Компетенции по фгос. Понятие компетенций и их виды, и уровни развития компетенций

В последнее время ключевым компетенциям уделяется особое внимание.

В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Понятие "компетенция" состоит из элементов, к которым относятся:

Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы.

Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи.

Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.

Стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.

Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Совокупность знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом деятельности человека в определенной социально и личностно-значимой сфере - составляет компетентность.

Т.о., один из предлагаемых путей решения главной проблемы образования, которая заключается в том, что успех ребёнка в школе не
всегда означает успех человека в жизни, а очень часто происходит наоборот, это – компетентностный подход. .
Компентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать
практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить
собственную линию жизни.

Данный подход выдвигает на первое место не
информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях. Например, 1) в познании явлений действительности: 2) при освоении
современной техники и технологии: 3) во взаимоотношениях людей. 4) при
выполнении социальных ролей; 5) при выборе профессии и
оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении.

Развитие ключевых компетенций учащихся согласно компетентностного подхода, заключаются в том, чтобы: научить учиться, то есть научить учеников решать вопросы научного характера; научить учащихся находить решение в трудных познавательных вопросах, определять их суть, первопричину, взаимосвязь, используя научные данные; научить учеников разбираться в основных трудностях современной жизни – в политической, экономической сферах, находить взаимосвязь, решать аналитические задачи; научить разбираться в вопросах духовного направления; научить находить выход из ситуаций, которые связаны с выполнением социальных ролей; научить решать вопросы, которые имеют отношение к разным областям профессиональной деятельности; научить детей самостоятельно определиться в выборе профессиональной сферы, подготовиться к подбору учебного заведения.

Т.Е., Цель формирования ключевых компетенций учащихся - позволить личности быть активным участником всех жизненных процессов, помочь адаптироваться к разным обстоятельствам, которыми человек сможет управлять, а не быть только наблюдателем.

Т.к., развитие ключевых компетенций учащихся - важный критерий улучшения обучения, каждый урок должен отображать суть компетентностного подхода. А именно,

Цель
обучения

Ориентированна
на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную
жизнедеятельность (компетенции)

Формула
результата образования

«Знаю,
как»

Характер
образовательного процесса

Продуктивный

Доминирующий
компонент процесса

Практика
и самостоятельная работа

Характер
контрольных процессов

Комплексная
отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Опираясь на данные правила, учебные занятия строятся следующим образом:

1-й этап в системе компетентностного образования – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции: теория – понятия, процессы, формулы, ;практика – практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям; воспитание – нравственные ценности, формирование которых возможно на основе материала данной темы.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

При компетентностном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого организовать продуктивную деятельность.

4-й этап – подбор методов и форм обучения.

5-й этап - подбор диагностического инструментария для первичного, промежуточного, итогового контроля, для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Основные
составляющие деятельности педагога, направленные на организацию работы по формированию личностных компетенций.

1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.

5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

6. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

8. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.

9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.

10. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

11. Доводит до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

12. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

13. Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы.

14. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

15. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

16. Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

17. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.

18. Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею», или «не понимаю» не только

не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».

Памятка
для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании

o Главным есть не предмет, которому
вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а
учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

o На воспитание активности не
жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний
активный член общества.

o Помогайте ученикам овладеть
наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их
учиться.

o Необходимо чаще использовать
вопрос «Почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание
причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего
обучения.

o Помните, что знает не тот, кто
пересказывает, а тот, кто использует на практике.

o Приучайте учеников думать и
действовать самостоятельно.

o Творческое мышление развивайте
всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими
способами, чаще практикуйте творческие задачи.

o Необходимо чаще показывать ученикам
перспективы их обучения.

o Используйте схемы, планы, чтобы
обеспечить усвоение системы знаний.

o В процессе обучения обязательно
учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в
дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

o Изучайте и учитывайте жизненный
опыт учеников, их интересы, особенности развития.

o Будьте проинформированы
относительно последних научных достижений по своему- предмету.

o Поощряйте исследовательскую
работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной
работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных
материалов.

o Учите так, чтобы ученик понимал,
что знание является для него жизненной необходимостью.

o Объясняйте ученикам, что каждый
человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для
реализации жизненных планов.





Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа любознательный, проявляющий исследовательский интерес исследовательский интерес активно познающий мир доброжелательный,доброжелательный, умеющий слушать умеющий слушать и слышать партнера и слышать партнера Умеющий уважительно относится к окружающим, к иной точке зрения Умеющий уважительно относится к окружающим, к иной точке зрения умеющий учиться, способный к самоорганизации готов самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой Имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни готов к выбору выбору избирательность интересов интересов познающий себя, утверждающий себя как взрослый себя как взрослый умеет действовать с ориентацией на другую позицию готов нести ответственность перед самим собой, другими перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни и безопасного образа жизни


Формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний) знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности знания являются базой компетентности человека. Таким образом, можно сказать, что


Исходя из поставленных целей, школа должна способствовать решению следующих методических задач: формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся формировать навыки работы в команде формировать навыки работы в команде развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить формировать навыки самоконтроля формировать навыки самоконтроля


«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». ФГОС: НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Что такое компетенция и компетентность? Что такое компетенция и компетентность? Компетенция – Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, обладает авторитетностью, познанием, опытом; 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, обладает авторитетностью, познанием, опытом; 2) круг чьих-то полномочий, прав. 2) круг чьих-то полномочий, прав. Компетентный – Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью 2) специалист, владеющий компетентностью




Классификация компетентностей ключевые компетентности - ключевые компетентности - относятся к общему (мета предметному) содержанию образования; общепредметные компетентности - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; общепредметные компетентности - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетентности предметные компетентности частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов




К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.


Социальная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии социальных навыков: способность принимать ответственность; способность принимать ответственность; способность уважать других; способность уважать других; умение сотрудничать; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе. способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.


Коммуникативная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков: слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).


Информационная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: формулировать вопрос, ставить проблему; формулировать вопрос, ставить проблему; вести наблюдение; вести наблюдение; планировать работу, планировать работу, планировать время; планировать время; собрать данные; собрать данные; зафиксировать данные; зафиксировать данные; упорядочить и организовать данные; упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт. представить результаты или подготовленный продукт.








Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.


Предметно - ориентированный подход в обучении Компетентностно - деятельностный подход в обучении ОСНОВА МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА Образ обученного человека Образ образованного человека ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Научить на всю жизнь Научить учиться всю жизнь АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Преобладает активная деятельность учителя. Под деятельностью учащихся подразумевается – наблюдатель, пассивный исполнитель Преобладает самостоятельная, активная деятельность учащихся; деятельность учителя состоит в организации, коррекции, наблюдении, управлении деятельностью учащихся ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ (УРОКОВ) Академическая классно - урочная система Исследования; конференции; дискуссии, диспуты, деловые и имитационные игры; презентации, защиты; внеурочное проектирование; практикумы ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Современное – традиционное обучение; объяснительно - иллюстрированный метод Блочно – модульное обучение Метод проектов Информационные и коммуникационные Проблемно – диалогические


Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда».

Статья на тему: «Формирование ключевых компетенций обучающихся

в соответствии с требованиями ФГОС»

Внедрение ФГОС в СПО доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции , предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностью (профессией).

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования

Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: чему учить? и ради чего учить?, как обновить содержание учебной дисциплины, МДК, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности.

Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос с уверенностью скажем, необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения.

Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами. Эффективность взаимодействия зависит от множества факторов (успешного определения целей совместной деятельности, соответствия педагогической тактики конкретной задаче данного взаимодействия, активности самих студентов и т.д.). В последние годы изучаются педагогические возможности методов активного обучения (проблемные лекции, групповые дискуссии, анализ конкретных ситуаций, динамические пары, конференции, ролевые и деловые игры, видео-метод, мультимедиа и т.д.), которые наряду с традиционными (объяснение, рассказ, работа с учебником, беседа, показ и т.д.), способствуют повышению интенсификации, эффективности, качества и результативности процесса обучения

Встает правомерный вопрос: как определить степень освоения компетенций обучающимися? Ответ очень простой: надо разработать КОС, КИМ, разработка которых сложна и ответственна.

В качестве оценочных материалов можно использовать:

Портфолио (инновационная учебная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов собственной деятельности. метод помогает активизировать действия учащегося;

Метод проектов:

Деловые игры;

Кейс-метод (специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию)

Практико-ориентированные, имитационные задания «ситуация»+»роль».

ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ в виде «ПОРТФОЛИО», выполненного в рамках самостоятельной работы студента

Портфолио – это набор работ студентов, связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов в определенный период обучения, рефлексии его собственной деятельности.

Сущность портфолио заключается в организации накопления, отбора, анализа продуктов учебной, познавательной деятельности студентов, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, таких как литература и интернет.

Студент по собственному выбору отбирает в свое «досье» работы.

Портфолио предваряются объяснением студента, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием студента:

что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что нет;

согласен ли он с оценкой преподавателя;

какие выводы может сделать из результатов работы.

Разумеется, каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Главное в такой работе - самооценка студента, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

1 . Основная цель портфолио – формирование ценностных ориентаций, активной личностной позиции, готовности к сотрудничеству и саморазвитию через предъявление, рефлексию и анализ образовательных и профессиональных достижений.

2. Портфолио позволяет решать следующие задачи :

Отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;

Оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной деятельности;

Формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;

Поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;

Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

Совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.

3. Функции портфолио:

Функция предъявления личных, образовательных и профессиональных достижений - образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента;

Функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения образовательной программы;

Функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально – личностного самосовершенствования (автономизации обучающегося), мотивации и интереса

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОРТФОЛИО и ЕГО СТРУКТУРА

описана в методических рекомендации, определены показатели, критерии оценки, такие как:

Владение знаниями, умениями по дисциплине в соответствии с ФГОС;

Сформированность общих, профессиональных компетенций;

Полнота выполнения заданий в процессе курса обучения;

Логичность, содержательность выступления;

Акцентирование в содержании выступления на основные результаты самостоятельной работы;

Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы преподавателя.);

Наличие рефлексивных пояснений к представленным материалам;

Структурированность представленных материалов, их целостность,

Тематическая завершенность;

Аккуратность и эстетичность оформления материалов портфолио;

Соответствие содержания презентации содержанию портфолио;

Проявление творчества.

Студенты высоко оценили форму сдачи, отметили преимущества, эффективность по сравнению с традиционной (сдача экзамена по билетам). Все отметили сложность подготовки защитного слова и презентации. Наиболее высокие результаты показали студенты по освоению общих компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Возвращаясь к началу выступления можно с уверенностью сказать о том, что студенты активно овладевают общими компетенциями, являющимися фундаментом формирования других ОК и профессиональных компетенций.

Таким образом, использование в качестве средств оценки кейс-метода, портфолио, практико-ориентированных, имитационных заданий типа «ситуация»+«роль» позволяет объективно определить сформированность ОК и ПК.

На старших курсах для оценивания ОК и ПК можно использовать кейс-метод, где в качестве кейса выступают ситуационные профессиональные задачи.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

В оглавлении указываются все разделы портфолио с указанием номеров страниц, на которых они находятся.

В разделе Самопрезентация студент может представить «самопрезентовать» себя различными способами (сочинение, эссе, фотографии и т.д.). Примерный план самопрезентации:

1. Несколько слов о себе (в свободной форме)

2. Личные победы и достижения.

3. Увлечения.

4. Возможности (какими способностями, личностными качествами, знаниями и умениями вы обладаете).

5. Стремление к развитию (какими личностными качествами, знаниями и умениями вам хотелось бы обладать).

6. Стимулы к учебе (ваши мотивы, т.е. то, что побудило вас учиться именно здесь).

7. Образовательные планы (на ближайшие год-два).

8. Перспективы (чего бы вы хотели добиться через 5, 10, 20 лет).

Общий объем раздела может составлять 1– 2 страницы.

Раздел «Что бы это значило?» представляет собой терминологический словарь. Терминологический словарь должен содержать не менее 20 определений основных понятий курса «Информатика». Термины должны быть представлены в алфавитном порядке, а в конце каждого определения должен быть указан источник информации, из которого это определение выписано. Общий объем раздела может составлять 2– 3 страницы.

Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 5 баллов.

В разделе Использование информационных технологий студент создает две презентации по темам курса «Информатика», в которой раскрыты основные теоретические вопросы и приведены примеры задач.

В конце этого раздела студент должен высказать свою собственную точку зрения относительно содержания презентации, обосновать, почему остановил свой выбор именно на этой теме, высказать оценочные суждения о том, чем она может оказаться полезной для него.

Общий объем презентации может составлять 7-15 слайдов. Ваши оценочные суждения должны занимать не менее 0,5 страницы.

Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 5 баллов.

В раздел Информационный поиск студент подбирает в дополнительных источниках и Интернете и информацию по темам, предоставленным педагогом, и пишет реферат по данным темам.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Реферативную работу студент выполняет на стандартных листах бумаги (формат А4) компьютерном варианте. Точный объем реферата зависит и от темы, и от количества проработанных источников, и от задачи, которую поставил перед собой студент-автор. Разумнее принять объем работы от 10 до 20 листов (формат А4).

Текст помещается на одной стороне листа с обязательным выделением полей (левое поле листа - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 15 мм) и порядковой нумерацией листов.

Нумерация страниц проставляется посередине верхнего поля листа. Титульный лист реферата считается первым листом, содержание - вторым. На этих страницах нумерация не ставится. Она считается с цифры «3» (соответствует первому листу «Введение»). Каждый новый раздел реферата печатается с новой страницы. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист - первая страница реферата, которая должна содержать основные сведения о работе и её авторе. В верхней части листа указывается название учебного заведения в полном объеме, без сокращений.В центре - тема реферата. Ниже темы справа указывается Ф.И.О. студента, группа, Ф.И.О. руководителя.
Внизу титульного листа обозначается город и год написания реферата.
СОДЕРЖАНИЕ

Содержание следует после титульного листа реферата. В нем указываются основные части реферата (введение, основная часть, заключение, список литературы) с указанием соответствующих страниц. Разделы нумеруются арабскими цифрами. Если разделы «Содержания» разбиты на подразделы, то их нумерация составляется из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Например, раздел 1 «Подготовка и написание реферата», подраздел 1.1. «Выбор темы».
ВВЕДЕНИЕ

Введение - это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом. Объем введения обычно составляет 1-2 страницы текста.
ОСНОВНАЯ (содержательная) ЧАСТЬ

Основной текст излагается в произвольной форме. По ходу изложения материала автор может ссылаться на других авторов, всевозможные источники (документы, карты, таблицы, схемы и т.д.), которые должны располагаться после текста. Общий объем основной части - 8-15 страниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы. Оно должно быть четким и кратким. По объему не должно превышать введение (1-2 страницы).
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ И ИСТО ЧНИКОВ

Порядок построения списка определяется самим автором. Однако на сегодняшний день наиболее распространенным является перечисление в алфавитном порядке (по первым буквам фамилий авторов или названий сборников). Необходимо также указать место издания, название издательства, год издания.

В разделе Статистика работ студента студент помещает материалы практических, домашних, тестовых и самостоятельных работ которые им были выполнены. По материалам данных работ студент проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало негативные эмоции и т.д.

Общий объем раздела зависит от количества работ. Ваши оценочные суждения по работам должны быть не менее 0,5 страницы.

Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 5 балла.

В разделе Самоанализ студент проводит анализ всех данных, полученных в ходе выполнения портфолио, отвечая на следующие вопросы:

    Что нового (интересного) я узнал (а) при изучении деятельности педагогов и их работ, теорий, при выполнении портфолио?

    Какие вопросы возникли у меня при выполнении портфолио? Что оказалось положительным, отрицательным, интересным?

    Что хотелось бы изучить более подробно?

    Какие советы, рекомендации я могу дать преподавателю по выполнению портфолио, проведению занятий, разработке курса и т.д.?

Общий объем раздела не менее 3 страниц.

Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 5 баллов.

Раздел Оценка портфолио предназначен для оценки портфолио преподавателем. Студент вкладывает в свой портфолио незаполненный бланк для оценки его работы.

Эксперимент по созданию портфолио по информатике проводился в школе №1273 в 2004-2005 учебном году в параллели 9–х классов в течение года. Содержание учебного материала включало в себя знакомство с операционной системой Windows2000 и некоторыми информационными технологиями: Word, Paint, PhotoShop, Excel, Power Point. Целью создания Портфолио являлось - представить отчет о процессе образования подростка, увидеть «картинку» значимых образовательных результатов в целом и обеспечить отслеживание индивидуального прогресса каждого ученика. Метод Портфолио использовался как технология сбора и анализа информации о результатах учебной деятельности в процессе обучения.

Средняя общеобразовательная школа №1273 с углубленным изучением английского языка

_____________________________

Портфолио по информатике

Фамилия:_____________

Имя:_____________

Отчество:_____________

Класс:_____________

Период, за который представлены материалы с 1.09.04 по 31.05.05.

______________________________

Личная подпись ученика: __________

Тема

Самооценка

Оценка на защите портфолио

Текстовый редактор

Компьютерная графика

Электронные таблицы

Компьютерные

презентации

Итоговая оценка _________

Комиссия по Портфолио_______________________

ПримернаяструктураПортфолио:

Основные признаки ключевых компетенций. В современной педагогической литературе представлен достаточно большой набор компетенций, что актуализирует проблему их отбора и систематизации по определенным признакам. Например, в ходе симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых ком­петенций: изучать; искать; думать; сотрудничать; приниматься за дело; адаптироваться .

Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных) компетенций является одной из центральных для образования. Все ключевые компетенции отличаются следующими характерными признаками:

Во-первых, они многофункциональны, овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной профессиональной или социальной жизни.

Во-вторых, ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они носят обобщенный характер в силу чего легко переносимы в различные ситуации, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

В-третьих, ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

В-четвертых, ключевые компетенции многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл .

Ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, обобщенный опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений . Универсальными, по мнению Л.Н. Боголюбова, являются фундаментальные знания, включающие в себя широкие теоретические обобщения, основные научные категории. Например, в математике к таким понятиям относится понятие «число», в физике – «энергия», в истории – «государство» и пр., а универсальные умения – это обобщенные способы деятельности.

Виды компетенций и их структура. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов) и предметное (для конкретного предмета) А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций: 1) ключевые компетенции; 2) общепредметные компетенции; 3) предметные компетенции. Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. Общепредметные компетенции относятся к определенному циклу предметов, а предметные компетенции связаны с определенным предметом . Все группы компетенций взаимосвязаны: ключевые компетенции конкретизируются сначала на уровне цикла предметов, а затем на уровне каждого отдельного предмета для каждой ступени обучения.

Анализ компонентного состава ключевых компетенций в рамках различных педагогических и психологических исследований позволяет обратиться к определению структуры ключевых компетенций учащихся.

И.А. Зимняя и Ю.Г. Татур к обязательным компонентам ключевых компетенций относят: положительную мотивацию (готовность) к проявлению компетентности; ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату деятельности (ценностно-смысловой аспект); знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности (когнитивная основа компетенции); умение, опыт (навык) успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний (поведенческий аспект); эмоционально-волевую саморегуляцию .

Г.К. Селевко представляет ключевую компетенцию как комплекс компонентов, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты. А.В. Тихоненко, кроме перечисленных компонентов ключевых компетенций, включает социальный компонент (способность и готовность к соответствию требованиям социального заказа на компетентного специалиста).

Таким образом, структура ключевых компетенций отличается интегративной природой и представляет собой единство составляющих ее компонентов: мотивационного, когнитивного, ценностно-смыслового, поведенческого, которые должны найти свое отражение в содержании общего среднего образования.

Классификации ключевых компетенций. Вопрос классификации ключевых компетенций также не имеет в литературе однозначного решения.

    «в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

    в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

    в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

    в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

    в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)» .

Опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что: а) человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев);

б) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); в) компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); г) профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова) И.А.Зимняя выделила три основные группы компетенций:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения :

Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

Компетенции интеграции: структурирования знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения, приращения накопленных знаний;

Компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы :

Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество; толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол); социальная мобильность;

Компетенции в общении (устном, письменном): диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека :

Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией .

Представим еще одну точку зрения на рассматриваемый вопрос. Исходя из основных целей общего образования, а также структуры социального опыта, опыта личности, основных видов деятельности ученика А.В.Хуторской выделяет семь групп ключевых компетенций для общего образования:

1. Ценностно-смысловые компетенции . Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика, программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции . Это круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Сюда входят – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, отдельных народов и человечества, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции . Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивой деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции . Это совокупность компетенций в сфере информационной деятельности с использованием комплекса современных информационно-компьютерных технологий. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир, сканер) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции . Это совокупность компетенций в сфере коммуникативной деятельности. Они включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, участвовать в дискуссии и т.д. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции . Это совокупность компетенций в различных сферах социальной и трудовой деятельности человека. Сюда входят знания и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), социально-трудовой сфере (роли потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений (сыновне-дочерние роли, роли отца или матери, дедушки или бабушки), в сфере экономики и права (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, знать и уметь использовать свои права и др.), в области профессионального самоопределения. Осваивая социально-трудовые компетенции ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной и трудовой активности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования . Это совокупность компетенций, направленных на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Данный перечень ключевых компетенций представлен в самом общем виде, он конкретизируется в зависимости от возрастных особенностей школьника, содержания образования по образовательным областям и отдельным учебным предметам.

Интересна точка зрения по данному вопросу А.М. Новикова, который говорит о «базисных квалификациях». Вводя надпредметные базисные квалификации, он исходит из того, что между общим и профессиональным образованием начинает вырастать все более мощный слой образовательных компонентов, которые нельзя отнести ни к общему образованию, ни к собственно профессиональному. Они необходимы сегодня в любой трудовой деятельности, это и есть базисные квалификации. К ним относится владение «сквозными» умениями: работы на компьютерах, пользования базами и банками данных, это знание и понимание экологии, экономики и бизнеса, финансовые знания, коммерческая смекалка, умения трансфера технологий (переноса технологий из одних областей в другие), навыки маркетинга и сбыта, правовые знания, знания патентно-лицензионной сферы, умения защиты интеллектуальной собственности, знание нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности, умения презентации технологий и продукции, знания профессиональной терминологии иностранных языков. Кроме того, сюда следует добавить санитарно-медицинские знания, знания принципов существования в условиях конкуренции и возможной безработицы, психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности и т.д. .

«К общему образованию, пишет А.М. Новиков, обучение этим базисным квалификациям не отнесешь, поскольку сформировать умения пользования базами и банками данных, трансфера технологий и т.п. можно только лишь в процессе какой-либо конкретной профессиональной (учебно-профессиональной) деятельности. В то же время базисные квалификации – это «сквозные» знания и умения, необходимые для работы повсюду и по любой профессии. Возможно, это как раз область политехнического образования, в «новом звучании», в «новой редакции»» .