Г верховный совет ссср принял. Верховный совет ссср

В Верховный Совет СССР девятого созыва 16 июня 1974 года избрано 1517 депутатов, из них в Совет Союза - 767 и в Совет Национальностей - 750 депутатов. В Верховный Совет СССР избрано впервые 846 депутатов что составляет 55,8 проц. от общего числа депутатов. Среди депутатов 475 женщин (234 - в Совете Союза, 241-в Совете Национальностей). Членами и кандидатами в члены КПСС являются 1096 депутатов, 421 депутат - беспартийные, в том числе 174 депутата -члены ВЛКСМ. В Верховном Совете СССР 769 рабочих и колхозников, или 50,7 проц. общего состава депутатов; 142 работника науки культуры, литературы и искусства, просвещения и здраво охранения, или 9,3 проц.; 241 депутат - партийные, 17 - профсоюзные и комсомольские работники; 215 - работник государственных, советских органов; 77 - руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, инженер и другие специалисты; 56 депутатов - военнослужащие. Состав депутатов Верховного Совета СССР по возраст следующий: до 30 лет - 279 депутатов, или 18,4 проц.; от 3 до 40 лет - 280, или 18,5 проц.; от 41 до 50 лет - 426, ил 28,1 проц.; от 51 до 60 лет - 331, или 21,8 проц.; старше 60 лет - 201 депутат, или 13,2 процента. Депутаты Верховного Совета СССР имеют образование: высшее - 764, или 50,4 проц., незаконченное высшее - 39, или 2,6 проц., среднее - 513, или 33,8 проц., неполное среднее-185, или 12,2 процента депутатов. В числе депутатов 55 лауреатов Ленинской и 89 лауреатов Государственной премий, 31 Герой Советского Союза и 277 Героев Социалистического Труда; 1412 депутатов награждены орденами и медалями СССР. В Верховный Совет СССР избраны депутаты 61 национальности. Заседание второе Заседание происходит в Кремле, в зале заседаний палат Верховного Совета СССР. 25 июля 1974 года, вечернее заседание. 15 часов. За столом председателя занимают места Председатель Совета Национальностей Рубен В.П., заместители Председателя Совета Национальностей Жаксыбеков С.Ш., Зайченко Н.М., Ташпулатова Д., Тихонов Н.С. В ложах - товарищи Косыгин А. Н., Пельше А.Я., Полянский Д.С., Шелепин А.Н., Машеров П.М., Пономарев Б.Н., Рашидов Ш.Р., Устинов Д.Ф. Депутаты и гости встречают их продолжительными аплодисментами. Председательствует Председатель Совета Национальностей Рубен В.П. Председатель. Уважаемые товарищи депутаты! Заседание Совета Национальностей объявляется открытым. Нам необходимо заслушать доклад Мандатной комиссии о результатах проверки полномочий депутатов, избранных в Совет Национальностей Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. Слово для доклада предоставляется Председателю Мандатной комиссии Совета Национальностей депутату Шеварднадзе. Шеварднадзе Э.А. (Тбилисский - Ленинский избирательный округ, Грузинская ССР).

ДОКЛАД МАНДАТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Товарищи депутаты! Выборы в Верховный Совет Союза ССР, которые состоялись 16 июня 1974 года, прошли в обстановке большого политического и трудового подъема. Они продемонстрировали несокрушимое идейное и социально-политическое единство советского общества, дружбу и братство всех наций и народностей нашей великой Родины. Высокая активность трудящихся в избирательной кампании, единодушное избрание кандидатов блока коммунистов и беспартийных убедительно свидетельствуют о полной поддержке и горячем одобрении советскими людьми внутренней и внешней политики Коммунистической партии, целеустремленной и плодотворной деятельности Центрального Комитета, его Политбюро, Генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза товарища Л.И. Брежнева. С огромным удовлетворением воспринял советский народ предвыборную платформу Коммунистической партии, изложенную в Обращении Центрального Комитета КПСС ко всем избирателям, в яркой речи на встрече с избирателями товарища Л.И. Брежнева, в выступлениях других руководителей партии и государства. Советских людей не могут не радовать успехи, достигнутые после XXIV съезда КПСС во всех областях хозяйственного, социально-культурного строительства, намеченные партией вдохновляющие перспективы дальнейшего продвижения страны к коммунизму. За годы, прошедшие со времени прошлых выборов, значительно увеличился объем промышленного и сельскохозяйственного производства, возросло благосостояние советских людей, укрепилось оборонное могущество нашего государства. Проводимая Коммунистической партией и Советским государством активная миролюбивая внешняя политика является важным фактором разрядки международной напряженности, утверждения принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем, укрепления мира во всем мире. Решение задач хозяйственного и культурного строительства неразрывно связано с дальнейшим развитием социалистической демократии. Наш государственный строй на деле обеспечивает активное участие трудящихся масс в управлении делами общества и государства. “На практике, в жизни, - говорил в речи на встрече с избирателями товарищ Л.И. Брежнев,- наше государство сверху донизу управляется при повседневном участии масс. И в этом - важный источник динамизма нашего общества, устойчивости политической системы социализма”. На выборах в Верховный Совет СССР проявились высокая гражданская зрелость, политическая сознательность советских людей. Участие в голосовании приняли 161.689.612 человек, или 99,98 проц. всех избирателей, внесенных в списки. При выборах в Совет Национальностей за кандидатов в депутаты от союзных республик проголосовали 99,85 проц. избирателей, от автономных республик - 99,68 проц., от автономных областей и национальных округов - 99,72 проц. избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, абсолютное большинство избирателей отдали свои голоса кандидатам нерушимого блока коммунистов и беспартийных. Товарищи депутаты! Советский Союз - многонациональное государство. Народы нашей страны широко отметили 50-летие образования Союза ССР, ознаменовавшее торжество ленинской национальной политики. Союзный характер нашего государства отражен в структуре Верховного Совета СССР, в равноправии его палат, в порядке формирования Совета Национальностей. В соответствии со статьей 35 Конституции СССР в Совет Национальностей избрано по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой из автономных республик, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа. Всего в нашу палату избрано 750 депутатов. В Совет Национальностей избраны представители 57 национальностей. Среди депутатов - русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы, абхазцы, башкиры, буряты, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, табасаранцы, кабардинцы, балкарцы, калмыки, каракалпаки, карелы, коми, марийцы, мордва, осетины, татары, тувинцы, удмурты, чеченцы, ингуши, чуваши, якуты, адыгейцы, алтайцы, евреи, карачаевцы, хакасы, коми-пермяки, ненцы, долганы, эвенки, манси, эвены, коряки, чукчи, поляки, немцы, финны. (Аплодисменты). А всего в Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, учитывая национальный состав Совета Союза, избраны депутаты 61 национальности. Все вместе они являются представителями единого советского народа - новой исторической общности людей. (Аплодисменты). Товарищи депутаты! Мандатная комиссия с большим удовлетворением отмечает, что депутатами Совета Национальностей избраны члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК, секретари ЦК КПСС, видные партийные и государственные деятели страны, многие передовики производства. Достойное место среди депутатов занимают представители славного рабочего класса, являющегося ведущей силой нашего общества. Рабочих в палату избрано 238 человек. Это знатные металлурги и машиностроители, горняки и нефтяники, химики, строители, опытные мастера по изготовлению автоматических приборов и электронно-вычислительных машин, работники транспорта и связи, текстильной и пищевой промышленности, передовики совхозов. В составе депутатов Совета Национальностей широко представлено колхозное крестьянство. Среди 150 колхозников, избранных в палату, - лучшие полеводы, животноводы, механизаторы. Все они самоотверженно трудятся над осуществлением намеченной партией грандиозной программы по дальнейшему развитию сельского хозяйства. Вместе рабочих и колхозников в Совете Национальностей 51,7 проц. всех депутатов, то есть более половины состава нашей палаты. В Совет Национальностей избраны видные представители советской интеллигенции. В их числе 25 научных работников Академии наук СССР, отраслевых академий и академий наук союзных республик, ректоров и заведующих кафедрами высших учебных заведений, 26 учителей и врачей, работники печати, писатели, артисты, художники, композиторы. Среди депутатов руководители предприятий, хозяйственных организаций, специалисты различных отраслей народного хозяйства. Депутатами Совета Национальностей избрано 117 советских работников, 108 партийных, профсоюзных и комсомольских работников, 22 военнослужащих. Более 85 проц., или 638 депутатов Совета Национальностей, имеют высшее и среднее образование, что свидетельствует о широких и разносторонних знаниях депутатов. В состав палаты избрана 241 женщина, или 32,1 проц. от общего числа депутатов. Это говорит о том, что советские женщины активно участвуют в государственных делах, в решении задач хозяйственного и культурного строительства страны. Совет Национальностей по своему составу хорошо отражает единство и преемственность поколений нашего общества. Здесь люди, умудренные жизненным опытом, и представители молодежи, нашего славного комсомола. В числе депутатов Совета Национальностей 141 человек, или 18,8 проц. депутатов, моложе 30 лет; 348 человек, или 46,4 проц., имеют возраст от 31 до 50 лет; 154, или 20,5 проц., - от 51 до 60 лет; 107 депутатов, или 14,3 проц., - старше 60 лет. Состав палаты наглядно отражает единство блока коммунистов и беспартийных. 534 депутата являются членами и кандидатами в члены КПСС, 216 депутатов - беспартийные, из них 89 человек - члены ВЛКСМ. Нынешний состав Совета Национальностей значительно обновился. 461 депутат палаты, или 61,5 проц., не были депутатами Верховного Совета СССР прошлого созыва. Таким образом, в каждом созыве Верховного Совета проходят большую школу управления делами государства все новые и новые представители трудящихся масс. Следует отметить, что 691 депутат Совета Национальностей награжден орденами и медалями СССР, 15 депутатов удостоены звания Героя Советского Союза и 116 - Героя Социалистического Труда. 71 депутат является лауреатом Ленинской и Государственной премий. Такой состав Совета Национальностей дает возможность успешно рассматривать и успешно решать вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, последовательно претворять в жизнь политику Коммунистической партии, как этого требуют Советская Конституция, Закон о статусе депутатов, высокое доверие нашего народа. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия на основании статьи 50 Конституции СССР проверила полномочия каждого избранного в Совет Национальностей депутата. Рассмотрев протоколы окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты, заявления кандидатов в депутаты об их согласии баллотироваться по соответствующим округам, протоколы голосования окружных избирательных комиссий, а также другие материалы, представленные Центральной избирательной комиссией, Мандатная комиссия установила, что выборы депутатов в Совет Национальностей во всех избирательных округах проведены правильно, на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР и Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Никаких жалоб и заявлений, ставящих под сомнение результаты выборов кого-либо из депутатов, в Мандатную комиссию не поступало. Оснований для кассирования выборов по какому-либо избирательному округу не имеется. В связи с этим Мандатная комиссия вносит предложение о признании полномочий всех 750 депутатов Совета Национальностей, избранных 16 июня 1974 года и зарегистрированных Центральной избирательной комиссией по выборам в Верховный Совет СССР девятого созыва. Мандатная комиссия представляет на утверждение Совета Национальностей следующий проект Постановления: “Заслушав доклад Мандатной комиссии, Совет Национальностей постановляет: На основании статьи 50 Конституции СССР, в соответствии с представлением Мандатной комиссии, признать полномочия 750 депутатов Совета Национальностей, избранных 16 июня 1974 года по всем избирательным округам”. Заседание второе

Заседание происходит в Кремле, в зале заседаний палат Верховного Совета СССР. 25 июля 1974 года, вечернее заседание. 17 часов. За столом председателя занимают места Председатель Совета Союза Шитиков А.П., заместители Председателя Совета Союза Алиев Г.А., Давидчик А.Л., Джумаев А., Патон Б.Е. В ложах - товарищи Андропов Ю.В., Гречко А.А., Гришин В.В., Кулаков Ф.Д., Мазуров К.Т., Подгорный Н.В., Суслов М.А., Щербицкий В.В., Демичев П.Н., Романов Г.В., Соломенцев М.С., Долгих В.И., Капитонов И.В., Катушев К.Ф. Депутаты и гости встречают их продолжительными аплодисментами. Председательствует Председатель Совета Союза Шитиков А.П. Председатель. Товарищи депутаты! Заседание Совета Союза объявляется открытым. Мандатная комиссия закончила работу по проверке полномочий депутатов Совета Союза. Слово для доклада предоставляется Председателю Мандатной комиссии Совета Союза депутату Месяцу. Месяц В.К. (Карагандинский - Ленинский избирательный округ, Карагандинская область).


ДОКЛАД МАНДАТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА СОЮЗА


Товарищи депутаты! Состоявшиеся 16 июня 1974 года выборы в Верховный Совет СССР девятого созыва явились важнейшим событием в общественно-политической жизни страны. Они вылились в убедительную демонстрацию монолитной сплоченности советского народа вокруг Коммунистической партии и ее Центрального Комитета. Подготовка и проведение выборов повсеместно проходили под знаком всенародной борьбы за успешное претворение в жизнь исторических решений XXIV съезда КПСС, досрочное выполнение заданий четвертого, определяющего года пятилетки. Выборы способствовали дальнейшему развитию советской демократии, широкому вовлечению трудящихся в управление государственными и общественными делами. Огромное влияние на весь ход избирательной кампании оказали Обращение Центрального Комитета КПСС ко всем избирателям, вдохновляющая речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа города Москвы. В этих важных документах, в предвыборных выступлениях других руководителей партии и государства дан глубокий марксистско-ленинский анализ современной обстановки, подведены итоги работы по выполнению планов экономического и социального развития советского общества, претворению в жизнь Программы мира, намечены перспективы на будущее. За четыре года со времени прошлых выборов наша страна сделала новый крупный шаг вперед. Высокими темпами развиваются социалистическая индустрия и сельское хозяйство. Достигнуты значительные успехи в подъеме народного благосостояния. Новым проявлением дальнейшего упрочения единства советского общества, торжества ленинской национальной политики, крепнущей дружбы социалистических наций и народностей стало празднование 50-летия образования СССР. Эти годы отмечены важными внешнеполитическими сдвигами, дальнейшим ростом международного авторитета нашей партии и государства. Итоги выборов в Верховный Совет СССР явились ярким выражением горячего одобрения советским народом внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства, многогранной и плодотворной деятельности Центрального Комитета, его Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева. (Аплодисменты). В голосовании участвовали 161.689.612 человек, или 99,98 проц. общего числа избирателей. За кандидатов в депутаты Совета Союза отдали свои голоса 161.355.959 человек, или 99,79 проц. избирателей. Это убедительная победа нерушимого блока коммунистов и беспартийных, свидетельство того, что советские люди доверяют своей партии, а партия делает все, чтобы быть достойной этого доверия. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия Совета Союза на основании статьи 50 Конституции СССР проверила полномочия всех депутатов Совета Союза, избранных 16 июня 1974 года, и докладывает о результатах своей работы. Для проведения выборов в Совет Союза Президиум Верховного Совета СССР образовал 767 избирательных округов. По всем этим округам Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет СССР девятого созыва представила Мандатной комиссии Совета Союза протоколы окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты, их заявления о согласии баллотироваться по соответствующим округам, протоколы голосования окружных избирательных комиссий, а также другие документы. Рассмотрев эти материалы, Мандатная комиссия установила, что выборы по всем избирательным округам проведены в полном соответствии с Конституцией СССР и Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Все баллотировавшиеся кандидаты получили абсолютное большинство голосов и избраны депутатами. Никаких жалоб и заявлений, ставящих под сомнение выборы депутатов по какому-либо округу, в Мандатную комиссию Совета Союза не поступило. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия сегодня с большим удовлетворением отмечает, что в высший орган государственной власти единодушно избраны Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев (аплодисменты), члены и кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС (аплодисменты). Своей плодотворной деятельностью они завоевали высокий авторитет, безграничное доверие и сердечную признательность всего нашего народа. (Аплодисменты). Депутатами в Совет Союза избраны лучшие представители рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, воинов армии и флота. В нашей палате широко представлены рабочие ведущих отраслей народного хозяйства: металлургической и угольной, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения и приборостроения, энергетики и электрификации, строительства и промышленности строительных материалов, рабочие совхозов и аграрно-промышленных объединений. Всего в Совете Союза рабочих 260 человек, или 33,9 проц. состава палаты. Депутатами избраны лучшие труженики колхозного производства. Среди них работники полеводческих бригад, животноводческих ферм, бригадиры, звеньевые, механизаторы, председатели колхозов. В Совете Союза 121 колхозник, или 15,8 проц. всего состава палаты. Таким образом, половина состава палаты - это рабочие и колхозники, люди труда, чьими руками непосредственно создаются материальные ценности нашего общества. Достойный вклад в коммунистическое строительство вносит советская интеллигенция. Она пользуется уважением и доверием народа. В Верховный Совет избраны видные деятели науки и культуры, литературы и искусства, работники просвещения и здравоохранения, руководители предприятий и специалисты различных отраслей народного хозяйства. Среди депутатов Совета Союза 22 научных работника Академии наук СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий, 7 ректоров и заведующих кафедрами высших учебных заведений, 12 учителей и врачей, 15 писателей и других творческих работников. Депутатами Совета Союза избраны 98 работников советских органов, 150 партийных, профсоюзных и комсомольских работников, 34 военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота. Из года в год растет общественно - политическая и производственная активность советских женщин. Нет у нас такой отрасли народного хозяйства, науки и культуры, где бы наши женщины не вносили свой труд в общее дело строительства коммунизма. В числе депутатов палаты 234 женщины, что составляет 30,5 процента. В Совете Союза 562 члена и кандидата в члены КПСС и 205 беспартийных. В этом наглядно отражается жизненность блока коммунистов и беспартийных, нерушимое единство партии и народа. Постоянной заботой, поистине всенародным вниманием окружены у нас молодое поколение, наш Ленинский комсомол. Партия стремится развивать активность молодежи, шире привлекать ее к участию в управлении государственными и общественными делами. Среди депутатов Совета Союза 138 человек, или 18 проц., в возрасте до 30 лет, из них 85 - комсомольцы. Депутатов в возрасте от 31 до 50 лет - 46,7 проц., от 51 до 60 лет - 23,1 проц. и старше 60 лет - 12,2 процента. Уровень образования депутатов характеризуется следующими данными: 417 депутатов, или 54,4 проц., имеют высшее и незаконченное высшее образование, 345 депутатов, или 45 проц.,- среднее и неполное среднее образование. В Совет Союза избраны депутаты 41 национальности. Среди них: русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы. Многонациональный состав депутатов Совета Союза является замечательным свидетельством торжества ленинской национальной политики, подлинного равноправия наций и народностей, населяющих нашу страну. О том, что в Верховный Совет избраны лучшие люди нашего государства, которые своим трудом заслужили столь высокую честь, свидетельствуют такие факты: более 720 депутатов Совета Союза награждены орденами и медалями СССР, 16 - удостоены высокого звания Героя Советского Союза и 161 - Героя Социалистического Труда. 73 депутата являются лауреатами Ленинской и Государственной премий. Следует отметить, что состав депутатов Совета Союза Верховного Совета СССР девятого созыва значительно обновился. 407 человек, или 53,1 проц., не были депутатами Верховного Совета СССР прошлого созыва. Приведенные данные о депутатах Совета Союза наглядно отражают социальный и национальный состав нашего общества, ведущую роль в нем рабочего класса, нерушимый союз рабочих и крестьян, политическое и идейное единство советского народа. Как видно из приведенных данных, указанный состав депутатов позволяет Совету Союза со знанием дела решать вопросы государственного строительства, развития экономики и культуры страны, последовательно, как к этому обязывают доверие народа, Советская Конституция, Закон о статусе депутатов, претворять в жизнь политику Коммунистической партии. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия, проверив представленные Центральной избирательной комиссией документы и материалы по выборам в Совет Союза в отдельности на каждого депутата, предлагает признать полномочия всех 767 депутатов, избранных 16 июня 1974 года и зарегистрированных Центральной избирательной комиссией. Мандатная комиссия вносит на рассмотрение Совета Союза следующий проект Постановления: “Заслушав доклад Мандатной комиссии, Совет Союза постановляет: На основании статьи 50 Конституции СССР, в соответствии с представлением Мандатной комиссии, признать полномочия 767 депутатов Совета Союза, избранных 16 июня 1974 года по всем избирательным округам”. (Аплодисменты). Председатель. Товарищи депутаты! Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить по докладу Мандатной комиссии? Нет желающих.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

в 1937-1988 гг. высший орган государственной власти Советского Союза. Согласно конституции СССР 1936 г. Верховный Совет избирался на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Конституция СССР 1977 г. увеличила срок легислатуры очередного созыва до 5 лет. В. С. состоял из равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Законодательная деятельность Верховного Совета осуществлялась в двух формах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета, изданных в период между, как правило, двумя непродолжительными сессиями. Голосование законов производилось раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой из палат подавалось простое большинство голосов; для внесения изменений в Конституцию требовалось квалифицированное большинство в каждой палате. Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного законаСССР», принятым 1 декабря 1988 г., учреждалась двухзвенная структура органов законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и двухпалатный Верховный Совет СССР. В рамках новой структуры Верховный Совет получил статус постоянно действовавшего законодательного, распорядительного и контрольного органа государственной власти. Существенное увеличение продолжительности сессий до 3-4 месяцев приближало деятельность Верховного Совета к практике западных представительных учреждений. Однако способ формирования (члены его избирались Съездом народных депутатов), его подотчетность Съезду, принцип ответственности депутатов перед избирателями (включая право отзывапридавали сравнениям Верховного Совета с парламентом сугубо формальный характер. Введение поста Президента СССР в марте 1990 г. существенно ограничило права Верховного Совета по контролю за соблюдением Конституции СССР и лишило его распорядительной функции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В. С. СССР – подлинный представитель всего советского народа, обладающий всей полнотой государственной власти в социалистическом государстве (см.). В выборах депутатов в В. С. СССР имеют право участвовать все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. Депутатом В. С. СССР может быть избран каждый гражданин Советского Союза, достигший 23 лет.

В. С. СССР осуществляет все права, присвоенные СССР согласно ст. 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных В. С. СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР (см.) и министерств СССР. В. С. СССР разрешает важнейшие вопросы государственной жизни СССР, в частности вопросы войны и мира, утверждает единый государственный бюджет и народнохозяйственные планы, разрешает вопросы о принятии в состав Союза новых республик, утверждает, с согласия союзных республик, изменения границ между ними, образование новых краев, областей, а также новых автономных республик и т. д.

Законодательная власть СССР осуществляется исключительно В. С. СССР. Этим обеспечивается подлинное его верховенство и стабильность советского законодательства. Издание законов только представительным органом советского народа свидетельствует о подлинном демократизме Советского государства, о том, что закон в СССР является действительным выражением воли народа.

В. С. СССР располагает неограниченным правом контроля над деятельностью органов гос. власти и управления. Это находит свое выражение, во-первых, в том, что депутаты В. С. СССР пользуются правом запроса (см. Запрос депутата Верховного Совета) как в отношении Правительства в целом, так и в отношении отдельных членов Правительства. Правительство СССР или Министр СССР, к которым обращен запрос депутата В. С. СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате. Во-вторых, В. С. СССР может, когда сочтет необходимым, по любому вопросу назначать следственные и ревизионные комиссии. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и предоставлять им необходимые материалы и документы.

В. С. СССР состоит из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей (см.). Двухпалатная структура В. С. СССР обусловлена многонациональным составом населения Советского Союза. Народы Советского Союза наряду с общими интересами имеют еще свои особые, специфические интересы, связанные с их национальными особенностями. Совет Союза представляет общие интересы всех трудящихся СССР. Совет Национальностей представляет особые, специфические интересы объединившихся & СССР национальностей. В соответствии с этим Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тыс. населения; Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной советской социалистической республики (см.), по 11 депутатов от каждой автономной советской социалистической республики (см.), по 5 депутатов от каждой автономной области (см.) и по 1 депутату от каждого национального округа (см.). Вследствие такой системы в Совете Национальностей представлены все национальности многонационального советского социалистического государства – в том числе и такие, которые насчитывают всего по нескольку тысяч человек. Верховный Совет СССР является, следовательно, представительным органом как всего советского народа в целом, так и всех его национальностей.

Обе палаты В. С. СССР равноправны. Их равноправие обеспечивается Конституцией СССР. Им в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами В. С. СССР простым большинством голосов. В случае разногласия между палатами вопрос передается на разрешение согласительной комиссии (см. Комиссия согласительная), образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет какую-либо из палат, вопрос рассматривается ими вторично. Если и в этом случае палаты не приходят к согласному решению, то Президиум В. С. СССР распускает В. С. СССР и назначает новые выборы. Сроки полномочий обеих палат одинаковы. Сессии палат начинаются и заканчиваются одновременно. Во время сессий обе палаты имеют общий, единый порядок дня. Каждая палата избирает Председателя и 4 его заместителей. Председатели палат руководят их заседаниями и ведают их внутренним распорядком. Совместными заседаниями палат руководят поочередно их председатели.

Регламент (см.) палат одинаков. Обе палаты имеют одинаковые постоянные комиссии (см. Комиссии Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и автономных республик): мандатную, законодательных предположений, бюджетную и по иностранным делам. Порядок образования обеих палат одинаково демократичен.

В. С. СССР на совместном заседании обеих палат избирает Президиум Верховного Совета СССР, который подотчетен ему во всей своей деятельности, образует Правительство СССР – Совет Министров СССР, который ответственен перед В. С. СССР и ему подотчетен. В. С. СССР избирает Верховный Суд СССР (см.) и специальные суды (см.) и назначает Генерального Прокурора СССР.

По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска В. С. СССР новые выборы назначаются Президиумом В. С. СССР в срок не более 2 месяцев со дня истечения полномочий или роспуска В. С. СССР. Вновь избранный В. С. СССР созывается Президиумом В. С. СССР не позднее как через 3 месяца после выборов. В. С. СССР осуществляет свою деятельность в сессионном порядке. Сессии В. С. СССР созываются Президиумом В. С. СССР: очередные – два раза в год, внеочередные – по усмотрению Президиума В. С. СССР или по требованию одной из союзных республик. Первая сессия В. С. СССР нового созыва открывается по палатам старейшими депутатами палат. Последующие сессии, если они начинаются раздельно по палатам, открываются председателями палат; если же сессия начинается совместным заседанием палат, то она открывается одним из председателей палат.

Порядок дня сессии устанавливается непосредственно самими палатами В. С. СССР на первом заседании сессии; вопросы на рассмотрение В. С. СССР вносятся; Президиумом В. С. СССР, Правительством СССР, палатами В. С. СССР, постоянными комиссиями палат и депутатами В. С. СССР. На первом заседании сессии палаты устанавливают порядок обсуждения вопросов, принятых к рассмотрению В. С. СССР на данной сессии. Как правило, доклады по вопросам порядка дня заслушиваются на совместных заседаниях палат. По решению палат вопросы могут обсуждаться как на раздельных, так и на совместных их заседаниях.

Докладчики по вопросам порядка дня сессии утверждаются председателями палат. Каждая группа депутатов Совета Союза и Совета Национальностей, насчитывающая не менее 50 человек, может выставить своего содокладчика. Заседания В. С. СССР и его палат ведутся согласно установленным палатами на первой сессии регламентам. Прения по отдельным вопросам прекращаются по решению палат. Голосование производится поднятием рук или депутатских мандатов. Вопросы решаются простым большинством голосов. Для изменения Конституции СССР требуется квалифицированное большинство, а именно – не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Сессии В. С. СССР продолжаются до тех пор, пока не оказывается исчерпанным весь порядок дня.

Депутаты В. С. СССР пользуются законодательной инициативой, правом запроса и депутатской неприкосновенностью (см. Право законодательной инициативы, Неприкосновенность депутата); они обязаны выполнять волю пославших их избирателей, отчитываться перед ними и могут быть в любое время отозваны по решению большинства избирателей в установленном законом порядке (см. Право отзыва депутата). Депутатами В. С. СССР советский народ избирает лучших представителей рабочего класса, крестьянства и интеллигенции нашей страны, выдвигаемых блоком коммунистов и беспартийных. В соответствии с коренными интересами советского народа В. С. СССР всей своей деятельностью направляет развитие Советского государства по пути к коммунизму. Он опирается при этом на основной экономический закон социализма; обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Это находит яркое выражение в издаваемых В. С. СССР законах о перспективных планах развития народного хозяйства СССР, о государственном бюджете СССР и др. В. С. СССР проводит последовательную политику мира и сотрудничества между пародами, ведет неустанную борьбу против подготовки империалистами новой мировой войны. Примерами этого являются Заявление В. С. СССР от 19 июня 1950 г. о поддержке предложений Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия, установлении международного контроля над соблюдением этого запрещения и объявлении военным преступником правительства, которое первым применит атомное оружие, Закон о защите мира (см.) от 12 марта 1951 г. и др.

В. С. СССР, являющийся носителем суверенной государственной воли советского народа, принципиально отличается от буржуазных парламентов (см.), послушных органов в руках империалистической буржуазии. В то время как В. С. СССР осуществляет всю полноту власти в государстве, буржуазные парламенты играют второстепенную роль в государственном механизме. В капиталистических странах «настоящую „государственную" работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы. В парламентах только болтают со специальной целью надувать „простонародье" (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 395). В отличие от В. С. СССР, являющегося подлинно представительным органом народа, буржуазные парламенты не являются в действительности представительными органами вследствие ограничений избирательного права, террора, подкупов, вымогательства и других способов давления на избирателей во время избирательных кампаний, а также прямой фальсификации выборов.

Двухпалатная структура В. С. СССР не имеет ничего общего с буржуазной двухпалатной системой. Палаты в буржуазных парламентах неравноправны. Верхняя палата пользуется большими правами по сравнению с нижней палатой. Верхняя палата образуется еще менее демократическим путем, чем нижняя: при выборах в верхнюю палату применяются более высокие возрастные и иные цензы, в частности для пассивного избирательного права, что значительно суживает круг лиц, имеющих право быть избранными в верхнюю палату; в отдельных случаях применяются косвенные выборы, а иногда, как, напр., в палате лордов в Англии, подавляющее большинство членов палаты получает свои места в палате по наследству или назначается.

Опыт создания в СССР подлинно представительного органа народа, обладающего всей полнотой власти в государстве и возглавляющего всю систему государственных органов, используется странами народной демократии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

План
Введение
1 Устройство
1.1 Представительство республик в Верховном Совете
1.2 Президиум
1.3 Совет старейшин

2 Знак депутата
2.1 Правовой статус
2.2 Выдача

3 Прекращение деятельности Верховного Совета
4 Выборы и созывы
5 Верховные советы союзных и автономных республик
6 Интересные факты

Список литературы
Верховный Совет СССР

Введение

Верхо́вный Сове́т СССР - в 1938-1989 высший орган государственной власти СССР, избираемый всеобщим, равным и прямым голосованием; в 1989-1991 - постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов СССР.

1. Устройство

Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Срок полномочий Верховного Совета по Конституции 1936 года составлял 4 года, по Конституции 1977 года - 5 лет.

1.1. Представительство республик в Верховном Совете

Статья 110 советской Конституции 1977 года гласила:

Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов. Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

В соответствии с Конституцией СССР, союзные республики с разной численностью населения обладали равным числом представителей в Совете Национальностей ВС СССР -по 32 места из 750. Точно также различные автономные республики, автономные области и округа делегировали в Совет Национальностей одинаковое число депутатов (по 11, 5 и 1 соответственно). Однако крупные нации всё равно имели большинство благодаря доминированию в Совете Союза, состав которого (равный по численности Совету Национальностей) избирался пропорционально численности населения.

1.2. Президиум

Работой Верховного Совета руководил Президиум , который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов. Президиум состоял из председателя, его 15 заместителей (по одному от каждой союзной республики), секретаря и 20 членов.

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление право помилования; приём в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почётных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов и т. п.; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил и министров (последнее - с последующим утверждением Верховным Советом); отмена постановлений совета министров СССР в случае их несоответствия закону; представление Верховного Совета (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами других стран; приём верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей других стран; проведение референдумов. Также президиум имел право распустить Верховный Совет и назначить досрочные выборы.

1.3. Совет старейшин

Совет старейшин - совещательный рабочий орган Верховного Совета, образовывавшийся в каждой из палат. До 1989 года существование Совета старейшин не было юридически закреплено, и он функционировал в силу традиции, а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Совет старейшин получил правовой статус, его работе была посвящена статья 62 Регламента.

Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза - один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей - по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т.п.).

2. Знак депутата

Депутату вручался Знак депутата ВС СССР и удостоверение депутата.

2.1. Правовой статус

В соответствии со статьёй 40 Закона «О статусе народных депутатов в СССР»: Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак, которые выдаются ему после признания Советом полномочий депутата. Депутатским удостоверением и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока своих полномочий.

2.2. Выдача

Положения об удостоверениях и нагрудных знаках народных депутатов, а также образцы удостоверений и нагрудных знаков утверждаются: для народных депутатов СССР - Президиумом Верховного Совета СССР; для народных депутатов союзных и автономных республик, депутатов местных Советов народных депутатов - Президиумами Верховных Советов соответствующих союзных и автономных республик.

3. Прекращение деятельности Верховного Совета

Последний Верховный Совет СССР (12 созыва) был избран на первом Съезде народных депутатов СССР 25 мая 1989 года. Председателем был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв.

15 марта 1990 года Горбачёв был избран Съездом народных депутатов СССР Президентом СССР. На посту председателя Верховного Совета его сменил Анатолий Иванович Лукьянов (арестован 29 августа 1991).

8 декабря 1991 были подписаны Беловежские соглашения, ратифицированные Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991. Тогда же им были отозваны депутаты Верховного совета СССР от РСФСР, в результате чего Совет Союза (нижняя палата Верховного Совета) лишилась кворума, что было констатировано её председателем К. Д. Лубенченко на заседании 17 декабря 1991 года. На этом работа Верховного Совета СССР фактически была прекращена.

26 декабря 1991 года сессия сохранившей кворум верхней палаты Верховного Совета СССР - Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренной Конституцией СССР), из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Т. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, ликвидации всех органов власти СССР, освобождении высших должностных лиц от занимаемых должностей и о самороспуске Верховного Совета СССР.

4. Выборы и созывы

· Верховный Совет СССР 1 созыва - избран 12 декабря 1937, заседал с 1938 по 1946 (выборы во время Великой Отечественной войны не проводились)

· Верховный Совет СССР 12 созыва - избран Съездом народных депутатов СССР, заседал с 1989 по 1991 годы.

5. Верховные советы союзных и автономных республик

Кроме Верховного Совета СССР, в Советском Союзе действовали также Верховные Советы в каждой из союзных и автономных республик, также руководимые президиумами, однако все эти Советы были однопалатными.

· Верховный Совет Грузии - действовал до 1992. Преемник - Государственный Совет Грузии

· Верховный Совет России - действовал до 4 октября 1993, когда был разогнан. Преемник - Федеральное собрание Российской Федерации

· Верховный Совет Казахстана - действовал до 1995. Преемник - Парламент Республики Казахстан

· Верховный Совет Белоруссии - действовал до ноября 1996. Преемник - Национальное собрание Республики Беларусь

· Верховный Совет Литвы - в 1991 переименован в Сейм Литвы

· Верховный Совет Молдавии - в 1991 переименован в Парламент Молдавии

· Верховный Совет Азербайджана - с 1991 Национальный Совет Азербайджана, с 1992 Национальное собрание Азербайджана

· Верховный Совет Туркмении - в 1992 переименован в Меджлис Туркмении

· Верховный Совет Эстонии - действовал до 1992. Преемник - Рийгикогу.

· Верховный Совет Латвии - в 1993 переименован в Сейм Латвии

· Верховный Совет Таджикистана - в 1992 переименован в Парламент Таджикистана

· Верховный Совет Армении - в 1995 переименован в Национальное собрание Армении

· Верховный Совет УССР (Украины) и

· Верховный Совет Киргизии - действуют до сих пор (Верховная Рада Украины (укр. Верховна Рада) дословно переводится как «Верховный Совет Украины», а Жогорку Кенеш (кирг. Жогорку Кеңеш) как «Верховный Совет»), хотя на деле ныненшние парламенты Киргизии и Украины, как и все остальные парламенты стран бывшего СССР, не имеют с былыми Верховными Советами почти ничего общего.

Из бывших автономных республик СССР Верховными Советами до сих пор называются парламенты Хакасии и Крыма.

Также Верховным Советом ныне называется парламент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, которая в советское время не имела статуса союзной или автономной республики.

6. Интересные факты

· В годы Второй мировой войны состоялись четыре сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва:

9-я сессия ВС СССР (18 июня 1942) ратифицировала Договор о союзе в войне в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны между СССР и Великобританией;

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, или Верховный Совет СССР, был высшим представительным и законодательным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, действовавшим в период с 1938 по 1991 годы. С 1938 по 1989 год собирался на сессии, в 1989–1991 годах являлся постоянно действующим парламентом Советского Союза.

Поскольку советская политическая система отвергала доктрину разделения и независимости властей, Верховный Совет обладал не только законодательной, но и частично исполнительной и контролирующей властью. Издаваемые Верховным Советом СССР законы являлись источником права.

Верховный Совет формально считался коллективным главой государства (в промежутках между сессиями законодательные, представительские и иные функции Верховного Совета осуществлялись его Президиумом).

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменялся с момента избрания и начала работы в мае 1989 года первого Съезда народных депутатов СССР. Конституция 1936 года по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1930–1940 годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 года о трудовой дисциплине, законы 1939 года о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, то есть утратой всех средств существования. В 1947 году был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 года, но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 года, в феврале 1944 года, в апреле 1945 года). На первой из них депутаты ратифицировалиангло-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 год, апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 года Совета Народных Комиссаров (с 1946 года – Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти».

Конституция СССР 1977 года не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тысяч предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Работой Верховного Совета руководил Президиум, который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов. Состав Президиума не был постоянным и был определен Конституцией СССР. В Конституции СССР 1977 года Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями.

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление права помилования; прием в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почетных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации. 1 декабря 1988 года были приняты два закона – «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», существенно изменившие систему высших представительных органов СССР. Начиная с 1989 года, единоличным главой государства стал Председатель Верховного Совета СССР, а начиная с 1990 – Президент СССР.

В июне 1988 года, генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев на XIX конференции, объявил курс на политическую реформу. 1 декабря 1988 года был принят новый закон СССР «О выборах народных депутатов СССР» и внесены необходимые изменения в Конституцию СССР 1977 года. 5 сентября 1991 года Съезд принял антиконституционный Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», радикально изменивший структуру органов власти.

Согласно закону в переходный период Верховный Совет СССР являлся высшим представительным органом власти Союза ССР, состоящим из двух самостоятельных палат: Совета Республик и Совета Союза. В Совет Республик входило по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами власти этих республик. Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами власти союзных республик.

На период до начала работы неконституционно сформированного Верховного Совета сохранялись полномочия законно избранного Верховного Совета и его органов. 26 декабря 1991 года сессия неконституционного Совета Республик приняла декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. В тот же день было издано распоряжение, в котором говорилось об освобождении народных депутатов СССР от выполнения служебных обязанностей на постоянной основе в Совете Союза Верховного Совета СССР и органах палаты со 2 января 1992 года.


| |