМБ и Ладожском озере). В настоящее время решен вопрос о его принятии в эксплуатацию 12 Главным управлением МО РФ и совместной эксплуатации экологическими службами Лен.ВМБ и Лен.ВО при общей координации Управления начальника экологической безопасности ВС РФ.

Подобный судовой комплект контроля загрязненности окружающей среды является составной частью разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Златица» средств для обеспечения экологической безопасности в пунктах базирования кораблей Черноморского флота, в состав которых входят технические средства локализации загрязнений акватории, а также средства переработки образующихся на кораблях и судах льяльных и балластных вод. Эти средства прошли Государственные испытания и будут размещены в I квартале 2005 года на транспортном судне Черноморского флота ВТР-75, которое уже сегодня имеет новое предназначение - судно экологического обеспечения «Петр Градов».

Наибольшее внимание в последнее время уделялось разработке подвижной лаборатории экологического контроля на базе автомобиля КамАЗ-43114 и автофургона УАЗ-37411. В 2004 году подвижная лаборатория успешно прошла Государственные испытания. В последующем ею будут оснащены экологические службы военных округов и флотов.

Базовая стационарная лаборатория экологического контроля (разработка начата в 2001 г.) представляет собой типовую лабораторию в модульном исполнении на основе оптимизации существующей приборной и методической базы.

Для эффективного решения задач экологического мониторинга и контроля необходимо заблаговременно выявлять территории с загрязненными военными объектами, где целесообразно использовать подвижные и войсковые средства контроля. Обоснованные предложения по применению наземных средств могут быть подготовлены с использованием дистанционных средств экологического контроля. С этой целью начиная с 2001 г. разрабатывался комплект экологического мониторинга авиационный («АКЭМ-обзор»), устанавливаемый на самолет АН-ЗОРР. 2004 году комплект принят в эксплуатацию.

Снабжение органов Экологической службы ВС РФ указанными средствами обеспечения экологической безопасности позволит осуществлять инструментальный контроль экологической обстановки на военных объектах и своевременно принимать необходимые меры по ее оздоровлению, что снизит значительные штрафные санкции за причиненный ущерб от военной деятельности войск (сил).

В последующем за счет создания системы экологического мониторинга ВС РФ, способной контролировать содержание загрязняющих веществ в компонентах ОС на уровне предельно допустимых концентраций, предполагается достичь снижения загрязненности ОС и обеспечить информационную поддержку для принятия управленческих решений и своевременных мер по предотвращению загрязнений.

Комплексное применение средств экологического мониторинга повысит оперативность и достоверность выявления загрязнений окружающей среды, угрожающих возникновением чрезвычайных ситуаций.

Разработка методов и средств по предотвращению (снижению) экологически опасных воздействий при эксплуатации ВВТ и военных объектов, а также создание нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности ВС РФ позволит снизить плату за загрязнения и приведет к экономии бюджетных ассигнований, выделяемых на национальную оборону.

Средства экологической защиты личного состава ВС РФ. По этому направлению по заказу УНЭБ ВС РФ проводятся мероприятия по разработке и созданию специальных технических средств и оборудования, обеспечивающих экологическую безопасность личного состава в служебных помещениях военных объектов с учетом наличия реальных загрязнителей в этих помещениях.

Средства ликвидации загрязнений окружающей среды. Обеспечить экологическую безопасность на территории военных объектов предполагается за счет создания войсковых средств локализации и ликвидации прежде всего загрязнений ОС нефтепродуктами на базах и складах хранения горюче-смазочных материалов армейского и дивизионного звена. Масштабы возможных негативных последствий нефтезагрязнения и объем последующих мероприятий по реабилитации загрязненной территории зависят от оперативности проведения работ на этапе локализации и сбора разлившегося на почве, в водоеме (водотоке) нефтепродукта.

Однако, в настоящее время в войсках практически отсутствуют предназначенные для этого технические средства, что является одной из главных причин существующих на военных объектах и в районах действий войск нефтезагрязнений в больших масштабах.

Начатая в 2002 г. ОКР «Локализация-К» посвящена разработке комплекта войсковых средств ликвидации и утилизации загрязнений окружающей среды нефтепродуктами. Создаваемый комплект должен обеспечить возможность срочного проведения мероприятий по локализации и сбору разлившегося на почве и в водоеме (водотоке) нефтепродукта и его утилизации при возникновении нефтезагрязнения в ходе штатной эксплуатации военных объектов. При этом основное внимание будет уделяться применению соответствующих сорбентов и созданию нефтесборщиков, использующих эти сорбенты.

С 2003 года начата планомерная закупка установок для уничтожения экологически опасных отходов военной деятельности. Этими установками прежде всего снабжаются отдаленные воинские гарнизоны и военные госпитали.

ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ – раздел экологии, изучающий воздействие военного производства и строительства, а также испытаний и применений военной техники на окружающую среду.

Охватывает все виды потенциально опасного прямого и побочного экологического воздействия военной и военно-технической деятельности на человека и окружающую среду.

Сопрягается с экологической конверсией в части стремления к предотвращению использования и распространения экологически вредных и опасных технологий производства, испытаний и хранения ВВТ , к внедрению экологически чистых технологий производства, утилизации и нейтрализации ВВТ , а также в части использования отдельных видов ВВТ для предотвращения экологически опасных ситуаций, нейтрализации их последствий и реабилитации окружающей среды.

Особо важны вопросы запрета испытаний и экологически безопасной ликвидации ядерного оружия , захоронения и нейтрализации отходов ядерных материалов (военно-ядерная экология), утилизации и нейтрализации химического (военно-химическая экология) и бактериологического (военно-бактериологическая экология) оружия .

В XXI веке резко возросло внимание к климато-энергетической, в том числе военно-климато-энергетической экологии, связанной с продолжающимся повышением энергоемкости общественного производства и использованием сжигаемого энергетического сырья (нефть, уголь, газ и т.п.). Эти процессы сопровождаются выделением в атмосферу углекислого газа и усилением «парникового эффекта», который при отсутствии превентивных мер может привести к глобальному повышению температуры уже к 20-30 годам наступившего столетия и экологически опасному изменению климата.

Данный вопрос («климатические изменения») в НАТО принято считать вызовом и даже угрозой безопасности стран-членов альянса. По логике натовских аналитиков, таяние арктических льдов создаст прямую угрозу потери суверенной территории ряда европейских государств , которые могут уйти под воду. Кроме того, будет восстановлено круглогодичное судоходство по Северному морскому пути, что облегчит доступ к энергетическим запасам арктического шельфа. В условиях дефицита энергоресурсов это неминуемо приведет к ужесточению конкурентной борьбы в этом регионе мира между «ведущими мировыми игроками» (т.е. между Россией и Западом).

Таким образом, научная проблема становится обоснованием вмешательства Организации Североатлантического договора в проблематику Крайнего Севера и попыток расширить географическую зону своей ответственности на Арктику.

Перед климато-энергетической, в том числе военно-климато-энергетической экологией, стоит задача поиска и использования экологически чистых источников энергии, упреждающей адаптации к глобальным изменениям климата и их демпфированию.

С конца 80-х годов XX века стала выявляться экологическая опасность уменьшения озонового слоя в атмосфере в результате производственной и эксплуатационно-технической (в том числе военной) деятельности человечества. Предотвращение этого процесса требует ограничения выброса в атмосферу веществ, разрушающих озоновый слой (фреоны, фторсодержащие, хлорсодержащие вещества, некоторые продукты сгорания ракетного топлива), и поиска новых технологий.

Высокие потенциальные возможности военных технологий могут обеспечить (при их соответствующей ориентации и международном сотрудничестве) значительный вклад военной экологии в охрану и реабилитацию окружающей среды на местном, региональном и глобальном уровнях.