Одной из причин возникновения государства является. К основным признакам государства не относятся К числу основных признаков государства не относится

1) увеличение численности населения

2) общественное разделение труда

3) возникновение городов

4) развитие орудий труда

Чем характеризуется организация политической власти?

1. Эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов.

2. Внешне и официально она представляет все общество.

3. Указанные выше два положения плюс цель - обеспечить поддержание цивилизованного порядка.

Что отличает государство от любых других политических организаций общества?

1. Обладает собственностью на орудия и средства производства.

2. Взаимодействует с международными организациями.

3. Имеет прерогативу на издание общеобязательных норматив­ных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуж­дения, собирает налоги.

Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

1. Правосубъектность.

2. Суверенитет.

3. Компетенция.

Какой из признаков не относится к характеристике суверенитета государства?

1. Распространение государственной власти на все население страны.

2. Общеобязательность решений органов государства.

3.Избрание высших органов государства демократическим путем.

Назовите признак, не относящийся к признакам государства.

1. Организация политической власти.

2. Наличие аппарата принуждения.

3. Суверенитет.

4. Территория.

5. Руководство политическими партиями.

6. Налоги.

7. Легализованное принуждение.

8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.

Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?

1. Правореализация.

2. Нормотворчество.

3. Осуществление властных полномочий по каналам законода­тельства, государственного управления, правосудия, государст­венного надзора и контроля.

9.В чем состоит основное противоречие в сущности государ­ства?

1. В том, что государство выражает классовые и общесоциаль­ные интересы .

2. В соотношении легитимности государственной власти и про­тивоправной деятельности отдельных органов государства и долж­ностных лиц.

3. В несовпадении государственной власти с гражданским об­ществом.

10.Назовите характерные черты либеральной модели соотноше­ния государства и экономики.

1. Свобода личности, основанная на неприкосновенности част­ной собственности. Приоритет экономической саморегуляции перед государственным вмешательством в экономику.



2. Охрана государством свободно складывающихся конкурент­ных отношений товаропроизводителей.

3. Все вышеперечисленные плюс антимонопольное законода­тельство.

11.Как называется свойство государственной власти, выражаю­щееся в признании (поддержке) социальными массами этой влас­ти и в способности властвующих убедить подвластных в спра­ведливости своих притязаний?

1. Легитимность.

2. Правомерность.

3. Легальность.

12.К какому понятию относится следующее определение: «Сово­купность взаимосвязанных признаков государства, соответст­вующих определенной социально-политической структуре обще­ства, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим бази­сом общества»?

1. Форма государства.

2. Тип государства .

3. Механизм государства.

13.С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуаз­ные) и социалистические государства?

1. Цивилизационного.

2. Формационного.

3. Теологического.

Что выступает критерием типологии государства с позиции формационного подхода?

1. Локальная цивилизация.

2. Производственные отношения.

Тема 4.Формы, функции и механизм государства.

Форма государства.

1.Объясните термины:

Форма государства – особенность внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха.



Абсолютная монархия - представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

Дуалистическая монархия – это форма правления, в которой верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть.

Парламентарная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена представительными органами - парламентом.

Республика – эта форма правления, при которой государственная власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу. Выборность всех основных органов власти.

Президентская республика – форма правления, при которой президент наделен широчайшими полномочиями, является главой государства и главой исполнительной власти, формирует правительство.

Парламентарная республика - форма правления, при которой президент является только главой государства, а главой исполнительной власти является премьер-министр, правительство формируется на принципах парламентского большинства. У парламента больше полномочий, чем у президента.

Смешанная республика – форма правления, при которой глава государства президент, а глава исполнительной власти премьер – министр. Правительство формирует президент, но на принципах парламентского большинства. Двойная ответственность правительства пред парламентом и президентом. У парламента и у президента равное соотношение полномочий.

4. Важнейшим признаком правового государства является реальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве.

Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. В конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например, Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла свое закрепление эта идея и в действующей Конституции РФ, в ст. 1 которой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И. Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескьё и другие ученые XVIII в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское, бюрократическое государство того времени, душившее свободу.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения , то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

Тест по обществознанию (9 класс) по теме: Тест по теме — Власть

Данный тест составлен для контроля знаний учащихся 9 класса, занимающихся по программе А.И. Кравченко. Тест содержит задания разного уровня: задания с выбором ответа, на соотнесение понятий и определений, на выявление черт сходства и отличий общественных явлений, на определение верных суждений. Эти задания можно использовать при подготовке к ГИА.

  1. Независимость государства во внешней политике и верховенство во внутренней политике называется:
  1. гражданственность
  2. государство
  3. суверенитет
  4. разделение властей.
  1. Характерным признаком государства является:
  1. единая территория
  2. отсутствие аппарата принуждения
  3. отсутствие налогов
  4. наличие многопартийности.
  1. Термин «централизация» определяет:
  1. этнический состав населения
  2. уровень политических свобод граждан
  3. способ взаимодействия центра с территориями государства
  4. уровень экономического развития.
  1. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

Дополнительные признаки государства

Синий цвет имеет глубокое символическое значение и в тюркской культуре. Достаточно сказать, что понятия «синий» и «небо» на языках почти всех тюркоязычных обозначаются одним словом. Это, вероятно, объясняется тем, что древние тюрки были небопоклонниками, считавшими небо своим отцом, а их синее знамя — символизировало преданность отцу-прародителю. На территории Казахстана с древнейших времен была распространена вера в Тенгри — Небо, несущая в себе идею единобожия задолго до появления великих мировых религий — буддизма, христианства и ислама. Эта вера прошла через века, и еще в начале XX века казахи над могилами святых возводили купол и окрашивали его в голубой цвет, тем самым имитируя модель мира: на четыре столба, олицетворяющих четыре стороны света, опирается купол-сферический символ неба.

Президент был ограничен в своих правах, что не позволяло ему проводить самостоятельную политику по реализации реформы. Конституция сдерживала работу по проведению экономической реформы и т.д. Поэтому сама общественная жизнь поставила вопрос о пересмотре Конституции. Под руководством Президента Н.А. Назарбаева был подготовлен проект новой Конституции, который был опубликован для всенародного обсуждения. В обсуждении было высказано много замечаний по проекту. Наиболее существенные из них были учтены, и проект Конституции был предложен народу для решения ее судьбы. В результате всенародного голосования (референдума) 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан.

Тест Государство

2. Верны ли следующие суждения о происхождении и роли государства? А. Государство является основным институтом политической системы. Б. Государство – продукт исторического развития человеческого общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Какой из примеров характеризует проявление внешних функций государства? 1) Подписание Президентом указа о повышении пенсий 2) подписание соглашения о развитии торговых отношений с Великобританией 3) принятие всеобщим голосованием новой Конституции 4) проведение выборов в Государственную Думу

К признакам государства не относится наличие гражданства

В государстве X. после парламентских выборов лидер парламентского большинства приступил к формированию правительства. Одновременно депутаты парламента начали согласование кандидатуры на пост президента, который будет выполнять представительские функции. К какому типу государств относится государство X.?

Парламент страны Z избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах, формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции. Какова форма правления в стране Z?

Конституционное право

  • обязанность участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжного;
  • воинскую обязанность (в настоящее время призыв на военную службу в США не осуществляется, но в определенные периоды истории такая обязанность устанавливалась, например, во время войны во Вьетнаме);
  • обязанность платить налоги. Американские граждане обязаны уплачивать федеральные налоги независимо от места своего жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства являются налогоплательщиками по законам США в случае нахождения более 180 дней на территории США.

Прежде всего, под гражданством понимают публично-правовое состояние индивида. Именно этот аспект отражен в определении, которое содержится в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»: гражданство — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Легальное определение позволяет выделить особые свойства данного института:

Понятие и признаки государства

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Страна - понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство - понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны - форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

К отличительным признакам правового государства относится

«Признаки растений» — Основные признаки растений. Среды обитания растений. Водные растения водоросли, лилии, кувшинки и др. Напишите примеры растений. Царство растений около 350 тыс. видов. Наземные растения дуб, ландыш, брусника, кактус и др. Ботаника – наука, изучающая растения. Многообразие растений. Научиться распознавать растения различных сред обитания.

«Признаки моря» — Главные признаки морей. Самое тёплое море – Чёрное море. Окраинные и внутренние моря. Краткие сведения. Экологические проблемы морей. Каспийское море; Азовское море; Чёрное море. Моря, омывающие берега России. Океанический бассейн. Атлантический океан: Чёрное море, Азовское море, Балтийское море. Самое солёное – Японское море.

Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки, сущность, структура

Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождественны . Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским. Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам же термин «гражданское общество» стал употребляться примерно в XVIII в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от гос-тва относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Затем данное понятие получило развитие в трудах Г. Греция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля.При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от гос-тва, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

Правовое государство — особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

05 Июл 2018 476

ВОПРОС: Какие признаки государства являются наиболее общими?

ОТВЕТ: Наиболее общими признаками государства являются следующие.

Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.

Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.

Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно «через население» в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма - общества.

Публичная власть. Государство - это и особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой, звеном этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из специальных отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, жандармерии, разведки, а также в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изме- няются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи.

Суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:

а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти;

в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю.

Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.

Издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.).

Обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а также на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.).

Государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т.п.

Таковы общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, ростом его социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство, а его основные признаки наполняются новым содержанием, обогащая сущность государства в соответствии с объективными потребностями общественного развития.

Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества. Их много и разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.

Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам.

Среди основных признаков выделяют:

1) наличие политической публичной власти . Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население. В отличие от политической власти, например, власть дисциплинарная распространяется не на всё население, а только на подчинённых лиц того начальника, который этой властью обладает. То есть, власть Президента Украины распространяется на всё её население, а власть Директора колледжа – только на коллектив сотрудников и учащихся. Публичный характер власти означает, что управленческие решения власти доступны для ознакомления всему населению. В отличие, например, от власти военной, при которой большинство приказов и распоряжений командования являются секретными.

2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений. Так, например, в начале ХХ века на большей части территории современной Украины была провозглашена Украинская народная республика, которая являлась государством. Однако в начале 20-х годов эта территория была оккупирована другим государством – Союзом советских социалистических республик, в результате чего УНР как государство перестало существовать. С другой стороны, в 1948 году в мире насчитывалось 11 миллионов евреев, но еврейского государство не существовало, потому что эта нация не имела контроля ни над какой частью поверхности планеты Земля. В 1949 году на территории Палестины создано государство Израиль.

3) суверенитет . Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было. Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен». В различных типах государств сувереном может быть один человек, например, монарх, диктатор и т.п., может быть группа людей, например, политическая партия, а может быть и весь народ. Суверенитет может быть полным, формальным и частично ограниченным. Полный суверенитет присущ самостоятельным, сильным государствам, например России, США, Великобритании, Франции и др. Формальный суверенитет означает наличие фактической зависимости государства от внешних субъектов при юридическом провозглашении суверенитета. Ограниченным суверенитет становится тогда, когда государство принудительно или добровольно отказывается от части своих полномочий. Добровольно это происходит

тогда, когда государство вступает в международные международные организации или образует федерацию с другими государствами. Так, например США, Мексика, Австралия и некоторые другие государства образованы в результате добровольного ограничения суверенитета их составных частей, которые сами по себе являются государственными образованиями. Федеративное устройство имел и Союз советских социалистических республик. Принудительное же ограничение суверенитета вводится в отношении побеждённых государств. Так, например, после ІІ мировой войны был принудительно ограничен суверенитет Японии.

4) верховенство власти . Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти. Например, в Украине существует только одна политическая власть, которая разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Будучи триедина, эта власть является верховной, потому что имеет возможность отменять решения субъектов любой другой власти, например, религиозной, дисциплинарной, экономической.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения , то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций , в том числе, аппарата принуждения. Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение. На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.

Правотворчество, то есть установление обязательных для всех правил поведения в государственной деятельности превалирует, имеет большее значение по сравнению с работой аппарата государственного принуждения к исполнению этих правил. Это происходит потому, что подавляющее большинство норм права исполняются добровольно, без наличия принуждения и без угрозы со стороны государства. Более того, обязательность разумного, рационального закона обеспечивается в большей степени силой внутреннего убеждения в его правильности и полезности, нежели внешней угрозой наказания за невыполнение его. Из этого следует важный вывод о том, что целью существования аппарата государственного принуждения является не насаждение установленных государством правовых норм, а наоборот, противодействие исполнению негосударственных и антигосударственных правил поведения, например, животных, экстремистских или криминальных обычаев.

К факультативным признакам государства относят:

1) наличие Конституции . Этот признак не является обязательным, поскольку государство может без него существовать. Например, Украина как государство существует с 1991 года, а Конституция Украины появилась только 28.06.1996 года.

2) наличие государственных символов. К ним принадлежат Государственный гимн, Государственный флаг и герб государства. Но они также не являются обязательными. Вот, например, Государственный герб Украины отсутствует, но это нисколько не мешает ей существовать.

3) наличие гражданства . Гражданство или подданство не являются обязательными признаками государства, но не потому, что государство может существовать без своих граждан, а потому, что эти понятия не соотносятся по размеру. Гражданство не может существовать без государства, оно возникает в результате установления взаимоотношения между государством и населением территории, на которой оно существует. Но не ограничивается этим. Так, например, во многих государствах допускается двойное гражданство, при котором один и тот же человек может быть признан одновременно гражданином нескольких государств, а кроме того, в большинстве государств широкие права предоставляются иностранцам, лицам без гражданства и беженцам.

4) наличие денежной единицы. В настоящее время этот признак утрачивает своё значение в результате процессов глобализации. Поэтому я считаю, что он является не только факультативным, но и устаревшим.

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

6) участие государства в деятельности международных организаций. Этот признак также не является обязательным, потому что такое участие для государств является добровольным, а также потому, что в истории человечества есть примеры участия в деятельности международных организаций субъектов, не являющихся государствами. Так, Украина стала членом и соосновательницей Организации объединённых наций, не являясь государством, – в 1945 году.

С учётом рассмотренных нами признаков, можно усложнить определение понятия «государства» и понимать его как распространяющуюся на определённую территорию особую форму организации общества, характеризующуюся наличием политической публичной власти, имеющей суверенитет и осуществляемой в деятельности государственных органов, которые своими решениями придают общеобязательный характер правилам, основной задачей которых является регулирование общественных отношений.

1. Организация политической власти.

2. Наличие аппарата принуждения.

3. Суверенитет.

4. Территория.

5. Руководство политическими партиями.

6. Налоги.

7. Легализованное принуждение.

8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.

8.Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?

1. Правореализация.

2. Нормотворчество.

3. Осуществление властных полномочий по каналам законода­тельства, государственного управления, правосудия, государст­венного надзора и контроля.

9.В чем состоит основное противоречие в сущности государ­ства?

1. В том, что государство выражает классовые и общесоциаль­ные интересы.

2. В соотношении легитимности государственной власти и про­тивоправной деятельности отдельных органов государства и долж­ностных лиц.

3. В несовпадении государственной власти с гражданским об­ществом.

10.Назовите характерные черты либеральной модели соотноше­ния государства и экономики.

1. Свобода личности, основанная на неприкосновенности част­ной собственности. Приоритет экономической саморегуляции перед государственным вмешательством в экономику.

2. Охрана государством свободно складывающихся конкурент­ных отношений товаропроизводителей.

3. Все вышеперечисленные плюс антимонопольное законода­тельство.

11.Как называется свойство государственной власти, выражаю­щееся в признании (поддержке) социальными массами этой влас­ти и в способности властвующих убедить подвластных в спра­ведливости своих притязаний?

1. Легитимность.

2. Правомерность.

3. Легальность.

12.К какому понятию относится следующее определение: «Сово­купность взаимосвязанных признаков государства, соответст­вующих определенной социально-политической структуре обще­ства, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим бази­сом общества»?

1. Форма государства.

2. Тип государства.

3. Механизм государства.

13.С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуаз­ные) и социалистические государства?

1. Цивилизационного.

2. Формационного.

3. Теологического.

14.Что выступает критерием типологии государства с позиции формационного подхода?

1. Локальная цивилизация.

2. Производственные отношения.

Тема 4.Формы, функции и механизм государства.

Форма государства.

1.Объясните термины:

Форма государства - ___________________________________________________________

__________________________

Форма правления - ____________________________________________________________

Монархия - __________________________________________________________________

__________________________

Абсолютная монархия - ________________________________________________________

Дуалистическая монархия - ____________________________________________________

Парламентарная монархия - ____________________________________________________

Республика - _________________________________________________________________

__________________________

Президентская республика - ____________________________________________________

__________________________

Парламентарная республика - __________________________________________________

__________________________

Смешанная республика - _______________________________________________________

__________________________

2.Какие факторы определяют осуществление конкретной формы правления в том или ином государстве?

________________________________________

Существуют всего три варианта получения кем-либо верховной власти в государстве. Назовите их.

______________________________________________________________________________

4.В какие исторические периоды возникает дуалистическая монархия?

____________________________________________________

5.Заполните таблицу:

Виды монархий и их признаки.