О преамбуле конституции. Преамбула конституции

Конституции, как правило, имею преамбулы. Преамбула -- вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции.

Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации".

Выражение "мы.., народ…" встречается в конституциях ряда стран. В преамбуле Конституции Российской Федерации оно указывает, прежде всего, на то, кем определены цели Российского государства и кем данная Конституция принята. Слова "многонациональный народ" означают, во-первых -- совокупность граждан России, во-вторых -- объединение всех населяющих Российскую Федерацию народов (этносов), других этнических общностей.

Слова "соединенные общей судьбой на своей земле" подчеркивают, что сплочение народов (этносов) и других этнических общностей на территории России -- результат многовекового исторического процесса и что этому сообществу предстоит существовать и в будущем.

Формула "утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие" называет главные цели, ради которых принята данная Конституция. Под правами и свободами человека подразумеваются, прежде всего, те, которые провозглашены Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.). К этим документам следует отнести также российскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в 1991 году. Под гражданским миром и согласием подразумевается такое состояние общества, когда отсутствуют острые политические и социальные конфликты, существует взаимопонимание общественных сил. Обе цели -- утверждение прав и свобод человека и утверждение гражданского мира и согласия -- даны рядом, и это не случайно. Они органически связаны и взаимозависимы.

Положение "сохраняя исторически сложившееся государственное единство" отражает факт единства России как государства и стремление не допустить его ослабления. В результате длительного исторического развития различные государственно-территориальные общности интегрировались в одно политическое целое. В рамках этого целого и благодаря ему между всеми государственно-территориальными образованиями упрочились многообразные экономические, социальные, культурные и политические связи. Государственная целостность России необходима и выгодна всем. Она надежный гарант стабильности и нормальной жизнедеятельности как Российской Федерации в целом, так и всех составляющих ее частей (субъектов Федерации). Поэтому забота о государственном единстве есть долг всех институтов власти, общественных объединении и движений, всех российских граждан Положение "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов" означает следующее.

Общепризнанными считаются принципы, разделяемые мировым сообществом и закрепленные в соответствующих международно-правовых актах. Принципы равноправия и самоопределения народов получили отражение в Уставе ООН (1945 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о воспитании народов в духе мира (1978 г.) и в ряде других документов.

Многие государства объявили общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью своих правовых систем. Будучи включенными в такие системы, эти принципы и нормы нередко осуществляются при регулировании отношений внутри страны специфическим образом. Претворение в жизнь принципов равноправия и самоопределения народов имеет в России ряд особенностей, обусловленных пребыванием ее народов в составе одного федеративного государства и необходимостью учета специфики российского федерализма.

Положение "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость" раскрывает по преимуществу гражданско-нравственную позицию россиян. В этих словах -- признание того, что многонациональный народ России помнит и ценит свое прошлое, осознает и хранит преемственную связь с ним, наследует патриотические чувства предков, их оптимизм и стремление к справедливости.

Формула "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы" появилась в преамбуле Конституции в связи с тем, что вплоть до последних лет государственность России была лишена многих черт суверенности. Она даже в большей мере, чем другие союзные республики, страдала от чрезмерной централизации в Союзе ССР. Россия, в отличие от других республик, не имела своих органов в некоторых отраслях управления (их функции на ее территории выполняли непосредственно союзные министерства и ведомства). Основная часть промышленности находилась в прямом союзном подчинении. Не была Россия и полноправным субъектом международного права.

Термин "возрождение" нельзя, однако, толковать таким образом, будто сейчас решается задача восстановить суверенную российскую государственность в одной из тех ее конкретных политико-правовых форм, в которые она в прошлом облекалась: до февраля 1917 года, в период с марта по октябрь 1917 года либо на короткое время после октября 1917 года. Возврата к старым политико-юридическим формам быть не может. Речь идет об обретении суверенитета новой Россией -- государством, утверждающимся на незыблемой демократической основе. Начало этому процессу было положено принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России.

Слова "стремясь обеспечить благополучие и процветание России" тоже исполнены большого смысла. Они означают такое будущее состояние нашей страны, при котором достигнут достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ, налажено спокойное, без каких-либо эксцессов, течение жизни, успешно развиваются все сферы общества.

В формуле "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним- и. Будущими поколениями" отражена воля россиян взять на себя ответственность за положение дел в стране, за судьбы Отечества. Ответственность, о которой говорится в этой части преамбулы, -- морально-политическая, а не юридическая. Пренебрегший ею обычному суду не подлежит и может быть судим лишь судом истории. Но воплощение этой ответственности в практических действиях, поступках граждан России -- серьезная гарантия того, что ее настоящее и будущее станут именно такими, какими их хочет видеть наш многонациональный народ.

Формула "сознавая себя частью мирового сообщества" означает не только оценку народом Российской Федерации своего положения в современном мире, но и понимание того, что Россия действительно является неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом. Поэтому Российское государство соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, заключает и выполняет международные договоры, участвует в международных организациях, в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами оно прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное разрешение глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Торжественные слова "принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" имеют непосредственное правовое значение. Мировая практика знает различные способы принятия конституции: решением парламента, решением учредительного собрания, путем референдума и т. д. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Проект этой Конституции -- результат длительной совместной работы российских депутатов, представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В его подготовке активно участвовали и представители ряда общественных объединений, а также предпринимательских кругов, видные юристы. Проект широко освещался в средствах массовой информации и подвергся тщательному обсуждению на Конституционном Совещании (июнь--октябрь 1993 г.), охватывавшем по своему составу все слои российского общества. Только после этой предварительной работы проект Конституции был вынесен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование и одобрен гражданами России.

Рита Васильевна

Преамбула Конституции

Российской Федерации:

нормативное содержание

и проблемы реализации

Специальность 12.00.02 -

конституционное право; муниципальное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва - 2007
Диссертация выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин ННОУ «Московский гуманитарный университет»

Научный руководитель:доктор юридических наук

Пашенцев Дмитрий Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Гулиев Владимир Евгеньевич

кандидат юридических наук

Исраелян Валентин Борисович

Ведущая организация:АНО « Международная академия

предпринимательства» (Институт)

Одной из структурных частей действующей Конституции Российской Федерации является Преамбула.

Преамбула как вводная часть Конституции привлекает меньше внимания исследователей и практиков, чем базовые положения Основного закона. В то же время, она выполняет важную структурную роль, несет определенную смысловую нагрузку, обладает и нормативным содержанием. Научный анализ основных положений Преамбулы и проблем их практической реализации может существенно обогатить науку конституционного права, а также помочь в преодолении разрыва между Конституцией юридической и фактической.

В целом, актуальность темы исследования определяется следующими соображениями.

Во-первых, совершенствование механизма реализации конституционных норм предполагает научное осмысление сущностной роли каждого элемента системы Конституции, в том числе, Преамбулы, в современных условиях.

Во-вторых, развитие науки конституционного права предполагает углубленный анализ основополагающих принципов и положений Конституции, в то время как Преамбула оказывает значительное воздействие на особенности этих принципов.

В-третьих, современная практика толкования Конституции вызывает потребность в доктринальных источниках такого толкования, основой которого могут стать положения Преамбулы.

Степень научной разработанности темы исследования. Специальные работы по Преамбуле Конституции Российской Федерации практически отсутствуют. Вместе с тем, автор в процессе исследования опирался на идеи и положения, высказанные в работах таких ученых, как С.А.Авакьян, М.П.Авдеенкова, Н.А.Боброва, В.Г.Вишняков, Ю.А.Дмитриев, В.Д.Зорькин, Т.Д.Зражевская, О.Е.Кутафин, Л.В.Лазарев, В.О.Лучин, О.В.Мартышин, Н.А.Михалева, А.М.Николаев, Т.М.Пряхина, Ф.М.Рудинский, Ю.И.Скуратов, М.П.Фомиченко, Т.Я.Хабриева, В.Е.Чиркин, Б.С.Эбзеев и другие.

Нормативную основу исследованиясоставляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, конституции зарубежных государств. В процессе исследования также изучены конституционные документы советского периода.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие при реализации норм Преамбулы Конституции Российской Федерации.

Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, которые направлены на реализацию положений Преамбулы.

Целью исследования является анализ содержания Преамбулы Конституции Российской Федерации, направленный на выявление проблем и способов реализации ее нормативных предписаний.

Общая цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

Исследовать содержание и структуру Преамбулы;

Выявить место и роль Преамбулы в структуре Конституции;

Исследовать основные этапы развития Преамбулы;

Проанализировать концептуальные подходы к формулированию преамбул в зарубежных странах;

Исследовать императивно-волевой характер нормативных предписаний Преамбулы;

Исследовать народовластие как принцип, закрепленный в Преамбуле;

Проанализировать положение Преамбулы о государственном суверенитете;

Исследовать диалектику взаимоотношений демократии и личности в структуре Преамбулы.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частно-научные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный, компаративный и другие. Основные положения Преамбулы проанализированы в развитии, во взаимосвязи с существующей конституционной практикой, в сравнении с соответствующим опытом зарубежных государств.

Эмпирическую базу исследования составил анализ 23 постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации (1993-2006); анализ деятельности 5 комиссий по разработке проекта Конституции Российской Федерации (1992 - 1993); анализ 6 докладов и отчетов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (2000 - 2006); анализ 5 посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Научная новизна диссертации состоит в том, что это одно из первых монографических исследований, посвященных анализу Преамбулы Конституции Российской Федерации. В работе выявлены особенности структуры и содержания Преамбулы; раскрыта роль Преамбулы в структуре Конституции; выявлены основные этапы развития Преамбулы; определены проблемы реализации основных положений Преамбулы; доказан императивно-волевой характер нормативных предписаний Преамбулы.

Основные выводы и положения, выносимые на защиту :

1. По мнению автора, правомерно говорить о наличии двух видов преамбул: преамбула кодифицированной конституции и преамбула некодифицированной конституции. В первом случае преамбула - это составная структурная часть единого документа - основного закона государства. Во втором случае преамбула - это основные вводные положения и принципы, содержащиеся в отдельном документе, входящем в состав некодифицированной конституции государства.

2. Преамбула - это правовое выражение общечеловеческих интересов с учетом интересов господствующих в обществе социальных сил, признаваемое большинством членов общества и закрепленное в самом общем и кратком виде. По мнению диссертанта, преамбула обязательно должна иметь концептуально-идеологическую нагрузку. Это связано с тем фактом, что любая конституция должна опираться на прочные идеологические основания, которые на практике могут находиться в сфере как классовых, так и общечеловеческих ценностей.

3. Преамбула как структурная часть конституции имеет два основных признака: более общее содержание по сравнению с основным текстом конституции; выполнение роли идеологического и учредительного основания для основного текста конституции.

4. Функции преамбулы - это ее основные задачи, то, для чего она создается. По мнению автора, целесообразно выделить следующие функции преамбулы: идеологическую, политическую, воспитательную, учредительную.

5. Преамбула, как составная часть Конституции, по мнению диссертанта, имеет прямое действие. Прямое действие Преамбулы проявляется в том, что она выступает как основа определенных видов общественных отношений. В диссертации приведены примеры в пользу наделения преамбулы Конституции Российской Федерации юридической силой.

6. Реализация основных положений Преамбулы осуществляется в двух плоскостях. Во-первых, положения Преамбулы раскрываются и уточняются в основной части текста Конституции. Во-вторых, положения Преамбулы реализуются в реальной конституционной практике.

7. Проведенное исследование позволило выделить четыре основных этапа в развитии преамбулы как составной части отечественных конституций. Первый этап датируется 1918 - 1935 гг. Он связан с наличием в тексте основных законов преамбул, имевших ярко выраженный классовый характер. Второй этап охватывает период с 1936 по 1977 гг. Для него характерно отсутствие преамбулы в тексте конституций. Третий этап продолжался с 1977 по 1993 гг. Он связан с наличием преамбулы, которая имела идеологизированный характер. Четвертый период начался с принятием Конституции 1993 г., преамбула которой основана на общечеловеческих ценностях.

8. В структуре Преамбулы можно выделить три составных части. Первая часть закрепляет суверенитет российского народа в виде формулы «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле…». Вторая часть включает в себя перечисление принципов, которые провозглашает народ при принятии Конституции, и целей, которые он стремится достигнуть. Третья часть Преамбулы имеет волевое нормативно-правовое значение, которое выражается в словах «принимаем Конституцию Российской Федерации». Нормативное значение Преамбулы проявляется в том, что она от имени многонационального народа России фактически вводит Конституцию в действие, придает ей высшую юридическую силу.

Теоретическая значимость исследования определяется его актуальностью, научной новизной и сделанными выводами. Материалы диссертации расширяют представление о Преамбуле Конституции Российской Федерации, ее нормативном характере, о роли Преамбулы в закреплении основных конституционных принципов. Выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейших научных исследований в сфере конституционного права.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования сделанных выводов и обобщений в процессе совершенствования практики применения конституционных норм органами государственной власти Российской Федерации, а также при толковании Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Материалы и выводы исследования также могут быть использованы в процессе преподавания курса конституционного права, при подготовке учебных пособий для студентов юридических факультетов по данной дисциплине.

Апробация работы осуществлялась по следующим основным направлениям:

1. Основные положения и выводы исследования апробированы в выступлениях на Межвузовской научно-практической конференции «Государство и право России в ХХ I веке» (Москва, 2005) и Международном конгрессе студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2007» (Нальчик, 2007).

2. Апробирование осуществлено путем опубликования 4 статей в периодических научных изданиях и сборниках.

3. Основные методические установки внедрены в учебный процесс Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российского государственного социального университета и Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ по дисциплине «конституционное право».

4. Основные положения и выводы исследования внедрены в практику работы субъектов Российской Федерации, таких, как Республика Татарстан, Республика Дагестан, Краснодарский край, Ивановская область и Рязанская область.

Структура работы определяется логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, определяется научная новизна и практическая значимость исследования.

Первая глава диссертации «Преамбула как составная часть Основного закона» состоит из четырех параграфов.В первом параграфе « Содержание и структура Преамбулы Конституции Российской Федерации» отмечается, что в структуре Преамбулы можно выделить три составных части. Первая часть включает в себя формулу «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле…». Вторая часть включает в себя перечисление принципов, которые провозглашает народ при принятии Конституции, и целей, которые он стремится достигнуть. Третья часть Преамбулы состоит из слов «принимаем Конституцию Российской Федерации».

По мнению диссертанта, преамбула обязательно должна иметь концептуально-идеологическую нагрузку. Это связано с тем фактом, что любая конституция должна опираться на прочные идеологические основы, которые на практике могут находиться в сфере как классовых, так и общечеловеческих ценностей.

Преамбула, по нашему мнению - это правовое выражение общечеловеческих интересов с учетом интересов господствующих в обществе социальных сил, признаваемое большинством членов общества и закрепленное в самом общем и кратком виде.

Функции преамбулы - это ее основные задачи, то, для чего она создается. По мнению автора, целесообразно выделить следующие функции преамбулы: идеологическую, политическую, воспитательную, учредительную. В параграфе раскрываются особенности этих функций.

Также в параграфе исследованы основные черты преамбулы, к которым автор относит следующие: всеобщность, доступность, краткость, общий характер, отсутствие противоречий, соответствие общечеловеческим ценностям, соответствие исторической судьбе народа.

Во втором параграфе « Преамбула в структуре Конституции Российской Федерации» отмечается, что структура конституции - это принцип ее внутреннего строения, которое подразумевает определенный порядок расположения правовых норм основного закона государства.

Конституция Российской Федерации может быть отнесена к числу кодифицированных или консолидированных, так как она представляет собой единый документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и принимаемый в особом порядке. Именно в тексте Конституции урегулированы основы государственного устройства Российской Федерации и основы правового статуса личности на территории России.

Для внутренней структуры конституции характерен переход от более общих положений к менее общим. При таком подходе наиболее общие положения нередко выделяются в особую, первую часть конституции - ее преамбулу.

Преам­була (от лат. preambulus - идущий впереди, предшествующий) - вводная часть какого-либо важного акта, определяющая повод к его изданию.

Преамбула конституции - это вступительная, наиболее общая часть ее структуры, которая объясняет цели принятия конституции, определяет основные ориентиры и признаки конституционного строя, которые более подробно раскрываются в основном тексте конституции. «В практике большинства стран принято начинать конституцию с преамбулы - вводного текста, имеющего, как правило, политическую направленность. Она бывает нужна для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие» .

По мнению автора, правомерно говорить о наличии двух видов преамбул: преамбула кодифицированной конституции и преамбула некодифицированной конституции. В первом случае преамбула - это составная структурная часть единого документа - основного закона государства. Во втором случае преамбула - это основные вводные положения и принципы, содержащиеся в отдельном документе, входящем в состав некодифицированной конституции государства.

Так как Российская Федерация имеет кодифицированную Конституцию, представляющую собой единый документ, наделенный высшей юридической силой, то вполне естественно, что преамбула включена непосредственно в текст основного закона.

Преамбула как структурная часть конституции имеет два основных признака: более общее содержание по сравнению с основным текстом конституции; выполнение роли идеологического и учредительного основания для основного текста конституции.

Основные черты преамбулы характеризуют ее связь как важного структурного элемента конституции с общественным развитием, с одной стороны, и с основным текстом конституции, с другой стороны.

К таким чертам можно отнести следующие: всеобщность, доступность, краткость, общий характер, отсутствие противоречий, соответствие общечеловеческим ценностям, соответствие исторической судьбе народа. В параграфе раскрывается сущность этих черт.

Преамбула, как составная часть Конституции, по мнению диссертанта, имеет прямое действие. Прямое действие преамбулы проявляется в том, что она выступает как основа определенных видов общественных отношений.

Нормы Преамбулы как составной части текста Конституции должны обладать юридической силой. Об этом свидетельствует и то, что Конституционный Суд сослался на Преамбулу в одном из своих решений.

В целом, положения преамбулы выступают как общее по отношению к основной части Конституции, выступающей в качестве особенного.

Во третьем параграфе первой главы «Основные этапы развития Преамбулы Основного закона» отмечается, что создатели конституции всегда опираются на соответствующий опыт, накопленный в прошлом, учитывают или, наоборот, отметают существующие традиции. По справедливому утверждению Т.И. Пряхиной, конституция является продуктом совокупного действия ряда факторов, важнейший из которых - конституционные традиции конкретной страны .

В параграфе проанализирована история отечественных конституционных документов. Рассматриваются преамбулы Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции СССР 1925 г. Исследовано содержание преамбулы Конституции СССР 1977 г., в структуре этой преамбулы диссертант выделяет две составных части.

Содержание преамбулы Основного закона 1977 г. позволяет говорить о том, что она выполняла две основные функции: идеологически-пропагандистскую, связанную с разъяснением особенностей существовавшего общественного строя и постановкой дальнейших задач развития государства и общества, а также учредительную - принятие конституции от имени народа и, соответственно, повышение ее легитимности.

Преамбула раскрывала цели конституции: закрепить и провозгласить основы общественного строя, установить права, свободы и обязанности граждан, принципы организации государства.

Диссертант отмечает выраженную идеологическую направленность преамбулы, в которой говорится о верности революционным традициям, об идеях научного коммунизма, о «великих завоеваниях» социализма, о социалистической демократии и т.д.

В параграфе также проанализировано содержание преамбулы Конституции РСФСР 1978 г. Отмечается, что преамбула российской Конституции 1978 г. была существенно короче соответствующего раздела союзного основного закона.

В отличие от преамбулы союзной Конституции, преамбулу российского Основного закона сложнее структурировать на две части, она меньше по объему, в целом, очевидно, что она составлена на основе предшествующей союзной преамбулы, а не самостоятельно.

В параграфе проанализированы те варианты преамбулы, которые предлагались разработчиками различных проектов российской Конституции в 1993 г. Сделан вывод, что Преамбула в ее окончательном варианте имеет немного общего с теми преамбулами, которые были в советских конституциях и теми преамбулами, которые представлены в различных проектах новой российской Конституции. Основой для окончательного варианта послужила преамбула, представленная в конституционном проекте Президента.

В четвертом параграфе первой главы « Концептуальные подходы к формулированию преамбул в конституциях зарубежных государств и возможности их использования в Российской Федерации» исследованы преамбулы конституций ряда западных и восточных государств: Конституции Французской Республики, Основного закона Федеративной Республики Германии, Конституции Соединенных Штатов Америки, Конституции Японии, Конституция Индии. Отмечается, что конституция является продуктом западной политико-правовой мысли, поэтому заимствования отдельных идей на западе и включение их в состав российского основного закона является логичным. В параграфе выявлены такие заимствования, сделанные в Преамбуле российской Конституции. В то же время, показано, что Преамбула имеет и определенную специфику, отличающую ее от преамбул конституций других государств. Эта специфика обусловлена синтезом заимствований с запада и собственного исторического опыта, собственного менталитета российского народа.

В параграфе выявлены общие черты, присущие преамбулам конституций в различных странах, показано, какие положения в преамбуле являются общими, «общечеловеческими», а какие относятся к числу специфических, присущих данной конкретной стране. Проанализированы преамбулы конституций стран-членов СНГ. Отмечается, что мировая практика знает случаи внесения поправок в текст преамбулы после изменения политической ситуации в государстве. Это, по мнению диссертанта, свидетельствует о важной основополагающей политико-правовой роли преамбулы как составной части конституции.

Вторая глава диссертации «Основные направления реализации положений Преамбулы Конституции Российской Федерации» состоит из четырех параграфов. В первом параграфе главы «Императивно-волевой характер нормативных предписаний Преамбулы» отмечается, что одним из ключевых моментов, которые необходимо выделить в отношении Преамбулы, является формула «мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем Конституцию Российской Федерации». Эта формула фактически «обнимает» все содержание Преамбулы, она открывает и закрывает ее, оставляя остальное содержание вводной части внутри себя. И это не случайно. То, что в Конституции закреплено ее принятие от имени народа и самим народом, накладывает отпечаток на все содержание основного закона и особенно практику его реализации.

Рассматриваемое положение преамбулы имеет в своей структуре два важнейших вопроса: действительно ли народ стал творцом Конституции и насколько положения Конституции отражают желания и интересы народа, то есть насколько принцип народовластия стал принципом конституционного строя России.

Действующая российская Конституция была принята на референдуме. В соответствии с этим, в Преамбуле Конституции говорится о том, что Конституцию принимает многонациональный народ России. В связи с этим, в параграфе анализируется, насколько это положение, которое можно отнести к основополагающим в составе Преамбулы, соответствует реальности. Насколько народ России действительно принимал участие в создании и принятии основного закона, и насколько народ реально имеет власть в государстве, как это предполагается Конституцией и ее преамбулой?

Диссертант отмечает, что в России проект Конституции разработали фактически без участия народа. Более того, инициатива тоже исходила не от народа. Таким образом, можно считать российскую Конституцию октроированной, дарованной сверху. Правящая верхушка подарила народу ту конституцию, которую сочла нужной, формируя ее нормы в соответствии со своими интересами и своим пониманием необходимых принципов организации государственной власти и государственного устройства.

Более того, народ не может и изменить Конституцию, что было бы вполне логично: если народ принял основной закон, он как источник власти может его и поменять. Дело в том, что согласно тексту Конституции, новый основной закон вправе разрабатывать и принимать лишь Конституционное Собрание. Однако Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» не принято. В результате, народ не имеет никакой легальной возможности изменить нелегитимную Конституцию.

Рассмотренные положения неразрывно связаны с нормативным содержанием Преамбулы. Дело в том, что нет ни одного документа, который объявил бы о введении Конституции в действие, кроме самой Конституции. Это также повышает юридическое значение Преамбулы. По мнению Ю.А. Дмитриева, которое разделяет автор, « строка преамбулы "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации" и есть юридический акт, объявляющий Конституцию действующей. В этом заключается юридический смысл преамбулы» .

Во втором параграфе главы «Народовластие как принцип, закрепленный в Преамбуле», отмечается, что Преамбула российской Конституции представляет собой не просто вводную часть к основному закону страны. В ней закрепляется ряд основных принципов, целей и задач развития отечественной государственности.

Реализация основных положений Преамбулы осуществляется в двух плоскостях. Во-первых, положения Преамбулы раскрываются и уточняются в основной части текста Конституции. Во-вторых, положения преамбулы реализуются в реальной конституционной практике.

В параграфе исследованы особенности практической реализации фактически провозглашенного в преамбуле принципа народовластия. Отвечая на вопрос, существует ли подлинная власть народа в современной России, диссертант отмечает, что, прежде всего, народ не обладает собственностью, которая в основном сосредоточена в руках небольшого слоя обеспеченных людей. Около трети населения имеют доход ниже прожиточного минимума. Более 90% доходов от собственности приходится на долю 10 - 15% населения .

В параграфе рассмотрены такие способы проявления власти народа, как участие его в деятельности местного самоуправления, а также в выборах. Сделаны выводы относительно негативной динамики развития соответствующего законодательства.

В параграфе сделан вывод о том, что суверенитет народа проявляется, фактически, только в том, чтобы поручать функцию законотворчества специальным органам и не вмешиваться в их деятельность. В этих условиях растет отчуждение власти и народа, увеличивается разрыв между ними. Также в параграфе рассмотрен смысл понятия «многонациональный народ» и сделаны соответствующие выводы.

В третьем параграфе второй главы «Преамбула Конституции Российской Федерации как основа государственного суверенитета» отмечается, что в качестве одной из важнейших целей, которые провозглашает Преамбула Конституции, является «возрождение суверенной государственности России». Проблема государственного суверенитета является одной из важнейших проблем современной науки и практики конституционного права.

Под суверенитетом, по мнению автора, можно понимать внешнюю независимость государства и его верховенство на своей территории. При этом суверенитет следует рассматривать как признак государства, в силу которого государство располагает верховной властью, не допуская иной власти, «которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля» .

В параграфе проанализированы два аспекта государственного суверенитета: внутренний и внешний суверенитет. Также исследована история вопроса о закреплении государственного суверенитета России в конституционных актах.

Когда в Преамбуле говорится о возрождении суверенной государственности России, имеется в виду, что в период, когда Россия входила в состав СССР, она не обладала государственным суверенитетом и вновь его обрела после выхода из Союза.

Положение Преамбулы о государственном суверенитете получило своей развитие в ст.4 Конституции Российской Федерации. П.1 данной статьи говорит, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. П.2 ст.4 Конституции устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Государственный суверенитет неразрывно связан с суверенитетом народа, является производным от него. Именно народ, обладая властью, делегирует эту власть государству в лице его органов и должностных лиц. Именно воля народа, его интересы должны определяет политику государства, основные направления его развития. На практике такое положение дел существует далеко не всегда, что затрудняет практическую реализацию одного из основополагающих положений преамбулы Конституции Российской Федерации.

В четвертом параграфе второй главы « Закрепление в Преамбуле Конституции Российской Федерации основ демократического государства и правового статуса личности» отмечается, что Положение Преамбулы о демократических основах российской государственности получило развитие уже в ст.1 Конституции Российской Федерации, где говорится, что Российская Федерация есть демократическое государство.

Демократия как политический режим и права личности тесно взаимосвязаны. Формы демократии и основные права человека и гражданина устанавливаются непосредственно в самом тексте основного закона. В то же время, определяющее значение имеет закрепление демократических принципов и прав личности в преамбуле конституции.

В Преамбуле говорится о незыблемости демократической основы российской государственности. В связи с этим, в параграфе рассмотрены понятие и виды демократии, исследован вопрос о том, насколько демократичным является современный политический режим в России. Сделан вывод о том, что демократия, провозглашенная в Преамбуле российской Конституции, на практике далека от планируемого идеала и нуждается в дальнейшем совершенствовании на основе принципов Преамбулы.

В Преамбуле Конституции также говорится об утверждении прав и свобод человека. Это положение нашло свою реализацию в основном тексте Конституции, где правам и свободам человека отведена целая глава. В связи с этим, в параграфе исследована история закрепления прав и свобод в отечественных конституциях, а также практика их непосредственной реализации. Отмечается, что существует определенная разница между нормами Конституции, говорящими о правах и свободах человека и гражданина, и практикой возможного использования этих прав и свобод. Сделан вывод о необходимости совершенствования институтов защиты прав и свобод в условиях современной России.

В Заключении сформулированы основные выводы диссертации.

Основные положения и выводы диссертации изложены в научных публикациях автора:

1. Артемьева Р.В. Преамбула в структуре Конституции Российской Федерации // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2006. - №4. - С.96-98. - 0,6 п.л.

2. Артемьева Р.В. Преамбула в структуре российской Конституции: понятие, функции, значение // Актуальные проблемы права в современной России: Сборник научных статей. Вып.4. - М.: Готика, 2006. - С.23-30. - 0,7 п.л.

3. Артемьева Р.В. Конституционализм как системообразующая категория науки конституционного права // Государство и право России в ХХ I веке: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под. ред. Л.И.Рогачевой. - М.: Готика, 2005. - С.11-13. - 0,3 п.л.

4. Артемьева Р.В. Преамбула Российской Конституции (историко-правовые аспекты) // Перспектива - 2007: Материалы докладов Международного конгресса студентов, аспирантов и молодых ученых. - Т.3. - Нальчик: Изд-во КабГУ, 2007. - 0,4 п.л.

Как известно Конституция РФ была принята на всенародном референдуме в 1993 году 12 декабря. Помимо текста самой Конституции, которую, к сожалению, народ видимо не читал, присутствует преамбула, текст которой прямо открывает, в каком духе написана вся Конституция. К моему большому сожалению, наряду с красивыми словами о почитании предков, об исторически сложившимся единстве многонационального народа, в текст вставлены несколько слов, которые перечеркивают все эти красивые патриотические слова.

Привожу полностью текст преамбулы к Конституции РФ:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества , принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Не начав читать саму Конституцию, преамбула к ней говорит, что мы, граждане России, должны сознавать себя частью мирового сообщества. А потому должны следовать принципам, порядкам этого мирового сообщества. И действительно, уже в тексте самой Конституции в статье 15 п. 4 говорится:

"Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

В статье 17 п. 1 говорится:

"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией ".

Президент РФ согласно Конституции является ее гарантом, а также прав и свобод человека и гражданина согласно статье 80 п. 2. Прошу принять во внимание, что президент является гарантом прав и свобод граждан согласно ОБЩЕПРИЗНАННЫМ принципам и нормам МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (статья 17 п. 1). Не согласно Библейским принципам, принципам морали, принципам установленных национальных традиций, а именно принципам международного права. Более того, не общепринятому международному праву, как должно быть, а общепризнанному.

Что же такое международное право? Международное право - это совокупность правоотношений с участием ИНОСТРАННЫХ элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. То есть согласно принятой гражданами РФ Конституцией, нам необходимо следовать интересам международного сообщества, так как все национальные законы, инициативы и т.д., не имеют своей юридической силы, если противоречат международному праву (статья 15 п. 4).

Каковы же главные институты международного права? Это ООН, международный трибунал в Гааге, суд по правам человека в Страсбурге, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и т.д. Все эти институты находятся за рубежом и в ведении главных игроков международного права США и Европы.

Поэтому крики в адрес президента, чиновников, что они осуществляют политику и развитие экономики против своего же народа являются безосновательны. Потому что они следуют принятой народом Конституцией РФ, которая гласит, что народ должен обслуживать интересы международного права, международного сообщества. Но не свои интересы. И президент, чиновники и весь госаппарат на этом построен.

Соответственно, противостояние нашего народа насаждению гомосексуализма, ювенальной юстиции в нашей стране, согласно Конституции РФ, является ее нарушением. Если мировое сообщество признало ювенальную юстицию, гомосексуализм, значит и мы должны это сделать.

Пока мы не поймем неизбежность внедрения "европейский ценностей" в среду нашего народа, пока мы не поймем, что мы лично виноваты в этом, пока мы не признаем, что нам необходимо на таком же референдуме принять другую Конституцию, отвечающую интересам нашего народа, ничего хорошего и лучшего для нас ждать не стоит .

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Комментарий к преамбуле

Конституцию открывает преамбула, т. е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

Утверждение прав и свобод человека,

Утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

Сохранение исторически сложившегося государственного единства,

Возрождение суверенной государственности России,

Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

Обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции. Так, утверждению прав и свобод человека посвящены целиком гл. 2 (ст. 17 - 64) и ряд положений в других главах (например, ст. 2, 6, 7 и др.). Включение этих статей в текст Конституции позволяет утверждать, что в развитии прав и свобод человека и гражданина наша Конституция вышла на уровень стандартов, принятых в мировом сообществе.

Возрождение российской государственности раскрывается в гл. 1 "Основы государственного строя", в гл. 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России. Именно Конституция 1993 г. утвердила действительное равноправие всех субъектов Российской Федерации и провозгласила в качестве одного из важнейших принципов нашего государственного устройства наряду с разделением властей согласованность функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. Об актуальности достижения политической стабильности в обществе свидетельствует Договор об общественном согласии, подписанный весной 1994 г. руководителями государственных органов власти России и субъектов Федерации, политическими партиями и общественными движениями.

В Отечестве нашем сильны исторически сложившиеся традиции верности народа Российскому государству, которое выдержало немало суровых испытаний. Это не только имевшие в прошлом место нарушения прав и свобод человека и отступления от принципов демократии, но прежде всего героическая защита нашей Родины от ее многочисленных врагов, приходивших к нам с мечом в руках и посягавших на само существование нашей Отчизны, сильной общей преданностью к ней всех граждан независимо от их национальности. Именно поэтому в преамбуле выражена мысль о признательности к памяти наших предков, передавших потомкам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Но Конституция не только чтит память о прошлом, а прежде всего утверждает общепризнанные и особенно важные для нашей многонациональной страны принципы равноправия и самоопределения народов, объединившихся на общей земле и сохраняющих единое государство. Новая Конституция - это и возрождение подлинной суверенной государственности России, которую она обрела только с принятием 12 июня 1990 г. Декларации о независимости.

И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями.

Еще одно очень важное положение преамбулы. Принимая свою Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство сознают себя частью мирового сообщества. А это означает, что Российская Федерация принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, налаживать сотрудничество с другими государствами как условие демократического и мирного развития не только России и ее народа, но и народов и государств всего мира.

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных конституций показывает, что главным в содержании их преамбул, несмотря на многообразие изложенных в них целей и задач, является утверждение государственности и народовластия, признание приоритета прав человека и гражданина. Поскольку эти цели пронизывают все конституционные положения (статьи), то в основных законах ряда государств вводная часть вообще отсутствует, т. е. преамбула не является обязательным элементом закона.

Вместе с тем в последние десятилетия можно отметить тенденцию к включению в конституции развернутых преамбул. Нередко во вводной части выражаются политические цели и стремления ее создателей. Такие цели, к примеру, легко просматриваются в четкой формуле преамбулы Основного Закона ФРГ 1949 г. Уже тогда, в условиях раскола Германии на два государства, в ней было сказано, что действие Конституции "распространяется на весь немецкий народ". Тем самым не только проводилась мысль о единстве немецкого государства, но и фактически предопределялось, что при объединении двух немецких государств на всей территории Германии будет действовать Конституция ФРГ, а не Конституция Восточной Германии (ГДР), что и подтвердилось ходом исторических событий в начале 90-х гг.

Конституции большинства государств, образованных на территориях бывших союзных республик, в качестве главных целей и исходных позиций выдвигают прежде всего идеи национального возрождения и институты демократии, например:

Право на самоопределение, приверженность общечеловеческим ценностям, стремление утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить незыблемые устои народовластия и правового государства (Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.);

Незыблемость казахской государственности, создание демократического общества и правового государства, приоритет прав и свобод человека, желание обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, достойную жизнь для себя и потомков (Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г.).

Особенно сильно национальные черты новой государственности выражены в преамбулах основных законов государств Балтии. Так, в Конституции Эстонии от 28 июня 1992 г. указывается, в частности, на непреходящее право государственного самоопределения народа Эстонии, обеспечение сохранности эстонской нации и культуры на века. Главная мысль преамбулы Конституции Литовской Республики от 6 ноября 1992 г. сосредоточена на обосновании исторических корней Литовского государства, его правового фундамента на Литовских Статутах и конституциях Литовской Республики, сохранении своего духа, родного языка, письменности и обычаев.

Вместе с тем с глубоким сожалением придется признать, что высокие задачи, излагаемые в преамбулах конституций и их содержании, не всегда в полной мере реализуются в законах, принимаемых на основе этих конституций. Это, в частности, относится к Закону о гражданстве, принятому в июне 1994 г. в Латвии. Этот Закон грубо нарушает права лиц, не относящихся к коренной национальности.

Отмеченные примеры иллюстрируют не только различные подходы к формулированию и реализации основных целей в разных конституциях, но и важность вводной части для правильной оценки содержания самого основного закона. В этой связи приобретают особое значение основные цели развития Российского государства, выраженные в тексте преамбулы его Конституции: утверждение прав и свобод человека, необходимость гражданского мира и согласия, сохранение государственного единства, обеспечение благополучия и процветания России как демократического государства. Отражено в Конституции и осознание того факта, что Российская Федерация является частью мирового сообщества.

Раздел первый

«Кто любит Россию, тот должен желать для неѐ свободы; прежде всего свободы для самой России, еѐ международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности» (И.А. Ильин).


В 2013 г. отмечен двадцатилетний юбилей со дня принятия Конституции Российской Федерации. Что такое Конституция? «Это два раздела. Девять глав. И сто тридцать семь статей, правовые предписания которых имеют высшую юридическую силу», - ответит осведомленный гражданин. Отчасти он будет прав. Но, в первую очередь, Конституция – это «каркас» правовой системы, благодаря которому можно говорить о системе российского права. Если сравнить Основной закон с ядром атома, то все остальные нормативно-правовые акты – это электроны, которые вращаются вокруг ядра и притягиваются к нему. Как ядро состоит из частиц, так и Конституция Российской Федерации имеет внутреннюю структуру: вводную часть – преамбулу13 и текст глав.

Преамбула выступает торжественным началом конституции, поэтому ее качественное оформление способно дать мощный толчок для воплощения идеалов. Положения преамбулы14 – это постулаты, служащие первоосновой правового регулирования, правоприменения и правосознания; эти положения разнообразны15, но вместе они образуют неразрывное единство.

В преамбуле Конституции Российской Федерации называются следующие основополагающие постулаты, реализация которых является главной целью государства: соединенность общей судьбой на своей земле, утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, признание равноправия и самоопределения народа, память о предках, передавших на любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание частью мирового сообщества.

Реализация преамбулы Конституции Российской Федерации в современной правовой системе.

1. Соединенность общей судьбой на своей земле.

Народ России связывает общая судьба на нашей земле. Через призму понятия «общая судьба» можно проследить отношения между поколениями. Это одновременно слова памяти о прошлом, присяга нынешнего поколения и призыв к будущему поколению. Когда ценности преамбулы будут воплощены в российской правовой системе, можно сказать, что мы пришли к правовому государству.

2. Утверждение прав и свобод человека.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В России созданы разные правозащитные институты. Но особенно интенсивно развивается в последнее время институт омбудсмена. Наряду с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, учреждены институты уполномоченного по правам ребенка, по защите прав предпринимателей. Возможно, уже в ближайшем будущем появится Уполномоченный по правам инвалидов (соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу 3 декабря 2014 г.).

3. Утверждение гражданского мира и согласия.

10 См. о преамбуле, например: Артемьева Р.В. Преамбула Конституции Российской Федерации: нормативное содержание и проблемы реализации: автореф. … дис. канд. юрид. наук / Спец. 12.00.02. – М., 2007. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/abstract/Artemieva_RV

11 См. о концепции преамбулы в зарубежных странах, например: Мазаева Е.С. Концептуальная основа формулирования преамбул в конституциях зарубежных стран // Юридическая техника. - 2012. - № 6. - С. 300-304.

12 См. о разнообразии в праве: Сазонникова Е.В. Диатропическая познавательная модель: понятие, применение в праве и соотношение с системной познавательной моделью // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1. - С. 47-53.


Отсутствие острых политических и социальных конфликтов, взаимопонимание общественных сил – это важные составляющие для формирования и развития гражданского общества и, следовательно, правового государства.

Для реализации этой задачи необходимо наличие гражданской инициативы, т.е. сознательной и активной деятельности граждан на благо общества. В конституционном праве гражданская инициатива рассматривается как консультативный институт непосредственной демократии. Так, чтобы публичная гражданская инициатива носила конструктивный характер, были приняты: ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (2004 г.), ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (2004 г.) и др.

1. Сохранение исторически сложившегося государственного единства.

Сохранение исторически сложившегося государственного единства связывается в данный момент, прежде всего, с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов федерации: Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

2. Признание равноправия и самоопределения народов.

Оба этих принципа закреплены в таких международных актах, как: Устав ООН (1945), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются частью российской правовой системы.

3. Память о предках, передавших на любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

В 2015 г. весь мир отмечает 70-летний юбилей со дня победы над фашистскими захватчиками. В связи с этим 23 января 2015г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины со дня победы в великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Мы никогда не забудем подвига наших предков, будем чтить их память и донесем эти моральные ценности будущим поколениям.

4. Возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости еѐ демократической основы.

«Возрождение» означает обретение суверенитета новой Россией – демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. «Если для ряда европейских стран национальная гордость – давно забытое понятие, а суверенитет – слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет – абсолютно необходимое условие еѐ существования» (Послание Президента Федеральному Собранию от 14 декабря 2014г.). Народ Российской Федерации является носителем суверенитета. Российская государственность начала свой путь в 862 г. За это период в 1153 года Россия сменила и правящие династии, и форму правления, отстояла свой суверенитет в кровопролитных войнах, отголоски которых доносятся до сих пор.

Выборы – один из важнейших демократических институтов. Государство должно гарантировать свободное волеизъявление граждан России на выборах и референдуме. В сфере избирательного права приняты ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002г.), ФЗ «О выборах президента РФ» (2002г.), ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2005г.) и др.

5. Стремление обеспечить благополучия и процветания России.

Задача государства обеспечить не только безопасность страны от внешних угроз, но и ее благополучие и процветание. Необходимо создать для всех достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ. Поэтому перед законодателем стоит задача качественно продумать социальное законодательство. Для решения демографической проблемы был введен с 1 января 2007 г. материнский капитал как форма государственной поддержки российских семей (см.: ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Для привлечения молодежи к культурным ценностям в последние годы проводятся государственные программы, направленные на развитие интереса к памятникам русской и мировой культуры. Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014г. № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы» 2015 год объявлен годом литературы.

6. Ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями

Понятие «ответственность» несет в себе не только правовой, но и моральный смысл. Учитывая современную ситуацию, мы не должны допустить фальсификации истории. Наш долг не допустить распространения «исторических мифов», которые негативно повлияли бы на сознание подрастающего поколения. Поэтому еще в 1995 г. был принят ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

7. Осознание частью мирового сообщества.

Сознавая себя частью мирового сообщества, Россия соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права. Это подтверждает ч. 4 ст.15 Конституции. Заключая международные договоры, участвуя в международных организациях, в системах коллективной безопасности, мы вносим вклад в разрешение глобальных проблем. В соответствии с положениями ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Россия осуществляет международное сотрудничество.

Вывод. Все положения преамбулы Конституции Российской Федерации в той или иной мере находят своё продолжение в правовой системе России. Это свидетельствует о том, что преамбула не просто служит для красоты текста Конституции, но и является фундаментом развития Российского государства и права.

Список литературы

1. Артемьева Р.В. Преамбула Конституции Российской Федерации: нормативное содержание и проблемы реализации: автореф. … дис. канд. юрид. наук / Спец. 12.00.02. – М., 2007. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/abstract/Artemieva_RV

2. Мазаева Е.С. Концептуальная основа формулирования преамбул в конституциях зарубежных стран / Е.С. Мазаева// Юридическая техника. - 2012. - № 6. - С. 300-304.

3. Сазонникова Е.В. Диатропическая познавательная модель: понятие, применение в праве и соотношение с системной познавательной моделью / Е.В. Сазонникова // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1. - С. 47-53.