Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения. Принципы гражданства рф

Лекция 5: «Гражданство в Российской Федерации»

5.2. Основные принципы гражданства РФ

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Запрет в Конституции РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

Ранее такое право в Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Первыми гражданами были римляне. Гражданство являлось вершиной социального статуса и позволяло использовать все существовавшие юридические права без ограничений. Когда началась волна буржуазных революций, напротив монархии с подданными встали республики с гражданами. Рассмотрим понятие гражданства и принципы гражданства РФ, которые приняты в нашей стране как гарантирующие права каждого человека с российским паспортом, а также - отличаются ли «коренные» россияне от россиян, которых таковыми сделало приобретение гражданства РФ. Попробуем разобраться в деталях.

Понятие гражданства и принципы гражданства РФ

Что такое гражданство? Понятие гражданства может быть представлено в нескольких вариантах формулировки. Трактовок множество. Но все они будут сводиться к содержанию: гражданство - это взаимосвязь человека и государства, подразумевающая соблюдение и сохранение правовых норм и обязательств. Понятие и принципы гражданства РФ закрепляются на конституционном уровне.

Если говорить кратко, понятие и принципы гражданства РФ - это правила и основы, которые регулируют институт гражданства, создают условия стабильности и функционирования государства. Эти критерии не должны формироваться вразрез с понятиями прерогатив и ограничивать волю граждан. Они должны отвечать нормам демократического законодательства и объединяют всех обладателей гражданства.

Понятие, принципы и значение гражданства РФ

Что значит "гражданство России"? Что нужно знать про гражданство РФ? Понятие, принципы, основания приобретения - все эти вопросы волнуют не только тех, кто по тем или иным причинам решил стать гражданином России, но и граждан по рождению, "коренных" россиян. Выделяют две группы принципов:

  • общие;
  • специальные.

Исходя из основополагающих критериев, определяются понятие гражданства РФ и общие принципы. Другое их название - конституционные. Эти основы гарантируются Конституцией России. Они представляют собой правовую систему принципов. Она определяется принадлежностью власти народу, демократическим нормам, признанием паритета, балансом прав и обязательств. Базовые основы гражданства РФ (понятие, законодательное регулирование и принципы) приравнены к нормам, закрепленным в международных документах.

Особые принципы включают способы контроля и соблюдения основ. Здесь значимы тождество права обладателей гражданства, вольность в его определении, государственные рычаги защиты своего гражданина за границами России. РФ не может допустить его выдачи по иностранному запросу и лишать паспорта без установленных причин.

Законодательное регулирование гражданства России

Основной документ, характеризующий понятие гражданства и принципы гражданства РФ, - это ФЗ «О гражданстве РФ». Статья №4 дает перечисление основ, а также залог - все, что обеспечивает правовую опору россиян как граждан. При составлении документа строго учитывалось, чтобы в нем не содержалось пунктов, которые бы санкционировали притеснение людей и ущемление их свобод с опорой на социальные предрассудки, расовую неприязнь, исходили бы из разницы в языке, вере или национальности. Понятие и принципы гражданства РФ кратко рассмотрим далее.

Понятие и основные принципы гражданства РФ предусматривают:

  1. Почитание единения и равноправия всех граждан России.
  2. Стремление сохранить российское гражданство при нахождении россиянина за пределами РФ.
  3. Недопущение прекращения гражданства.
  4. Недопущение препятствий при желании сменить гражданство.
  5. Запрещение выдачи россиянина по требованию иностранных государств.
  6. Запрещение высылки россиянина с территории страны.
  7. Способствование желанию иностранца принять российское гражданство.

Кроме этих конкретно сформулированных основ в статье №4, к основам гражданства можно отнести статьи №№6, 7, 8, 9, которые прописывают условия многогражданства, определяют критерии отстаивания интересов россиян за границей, гражданских изменениях при браке и рождении детей.

Понятие, признаки и принципы гражданства РФ кратко можно представить через основные характеристики, подразумевающие тот или иной критерий.

Основы понятия «гражданство Российской Федерации» и история

Россия - многонациональная страна, в которую входят субъекты: регионы, области, края и автономные округа.

Исходя их этого, единение для нашей страны является главной основой и гарантией гражданства. Этот принцип регламентирован в Конституции России. Однако он претерпел изменения.

До 1993 года существовало и применялось понятие республиканского гражданства. При этом иметь его можно вкупе с общероссийским или обходиться без него, являясь только гражданином республики в составе РФ.

Чтобы приобрести региональное гражданство, достаточно было факта постоянного проживания в республике. Регионы могли лишать гражданства.

Абсурдное положение, при котором можно было получить региональное гражданство, не иметь при этом федерального, проживать в регионе на птичьих правах, раз действовало право на выселение, - удалось разрешить в новой Конституции 1993 года, а также в законе «О гражданстве».

Принцип единства гражданства исходит из общероссийского определения, в Калмыкии ли или в Челябинской области проживает человек. В любой точке России и мира он гражданин России.

Это законодательно внесено с 2002 года. Гражданство республик было отменено окончательно.

Принцип равного гражданства

Понятие гражданства РФ, принципы и содержание этих основ интересны при рассмотрении системном. Критерий тождества также утверждается конституционно и гражданским законом.

Этим принципом государство гарантирует каждому представителю многонационального населения страны равенство в статусе. Несмотря на образование, национальность, происхождение, политические или религиозные убеждения - все граждане уравнены в правах перед законом, и нет ни в чем в них различия.

Причем в России не делят население на граждан и людей с приобретенным статусом. То есть принявшим гражданство запрещено указывать на этот факт, согласно тому же принципу.

Интересно, что этот критерий действует далеко не во многих странах, ранее входящих в СССР. В наиболее приближенной к российскому определению этот критерий утвержден в Узбекистане. В Таджикистане и Молдове введена лишь широкая формулировка равенства граждан. Так же в грузинских и армянских законах. Украинская конституция определяет равенство в общем направлении, включая гражданские права.

Более корректно основа равенства гражданства находит отражение, например, в гражданском законе Беларуси, который уравнивает всех белорусов, не учитывая причины получения гражданства Республики. Подобные формулировки закреплены азербайджанскими, кыргызстанскими, молдавскими, таджикскими законами. Грузия, Казахстан и Украина решили заменить критерий равенства гражданства на тождество перед законом.

Прибалтийские «неграждане»

В Прибалтике же вообще захотели разделить население на коренных и некоренных, тех, кто родился на территории страны и переселился позже. Причем мигрантов решено «сортировать», исходя из прав, которыми они обладают с ПМЖ.

Такого подхода на гражданство придерживаются в Латвии и Эстонии. Здесь нет как такового понятия о равном гражданстве, как в России. В Латвии, например, совершенно спокойно, без либеральных истерик существует понятие «неграждане». В латвийском народе эту категорию прозвали «белые негры». Так стали называть почти 30 % населения Латвии после 1991 года. Гражданами признавались только рожденные в Латвии до 17 июня 1940 года и их потомки. Это дата утраты латвийской независимости.

«Неграждане» получили паспорт с таким же наименованием, а европейское сообщество и не подумало осудить очевидное нарушение демократических стандартов. Кто из «негражданина» решил перейти в статус «гражданина», должен был пройти через унизительную процедуру, доказывающую лояльность новой власти, и то, если квоты будут.

У «неграждан» есть лимиты в правах. Впрочем, так и в США. «Приобретенные» зачастую ущемлены по закону. Где-то они не могут голосовать, где-то баллотироваться и занимать государственные должности. Так не только в Прибалтике, но и в США и Франции.

В Испании ненатурализованных граждан могут лишить гражданства, а испанца по происхождению - никогда. В Австрии «приобретенный» под вероятностью лишения гражданства первые шесть лет после получения австрийского паспорта.

Российские законы с набором гарантий гражданских прав - пример демократических и последовательных решений, гарантирующих равенство граждан в наибольшей степени, чем мы не видим в законах «прогрессивной» Европы.

Принцип свободы и добровольности выбора граждан

Этим пунктом закон закрепляет возможность менять гражданство и запрещает лишать российского паспорта. Человек может инициировать процедуру восстановления утраченного гражданства или получения российского, а также может отказаться от него - беспрепятственно.

Ни на каком уровне чинить препятствия в этих решениях запрещено. Хотя любой иностранец легко стать россиянином не может. Есть порядок, есть ограничения и запреты для крайне нежелательных представителей.

О чем говорит принцип? Государство не будет принудительно действовать, пытаясь повлиять на желание россиянина сменить паспорт.

Принцип недопустимости лишения гражданства

Быть россиянином человек может только по своему желанию. Однако есть одна важная поправка, касается она тех, у кого гражданство приобретенное. Разрешено отменить решение, но лишь если на то есть причины, прописанные в российской Конституции, Всеобщей декларации прав и свобод человека или содержащиеся в международных соглашениях. Произвольный подход в РФ запрещен.

Приближены по сходству и законодательные акты Азербайджана, Республики Беларусь, Грузии, Казахстана и Кыргызстана.

Конституцию Эстонии в этом вопросе правоведы находят дискриминационной, потому что она содержит пункт о невозможности лишения гражданства коренных эстонцев. И только.

Молдова исключит совершивших преступление против государства, служивших в вооруженных силах другой страны или поступивших туда на общественную работу, не предупредив Молдову. Отнимут паспорт, если его получили обманом. Причем прекращение гражданства Молдавии не распространяется на семью «лишенного».

Принцип недопустимости выдачи россиянина другому государству

Раньше существовала нестыковка в тексте Конституции и гражданском законе редакции 1995 года: собственных граждан могли выдать на суд иностранцам. Однако в 2002 году привели документы к единым позициям. Теперь россиянин не может быть выслан в другое государство по каким-либо причинам и требованиям.

Однако в международных соглашениях утверждено правило - или выдай, или суди. Этот принцип подразумевает, что запрет не отменяет уголовной ответственности. Если россиянин совершит преступление в какой-то стране и успеет скрыться на родине, наказание ему все равно придется понести. Дело будут вести российские следователи, приговор вынесет российский суд и согласно УК России. Сторону, требовавшую выдачи россиянина, о ходе расследования и итогах РФ должна будет проинформировать.

Ситуация, когда о передаче в Конституции говорится одно, а в других законах - противоположное, остается в Республике Беларусь, Казахстане, Грузии и Таджикистане. В запрете выдачи есть исключения, закрепленные в международных соглашениях. На них, как исключения, ссылаются Литва и Эстония.

Принцип допустимости двойного гражданства

Гражданин России может иметь второе гражданство. Это разрешение особенно значимо этническим соотечественникам.

Приобретение гражданства РФ определено четким порядком.

В некоторых странах двойное гражданство запрещено категорически, для принятия гражданства России тоже нужно отказаться от прежнего. Исключения делаются только исходя из сложившейся постсоветской гражданской коллизии.

Безгражданство - основание приобретения гражданства РФ

Это основание касается апатридов, то есть тех, у кого нет никакого гражданства, людей без гражданства. Государства на межднародном уровне договорились, что будут всячески способствовать получению гражданства апатридами. Например, если человек живет в какой-либо стране не меньше пяти лет, ранее не был судим и является абсолютным апатридом, государство вводит для человека упрощенный порядок выдачи гражданского паспорта.

Россия, как и другие страны, идут по этому пути. Апатрид - основание приобретения гражданства РФ. Человек без гражданства в правовом поле приравнивается к иностранцу со всеми предусмотренными ограничениями на получение гражданства какой-либо страны.

Принцип сохранения российского гражданства за пределами России

Это тоже отголосок распавшегося Советского Союза. В России можно не проживать постоянно, но удержать гражданство. Беспрепятственно покидать Российскую Федерацию и возвращаться в страну имеет право любой человек, обладающий российским паспортом.

Этот залог работает также для азербайджанских, белорусских, грузинских граждан, в странах Молдова, Латвия, Литва, Казахстан и Кыргызстан.

Принцип защиты и покровительства граждан за пределами России

Это основание напрямую связано с суверенитетом страны и подразумевает полное участие государства в судьбе соотечественников, находящихся вне границ России. Когда права россиянина нарушаются за пределами России, на его защиту должны встать российские консульства, дипломаты и представители различных учреждений. Посрадавшему оказывается финансовая помощь, проводятся необходимые консультации, снимаются вопросы при обеспечении лечения и так далее.

Также Россия гарантирует исполнение принципов по сохранению гражданства при заключении брака с иностранцем, при рождении ребенка в браке, РФ предоставляет почетное гражданство - его условия и критерии также законно закреплены, государство соглашается с общемировой основой, подразумевающей главенство международного права над национальными законодательными актами.

Гражданство - это не патриотизм. Понятия похожи, но не одинаковы по своей сути. Гражданство - это определение в правой сфере, понятие существует в четкой системе конституционных норм и определяет неразрывность со страной, гражданином которой человек является от рождения или гражданство которой приобрел в процессе жизни. Гражданство гарантирует опеку государства на своей территории и за пределами страны. Но граждане тоже могут быть призваны на защиту интересов соотечественников (к примеру, призваны в армию при нападении внешнего врага на страну) - это полностью законно.

Принципы - основные положения, регулирующие конкретные правоотношения в конкретной области, отрасли науки.

Под принципами российского гражданства понимаются исходные положения, общие правила, лежащие в основе российского гражданства, как институты конституционного права.

Основополагающая роль принципов российского гражданства заключается в том, что все другие нормы данной отрасли должны находиться в соответствии с ними. Принципы важны как основания для их практического применения. Они выступают как руководящее начало для практики, являясь первоосновой. Однако в настоящее время практическая реализация принципов российского гражданства, обеспечивается не в полной мере, что связано с политической и экономической ситуацией в нашей стране.

Если гражданство является основным элементом правового статуса личности, показателем взаимоотношений личности и государства, условием полной правосубъектности лица, то и принципы российского гражданства базируются на основных принципах правового статуса личности, последние ориентированы на все институты правового статуса и лежат в их основе. 115 Воеводин Л.Д. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в обществе, М., Издательство МГУ, 1987, стр46 5

Так, в основу положены такие принципы, как:

  • · равенство прав и свобод человека и гражданина;
  • · обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы;
  • · гарантированность прав и свобод;
  • · неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина;
  • · приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;
  • · и другие…

Важность принципов российского гражданства подтверждается тем, что они закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном Законе « О гражданстве Российской Федерации».

Значение принципов российского гражданства проявляется в следующем:

  • – принципы отражают суть института гражданства;
  • – являются исходными началами;
  • – действуют непосредственно;
  • – установлены Конституцией РФ;
  • – выступают как руководство для практики государственного строительства в области гражданства;
  • – отражают поведение личности, степень ее свободы;
  • – являются показателем демократичности государства, демонстрируют его отношения с личностью.

Принципы российского гражданства, как и другие принципы, образуют конкретную систему, которая представляет целостность и единство этого явления, с одной стороны, и внутренюю структуру ее составных частей - с другой. 116 Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан, М., 1972, стр.28-29, 30-33 6

Для принципов характерна тесная взаимосвязь, проявляющаяся в следующем: во-первых,осуществление одних принципов является основанием для реализации других. Во-вторых, нарушение государством одних принципов, не может не повлечь за собой тех или иных последствий по отношению к другим.

В конституционном праве не существует единого исчерпывающего количества принципов российского гражданства и их классификации. Поэтому, к числу принципов можно отнести основные положения данного института:

  • 1. Самостоятельное решение лицом вопросов гражданства. Под этим понимается свобода и добровольность выбора гражданства и недопустимость его лишения.
  • 2. Равенство гражданства независимо от оснований его приобретения.
  • 3. Единство гражданства.
  • 4. Сохранение гражданства в пространстве.
  • 5. Сохранение гражданства в различных ситуациях:
    • – при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в гражданстве другого государства;
    • – при усыновлении;
  • 6. Защита и покровительство государством граждан Российской Федерации за границей. Невозможность выдачи и высылки.
  • 7. Приоритет норм международного права и международных договоров РФ по вопросам гражданства над национальным законодательством.
  • 8. Возможность иметь гражданство другого государства(двойное гражданство).

Некоторые ученые выделяют право каждого человека на приобретение гражданства и его прекращение в самостоятельный принцип. 117 Дмитриев Ю.А. « Гражданство РФ», Учебное пособие «Государственное право РФ», М., 1993, стр.173

Это считается неверным, потому что данное право лишь характеризует сущность гражданства как субъективного права и входит в качестве элемента в принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. Открытый и свободный характер гражданства Российской Федерации тоже нельзя назвать принципом. Скорее, это свойство данного явления, характеризующее принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. 118 Козлова Е.И. «Гражданство РФ», учебник «Конституционное право России», М., Юрист, 1995, стр. 162 8

Межпарламентская Ассамблея СНГ в акте « О согласованных принципах регулирования гражданства» от 29.12.92года признала нормативное значение таких принципов как:

  • – право каждого человека на гражданство и его изменение;
  • – равенство гражданства;
  • – недопустимость лишения гражданства по признакам социального происхождения, имущественного положения, нации и расовой принадлежности, пола, образования, языка, религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий. 119 Информационный бюллетень. 1993, №2, стр.20-21 9

Проанализируем каждый принцип.

Принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. Гражданство является субъективным правом человека и, соответственно, решение вопроса о выборе гражданства является правом самого человека. Никто не вправе принудить полностью дееспособное лицо к принятию гражданства другого государства или выходу из гражданства своего государства. В статье 6 части 3 Конституции РФ устанавливается, что: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или лишен права изменить его». А Закон «О гражданстве РФ» гласит: «никто в РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»(ст.1,ч.2).

Хочется отметить, что в Конституции РФ речь идет только о гражданах Российской Федерации, а в Законе сказано, что « никто» не может быть лишен гражданства в РФ, т.е. охватывается широкий круг лиц: как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Поскольку гражданство является естественным состоянием человека, то лишение гражданства нельзя признать правомерным. Положение об этом было установлено в 1991 году в законе « О гражданстве РФ». Хотя, ранее действующие нормативные акты (при СССР), предусматривали такую возможность, причем, основания для лишения зависели от политической ситуации в стране.

Революция 1917 года, Первая Мировая война просто потребовали создания таких нормативных актов в связи с бурной антисоветской деятельностью эмигрантов, формально сохранившим советское гражданство.

В Законе о гражданстве СССР 1938 года не установлено таких оснований, но из содержания видно, что лишение гражданства - это чрезвычайная мера, направленная против лиц, недостойных носить гражданство СССР. Данная формулировка повлекла произвол среди должностных лиц на поведение граждан.

Законы 1978 и 1990 годов тоже предусматривали такую меру, как исключительную, в отношении лиц, которые наносят существенный ущерб государственным интересам и государственной безопасности СССР. 18 Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, №49, ст.861

Ведомости СНД СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №23, ст.435

Практика лишения гражданства существовала до принятия Закона « О гражданстве РФ» от 1991 года, где гражданство РФ было закреплено как естественное право.

Международная практика также регулирует сей вопрос. Ст.15 Всеобщей декларации прав человека гласит: « Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». 221 Гражданство и свобода передвижения. Издательство « Юридическая литература», М., 1994, стр. 9 1

В США, Канаде, Аргентине и ряде других стран Существует практика лишения гражданства. В Российской Федерации же институт лишения гражданства отсутствует. Однако, фактически существует скрытое лишение гражданства при отмене решения о приеме в российское гражданство.

Практика иностранных государств показывает, что лишение лица гражданства возможно, но в исключительных случаях, при строгом соответствии закону, за серьезные правонарушения и только уполномоченным на то государственным органом.

Принцип равного гражданства.

Гражданство приобретается лицами по различным основаниям и различными способами: по рождению, в порядке признания, регистрации, приема, восстановления. Данный принцип означает, что все граждане России независимо от оснований, сроков и условий приобретения гражданства, обладают равными правами и обязанностями. Т.е. становясь российским гражданином, человек имеет такой же объем прав и обязанностей, как и другие граждане РФ. Этот принцип закреплен в Конституции РФ(ст.6) и Законе о гражданстве РФ(ст.2, ч.1).

Благодаря принципу равного гражданства, в РФ нет деления граждан на «природных граждан»(получивших гражданство в силу рождения) и «натурализованных»(принятых в гражданство), а для всех установлен единый статус российского гражданина.

В некоторых странах существует тенденция, что связь гражданства, установленного в силу натурализации, менее устойчивая, чем связь государства с гражданином по рождению. Это приводит к появлению нескольких категорий граждан, различных по своей работоспособности.

Как было отмечено, российское законодательство о гражданстве не устанавливает никаких отличий особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям, не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Принцип единства российского гражданства.

Российская Федерация - Федеративное государство. В ее составе из 89 субъектов 21 - республики, являются государствами.

Федеративная природа отражается в принципе единства российского гражданства. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над всем населением федерации, в следствии чего в ней имеется единое российское гражданство, которым обладают все граждане России.

В условиях федерации, единое гражданство не исключает гражданства республик, которые являясь субъектами, одновременно являются и государствами, имеющими свои высшие органы власти, Конституцию, территорию и граждан, ее населяющих.

Принцип единства гражданства начал складываться еще в годы Советской власти при создании РСФСР. Он характеризовался равенством правового положения граждан РСФСР на всей территории Федерации.

Законодательное закрепление единое гражданство нашло в договоре об образовании СССР, в котором указывалось, что для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство. Данный принцип приемствовался последующими Конституциями СССР. Теперь, в связи с распадом СССР, принцип единого гражданства применяется к Российской Федерации. Он закреплен в ст.6 К РФ и Законе о гражданстве РФ: « Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики,»- ст.2, ч. 2 Закона о гражданстве РФ. Конституциями республик в составе РФ закреплен и обратный порядок действия той же нормы: граждане республик являются одновременно гражданами Российской Федерации.

РФ регулирует свое федеративное гражданство и устанавливает общие правила, относительно гражданства, обязательные для республик, входящих в состав РФ. В Конституции РФ указано, что в ее ведении находится гражданство в РФ(ст.71, п «в»). Но в Конституции РФ, в отличии от Закона о гражданстве РФ, не содержится упоминания о гражданстве республик. Несмотря на это, Конституции ряда республик содержат нормы о своем гражданстве, в соответствии с которыми они могут принимать законодательные акты по вопросам гражданства. Такие законы приняты в 6 республиках - Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Коми, Удмуртии и Якутии. В их законах подчеркивается, что гражданство является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета республик.

Гражданство республик не должно носить формальный характер в демократическом государстве, раз уж они создали свои законы о гражданстве и нормы, регулирующие вопросы гражданства, содержатся в их Конституциях. Но это не дает права республиканскому законодательству расходиться с федеральным законодательством. Некоторые республики, например, не являются национальными и, издание законодательных актов республиками о гражданстве, будет в той или иной мере ущемлять права человека, а такого быть не должно.

Профессор Ржевский В.А., вообще против гражданства республик. Он объясняет это тем, что республики, входящие в состав РФ, не являются суверенными, и, следовательно, не могут обладать своим гражданством. Регулирование вопроса гражданства республиканским законодательством нарушает разграничение компетенции между РФ и ее субъектами и влечет различие в правовом статусе граждан республик в составе РФ. 222 Ржевский В.А. Гражданство и федерализм. Материалы научно-практической конференции по проблеме гражданства. М., 1995, стр.70-72 2

Подписание 31марта 1992 года Федеративного договора, в котором республики были признаны суверенными, послужило стимулом к изданию собственных законов о гражданстве.

Если игнорировать гражданство республик - это может привести к определенным конфликтам в отношениях между Федерацией и ее субъектами, принести вред межнациональным отношениям.

Единый характер гражданства РФ имеет внутреннюю и внешнюю сторону.

Внутри страны его роль заключается в обеспечении прав и интересов граждан России. Гражданином, какой бы республики ни было лицо, на него распространяются законы РФ, установленные ими права и гарантии. А также, лицо несет все обязанности, возложенные на него Конституцией и другими законами.

За пределами РФ, в отношениях российских граждан с иностранными государствами, гражданин РФ может прибегать к содействию, помощи консульского, дипломатического,иного государственного органа за границей, т.е. защита и покровительство Российского государства обеспечивается гражданину РФ независимо от того, гражданином какой республики он является.

Сущность гражданства Российской Федерации заключается в принадлежности к народу, а не к отдельной нации или народности. Отсюда и исходит принцип единства российского гражданства.

Принцип сохранения гражданства РФ за пределами России.

Изменения во внешней политике нашей страны, развитие международных связей и сотрудничества, привело к увеличению числа граждан, выезжающих из России на время - в командировку, по контрактам… Согласно Конституции РФ: « Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ»(ст.27, ч.2).

Некоторые российские граждане постоянно проживают в другой стране, имея российское гражданство, состоя на консульском учете. Российский Закон о гражданстве четко сформулировал, что: «проживание граждан РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства»(ст.4). Т.е. в Законе о гражданстве закреплен принцип, в соответствии с которым сам факт проживания гражданина России за границей не влечет за собой утрату гражданства РФ, тем самым сохраняя возможность его возвращения.

Советским законодательством данный принцип нарушался, т.е. был формален. Длительное время в СССР действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 года « О выходе из гражданства СССР лиц, переселявшихся в Израиль». Согласно ему, лица, переехавшие на постоянное место жительства в Израиль, считались выбывшими из гражданства СССР с момента их выезда из страны. 223 Ведомости СНД СССР и Верховного Совета СССР, 1991, №8 3 Указ был отменен постановлением Верховного Совета СССР 20.05.91 « О введении в действие Закона СССР « О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР». 224 Ведомости СНД СССР и Верховного Совета СССР, 1991, №24 4

Теперь российские граждане, не утрачивали гражданства, а лица, утратившие его, восстанавливались в российском гражданстве на основании Закона о гражданстве РФ 1991 года.

Сохранение российского гражданства в различных ситуациях: при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в гражданстве другого государства, при усыновлении ребенка - гражданина РФ.

Закон о гражданстве РФ обеспечивает правовые гарантии сохранения лицом российского гражданства в различных ситуациях.

Им предусматривается, что: « заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащем к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов, не влечет за собой изменения гражданства другим супругом»(ст.6).

Подобные нормы были введены еще в 1918 году и в последующих нормативных актах советского законодательства, которое устанавливало принцип равноправия супругов. Эти нормы продействовали вплоть до 1990 года.

В данном принципе выражается стабильность гражданства, стремление государства обеспечить возможность лицу сохранить свое гражданство, правовые связи со своим государством. Он отражает индивидуальный характер связи лица с государством, недопустимость прекращения гражданства без волеизъявления лица.

Российское гражданство сохраняется при усыновлении детей граждан РФ. « Ребенок, являющийся гражданином РФ, сохраняет гражданство РФ. Если усыновители или один из них имеет иное гражданство, то по их ходатайству гражданство РФ у усыновителя ребенка прекращается, при условии, что ему будет присвоено иное гражданство»,- ст.29, ч.1 З-на о гражданстве РФ.

Впервые норма о сохранении гражданства ребенком была введена в 1928 году Постановлением ЦИК и СНК СССР « Об усыновлении иностранными гражданами детей граждан СССР». В нем указывалось, что усыновленный ребенок сохраняет гражданство СССР, а по достижению совершеннолетия имеет право выхода из советского гражданства в упрощенном порядке.

Данная норма, закрепленная также в Законе о гражданстве РФ, указывает на неотъемлемость гражданства, недопустимость увеличения количества лиц без гражданства.

Принцип защиты и покровительства государством гражданам Российской Федерации за границей. Невозможность выдачи или высылки.

Россия постоянно обеспечивает поддержку своих граждан находящихся за ее пределами. Это закреплено конституционной нормой:

  • 1. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству;
  • 2. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами(ст.61)

Государство охраняет личные и имущественные права граждан РФ, оказывает содействие в удовлетворении их законных интересов.

Государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательство государства их пребывания, международными договорами РФ, защищать их права и охранять законные интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан РФ - сказано в ст.5 закона о гражданстве.

Гражданин РФ в случае нарушения его прав может обратиться за содействием в вышеперечисленные органы.

30 ноября 1992 года Президент РФ издал распоряжение, в соответствии с которым МИД России поручалось активнее защищать российских граждан и их интересов за пределами РФ.

В случае совершения преступления гражданином РФ за границей, он подлежит уголовной ответственности, и консул имеет право посещать задержанных, выяснять условия их содержания, содействовать соблюдению международных договоров. Но, если гражданину удалось покинуть страну после совершения преступления и вернуться в Российскую Федерацию, то он не будет выдан другому государству.

Под выдачей понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству, на территории которого было совершено преступление, в целях привлечения его к уголовной ответственности. Выдача возможна, конечно, но если это оговорено международными и двусторонними соглашениями, которые предусматривают такую выдачу. В противном случае, государство, на территории которого находится преступник, действует по своему усмотрению.

Если Конституция РФ однозначно отрицает возможность выдачи гражданина РФ, то Закон о гражданстве РФ допускает такую возможность, но не иначе как на основании закона или международного договора (ст.1, ч.3).

Таким образом, гражданин, совершивший преступление за границей и вернувшийся в РФ не будет выдан другому государству, а будет отвечать за совершенное преступление по российским законам, в Российской Федерации.

В прежние годы существовала практика высылки «неугодных» лиц из страны с одновременным лишением гражданства.

Конституция РФ вводит норму, непредусмотренную Законом о гражданстве РФ, в соответствии с которой запрещена возможность высылки из страны граждан РФ. Необходимость установления такой нормы вызвана желанием избежать возможности возникновения этих предпосылок в будущем.

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров над национальным законодательством.

Закрепляя многолетнюю практику, Конституция РФ содержит важное правило об уважении норм международного права во взаимоотношениях между государствами.

Общепризнанные нормы и принципы международного права и международных договоров РФ являются составной частью ее правовой системы. « Если международный договор РФ устанавлитвает иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», - указывается в ст.15, ч.4 Конституции РФ.

Согласно ст.9 Закона о гражданстве РФ, при решении вопросов гражданства наряду с настоящим законом подлежат применению международные договора РФ, регулирующие эти вопросы: « Если международный договор РФ предусматривает иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются правила этого договора.

Тем самым, РФ придерживается принципов и норм международного права и относится к ним с уважением.

гражданство право регулирование государство

Каждое государство представляет сложную политико-социальную структуру, которая имеет определенное количество признаков. Одним из них является население. Государство существует лишь в том случае, если на его территории проживает определенное количество людей, которые считают страну своим родным домом. Конечно, можно выделить также иные признаки государственности, однако именно население является основным. При этом между населением или же отдельным индивидом и державой, в которой он проживает, существует определённая связь юридического характера. Данный правовой институт развивался много веков подряд. На сегодняшний день он имеет название «гражданство».

Следует отметить, что институт, или же его задатки существовали уже в Древней Греции и Риме. Конечно, с того момента он претерпел некоторые изменения, однако его характерные черты остались неизменны. Своеобразную форму имеет Федерации. Стоит отметить, что этот институт отечественного законодательства имеет ряд принципов, которые влияют на его непосредственную реализацию. Поэтому гражданство следует рассматривать комплексно, учитывая все его юридические аспекты.

Понятие гражданства

Понятие гражданина и гражданства в теории юриспруденции играет большую роль, так как оно показывает связь человека и страны, в которой он непосредственно проживает. Однако длительная история становления этого понятия привела к тому, что на сегодняшний день оно характеризует сразу несколько явлений. Таким образом, термин применим в следующих значениях:

  • суверенное право державы;
  • состояние человека публично-правового характера;
  • институт конституционного права.

В первом случае гражданство подразумевает возможность конкретного государства регулировать деятельность своего населения, потому что оно является неотъемлемой частью механизма. С другой стороны, термин характеризует связь конкретного лица с территорией, на которой он непосредственно проживает. При этом данная связь имеет публично-правовой характер, что обуславливает её регламент посредством норм, закрепленных в официальных актах.

Однако в юриспруденции главенствующее место занимает значение «гражданства» как конституционного института. В данном случае термин характеризует устойчивую юридическую связь между государством и человеком. Она, в свою очередь, выражается в факте наличия взаимных прав и обязанностей. Учитывая конституционный характер института, необходимо отметить его особое оформление. Как правило, институт гражданства закрепляется в основном законе или иных актах данной сферы регулирования. Этот факт также обуславливает наличие некоторых особенностей представленного в статье явления, а именно:

  • гражданами государства признается круг отдельных лиц;
  • законом устанавливаются способы получения и прекращения действия института;
  • в некоторых случаях допускается многократная юридическая связь с разными государствами;
  • существует определенный порядок, применяемый для решения вопросов, связанных непосредственно с гражданством.

Конечно, в зависимости от государства, положения института могут быть совершенно разные. Российская Федерация не является исключением в этом вопросе. Следует также отметить, что понятие гражданства, принципы гражданства РФ, которые будут представлены далее, - это взаимодополняющие друг друга понятия.

Понятие российского гражданства

РФ на сегодняшний день является мощной правовой державой. Это обуславливает необходимость наличия качественных и функциональных институтов конституционного характера. Гражданство в этом случае отыгрывает ключевую роль. Во-первых, институт позволяет более точно и правильно регулировать правоотношения между человеком и страной, то есть её органами власти. Во-вторых, гражданство дает возможность установить уникальную связь с конкретным индивидом с целью последующего контроля над ним. Таким образом, институт представляет собой юридическую связь человека с государством. Как и в случае с классическим видом, гражданство России проявляется в наличии взаимных обязанностей и прав. Однако действие института регулируется рядом основополагающих начал. Таковыми на сегодняшний день являются принципы российского гражданства, о которых будет рассказано далее.

Виды института

На сегодняшний день правоотношения в сфере юридической связи страны и человека можно объединить в определенные группы. Впоследствии из них выделяются виды гражданства. Как мы знаем, любая классификация происходит на основе определенного фактора. В нашем случае видовое разделение будет основано на субъекте и его правовой связи. Таким образом, можно выделить следующие виды гражданства:

  1. Единая правовая связь индивида и Российской Федерации.
  2. Иная правовая вязь или подданство, то есть наличие у человека гражданства другой страны.
  3. Двойное (второе) гражданство характеризуется наличием у индивида, который уже является гражданином РФ, правовой привязанности к иностранному государству.
  4. Отсутствие гражданства - это особый режим, характеризующийся тем, что лицо не имеет гражданства ни России, ни другой страны.

Как мы видим, действующее законодательство допускает наличие большого количества видов представленного в статье института. При этом особенности каждого из них позволяют более детально изучить весь институт в целом.

Нормативная база

Как и все существующие правовые институты, гражданство РФ регулируется нормами отдельных законодательных актов. С момента обретения Россией независимости была развита целая нормативная система, регулирующая деятельность упомянутого явления. В эту структуру входят следующие НПА, а именно:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ратифицированные в России;
  • ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • подзаконные нормативно-правовые акты.

Именно в положениях представленных актов закрепляются основные регулирующие механизмы всего института.

Основополагающие идеи

Понятие гражданства, принципы гражданства РФ - это тесно связанные между собой термины, которые характеризуют описанный в статье институт. Но они являются совершенно разными явлениями. Принципы - это основополагающие идеи института, то есть те «три кита», на которых он основан и благодаря которым функционирует. Они во многом обуславливают государственную деятельность в этой сфере. Стоит отметить, что принципы российского гражданства могут сильно отличаться, например, от ключевых положений института правовой связи в других странах. Иными словами, для любого государства гражданство - это индивидуально выраженная сфера. Благодаря принципам данные особенности можно наглядно выявлять и анализировать. На сегодняшний день гражданство Российской Федерации существует на основе целой системы принципов, которые будут рассмотрены далее.

Виды основополагающих идей

Как уже указывалось ранее, понятие гражданства, принципы гражданства РФ - это взаимосвязанные категории. При этом институт, который они характеризуют, функционирует благодаря наличию определенных принципов. Таким образом, можно выделить следующие основополагающие идеи, которые выделяются учеными на сегодняшний день, а именно:

  • вне зависимости от формы получения, гражданство РФ является равным и единым;
  • если человек проживает за пределами России, этот факт не влечет прекращение существования его правовой связи с РФ;
  • гражданства нельзя отнять;
  • гражданин России не может выдаваться или высылаться за территорию РФ иному государству;
  • РФ поощряет факт установления лицами, не имеющими гражданства, правовой связи с Россией;
  • допускается наличие двойного гражданства.

Как мы видим, согласно нормативной базе представленного в статье института, его действие регулируют представленные принципы российского гражданства. Большая часть из них закреплена в ФЗ «О гражданстве». Некоторые основные идеи представлены в Конституции Российской Федерации. Дабы более детально разобраться с процессом реализации института, необходимо проанализировать каждую основополагающую идею отдельно.

Единство и равенство гражданства

Данный принцип характеризуется несколькими факторами.

Во-первых, гражданин и гражданство - это взаимосвязанные понятия. То есть человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет правовую связь с этим государством. При этом нужно помнить, что РФ - это федерация, состоящая из субъектов. В некоторых случаях таковыми являются целые республики. Согласно принципу единства, субъекты подобного рода не могут устанавливать собственный вид правовой связи человека и территории. Иными словами, вне зависимости от места проживания индивида и принадлежности к той или иной республике, гражданство будет одно - Российской Федерации.

Во-вторых, правовая связь для всех является равной. Это значит, что граждане в силу расовых, национальных, этнических или других отличий не могут ущемляться в своих правах. Помимо этого, данный принцип содержит в себе еще одну особенность. Как мы знаем, гражданство может быть получено путем филиации (по рождению), натурализации (приобретению по желанию), оптации. В данном случае люди не будут каким-либо образом отличаться в своих правах, в зависимости от формы обретения правовой связи с РФ. Таким образом, рожденный на территории государства гражданин будет равен тому, кто получил гражданство на иных основаниях.

Сохранения правовой связи за рубежом

Суть гражданства, как уже указывалось ранее, состоит в нерушимой правовой связи человека и конкретной страны. Данный факт во многом обусловил существование одного интересного принципа. Согласно ему, российское гражданство никаким образом не меняется и не исчезает, если человек, имеющий его, выезжает за пределы страны на неопределенный срок или же на постоянное место жительства. Этот принцип является новым в законодательстве РФ.

В СССР существовал специальный нормативный акт, а именно: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 года. Согласно ему, человека могли лишить гражданства, если тот изъявлял желание выехать на постоянное место жительства в Израиль.

Конечно, на сегодняшний день тенденции являются более либеральными, поэтому многие права граждан существенно расширены.

Невозможность лишения правовой связи

Действующий Федеральный закон «О гражданстве», закрепляет в себе принцип невозможности лишения человека юридической связи со своим государством. Но такое явление имело место в законодательстве СССР. Оно представляло собой одностороннее действие, которое проводилось на усмотрение органов власти, вне зависимости от желания конкретного индивида и направлялось на лишение его правовой связи с Советским Союзом.

В современной России такая возможность государства не предусмотрена. Но если человеку удалось вступить или принять гражданство с использованием заведомо поддельных документов или же предоставления ложных ведомостей, соответствующие органы могут отозвать решение о предоставлении ему правовой связи с РФ.

Принцип покровительства и защиты граждан

Данное основополагающее положение закрепляет юридическую «опеку» государства над своим населением. Согласно этому принципу, граждан нельзя выдавать иностранным державам или же высылать их за пределы Российской Федерации. Положение относится как непосредственно к населению страны, так и к лицам, которые проживают за рубежом. Это значит, что РФ покровительствует своим гражданам посредством консульских или же дипломатических представительств. С момента постановки на учет в эти органы их представители обязаны защищать права и свободы своего контингента за рубежом.

Сокращение апатридов

На сегодняшний день в Российской Федерации проводится активная политика, направленная на всяческое сокращение количества лиц, у которых не имеется гражданства. Ведь правовая связь с государством - это целый пакет юридических свобод экономического, социального, культурного и иного характера, которые существенно облегчают процесс взаимодействия человека и страны, на территории которой он проживает. Помимо того, сокращение апатридов повлияет на увеличение количества людей, которые непосредственно связаны с Российской Федерацией.

Принцип двойного гражданства

Действующее законодательство РФ допускает, что у человека, помимо российского, может быть второе гражданство. Суть принципа заключается в том, что государство допускает существование у его граждан юридической принадлежности к другой стране. При этом данный факт не исключает правовой связи с Российской Федерацией.

Программа "Соотечественники"

Многие современные проблемы мирового масштаба привели к тому, что большинство людей, имеющих русские корни, хотят получить гражданство нашей державы. Чтобы стимулировать данную тенденцию, была придумана программа "Соотечественники". С её помощью многим людям дана возможность обрести правовую связь с Россией. Но право на гражданство дается тем, кто отвечает определенным условиям, например, являются выходцами из стран СССР, ранее проживали в РФ и т. п.

Итак, в статье мы рассмотрели понятие гражданства, принципы гражданства РФ и иные особенности данного конституционного института. Стоит отметить, что на сегодняшний день, механизм функционирования правовой связи человека и государства действует в России достаточно эффективно. Однако теоретическая проработка его отдельных аспектов необходима для дальнейшей модернизации института гражданства в целом.

Единое гражданство - конституционный принцип гражданства, означающий, что граждане субъектов в составе федерации одновременно являются гражданами этой федерации, и наоборот, граждане федерации, постоянно проживающие на территории субъекта в составе федерации, являются одновременно гражданами этого субъекта федерации. Закрепление этого принципа в законодательстве создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан федерации, а также субъектов в ее составе независимо от места их проживания или временного пребывания.

Равное гражданство - в конституционном праве ряда стран принцип, в соответствии с которым граждане обладают равными правами, свободами и обязанностями независимо от оснований (способов) приобретения гражданства.

В целом ряде государств натуральные (прирожденные) граждане обладают более широкими правами, чем натурализованные. Так, например, в США, Эстонии, на Филиппинах президентом государства может быть только гражданин по рождению, в Румынии и Эстонии натурализованные граждане в отличие от граждан по рождению могут быть в ряде случаев лишены гражданства и т. д.

Основания и порядок приобретения гражданства в зарубежных странах

Приобретение гражданства происходит, как правило, по рождению (на основе "права крови", т. е. национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане, или "права почвы" - месту рождения, как в США, Аргентине), а также в порядке натурализации, т. е. приема в гражданство на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством.

Натурализация (от фр. "naturaliser") - прием в гражданство иностранца по его заявлению.

Обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства. Иногда в качестве условия для натурализации требуется владение официальным языком государства (например, в Латвии, Эстонии), наличие средств к существованию, безупречная репутация и т. п.

В ряде государств устанавливается, помимо общего, облегченный порядок натурализации для лиц, имеющих этническую или лингвистическую связь с данным государством. Например, облегченная натурализация всех португалоязычных иностранцев в Бразилии.

Нередко круг прав у натурализованных граждан несколько уже, чем у прирожденных. Например, в США и Эстонии президентом государства могут быть только граждане по рождению.

Филиация (англ. "filiation" от лат. "filius" - сын) - в конституционном праве приобретение гражданства по рождению.

В порядке филиации гражданство приобретается на основе принципов "права крови" или "права почвы".

В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей. Принцип "права почвы" применяется в основном в странах Латинской Америки. Чаще всего оба принципа в той или иной степени сочетаются.

Восстановление в гражданстве - упрощенный порядок приобретения гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его по какой-либо причине.

Оптация (от лат.

"opto" - выбирать) - один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадпеж- ности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами.

Регистрация гражданства - в ряде государств упрощенный порядок приема в гражданство, установленный для лиц исторически или кровно связанных с соответствующим государством.

Многогражданство - принадлежность лица одновременно к гражданству двух (двойное гражданство, бипатризм) и более государств, подтверждающаяся соответствующими документами. Может возникать как по рождению, так и в результате приема человека в гражданство другого государства, если он одновременно не утрачивает прежнее гражданство.

В конституционном праве зарубежных стран по-разному решается вопрос о допустимости многогражданства и его послед- ствиях. Так, конституции ряда государств (например, Румынии), допуская многогражданство, устанавливают при этом, что высшие государственные должности могут занимать лица, имеющие гражданство только данного государства. В некоторых странах (например, Литве) многогражданство запрещается конституцией как общее правило, но допускается в отдельных, установленных законом, случаях. Наконец, некоторые конституции прямо указывают на непризнание за гражданами данного государства иного гражданства (Кыргызстан).

Гражданское общество - в теории конституционного права общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

Гражданское общество полностью контролирует государство, которое служит обществу.

Представление о гражданском обществе прошло длительную эволюцию с середины XVII в. (сочинения Т. Гоббса) и стало широко распространяться с провозглашением Декларации прав человека и гражданина в период Французской буржуазной революции XVIII в. Появились "граждане" - равноправные члены общества, осознающие личные интересы, соотнесенные с интересами общества и государства. В результате длительного развития сложилось современное понимание гражданского общества, основанного на общечеловеческих ценностях.

Основными элементами гражданского общества являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, семья как основная социальная ячейка.

В последние годы в ряде "постсоциалистических" стран наметилась тенденция к закреплению основ гражданского общества в качестве комплексного конституционно-правового института.

Еще по теме Принципы гражданства:

  1. § 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ
  2. § 4. ОТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА