Непростая история студии "Союзмультфильм"; мультфильмы которой нас вырастили. Олег видов и украденные им мультфильмы Права на советские мультфильмы проданы американцам

Путин поручил правительству «вернуть» права на мультфильмы творческо-производственному объединению (ТПО) «Союзмультфильм», рассказали «Ведомостям» несколько чиновников, знакомых с вопросом. Поручение, знает один из них, вышло в конце ноября. Сейчас права на советские мультфильмы, в том числе самые известные, такие как «Ну, погоди!», «Крокодил Гена», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», принадлежат ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ОГК).

ОГК получила эти права благодаря президентскому указу 2001 г. о реорганизации государственных киностудий: из них выделялись производственные подразделения, которые в будущем должны были быть приватизированы. Так, в 2003 г. из «Союзмультфильма» было выделено одноименное ТПО, а права на коллекцию остались за фильмофондом студии. В 2009 г. фильмофонд студии был переименован в ОГК, ему же были переданы права на фильмы всех других советских киностудий, кроме «Мосфильма». Предполагалось, что частью заработанных денег ОГК будет делиться с этими студиями.

Но летом этого года на правительственном совещании мультипликаторы пожаловались Путину на свое бедственное существование и на то, что ОГК им никаких денег не дает. Как доложил на совещании министр культуры Александр Авдеев, в 2010 г. ОГК заработала 180 млн руб. Позднее представитель ОГК сообщил «Ведомостям», что в 2010 г. предприятие перечислило «Союзмультфильму» 28 млн руб. и запланировало в 2011 г. потратить на это 36 млн руб., но на совещании эти цифры названы не были. Путин назвал ФГУП надувательством, поручил его ликвидировать, а права передать Федеральному государственному учреждению культуры (ФГУК) «Госфильмофонд», которое сейчас занимается хранением копий фильмов.

Но ликвидировать ОГК не получилось, рассказали «Ведомостям» несколько чиновников, знакомых с вопросом. Юристы Министерства культуры доказали правительству, что при ликвидации предприятия права на его коллекцию юридически становятся народным достоянием и не могут никуда быть переданы. Минкультуры предложило взамен другую формулу – реорганизовать ФГУП ОГК во ФГУК ОГК и тогда объединить его с «Госфильмофондом» и эта схема была принята правительством, рассказал источник в этом министерстве. Один из чиновников правительства это подтвердил. Откуда в этой схеме возникло поручение вернуть права на мультфильмы ТПО «Союзмультфильм», они не знают. Гендиректор «Госфильмофонда» Николай Бородачев заявил «Ведомостям», что узнал о новом поручении Путина только вчера, очень удивлен и пока не может прокомментировать ситуацию. По его словам, права на мультфильмы составляют около 15–20% общей стоимости коллекции ОГК. Представитель премьер-министра Дмитрий Песков также не смог вчера прокомментировать этот вопрос. И. о. гендиректора ОГК Василий Шильников заявил, что будет выполнять поручения правительства, и отказался от дальнейших комментариев.

По словам гендиректора ТПО «Союзмультфильм» Николая Маковского, слово «вернуть» права на мультфильмы (именно такова формулировка в поручении, копия которого есть у «Ведомостей») в поручении не совсем точно: речь идет о передаче прав по договору отчуждения. ТПО выплатит ОГК балансовую стоимость этих прав (12 млн руб.), добавил он. Продажа прав на мультфильмы ежегодно приносит около 40 млн руб., прежде рассказывал представитель ОГК. «Госфильмофонд» не имеет коммерческой службы для работы с правами, указывает Маковский, и вряд ли будет заниматься вопросами выплаты авторского вознаграждения мультипликаторам. А ТПО срочно требуются средства, из бюджета на «Союзмультфильм» выделено в этом году только 10 млн руб., а требуется как минимум 60 млн руб. ежегодно, говорит Маковский.

Права на мультфильмы, принадлежащие "Объединенной государственной киноколлекции" (Госколлекция), передадут творческо-производственному объединению "Союзмультфильм", а саму ОГК реорганизуют, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на временно исполняющего обязанности генерального директора организации Василия Шильникова.

По его словам, передача прав на аудиовизуальные произведения приведет к тому, что доход от коллекции золотого фонда анимации полностью перейдет студии. "Это справедливая идея, что доход от коллекции старых мультфильмов идет в распоряжение тех, кто сейчас занимается производством. Мы так и поступали последние годы. Больше 70% от всех доходов, которые приносила коллекция "Союзмультфильма", мы направляли в творческо-производственное объединение на создание фильмов, поддержание каких-либо нужд и так далее", - пояснил он.

Вопрос о ликвидации "Объединенной государственной киноколлекции" и передаче авторских прав киностудии "Союзмультфильм" встал еще в июне, во время встречи премьер-министра РФ Владимира Путина с аниматорами. Но выяснилось, что все аудиовизуальные произведения, в том числе фильмы и анимация, права на которые принадлежат ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" при ее упразднении станут народным достоянием . После чего возникло новое распоряжение, но уже не о ликвидации, а о реорганизации Госколлекции и передаче всей аудиовизуальной продукции, находящейся в ее распоряжении, "Госфильмофонду".

Кроме того, согласно последнему постановлению правительства авторские права на мультфильмы от Госколлекции должны быть переданы ФГУП творческо-производственному объединению "Союзмультфильм".

По словам Шильникова, ранее этот вопрос не мог быть решен, так как согласно российскому законодательству государство не могло забрать и передать авторские права другой организации: киностудию оно этими правами не наделяло - права возникали у студий при публикации фильма.

"Нашли решение, согласно которому передача прав возможна. Это договор об отчуждении, который добровольно подписывают стороны. В отношении коллекции "Союзмультфильма" мы такую сделку подпишем, имея распоряжение сверху - от Росимущества и министерства культуры", - сказал Шильников.

По его словам, проект договора об отчуждении прав на анимационные фильмы от ОГК в пользу ТПО "Союзмультфильм" направлен в министерство культуры на согласование.

В свою очередь, директор киностудии "Союзмультфильм" Николай Маковский пояснил РИА Новости, что схема, по которой будут осуществляться авторские начисления, будет утверждаться не быстро, но обещает стать эффективной. "Главная наша задача теперь - разработать механизм авторских отчислений, который был бы прозрачным и позволил бы авторам полностью контролировать процесс начисления средств. Механизм необходим и для того, чтобы защищать авторскую собственность", - рассказал Маковский.

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Федерального государственного унитарного предприятия «Объединная государственная киноколлекция» и признал ничтожным договор 1992 года, по которому права на прокат за рубежом 547 советских мультфильмов получила американская компания Films by Jove.

Отныне правопреемник «Союзмультфильма» может сам продвигать за границей ленты, ставшие уже классикой, а также снимать продолжения. Среди них: «Чебурашка», «Ежик в тумане», «Аленький цветочек», «Маугли», «Сказка о царе Салтане» и другие.

Изначально с иском в суд обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие «Киностудия Союзмультфильм». Однако недавно произошла реорганизация фильмофонда и «Киностудия Союзмультфильм» был преобразован во ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». Поэтому на заседании суда произошла формальная замена истца.

Рассмотрение дела по существу не могло начаться в течение семи лет. Как рассказал BFM .ru представлявший интересы заявителя в суде, юрист Александр Попенков, «Киностудия Союзмультфильм» обратилась в суд еще в 2003 году. Однако слушания раз за разом откладывались, поскольку у суда не было данных о том, что зарегистрированная в Калифорнии американская компания была должным образом уведомлена о поданном иске. В последний раз, прошлой зимой, судебную повестку направили агенту по совершению процессуальных действий Films by Jove, адрес которого был указан в реестре юридических лиц США . Оттуда пришел ответ, что по указанному адресу этот человек не проживает. Однако суд пришел к выводу, что с его стороны было сделано все возможное для извещения участвующей в деле стороны. Поэтому дело было рассмотрено без представителя американской компании.

Вторым ответчиком по делу выступало ОАО «Киностудия Союзмультфильм». Эта компания является правопреемником арендного предприятия (АП ) «Киностудия Союзмультфильм», которое возникло в 1989 году на базе одноименной советской киностудии, существовавшей с 1936 года. Такая организационно-правовая форма, как арендное предприятие, недолгое время существовала в СССР в период перестройки. Трудовой коллектив брал в аренду у государства собственное предприятие и вел на нем предпринимательскую деятельность. Договор аренды между трудовым коллективом киностудии и государством в лице Комитета по кинематографии (Госкино) был заключен на десять лет - до 1999 года, сообщает РИА «Новости».

Снежная Королева заговорила голосом Катрин Денев

В период существования АП в мае 1992 года и был заключен спорный договор с Films by Jove. По словам Александра Попенкова, по этому соглашению американская компания получила права на показ за рубежом и переработку нескольких сот советских мультфильмов - точное количество кинолент юристу неизвестно. Однако по некоторым данным, речь идет о 547 мультфильмах. Среди них классические ленты «Чебурашка», «Ежик в тумане», «Аленький цветочек», «Маугли», «Сказка о царе Салтане».

«По заключенному договору, с фильмами могли делать все, что угодно: переозвучивать, снимать продолжение. Так и произошло. Например, «Снежная королева» заговорила голосом Катрин Денев», - рассказал Попенков.

Вначале срок соглашения с FBJ составлял 10 лет. Однако впоследствии договор был продлен еще на 20 лет.

Об американской компании известно, что она принадлежит актеру Олегу Видову, снявшемуся в фильме «Всадник без головы», а также его жене Джоан Борстен. Что же касается ФГУП «Киностудия Союзмультфильм», то оно было образовано в октябре 1999 года. Ему в связи с окончанием арендного договора от 1989 года государства с ОАО «Киностудия Союзмультфильм» перешло все имущество киностудии.

По мнению Александра Попенкова, арендное предприятие «Киностудия Союзмультфильм» получило права на советские мультики в рамках договора с Госкино только на десять лет, и поэтому не имело права заключать договор, выходящий за рамки этого срока. Он также отметил, что президиум Высшего арбитражного суда (ВАС ) после длительных разбирательств между двумя «Союзмультфильмами» встал на сторону ФГУП , признав за ним права на советские мультфильмы.

По словам Попенкова, в 2002 году ФГУП пыталось решить дело с американской компанией в досудебном порядке. «Мы были не против того, чтобы они остались нашими агентами за рубежом, - рассказал он. - Однако мы сказали, что если они хотят быть пользователями договора, то должны представить отчеты и платить деньги. Мы готовы были подтвердить договор или переподписать его. Но они отказались, встали в позу и заявили, что у них заключен договор с ОАО ».

Представители ОАО «Киностудия Союзмультфильм» на заседание суда во вторник не явились. Они не признавали поданного иска. Как ранее заявила РИА «Новости» представитель ОАО , авторские права на фильмы никогда не принадлежали государству, они принадлежали предприятию, а правопреемником советской киностудии было сначала АП , а потом ОАО .

«Любой иск направлен на восстановление прав. Какие права ФГУП могли быть нарушены оспариваемым договором от 1992 года, если само ФГУП образовано только в 1999 году? Если вас не было, то и прав у вас не было», - цитирует агентство слова адвоката второго ответчика.

По сведениям юриста, FBJ провела большую работу по реконструкции советских мультфильмов. Ленты были оцифровали, раскрашены, переозвучены. Некоторые герои заговорили голосами голливудский звезд: Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварцнеггера, Мадонны.

Тем временем, ФГУП , руководствуясь решением ВАС , продала права на прокат советских мультфильмов за пределами СНГ предпринимателю Иосифу Берову. В ответ компания FBJ подала в США иск против коммерсанта и выиграла его.

Между тем, по некоторым данным, спорную коллекцию объемом около 300 часов в 2007 году выкупил предприниматель Алишер Усманов и передал детскому каналу ВГТРК .

Однако, по словам Александра Попенкова, истцу об этом известно лишь из газет. Впрочем, если это и так, то принятое судом решение делает заключенные позже соглашения недействительными, так как права были куплены у ненадлежащего лица.

По словам юриста, решение Арбитражного суда Москвы открывает «Объединенной государственной киноколлекции» целый ряд возможностей по выпуску классических советских лент за рубежом, а также съемке продолжений. «Такие предложения уже поступили», - сказал юрист.

Жизнь киностудии «Союзмультфильм» — это наглядный пример того, что история России полна самых неожиданных поворотов. И если советское телевидение у многих ассоциируется с Останкинской башней, то «Союзмультфильм» неразрывно связан с колокольней и церковью Николая Чудотворца. Именно в стенах древнего храма на протяжении более чем 80 лет рождались шедевры советской и мировой мультипликации.

Первая специализированная анимационная студия была основана 10 июня 1936 года по инициативе Иосифа Сталина. За время её существования на студии было создано более 1 500 рисованных и кукольных фильмов. Золотым веком «Союзмультфильма» считается период с 60-ых по 80-е годы прошлого века.

10 июня у «Союзмультфильма» очередной День Рождения. Наша статья — дань уважения и благодарности людям, чей труд дал мировую славу студии «Союзмультфильм», а нам — незабываемое детство.

Что чаще всего вспоминает взрослый человек, оглядываясь на ушедшее детство? Конечно, потрясающе интересные мультфильмы, которые были с необыкновенной любовью нарисованы вручную талантливыми художниками, например, такие как: «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане», «Маугли» и многие другие. Известно, что даже ещё не умеющий разговаривать малыш с упоением следит за приключениями непоседливых героев и выражает свои эмоции.

Становясь взрослее, дети с удовольствием повторяют запомнившиеся фразы из мультипликационных фильмов, а порой даже подражают любимым персонажам. Нередко даже взрослые предпочитают вместе с малышами смотреть мультики про космические баталии и исторические путешествия, переключая каналы со скучных передач. Радостные ощущения, прекрасную анимацию и современные спецэффекты нам и сегодня продолжают дарить художники «Союзмультфильма», у которых, кажется, фантазия никогда не иссякнет.

С годами в сфере мультипликации многое изменилось, особенно в 90-е годы, и не в лучшую сторону, но и сейчас детвора с удовольствием просматривает те старые сказки, в которых всё настоящее: герои, декорации, голоса известных актеров. Неудивительно, что 10 июня — День рождения киностудии «Союзмультфильм», наши сограждане считают особенным праздником, ведь он легко уносит нас в сказочное детство.

КАК РОЖДАЛАСЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ?

Когда мы говорим о мультипликации в нашей повседневной жизни, то конечно вспоминаем Уолта Диснея и его студию, но вряд ли кто-то также бойко назовёт имена Фёдора Хитрука или Вячеслава Котёночкина — ведущих мультипликаторов «Союзмультфильма». А ведь история отечественной и зарубежной анимации началась в один и тот же 1906 год, когда балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев снял незамысловатый кукольный мультфильм с танцующими фигурками на фоне декораций.

В. Старевич работает над «Стрекозой и муравьём»

Ещё одним первопроходцем в волшебный мир анимации стал Владислав Старевич, создавший во времена царской России несколько мультфильмов о приключениях насекомых («Стрекоза и муравей», «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»). Его работы получили восторженные отзывы не только российских, но и зарубежных зрителей, которые, будучи незнакомы с покадровой анимацией, удивлялись тому, как можно выдрессировать насекомых. После Октябрьской революции 1917 года Владислав Старевич вместе с семьей эмигрировал в Италию, где продолжил свою работу. Советская мультипликация на протяжении многих лет после революции находилась в застое, исключение составляли лишь несколько экспериментальных студий конца 20-х годов, деятельность которых была преимущественно пропагандистской.

Началом расцвета советской мультипликации можно считать 1924 год, когда на студии «Культкино» были созданы анимационные фильмы «Советские игрушки», «Каток», «Почта» и «Органчик», заложившие прочный фундамент для дальнейшего развития отечественной анимации. Мультипликаторы того времени изобрели новую технику, которая за счёт плоских марионеток позволяла создавать большее количество мультфильмов в короткие сроки. Так архитектор Александр Птушко, попав на Мосфильм, создал полнометражный фильм «Новый Гулливер», где соединил актёрскую игру с кукольной мультипликацией. Этот опыт был хорошо принят советским зрителем, и в 1936 году Птушко стал первым директором студии «Союздетмультфильм», которая спустя год будет переименована в «Союзмультфильм».

Студия «Союзмультфильм»

Студию создали 10 июня 1936 года в качестве ответа иностранному Disney. Отечественные чиновники как раз познакомились с творениями американских мультипликаторов. Они сразу поняли, какая волшебная сила заключена в этих движущихся картинках — ведь с их помощью можно воплотить на экране всё что угодно. Было решено, что и наши художники могут создавать мультфильмы нисколько не хуже и даже лучше западных.

Первый мультик, выпущенный студией, назывался «В Африке жарко», и был он чёрно-белым. Сценарий написал детский поэт Сергей Михалков. В нём рассказывается о том, как жарко зверятам, живущим в Африке, и как сильно им хочется мороженого.

Почти сразу после успеха мультика про Африку студия перешла на производство цветных мультфильмов

Первые из них были короткометражными, и в диснеевском стиле рассказывали детям о приключениях зверей. Однако художники быстро оттачивали мастерство, придумывали новые техники работы — и вот уже в 1938 году советские дети стали счастливыми зрителями мультфильмов «Лимпопо», «Бармалей», «Мойдодыр » и других, созданных в технике «эклер ». По этой технике на пленку первоначально снимали настоящих людей и животных, после чего покадрово прорисовывали их движения. Таким способом художники добились невероятной живости своих персонажей.

Великая Отечественная война стала для молодой студии нелёгким временем. Сначала всех художников переориентировали на создание агитационных «кино-плакатов», которые предполагалось использовать для поднятия боевого духа населения. Но через пару месяцев это дело было признано не столь важным, и студию решили эвакуировать в Самарканд. Работать там оказалось практически невозможно — не было условий. Через год студия вернулась в Москву. В тяжёлых военных условиях — не хватало материалов, еды, сотрудников, не было отопления в цехах, а зачастую и света — мультипликаторы создали несколько любимейших нами картин: «Сказка о царе Салтане », «Краденое солнце » и «Синдбад-мореход».

В послевоенные годы дела на студии резко улучшились. Художники отказались от «диснеевщины». Стали выпускать произведения, наполненные авторскими приёмами, и студия установила новый самобытный канон того, каким должен быть настоящий детский мультфильм.

Как видно, советские мультфильмы до сих пор предпочитает смотреть большая часть населения страны.

В настоящее время ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» является единственным исключительным правообладателем крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации.

Многие фильмы киностудии «Союзмультфильм» удостоены премий международных кинофестивалей. Среди них — «Серая шейка» (1948 год), «Цветик-семицветик» (1948 год), «Когда зажигаются елки» (1950 год), «В лесной чаще» (1954 год),«Необыкновенный матч» (1955 год),«Снежная королева» (1957 год), «Шайбу! Шайбу!»(1964 год), «Каникулы Бонифация» (1965 год),«Варежка» (1967 год), «Ежик в тумане»(1975 год), «Путешествие муравья» (1983 год) и др.

В наши дни сфера показа мультфильмов довольно таки широка: начиная с любимых советских мультиков и заканчивая современными как зарубежного, так и отечественного производства.

Сейчас мультфильмы стали доступны в любом количестве, любой тематики и для разных возрастных аудиторий. Их так много, что родители не нарадуются, ведь их дети могут получить то, чего не было в достатке у них самих, они показывают им мультфильмы с самого раннего возраста. А действительно ли это полезно и необходимо? На самом деле всё не так просто…

Естественно, перед родителями встаёт вопрос: какие мультфильмы полезны для просмотра детям, а какие, наоборот, вредны ?

У старых добрых советских мультфильмов есть множество преимуществ перед западными и современными отечественными. Конечно, советские мультики возникли как подражатели диснеевских произведений, но они превзошли их и во многом потому, что представляли собою продукт иной цивилизации, иной культуры. Наш народ стремился во всём достичь совершенства и мультипликация не явилась исключением, поэтому советские карикатуристы создавали настоящие шедевры. Во многом этому помогла щедрая государственная поддержка, благодаря которой в арсенале художников имелись все существующие технологии.

К тому же мультфильмы — это важнейшее образовательное средство, поскольку они сопровождают становление личностей детей.

Различий между мультфильмами разных времен очень много. И, конечно, нельзя утверждать, что во всех проблемах виноваты только мультики. Немалое значение имеет и воспитание. И все-таки подумать над тем, что смотрит ваш ребенок, стоит!

В жизни «Союзмультфильма», как в жизни человека, была пора становления, пора зрелости и пора немощной старости. И многие теперь уверены, что более никаких рыночно- бандитских встрясок нашему любимому детищу — «Союзмультфильму» — не будет. А будут новые фильмы, которые, как и советские, будут любимы в нашей стране.

ИАЦ

Советская мульт-классика по-прежнему не стареет, потому что сделана с душой. Поэтому старые мультфильмы до сих пор приносят не только огромную радость, но и большие деньги. Настолько большие, что делить их - отдельное удовольствие.

Материальные стороны творчества подробно объяснил Верховный суд России в обзоре судебной практики по делам, связанным со спорами о защите интеллектуальных прав. Сегодня это горячая тема. Причем касается она не только художников и продюсеров, но и всех людей. Одни творят и зарабатывают. Другие наслаждаются и платят. Но правила использования персонажей и фамилии, кому надо платить за них, должны знать все. Например, вправе ли любящий папа нарядиться крокодилом Геной на семейном празднике или на школьной вечеринке своего ребенка? А портрет Чебурашки на капоте "Ягуара" - это привет из детства или нарушение авторских прав? Ведь крокодил Гена, Чебурашка, Леопольд, Волк и Заяц из "Ну, погоди!" и многие другие уже давно не просто любимые герои, а бренды. Там где бренды, там деньги. Где деньги, там правила. Например, до сих пор идут судебные процессы по поводу "Маши и Медведя". Авторы и правообладатели популярного мультфильма пытаются защитить своих героев от копирования. Точнее, хотят помешать посторонним зарабатывать на полюбившихся народу персонажах.

В семейном кругу можно нарядиться хоть Чебурашкой. Но нельзя зарабатывать на этом без разрешения

Кстати, судьба советских и современных мультгероев отличается лишь тем, как распределяются права на них. То есть, кому достаются доходы от брендов. Правила же использования персонажей поклонниками одни и те же. Закон разделяет ситуации, когда за любовь надо платить, а когда любить можно бесплатно. Но обычному человеку не так просто в них разобраться.

В Гражданском кодексе приводится перечень обстоятельств, при которых использовать произведение можно свободно, в том числе без вознаграждения обладателю исключительного права, - пояснил "РГ" адвокат Андрей Миконин. - Статьи достаточно обширны, местами действительно написаны для юристов, а не рядовых граждан. Поэтому можно руководствоваться критерием цели: если она коммерческая, то ответ очевиден, надо платить. А если оправдана образованием либо семейными причинами - можно воспользоваться исключением из правила платного использования чужого интеллектуального труда.

Иными словами, надо трезво оценивать свои поступки - наживаете вы хотя бы копейку за счет популярных персонажей или дарите радость себе и другим абсолютно бескорыстно. Бескорыстным положена скидка.

Например, если приклеить наклейку к машине, то смотря в каких целях, - говорит Андрей Миконин. - По общему правилу будет действовать презумпция использования в личных целях. Но если на заднее стекло автомобиля поставить дисплей с трансляцией отрывков произведения, то уже будет действовать исключение из этого правила, даже если цели такой трансляции сугубо личные и некоммерческие.

Так что просто наклейка идет даром, а за дисплей, возможно, заставят доплатить. Также, по словам юриста, в обычном кругу семьи можно надеть костюм крокодила Гены. Это бесплатно. Веселый папа никому ничего не должен. Но когда отец захочет сыграть крокодила перед чужими людьми, здесь надо внимательно смотреть на обстоятельства. Скажем, если мероприятие образовательное и для учебного процесса крайне необходимо, нарядиться крокодилом можно. Или если ученики решили поставить школьный спектакль на тему приключений того же Чебурашки, платить владельцам героя не надо.

Однако аниматоры-профессионалы не могут просто так надевать костюмы известных персонажей. Тот, кто работает на детских утренниках, школьных вечеринках или жарких курортах за плату, обязан платить за свой героизм. В том смысле, что нельзя просто так изображать из себя любимого народом героя. Соответственно, если веселому папе, отличившемуся на школьной вечеринке, родительский комитет заплатит гонорар, то придется заплатить и авторские отчисления. Так что если за выступление светит прибавка в семейный бюджет, то папе надо или быть самим собой, или утрясать авторские вопросы.

Отдельный вопрос: какие персонажи платные, какие нет. Здесь важна оригинальность героя. Поэтому авторам современных персонажей приходится доказывать в судах, что их персонажи - особенные. Например, по "Маше и медведю" решено, что это аудиовизуальное произведение, мультфильм, объясняет юрист. Но не решено, насколько оригинальны персонажи и соответствуют ли они перечисленным в законе признакам. Суды на этот счет продолжаются.

То есть, может быть просто Маша, которой вправе пользоваться любой, и "та самая Маша", одна на весь мир, созданная конкретным автором. Брать без разрешения "ту самую Машу" и продавать в виде фотографий, игрушек и прочее нельзя.