Социальная защита населения. История становления системы социальной защиты населения
Нормативно-правовые акты, регулирующие социальную работу в России
Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектом их издания:
2) внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития и др.);
3) документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;
4) документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны (трудовые коллективы), малые города без административного деления);
5) решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.
Основным Законом Российской Федерации, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан, является Конституция РФ . Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами.
Конституция в ее современном понимании не была известна и не использовалась ни в государствах древнего мира, ни даже в средние века. Хотя известно, что уже древние римляне употребляли слово "конституция" в отношении отдельных актов императорской власти, имевших силу источников права. В средние века в феодальных государствах также встречаются отдельные акты конституционного типа. Это выражалось в письменном оформлении прав феодалов, в них находили соглашения между городами и королевской властью, между феодалами и королями и т. п.
Появление первых конституций, процесс становления конституционного строя связан с выходом на политическую арену буржуазии, с победой буржуазных революций в ряде стран Европы и Америки. Впервые конституция была принята в 1787 г в Соединенных Штатах Америки. После победы Великой Французской революции в 1791 г была принята конституция во Франции. В XIX веке конституционное устройство стало характерным для большинства европейских стран.
В это же время прогрессивные силы России начинают борьбу за конституционное государственное устройство, однако вплоть до 1918 г. выработать и принять конституцию так и не удалось.
Лишь вскоре после Октябрьской революции, 25 января 1918 г., III Всероссийский съезд Советов утвердил «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа », которая явилась первым конституционным актом Советского государства. В последующем Декларация была полностью включена в текст первой Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая была принята Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.
Вскоре после образования в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик, в июле 1923 г. была принята союзная Конституция, которая сыграла большую роль для утверждения дружбы и сотрудничества, сплочения всех наций и народностей в единое многонациональное союзное государство. Последующие изменения в социальной, экономической и политической жизни общества находили юридическое оформление в Конституциях СССР 1936 и 1977 г. и в Основных Законах союзных республик.
В настоящее время российское общество живет по Конституции РФ, принятой в результате всенародного референдума 12 декабря 1993 г. Она принималась в очень сложных условиях, в обстановке политического и экономического кризиса. Новая Конституция РФ в статье 1 юридически закрепила переход РСФСР в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека, перестав быть советской, социалистической.
Как федеративное государство Россия:
· состоит из равноправных субъектов, самостоятельно действующих частей Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения;
· имеет государственную целостность;
· каждая республика России имеет свою конституцию, законодательство, а остальные субъекты – устав и законодательство;
· Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
· государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
К числу важнейших прав и свобод человека, принадлежащих каждому от рождения и гарантируемых Конституцией и государством, относятся право каждого на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность частной жизни, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на тайну переписки. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию. Каждый вправе свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в том числе и за пределами Российской Федерации.
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать роль деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Декларировано право и на защиту от безработицы.
Каждый человек имеет право на отдых, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей и т д.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Каждый гражданин имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
В Основном Законе Российской Федерации подчеркнуто, что запрещается издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Специалисты социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях.
Социальное равенство, равноправие - еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, женщина обычно физически слабее мужчины, она больше времени занята воспитанием детей в семье, ведением домашнего хозяйства; инвалид или больной человек имеет ограниченные возможности в реализации своих сил и способностей по сравнению со здоровым человеком и т. д. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.
Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими, или освобождение от определенных обязанностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную, моральную поддержку материнства и детства и многие другие меры.
Охрана личных прав - это установление государством правовых норм, регулирующих общественно необходимое поведение участников правоотношений по поводу конкретного блага и санкций за их нарушение.
Защита личных прав - это предусмотренные законом меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации утраченных благ, При этом следует иметь в виду, что не все личные права восстановимы после их нарушения, Так, например, могут быть восстановлены честь и доброе имя человека, но не восстановимы поврежденное здоровье человека или его жизнь (в случае смерти). Поэтому в деятельности не только правоохранительных органов, но и органов социальной защиты первостепенное значение приобретает профилактика правонарушений.
Важнейшими общими личными правами и необходимой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъектность граждан.
Правосубъектность - это социально-правовое состояние человека, которое характеризует официально признанную способность лица быть субъектом права. Только с признанием правосубъектности человек приобретает возможность иметь права и обязанности, использовать их для удовлетворения личных и общественных интересов, получить защиту своих прав, прибегая к помощи государственных органов. Правосубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражданина. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, предусмотренные Конституцией и ГК РФ. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди. Человек не может быть лишен правоспособности, и лишь в строго установленных законом случаях допускается частичное ограничение правоспособности. Таким образом, правоспособность является юридической категорией, характеризующей всеобщую, равную возможность граждан обладать правами и обязанностями, которые установлены законом.
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, нести ответственность за противоправные действия или бездействие (Ст. 26 - 30 ГК РФ).
Такими качествами могут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные действовать разумно. Лица, не способные в силу своего возраста или в силу психических недостатков действовать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными. Так, малолетний ребенок до 6 лет признается государством способным иметь право на содержание родителями, право на наследование, но не способным осуществлять своими действиями данные права, выполнять юридические обязанности. Поэтому он правоспособен, но не дееспособен. Пункт 2 Ст. 28 ГК РФ разрешает малолетним от 6 до 14 лет заключать мелкие бытовые сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды. При этом малолетние не несут гражданско-правовую ответственность за причиненный ими вред, в том числе и по заключенным сделкам (П.3 Ст. 28). Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. Следовательно, все граждане правоспособны, но не все и не всегда дееспособны. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.
Гражданская дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. С этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. В соответствии с новым трудовым законодательством на работу в учреждения, предприятия, организации принимаются лица по достижении ими 14 лет.
Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По законодательству Российской Федерации, вступление в брак разрешается по достижении 18-летнего возраста. Однако закон предоставляет право органам местного самоуправления в исключительных случаях снижать брачный возраст, но не более чем на два года. Дееспособность граждан по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени вступления в брак.
Большое значение для развития социальной работы имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, Гражданский кодекс РФ (первая часть вступила в действие 1 января 1995 года, вторая - 1 марта 1996 года), Семейный кодекс РФ , ТрудовойРФ 2001 года, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года, Федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года, «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года, «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года, «О пенсионном обеспечении в РСФСР», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 года, «О ветеранах» от 12 января 1995 года, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 года, «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года и др. За последние годы Президентом и Правительством РФ приняты сотни нормативных актов, в которых получили отражение различные аспекты социальной работы.
Каждое ведомство социальной сферы выпускает также собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми работающими в ведомственной системе. Образование, культура, здравоохранение, социальная защита и другие сектора социальной сферы имеют собственные корпуса профессиональных кадров разного уровня квалификации и назначения. Поэтому каждое такое ведомство имеет собственный перечень должностей рабочих и служащих с полным набором квалификационных характеристик, а также номенклатуру ведомственных учреждений с набором положений о каждом типе.
Принимаются различные распорядительные документы для той или иной должности, типа учреждения, а также касающиеся всей ведомственной системы в целом.
Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы, обязанности личности, составляют и образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты личности, ее интересов не действуют. Только юридически компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студента:
1. В чем состоит значение Конституции как основного закона государства для организации социальной работы?
2. Что такое правовой статус гражданина? Каково его социальное значение?
3. Назовите основные гражданские права личности.
4. Что такое правосубъектность, правоспособность и дееспособность личности?
5. Подготовьте сообщение о нормативно правовых актах, используемых в работе с неформальными группами, семьями, детьми, молодежью, беженцами, инвалидами, безработными, пожилыми людьми, "группами риска", заключенными.
6. Какие советы может дать социальный работник безработному? Какие социальные службы по трудоустройству действуют в вашей местности? Каков их распорядок работы? Как много людей проходят специальное обучение для последующего трудоустройства?
7. Используя Закон РФ "Об образовании, "Типовое положение РФ "Об образовательном учреждении", Распоряжение главного санитарного врача РФ "О санитарных нормах общеобразовательного учреждения", а также нормативно правовые акты, касающиеся системы образования вашего региона, ответьте на вопросы родителей и учеников.
Нормативные документы, регламентирующие организацию работы органов социального обеспечения:
Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Принят Государственной Думой 5 ноября 1995 года. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере. Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. Он осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года. Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральный закон от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Принят государственной Думой 17 мая 1995 года. Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года. Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Принят Государственной Думой 16 декабря 1994 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 года «О мерах профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов».
Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года №356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах».
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года №1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
И другие нормативные правовые документы.
В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.
Глава 1 Конституции РФ - «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:
Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.
Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени.
Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.
Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.
С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).
К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.
Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.
Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.
Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в этом направлении явилось принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.
Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).
Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.
Вопросы правового обеспечения социальной защиты населения и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны.
Смена политической ориентации государства и экономический кризис затронули все сферы жизнедеятельности общества. На протяжении ряда лет идёт устойчивое снижение жизненного уровня основной части населения. В особо тяжёлой ситуации оказались пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные семьи. Поэтому главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищённости личности и дальнейшее развитие, совершенствование социальной сферы. Способствовать этому призвана правовая база.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы социальной защиты населения отражают три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации :
- 1 группа - «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др.
- 2 группа - Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15.02.95), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17.05.95) и др.
- 3 группа - нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.
На данный период времени можно говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и «правовая технология», т.е. определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социальной защиты населения.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на социальную защиту. Это право закреплено в Конституции РФ от 12.12.1993г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом .
Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.
Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.
Вообще Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения.
Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников .
Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и чётко определяет пути его реализации -прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав. Этот перечень социальных гарантий является «открытым», т.е. может быть дополнен и расширен законами Российской Федерации.
В соответствии с этим положением в Российской Федерации принят ряд законов, непосредственно касающихся вопросов социальной защиты населения:
- 1) Федеральный закон РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ (ред. от 25.07.2002г.) - закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе ;
- 2. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ (ред. от 29.05.2002г.) .
Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ .
3. Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995г. №122-ФЗ.
Закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. Устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
4. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995г. №195 - ФЗ (ред. от 25.07.2002г.).
Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. В Законе сформулированы понятия "социальные услуги", "клиент социальной службы", "трудная жизненная ситуация". В нем определены системы социальных служб: государственная, муниципальная, деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения .
5. Федеральный закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997г. №134 - ФЗ (ред. от 27.05.2000г.).
Закон устанавливает правовую базу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий при получении минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
6. Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07. 1999г. № 178 - ФЗ.
Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
Следует особо отметить урегулирование законодателем вопросов оказания благотворительной помощи остро нуждающимся категориям граждан.
Это позволило расширить сеть благотворительных организаций, осуществляющих собственные социальные программы в пользу социально уязвимых слоев населения. Развитию благотворительной деятельности способствует Федеральный закон от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно Закону целями благотворительной деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов .