Основные правовые системы современности и их специфика. Основные правовые системы современности Основные правовые системы мира и их характеристика

(«семей»)

Право включает в себя множество правовых систем. Термин «правовая система » употребляется в узком и широком значении. В узком значении «правовая система » - право определённого государства, т.е. национальная правовая система. Сейчас в мире примерно 200 таких систем, которые по определенным критериям можно классифицировать. Французский юрист-компаративист Рене Давид использовал следующие критерии :

1) юридико-технический критерий (источники права, структура действующего права, терминология, правовые принципы и др.);

2) идеологический критерий (философские, политические и экономические принципы, общественные идеалы и др.).

Р. Давид назвал их «правовыми семьями» или «семьями систем права» (широкое значение термина «правовая система »), предложив в начале 60-х годов ХХ века следующую классификацию правовых семей современности :

а) романо-германская правовая семья;

б) семья «общего права» или англо­-американская семья;

в) семья социалистических систем права;

г) семья религиозно-традиционного права (философские или религиозные системы).

Рассмотрим эти основные направления:

1. Романо-германская правовая семья - это система европейского континентального права (Гер­мания, Франция, Италия, Испания, Швеция). Сюда же относятся страны Латинской Америки и ряд стран Африки.Основной признак этой системы - сформировалась на основе римского права, в ре­зультате усилий европейских университетов, которые выработали и раз­вили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана об­щую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. В ней чётко разработанное законодательство, писаные конститу­ции, кодексы, законы, многочисленные подзаконные акты, отраслевое деление права. Особенно хорошо разработано граждан­ское право. Существует развитая судебная система, призна­ется верховенство закона. Акты судебной практики имеют характер вспомогательных источников права. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Обычай в разных странах данной правовой семьи занимает неодина­ковое положение, при этом роль самостоятельного источника права им практически утрачена. В качестве источников права достаточно широко используются об­щие принципы права как вытекающие из самого закона или прямо в нем зафиксированные, так и существующие вне него. Эти принципы отража­ют подчинение права требованиям справедливости и морали, которые мо­гут меняться в зависимости от эпохи и момента времени. Общие принципы права играют существенную роль при отправлении правосудия. При опре­деленных условиях могут быть основанием для решения дел (аналогия права).



2. Англо-американская (англосаксонская) правовая семья или система «общего права» берёт своё начало с 1066 года (с периода нормандского завоевания Англии). Данная правовая семья включает в основном англоязычные страны, а также те, ко­торые исторически и политически были связаны с Англией – США, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др. Здесь основ­ным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. Нет деления на публичное и частное право. Отрасли права выраже­ны не столь четко, как в романо-германской правовой системе.

В англосаксонской правовой семье различают две обособленные группы: английского права и права США. Но это не отрицает возрастания роли статутного (законодательного) права.

В современной Англии судебный прецедент, как правило, создают только решения палаты лордов (высшей судебной инстанции), Апелляционного суда, Высокого суда. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам указанных вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов. Обычай, доктрина и разум играют определенную роль в правовой жизни Англии. В США также существует система «общего права», с той разницей, что здесь еще действует, наряду с федеральной системой, правовая система штатов: всего 51 система - 50 систем штатов и одна федеральная система. Ежегодно пуб­ликуется около 300 томов судебной практики. Источниками права являются законы и судебная практика. Основополага­ющий принцип американской системы - судебный контроль за консти­туционностью законов, и здесь решающая роль принадле­жит Верховному суду США. Во всех штатах есть уголовные кодек­сы, в 25 штатах гражданские процессуальные кодексы и только в 5 штатах - гражданские кодексы.

3. Система социалистического права в связи с распадом СССР и изменениями, произошедшими в бывших социалистических странах Восточной Европы сохранилась в Северной Корее, Китае, на Кубе. Для неё характерен дух коллективизма, роль государства в экономической, политической и социальной организации общества. Имеет черты романо-германской правовой системы (кодексы, структура, терминология). Первоначальным источником права считались революци­онное творчество масс, революционная целесообразность. В настоящее время происходят изменения в правовой системе России. Наблюдается ее сближение с романо-германской правовой семьёй. Современный Китай во многом заимствовал принципы социалистического права, но в последнее время усиленно развивается законодательство, регулирующее рыночные отношения, деятельность иностранных фирм на территории Китая, поло­жение особых свободных зон и районов. Преиму­щественно в сельской местности действует правовой обычай.

4. Семья религиозно-традиционного права. Сюда относятся семьи права стран мусульманского, ин­дуистского права, а также ряда стран Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара. Мусульманское право («Шариат») сформировалось и функционирует на основеислама , возникновение которого связано сименем пророка Мухаммеда. Шариат («путь следования») – религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, что они должны делать и чего - не должны делать. Источники Шариата – Коран - священная книга ислама (114 сур-глав), основа мусульманского права;сунна – предания о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение;иджма - единое мнение авторитетных правоведов ислама; кийас (кияс) - суждение по аналогии в вопросах права.Действует и обычное правоадаты , не противоречащее исламу.

Индуистское право - право общины, предусматривающее закрепление кастовой структуры и вытекающих из доктрин индуизма правил поведения. Допускается обычай, связан­ный с религиозной доктриной. Конституция 1950 года Индии отвергла систему каст. Принимаются законы. Судебные прецеденты являются источником права в современной Индии.

Лекция 5. Конституция – Основной закон РФ

1. Понятие конституционного права. Понятие и виды

В настоящее время выделяют две основных правовых системы:

1. Континентальная правовая система (иначе ее называют Романо-германская);

2. Общая система права (иначе - англосаксонская);

Отдельно можно добавить мусульманскую систему права.

Рассмотрим Романо-германскую систему права. Она существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточно-европейские (бывшие социалистические) страны вновь возвращаются к этой системе. Ее с полным основанием можно называть ныне системой (или семьей) континентального права: она охватывает все страны европейского континента за исключением Англии и Ирландии. Данная семья права последовательно распространяет свое влияние на испаноязычные государства Америки (Латинскую Америку). Более того, о романо-германской правовой системе можно говорить даже по отношению к штату Луизиана (бывшая французская территория, присоединенная в 1803 году к США), а также к канадской провинции Квебек, заселенной преимущественно французами (в которой в 1992 и 1995 гг. проводились референдумы по вопросу о независимости от Канады).

Большинство стран Черной Африки (бывших колоний Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии и Франции), то и их коснулось влияние этой правовой семьи. Любопытно отметить, что даже входящие в Британское Содружество наций остров Маврикий и Сейшельские острова до сих пор находятся под доминирующим воздействием данной системы. Влияние романо-германской правовой семьи заметно и в азиатских государствах, например в Турции, бывших советских азиатских республиках, в Ираке, Иордании, Сирии, Индонезии. Хотя в них действует также и мусульманское право. Поэтому правовые системы этих азиатских стран можно отнести к смешанным в отличие от правовых систем "чисто" мусульманских стран, таких как, например, Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты).

Англосаксонская система также распространила свое влияние далеко за пределы Великобритании, в частности, на Соединенные Штаты Америки, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Нигерию, Южно-Африканскую Республику (правда, эти страны и Намибия испытывают определенное воздействие романо-германской правовой системы, что позволяет квалифицировать их как страны со смешанным правом, точно так же, как Израиль, Филиппины и Шри-Ланка в Азии).

Многие древние правовые системы, такие как египетская, вавилонская и греческая, совершенно исчезли из обращения. Другие, например индуистская, японская, китайская, и такие транснациональные системы, как каноническая и иудаистская, во шли в некоторой мере в современные правовые системы.

Романо-германская правовая система восходит к римскому праву, которое вследствие захватнической политики Римской империи, а также торговой деятельности римских граждан было распространено за пределы этого государства. С падением как Западной, так и Восточной Римской империи римское право утратило свою прежнюю универсальность. Где бы оно ни применялось, везде получало некую примесь из местных обычаев и вследствие этого различалось по содержанию (а вернее - трактовке) в различных частях Европы.

Значительный импульс для своего современного развития романо-германская система получила после Великой французской революции, с появлением основных французских кодексов XIX в.

Англосаксонская система является продуктом развития права в англоязычных странах. Она основывается на результатах правового развития в Англии и США. Поэтому данную систему называют еще системой англо-американского права.

Международной (транснациональной) системы действует система мусульманского права. Она основана на Коране (священной книге мусульман), Сунне (сборнике Хадисов, т.е. преданий о деятельности и высказываниях пророка Мухаммада) и обычаях - Адатах. Хадисы и Адаты интерпретируются и трактуются в толках (мнениях - Иджмах) наиболее авторитетных ученых-правоведов - факифов.

Основное различие между системами права состоит в используемых ими источниках права. Например, романо-германская система исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция. Законы, регулирующие общественные отношения, охватываемые определенной отраслью права, могут объединяться законодательными органами в единый свод, который базируется на общих принципах. Противоречия между отдельными нормами, входящими в него, устраняются. Такой свод законов называется кодексом. Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц. Когда перед судом предстают тяжущиеся или суду предстоит расследовать уголовное дело, то, наряду с установлением истины по конкретному делу, юристы находят применимую к данному случаю норму права. Это относится к положениям как материального, так и процессуального права. Юристы судебно-следственных и административно-хозяйственных органов должны обращать внимание на публикации ученых с целью лучшего толкования положений кодексов (особенно в Германии).

В романо-германской системе придается немалое значение так называемым "вторичным правовым нормам". Наряду с этим не игнорируются и казусы (решенные судами дела как образцы правоприменительной практики), но для судей они не имеют значения прецедента.

Система англосаксонского права, наоборот, придает исключительно важное значение судебному прецеденту в качестве источника права: суды решают дела, руководствуясь не законами (статутами, биллями и т. п.), а предшествующим решением высшем суда страны (или штата) по аналогичному делу. Доктрина "stare decisis" (оставьте приговор, решение суда как действующий пример) является сущностью англосаксонской системы права. Эта доктрина подчеркивает, что суды при вынесении решения (приговора) должны руководствоваться принципами, вытекающими из предшествующего решения (приговора) верховного суда данной юрисдикции по аналогичному делу, поскольку эти принципы являются логически существенными и приемлемыми для обстоятельств, характерных для рассматриваемых ныне казусов.

В разных странах англоязычного мира эта практика имеет свои особенности. Например, в Англии до второй половины 60-х гг. ХХ в. высшие суды разной юрисдикции не могли изменить установленный ими ранее прецедент, а в США даже верховные суды штатов свободно занимаются изменением не соответствующих социально-экономическим отношениям прецедентов со второй половины XIX в.

Не следует считать, что в англосаксонской системе основная нагрузка падает на прецедент. С конца XIX - начала ХХ в. немалую роль вновь стали играть статуты (законы). А в США в ХХ в. по штатам произвели компиляции статутов по различным отраслям права. Эти компиляции получили название кодексов. Кроме того, были созданы общефедеральные кодексы по тем отраслям, которые традиционно должны иметь единообразное правовое регулирование на территории всей страны. Прежде всего это коснулось уголовного законодательства и законов, связанных с ведением предпринимательской деятельности.

Значительную роль во вторичных источниках права в англосаксонской системе играет интерпретация статутов. В большинстве англоязычных стран подобными полномочиями обладают только суды (в противовес возможностям различного вида толкований в романо-германской системе). Причем существует разница в интерпретации статутов даже в США и Англии: американские суды пытаются интерпретировать статуты, как бы уясняя намерения законодателя, для английских же судов подобные намерения не имеют значения.

В некоторых государствах как с англосаксонской, так и с романо-германской системами суды имеют право на провозглашение отдельных законов противоречащих конституции страны, а потому утратившие свою законную силу. Например, это характерно для таких стран, как США, Германия, Австрия. Причем в США не только Верховный суд страны и верховные суды штатов могут объявить тот или иной соответственно федеральный либо штатный статут противоречащим конституции Америки или штата. Подобные же полномочия есть и у нижестоящих федеральных судов.

В Англии нет писаной конституции. Поэтому распространилось поверхностное суждение, будто английские суды не имеют правомочий, аналогичных американским. Но форма правления в Англии и принципы функционирования ее правительства определены не менее жестко и стабильно, чем в Конституции США, на основе той совокупности древних обычаев и статутов (вроде "Билля о правах", "Акта о престолонаследии", трехгодичного и семигодичного актов, "Билля о парламенте" и т. п.), которые составляют "неписаную конституцию" английского государства. Хотя английские суды не могут указывать на неконституционность того или иного статута по той причине, что официально писаной конституции не существует, но, по утверждению юристов, принадлежащих к этой системе, подобный контроль английских судов над статутами не менее эффективен, чем американский.

В странах с романо-германской системой права (помимо Германии и Австрии) определять конституционность или антиконституционность законов могут Верховные суды. Тот же принцип характерен для Бирмы, Бразилии и Японии. В России подобные полномочия принадлежат Конституционному суду. Аналогичной компетенцией (правда, в меньшем объеме) обладает Конституционный совет Франции. Но он не входит в состав судебной системы данной страны.

Следует сделать акцент и на различии в органах, применяющих право в государствах с одной и другой системами. В странах с романо-германской правовой системой суды разделяются по инстанциям либо по отраслям материального права; дела, связанные с правонарушениями, являются основным предметом деятельности конкретного суда (например, административных судов в Финляндии и Франции). В странах с англосаксонской системой права издавна установилось подразделение на суды "общего права" и "суды справедливости", что не исключает, правда, разделения судов по инстанциям. "Суды справедливости", такие, например, как Суд лорда-канцлера, "3вездная Палата" и т. п., намного моложе, чем суды "общего права" (например, Суд Королевской скамьи или Суд палаты "шахматной доски"). Деятельность "судов справедливости" была, с одной стороны, связана с укреплением королевской власти, а с другой - с усложнением и развитием новых социально-экономических отношений в Англии, а затем и в Америке, Новой Зеландии, Австралии и т. д. Так, "суды справедливости" активно вторгались в правотворчество (устанавливая так называемые вторичные правовые нормы) там и тогда, где и когда общее право не предусматривало подходящего возмещения за причинение материального ущерба индивидууму (частному лицу). Суд лорда-канцлера стал принимать к рассмотрению дела по искам, связанным с правом управления чужим имуществом по доверенности, в то время как суды "общего права" традиционно отказывали в этом.

Курсовая работа

по теории государства и права на тему:

<< Основные правовые системы современности>>

Москва 2001

П Л А Н Р А Б О Т Ы

1. Введение.

2. Понятие правовой системы.

3. Романо-германская правовая система.

4. Англо-саксонская правовая система.

5. Мусульманская правовая система.

6. Социалистическая правовая система.

7. Российская правовая система.

8. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире каждая государственная общность имеет свое право. Право имеют также и негосударственные общности: каноничес­кое право, индусское право, и т.д. Существует международное право, призванное регулировать вовсемирном или региональном масштабе меж­государственные и внешне торговые отношения.

Право разных стран сформулировано на разных языках, использу­ет различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

В современном мире существует множество правовых систем. Пра­вовая система-понятие более широкое и объемное, чем просто понятие "право".

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласо­ванных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест­венные отношения, а также элементов, характеризующих,уровень пра­вового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

Правовая идеология-активная сторона правосознания

Судебная(юридическая) практика.

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Ве­ликобритании, Германии, и т.д.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более пос­тоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка пра­вовых систем в "семьи".

Категория "правовая семья" служит для обозначения группы пра­вовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство явля­ется результатом их конкретно-исторического и логического разви­тия.

Заслуживает подход западных компративистов, отрицающих типо­логию правовых систем единственно по признаку их классовой сущнос­ти. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, рассовых, географических, религиозных и заканчивая юри­дической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна из самых популярных - классификация правовых семей, дан­ная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идео­логии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".

Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "право­вого стиля".

"Стиль права" по мнению авторов, складывается из пяти факто­ров: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юриди­ческого мышления, специфические правовые институты, природа источ­ников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие "правовые круги": ро­манский, германский, скандинавский, англо - американский, социа­листический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистко - ле­нинская типология права, в основе которой лежит критерий общест­венно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х.Саидов пола­гает, что только единство глобальной марксистко - ленинской типо­логии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возмож­ность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права, восемь правовых семей: ро­мано - германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они расс­матриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспек­те, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые сис­темы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современно­го мира.

Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности фео­дальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского "общего права"), а была исключительно продуктом куль­туры, независимым от политики. Это в какой-то мере верно по отно­шению к первой, доктринальной стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское право (а точнее право, основанное на римском) восп­ринималось законодателем, этого сказать нельзя. Формирование рома­но-германской правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета сложного процесса развития капиталистических отношений в недрах феодального общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принужде­нию. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, кото­рые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в период фео­дализма правовые системы европейских стран, их правовая доктрина, юридическая техника приобрели определенное сходство.

Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где господствует эта семья является закон. Буржуазные революции корен­ным образом изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые институты, превратили закон в основной источник права.

"Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а за­частую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны."

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные консти­туции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разг­раничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят диф­ференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного за­кона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, напри­мер, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.

В романо-германской семье достаточно широко используются не­которые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последнее понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Сам зако­нодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы (например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми пра­вами, или социальной и экономической целью права)

2. Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

    выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

    предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

    показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором - о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права - это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут

3. Основные правовые системы современности

20.1. Понятие и типология правовых систем

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Подробнее: 20.1. Понятие и типология правовых систем

20.2. Англо-американская правовая система

Англосаксонская правовая семья включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством факторов, определяемых своеобразием правовых традиций и правовой культуры Англии и стран, входящих в эту семью права.

Английская правовая система включает «общее право», «статутное право» (законодательство) и «право справедливости». Каждое из них имеет свою историю становления и развития.

С периода нормандского завоевания (1066) в Англии стала формироваться централизованная судебная система. Так называемое «common law» Англии (общее право) складывалось как единая система прецедентов (вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогических дел).

Подробнее: 20.2. Англо-американская правовая система

20.3. Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система относится к западной традиции правопонимания, согласно которой право рассматривается как модель социальной организации. Она широко распространена в континентальной Европе и имеет наиболее древние традиции. Романо-германская правовая система – это результат эволюции римского права, но никоим образом не является его копией.

Романо-германская правовая система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников. В этой правовой системе господствующая роль отведена закону и в первую очередь кодексу. Закон служит основным, а в ряде отраслей права, например в уголовном, и единственным источником права.

Подробнее: 20.3. Романо-германская правовая система

20.4. Мусульманское право

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.

Понятие «правовая система» следует отличать от понятия «система права». Как говорилось выше, система права характеризует его внутреннюю структуру. Понятие правовая система значительно шире по объему, и в содержательном плане включает в себя: нормативную (юридические нормы и формы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее отправления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны. Иначе говоря, правовую систему определяют в основном как обусловленную историческим развитием совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии в конкретном государстве.

Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус. Исторический путь развития у разных государств неодинаков. Поэтому в целом правовые системы отдельных государств (национальные правовые системы) могут иметь существенные различия.

Классификация правовых систем современности проводится в зависимости от наличия общих признаков, свойств, а также специфических черт и особенностей, характеризующих национальные правовые системы. Правовые системы отдельных государств в силу общности исторического и культурного развития, схожести общественного устройства, религиозной практики могут иметь немало общих признаков. Группы близких по характеристикам национальных правовых систем принято относить к обособленным «семействам» политических и культурно-правовых образований и именовать правовыми семьями.

Существуют различные классификации правовых семей в зависимости от того, какие признаки положены в ее основание. Например, современный французский ученый Р. Давид выделил три правовые семьи, немецкий юрист К. Цвайгерт назвал восемь. Охарактеризуем некоторые из называющихся в литературе правовых семей: романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую правовые семьи и семью обычного права.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права и получила распространение в континентальной Европе (к данной правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др. стран).

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

1) основной источник права – нормативный акт; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;

3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

5) наличие конституции, обладающей высшей юридической силой, а также система кодифицированных актов (кодексов);

6) системы права делится на публичное и частное, а также на отрасли;

7) юридическая доктрина играет основную роль в правотворчестве, а при правоприменении используется только при толковании правовых норм.

К англосаксонской правовой семье (семье общего или прецедентного права) относятся правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Данная правовая семья существенно отличается от романо-германской и характеризуется следующими признаками:

1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), при этом прецеденты обязательны для других судей при рассмотрении аналогичных дел;

2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;

3) нормы права не отделены от судебного решения и поэтому носят казуистический характер;

4) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

5) нет кодифицированных отраслей права;

6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

7) широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

К семье религиозного права относятся мусульманская правовая система (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Саудовская Аравия и др.), а также индусская (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Бангладеш, Непал, Танзания, Уганда, Кения некоторых др.).

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому в них нужно верить и соответственно строго соблюдать, юридические предписания даны раз и навсегда, изменять их нельзя, но они нуждаются в разъяснении и толковании;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

3) юридические положения переплетены с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями и образуют в своей совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;

7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока (в частности, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Камерун и др.).

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

4) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

5) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

6) архаичность многих ее обычаев и традиций.