Если договором не предусмотрены штрафные санкции. Что такое штрафные санкции за нарушение условий договора и порядок их взыскания

Компания несвоевременно подала декларацию по косвенным налогам (акцизы НДС) при ввозе товара на территорию РФ с территории государств-членов таможенного союза.. Предусмотренный штраы - 5 % от суммы по декларации за каждый месяц просрочки. При этом декларация была составлена неправильно и компании придется подать уточненную декларацию и заявить большую сумму налога. Сам налог оплачен правильно и полностью (до сдачи первичной декларации)Вопрос: будет ли взыскан штраф в размере 5 % (как при несвоевременной подаче) с суммы уточненной декларации?(При условии полной оплаты налога)?

Календарные сроки для представления в налоговую инспекцию уточненных налоговых деклараций законодательно не установлены. В связи с этим, привлечение организации к ответственности за несвоевременную сдачу уточненной декларации по статье 119 Налогового кодекса (с назначением штрафа в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога, но не более 30 процентов от суммы налога и не менее 1000 руб.) является неправомерным.

Следует отметить, что с соответствии с пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ штрафные санкции по статьям 120 или 122 Налогового кодекса РФ не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки . В рассматриваемом случае сумма недоимки отсутствует. Соответственно, привлечь к ответственности по статья 120 и 122 НК РФ организацию нельзя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности

Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены. Это следует из положений пункта 1статьи 81 Налогового кодекса РФ.*

Внимание: обнаружив ошибку в отчетности, подайте уточненную декларацию немедленно. Если этого не сделать, налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ.*

Подача уточненной декларации означает, что в первоначальной отчетности налог был посчитан неправильно. Из этого следует, что организация допустила нарушение правил учета объектов налогообложения. Если такое нарушение привело к занижению налоговых обязательств, налоговая инспекция может привлечь организацию к ответственности по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Применение налоговых санкций одновременно по двум названным статьям неправомерно. Об этом сказано в определении Конституционного суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О.

При этом следует учитывать, что подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку. Даже если с момента обнаружения ошибки прошло более трех лет. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

При подаче уточненной налоговой декларации организация может избежать ответственности в трех случаях.*

3. Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:

· если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;*

· если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.

Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Сложившаяся арбитражная практика позволяет сделать вывод, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога при одновременном выполнении двух условий:
– если на момент возникновения задолженности у нее имелась переплата по тому же налогу в части, зачисляемой в бюджет того же уровня;
– если размер этой переплаты превышал или был равен сумме недоимки.*

Такой вывод содержится, например, в пункте 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2009 г. № Ф04-3487/2009(8708-А75-40), Московского округа от 27 апреля 2009 г. № КА-А40/3229-09-2, Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А19-475/07-51-04АП-1146/07(5)-Ф02-446/09, Северо-Западного округа от 5 июня 2008 г. № А21-7514/2006.

Олег Хороший , государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Современная система в сфере государственных закупок постоянно трансформируется для того, чтобы в полном объеме отвечать поставленным ранее целям сделать эту систему максимально прозрачной и сократить возможные нарушения действующего законодательства.

Именно для того, чтобы сократить возможные нарушения в сфере применения действующего законодательства в сфере закупок, и были осуществлены изменения относительно штрафных санкций, благодаря которым они серьезным образом ужесточились.

Штрафные санкции для заказчика за нарушение законодательства в сфере закупок

В настоящее время, несмотря на постоянные действия со стороны уполномоченных органов, которые направлены на более подробное разъяснение всех действий и сокращение таким образом существующих нарушений, они продолжают сохраняться.

Среди наиболее распространенных нарушений действующего законодательства следует рассматривать:

  • необоснованный или неправильный выбор того способа, который будет использован для определения потенциального по заключаемому контракту;
  • нарушение общего порядка проведения ;
  • нарушение в части обязательных к соблюдению сроков , предусмотренных разными этапами закупочных процедур;
  • нарушения в части заключения и исполнения ;
  • нарушения со стороны исполнителя относительно порядка и правил исполнения заключенного контракта.
Вид и содержание нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафных санкций
Неправомерное избрание способа выбора потенциального исполнителя контракта
Нарушение требований, установленных при осуществлении принятия решения о выборе того способа, который должен быть использован при определении потенциального исполнителя контракта Статья 7.29, часть 1 Штраф в размере 30 000 рублей, назначаемый должностному лицу, допустившему такое нарушение
Несоответствие выбранного способа, которым будет определен потенциальный исполнитель по контракту, если в соответствии с положениями действующего законодательства для осуществления закупки должен быть использован или конкурс Статья 7.29, часть 2 Штраф в размере 50 000 рублей в отношении должностного лица, виновность которого подтверждена документально
Использование при осуществлении проведения закупки тех способов, которые не предусмотрены для такого вида закупки, например, закрытого аукциона или двухэтапного конкурса Статья 7.29, часть 2.1 Штраф в размере 50 000 рублей на должностное лицо, допустившее правонарушение
Неправомерное включение в план-график или тех закупок, которые не соответствуют целям функционирования государственного или муниципального заказчика, либо не отвечают требованиям, которые установлены специальными нормативными актами, регламентирующие проведение закупок в тех или иных отраслях

Включение в план-график и план закупок закупочных процедур, которые не имеют обоснования контракта, либо представленное обоснование не соответствует тем требованиям, которые установлены действующим законодательством

Статья 7.29, часть 3 Штраф в диапазоне от 20 000 до 50 000 рублей на должностное лицо в зависимости от того, какова тяжесть допущенного правонарушения
Неправильное осуществление закупки в виде нарушения порядка ее проведения
Нарушение при оформлении обеспечения начальной максимальной цены контракта, а также объекта закупки, например, в виде нарушения формы такого Статья 7.29, часть 3 Штраф в размере 10 000 рублей, налагаемый на должностное лицо
Нарушения, осуществляемые в отношении правил размещения информации о планируемом проводимом аукционе или конкурсе, а также аукционной или конкурсной документации, а также нарушения в отношении приема заявок потенциальных участников Статья 7.30, часть 1.4 Штрафные санкции накладываются и на должностных лиц, и на юридических. На должностных лиц накладывается штраф в размере 15 000 рублей, на юридические лица – 50 000 рублей
Нарушение порядка направления приглашений участникам закупочных процедур либо размещение извещения о проводимой закупочной процедуре ранее, чем истек срок в десять дней с момента публикации плана-графика в Статья 7.30, часть 1.5 Штрафные санкции равняются 30 000 рублей, которые накладываются на должностное лицо
Публикация в Единой информационной системе извещения о проводимой закупочной процедуре, которая не размещена в плане-графике, а также направление приглашения об участии в закрытых процедурах, которые не указаны в плане-графике Статья 7.30, часть 1.6 Штрафные санкции в размере тридцати тысяч рублей на должностных лиц
Публикация в Единой информационной системе либо направление специального приглашения на участие в закрытой закупочной процедуре, если такая закупка была признана необоснованной, и в отношении нее было вынесено предписание о том, чтобы она была отменена Статья 7.30, часть 1.7 Штрафные санкции, назначаемые на допустивших такое нарушение действующего законодательства, в размере 30 000 рублей
Неправомерные действия государственного заказчика, которые направлены на следующее:
  • отклонение поданных заявок, которые направлены для участия в закупочных конкурентных процедурах;
  • отказ в допуске на участие в проводимой закупочной процедуре;
  • отказ в участии в закупочной процедуре в виде признания поданной несоответствующей требованиям, сформулированным в документации о закупке;
  • отстранение потенциального исполнителя от участия в закупочной процедуре

В случае если участнику должно быть отказано в участии, но:

  • заявка признана соответствующей требованиям, сформулированным в документации к закупке, независимо от того, каким образом проводится та или иная закупка

Допущены нарушения в части рассмотрения поданных заявок от открытия конвертов (если такие конверты предусмотрены правилами подачи документов)

Статья 7.30, часть 2 Штрафные санкции в случае выявления такого нарушения налагаются на должностные лица в размере 1% начальной максимальной цены контракта. Размер штрафных санкций находится в диапазоне от 5 000 до 30 000 рублей
Нарушение правил составления протокола, подводящего итог каждого проведенного итога закупок Статья 7.30, часть 2.1 Штраф в размере 10 000 рублей
Нарушение правил размещения всей необходимой информации о проводимой закупке, а также всех тех документов, которые предусмотрены действующим законодательством Статья 7.30, часть 3 Штрафные санкции налагаются и на должностных лиц, и на юридических. Для должностных лиц накладывается штраф в размере 50 000 рублей, на юридических – 500 000 рублей
Установление в документации о закупке тех требований и правил, которые не предусмотрены действующим законодательством, а также требование о предоставлении документов, которые не предусмотрены требованиями, сформулированными в рамках действующего законодательства, например, Федерального закона №44-ФЗ Статья 7.30, часть 4 Штрафные санкции установлены в размере 1% от начальной максимальной цены контракта в диапазоне от 5 000 до 30 000 рублей
Проведение процедуры утверждения документации о проводимой закупочной процедуре с явными нарушениями действующего законодательства Статья 7.30, часть 4.2 Штрафные санкции назначаются на должностное лицо в размере 3 000 рублей
Отказ в возможности участвовать в проводимой закупочной процедуре в том случае, если основания для отказа не являются правомерными, а также нарушение порядка вскрытия конвертов и рассмотрения поданных заявок на участие в закупочных процедурах, а также нарушение правил рассмотрения окончательных заявок и Статья 7.30, часть 6 Штрафные санкции назначаются в размере 5% от начальной максимальной цены контракта, но не превышая размера 30 000 рублей
Определение победителя закупочной процедуры с допуском серьезных нарушений действующего законодательства в сфере закупок Статья 7.30, часть 7 Штраф накладывается на должностных лиц, допустивших нарушения, в размере 50 000 рублей
Нарушения, которые допускаются при проведении закупок у СМП и НКО, в том числе путем сокращения необходимого объема закупок Статья 7.30, часть 11 Штраф накладывается на должностное лицо в размере 50 000 рублей
Нарушения, которые допускаются при ведении реестра контрактов и РНП
Нарушение правил ведения путем включения в них недостоверной информации Статья 7.31, часть 1 Штрафы налагаются на должностных лиц в размере 50 000 рублей
Нарушение действующего законодательства в части направления документов и всех необходимых сведений в указанные реестры, а также для проверки сведений в уполномоченные государственные органы Статья 7.32, часть 2 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 20 000 рублей

Штрафные санкции за нарушение сроков

Сроки, которые установлены действующим законодательством в отношении проводимых закупочных процедур, а также размещения всех необходимых документов, отражают все этапы проведенной закупочной процедуры. Именно по этой причине такие нарушения выделяются отдельно, и за них назначаются свои штрафные санкции.

Виды нарушаемых сроков Статья КоАП РФ Размер штрафных санкций
Нарушение сроков, которые установлены для проведения обязательного проведения обсуждения закупок Статья 7.29, часть 3 Штраф налагается на должностное лицо в размере 30 000 рублей
Несоблюдение требований законодательства относительно сроков утверждения плана закупок и плана-графика, а также сроков публикации таких планов, в том числе с внесенными изменениями, в ЕИС Статья 7.29, часть 3 Штраф на должностные лица, допустивших нарушения, в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, которые предусмотрены для публикации всех необходимых документов, сопровождающих проводимые закупочные процедуры, если допущенное нарушение сроков не превышает двух дней Статья 7.30, часть 1 На должностных лиц налагается штраф в размере 5 000 рублей, юридические лица получают штраф в размере 15 000 рублей
Нарушение, которое допускается в отношении публикации документации, сопровождающей проводимую закупочную процедуру, если сроки публикации нарушены более, чем на два дня Статья 7.30, часть 1.1 На должностных лиц налагается штраф в размере 30 000 рублей, а на юридических – в размере 100 000 рублей
Допущение нарушения, осуществленное при публикации документов, которые должны сопровождать , или закупку у , если сроки публикации нарушены более, чем на один рабочий день Статья 7.30, часть 1.3 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 15 000 рублей, на юридических лиц – в размере 50 000 рублей.
Нарушение, которое допускается в отношении сокращения сроков подачи заявок, если такое сокращение не предусмотрено действующим законодательством в сфере закупок Статья 7.30, часть 8 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, которые предусмотрены для подписания протоколов по итогам проведения закупочных процедур, менее, чем на два рабочих дня Статья 7.30, часть 13 Штрафы на должностное лицо в размере 3 000 рублей
Нарушение сроков, если такое нарушение допущено в отношении протоколов, которые подписываются в отношении проведенных закупочных процедур в виде превышения указанного срока более, чем на два рабочих дня Статья 7.30, часть 14 Штраф накладывается на ответственное должностное лицо в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, а также порядка возврата денежных средств, которые потенциальный исполнитель внес в качестве заявки на участие в процедуре определения потенциального исполнителя по контракту, которое не превысило трех рабочих дней Статья 7.31.1 Штраф на должностное лицо налагается в размере 5 000 рублей, на юридических лиц – в размере 30 000 рублей
Выявленное нарушение сроков возврата средств, внесенных в качестве обеспечения участия в закупочной процедуре, которое допускается более трех рабочих дней Статья 7.31.1, часть 2 Штрафные санкции, которые налагаются на должностных лиц, выражаются в виде штрафа в размере 15 000 рублей, а на юридических лиц – 90 000 рублей

Наказание за нарушения при исполнении контрактов и его неисполнение

При исполнении контракта также могут быть нарушены правила действующего законодательства. По этой причине законодатель в рамках Кодекса об административных правонарушениях предусмотрел за ненадлежащее исполнение контракта или полное его неисполнение.

Вид и содержание нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафной санкции
Нарушение правил контрактов в части нарушения тех условий, которые были объявлены для определения потенциального исполнителя, либо допущенные нарушения влияют на те условия исполнения контракта, которые были предложены исполнителем Статья 7.32, часть 1 Штрафные санкции выражаются в размере 1% от начальной максимальной цены контракта, но штрафные санкции находятся диапазоне на должностных лиц от 5 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей
Нарушение порядка заключения контракта в части нарушения тех условий, которые были сформулированы в отношении определения потенциального исполнителя либо выражались в виде нарушения тех условий исполнения контракта, которые были предложены исполнителем, что привело к перерасходу бюджетных средств либо уменьшению ранее определенного объема исполнения контракта Статья 7.32, часть 2 Штрафные санкции не имеют четкой величины, так как назначаются в виде двукратного размера тех средств, которые были израсходованы дополнительно, либо в виде двукратного размера цен на те товары, работы или услуги, объемы которых были уменьшены и выступили в качестве предмета административного правонарушения
Нарушения, допущенные в отношении сроков, отведенных на подписание контракта или уклонение от такого подписания Статья 7.32, часть 3 Штраф на должностное лицо в размере 50 000 рублей
Нарушения действующего законодательства в части изменений условий контракта, если такие условия не должны изменяться в соответствии с положениями 44-ФЗ Статья 7.32, часть 4 На должностные лица – штраф в размере 20 000 рублей, на юридические – 200 000 рублей
Нарушения Федерального закона №44-ФЗ в части изменения условий действующего контракта, если такие изменения запрещены указанным законом и привели к перерасходу бюджетных средств Статья 7.32, часть 5 Фиксированной суммы штрафа нет, но действует правило двукратного размера штрафных санкций от количества перерасходованных средств либо цены товаров или услуг, а также работ, которые были недополучены заказчиком в результате такого нарушения
Несоблюдение правил действующего законодательства, а также правил, сформулированных в тексте контракта, относительно порядка его в случае от его исполнения Статья 7.32, часть 6 На должностных лиц штраф фиксированный в размере 50 000 рублей, на юридических – в размере 200 000 рублей
Нарушения действующего законодательства, выраженные в действии или бездействии заказчика, если таковые повлекли неисполнение обязательств по исполнению контракта, если за такие действия или бездействия не предусмотрена Статья 7.32, часть 7 На должностных лиц и ИП, которые участвуют в госзакупках, штраф не имеет фиксированной суммы и находится в диапазоне от 5 до 15% от полной стоимости тех обязательств, которые не были исполнены, но не меньше, чем 30 000 рублей.

В отношении юридического лица штраф назначается в диапазоне от однократного до трехкратного размера полной стоимости неисполненных обязательств, но не меньше суммы в 300 000 рублей

Нарушение действующего законодательства относительно требований, которые сформулированы в части проведения экспертизы, в том числе если заказчик обязан привлечь сторонних экспертов или экспертные организации Статья 7.32, часть 8 Штраф на должностных лиц в размере 20 000 рублей
Нарушения в части составления документов, подтверждающих факт приемки-передачи товара или выполнения работ, а также немотивированный отказ от подписания приемочных документов Статья 7.32, часть 9 Штрафные санкции накладываются на виновное должностное лицо в размере 20 000 рублей
Приемка результатов исполнения контракта, если такие результаты не соответствуют заявленным требованиям в документации о закупке, а сама приемка привела к перерасходу бюджетных средств либо уменьшению объема таких выполненных результатов Статья 7.32, часть 10 Штраф на ответственное за приемку должностное лицо налагается в диапазоне от 20 000 до 50 000 рублей

Штрафы для СМП И НКО

Государство в настоящее время принимает активные меры для того, чтобы поддерживать субъекты , а также социально ориентированные некоммерческие организации. Если такие организации допускают нарушения действующего законодательства в части исполнения контрактов, на них также налагаются штрафные санкции, однако, их расчет производится несколько другим образом, а именно в зависимости от НМЦК, но в процентном соотношении от цены заключенного контракта.

Однако в случае, если закупка проводилась без определения круга потенциальных исполнителей, которые относятся к СМП И СОНКО, а победил представитель этой категории, льготного исчисления штрафов для них не предусмотрено и все штрафы будут назначаться на общих условиях.

Порядок расчета штрафов и пеней

Расчет штрафов и пеней в отношении того юридического лица, которое нарушило условия контракта, осуществляется на основании ключевой ставки Центрального Банка. Расчет используется как для исполнителей по контракту, так и для .

Общий порядок расчетов выглядит следующим образом:

Пени (Штраф)=Цена контракта Х 1/300 Ключевой ставки Х Количество просроченных дней.

При проведении такого расчета в качестве суммы расчетов используется та сумма, которая не была полностью выплачена или на размер которой обязательства по контракту не были исполнены. Количество дней также считается без пропусков, включая выходные и праздничные дни, то есть следует использовать понятие календарных дней.

Из количества дней, которые используются в качестве дней осуществления просрочки, следует исключить те дни, в которые заказчик принимал результаты исполнения контракта. Однако исключение таких дней возможно только в том случае, если этот вопрос никоим образом не отрегулирован положениями контракта. Указанные правила расчетов штрафных санкций и пени сформулированы в письме Министерства финансов РФ от 07.11.2017 года №24-03-08/73293.

Как избежать штрафов

При ведении закупочной деятельности государственным или муниципальным заказчиком возможно избежать всех обозначенных выше штрафных санкций. Для этого следует соблюдать простые правила:

  • соблюдать требования действующего законодательства относительно правил и сроков проведения всех закупок от момента их объявления в планирующих документах до момента приемки и оплаты исполненных обязательств;
  • тщательно оформлять все необходимые документы , составление и оформление которых предусмотрено действующим законодательством;
  • обоснованный выбор того способа, которым будет заключен контракт , а также недопущение деления одного потенциального контракта на несколько с целью проведения другого типа закупок;
  • своевременное подписание всех документов , которые сопровождают те или иные закупочные процедуры, в том числе и сам контракт, выступающий результатом такой процедуры;
  • соблюдение установленных объемов закупок , которые должны быть проведены тем или иным способом, а также у различных объектов бизнеса, в том числе у субъектов малого предпринимательства;
  • заключение дополнительных соглашений и подписание иных документов, которые позволяют разрешить возникающие споры между исполнителем контракта и государственным заказчиком с целью исключения нарушений в части исполнения контракта.

В том случае, если государственный или муниципальный заказчик соблюдает все указанные правила, он может избежать штрафов за нарушение действующего законодательства в сфере государственных закупок.

Законодатель активно предпринимает различные меры для того, чтобы сократить количество нарушений, совершаемых при осуществлении государственных и муниципальных закупок. В качестве одной из ключевых таких мер, которые применяются и для того, чтобы сделать систему госзакупок максимально прозрачной, являются штрафные санкции, которые налагаются и на должностные лица, допускающие такие нарушения, и на юридические лица, которые нередко заинтересованы в совершении таких нарушений для получения какой-либо выгоды.

Именно по этой причине размеры налагаемых штрафов достаточно велики и не имеют какого-либо диапазона. Однако для того, чтобы таких штрафов избежать, участникам закупочных процедур достаточно соблюдать ряд простых правил, которые можно сформулировать, обращаясь к самому Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как эти правила сформулированы на основании принципов функционирования всей контрактной системы.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Договором принято считать документ, в котором четко прописаны все требования по выполнению каких-либо работ либо услуг, а также права и обязанности сторон, нарушение которых может привести к штрафным санкциям, вплоть до разрыва действующего соглашения.

Договор может быть подписан как двумя, так и более сторонами, каждая из которых в обязательном порядке должна придерживаться своих обязанностей.

Последствия и ответственность невыполнения условий договора согласно законодательству

В том случае, если одна из сторон договора не выполняет свои обязательства, это может привести к различным последствиям.

Существует несколько разновидностей ответственности , а именно:

  • долговая (по согласованию сторон);
  • долевая (на стороне, которая не выполнила обязательства, имеется несколько лиц).

В свою очередь эти разновидности ответственности могут быть в виде :

  • штрафной пени;
  • в виде начисление определенных процентов за каждый день не выполнения обязательств;
  • исполнение невыполненных обязательств третьей стороной за счет должника;
  • взыскание средств, которые должник обязан был передать согласно договору;
  • возмещение всех убытков согласно ГК Российской Федерации.

На самом деле, это далеко не все, что предусматривает действующее законодательство, поскольку последствия могут быть самыми разнообразными.

В первую очередь это напрямую зависит от того, какой ущерб был нанесен в результате не выполнения всех обязательств по договору. Чем больше ущерб, тем суровее будет наказание и как следствие, существенная сумма штрафной пени.

Понятие штрафных санкций

Статья 330 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие штрафных санкций (неустойки).

Неустойка – прописанная законодательством либо соглашением фиксированная сумма, которая должна быть в обязательном порядке выплачена должником, в том случае, если с его стороны были нарушены обязательства, указанные в договоре либо не выполнены в полном объеме.

В процессе требований о выплате штрафных санкций, сторона, которая должна получить оплату за невыполненные обязательства должником, не обязана доказывать свою правоту.

Однако статья 331 Гражданского Кодекса гласит, что акт неустойки должен быть в обязательном порядке оформлен письменно. В том случае, если он составлен иным способом, данный акт будет признан недействительным.

Статья 332 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие “законные штрафные санкции (неустойка)”. Согласно статье, кредитор вправе потребовать возмещение даже в том случае, если она не предусмотрена действующим соглашением между сторонами. Более тог, кредитор самостоятельно определяет сумму неустойки и подтверждает ее составленным актом.

Статья 395 Гражданского Кодекса предусматривает определенную ответственность за нарушение денежных обязательств, а именно:

  • за попытку использования чужого капитала;
  • за попытку уклонения от денежных выплат;
  • другие денежные махинации.

За какое-либо нарушение из вышеперечисленных статья предусматривает наказание в виде выплат определенных процентов по той сумме, которая фигурировала при махинациях.

Проценты, которые будут начисляться в качестве штрафных санкций, напрямую зависят от места пребывания либо жительства кредитора (юридического лица) учетной ставки банковских процентов на момент исполнения денежного обязательства.

В том случае, если денежное взыскание происходит через суд, то последний может назначить ту процентную ставку, которая была на момент подачи . Данное решение может быть возможным, если действующим соглашением не предусмотрены проценты за нарушение обязательств, прописанных в договоре.

Стоит отметить, что законодательная база РФ предусматривает смягчение неустойки, в частности статья 333 Гражданского Кодекса.

Уменьшение процентов штрафных санкций могут быть только в том случае, если суд определил, что неустойка явно не отвечает реальности, то есть существенно завышена.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

За что могут применить наказания

В процессе подписания договора о сотрудничестве между сторонами, оговариваются все обязательства с обеих сторон. В случае, если одни из них не выполнили свои обязательстве им будут начислены штрафные санкции, в размере, который указан в документе сотрудничества.

При этом Гражданский Кодекс РФ предусматривает возможность снижения суммы штрафа в нескольких случаях, если:

  • судом было вынесено решения о том, что в сложившейся ситуации виноваты обе стороны;
  • все меры для устранения этого конфликта были приняты;

Размер взыскания штрафной пени всегда должен оговариваться при составлении договора о сотрудничестве, в противном случае, данная сумма ущерба выноситься на рассмотрение в суд.

Порядок взыскания

Весь порядок выплаты штрафных санкций прописаны в действующем договоре между сторонами.

Как правило, он всегда стандартный, то есть, юридическое либо физическое лиц, имеющее определенные претензии по нарушению действующего соглашения ко второй стороне, обязано направить по его юридическому адресу письмо , в котором обязательно должно быть указано:

  • подробное описание претензии;
  • информацию о штрафных санкциях, которые предусмотрены;
  • установленные сроки, за которые должна быть выплачена неустойка.

Стоит отметить то факт, что сторона, которая выдвигает определенные претензии, в том числе требует выплатить задолженность, в обязательном порядке должна приложить к нему сопутствующий расчетный лист .

Именно это приложение содержит в себе все необходимые расчеты, согласно которым рассчитывается общая сумма штрафных санкций.

Зачастую подобные неустойки имеют одну неприятную особенность – штрафная пеня насчитывается за каждый день просрочки, в том числе во внимания берутся выходные и праздничные.

В ситуации, в которой должник полностью игнорирует все требования о выплате задолженности (уведомления, устные предупреждения и так далее), сторона, которая понесла определенные убытки, подает заявление в суд.

Только через суд можно не только взыскать действующую задолженность и потребовать , которые возникли в результате задержки выплат неустойки.

Правила учета

Согласно действующему законодательству, вся прибыль, вне зависимости от того, каким образом она была получена компанией (получение неустойки, либо прибыль от определенных услуг либо ), должна быть занесена в налоговый и бухгалтерский учет.

Если же, этого не будет, законодательством предусмотрено наказание в виде административного штрафа, либо же, если сумма более чем 250 000 предусмотрена уголовная ответственность.

В бухгалтерском учете

Необходимо понимать, что абсолютно все требования, которые предъявляются контрагенту, относительно получения прибыли, в обязательном порядке должны быть включены в состав прочих доходов.

Согласно Приказу Министерства Финансов РФ, абсолютно все разновидности штрафных санкций, которые предусмотрены денежным взысканием, должны быть включены в бухгалтерский учет. При этом должна быть включена вся сумма в полном объеме.

То есть, при наличии документа либо судебного вердикта, запись в бухгалтерском учете заноситься в следующем виде: Д-т 76 К-т 91.

В налоговом учете

Что касается налогового учета, то в нем записываются также все штрафные санкции, которые подразумевают за собой взыскание с должника определенной суммы.

Закон четко регламентирует это главой 25 Налогового Кодекса РФ. Причем для каждого случая, рассматриваются свои особенности.

Нюансы выплаты НДС в различных ситуациях

В программе “1С: Бухгалтерия” общая сумма начисленного НДС следует отображать документом “Операция (бухгалтерский и налоговый учет)”. Для того чтобы сформировать по начисленному НДС, включая штрафную пеню, достаточно создать документ “Отображение начисления НДС”.

О применении данных видов наказаний рассказано в следующем видеосюжете:

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Штрафные санкции для поставщика.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

    до 3 млн руб. – 3%;

    от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) – 2%;

    от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) – 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. – 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит – 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 - 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

Учреждение здравоохранения является бюджетным.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

Сумма, руб.

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 - 38 250) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на учреждения

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата подрядчику согласно договору

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 - 38 250) руб.

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

Учреждение здравоохранения является казенным.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

Произведена оплата по контракту поставщику

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

Штрафные санкции для заказчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

    5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);

    10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);

    100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение – случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик – учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Комментарий:

1. Важной особенностью правового регулирования хозяйственных отношений является порядок возмещения убытков и неустойки. По общему правилу, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, не покрытой этими санкциями. Таким образом, Кодексом закреплено применение зачетной неустойки в случае, если иное не установлено законом или договором.

Зачетные штрафные санкции являются основным видом штрафных санкций в хозяйственном законодательстве. Этот вид штрафных санкций применяется во всех случаях, если законом или договором сторон не установлен иной порядок их взыскания. Таким образом, можно сделать вывод, что в случае, когда зачетные штрафные санкции будут меньше размер заранее установленных убытков, то эти санкции "растворятся" в сумме последних. Если предположить, что штрафные санкции окажутся чрезмерно большими (по сравнению с размером заранее установленных убытков), должник вправе требовать уменьшения штрафных санкций до размера убытков, ссылаясь на ч. 1 ст. 233 ГК Украины. Возникает логичный вопрос: к размеру какой ущерб снижаться размер штрафных санкций: к убыткам, обусловленных сторонами в сделке, к размеру действительно причиненного ущерба, возникшие в результате правонарушения? Если суд учитывать размер ущерба, установленный сторонами в договоре, то внесение в договор условия о штрафных санкциях полностью лишено смысла. Если судебная практика пойдет другим путем и для сравнения размера штрафных санкций и убытков будут использоваться реальные потери кредитора, то автоматически теряться основное преимущество заранее установленных убытков - отсутствие необходимости доведения их размера.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что законом или соглашением сторон может предусматриваться иной подход к этому вопросу, когда будет использоваться:

а) исключительная неустойка, при которой разрешается взыскание только штрафных санкций;

б) штрафная неустойка, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме свыше штрафных санкций;

в) альтернативная неустойка, при которой на выбор кредитора могут быть взысканы или убытки, или штрафные санкции. Исключительные штрафные санкции характеризуются тем, что в предусмотренных законом или договором случаях допускается взыскание только штрафных санкций. Понятно, что предусмотреть в договоре за одно и то же нарушение исключительных штрафные санкции и заранее установленные убытки нет смысла. Если исключительные штрафные санкции установлены нормативным актом, а стороны дополнительно согласовали размер возможных убытков в договоре, то приоритет отдается штрафным санкциям, а не заранее установленным ущерб.

Что касается совокупных штрафных санкций, то они предоставляют кредитору право взыскать с должника убытки в полной сумме сверх штрафных санкций. Особенность этого вида штрафных санкций заключается в том, что санкция возлагается на должника дополнительную ответственность и более действенным способом воздействия на должника.

С научной точки зрения определения в законодательстве четырех видов неустойки исходя из ее соотношения с убытками является более данью традиции и не имеет юридического значения на современном этапе. Альтернативная и исключительная неустойка редко встречаются в договорной практике, поскольку цель применения этих видов неустойки можно достичь и с помощью зачетной неустойки.

3. Часть 3 устанавливает общее правило, согласно которому участник хозяйственных отношений, права и законные интересы которого нарушены, может заявить требование по уплате штрафных санкций. Использованный в этой части понятия "участник хозяйственных отношений" намного шире, чем "субъект хозяйствования" и охватывает также органы, указанные в ст. 2 ГК Украины.

Законом также может быть предусмотрено право уполномоченного органа, наделенного хозяйственной компетенцией, заявлять требования о взыскании штрафных санкций.

Понятие «уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией" ГК Украины не трактуется, однако в большинстве случаев слова "наделенный хозяйственной компетенцией" применяется в отношении органов государственной власти и местного самоуправления.

Под "хозяйственной компетенцией" в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГК Украины понимается совокупность хозяйственных прав и обязанностей, которые реализуют участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность.

4. Часть 4 является логическим продолжением темы уплаты процентов в виде штрафных санкций за нарушение денежных обязательств, то есть за неправомерное пользование чужими средствами - за несвоевременную уплату, необоснованную задержку, уклонения от возврата ошибочно перечисленных средств. Начисление и уплата таких процентов-санкций не является обязанностью должника в соответствии с нормы ГК Украины, однако может быть предусмотрена договором или иным законом.

Комментируемая часть отмечает, что проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты этих средств кредитору, если иное не установлено законом или договором. Таким образом, в случае практического применения указанных норм кредитор, в интересах которого хозяйственным судом уже было принято решение о взыскании с должника таких процентов, которое вступило в законную силу, вправе вновь обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании процентов за период с даты, когда решение суда вступило в законную силу, и до даты исполнения такого решения.

5. Часть 5 регулирует вопросы уменьшения размера ответственности должника в случае несвоевременного выполнения хозяйственного обязательства со стороны кредитора. По общему правилу, ответственность должника по денежным обязательствам наступает независимо от наличия вины в его действиях. В случае, когда кредитор несвоевременно принял денежное обязательство, должник не обязан платить проценты за время просрочки.

Согласно ст. 221 ГК Украины кредитор считается просрочившим исполнение денежного обязательства, если он отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником, или не выполнил действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или вытекают из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства перед кредитором. Просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочки не вызван преднамеренно или из-за неосторожности его самого или тех лиц, на которых по закону или поручением кредитора было возложено принятие исполнения. После окончания просрочки кредитора должник отвечает за выполнение на общих основаниях. В случае если кредитор не выполнил действия, указанные в ч. 1 ст. 221 ГК Украины, по соглашению сторон допускается отсрочка выполнения обязательства на срок просрочки кредитора.

6. Частью 6 предусмотрено, что начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно быть выполнено.

Ученые считают, что неустойка является оперативным способом борьбы с ненадлежащим исполнением обязательства, которым можно воспользоваться сразу, как только будет совершено правонарушение, не дожидаясь наступления негативных последствий, которые им вызваны. Именно из-за "оперативность" неустойки как способа борьбы с нарушением договора в ст. 258 ГК Украины было установлен сокращенный срок исковой давности в один год для требований о взыскании неустойки (штрафа, пени). По ст. 261 течение срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком исполнения начинается с истечением срока исполнения; по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается со дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование о выполнении обязательства (если при этом должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, течение исковой давности начинается с истечением этого срока).

7. Как исключение из общего правила, когда штрафные санкции за нарушение хозяйственного обязательства взыскиваются судом в интересах потерпевшей стороны, ч. 7 комментируемой статьи указывает на возможность взыскания их в доход государства. С комментируемых норм данной статьи можно сделать вывод, что заявителем о взыскании штрафных санкций в доход государства выступает уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.