Понятие и основные признаки права. Признаки права и его определение Право понятие основные признаки определение

Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.

Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.

Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.

Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

Неопубликованный закон применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. (в изначальной редакции) таких неопределённых норм было достаточно много. Как показала правоприменит6льная практика, их наличие вызывало множество коллизионных ситуаций. Например, в ст. 199 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и обязательных сборов во внебюджетные фонды "иным способом". Данная формулировка давала неограниченные возможности для злоупотреблений, что приводило к отмене больших количеств приговоров судами кассационной и надзорной инстанций. Данная формулировка была исключена в редакции УК РФ от 8 декабря 2003 г., но этот пример хорош для иллюстрации тезиса о том, что норма права должна быть конкретной и определенной.

Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.

Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

Право — это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

Нормативность . Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы — индивидуально-правовые и нормативные. Первые — суть конкретные указания, вторые — правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний — кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права — это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. (в изначальной редакции) таких неопределённых норм было достаточно много. Как показала правоприменит6льная практика, их наличие вызывало множество коллизионных ситуаций. Например, в ст. 199 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и обязательных сборов во внебюджетные фонды «иным способом». Данная формулировка давала неограниченные возможности для злоупотреблений, что приводило к отмене больших количеств приговоров судами кассационной и надзорной инстанций. Данная формулировка была исключена в редакции УК РФ от 8 декабря 2003 г., но этот пример хорош для иллюстрации тезиса о том, что норма права должна быть конкретной и определенной.

Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство — не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.

Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм — организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

В современном российском правоведении сложилось несколько концепций (школ) правопонимания. Каждая из них определенное рациональное зерно и связана с определенным уровнем познания права с позиций философии права, социологии права либо практической (аналитической) юриспруденции.

На философском уровне познания сложилась естественно-правовая (нравственная) концепция права. Право - это система естественных, неотчуждаемых прав, социальных притязаний, осознанных обществом, воспринятых общественным сознанием от воли государства. Основа права - естественные, неотчуждаемые права человека. Естественно-правовая концепция исходит из строгого различения права и закона как акта государственной власти. Право есть форма общественного сознания и коренится не в законах, а в естественных правах человека. Правом являются не всякие законы, а только так называемые правовые законы, которые соответствуют естественным правам человека, началам справедливости, равенства, гуманизма.

Социологическая концепция права понимает под правом нормы и реальные общественные отношения (правоотношения), которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает» и закрепляет в законе. При этом право «живет» не столько в законах, сколько в действиях и поведении людей. Социологическая концепция права исходит из единства объективного права (норм, выраженных в законе и иных юридических источниках) и субъективного права (наличных прав субъектов, обеспеченных механизмами их реализации) (Л.С. Явич).

С точки зрения нормативного правопонимания право является институционным образованием. Право с необходимостью требует внешних форм выражения и закрепления в виде законов и иных юридических форм (источников). Отсюда право и закон рассматриваются в единстве и составляют действующее (позитивное) право. Вне официальных юридических источников право существовать не может. Таким образом, право с точки зрения нормативной концепции - это система общеобязательных, формально-определенных, исходящих от государства и охраняемых им норм, регулирующих общественные отношения.

Общая теория права охватывает все уровни познания права и призвана выработать интегративный подход к правопониманию. Право современной цивилизации складывается из единства трех элементов и вне их существовать не может, ибо теряет свой регулятивный потенциал.

Первый элемент - это социальные притязания, права человека, гуманистические правовые идеалы, выраженные в общественном правосознании как мера свободы и ответственности в обществе. Этот глубинный элемент права принято называть естественным правом.

С необходимостью социальные притязания, права человека должны найти выражение в юридических нормах, закрепленных в законах и иных юридических источниках. Это второй элемент, составляющий действующее позитивное право.

И, наконец, нормы права должны реально действовать, воплощаться в системе общественных отношений в виде субъективных прав, обеспеченных специальным юридическим механизмом их реализации.

Таким образом, право в современном обществе может быть представлено как единство следующих элементов:

Интегративный подход позволяет определить право в виде следующей дефиниции. Право - это нормативно установленная и возведенная в закон мера свободы и ответственности в обществе, обеспечивающая формальное юридическое равенство и выступающая регулятором общественных отношений.

Право как особое общественное явление отличается определенными специфическими признаками.

Признаки права подразделяются на две группы

1) Общие признаки характеризуют право как понятие

§ выражает начала справедливости и свободы;

§ отражает власть, государство и ответственность;

§ имеет общеобязательный характер;

§ состоит из норм и принципов;

§ выражено в законе и иных юридических источниках;

§ выступает как единство социальных притязаний, объективного и субъективного права;

§ является регулятором общественных отношений.

2) Специальные признаки (свойства) права как реального явления, обладающего регулятивным потенциалом:

§ Нормативность права. Право состоит из норм - правил поведения общего характера, которые являются общеобязательной мерой, масштабом поведения людей в обществе. При этом право обладает высшей степенью нормативности. С его помощью можно охватить единым регулированием максимально широкий круг общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования, требуют такого правового опосредования. Кроме того, юридические нормы могут действовать как угодно долго во времени и потому способны создать стабильную, устойчивую систему нормативно-правового регулирования.

§ Системность. Право представляет собой систему норм, т. е. отличается системностью. Действующие в стране правовые нормы настолько тесно взаимодействуют между собой, что их действие друг без друга вообще невозможно. Реальным выражением системности права является его строение, подразделение норм права на отрасли, правовые институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой.

§ Формальная определенность. Как институционное образование право имеет строго определенные формы выражения юридических норм: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, решения и др.), судебные или административные прецеденты, правовые обычаи. В содержании правовых норм точно, конкретно, детализированно определяются правовые запреты и дозволения, позитивные обязывания, правовые последствия несоблюдения правовых норм (санкций), фиксируются некоторые юридические понятия.

§ Государственное правовое принуждение. В случае нарушения правовых предписаний право обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. При этом принуждение носит правовой характер, осуществляется в особых, установленных в праве процессуально-процедурных формах.

§ Динамизм права. Право характеризуется динамизмом, то есть способно изменяться в связи с развитием общественной жизни, быстро реагировать на появление новых или отпадения отживших общественных отношений. При этом изменчивость права сочетается с его стабильностью, устойчивостью нормативно-правового регулирования наиболее важных, определяющих сторон общественной жизнедеятельности.

§ Реальная применимость . Право снабжено специальным юридическим механизмом, применение которого приводит с необходимостью к реализации права, претворению его в жизнь, воплощению в фактическое поведение субъектов и достижению конкретных социально значимых результатов.

§ Право отличается правообязывающим характером. Это проявляется в органическом сочетании предоставляемых субъективных прав и возложенных на лиц юридических обязанностей.

Принципы права

Принципы права - это закрепленные в законодательстве в качестве универсальных, общезначимых предписаний его основополагающие идеи, руководящие начала, которые обладают регулятивным потенциалом и характеризуют право в целом, его отрасли и институты.

Принципы права - это такие его начала, основополагающие идеи, которые выражены в системе действующего законодательства, этим они отличаются от идей, начал правосознания. Принципы права, отраженные в общественном сознании, предшествуют позитивному праву, являются элементами естественного права, выражены в нем в виде социальных притязаний. Регулятивными возможностями обладают принципы права, закрепленные в действующем, позитивном праве. При этом принципы права либо непосредственно закрепляются в отдельных нормах права (нормы-принципы, нормы-задачи), либо “растворены” в праве, могут быть выведены из содержания ряда правовых норм.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. По этому основанию принципы права делятся на следующие группы:

§ общие принципы - руководящие начала, характеризующие главные особенности права в Конституции РФ;

§ межотраслевые - руководящие начала, выражающие содержание определенных групп отраслей права (например, принципы правосудия);

§ отраслевые - руководящие начала, характеризующие содержание отдельных отраслей права (гражданского, трудового, административного, уголовного и др.);

§ принципы правовых институтов - руководящие начала, выражающие содержание того или иного правового института или группы институтов (например, принципы института права собственности, института обязательств, возникающих из причинения вреда).

Предметом теории государства и права является изучение общих принципов права, которые, во-первых, характеризуют социальные начала права (общесоциальные принципы), во-вторых, выявляют его юридическую специфику (специально-юридические принципы).

Общесоциальные принципы права характеризуют общие политические, экономические, нравственные начала и направленность правового регулирования. К ним относятся:

Социально-политические принципы:

o принцип демократизма и народовластия (ст. 3 Конституции РФ);

o принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ);

o принцип гласности (ст. 15 ч. 3 Конституции РФ);

o сочетание индивидуальных и общественных интересов (ст. 55 Конституции).

o Социально-экономические принципы:

o равенство и защита всех форм собственности (ст. 8 ч. 2 Конституции);

o признание свободы договора (ст. 1 ч. 1 ГК РФ);

o свобода предпринимательства и иной экономической деятельности (ст. 34 ч. 1 Конституции).

Нравственные начала права:

o признание прав и свобод человека как высшей ценности (ст. 2 Конституции);

o принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ);

o принцип справедливости (ст. 6 УК РФ).

Специально-юридические принципы:

o верховенство Конституции и законов в правовой системе (ст. 15 ч. 1 Конституции);

o приоритет норм и принципов международного права (ст. 15 ч. 4 Конституции);

o прямое действие законов (ст. 15 ч. 1 Конституции);

o равенство субъектов перед законом (ст. 19 Конституции);

o ответственность за вину и презумпция невиновности (ст. 49 Конституции, ст. 5 УК РФ);

o судебная защита прав и свобод граждан (ст. 46 Конституции).

Перечисленные принципы права не являются исчерпывающими. В действующем российском законодательстве могут быть выявлены и иные общие принципы права.

Функции права

По своему назначению и основной функции право выступает регулятором общественных отношений. В этом качестве право, во-первых, закрепляет общественные отношения, обеспечивает их неприкосновенность, во-вторых, способствует их развитию, в-третьих, вытесняет чуждые, вредные данному обществу отношения.

Функции права конкретизируют служебную роль права как регулятора общественных отношений. При этом функции права могут рассматриваться в двух плоскостях. Во-первых, направления правового воздействия на волю и сознание людей вне непосредственно правового регулирования (общесоциальные функции). Во-вторых, основные направления правового регулирования общественных отношений при помощи специальных правовых средств, использование которых в практической деятельности приводит к достижению определенных социальных результатов (специально-юридические функции).

К общесоциальным функциям права относятся следующие:

Информационная функция . Правовые нормы выступают как средства информации о возможном (дозволенном), обязательном (должном) запрещенном. Информационная функция права способствует формированию рациональных (познавательных) элементов правосознания.

Ценностно-ориентационная функция . Право здесь формирует мотивы поведения в сфере правового регулирования, правовые установки и убеждения в необходимости и целесообразности активно-правомерного поведения, стимулирует правовую активность личности.

Превентивная (воспитательная) функция . Направлена на предупреждение совершения противоправных поступков лицами, склонными к совершению правонарушений.

К специально-юридическим функциям относятся регулятивные (статическая и динамическая) и охранительная функции права.

Регулятивные функции направлены на закрепление и развитие общественных отношений путем установления различных вариантов правомерного поведения, предоставления лицам субъективных прав, возложения юридических обязанностей при помощи управомочивающих, запрещающих и обязывающих юридических норм.

В зависимости от характера и содержания взаимных прав и обязанностей субъектов, юридических механизмов их реализации различаются:

Регулятивная статическая функция . Направлена на закрепление общественных отношений, возведение их в ранг неприкосновенных с помощью управомочивающих и запрещающих норм (например, закрепление института права собственности). Обеспечивается статическая функция путем возложения на лиц обязанностей воздерживаться от совершения определенных действий. Активный элемент в рамках статической функции - носитель субъективного права, которому принадлежат правомочия на активные положительные действия, а также право требовать воздерживаться от определенных действий со стороны обязанных лиц.

Регулятивная динамическая функция . Способствует развитию общественных отношений, стимулирует возникновение новых отношений с помощью обязывающих норм права. Главное юридическое средство, обеспечивающее динамическую функцию, - возложение на лиц юридических обязанностей к активным положительным действиям. Правомочия в рамках данной функции заключаются в праве требования совершения определенных действий обязанными лицами (институты трудового права).

Охранительная функция . Направлена на вытеснение из жизни общества вредных, чуждых общественных отношений при помощи охранительных норм, предусматривающих неблагоприятные последствия, наступающие за совершение правонарушений (санкции). Таким образом, реальное проявление охранительная функция права находит при совершении правонарушений, добровольном неисполнении юридических обязанностей. Главное средство проведения в жизнь охранительной функции - применение мер правового государственного принуждения, прежде всего юридической ответственности. Обязанные лица (правонарушители) при осуществлении охранительной функции права претерпевают определенные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение, выполняют некоторые положительные действия, предписанные им нормами права.

Изложенное понимание функций права имеет методологическое значение в общей теории права при изучении ряда других правовых явлений: норм права, правоотношений, юридической ответственности.

Источники права

Право является институционным образованием и находит обязательное внешнее выражение в определенных официальных источниках, признаваемых государством. Источники права (в юридическом смысле) - это формы (способы) внешнего закрепления, изменения или отмены правовых норм.

Основными источниками права являются:

1) санкционированные обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, в силу многократного повторения фактических отношений, которым придается, общеобязательное значение, которые обеспечиваются (санкционируются) государством;

2) судебные или административные прецеденты - решения судебных или административных органов по конкретным делам, которым впоследствии в установленном порядке придается общеобязательное значение при решении других аналогичных дел;

3) нормативные правовые акты - наиболее распространенные источники права в современных правовых системах, которые формируются в процессе специальной деятельности правотворческих органов и направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.

Помимо перечисленных основных источников права, известны и другие: нормативные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права, религиозные тексты (Коран, сунна в мусульманском праве).

Понятие права в обществознании, возможно, не самый увлекательный предмет, но, однозначно, один из самых главных продуктов общественного развития .

Право - это система регулирования общественных отношений. Без этой системы государство было бы невозможно как таковое. Это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе . Система права состоит из источников права и норм права.

Наиболее распространенные современные признаки права :

  • нормативность (создание правил и законов);
  • общеобязательность (распространяется на всех без исключения);
  • гарантированность (государство является гарантом исполнения права);
  • интеллектуально-волевой характер (выражает осознанную волю людей);
  • формальность (выражено в определенной официальной форме);
  • системность (упорядоченность и внутренняя согласованность).

Норма права.

Норма права , или правовая норма , - это общеобязательное правило поведения, которое отражает уровень прав и свобод человека. Норма права - это один из элементов системы права. Самый простой пример правовой нормы - это любой закон.

Структура нормы права :

  1. Гипотеза . Отражает условие и адресата нормы.
  2. Диспозиция . Элемент, отражающий правило поведения.
  3. Санкция . Меры юридической ответственности при правонарушении.

Если гражданин (гипотеза) ограбит банк (диспозиция), то сядет в тюрьму (санкция).

Норма права не имеет личностный характер, она направлена на всех людей либо на какую-то конкретную группу людей (пенсионеры, студенты), также она рассчитана на неоднократное применение.

Источники права.

Источник права - также элемент системы права. Он представляет из себя то, в каком виде выражается норма права, ее внешняя форма:

  • нормативно-правовой акт (законы, указы, подзаконные акты и т.д.);
  • нормативный договор (соглашение - международное или в рамках одного государства);
  • правовая доктрина (научные работы по исследованию и трактовые права);
  • правовой обычай (традиционные, исторически сложившиеся правовые нормы; в наше время встречаются, как правило, в гражданском праве);
  • судебный прецедент (имеет силу источника права в некоторых странах, например, США и Великобритания; основан на решениях, вынесенных по аналогичному делу ранее, таким образом это решение имеет правовую силу).

Правовые нормы имеют исторически сложившиеся связи с

В результате освоения дайной темы студент должен:

знать

  • понятийный аппарат предметной области;
  • существенные характеристики, которые объясняют признаки права и дают основания для их функционирования в обществе, отличая от иных социальных норм;
  • материальные, идеальные и юридические источники права;

уметь

  • использовать понятийный аппарат по праву в своей учебной и практической деятельности;
  • реализовывать нормы права через регулирование своего поведения;
  • реализовывать права в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм;

владеть

  • навыками структурного анализа норм права через его элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;
  • навыками воздержания от тех действий, которые запрещены правовыми нормами;
  • навыками исполнения правовых норм, а именно совершение активных действий с целью осуществления юридических обязанностей, которые установлены правовыми нормами.

Право: понятие, признаки и функции

Отношения между людьми строятся на основе определенных норм (правил). К таковым в различное время относили нормы морали, нравственности, обычаи, традиции и т.д. Трудно представить, как бы смогло человечество выжить, не признавая и не соблюдая такие нормы морали, как человеколюбие и справедливость, нравственные нормы, определяющие отношения между родителями и детьми, общепринятые обычаи предоставлять кров путнику, традиции защищать слабого, нормы-табу на инцест, каннибализм и др.

Можно задаться вопросом: а откуда пришли к нам нормы морали, нравственности, обычаи, традиции? Правильные ли они? Зачем современному человеку их придерживаться и соблюдать?

Социальный опыт человеческого бытия показывает, что вышеприведенные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-либо признает что-то хорошей идеей или порядком. Они складываются постепенно, в процессе повседневной жизни и общения людей, путем сознательного выбора. Нормы морали, нравственности, обычаи, традиции зарождаются из общего решения о том, что отдельное действие может привести к негативным последствиям и поэтому должно быть запрещено или, наоборот, представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным. По представлениям членов общества, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения общего благополучия. Более того, с развитием человечества, которое обусловило появление государственности, встал вопрос не просто о создании, но и изложении письменно целостной системы, которая бы включала в себя накопленные веками моральные и этические нормы, нормы нравственности, обычаи, традиции, а также об установлении ответственности за их неисполнение, что привело к зарождению права.

Таким образом, право является продуктом длительного общественного развития. Оно, как показала история эволюции человечества, зарождается с образованием государств, как регулятор общественных отношений. По своей сути, изначально, право выступало как совокупность правил должного поведения людей в отдельно взятом государстве. Они являлись общеобязательными для всего населения, поскольку только таким образом возможно было упорядочить общественные отношения в рамках государства.

В настоящее время существует много концепций и представлений о праве. Среди них выделяют: теорию естественного права, историческую школу права, социологическую школу права, нормативистское направление, психологическую теорию, материалистическую теорию права. Несмотря на различия в содержании каждой из теорий возникновения права, все они имеют общие положения, нашедшие отражение в признаках права.

Признаки права – существенные характеристики, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм.

К ним относятся следующие признаки.

  • 1. Социальность. Данный признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее его общесоциальную функцию: распределение и закрепление социальных ролей личности в обществе, организацию производства, распределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда, социальную защиту личности, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию отношений собственности, а также другие сферы, связанные с организационнотрудовой и социальной жизнью общества.
  • 2. Системность. Право представляет собой упорядоченную, внутренне согласованную систему норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой ("если-то-иначе"), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного и предписанного. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное на специфические группы норм (отрасли, институты и др.).
  • 3. Общеобязательность. Установленные в конкретном государстве правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, а на межгосударственном уровне – международной ответственностью, т.е. наделяются нс только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер не только физических и моральных страданий, но и имущественных ущемлений.
  • 4. Формализованность. Правовые нормы принимаются в особом установленном государством порядке и фиксируются в письменном виде в форме закона. Формализм составляет особую ценность права, защищая последнее от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость данного регулятора.
  • 5. Процедурность. Право включает в свою структуру систему процессуальным норм, которые, во-первых, устанавливают процедуры создания, применения и защиты

права, а во-вторых, определяют его связь с государственным аппаратом, в первую очередь, со специализированными органами, деятельность которых непосредственно направлена на защиту права: судом, полицией, прокуратурой и т.д.

  • 6. Неперсонифицированность. Этот признак означает то, что нормы права не имеют конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц (сообществу, государству). Если какое-либо конкретное лицо (сообщество, государство) оказывается в условиях, предусмотренных содержанием соответствующей нормы, оно и является адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее действие во времени, что также является отдельным признаком права.
  • 7. Институциональность. Формирование права связано с деятельностью определенных органов государства, осуществляющих правотворчество в различных формах: путем формулирования и закрепления правовых норм в нормативных правовых актах, признания государством (международным сообществом) тех или иных возникших самоорганизационно и действующих в течение длительного времени правил поведения (обычаев) правовыми, в процессе деятельности уполномоченных на это судов (прецеденты).
  • 8. Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на определенном этапе развития общества, как естественный результат развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой-либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, – одно из условий существования политически организованного общества и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
  • 9. Нетождественность (несводимость) закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Однако право не сводится к закону, поскольку помимо последнего, в право включены и другие нормативные правовые акты, а также правовые обычаи, судебные прецеденты, договоры нормативного характера, религиозные нормы, правовая доктрина.

Закон (иной нормативный правовой акт государства), нс отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может (и должен) в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае не является правовым.

Кроме того, право как особенная регулятивная система отличается:

  • стабильностью, которая достигается путем особой процедуры принятия и изменения законодательства, формированием и действием в течение длительного времени обычаев, незыблемостью религиозных норм и общих правовых принципов;
  • динамизмом – способностью реагировать на появление новых или исчезновение устаревших отношений в сфере действия права;
  • преемственностью и интернационализацией – способностью заимствовать положения иных правовых систем (прошлых либо существующих).

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков дать определение праву.

Под правом следует понимать системную совокупность социальных норм, имеющих юридическое значение и принудительно обязательный характер в определении правил поведения людей, организаций и государств.

Цель (назначение) права – утвердить цивилизованными правовыми средствами правовой порядок в общественных отношениях в обществе, государстве и в международных отношениях.

Под сущностью права принято понимать главную, внутреннюю, относительно устойчивую качественную характеристику права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, в науке получили отражение различные точки зрения на его сущность при исследовании отдельных аспектов права. Поэтому история правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов на сущность права.

Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить те, которые получили особенно широкое распространение в современной политологии и науке права: социологическое, социальное (солидаристское), психологическое, нормативистское (неопозитивизм) направления, а также теория "возрожденного естественного права". При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации.

Социологическое направление в теории права (К. Левеллин и др.) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики.

Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы, установленные государством, по их мнению, – это лишь часть права. Наряду с ними существует так называемое "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают сторонники рассматриваемого направления, – изучение реального порядка, т.е. нс тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. Этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения, что приводит к нивелированию непререкаемого авторитета закона и требованию свободы судейского усмотрения. Эта теория обосновывает необходимость расширения "правотворческих" функций судьи и принижает роль закона, поскольку судья, будучи не связан юридическими нормами, может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственных внутренних убеждениях, решить то или иное дело.

Вместе с тем при социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как, хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.

Таким образом, для социологической теории характерны:

  • – функциональный подход к праву;
  • – выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права;
  • – нетождественность права и закона.

Положительным моментом такого подхода является

стремление познать право в действии, в процессе функционирования, что дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологического и психологического аспектов механизма действия права. При этом исследования правовых явлений и институтов преследуют цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это сближает социологическую теорию права с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.

В основе социальной (солидаристской) концепции права (Л. В. Корсаков, Ю. А. Смирнов) лежит идея солидарности, т.е. сотрудничества различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни, в осуществлении власти.

Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право в данном случае выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.

Социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, позволяющих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить правопорядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности – экономикой, политикой, моралью – в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Таким образом, согласно этой теории, основополагающими признаются социальные функции права в обществе, которые, например, являются средством устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку этой теорией не учитывается влияние экономических процессов па отдельные личности, общество и государство в целом.

В психологической теории (Л. Петражицкий, А. Росс и др.) право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Согласно этой теории объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким- либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное – лишенное обеспеченности государством, но все же действующее в качестве права.

Другими словами, в психологической теории вместе с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться не только государством, но и каждым отдельным человеком в результате определенных эмоций и переживаний по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

При этом правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение, по существу, растворяет его в индивидуальной психике, делает тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права, которое является сложным явлением социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.

Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство нс может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII-XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления – неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм – по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правым. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т.е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм – направление юриспруденции, которое, ставя на первое место словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридически-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают его либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права – необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом этой теории является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

Сторонники нормативистского направления (В. П. Кураев и др.) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила "должного поведения". Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.

В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся классовые противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной для вывода, сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о закономерности классовой борьбы, классовой природы государства, его законов и права. В системе марксистского учения было закономерно и понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, буржуазии, определяемой материальными условиями жизни этого класса. Именно марксизм имел огромное влияние на становление нового отношения к понятиям государства и права в юридической науке в России.

В теориях анархизма и других левосоциалистических учениях нс было выработано теоретической модели отношения к праву, кроме отрицания существующего порядка.

Приоритет прав человека, уважение прав и свобод личности становится, в настоящее время, основным критерием оценки права. Эти идеи нашли свое воплощение во многих международно-правовых документах, прежде всего, во Всеобщей декларации прав человека ООН, международных пактах и конвенциях о правах человека.

Несмотря на все еще существующие в ряде стран, в том числе и в России, немалые трудности в реализации прав человека, гуманистический принцип их признания является одной из главных тенденций прогресса современного мирового сообщества. То же касается и признания справедливости как основания права для современного правового государства. Справедливость нс раз провозглашалась целью и основой законодательства. Однако на различных этапах исторического развития общества, само понимание справедливости в условиях кастового и сословного деления, неравноправия классов и угнетения одного класса другим, было классово-ограниченным, далеким от общечеловеческого. Подлинное понимание равноправия, свободы для всех людей, прав каждого человека как общечеловеческих основ правопорядка можно считать достигнутым лишь на современном этапе истории человечества, хотя его полное осуществление видится только в перспективе.

Исходя из рассмотренных выше теорий, следует подчеркнуть, что пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.

Позитивное право – это совокупность юридических норм, исходящих от государства и закрепленных в законодательстве, т.е. право, выраженное в законе.

Позитивное право формируется вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных с формально- юридической точки зрения определенных установлениях (правилах поведения или нормах права). Будучи обеспечено принудительной силой государства, позитивное право длительное время выступает главенствующей нормативной системой регулирования.

В отличие от позитивного, естественное право представляет объективно существующее ("природное") право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы. Своим содержанием оно охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность и др. Естественное право выражается через правовые идеи, принципы права.

Ценность права заключается в его способности служить целью и средством удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу.

Социальная ценность (полезность) права заключается и в том, что оно влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, придает действиям людей организованность, устойчивость, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право является средством упорядочения общественных отношений. Государственно-организованное общество в настоящее время не может обойтись без норм права в производстве материальных благ, при организации форм собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления.

Ценность права заключается и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом оно, провозглашая права и свободы отдельной личности, общества и государства, четко определяет границы этих прав и свобод, пересекающиеся с правами и свободами других личностей, обществ и государств (определяет меру свободы и взаимоисключение прав). Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Право, выступая регулятором общественных отношений, противостоит свободе одной личности за счет несвободы другой, произволу одних по отношению к другим, бесконтрольности в реализации прав и свобод отдельных индивидов, групп людей, государств в ущерб других индивидов, групп людей, государств. В этом смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях, иначе говоря, право есть обеспечение формальной свободы.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами: право открывает личности доступ к благам, выступает действенным средством ее социальной защищенности. Как показала история развития человечества, сегодня правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения межличностных проблем, противоречий в общественных отношениях, как в отдельном государстве, так и на международном уровне.

Функции права тесно взаимосвязаны между собой, они не существуют изолированно друг от друга. Под функциями права понимают основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Право предоставляет участникам общественных отношений права, возлагает на них обязанности, т.е. регулирует их поведение посредством правовых норм. Таким образом право выполняет регулятивную функцию. В случае же неисполнения или нарушения норм права вступают в действие охранительные правовые нормы, санкциями которых предусмотрено наказание за противоправное поведение. В результате правом выполняется охранительная функция.

Регулятивная и охранительная функции права – это имманентные праву функции. Это основные функции права, которые характеризуют его как самостоятельное образование.

Регулятивная функция права – это направление правового воздействия, которое выражается в установлении правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права (например, закрепление политических, экономических, личных прав и обязанностей в Конституции РФ).

Охранительная функция права – направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможности применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия (например, санкции норм Особенной части УК РФ).

Еще одной важной функцией права является воспитательная функция. Прежде чем требовать от граждан исполнения правовых норм, необходимо воспитать положительное отношение к праву, с тем, чтобы они действовали в соответствии с правом. Именно на это и направлена воспитательная функция права – воздействовать на сознание и соответственно поведение участников общественных отношений с целью формирования положительного отношения к праву и, в конечном итоге, побуждения к правомерному поведению.