Из чего складывается правовая картина мира. Правовая система: понятие, структура, функции

Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики. С принятием Закона СССР “Об общих началах государственной молодежной политики в СССР” в 1991 году, который, необходимо отметить, прекратил свое действие с распадом Советского Союза, Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государствеиной молодежной политики" от 16 сентября 1992 года №1075, и Постановления Верховного Совета РФ "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской федерации" от 3 июня 1993 года №5090-1 начинается процесс создания структур по реализации государственной молодежной политики, представляющих собой систему органов по делам молодежи, организованных правительствами республик в составе Российской Федерациям, администрациями областей, краев и автономных округов, мэриями городов. 16 сентября 1992 года Указом Президента России создан Комитет Российской Федерации по делам молодежи (преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи 14 августа 1997 г. Указом Президента РФ “О структуре федеральных органов исполнительной власти”) для проведения целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в т.ч. такой социально-демографической группы, как молодежь. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи одобрена 15 сентября 1994 года №1922 Указом Президента федеральная программа "Молодежь России". В соответствии с принятыми законодательными и подзаконными актами под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечении социального и экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане. Целями государственной молодежной политики являются: содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста; создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи. Государственная молодежная политика, учитывая ее комплексный межведомственный характер, осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах: принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом; принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса; принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и фиэическому развитию. охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики1. К основным направлениям осуществления государственной молодежной политики относятся: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятотости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.

  • 1 Кант И . Соч. Т.0. ч. 0. С.000
  • 2 Мамардашвили М
  • 3 Мамардашвили М . Кантианские вариации. – М..; «Аграф», 0000. С.000.
  • 4 Кант И.
  • 5 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.0. М., 0000. С. 000.
  • 6 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.0. М., 0000. С.000.
  • 30Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998
  • 31Философский словарь. М., 2001. С. 448
  • 32 Л.Т. Бакулина Теория государства и права. Казань, 2000. Стр. 132

Тема 8

1. Общеправовые тенденции развития.

2. Национально-государственные различия в праве.

3. Соотношение национального и международного права.

4. Реализация международно-правовых норм в национальном праве.

5. Глобализация и развитие Европейского права.

Литература

1. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1993.

3. Европейское право / Под ред. Л.М. Энтина, М., 2002.

4. Конституция Европейского Союза. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы. М., 2005.

5. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 2001.

7. Тихомиров Ю.А. Национальное законодательство и международное право: параллели и сближения // Московский журнал международного права, 1993. № 3; Российская правовая система и международное право: проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996 № 2-3; Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

8. Червонюк В.И., Иванец Г.И. Глобализация, государство и право // Государство и право. 2003. № 8.

9. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

10. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере честного права. М., 1995.

I. Право как регулятор поведения людей, как проявление справедливости, как воля господствующего класса, нормативный баланс интересов, как обеспечение управления – таковы разные грани права, обнаруживаемые в его определениях. И они находят свое выражение в системе права и законодательства, в правотворчестве, в деятельности правоохранительных учреждений. Таким образом, в неодинаковых трактовках права отражаются его мировоззренческие истоки и различные политические воззрения и правовые концепции в обществе. Поэтому для выделения общеправовых закономерностей и тенденций необходимо изучение мировоззренческих истоков права, в этом, по мнению Бермана, заключаются причины внешнеполитических, структурно-нормативных изменений.

Правовые изменения X-XII вв. в Европе накапливались и происходили сначала как проявления обычного права, постепенно облекаемого в форму канонического права. Из его оболочки выходят развивающееся в XI-XIII вв. феодальное, торговое, городское, королевское право. Единственным законом в политическом смысле стал закон светского королевства или княжества.

Ключом к обновлению права на Западе с XVI в. стала лютеранская концепция способности индивида по божьей милости изменить природу и усилием воли создавать новые общественные отношения. Концепция индивидуальной воли становится центр для развития права собственности и договорного права. Прежнее влияние церкви на право ослабевает, и оно постепенно сводится к уровню личного, частного дела. Американская и французская революции подготовили почву для обоснования традиционного божества демократии – индивидуализма, рационализма и национализма. Происходит превознесение роли законодательного органа, расширение экономической свободы индивида и кодификации уголовного и гражданского права. Это были правовые постулаты того времени, когда либеральная демократия заменила христианство на правовом поприще. Революция в России, по мнению Г. Бермана, привела к крушению этих постулатов и утверждению новых – вторжения государства в экономику, пренебрежения к закону во имя идеологии.



В современном мире с его нарастающем взаимосвязью и взаимозависимостью государств, их экономик, с расширением отношений и обменов между ними, право выполняет функции «нормативной интеграции». «Общее правовое поле» во многом формируется и охраняется международным правом, которое приобретает новый смысл. Раньше его сфера была ограниченной и развивалась как бы параллельно внутреннему праву. Теперь международное право тесно смыкается. Появляются новые правовые принципы – ограничения суверенитета государств в пользу общих человеческих ценностей, приоритета общепризнанных норм и принципов международного права перед нормами национального права, прямое международное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Нельзя недооценивать роли государств в развитии национальных правовых систем и в соотношении с правовыми системами других государств. Распад Советского союза, падение социальных режимов в странах Центральной и Восточной Европы породили новые противоречия. Проявляется тенденция государственного роста национализма, когда возрождается и поддерживается национальная культура, язык, но обостряются старые и новые споры и конфликты. В то же время право новых европейских государств начинает тяготеть к праву Европейского Союза и Совета Европы. Отсюда вывод: если государства «национализируются», то право «интернационализируется». Государства или группы государств могут по-разному определять свой курс в области права. Согласование, сближение национальных законов отражает общий интегративный курс. Например, 1994-1995гг. ряд скандинавских стран приняли законы об иммиграции, ужесточение режима получения гражданства или вида на жительство для иностранцев. Это была защитная мера против потока эмигрантов из бывшего Союза. –1996 г. аналогично – Канада и США.

Известны защитные правовые меры в области торговли, таможенном деле, судоходстве, прав национальных меньшинств. Курс государств так или иначе влияет на их действия в правовой сфере и на соотношение национальных законов. Межгосударственное объединение определило свое отношение к правовым системам не только государств-членов, но и других государств. Все это позволяет выделить несколько тенденций общеправового развития, которые характеризуют динамику не только правовых систем в современном мире, но их соглашений между собой и с международным правом. Их условно можно включить в пять групп:

1. группа – общепризнанные правовые ценности

2. группа – общие мировоззренческие и правовые источники

3. группа - тенденции согласованного правового развития в рамках межгосударственных объединений.

4. группа - сближение национальных законодательств.

5. группа - более локальные тенденции, связанные с дифференциацией или образованием новых государств.

Общеправовые закономерности и тенденции предопределяют рамки и объемы сравнения правовых систем, их взаимовлияние и возможности использования для каждой из них зарубежных прав, доктрин и практики. Распространение правовых взглядов и концепций является наиболее подвижным и действенным средством их соотношения и реагирования на существование друг друга.

II. Каждая страна накопила, сохранила и приумножила свои правовые концепции, традиции правовой культуры специфические юридические институты. Их можно обнаружить как в правотворчестве, правоприменении, так и в правообеспечивающих сферах.

Доминирующая в современных условиях тенденциях к сближению принципов права и национальных законов определяет важность общего и особенного в системе источников права, что отражает специфику правовых семей, совпадение главных источников (конституция и законы) неодинаковое соотношение разных источников (например, судебный прецедент в Великобритании), нормативное фиксирование источников права

Юридические различия между государствами выражаются и в специфике понятий, терминов. Неодинакова сама композиция Конституций, законов, кодексов, когда их структурное расчленение, способы связи отдельных частей первого акта, внутренние отсылки могут вызвать затруднения у тех, кто изучает акты других структур, пытается их копировать или критиковать. Сопоставление правовых систем, актов, норм позволяет выявить еще одно различие. Это неодинаковые методы правового регулирования однородных общественных отношений. Где-то применяется регистрационный, где-то разрешительный, где-то уведомительный порядок образования юридических лиц. Если в России преобладает способ «государственной поддержки», «льготных налоговых режимов», то в Японии – стимулирование малого бизнеса. Если налоговые законы в России сориентированы преимущественно на получение доходов и льготы для отдельных видов налогоплательщиков, то в Швейцарии – на льготностимулирующие режимы для отдельных видов деятельности. Наибольший объем правовых различий связан с традициями и уровнем правовой культуры. Правовое многообразие нельзя рассматривать как исторический анархизм, связывая его с традициями прошлых веков и юридическим консерватизмом. История каждого государства и группы стран формируют устойчивые правовые воззрения, традиции и правовую культуру. Отношение к праву неодинаково у населения Северной, Центральной и Южной Европы. Законопослушание скандинавов, англичан и немцев контрастирует с пренебрежением к формальным нормам в кавказском регионе, в мусульманском мире. Следовательно, одно из коренных правовых различий заключается в разных идеологических, религиозных, мировоззренческих истоках права. Его называют юридическим мировосприятием. Таким образом, можно выделить 4 вида национально-государственных правовых различий:

1. Органические, постоянные, отражающие национально-исторические традиции;

2. Относительно устойчивые (по набору и соотношению источников права);

3. Исторически временные, вызванные условиями переходного периода спецификой уровня экономического и социального развития;

4. Политико-ситуационные, обусловленные курсом государств и их полномочий в правовой сфере внутри страны и за рубежом.

III. Каждое государство стремится соотносить свое право и законодательство с международным правом. Международные организации и сообщества способствуют согласованному разрешению общих проблем для мирового содружества. Отсюда неизбежны изменения соотношения внутреннего и международного права.

Долгие годы параллельного существования международной и национально-правовой систем в условиях «холодной войны» дали основание современным международникам отрицать примат международного права внутригосударственным. Не признавалась их взаимозависимость. Отмечалось, что международные нормы не входят в состав внутригосударственного права. Доктрина государственного суверенитета была щитом против внешнего давления. Зарубежные концепции признают международное право либо «включенной» частью национального права, либо как бы «внешний» приоритет. И в том, и в другом случае допускается прямое применение международных норм. Последние четверть ве6ка отчетливо выявили тенденцию сближения национального и международного права на фоне растущих интеграционных процессов в мире. Но при их очевидном положительном смысле нельзя не заметить стремления обосновать право мирового сообщества вмешиваться в некоторые внутригосударственные аспекты развития и регулировать их. В ООН часто говорят о легитимации «права вмешиваться» во имя повышения интересов мирового сообщества и его ценностей. Защита прав человека, контроль за производством оружия массового уничтожения, сохранения планетарной среды стали «поводами» для вмешательства международного сообщества во внутренние дела государств. Неоднозначно толкуется объем мандатных полномочий и статус миротворческих сил в разных регионах мира.

Утверждение приоритета международного права для национального права сопровождается использованием международных принципов, норм и понятий в национальном праве. Оно должно сочетаться с механизмами участия государств в выработке международно-правовых норм и решений, ответственности за их выполнение и одновременно с обеспечением суверенитета народов и государств. Конфликтные ситуации требуют специального механизма, не ущемляющего прав отдельных стран.

Как известно, национальная правовая система включает в себя принципы права, правотворчества, правоприменения, всю совокупность правовых актов и норм. Строгая ее системность означает четкое соотношение актов между собой Конституции, закона и правозащитного акта. Все акты являются продуктом деятельности органов государственной власти и обеспечены их авторитетом, властными и иными средствами воздействия. Международная правовая система также является многозвенной. Она строится на основе общих принципов, закрепленных в Уставе ООН, - суверенное равенство государств, самоопределение наций и народов, добросовестное выполнение обязательств, всеобщее уважение прав человека, разрешение международных споров мирными средствами. Эти и другие принципы международного права являются универсальными и общепризнанными как для других «слоев» международного права, так и для национальных правовых систем. Далее можно выделить «право международных организаций» с их конвенциями, пактами, декларациями и резолюциями, действующими в той или иной сфере (например, ЮНЕСКО, МОТ). Накоплен большой исторический опыт унифицированных актов и норм, способствующих гармонизации правовых систем. Рост терроризма во многих странах потребовал принятия в июле 1996 г. на международной конференции комплекса мер, в частности выдачи террористов, даже если нет межгосударственных соглашений. Совет Европы за 46 лет принял более 160 европейский конвенций, которые служат своеобразным эквивалентом 75 тысячам двусторонних соглашений и содействует гармонизации национальных законов. Международные правовые акты весьма разнообразны по форме, содержанию, структуре и порядку принятия. Это учредительные документы (Устав ООН, Соглашение о создании СНГ), конвенции и хартии тематического характера в области публичного права (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, Европейская хартия о местном самоуправлении, конвенция Совета Европы о защите прав человека перед лицом автоматизированной обработки данных личного характера); типовые правила конвенции в сфере частного права (конвенция ООН о договоре международной купле продажи, типовой закон о международных кредитных переводах, Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли); регламенты, директивы, модельные законы сообществ государств. Эти акты схожи с национальным законодательством. Сходство это можно обнаружить и применительно к системам международного и внутреннего права все более отчетливо «делится» на международное публичное, частное, торговое право, международное экономическое, морское, воздушное, космическое, гуманитарное право. Формируется международное образовательное и экологическое право. В этом процессе проявляется влияние системы внутреннего законодательства, у которого появляется больше схожих с международным правом предметов правового регулирования. В круг источников отраслей внутреннего права можно с полным основанием включить и общепризнанные принципы и одобрение международного договора и акта.

IV. Своеобразным «мостом» между национальным и международным правом являются конституционные положения. Важнейшими являются нормы ст. 79 Конституции РФ о том, что РФ может участвовать в межгосударственном объединении и передавать им часть своих полномочий – если это не противоречит основам конституционного строя России. В ч. 4 ст. 15 определено соотношение норм российского и международного права, в п. «г» ст. 106 – субъект ратификации и денонсации международного договора. Аналогичные нормы содержатся в Конституции США (6), Франции (55), Германии (24), Испании (96).

Для оказания воздействия на отношения внутри каждого государства нормы международного права должны получить «национальное признание» и найти отражение во внутригосударственном праве. Включение международных правовых норм в национальном праве означает их трансформацию, которая осуществляется разными способами. Во-первых, прямая трансформация, когда в соответствии с Конституцией и законами нормы международного права автоматически приобретают силу действующих на территории этого государства. После публикации в специальном издании положения международного акта приобретают силу действующих на территории этого государства. После публикации в специальном издании положения международного акта приобретают силу, превышающую силу не соответствующих ему внутренних законов, во-вторых, инкорпорация, когда нормы международного права, в том числе договорные, непосредственно включаются во внутригосударственное право. При этом прямая трансформация может предусматриваться для определенного вида международных норм, например, для общепризнанных норм международного права (ФРГ, Португалия, Австрия) или для должным образом заключенных и опубликованных международных договоров (Испания). В-третьих, опосредованная трансформация означает, что международно-правовые нормы приобретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта. Если при прямой трансформации изменяется международный договор или иного акта влечет изменение во внутреннем праве, то при опосредованной трансформации такие изменения являются ее результатом определенной внутренней процедуры. Важное значение придается процедуре признания международных обязательств. ФЗ «О международных договорах РФ» предусматривает такие виды как выражение согласия на обязательность для него международного договора, как его подписания, обмен документами, образующими договор, ратификация, утверждение, принятие, присоединение, иной способ выражения согласия договаривающихся сторон (ст.60). В отношении международного договора России установлено ратификация и денонсация их отнесены к ведению Государственной Думы, принимающей по этому поводу законы, и Совет Федерации (п. «г» ст. 106 КРФ). В ФЗ урегулированы процедуры подготовки, подписания и ратификации международного договора. А в Регламентах палат – порядок их «внутреннего движения». В Конституциях зарубежных государств чаще всего определена процедура заключения международных договоров (Конституция Франции (раздел 6)), «О международных договорах и соглашениях», Конституции Испании гл. 3 «О международных договорах».

Для государств-участников СНГ примечательно участие Конституционных судов. Например, в России Конституционный суд вправе разрешать дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров (п. «г» ч.2 ст. 125 КРФ), а в Республики Беларусь Конституционный суд дает заключение о соответствии международных договорных обязательств Конституции (ст. 127).

Нормы международного права выражают не властные предписания, а договорные волеизъявления государств, - это координационные, согласительные, рекомендательные, диспозитивные правила. Чаще всего им присущ первый элемент – диспозиция, реже – гипотеза и диспозиция, т.к. международные нормы выражают более обобщающие тенденции развития. Иерархичность норм специфична и означает соответствие нового договора императивным нормам международного права, совместимость норм с обязательствами по другим договорам. Отсылочные нормы нередко являются нормами-поручениями нижестоящим государственным органам договаривающихся стран решить в международно-правовом порядке те или иные вопросы на уровне этих органов – подписать соглашение, провести согласование. Довольно сложным является вопрос о соотношении норм внутригосударственного и международного права. Этот вопрос решается прежде всего на конституционном уровне. Так, в ч.4 ст.15 Конституции РФ можно выделить три положения:

а) установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного договора РФ являются составной частью ее правовой системы. Здесь выделено три основных источника международного права – принципы, нормы, договоры;

б) отмечается такой признак одобрения международных документов российским государством, как «общепризнанные». Не все документы, а лишь те, с которых согласно государство и обязательства, по которым оно берет на себя добровольно;

в) установлен принцип приоритета международного договора перед внутренним законодательством.

Международные правовые нормы отражаются по-разному в отраслях публичного и частного права. Во-первых, группе их мало, т.к. ими регулируются публичные институты и способы осуществления публичных интересов. Во-вторых, лишенные ярко выраженного тяготения к вопросам власти и суверенитета, эти нормы представлены гораздо полнее и шире. Причем заметны два способа их закрепления. Во-первых, в ряде законов есть специальные нормы о международном сотрудничестве в соответствующей сфере. Так, ст.65 Основного законодательства РФ об охране законодательства граждан устанавливает, что сотрудничество РФ с другими государствами осуществляется на основе международных договоров. В законе «Об образовании» признается роль международных соглашений и договоров, не противоречащих закону (ст. 57,58). Закон «Об охране окружающей природной среды» в ст. 92 закрепляет 9 принципов, которыми руководствует РФ в сфере международного природоохранного сотрудничества; в ст. 93 – приоритет международных договоров; в ст. 94 – обязанности иностранных юридических лиц и граждан, лиц без гражданства по соблюдению природоохранного законодательства.

Во-вторых, во многих законах как бы воспроизводятся конституционные нормы (ст.7 ГК РФ об общепризнанных нормах и принципах международного права). В Семейном кодексе есть раздел 7 «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства».

Наиболее ярким выражением структур сближения норм международного и внутреннего права являются модельные законодательные акты. Они содержат правовые стандарты, которые полностью или частично воспринимаются государственными в процессе законотворчества, ориентируя их на типичные правовые решения, и тем самым способствуют сближению национальных законодательств. Реализация международных правовых актов связана с многообразием практической помощи дипломатов, экономической деятельностью государств, так и с приведением в действие собственных механизмов правовой системы. Помимо федеральных органов могут создаваться специальные комиссии по наблюдению за реализацией договора. Используются парламентские слушания. Так, Комитет по делам национальностей Государственной Думы провел парламентские слушания по вопросу о ратификации Конвенции № 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни». Участники слушаний поддержали ратификацией Конституцию и рекомендовали правовые нормы ее поэтапной реализации. Получает развитие практика судебного применения международно-правовых норм. Решение суда может быть основано на принципах международного права лишь при отсутствии регулирующего данный вопрос национального акта. Сами международные организации также принимали меры для обеспечения выполнения своих актов, особую активность проявил Комитет Красного Креста (в зависимости от оказания гуманитарной помощи).

Таким образом, повышение роли международного права влияет не только на сферы национального права, но и на его обеспечение. Уже в начале XX заметно усиление международного правового обеспечения тех национально-правовых принципов и институтов, которые являются общепризнанными. Это касается, прежде всего, прав и свобод граждан, демократических ценностей, суверенитета, нерушимости границ.

V. Влияние глобализации на развитие права проявляется в различных формах:

1) Стандартизация;

2) Правовая аккультурация;

3) Формирование «транснационального правопорядка».

Одной из ярких тенденций является возникновение наднациональных нормативных массивов, которые находятся вне национальной юрисдикции и территории суверенитета государства, в частности, возникновение международного торгового и договорного права, формирование международного экологического права, гуманитарное право, информационное. Одновременно возникает и наднациональное правосудие. Наиболее ярким примером является так называемое «европейское право». Исторически европейское право существует с греко-римских времен. В Средневековье оно развилось в рамках канонического права. В современном понимании европейское право начало формироваться со второй половины XX века, охватывая нормативно-правовые комплексы всех европейских организаций. Структурно нормативно-правовой комплекс европейского права включает в себя нормы европейских организаций, включает право Совета Европы, европейских сообществ. С 1 ноября 2006 года основным нормативным актом данного сообщества станет вступившая в силу Конституция Европейского Союза. Согласно Конституции Европейский парламент – высший представительный орган ЕС, цель которого - представлять интересы народов Европы, проживающих в странах Евросоюза, вырабатывать общие подходы к внутренней и внешней политике, способствовать сближению государств-участников. Выборы членов Европарламента осуществляться на основе всеобщего прямого голосования раз в 5 лет. Высший орган ЕС – Совет, состав которого формируется правительствами государств-участников ЕС. Европейские законы (прямого действия или рамочные) принимаются единогласно Советом ЕС по инициативе Европарламента и его одобрение большинством членов парламента. Исполнительным органом является Европейская комиссия. В Суде Европейского Союза правосудие представлено по одному судье от каждого государства – члена ЕС (избирается на 6 лет). Суду ассистируют 8 генеральных адвокатов, они готовят дело слушанию, осуществляют расследование.

Увеличение «прозрачности» границ между экономическими, политическими системами делает необходимым унификацию и стандартизацию права. Если раньше унификация проходила стихийно, то в условиях глобализации она приобретает целенаправленный характер, прежде всего, следует отметить стандарты в области прав человека. Вступление государства в такие международные организации как – Международная организация труда (МОТ), Всемирная торговая организация (ВТО) обязывает подчинить правовой режим регулирования труда и внешнеэкономической торговли правилом, принятых в этих организациях. Французский антрополог-правовед Н. Рулон вводит термин правовая аккультурация – передача права принудительно или без принуждения одним обществом другому, заимствование перенос элементов одной правовой системы в другую, подчинение правового развития конкретного государства, движению права в планетарном масштабе. Червонюк В.И. отмечает «американизацию» права.

Взаимовлияние проявляется и в заимствовании нормативного материала, юридической терминологии, законодательной техники, что ярко проявляется в сближении континентальной системы права и системы общего права. Оно получило название правовой конвергенции (интеграции).

Заметно влияние глобализации в сфере правонарушений. Она вызывает социальный протест, иногда принимающий преступные формы, порождает люмпенизацию и маргинализацию, затрудняет поиск преступников. Криминологи отмечают, что наблюдается устойчивая тенденция к росту транснациональных преступных сообществ.

Таким образом, если в эпоху индустриализации (XIX в.) право выступало инструментом защиты людей от производственного травматизма, в постиндустриальную (XX в.) – от разрушающего воздействия химических и ядерных технологий, то в XXI в. право призвано осуществить гуманитарную миссию, связанную с правовой (цивилизованной) защитой человечества от преступных посягательств на экономическую и деловую организацию всемирного рынка, законное обращение капиталов, ресурсов. В целом, взаимозависимость глобализации, права и государства лишь обозначено в мировой науке.

Вопросы к теме:

1. Назовите основные тенденции развития современного права?

2. Что означает прямая и опосредованная трансформация международно-правовых норм?

3. В чем состоят национально-государственные правовые различия?

4. Что понимают под термином «правовая аккультурация»?

5. Как соотносятся процессы глобализации и формирование транснационального порядка?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовая карта мира как основной предмет изучения сравнительного правоведения, суть его достижений. Понятие правовой системы, учение о правовых семьях как специфической категории. Определение правовой карты мира. Критерии классификации правовых систем.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Критерии классификации правовых семей. Характеристика, признаки и источники основных правовых систем современности: романо-германской, англосаксонской, мусульманской, социалистической. Исторические этапы развития системы права и законодательства России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Изучение вопросов, связанных с проблемами взаимодействия сближения правовых систем. Конвергенция правовых систем современности - процесс сближения изначально качественно контрастных юридических типов правовых систем. Виды и формы правовой конвергенции.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Типология национальных правовых систем и правовых семей современности. Особенности и характерные черты современной российской правовой системы. Принципы системы источников права. Основные проблемы, связанные с формированием глобальной правовой системы.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    курсовая работа , добавлен 05.05.2018

    Структура правовой системы. Соотношение понятий "система права" и "правовая система". Классификация правовых систем. Общая характеристика основных правовых систем современности. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Происхождение романо-германской правовой системы. Семья религиозно-традиционного права: особенности исторического формирования, структура и источники. Сравнительная характеристика правовых систем и правовых семей современности: сходства и различия.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Исследование правовых систем как регуляторов общественных, государственных, межгосударственных, внутриторговых отношений. Особенности англосаксонской, романо-германской правовых систем. Древнейшие источники русского права. Российская правовая идея.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

1. Право – сочетание "национального", "мирового" и "саморазвития"

Мир многообразен, и в этом убеждают не только картины прошлого, доступные нам благодаря историческим памятникам. Сменяющие друг друга поколения людей убеждаются в этом на собственном опыте. Каждый из нас ощущает многогранность общества, в котором мы живем, видимые и невидимые зарубежные влияния. Разнообразие государств, а их ныне на земном шаре около 200, их экономик, богатство национальных и мировой культуры, языковое и национально-этнографическое своеобразие народов, наций, народностей, национальных меньшинств, неповторимость личности каждого человека – такова картина окружающего мира.

И в этой картине неповторимым и оригинальным фрагментом является право. Без права нельзя представить жизнь людей, народов и государств. Вспомним слова Гераклита: "Народ должен защищать закон, как свой оплот". Адам Мицкевич писал: " Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права".

Правовой феномен еще более зримо и прочно вошел в жизнь современного общества как его ценность, как регулятор поведения людей, как гарант стабильности отношений, как средство проведения реформ и общественных преобразований. И ничего удивительного, что право обстоятельно исследовано в сотнях тысяч книг, брошюр, статей, выступлений не только юристов, но и философов, историков, политиков, государственных деятелей. Поэтому мы отсылаем читателя к книгам, в которых содержатся богатые характеристики права 1 .

В рамках же нашей темы более актуальным является выявление как бы внешних групп права, а именно того, как соприкасаются и соотносятся между собой правовые идеи и правовые системы разных народов и государств, каковы правовые концепции в различных регионах мира, как можно представить хотя бы в общих чертах картину общего правового развития в мировом сообществе.

Предстоит уточнить еще раз, какова "мера правообразования" права государством, хотя проблема соотношения государства и права основательно разработана в научной и учебной литературе. Убедиться в том, что право подвержено своеобразному "саморазвитию". Выяснить, как и в какой степени право каждой страны, национальное право испытывает воздействие иностранного и международного права. По нашему мнению, соотношение этих правообразующих факторов меняется в XX в. в пользу фактора, указанного последним, хотя и сохраняют устойчивый смысл первые два фактора.

1 Подробнее см.: Социалистическое право. М., 1973; Кудрявцев В. Я., Казимирчук В. П., Социология права. М., 1995; Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М., 1995; Алексеев С. С. Теория права, М., 1994.


1. Сочетание "национального" и "мирового" з

Рассмотрим роль государства в формировании и развитии права. Давно доказана органическая связь государства и права, и мы сделаем акцент в данном случае лишь на собственно правообра-зующей деятельности государства. Ее характеризуют следующие признаки: а) именно государство обладает суверенитетом в правовой сфере, только органы государства принимают законы и иные правовые акты; б) государство предопределяет нормативное содержание права, когда различные социальные интересы как бы концентрируются, усредняются в формулы, отвечающие интересам слоя, класса, группы, элиты, нации, наконец, депутатов и правителей, становятся общеобязательными; в) государство фактически строит систему законодательства и устанавливает цели, порядок и процедуры правотворчества в стране, идеологически защищает свое право; г) государство обеспечивает действие законов и иных актов, соблюдение законности; д) государство вводит и использует те юридические режимы, которые отвечают не только его интересам внутри страны, но и интересам на международной арене – вводит либо льготы, протекционизм, либо ограничения, проводит курс на "открытость" или "закрытость" своей правовой системы, защищает ее; е) государство может проводить курс на сближение национальных законодательств и расширение зоны влияния международного права.

Соотношение права и государства всегда является исторически конкретным как для однородных государств, так и для государств разных типов. Типология государств влияет на систему и характер национального права, на объемы, методы и содержание правового регулирования. Беря за основу классификации государств структуру власти и характер властеотношения 1 , можно более правильно выявлять "меру производного" в праве от типа государства. Государственная структура и политика существенно влияют на объем и степень отражения в праве различных социальных интересов, меры свободы и самостоятельности граждан, предпринимателей, печати, общественных организаций, на правовые гарантии. И при сопоставлении национальных правовых взглядов и законодательств роль государственного фактора – прогрессивная или регрессивная – должна быть учтена в полной мере.

Но право является во многом и продуктом, своего рода "творением общества". Объективные условия и субъективный фактор, правосознание служат факторами, влияющими на развитие законодательства. Ведь очевидно, что развитие законодательства всегда происходит в изменяющейся общественной среде, подвергаясь влиянию реформ и переворотов, медленным изменениям в экономике и государственном управлении, масштабным преобразованиям в устройстве власти, переменам в общественном сознании и поведении людей. Те же факторы содержат в себе своего рода правообразую-щие импульсы, идущие постоянно от общества.

1 См.: Общая теория права и государства/ Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С 242–257.


4 Глава I. Правовая картина мира

Все это можно пояснить на примере перемен в России, о чем нам доводилось уже писать 1 . В связи с укреплением суверенных прав Российской Федерации преобладающее значение в 1990–1996 гг. имели факторы, связанные с оформлением атрибутов российской государственности и нового курса во многих областях. Потребности реформы в экономике обусловили принятие комплекса законов, посвященных новому режиму собственности, статусу хозяйствующих субъектов, финансово-кредитным и налоговым отношениям. В сфере государственного строительства острота дискуссий и столкновений разных политических сил давала о себе знать то в виде быстро принятых законов об обновлении федерации и "суверени-зации" ее субъектов, то в виде противоположных проектов конституций, то в виде разных моделей устройства государственной власти.

Обратимся теперь к выяснению того, каково влияние различных факторов на законодательство. Отношение к предзаконодатель-ной деятельности долгие годы имело своего рода фаталистический характер. "Железная логика" исторического материализма диктовала выдвижение на передний план объективных закономерностей, которые следовало бы "уловить" законодателю. Познание и отражение объективных законов рассматривалось как "объективная пре-доснова" законотворчества. Общественные потребности, которые требовалось удовлетворить с помощью законов, обычно воспринимались в нерасчлененном виде, как своего рода монистическое веление времени. Доминантой всегда считались базисные, производственные отношения, а это вело к недооценке проявлений субъективного фактора в законотворчестве. Критически воспринимались зарубежные теории факторов.

В начале 70-х гг. в юридической науке намечается более позитивное отношение к теории факторов. Социология права открыла путь для более достоверных и откровенных анализов и оценок явлений и процессов, влияющих на правотворчество и правоприменение. Действие права стали рассматривать как многофакторную социальную систему, в которой перекрещиваются разные факторы 2 . Шагом вперед стало рассмотрение правотворческого процесса как обоснованного целенаправленного процесса. В нем выделяются объективные и социально-политические факторы.

В современных научных трудах уделяется внимание основным факторам, определяющим формирование права. К ним относят экономические, а также политические, социальные, национальные, идеологические, внешнеполитические факторы. Выделяется информационно-познавательный аспект.

Следует признать бесспорной такую зависимость: на стабильность законодательства благоприятным образом воздействует общая обстановка в стране. Это – устойчивость и высокий авторитет властей, это – поступательное развитие экономики и социальной

1 См.: Российское законодательство: проблемы и перспективы развития. М., 1995. С. 29–37.

2 См.: Право и социология. М., 1973. С. 57–130.


1. Сочетание "национального" и "мирового" 5

сферы, это – сбалансированная система законодательства и отсутствие противоречий между ее отраслями и институтами, это – актуализированное действие закона как средства решения политических, экономических, социальных и иных задач, это – высокий престиж права и реальное признание верховенства закона, это – неукоснительное соблюдение правовых принципов и норм.

Классификация факторов по характеру влияния позволяет выделить факторы, находящиеся вне правовой системы. Как уже говорилось, имеются в виду экономические, политические, социальные, психологические и иные факторы как своего рода объективные условия развития и изменения законодательства. Изучение происходящих процессов и их тенденций позволяет своевременно ощутить необходимость "правовых перемен". Многие из этих факторов приобретают тогда значение правообразующих факторов, поскольку в них зарождается и обнаруживается объект будущего законодательного регулирования. И нужно правильно оценить данный объект и умело выбрать предмет, форму и методы правового регулирования. Иначе неизбежны ошибки, когда вместо подзаконного акта начинают активно готовить закон.

Следует отметить и временные характеристики факторов. Одни из них действуют постоянно, например применительно к устройству и ориентации властей, к выбору экономического курса правительства, отношению населения и власти к закону. Другие факторы существуют недолго.

Отметим теперь роль факторов "саморазвития" права как общественного явления, обладающего известной самостоятельностью и устойчивостью. Кроме объективных факторов, существующих и действующих извне правовой системы, необходимо анализировать и учитывать факторы ее собственного внутреннего развития. В них выражаются присущие правовой системе, законодательству принципы, цели правотворчества, построения и функционирования, внутренние связи и зависимости, "логика" построения и развития отраслей и подотраслей, комплексов 1 . Игнорирование или слабое использование их под предлогом тех или иных объективных факторов делает законодательство внутренне противоречивым и структурно не упорядоченным.

К внутренним факторам законодательства можно отнести и те из них, которые имеют своего рода процессуальное действие. Одни из них проявляют себя на стадии зарождения, подготовки и принятия законов. К их числу относятся выбор средств правового обеспечения реформ, давление общественного мнения, влияние разных политических сил, подражание правовым стандартам Запада и т. п. Другие факторы проявляют себя на стадии реализации законов. Это – понимание законов населением, их поддержка или отчуждение, сопротивление оппозиции, неисполнительность должностных лиц и органов, граждан, уяснение цели подзаконных актов и их правильное формирование, применение актов. Выделение назван-

1 Подробнее см.: Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. С. 13–22.


6 Глава I. Правовая картина мира -..,

ных факторов и определение их реального удельного веса на каждой из стадий способствует большей обоснованности законов и их эффективности.

Надо учитывать и проявления субъективного фактора в пра-вотворчестве и правоприменении. Речь идет о деятельности всех субъектов законодательной инициативы, о давлении населения и его правовых ожиданиях, о лоббизме, действиях политических партий, фракций, об участии консультантов, экспертов, о противодействиях, нарушениях законности.

Право разделяет судьбу любого общества и государства. Эта аксиома подтверждена многовековым опытом исторического развития, и ее трудно опровергнуть. Тем не менее остается вопрос о том, в какой мере право в целом и законодательство, в частности, подвергаются переменам в общественной жизни – как бы автоматически, вслед за изменениями в государстве или по своим собственным закономерностям; создается ли заново система законодательства или допускается преемственность ее принципов и отраслей; сводятся ли реформы к перестройке нормативно-правовой системы или включают в себя изменения в понимании права, в правовом сознании и мотивации, в юридических учреждениях. Каждая страна дает свой ответ на этот вопрос.

Таковы же реакции государств на непрерывные изменения в мире, включая правовой "срез" его развития. Но все это происходит не стихийно, вне участия таких субъектов, как государство, и их органов, политиков, ученых и юридических учреждений.

На "правовых встречах" выявляются разные грани права как сложного социального явления. В рамках нашей темы мы выделяем следующие виды "правовых образований" по степени их структурной оформленности: а) правовые семьи как источнико-мировоззрен-ческие группы со своими доктринами, правотворчеством и правоприменением, толкованием, юридическими профессиями; б) национальные правовые системы, законодательства иностранных государств как структурно-упорядоченные образования; в) отрасли права и законодательства с однородными иерархически построенными нормами; г) правовые массивы межгосударственных объединений; д) международное право со своими принципами и нормами.

Соответственно различаются и понятия, которые отражают эти явления. В дальнейшем мы поясним их смысл и содержание более подробно.

Все вышеназванные нормативно-правовые образования и массивы развиваются не изолированно. Напротив, они влияют друг на друга, причем с переменным успехом. Правовые концепции и законодательства, практика правоприменения в отдельных странах могут испытывать в отдельные периоды времени сильное влияние то правовых семей, то правовых общностей межгосударственных объединений, то их отдельных элементов, например религиозно-нравственных. Так, в рамках государств Содружества можно наблюдать влияние прошлых концепций социалистического права и постулатов европейского и мусульманского права. Причудливо сочетаются институты и акты в разных отраслях законодательства.


1. Сочетание "национального" и "мирового" 7

Другим примером может служить Калмыкия, где причудливо сочетаются различные правовые, религиозные, этические влияния. В интервью Президента Калмыкии К. Илюмжинова "Я провозгласил диктатуру здравого смысла" 1 говорится и о жесткой централизации управления, и о допустимости многоженства вопреки идеям Семейного кодекса РФ, и об отказе от идеи суверенитета, и об учете старых традиций (Степное уложение) и т. д. И в этом переплетении взглядов, ценностей и норм проявляется многогранность и противоречивость правовых процессов.

Обратим внимание на необходимость правильного и соразмерного использования понятий и терминов другого рода. Нередко, например, понятие "правовое пространство" применяется в равной мере и для обозначения объема и пределов действия тех или иных правовых актов, договоров во внутрифедеральных отношениях, в отношениях между государствами внутри СНГ или Совета Европы. Известно и понятие "территориального" и "экстерриториального" действия права. Но реальная "плотность" и многослойность регулирования отражается в этих и иных понятиях не лучшим образом, и подчас возникают путаница, ошибки и юридические противоречия.

Для обозначения границ действия разных правовых комплексов и вводимых ими юридических режимов можно использовать следующие понятия: а) для правовых семей – "зоны правового влияния"; б) для правовых массивов в рамках межгосударственных отношений – "правовое пространство"; в) для правовых систем в рамках федерации – "государственно-правовая территория". Каждый вид юридического режима предполагает различную комбинацию как правовых актов, договоров, соглашений, так и способов правового регулирования – "мягких", "смешанных", "жестких", "согласованных" и т. п.

Правовая картина мира, представленная взгляду читателя, может показаться ему очень пестрой, мозаичной и хаотичной. Это впечатление трудно рассеять, если даже существующие две сотни национально-правовых систем свести в крупные и однородные правовые массивы. "Правовая множественность" останется, и в этом есть свои глубокие общественно-исторические причины. Право сопутствует вместе с государством развитию обществ и мирового сообщества, меняя свои принципы, приоритеты, нормативные формы, соотношения с другими государственными и общественными институтами. Сохраняется и нечто устойчивое, что свойственно праву как явлению общественной жизни.

И изучать, и сопоставлять разные правовые системы в их динамике можно не только в силу правовой устойчивости и преемственности, своего рода "саморазвития права", но учитывая и анализируя влияние экономических, политических, социальных, идеологических, географических, демографических факторов. Именно сочетание основных глубинных закономерностей позволяет сбалансировать подходы к правовым системам и их оценке. Не преувели-


8 Глава I. Правовая картина мира

чивать как материалистическую детерминацию, так и идеологические истоки права.

В прошлые столетия знакомство "со стороны" с национальным правом носило скорее историко-познавательный характер и культивировало сохранение и бережное отношение к текстам законов, юридическим книгам, истолкованиям. Ныне, в конце XX в. с его многоуровневой структурой общества и динамичной жизнью людей, сравнительное правоведение способствует дальнейшему культурологическому обогащению народов, наций и граждан разных стран. Правовые идеи и юридические тексты, открытые для всех глаз, позволяют людям свободно перемещаться во времени и пространстве. Общие или близкие правовые идеи притягивают и возбуждают любознательность. В них таится источник познания окружающего мира через "мир права". Право в идеях и текстах легко перешагивает границы и сближает народы. Оно устойчиво сохраняет ценности, институты, правовые принципы прошлого

Сравнительное правоведение становится еще более объемным и скорее "трехмерным", способствуя "внешнеправовому" влиянию на национальные правовые системы, с одной стороны. Оно содействует внедрению и распространению общепризнанных норм и принципов международного права, с другой. Причем конституционное закрепление этой формулы прочно связывает разные правовые образования.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА

ГАЛИЕВ Фарит Хатипович,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры теории и истории государства и права Башкирского государственного университета (БашГУ)

Современная картина мира напоминает собой целый калейдоскоп взаимоотношений, который охватывает всё общество, ибо, как известно, жить в обществе и быть свободным от него невозможно. По мере дальнейшего развития той качественной характеристики, которая позволяет говорить о нашем государстве, опираясь на Конституцию, как о правовом государстве, огромное значение приобретают проблемы, связанные с правовым регулированием общественных отношений и правовой культурой которая, прежде всего, основывается на правовой норме. Поэтому вопросы правового развития общества непосредственно стыкуются с темой правовой культуры. При этом, становится очевидным, что без того специфического окружения, опоры и поддержки других социальных норм, каждая из которых является единственным регулятором своего пласта общественных отношений, правовая культура в принципе немыслима. Эти социальные нормы представляют собой и играют роль специфической ауры для оптимального функционирования и дальнейшего развития правовой культуры, каждая сама по себе представляя определённую национальную специфику. И поэтому правовые культуры разных народов и разных стран не могут не отличаться, ибо в них отражаются эт-нонациональные особенности традиционной культуры того или другого государствообра-зующего народа. Это происходит при всём том, что определяющие принципиальные составляющие правовой культуры остаются, в целом, общеобязательными, например, знание основных требований действующего законодательства и стремление их использовать, или хотя бы соблюдать и придерживаться, в процессе конкретной и реальной жизнедеятельности.

Например, критерием социальной дистанции, позволяющим отделить «своих» от «чу-

жих», служит перечень качеств, которые люди либо высоко ценят в себе, либо считают неприемлемыми. Авторы монографии «Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика» на основе проведённых ими социологических опросов населения установили следующие моменты. В соответствии с полученными ими результатами опроса довольно большого количества людей, близкими к россиянам или же «своими» являются народы, которым присущи какие-то специфические черты. Это такие черты характера, обозначаемые как: «душевные», «щедрые», «приветливые», «жизнерадостные», «доверчивые», «простые», «открытые», «гостеприимные», «надёжные», «верные». Как пишут эти же авторы, в роли «чужих» опрошенные выделили тех, кого можно охарактеризовать как: «скрытные», «завистливые», «скупые», «алчные», «агрессивные», «лицемерные», «властные», «хитрые», «подлые» и т.д.1 Политические границы все чаще корректируются, чтобы совпасть с культурными: этническими, религиозными и ци-вилизационными, подчёркивает и С. Хантингтон. Он пишет, что «когда приходит кризис идентичности, для людей, в первую очередь, имеет значение кровь и вера, религия и семья. Люди сплачиваются с теми, у кого те же корни, церковь, язык, ценности и институты, и дистанцируются от тех, у кого они другие»2.

При всём этом, ради объективности, мы сюда же должны присовокупить и наличие в обществе политической свободы, соответствующего уровня экономического развития, специфику политико-правового режима, доминирующие в сегодняшнем нашем обществе традиции и обычаи, и даже особенности географии региона. «Фундамент истории народа есть исто-

1 Мир глазами россиян: Мифы и внешняя политика / Под ред. В.А. Колосова. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. С. 108.

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. С. 185-186.

рия его труда по преобразованию природы, среди которой он живет, - отмечает Г. Гачев. - Это двуединый процесс: человек пропитывает окружающую природу собой, своими целями, осваивает её - и одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт, всё своё тело и опосредованно душу и мысль - ею. Приспособление природы к себе есть одновременно гибкое и виртуозное приспособление данного коллектива людей к природе. Так что культура есть прилажен-ность - человека, народа, всего натворенного ими, выплетенного за срок жизни и историю, - к тому варианту природы, который ему дан»1.

Г. Гачев обращает внимание на то, что у каждого народа среди множества формулировок вопросов, которые задают люди друг -другу, можно выделить один самый существенный вопрос. У немцев это - «почему?». Их интерес направлен к происхождению, к причинам появления вещей. У французов это - «для чего?» с оттенком «зачем?». При этом, цель важнее причины. Для англичан и для американцев, пишет Г. Гачев, это вопрос - «как?». Как вещь работает? Как сделана? А для россиян, по мнению Г. Гачева, этим самым существенным вопросом является - «чей?». Г. Гачев пишет о том, что недаром и фамилии русские все пос-сесивны, родительны: Иван - ов, Пушк - ин и др. Правовая культура способна развиваться только в том обществе, в котором полноправно функционируют все остальные социальные нормы, которые за всё время своего существования и функционирования выработало данное общество, и в этом заключается основная сущность синкретизма правовой культуры. Например, в недавнем прошлом во всех людных местах в рамочке под стеклом висел «Моральный кодекс строителей коммунизма». Сегодня сложно найти человека, который бы рассказал нам, что это такое. Может быть, потому, что все видели, но никто не читал и поэтому не запомнил. Но, тем не менее, это было. И неплохие истины предлагал людям этот кодекс. Однако эти истины не были подкреплены другими истинами, например, религиозного, правового, традиционного происхождения, и даже наоборот, в процессе реализации «Морального коде-

1 Гачев Г. Ментальности народов мира. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 30.

кса строителей коммунизма» отвергались традиционные и религиозные нормы, на протяжении многих веков регулировавшие общественные отношения. И, так как очень многие стороны жизнедеятельности людей регулировались исключительно на основе и с помощью идеологических установок, правовые нормы тоже оставались где-то на втором плане.

В истории нашего государства мы можем найти еще несколько интересных примеров того, как прошлом пытались ввести в общественное сознание те или иные нравственные установки, которые должны были способствовать более гармоничному устройству общественных отношений. При Петре I это - «Юности честнаго зерцало», при Екатерине II - «Зерцало управы благочиния» и т.д. Справедливости ради необходимо сказать, что очень многие установки перечисленных выше текстов заслуживают внимания и современных людей. В то же время, и в данном случае эти установки с очень большим трудом внедрялись в плоть и кровь тогдашнего общества, потому что не подкреплялись и не поддерживались другими социальными нормами XVIII в.: моралью, традициями, обычаями, преданиями и легендами, и т.д., естественным образом внедрялись в традиционную картину мира.

А.И. Уткин пишет о том, что в современных условиях на Западе глобализаторы предпринимают попытки сформировать некий новый кодекс «прогрессивной общечеловеческой цивилизации», который при обязательном соблюдении всеми лицами обещает соответствующий современным требованиям экономический и цивилизационный успех. Примером такой кодификации является создание неких новых десяти заповедей.2 Трудно предсказывать судьбу данной затеи, но, тем не менее, искусственное вмешательство в естественные процессы ещё никогда не завершалось успешно.

В истории религиозных учений многие религиозные установки, каноны и заповеди сопровождаются примерами из жизни основных персонажей и действующих лиц той или иной религии: Иисуса Христа, Мухаммеда, различных пророков и иных знаменательных личностей, по-

2 Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001. С. 185-186.

тому что религиозное учение все равно, что теория. В данной ситуации теоретические выкладки должны быть дополнены иллюстрациями возможности достижения этих установок. К примеру, возможность самоотверженного труда во благо общества, образцы преданности идеалам революции, патриотизма, верности идеям коммунизма и т.д. в условиях советской власти тоже показывались в образах Павки Корчагина, Павлика Морозова, молодогвардейцев, стахановцев и т.д. «Такие демократические ценности, как свобода, плюрализм, толерантность, сами по себе достаточно абстрактны, - пишут Г.А. Чупи-на и В.И. Шершаев. - Конкретизацию они получают в рамках определенной национальной идеологии, социальной истории, культурных традиций. Абсурдна «свобода без берегов», ибо она обращается в свою противоположность -насилие. Свободу и право имею не только Я, но и Другие. Границы свободы задают культура, мораль право. То же можно сказать о плюрализме и толерантности: здесь также возникает аспект пределов применимости, обусловленных национально-культурной целесообразностью. Ведь это всего лишь формы демократического общения, выражения позиций, мнений, интересов. Форма, в том числе правовая, не должна подменять содержание, если мы не намерены существо демократии свести к устроительству гей-парадов и домов терпимости»1. В современном цивилизованном мире трудно найти такую правовую норму, которая бы противоречила основным установкам других социальных норм, и с этим многие не смогут не согласиться.

Р.Г. Абдулатипов, который в трудные 90-е гг. был Председателем Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации, пишет о том, что «право в идеале -это договор между отдельным человеком, которому предоставлена личная свобода, и обществом. Договор этот должен быть закреплён как правовыми актами, так и нравственными нормами. Государство, как правило, навязывает право, а личность может предложить нравственность. И от того, насколько законно и демократично само государство, зависит возмож-

1 Чупина Г.А., Шерпаев В.И. Нужна ли России общенациональная идеология? // Росс. юрид. журнал. 2008. № 4(61). С. 21.

ность влияния права на жизнедеятельность отдельного чело

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Государство и право. Юридические науки»

  • Современные параметры правовой культуры
  • Цифровые параметры правовой культуры

    ГАЛИЕВ ФАРИТ ХАТИПОВИЧ - 2012 г.

  • Социальные нормы гражданского общества и правовая культура

    ГАЛИЕВ ФАРИТ ХАТИПОВИЧ - 2011 г.

  • Об идее правового государства для России и не только для нее. Рецензия на книгу раянова Ф. М. : правовое государство в современном мире. Германия, 2012

    ГАЛЕЕВ ФАРИД ХАТИПОВИЧ, ФАРХУТДИНОВ ИНСУР ЗАБИРОВИЧ - 2013 г.