Понятие и психологическая характеристика преступного поведения. Криминальная психология Методы изучения личности преступника

В результате изучения гл. 9 студенты должны:

знать

  • предметное содержание криминальной психологии;
  • структуру противоправного поведения, составляющие его элементы;
  • психологические особенности поведения лиц, совершающих преступления при различных формах вины;

уметь

Анализировать такие социально-психологические уголовно-релевантные понятия, как противоправная деятельность, преступное поведение, противоправное действие, мотивационная сфера, процессы мотивации и целеполагания в поведении лиц, совершаюших преступления;

владеть

Навыками психологического анализа противоправных действий, совершаемых умышленно с прямым или косвенным умыслом, либо по неосторожности.

Общий социально-психологический анализ деятельности в структуре противоправного поведения

Известно, что одним из научно-прикладных направлений в области юридической (правовой) психологии является криминальная психология, развивающаяся на стыке психологии с различными отраслями правовой науки (уголовным, гражданским правом и др.), что особенно видно при изучении такой комплексной междисциплинарной межотраслевой науки какой является криминология. О ее тесной связи с психологической наукой пишет наш известный ученый в этой области В. В. Лунеев, обращающий внимание на то, что «важнейшие разделы криминологии не могли бы развиваться без опоры на психологическую науку, особенно на психологию личности...» . Таким образом, проблема личности преступника, психология его противоправной деятельности, мотивационной сферы, в целом - юридически значимого поведения является тем объединяющим звеном, который связывает криминальную психологию с различными отраслями права, с собственно самой криминологией. И это принципиально важное положение следует иметь в виду при рассмотрении различных проблем, относящихся к криминальной психологии.

С точки зрения психологии любое правонарушение, преступление можно рассматривать как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера личности, психическое состояние.

Анализируя психологические особенности преступления, мы не можем не опираться на такие фундаментальные психологические понятия, как «деятельность», «поведение», «действия», «мотивы и цели деятельности».

В социальной психологии под деятельностью понимается та или иная (внутренняя или внешняя ) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С. Л. Рубинштейн, «специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности» .

Любая деятельность человека связана многообразными узами с деятельностью окружающих его людей, с жизнью всего общества, общественными отношениями . Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т.п.), по своей природе глубоко социальна. В деятельности и через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические особенности и свойства личности.

Другим присущим деятельности признаком является ее предметность. Любая деятельность (в том числе, разумеется, и противоправная) наполнена внутренним, конкретным смысловым содержанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мотивами» .

Будучи активным субъектом деятельности, человек включается в общественные, межличностные отношения и тем самым занимает определенную позицию относительно других людей, общества в целом, его социальных ценностей. По словам С. Л. Рубинштейна, на этой стадии деятельность приобретает новый специфический аспект, становясь поведением.

Поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной ) и внутренней (психической ) активностью. В поведении человека выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существующим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное (криминальное) поведение, которое имеет все вышеназванные элементы, однако по своей антиобщественной направленности, способам достижения цели существенно отличается от обычного поведения законопослушного гражданина.

Своеобразной единицей поведения человека является поступок. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» . Более того, поступком может быть и воздержание субъекта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его личностная позиция, отношение к происходящим явлениям и окружающим его людям.

Рассматривая деятельность, мы также не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую), предметную сторону. Осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение его в связи с этим во времени и пространстве называется интериоризацией (букв. - превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать на вербальном уровне или может быть свернут, представлен в виде мысленных образов. Внешнюю, предметную сторону деятельности следует рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической стороны деятельности. Обе стороны деятельности неразрывно связаны между собой.

Все это лежит в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особенностью которой является ее антиобщественная направленность.

Неотъемлемым элементом деятельности являются потребности человека, которые служат источником его активности, предваряющей деятельность. Потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится ее мотивом. Как писал А. Н. Леонтьев, «деятельности без мотива не бывает; “немотивированная” деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» . Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых «безмотивных» преступлений, к которой мы еще вернемся.

Чтобы активность приобрела характер деятельности, независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель, - только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс целеобразования может иметь различные временные интервалы, завершаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего результата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может ставить и более конкретные, промежуточные цели, соотнося их с общей, главной целью деятельности. Детерминантой выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний.

Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности нередко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных возможностей) недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, депрессии, послужить причиной развития конфликтных отношений с окружающими, спровоцировать агрессивные (противоправные) формы поведения.

Серьезные нарушения процессов целеобразования, их внутренняя рассогласованность обычно свидетельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.

Единицей деятельности является действие. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.

Действие - это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, достижение той или иной конкретной (частной ) цели.

В основе действий лежат побуждения в виде различных потребностей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом, как только появляется конкретная цель. Отдельные действия могут распадаться на более мелкие, или, как их называет С. Л. Рубинштейн, «частичные действия» (операции).

В уголовном законе (см., например, ст. 14 УК) употребляется такой специфический термин, как «деяние». С точки зрения науки уголовного права деяние - это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия» .

В зависимости от того, как человек управляет своими действиями, насколько он контролирует их, можно выделить следующие виды действий:

  • а) инстинктивные действия. Они инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Чаще такие действия наблюдаются в раннем детском возрасте;
  • б) рефлекторные действия (действия-реакции). Эти действия совершаются рефлекторно и предварительно не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизвольное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т.д.;
  • в) импульсивные действия. Данный вид действий наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного, возбуждения. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективными действиями. Подобное аффективное действие-разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим» . Поэтому целенаправленный, волевой контроль над импульсивными действиями, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем управлять ими во время их совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта в стадии кульминации.

Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (ст. 107, 113 УК);

Поведение каждого конкретного лица обусловлено системой факторов, его поведение порождающих, поэтому поведение преступное - это поведение конфликтное, основанное на противоречиях, существующих в обществе, в различных социальных группах, между этими группами, а также между отдельными личностями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ.

В соответствии с действующим законод-вом преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Преступление имеет характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений: объект объективная сторона субъект субъективная сторона

Субъект - это физ-е, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта, лицо, совершившее преступление, д.б. способно отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками.

К субъективной стороне - относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления. Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение, т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Действия. которые направлены на возникновение и развитие преступного деяния, называются Механизмом преступления .

Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий, необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий :

Формирование преступных замыслов;

Формирование мотивов преступления;

Выработка окончательного решения и психологической устремленности к достижению конкретной цели.

Мотивация преступного поведения - это системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уг-ной отве-сти, с тем чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения. Мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель - его объективную направленность.

Предпосылкой к совершению преступления явл-ся положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, а цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение. В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юр-кое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.

Повод к совершению преступления.

Поводом преступления явл-ся внешнее обстоятельство, кот-е приводит в действие общ-но опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления. Внезапно изменяющиеся условия совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью.

Итак, реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является ключом к расследованию преступления .

Зачастую, готовясь к преступлению, лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия . Такая деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и одновременно является информационным средством раскрытия преступления.

Именно в способе преступного действия проявляются психофизиологические и физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности.

Результаты преступного деяния могут быть различными, начиная от явки с повинной или чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения от совершенного преступления.

Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели.По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие действия:

Инстинктивные;

Рефлекторные, или действия-реакции;

Импульсивные;

Волевые.

Многие преступления совершаются лицами импульсивно, т.е. в результате каких-то подсознательных побуждений и общей личностной направленности. В таких преступлениях мотив совпадает с целью.Импульсивность поведения характерна для психопатических личностей, которые склонны к мгновенным реакциям.

Импульсивное преступное поведение лица может быть вызвано рядом причин:

Нервно-психической, эмоциональной неустойчивостью индивида;

Алкогольным или наркотическим опьянением;

Психопатическими аномалиями личности;

Преобладанием эмоций над здравым смыслом при сложившейся ситуации.

Импульсивность характерна для преступлений, совершенных в состоянии аффекта, так как осознанные цели и мотивы при таком состоянии отсутствуют, привычное поведение человека резко изменяется. Такое состояние, возникающее внезапно в результате противоправных действий потерпевшего, признается законом как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.

Состояние аффекта усиливают стрессы, которые подразделяются на:

S информационный, возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности;

S эмоциональный, который может возникнуть в опасных ситуациях (при внезапном нападении, стихийном бедствии и т.п.);

S демобилизирующий, в результате которого нарушается целесообразность действий человека и ухудшаются возможности речи.

Поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное поведение.

В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов, что вряд ли можно признать обоснованным. Преступное поведение - понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), но и его истоки; возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т.д. Анализируя с психологической стороны преступное поведение, следует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факторами, а также внутренние, психические процессы и состояния, определяющие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение.


Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа.

Первый этап - мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом.

На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов насовершение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбора объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать, однако в последующем возможен сдвиг мотивов на цель.

Завершением данного этапа является прогнозирование, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрыванием ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде. Затем следует принятие решения.

После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия, с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления. В случае готовящегося группового преступления среди его участников распределяются роли с их функциональными обязанностями.

Проблема возникновения и формирования мотивов противоправного поведения имеет многоплановый характер. Особый интерес представляют наиболее общие закономерности возникновения и формирования мотивов преступления. При этом в мотивационном процессе можно выделить следующие наиболее важные этапы:

1)появление потребности как источника активности личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена, далее в результате переживания субъектом возникшей потребности как своей, личностно значимой, появляется особое, актуальное для данного субъекта потребностное состояние.

Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Иное дело, когда та же потребность под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения, оправдывающего хищения, злоупотребления служебным положением, деформируется;

2)переход потребности в мотив противоправного поведения. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по-разному. Субъективная значимость потребности может и не совпадать с ее объективным значением в общественном сознании. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение.

На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения серьезное влияние оказывает конкретнаяжизненная ситуация, в которую активно включается человек, стремящийся удовлетворить эту потребность.

Таким образом, в процессе формирования мотива прослеживается своеобразный треугольник: потребность - личностный смысл - ситуация, элементы которого постоянно взаимодействуют между собой.

Ситуативно обусловленное развитие мотивации имеет место и в преступном поведении. Эту ситуацию называют криминогенной.

Причины формирования криминогенной ситуации следующие: неопределенность, непредсказуемость развития события, поведения различных лиц; экстремальность, быстротечность происходящих событий; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, отсутствие должного порядка, дисциплины и т.д.

Ситуация перед совершением преступления - это обычно ситуация морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой определенностью решения человека. Например, для человека, имеющего высокие нравственные установки, сам по себе факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако для субъекта с антиобщественной направленностью этот факт станет составляющей криминогенной ситуации. Важное место в процессе формирования мотивов занимают психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В сознании человека в ней как бы аккумулируются и его потребности, и его стремления, интересы, а сами мотивы смещаются на цель деятельности.

После того как решение принято, на смену мотивационному приходит второй этап - реализация решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. Цель может оказаться «недовыполненной», «перевыполненной», либо возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной ситуации, так и непосредственно в ходе нее.

Определенные психологические особенности преступного поведения имеют так называемые «безмотивные» преступления. Такое название весьма условно и не отражает полного отсутствия мотива в действиях виновного, что исключается само по себе, поскольку речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека.

Первую группу безмотивных умышленных преступлений составляют преступления, внешне отличающиеся бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характером насильственных действий по отношению к малозначительному поводу для их совершения.

Вторую группу безмотивных преступлений образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму смещения агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут даже носить характер аутоагрессии, и тогда следователю приходится иметь дело с суицидальным поведением.

При совершении неосторожных преступлений рассмотренный выше механизм преступного поведения носит свернутый характер. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно связаны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведения субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом - с другой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые в представлении субъекта могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется волевой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера.

Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в конечном итоге и явился этот результат.

Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению независимо от формы вины. Но, поскольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать мотивы умышленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях.

Для эффективной борьбы с преступностью необходимо четко понимать, что такое преступное поведение и каковы бывают его причины. Изучение подоплеки преступного поведения как в научном, так и в практическом аспектах является неотъемлемой частью теории криминологии.

Понятие преступного поведения с точки зрения криминологии и уголовного права

Определение 1

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой, включающий не только двигательную активность, но и моменты неподвижности, которые зачастую являются более информативными, чем какие-либо действия.

Преступное поведение – это разновидность человеческого поведения, а значит подчиняется общим законам поведенческой психологии. В преступном поведении хорошо прослеживаются те же процессы и явления, что и в поведении личности в целом. А значит, для более глубокого осознания причин преступного поведения и механизма его действия, необходимо использовать знания, накопленные соответствующими разделами психологии, изучающими индивидуальные и социальные особенности поведения личности.

Преступное поведение и преступление – понятия не тождественные. Согласно трактовке уголовного кодекса, преступление – это общественно опасное деяние. Задача уголовного права определить, какие признаки, согласно законодательству, «делают» поступок человека уголовно наказуемым. Однако криминологию интересует не перечень действий или бездействий, подлежащих наказанию, а формирование личности преступника, внутренние мотивы и внешние условия, ставшие причиной преступного поведения, такие как:

  • обстоятельства, предшествующие преступному поведению;
  • конкретная ситуация, в которой оказался человек, и его поведение до совершения преступления, а также во время и после него;
  • последовательность совершения поступков, нарушающих закон.

Исследуя природу преступного поведения, криминология отталкивается от постулата, согласно которому, никакие объективные или субъективные условия напрямую не вызывают преступных действий. Преступное поведение формируется в результате переработки внутренних или внешних обстоятельств окружающей среды психикой человека. Именно поэтому при одних и тех же обстоятельствах люди с различным психологическим складом ведут себя по-разному.

С точки зрения уголовного права преступное поведение всегда отличается от неприступного четко сформулированными и прописанными в законе признаками. При наличии подобных признаков поведение будет признано преступным даже в том случае, если совокупность обстоятельств, спровоцировавших преступление, будет свидетельствовать в пользу индивида, совершившего преступное деяние.

С точки зрения криминалистической психологии преступное поведение от непреступного отличается по другим критериям. Преступное поведение всегда сопровождается повышенной эмоциональностью, психической напряженностью, т. к. человек, реализующий противоправное деяние, знает, что нарушает закон, и осознает, что может понести суровое наказание.

Взаимосвязь между личностью, совершившей деяние, и жизненной ситуацией

Умышленное преступное поведение включает следующие звенья:

  • мотивацию;
  • подготовку (планирование);
  • совершение деяния.

При этом личность всегда находится в конкретной жизненной ситуации и тесно взаимодействует с окружающей средой. В результате каждое звено преступного поведения имеет двустороннюю связь с личностью: человек при определенных обстоятельствах совершает преступление (это прямая взаимосвязь личности и звеньев преступного поведения), но позже начинает действовать обратная связь, при которой уже преступление действует на человека.

Пример 1

Субъект в результате неудовлетворяющего его уровня материального благополучия (мотивация) совершает кражу денежных средств (преступление). В результате возможны три сценария развития дальнейшей жизни человека, при которых совершенное преступление полностью ее изменит:

  1. В случае, если преступление осталось нераскрытым, а значит и безнаказанным, чаще всего человек совершает новое подобное преступление. Таким образом, уже преступление повлияло на психологию личности и изменило ее, сделав преступника рецидивистом.
  2. В случае, если была похищена крупная сумма, которой хватит для безбедного существования, преступник не станет рецидивистом (он себя уже обеспечил), но теперь он должен постоянно скрываться либо от правоохранительных органов, либо от тех, у кого были похищены деньги. В любом случае его жизнь прежней уже не будет.
  3. В третьем случае преступник может быть пойман и осужден в места лишения свободы, где его жизнь претерпит серьезные изменения под воздействием новой криминальной среды общения с иными законами.

Замечание 1

Важно отметить, что не каждое преступление готовится заранее. Существуют ситуации, когда деяния совершаются в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения (аффекта) – в порыве ревности или при задержании преступника. В подобных преступлениях, совершенных по неосторожности, мотивация тоже имеется, но она отличается от преднамеренного преступления тем, что человек, либо понадеялся на то, что самостоятельно предотвратит опасные последствия своего поступка, либо просто не смог предвидеть возможность этих последствий. В обоих случаях также имеет место двусторонняя связь между личностью и сложившейся жизненной ситуацией.

Преступления умышленные и случайные: в чем разница

Нередко отличить умышленное преступление от неосторожного поведения очень сложно, особенно если сам преступник убежден, что действовал неосторожно.

Пример 2

Человек был привлечен к уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, в результате чего был насмерть сбит пешеход. Однако отбыв наказание в первый раз, он вновь садится за руль в нетрезвом состоянии и сбивает пешехода. Спустя месяц после второго освобождения преступление повторяется в третий раз.

В данном примере орудием убийства является автомобиль. Садясь за руль в нетрезвом состоянии, человек вряд ли ставил перед собой цель кого-то убить. Поэтому в первый раз преступное деяние еще можно было рассматривать, как преступление по неосторожности. Однако во второй и третий разы, когда человек тоже скорее всего не намеревался никого убивать (но уже знал о том, какие могут быть последствия), те же действия трактуются уже как преступление преднамеренное.

Взаимосвязь между причинами и фактами преступного поведения

Не зная причин преступного поведения, нельзя делать вывод о том, что личность просто является носителем этих причин. Существуют четкие различия между причинами преступления и субъективными факторами, в результате которых было совершено уголовно наказуемое деяние. Эта разница важна не только с точки зрения теории, но и с практической стороны, т. к. делает работу по профилактике преступного поведения и правонарушений более конкретной, целенаправленной и эффективной.

Замечание 2

Причины преступности становятся факторами преступного поведения только после того, как будут «переварены» психикой субъекта.

Внутренние и внешние предпосылки развития преступного поведения

В криминологии существует несколько исходных положений, объясняющих преступное поведение. Внутренние предпосылки связаны с особенностями формирования личности, внешние выражаются в стечении обстоятельств, не зависящих от человека.

Внутренние предпосылки преступного поведения

Внутренней предпосылкой преступного поведения является наличие у субъекта значительных нравственных пробелов в психике, превалирование антиобщественных представлений, соответствующих личным ценностям и понятиям. Все это является дефектами личностного развития, вызванными длительным пребыванием в неблагоприятной для развития здоровой полноценной психики обстановке и недостатком воспитания. Психические нарушения, которые могут повлечь за собой преступное поведение в будущем, закладываются в детском и подростковом возрасте, когда ребенок растет и развивается:

  • в среде пьющих родителей;
  • в семье, постоянно живущей за чертой бедности;
  • в условиях детского дома, где чаще всего господствуют определенные понятия, далекие от общепринятого в обществе эталона поведения и взаимоотношений между людьми;
  • в колонии для несовершеннолетних преступников, где также формируются весьма своеобразные понятия о вещах и поступках.

Проблема личности преступника – это отражение проблемы ее формирования, а проблема преступного поведения является результатом тех общественных связей, в которых субъект вращается в повседневной жизни. Именно там под воздействием аналогичных взглядов окружающей его социальной среды формируются антиобщественные воззрения, наклонности, стремления и другие негативные черты индивида.

Замечание 3

Несмотря на то, что вышеописанные факторы формируют у личности искаженные морально-нравственные представления и в большинстве случаев становятся главной причиной преступного поведения, их нельзя рассматривать в качестве неоспоримых аксиом.

Недопустимо любого без исключения человека обвинять в патологическом преступном поведении только потому, что он вырос или какое-то время пробыл в неблагоприятной среде, потому, что:

  • на путь преступного поведения становится немало людей, вышедших из благополучной среды, имеющих материальный достаток, прекрасное образование и получивших должное воспитание;
  • существует масса примеров, когда люди, выросшие в крайне неблагоприятных социальных условиях, ни разу в жизни не нарушили уголовно-процессуальные запреты.

Кроме этого, факт наличия в жизни субъекта, совершившего противоправное деяние, тяжелого детства, не позволяет точно ответить на вопрос о том, почему из всех вариантов действий, возможных в сложившейся ситуации, человек выбрал именно тот, который запрещен законом.

Вывод 1

Таким образом, объяснить преступное поведение субъекта только на основе недостаточного развития психики в результате сложного детства невозможно. А это в свою очередь осложняет работу по предотвращению преступлений и исправлению преступников.

Внешние предпосылки преступного поведения

Другой причиной преступного поведения могут стать случайные, не зависящие от личности внешние обстоятельства. Однако далеко не каждый человек, испытывающий на себе в данный момент негативное воздействие внешних условий, совершает преступление.

Люди по-разному ведут себя в, казалось бы, одинаковых ситуациях. Объясняется это тем, что одни индивиды имеют сильные уравновешивающие или даже сдерживающие внутренние механизмы, которые в психологически стрессовых ситуациях позволяют не терять разум, присутствие духа и справляться с возникшими обстоятельствами, не преступая закон, а у других такие механизмы развиты слабо или отсутствуют вовсе. Такие люди, как правило, и попадают в зависимость от внешних условий (чаще всего от других людей) и склонны совершать противоправные действия.

Вывод 2

Внешние случайные обстоятельства могут стать причиной преступного поведения человека, но становятся таковыми не всегда. Потому что только от особенностей устройства психики субъекта зависит поддастся ли он ситуации и совершит преступление или найдет в себе силы преодолеть психотравмирующие переживания и удержаться в рамках закона.

Отсюда возникает сложная научная задача системного анализа личности преступника и факторов ее формирования с целью выяснения того, каким образом, в какой момент, под воздействием каких внутренних и внешних обстоятельств в личности появляются и начинают развиваться черты, которые впоследствии приведут к преступному поведению.

Незнание сути преступного поведения, причин, которыми оно вызвано, субъективных целей, преследуемых индивидом, совершившим преступление, делает невозможным создание эффективной системы предупреждения преступности и борьбы с ней.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Замечу, что понятие "личность" многогранно, с ярко выраженным междисциплинарным характером, изучается не только в психологии, но и в философии, социологии, этике, праве, педагогике и пр. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности, поскольку в ней связаны различные плоскости бытия отдельного человека — от его телесного бытия до духовного.

Понятие личности в правовой науке широко используется применительно к субъектам различных правоотношений. В юридической литературе данное понятие имеет расширенное толкование, есть некоторое смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

Как отметил В.Л. Васильев, "в системе "человек-право" в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включённого в социальные отношения, как носителя сознания и, в частности, правосознания".

В криминальной психологии одной из центральных категорий является категория личности преступника.

В уголовном праве под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определённого, указанного в уголовном законе возраста. Поэтому о личности преступника говорят, когда имеют в виду субъекта преступления, т.е. лицо, совершившее преступление, что нашло своё подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу.

Понятие личности преступника выражает социальную сущность человека, нарушившего закон, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятый в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления. Таким образом, термин "личность преступника" означает, что речь идёт о "социальном лице" человека, совершившего преступление.

Понятие личности преступника включает в себя комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Такой подход в юридической литературе обусловливает необходимость дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются. Поэтому юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление. Она обращает внимание как на нравственные качества, знания, привычки, формы психического отражения, темперамент, так и на физическую сущность лица как человеческого индивида (его возраст, психическую способность к вменению, функционально-ролевые признаки), а также на психологическую характеристику личности преступника (интеллектуальные качества, эмоционально-волевые качества и т.д.).

В криминологии при изучении личности преступника акцент делается на анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие.

Однако для криминальной психологии личность преступника представляет и самостоятельный интерес, ибо она не только отражает определённые внешние условия, но и является активной стороной взаимодействия. Для неё характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причём всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В некоторых случаях, когда на лицо процесс длительного специфического социального взаимодействия, у личности формируется устойчивая противоправная ориентация, которая проявляется в комплексе правонарушений. Подобная личность способна совершать преступление даже при меняющихся условиях.

Личность преступника — личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности.

Изучение личности преступника, с точки зрения криминальной психологии — окажет помощь правоохранительным органам: при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера; в выборе тактических приёмов и приёмов воздействий в следственных ситуациях; при установлении мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; при изучении причин совершенных преступлений; в целях определения мер воспитательного воздействия

Методы изучения личности преступника

Изучением личности преступника вплотную занимаются такие науки, как криминология и криминальная психология. При изучении этой проблемы они используют определённую методологию.

Методология — это наиболее общие принципы, способы и средства научного исследования. В научном обороте употребляются слова: методология, методика, методы. Метод — это приём, способ исследования; методика — совокупность методов. В качестве общетеоретических методов познания в научном исследовании криминологами и юридическими психологами используются: абстрагирование, логические процедуры обобщения, системно-структурный анализ, историко-сравнительные методы, моделирование и др.

Традиционно в криминологии и в психологии также используются такие эмпирические методы общего характера, как наблюдение, опросы в форме анкетирования и интервью, эксперимент, изучение документов, биографический метод.

Для изучения структуры личности преступника и его социальной среды используются различные методы и подходы, важнейшими из которых являются структурный, системный, типологический. Кратко рассмотрим эти подходы.

В научно-практических целях понятие личности преступника раскладывают на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такой структурный анализ удобен для проведения различных исследований личности правонарушителей.

В настоящее время наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий в ней наличие двух крупных подсистем: социально-демографической и социально-психологической.

Социально-демографическая подсистема личности преступника включает в себя пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относят, признаю: характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определённых функционально-ролевых обязанностей. Естественно, эти признаки (кроме судимости) не характеризуют конкретную личность как склонную к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими личностными особенностями они позволяют сформировать целостное представление о данном субъекте.

Социально-демографические признаки имеют тесную связь с определёнными психологическими (социально-психологическими) качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирование у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей.

Социально-психологическая подсистема личности рассматривается многими учёными в виде четырёх структурных основных элементов:

  • подструктура направленности в виде совокупности социально значимых качеств личности, связанных с правосознанием человека (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.);
  • подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;
  • подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека:
  • подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Перечисленные подструктуры личности во всем многообразии их содержания имеют место и в структуре личности преступника. Существенное отличие структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит, прежде всего, в том, что многие свойства, черты личности (особенно те, которые формировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность первого с негативной стороны, делая её более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов. Одним из основных отличий личности преступника от личности правопослушного гражданина считается негативное содержание ценностно-нормативной системы некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.

При исследовании личности преступника необходима комплексная оценка взаимосвязи различных характеристик среды и личности. Один из психологических подходов рассматривает среду, личность и их взаимосвязь на типическом уровне.

Возможность глубоко и на современном научном уровне исследовать проблему личности преступника даёт системный подход. Его основные положения сводятся к следующему:

  • личность преступника исследуется как сложная иерархическая система, в которой вычленяются элементы, имеющие прямую связь с преступным поведением;
  • личность преступника познаётся через его деятельность, через взаимодействие с социальной средой;
  • наряду с личностью и деятельностью обязательным элементом исследования является социальная среда, в особенности микросреда.

Основная цель исследования с помощью системного подхода — выявить значимые в генезисе преступного поведения элементы этих подсистем.

Помимо рассмотренных выше методов анализа отдельных сторон структуры личности преступника и взаимодействующий с ним социальной среды можно выделить три основных теоретических подхода к исследованию мотивационных аспектов личности преступника и преступного поведения: психологический, биологический, социологический.

Методы изучения личности преступника в криминальной психологии применяются те же, что и при психологическом изучении личности. К ним относятся такие психологические методы, как беседа, психологический анализ продуктов деятельности, контент — анализ, метод тестов (тесты интеллекта, проективные методики, личностные опросники). Также при изучении личности преступника используются методы, специально разработанные в юридической психологии, например, метод психологического анализа материалов уголовного (гражданского) дела.

  • Биологический подход.

В 1876 г. вышла книга итальянского судебного психиатра и антрополога Чезаре Ломброзо "Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения", в которой он сделал вывод о том, что преступник не есть нормальный человек, а атавистическое явление, шаг назад на пути эволюции, особая разновидность человеческого рода. Следует отметить, что взгляды этого исследователя имели как оппонентов, так и сторонников. Например, критики биологических взглядов "ломброзианства" не только опровергали эту идею с рационально-гуманистических позиций, но и пытались перепроверить их эмпирическое обоснование.

Известный юрист — практик начала XX в. А.Ф. Кошко писал: "…Среди закоренелых преступников явно дегенеративные типы встречаются, пожалуй, не чаще типов обычных, и нередко в числе злодеев попадаются даже люди с приветливой внешностью, с кроткой, симпатичной улыбкой и очень часто с невинно-детским выражением чуть ли не ангельских глаз" .

Доказательством несостоятельности взглядов Ч. Ломброзо можно считать работы В.М. Бехтерева по изучению психологических аспектов преступности, психологических проблем вменяемости, основанных на рефлекторной концепции психической деятельности и естественнонаучной теории поведения.

В.М. Бехтеревым не была обнаружена особая нервно-психическая организация у преступников, которая отличалась бы от подобной структуры у правопослушных граждан.

На сегодняшний день в споры о биологической причинности преступления вмешались генетики. Из отечественных исследователей следует назвать В.П. Эфроимсона, В.П. Емельянова, А.В. Любищева, В.П. Колпакова, Н.П. Дубинина и др.

Так, В.П. Эфроимсон считал, что в генах человека заложены не только животные, начала, но и высшие нормы поведения. "Генетически", по его мнению, все люди добры, нравственны, альтруисты, а преступниками становятся из-за распространённой в обществе идеологии насилия как средства достижения справедливости. В области генетики на основании анализа исследований В. Колпаков пришёл к выводу, что "генетическое участие в формировании преступного поведения есть, оно просматривается". По его мнению, есть, конечно, и социальное подавление, и социальное провоцирование такого поведения, но и влияние генетического фактора весьма существенно.

Несмотря на значительные успехи в области психогенетики, криминология отвергала наличие у человека каких-то особых генетически запрограммированных, наследственно передаваемых от поколения к поколению наклонностей к нарушениям закона, совершению преступлений. Однако, как справедливо замечают Ю.М. Антонян и С.В. Бородин, "признание социального характера причин преступного поведения в целом вовсе не означает игнорирования биологических особенностей человека, его психической сферы и патологии в ней".

Нельзя игнорировать индивидуально-психологические особенности, типичные для некоторых групп правонарушителей, в виде так называемых психических аномалий, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами. В определённых (неблагоприятных, экстремальных) условиях психические аномалии "снижают сопротивляемость к воздействию ситуации, в том числе конфликтных, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для её адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуктивных, в том числе противоправных поступков. Всё это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению" .

Многие учёные разделяют мнение, что психические аномалии часто способствуют противоправному поведению, поскольку "препятствуют усвоению социальных норм, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей" . Также считается, что существенный криминогенный фактор представляют собой психопатии, поскольку поведение психопатизированной личности нередко отличается своей импульсивностью, направленностью на немедленное удовлетворение своих желаний без учёта возможного наступления от этого негативных последствий не только для окружающих, но и для самого субъекта. Хотя, как справедливо считают Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан и другие криминологи, свести объяснение причин противоправного поведения к одной лишь психопатизации и психическим аномалиям личности было бы не совсем правильно.

Г.А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

  • патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;
  • нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;
  • наследственные заболевания, особенно отягощённые алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;
  • психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором2С.

Итак, биологический подход к изучению причин преступности остаётся одним из дискуссионных на протяжении более столетия. Проблема соотношения биологического и социального в личности преступника остаётся актуальной и сегодня.

  • Социологический подход.

Он рассматривает преступность как социальное явление. Этот подход возник практически одновременно с биологическим и в противовес ему. У его истоков в XIX в. стоял бельгийский учёный Кегле. Социологический подход нашёл своё выражение в концепции социального детерминизма.

В основном в русле социологического подхода исследования велись криминологами. Линия социального детерминизма влекла за собой важные выводы. Главный из них заключается в том, что, "не изменив социальных условий, порождающих преступления, тщетно было бы пытаться повлиять на преступность".

В советской криминологии прослеживалось развитие принципов социального детерминизма. Хотя именно в 60-70-е годы была поставлена проблема раскрытия механизма социально-психологических факторов (Яковлев А.М., Кудрявцев В.Н.). Криминологи фокусируют внимание на взаимодействии личности со средой, процессе социализации и формировании личности, проблемах социальных групп и конформизма, социальных ролей и социальной адаптации, их связи с противоправным поведением. Такой подход тесно связывает криминологию с социальной психологией. Формирование отечественной криминологической теории о природе и причинах преступности позволило создать такую концепцию, ведущей особенностью которой было признание социальной природы личности преступника.

В современной отечественной криминологии используется синтез подходов к личности преступника: "криминология исследует всю совокупность социологических, психологических, правовых, этических, педагогических, медицинских и иных аспектов личности тех, кто совершил преступление". Личность преступника рассматривается как совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе разнообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами, которые к тому же поддаются коррекции. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типических черт.

Современными криминологами рассматривается личность в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности. Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, её социально-ролевые поля.