Криминальная психология. Психология преступного поведения Психология криминального поведения

Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели.По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие действия:

Инстинктивные;

Рефлекторные, или действия-реакции;

Импульсивные;

Волевые.

Многие преступления совершаются лицами импульсивно, т.е. в результате каких-то подсознательных побуждений и общей личностной направленности. В таких преступлениях мотив совпадает с целью.Импульсивность поведения характерна для психопатических личностей, которые склонны к мгновенным реакциям.

Импульсивное преступное поведение лица может быть вызвано рядом причин:

Нервно-психической, эмоциональной неустойчивостью индивида;

Алкогольным или наркотическим опьянением;

Психопатическими аномалиями личности;

Преобладанием эмоций над здравым смыслом при сложившейся ситуации.

Импульсивность характерна для преступлений, совершенных в состоянии аффекта, так как осознанные цели и мотивы при таком состоянии отсутствуют, привычное поведение человека резко изменяется. Такое состояние, возникающее внезапно в результате противоправных действий потерпевшего, признается законом как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.

Состояние аффекта усиливают стрессы, которые подразделяются на:

S информационный, возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности;

S эмоциональный, который может возникнуть в опасных ситуациях (при внезапном нападении, стихийном бедствии и т.п.);

S демобилизирующий, в результате которого нарушается целесообразность действий человека и ухудшаются возможности речи.

Поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное поведение.

В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов, что вряд ли можно признать обоснованным. Преступное поведение - понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), но и его истоки; возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т.д. Анализируя с психологической стороны преступное поведение, следует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факторами, а также внутренние, психические процессы и состояния, определяющие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение.


Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа.

Первый этап - мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом.

На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов насовершение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбора объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать, однако в последующем возможен сдвиг мотивов на цель.

Завершением данного этапа является прогнозирование, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрыванием ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде. Затем следует принятие решения.

После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия, с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления. В случае готовящегося группового преступления среди его участников распределяются роли с их функциональными обязанностями.

Проблема возникновения и формирования мотивов противоправного поведения имеет многоплановый характер. Особый интерес представляют наиболее общие закономерности возникновения и формирования мотивов преступления. При этом в мотивационном процессе можно выделить следующие наиболее важные этапы:

1)появление потребности как источника активности личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена, далее в результате переживания субъектом возникшей потребности как своей, личностно значимой, появляется особое, актуальное для данного субъекта потребностное состояние.

Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Иное дело, когда та же потребность под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения, оправдывающего хищения, злоупотребления служебным положением, деформируется;

2)переход потребности в мотив противоправного поведения. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по-разному. Субъективная значимость потребности может и не совпадать с ее объективным значением в общественном сознании. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение.

На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения серьезное влияние оказывает конкретнаяжизненная ситуация, в которую активно включается человек, стремящийся удовлетворить эту потребность.

Таким образом, в процессе формирования мотива прослеживается своеобразный треугольник: потребность - личностный смысл - ситуация, элементы которого постоянно взаимодействуют между собой.

Ситуативно обусловленное развитие мотивации имеет место и в преступном поведении. Эту ситуацию называют криминогенной.

Причины формирования криминогенной ситуации следующие: неопределенность, непредсказуемость развития события, поведения различных лиц; экстремальность, быстротечность происходящих событий; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, отсутствие должного порядка, дисциплины и т.д.

Ситуация перед совершением преступления - это обычно ситуация морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой определенностью решения человека. Например, для человека, имеющего высокие нравственные установки, сам по себе факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако для субъекта с антиобщественной направленностью этот факт станет составляющей криминогенной ситуации. Важное место в процессе формирования мотивов занимают психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В сознании человека в ней как бы аккумулируются и его потребности, и его стремления, интересы, а сами мотивы смещаются на цель деятельности.

После того как решение принято, на смену мотивационному приходит второй этап - реализация решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. Цель может оказаться «недовыполненной», «перевыполненной», либо возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной ситуации, так и непосредственно в ходе нее.

Определенные психологические особенности преступного поведения имеют так называемые «безмотивные» преступления. Такое название весьма условно и не отражает полного отсутствия мотива в действиях виновного, что исключается само по себе, поскольку речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека.

Первую группу безмотивных умышленных преступлений составляют преступления, внешне отличающиеся бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характером насильственных действий по отношению к малозначительному поводу для их совершения.

Вторую группу безмотивных преступлений образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму смещения агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут даже носить характер аутоагрессии, и тогда следователю приходится иметь дело с суицидальным поведением.

При совершении неосторожных преступлений рассмотренный выше механизм преступного поведения носит свернутый характер. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно связаны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведения субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом - с другой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые в представлении субъекта могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется волевой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера.

Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в конечном итоге и явился этот результат.

Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению независимо от формы вины. Но, поскольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать мотивы умышленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях.

В результате изучения гл. 9 студенты должны:

знать

  • предметное содержание криминальной психологии;
  • структуру противоправного поведения, составляющие его элементы;
  • психологические особенности поведения лиц, совершающих преступления при различных формах вины;

уметь

Анализировать такие социально-психологические уголовно-релевантные понятия, как противоправная деятельность, преступное поведение, противоправное действие, мотивационная сфера, процессы мотивации и целеполагания в поведении лиц, совершаюших преступления;

владеть

Навыками психологического анализа противоправных действий, совершаемых умышленно с прямым или косвенным умыслом, либо по неосторожности.

Общий социально-психологический анализ деятельности в структуре противоправного поведения

Известно, что одним из научно-прикладных направлений в области юридической (правовой) психологии является криминальная психология, развивающаяся на стыке психологии с различными отраслями правовой науки (уголовным, гражданским правом и др.), что особенно видно при изучении такой комплексной междисциплинарной межотраслевой науки какой является криминология. О ее тесной связи с психологической наукой пишет наш известный ученый в этой области В. В. Лунеев, обращающий внимание на то, что «важнейшие разделы криминологии не могли бы развиваться без опоры на психологическую науку, особенно на психологию личности...» . Таким образом, проблема личности преступника, психология его противоправной деятельности, мотивационной сферы, в целом - юридически значимого поведения является тем объединяющим звеном, который связывает криминальную психологию с различными отраслями права, с собственно самой криминологией. И это принципиально важное положение следует иметь в виду при рассмотрении различных проблем, относящихся к криминальной психологии.

С точки зрения психологии любое правонарушение, преступление можно рассматривать как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера личности, психическое состояние.

Анализируя психологические особенности преступления, мы не можем не опираться на такие фундаментальные психологические понятия, как «деятельность», «поведение», «действия», «мотивы и цели деятельности».

В социальной психологии под деятельностью понимается та или иная (внутренняя или внешняя ) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С. Л. Рубинштейн, «специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности» .

Любая деятельность человека связана многообразными узами с деятельностью окружающих его людей, с жизнью всего общества, общественными отношениями . Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т.п.), по своей природе глубоко социальна. В деятельности и через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические особенности и свойства личности.

Другим присущим деятельности признаком является ее предметность. Любая деятельность (в том числе, разумеется, и противоправная) наполнена внутренним, конкретным смысловым содержанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мотивами» .

Будучи активным субъектом деятельности, человек включается в общественные, межличностные отношения и тем самым занимает определенную позицию относительно других людей, общества в целом, его социальных ценностей. По словам С. Л. Рубинштейна, на этой стадии деятельность приобретает новый специфический аспект, становясь поведением.

Поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной ) и внутренней (психической ) активностью. В поведении человека выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существующим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное (криминальное) поведение, которое имеет все вышеназванные элементы, однако по своей антиобщественной направленности, способам достижения цели существенно отличается от обычного поведения законопослушного гражданина.

Своеобразной единицей поведения человека является поступок. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» . Более того, поступком может быть и воздержание субъекта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его личностная позиция, отношение к происходящим явлениям и окружающим его людям.

Рассматривая деятельность, мы также не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую), предметную сторону. Осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение его в связи с этим во времени и пространстве называется интериоризацией (букв. - превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать на вербальном уровне или может быть свернут, представлен в виде мысленных образов. Внешнюю, предметную сторону деятельности следует рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической стороны деятельности. Обе стороны деятельности неразрывно связаны между собой.

Все это лежит в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особенностью которой является ее антиобщественная направленность.

Неотъемлемым элементом деятельности являются потребности человека, которые служат источником его активности, предваряющей деятельность. Потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится ее мотивом. Как писал А. Н. Леонтьев, «деятельности без мотива не бывает; “немотивированная” деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» . Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых «безмотивных» преступлений, к которой мы еще вернемся.

Чтобы активность приобрела характер деятельности, независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель, - только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс целеобразования может иметь различные временные интервалы, завершаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего результата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может ставить и более конкретные, промежуточные цели, соотнося их с общей, главной целью деятельности. Детерминантой выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний.

Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности нередко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных возможностей) недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, депрессии, послужить причиной развития конфликтных отношений с окружающими, спровоцировать агрессивные (противоправные) формы поведения.

Серьезные нарушения процессов целеобразования, их внутренняя рассогласованность обычно свидетельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.

Единицей деятельности является действие. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.

Действие - это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, достижение той или иной конкретной (частной ) цели.

В основе действий лежат побуждения в виде различных потребностей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом, как только появляется конкретная цель. Отдельные действия могут распадаться на более мелкие, или, как их называет С. Л. Рубинштейн, «частичные действия» (операции).

В уголовном законе (см., например, ст. 14 УК) употребляется такой специфический термин, как «деяние». С точки зрения науки уголовного права деяние - это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия» .

В зависимости от того, как человек управляет своими действиями, насколько он контролирует их, можно выделить следующие виды действий:

  • а) инстинктивные действия. Они инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Чаще такие действия наблюдаются в раннем детском возрасте;
  • б) рефлекторные действия (действия-реакции). Эти действия совершаются рефлекторно и предварительно не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизвольное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т.д.;
  • в) импульсивные действия. Данный вид действий наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного, возбуждения. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективными действиями. Подобное аффективное действие-разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим» . Поэтому целенаправленный, волевой контроль над импульсивными действиями, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем управлять ими во время их совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта в стадии кульминации.

Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (ст. 107, 113 УК);

Т е м а 7. Психология преступного поведения

Понятие и психологическая характеристика преступного поведения. Мотивация преступного поведения. «Безмотивная» преступная деятельность. Психологические особенности поведения преступника в послепреступный период.

______________________________

Преступное поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, направленной на достижение преступной цели. Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды - а именно причин и условий - его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности.

Под структурой преступного поведения понимается внутреннее (психологическое) строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей. Преступное поведение имеет внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:

1) мотив – это предмет потребности;

2) цель – это представление субъекта о результате действия.

Мотив и цель являются психологическими компонентами внутренней структуры преступного поведения.

3) предмет действия, способы, средства и условия его реализации (это физические и вещественные компоненты);

4) результат действия, т. е. то последствия, которые наступили от действия.

Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Оно находит свое выражение в сознательно мотивированных действиях, направленных на достижение определенной цели, независимо от того, совпадает она или не совпадает с наступившими общественно опасными последствиями. Таким образом, психика всегда включена в преступную деятельность и выступает как центральное связующее звено отдельных действий лица, через нее достигается единство регуляции этих действий и поведения в целом.

Будучи по своему содержанию антиобщественным, преступное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении. С субъективной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и целенаправленностью, а с объективной – физическими действиями или воздержанием от них.

Если в совершенном преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внутренних причин (расстройство сознания, психическая болезнь и т. д.), то лицо не подлежит уголовной ответственности. Если в преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внешних причин (принуждение, насилие и т. д.), то это является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность.



Таким образом, когда речь идет о психологии преступного поведения, психологии правонарушения, это означает, что речь идет только об одном виде человеческого поведения, а именно о волевом поведении.

Конкретные преступления как волевые акты по своей структуре могут быть простыми и сложными. Простым волевым актом, имеющим психологический механизм, является преступное действие. Сложным волевым актом является преступная деятельность, которая складывается из совокупности ряда действий, т. е. эпизодов состава преступления.

Понятия «преступное действие» и «преступная деятельность» как единицы психологического анализа не следует смешивать с соответствующими уголовно-правовыми понятиями. С психологической точки зрения преступным действием считается только одноразовый волевой акт, которым достигается цель, не разлагаемая на более простые. В уголовном праве под преступным действием понимается как одноразовый волевой акт, так и совокупность нескольких волевых актов.

К одноразовым преступным действиям, как правило, относятся неосторожные преступления, совершенные при превышении пределов необходимой обороны, а также в состоянии сильного душевного волнения. Примерами одноразового преступного действия могут служить единичные акты хищения, изнасилования, хулиганства и т. д.

Ряд статей УК РФ говорит только о преступной деятельности. Примером преступной деятельности, т. е. формы волевого акта, являются продолжаемые хищения, рэкет и т. д., складывающиеся из ряда тождественных преступных действий, которые охватываются единым умыслом виновного и составляют в своей совокупности одно преступление. Характер действий, входящих в деятельность, зависит от вида преступления. Так, преступная деятельность при умышленном убийстве и умышленном причинении вреда здоровью, как правило, состоит из четырех и более эпизодов: непреступные действия; конфликтные ситуации и действия; подготовительные (не всегда); исполнительные действия.

В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.

Социально-психологическое отчуждение – это развивающееся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации) безразличие, а также усвоенная социально-психологической дистанция между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.). Однозначно изолированность не может рассматриваться в качестве причины преступного поведения, но она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно-наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В случае, когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попытки насильственных действий против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, самоощущение, самоценность, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное бытие. По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.

Рассмотренные феномены тревожности и отчужденности диалектически между собой взаимосвязаны, а поэтому при низких регуляционных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведения.

В большинстве случаев в основе преступного поведения лежит агрессивность человека, как свойство его личности.

Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или даже на уничтожение человека или группы. В качестве объекта агрессии могут выступать как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Виды агрессии: 1) агрессия реактивная – это реакция субъекта на фрустрацию, она сопровождается гневом, враждебностью; 2) агрессия проактивная – это поведение, направленное на получение результата в ситуации без провокаций (например, запугивание, угроза); 3) агрессия инструментальная – не является выражением эмоциональных состояний, а является средством достижения цели); 4) аутоагрессия – агрессивное поведение, направленное на себя; 5) агрессия физическая – агрессивное поведение с использованием физической силы; 6) агрессия вербальная – агрессивное поведение в котором используются соответствующие интонации, угрозы, жесты, мимика, пантомимика; 7) агрессия прямая – агрессивное поведение намеренного характера, цель такого поведения не скрывается; 8) агрессия косвенная – агрессивное поведение направленность которого скрывается или не осознается.

Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности и называется агрессивностью.

Агрессивность – это устойчивое стремление индивида нанести человеку физический или психический вред, ущерб.

Виды агрессивности: 1) фрустрационная агрессивность, т. е. агрессивность направлена против тех, кто препятствует достижению значимых целей; 2) импульсивная агрессивность, т. е. агрессивность в состоянии аффекта; 3) умышленная агрессивность, т. е. агрессивность используется лишь как средство достижения цели.

Агрессивность имеет следующие характеристики: это устойчивая черта личности; формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности; является показателем несформированности у личности социальной идентификации; некоторые ученые рассматривают агрессивность как врожденную форму поведения. Но наряду с биологическими факторами агрессивность несет элементы той среды, в которой живет человек (например, пословица: «…С волками жить – по-волчьи выть…»).

Существует следующая классификация агрессивных преступлений:

1. Агрессивность в преступлении является характерной особенностью личности.

2. Агрессивность в преступлении связана со сложившейся ситуацией.

3. Агрессивность в состоянии аффекта.

Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели.

По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие действия:

Инстинктивные;

Рефлекторные, или действия-реакции;

Импульсивные;

Волевые.

Многие преступления совершаются лицами импульсивно, т. е. в результате каких-то подсознательных побуждений и общей личностной направленности. В таких преступлениях мотив совпадает с целью.

Импульсивность поведения характерна для психопатических личностей, которые склонны к мгновенным реакциям.

Импульсивное преступное поведение лица может быть вызвано рядом причин:

Нервно-психической, эмоциональной неустойчивостью индивида;

Алкогольным или наркотическим опьянением;

Психопатическими аномалиями личности;

Преобладанием эмоций над здравым смыслом при сложившейся ситуации.

Импульсивность характерна для преступлений, совершенных в состоянии аффекта, так как осознанные цели и мотивы при таком состоянии отсутствуют, привычное поведение человека резко изменяется. Такое состояние, возникающее внезапно в результате противоправных действий потерпевшего, признается законом как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.

Состояние аффекта усиливают стрессы, которые подразделяются на:

– информационный, возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности;

– эмоциональный, который может возникнуть в опасных ситуациях (при внезапном нападении, стихийном бедствии и т. п.);

– демобилизирующий, в результате которого нарушается целесообразность действий человека и ухудшаются возможности речи.

9.2. Психологический анализ преступного поведения

Поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное поведение.

В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов, что вряд ли можно признать обоснованным. Преступное поведение – понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), но и его истоки; возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т. д.

Анализируя с психологической стороны преступное поведение, следует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факторами, а также внутренние, психические процессы и состояния, определяющие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение.

Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа.

Первый этап – мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом.

На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов на совершение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбора объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать, однако в последующем возможен сдвиг мотивов на цель.

Завершением данного этапа является прогнозирование, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрыванием ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде. Затем следует принятие решения.

После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия, с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления. В случае готовящегося группового преступления среди его участников распределяются роли с их функциональными обязанностями.

Проблема возникновения и формирования мотивов противоправного поведения имеет многоплановый характер. Особый интерес представляют наиболее общие закономерности возникновения и формирования мотивов преступления. При этом в мотивационном процессе можно выделить следующие наиболее важные этапы:

1) появление потребности как источника активности личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена, далее в результате переживания субъектом возникшей потребности как своей, личностно значимой, появляется особое, актуальное для данного субъекта потребностное состояние.

Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Иное дело, когда та же потребность под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения, оправдывающего хищения, злоупотребления служебным положением, деформируется;

2) переход потребности в мотив противоправного поведения. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по-разному. Субъективная значимость потребности может и не совпадать с ее объективным значением в общественном сознании. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение.

На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация, в которую активно включается человек, стремящийся удовлетворить эту потребность.

Таким образом, в процессе формирования мотива прослеживается своеобразный треугольник: потребность – личностный смысл – ситуация, элементы которого постоянно взаимодействуют между собой.

Ситуативно обусловленное развитие мотивации имеет место и в преступном поведении. Эту ситуацию называют криминогенной.

Причины формирования криминогенной ситуации следующие: неопределенность, непредсказуемость развития события, поведения различных лиц; экстремальность, быстротечность происходящих событий; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, отсутствие должного порядка, дисциплины и т. д.

Ситуация перед совершением преступления – это обычно ситуация морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой определенностью решения человека. Например, для человека, имеющего высокие нравственные установки, сам по себе факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако для субъекта с антиобщественной направленностью этот факт станет составляющей криминогенной ситуации. Важное место в процессе формирования мотивов занимают психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В сознании человека в ней как бы аккумулируются и его потребности, и его стремления, интересы, а сами мотивы смещаются на цель деятельности.

После того как решение принято, на смену мотивационному приходит второй этап – реализация решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. Цель может оказаться «недовыполненной», «перевыполненной», либо возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной ситуации, так и непосредственно в ходе нее.

Определенные психологические особенности преступного поведения имеют так называемые «безмотивные» преступления. Такое название весьма условно и не отражает полного отсутствия мотива в действиях виновного, что исключается само по себе, поскольку речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека.

Первую группу безмотивных умышленных преступлений составляют преступления, внешне отличающиеся бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характером насильственных действий по отношению к малозначительному поводу для их совершения.

Вторую группу безмотивных преступлений образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму смещения агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут даже носить характер аутоагрессии, и тогда следователю приходится иметь дело с суицидальным поведением.

При совершении неосторожньж преступлений рассмотренный выше механизм преступного поведения носит свернутый характер. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно связаны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведения субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом – с другой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые в представлении субъекта могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется волевой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера.

Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в конечном итоге и явился этот результат.

Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению независимо от формы вины. Но, поскольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать мотивы умышленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях.

Поведение каждого конкретного лица обусловлено системой факторов, его поведение порождающих, поэтому поведение преступное - это поведение конфликтное, основанное на противоречиях, существующих в обществе, в различных социальных группах, между этими группами, а также между отдельными личностями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ.

В соответствии с действующим законод-вом преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Преступление имеет характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений: объект объективная сторона субъект субъективная сторона

Субъект - это физ-е, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта, лицо, совершившее преступление, д.б. способно отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками.

К субъективной стороне - относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления. Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение, т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Действия. которые направлены на возникновение и развитие преступного деяния, называются Механизмом преступления .

Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий, необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий :

Формирование преступных замыслов;

Формирование мотивов преступления;

Выработка окончательного решения и психологической устремленности к достижению конкретной цели.

Мотивация преступного поведения - это системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уг-ной отве-сти, с тем чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения. Мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель - его объективную направленность.

Предпосылкой к совершению преступления явл-ся положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, а цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение. В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юр-кое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.

Повод к совершению преступления.

Поводом преступления явл-ся внешнее обстоятельство, кот-е приводит в действие общ-но опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления. Внезапно изменяющиеся условия совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью.

Итак, реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является ключом к расследованию преступления .

Зачастую, готовясь к преступлению, лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия . Такая деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и одновременно является информационным средством раскрытия преступления.

Именно в способе преступного действия проявляются психофизиологические и физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности.

Результаты преступного деяния могут быть различными, начиная от явки с повинной или чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения от совершенного преступления.