Гибридный трибунал. Агрессия США и создание гибридного трибунала по Сирии – части одного плана

Группа сенаторов внесла на рассмотрение верхней палаты конгресса США законопроект, предлагающий Госдепартаменту обсудить возможность создания «гибридного трибунала» для расследования «военных преступлений и преступлений против человечности» в ходе сирийского конфликта. Авторами инициативы стали республиканцы Марко Рубио, Боб Коркер, Тодд Янг и демократы Бен Кардин, Джин Шахин и Боб Менендес.

В тексте документа сообщается, что прошло более шести лет с начала сирийского конфликта и за это время сотни тысяч человек погибли и миллионы стали беженцами. Ещё в августе 2011 года была создана Международная комиссия по расследованию событий в Сирии, которая призвана устанавливать факты нарушения прав человека и находить виновных в совершении тех или иных преступлений, включая преступления против человечности.

В тексте инициативы осуждается продолжающееся в Сирии насилие, использование химического и других запрещённых видов оружия, а также систематическое нарушение прав человека, в которых обвиняется правительство Сирии, её президент Башар Асад и проправительственные силы. Отдельным пунктом осуждается насилие, совершённое как экстремистскими группировками, так и другими участниками конфликта в Сирии.

Авторы инициативы предлагают госсекретарю США Рексу Тиллерсону в трёхмесячный срок (после принятия законопроекта) представить профильному комитету конгресса доклад о военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде в Сирии.

Кроме того, не позднее 180 дней после вступления закона в силу Госдеп должен будет рассмотреть «возможность и целесообразность создания потенциальных механизмов правосудия для переходного периода в Сирии, включая гибридный трибунал для расследования военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида, совершённых в Сирии, начиная с марта 2011 года».

В рамках создания трибунала предлагается разработать программу подготовки следователей как на территории Сирии, так и за её пределами, которые должны будут собирать и изучать доказательства в отношении лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида, и определять их местонахождение.

Термин «гибридный трибунал» описывается как временный уголовный трибунал, в состав которого должны войти как сирийские, так и иностранные юристы, судьи и другие профессионалы. Им предстоит вести судебное преследование лиц, подозреваемых в совершении описанных в законопроекте преступлений.

Также сенаторы предлагают наделить госсекретаря правом оказывать поддержку людям и организациям, которые ищут совершавших указанные преступления, собирают документы и доказательства, проводят расследования и защищают свидетелей.

Если законопроект получит поддержку профильного комитета, необходимо, чтобы он был одобрен сенатом в полном составе, затем его должны принять в палате представителей — и только после этого он отправится на подпись к президенту США.

Инициативу американских законодателей прокомментировал вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Он назвал предложение сенаторов «маниакальным желанием всех поучать и судить».

Ни дня без резолюции

В среду, 5 апреля, в конгресс США был представлен проект резолюции, осуждающей власти САР и лично её президента Башара Асада за применение химического оружия против сирийского народа, а также призывающей Совбез ООН принять решительные меры против президента Сирии.

Помимо прочего резолюция осуждает действия России, которая в Совете Безопасности ООН «неоднократно блокировала коллективное принятие мер в ответ на подтверждённое использование химического оружия Башаром Асадом».

Преждевременная реакция

Отметим, что инициатива по трибуналу была внесена в конгресс 7 апреля. За день до этого с находящихся в Средиземном море эсминцев USS Ross и USS Porter были запущены 59 крылатых ракет «Томагавк», поразивших цели на авиабазе сирийских правительственных войск Шайрат в провинции Хомс. По некоторым данным, в результате атаки на авиабазу Шайрат погибли девять человек, среди которых четверо детей.

Президент США Дональд Трамп связал нанесение ракетного удара с произошедшей ранее на этой неделе химической атакой в Идлибе, в которой были обвинены правительственные войска и лично Башар Асад. При этом Москва и Дамаск категорически отрицают сам факт наличия у армии Асада такого рода оружия.

Мировое сообщество разделилось в оценке реакции на ракетный удар по базе Шайрат. Свою поддержку действиям США выразили Великобритания, Германия, Франция, Турция, Израиль, Саудовская Аравия, Украина и ещё ряд стран. Против выступили Россия, Сирия, Иран, Куба, Венесуэла и Боливия. Президент России Владимир Путин назвал ракетную атаку «агрессией против суверенного государства в нарушение норм международного права».

Авиабаза Шайрат была одним из ключевых элементов противодействия боевикам «Исламского государства»* в структуре правительственных войск. В Генштабе сирийских вооружённых сил после ракетного удара заявили, что атака на Шайрат делает США пособниками террористов, поскольку подрывает боеспособность сирийской армии.

Тем не менее губернатор провинции Хомс заверил, что в скором времени авиабаза будет восстановлена и с неё продолжат совершать вылеты самолёты сирийских ВВС.

Экстренное заседание Совбеза

После ракетной атаки США было созвано экстренное заседание Совбеза ООН, на котором заместитель постоянного представителя России при ООН Владимир Сафронков раскритиковал удар по авиабазе Шайрат, отметив, что произошедшее лишь вдохновляет террористов на продолжение борьбы.

Дипломат также резко отреагировал на обвинения постпреда США Никки Хейли в некомпетентности России в сирийском вопросе и её призыв к продвижению политического урегулирования в Сирии.

«На этом треке на площадках Астаны, Женевы в последнее время наметились видимые позитивные сдвиги. Какими целями вы руководствовались, когда подрывали этот прогресс, достигнутый, кстати говоря, отнюдь не благодаря вам?» — обратился Сафронков к Хейли.

Отметились ранее

Подписавшиеся под документом конгрессмены и раньше становились героями новостей.

Сенатор от штата Флорида Марко Рубио участвовал в президентской гонке 2016 года, но снял свою кандидатуру после поражения на праймериз во Флориде. В последнее время Рубио заявлял, что российские хакеры атаковали компьютеры сотрудников его предвыборного штаба, и предлагал переименовать улицу напротив посольства России в Вашингтоне из «Висконсин-авеню» в «Борис Немцов плаза», а в ходе предвыборной кампании отметился рядом резких заявлений.

Сенатор от штата Теннесси Боб Коркер с 2015 года возглавляет комитет сената по внешним делам и неоднократно выступал с совместными инициативами с сенатором от штата Мэриленд Беном Кардином, в частности — против одобрения администрацией Барака Обамы ядерной сделки с Ираном.

Сенатор от Нью-Гэмпшира Джин Шахин ранее на этой неделе, выступая в конгрессе с заявлением об опасности RT для американской демократии, продемонстрировала совместное фото президента России Владимира Путина и главного редактора RT Маргариты Симоньян, якобы попавшее к ней из рассекреченного доклада ЦРУ. Однако снимок был сделан на 10-летии RT и находился в свободном доступе в фотобанке.

Сенатор от штата Индиана Тодд Янг в ходе рассмотрения в конгрессе резолюции о расследовании связей Трампа с Россией в феврале 2017 года заявил буквально следующее: «Как вы думаете, достаточно ли войск мы ротируем на границе с Балканами? Граница между, с одной стороны, Россией и Белоруссией и, с другой стороны, балканскими странами — Эстонией, Латвией, Литвой — по протяжённости такая же, как была граница между Западной и Восточной Германией».

Сенатор от штата Нью-Джерси Боб Менендес в 2014 году направил Бараку Обаме письмо с предложением признать ДНР террористической организацией и ввести широкие санкции против России.

* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России.

Смешанные (гибридные) трибуналы (суды)

Такие суды могут быть двух видов:

  • 1) создаваемые на основе договора государства с ООН;
  • 2) формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.

Смешанные (гибридные) уголовные суды этих видов имеют существенные различия, ключевым из которых является их положение в судебной системе соответствующих государств. Так, суды, учрежденные на основании договоров с ООН, не входят в судебную систему соответствующих государств и являются внешними по отношению к судам этих государств. А суды, учрежденные временными администрациями ООП, входят в судебные системы этих государств, являются их элементами, но обладают "смешанным" характером при осуществлении специальной предметной юрисдикции.

Отличительной чертой этих судебных органов является и наличие международной правоспособности. Суды, учрежденные на основании соглашений с ООН, наделены смешанной (гибридной) внутригосударственной и международной правоспособностью. Смешанные суды, учрежденные миротворческими миссиями, обладают только внутригосударственной правоспособностью, а их международную правоспособность осуществляют соответствующие миссии.

Смешанные (гибридные) суды различаются и по юрисдикции. В отличие от судов, сформированных на основе международного договора, для которых территориальная юрисдикция ограничена пределами соответствующих государств, где они учреждены, а персональная – распространяется только на ограниченный круг лиц, смешанным судам, контролируемым миссиями ООН по поддержанию мира, присуща универсальная территориальная и персональная юрисдикция.

Суды, создаваемые на основе договора государства с ООН

Специальный суд по Сьерра-Леоне

Учрежден на основании Соглашения между ООН и правительством Сьерра-Леоне об учреждении Специального суда по Сьерра-Леоне во исполнение резолюции 1315 (2000) Совета Безопасности ООН от 14 августа 2000 г. Работу Суд начал 1 июля 2002 г.

Специальный суд полномочен судить лиц, несущих наибольшую ответственность за серьезные нарушения международного гуманитарного права в Сьерра-Леоне и преступления по соответствующему национальному законодательству. Устав Суда предусматривает ответственность как за международные преступления (преступления против человечности, нарушения ст. 3, общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права), так и за серьезные преступления по законодательству Сьерра-Леоне (преступления против детей и их половой неприкосновенности, а также поджог).

Специальный суд дополняет учрежденную в Сьерра-Леоне Комиссию по установлению истины и примирению, и они способствуют установлению ответственности, обеспечению сдерживания и национального примирения. Специальный суд помогает Сьерра-Леоне в восстановлении ее национальных юридических учреждений, разрушенных в период чреды переворотов и гражданской войны 1992–2002 гг.

Специальный суд но Сьерра-Леоне состоит из трех главных подразделений: судебного органа, включающего две Судебные камеры (состоящие из трех профессиональных судей, один из которых назначается правительством Сьерра-Леоне, а два других – Генеральным Секретарем ООН) и одну Апелляционную камеру (состоящую из пяти профессиональных судей, двое из которых назначаются правительством Сьерра-Леоне, а трое – Генеральным Секретарем ООН), обвинителя (назначаемого Генеральным Секретарем ООН сроком на три года с правом переназначения) и секретариата.

Судопроизводство в Специальном суде по Сьерра-Леоне включает следующие стадии:

  • 1) предварительное следствие – осуществляется только и исключительно Обвинителем, который действует в качестве отдельного (независимого) органа Суда;
  • 5) пересмотр приговора.

Специальный трибунал по Ливану

Создан на основании Соглашения между ООН и Ливанской Республикой об учреждении Специального трибунала по Ливану во исполнение резолюции 1664 (2006) Совета Безопасности ООН от 29 марта 2006 г.

Специальный трибунал по Ливану обладает юрисдикцией над лицами, виновными в совершении нападения 14 февраля 2005 г., в результате которого погиб бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири, а также погибли или были ранены другие лица. При этом если Трибунал определит, что другие нападения, которые имели место в Ливане в период с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г. или в любой последующий период, установленный сторонами с согласия Совета Безопасности, взаимосвязаны в соответствии с принципами уголовного правосудия и по своему характеру и степени тяжести аналогичны нападению 14 февраля 2005 г., Трибунал также будет обладать юрисдикцией над лицами, ответственными за такие нападения.

Специальный трибунал и национальные суды Ливана имеют параллельную юрисдикцию, но в пределах своей юрисдикции Трибунал имеет верховенство над национальными судами Ливана.

Трибунал состоит из судебных камер (для судебных разбирательств и апелляций), секретариата, обвинителя и канцелярии защиты.

Камеры имеют следующий состав: а) один международный судья предварительного производства; б) три судьи, которые образуют Судебную камеру и один из которых является ливанским судьей, а двое – международными судьями; в) пять судей, которые образуют Апелляционную камеру и двое из которых являются ливанскими судьями, а трое – международными судьями; г) два запасных судьи, один из которых является ливанским судьей и один – международным судьей.

Судьями назначаются лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью, добросовестностью и имеющие обширный опыт судебной работы. В общем составе камер должным образом учитывается признанная компетентность судей в области уголовного права и процесса, а также международного права. Судьи назначаются Генеральным

секретарем ООН на три года и могут быть назначены повторно на срок, определяемый Генеральным секретарем в консультации с правительством.

Обвинитель назначается Генеральным секретарем ООН сроком на три года и действует в качестве самостоятельного органа Трибунала. Обвинитель отвечает за расследование и судебное преследование лиц, несущих ответственность за преступления, на которые распространяется юрисдикция Трибунала.

Секретариат отвечает за выполнение административных функций и обслуживание Трибунала, он возглавляется назначенным Генеральным секретарем лицом из числа сотрудников ООН.

Руководителя канцелярии защиты назначает Генеральный секретарь ООН после консультаций с председателем трибунала.

Судопроизводство в Специальном трибунале по Ливану включает следующие стадии:

  • 1) предварительное следствие – осуществляется только и исключительно обвинителем, который действует в качестве отдельного (независимого) органа Трибунала;
  • 2) утверждение обвинительного заключения;
  • 3) рассмотрение дела по существу в судебном заседании;
  • 4) вынесение решения (приговора);
  • 5) пересмотр приговора.

"214322"

7 апреля, день в день с нанесением американского ракетного удара по Сирии, стало известно, что США готовят ещё один удар по этой стране. Сенатский комитет по международным делам официально сообщил , что сенаторы Бен Кардин (демократ от Мэриленда), Марко Рубио (демократ от Флориды), Джин Шахин (демократ от Нью-Гэмпшира), Боб Коркер (республиканец от Теннесси), Робер Менендес (демократ от Нью-Джерси) и Тодд Янг (республиканец от Индианы) внесли законопроект , цель которого - поставить перед судом «Асада и его режим, ответственных за совершённые ими актами геноцида».

Название законопроекта - Syrian War Crimes Accountability Act. Текст официального извещения об инициативе шести сенаторов, являющих надпартийное единство демократов и республиканцев в сирийском вопросе, представляет собой не что иное, как уже состряпанное политическое обвинение, выдвигаемое американскими законодателями против президента и других высших руководителей Сирии. Законопроект предусматривает создание смешанного по составу судей (гибридного) трибунала по Сирии.

Идея создания нового типа уголовных судов (смешанных, гибридных, интернационализированных) получила на Западе хождение с конца 1990-х годов. На тот момент этот термин использовался обычно для обозначения специальных коллегий Окружного суда Дили (Восточный Тимор); суда по Сьерра-Леоне; чрезвычайных палат в судах Камбоджи. Некоторые авторы добавляли к этому списку Специальный трибунал по Ливану, Программу международных судей и прокуроров в Косове и Высший суд в Ираке. Как Международный трибунал по бывшей Югославии МТБЮ) и Международный трибунал по Руанде, они представляют собой специальные учреждения, создававшиеся для судебного преследования государственных и политических деятелей, которых «глобальная элита» устраняет с политической арены.

Фактически с конца 90-х и начала 2000-х гг. гибридные трибуналы стали инструментом западного влияния, используемым как юридическое прикрытие американской доктрины «Ответственность защищать» (The responsibility to protect), которую администрация Билла Клинтона применила, в частности, для интервенции на Гаити и в Югославии. Сутью этой доктрины является обоснование правомерности последовательного упразднения государственных суверенитетов и передачи функций, вытекающих из суверенитета государства, «международному сообществу». При этом термин «международное сообщество» используется как эвфемизм, скрывающий грандиозный процесс перестройки мира суверенных государств в мир, всецело подконтрольный силам «глобального управления».

В области «гибридного правосудия» («международной юстиции») вовсю работают двойные стандарты. Собственно, без таких двойных стандартов процесс перевода международных отношений (отношений между суверенными государствами) в режим «глобального управления» происходить и не может. Поэтому, например, не предлагается создать гибридный трибунал по Йемену, где коалиция, действующая под руководством Саудовской Аравии, причастна к убийству тысяч мирных граждан, включая женщин и детей, где международными экспертами доказано применение британских боеприпасов при бомбардировке мирных кварталов городов Йемена. Поэтому также никто не заикается о создании гибридного трибунал по Мексике, где в нарковойнах погибли десятки тысяч граждан этой страны. И разве США умалчивают о «массовых преступных злодеяниях» (термин доктрины «Обязанность защищать»), совершённых в Мексике, не по той причине, что американские спецслужбы заинтересованы в международном обороте наркотиков и причастны к развязыванию мексиканских нарковойн?!

Что же касается попыток произвести под флагом «международной юстиции» принудительный демонтаж существующей в Сирии системы государственной власти, то эти попытки продолжаются уже давно, шестой год, и носят выраженный антиправовой характер. Известный российский юрист-международник Александр Мезяев : «Международные органы стали создавать свои собственные нормы, также называя их «международными», но ни Россия, ни другие государства в их создании участия не принимали и согласия на их обязательность не давали. Однако эти новые нормы стали «продавливаться» в качестве международных только потому, что они приняты международными судами. Хотя принимались они подчас судебными палатами в составе трёх-четырёх человек, а иногда даже одного человека! …Это целенаправленная политика глобальной власти по разрушению действующего меж-дународного права и созданию нового права, которое правильнее было назвать не международным, а глобальным правом, ибо оно создаётся без участия и без согласия большинства субъектов международного права».

А что касается проекта закона США Syrian War Crimes Accountability Act, проталкиваемого шестёркой американских сенаторов, то он должен стать следующим важным шагом в политике разрушения международного права как системы.

Всё развивается по плану: США себя «совестью мира», и теперь эта неведомо откуда взявшаяся «совесть» в лице американских законодателей примеряется к тому, как лучше «зачистить» сирийскую государственность, избавившись от тех, кто её представляет и защищает.

Получается, что террористы, орудующие в Сирии, американские сенаторы с их проектом Syrian War Crimes Accountability Act и правительство США работают над решением одной задачи.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.