Понятие, система, основные принципы международного права. Понятие и классификация основных принципов современного международного права Функции основных принципов международного права

По степени важности защищаемых принципами отношений. Тут можно выстроить систему, на первом месте которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором - принципы, связанные непосредственно с интересами государств (невмешательство во внутренние дела государств) и т. д.

По объекту сотрудничества можно выделить три группы принципов:

а) защищающие мир и безопасность;
б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;
в) защищающие права человека , народов и наций.

Содержание основных принципов международного права

Принцип неприменения силы . Устав ООН установил цепь: избавить грядущие поколения от бедствий войны , принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.

Принцип мирного разрешения споров . Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Принцип уважения прав человека . Здесь важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и политических правах , другой - об экономических, социальных и культурных правах.

Принцип суверенного равенства . Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Каждое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями.

Принцип невмешательства . В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения.

Принцип территориальной целостности . Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

Принцип нерушимости границ . Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ .

Принцип равноправия и самоопределения народов . Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

Принцип сотрудничества . Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в различных областях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву закрепил соглашение государств о признании юридической силы за

Как уже говорилось, «конституцию» международного права об­разуют его основные принципы. Они представляют собой основопо­лагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридичес­кой силой. Все остальные международно-правовые нормы и между­народно-значимые действия субъектов должны соответствовать по­ложениям основных принципов.

Принципы международного права носят универсальный харак­тер и являются критериями законности всех остальных международ­ных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основ­ных принципов, признаются недействительными и влекут междуна­родно-правовую ответственность.

Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмеша­тельства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Поскольку основные принципы международного права представ­ляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.

Первоначально эти принципы выступали в форме международ­но-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь прин­ципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обяза­тельств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязатель­ствами по какому-либо международному договору, преимуществен­ную силу имеют обязательства по Уставу.

Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дру­жественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных доку­ментах. Применительно к европейским условиям содержание основ­ных принципов было конкретизировано актами Совещания по без­опасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинк­ским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными чле­нами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:


все государства юридически равны;

все государства должны уважать правосубъектность других госу­дарств;

все государства пользуются правами, присущими полному суве­ренитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных до­говорах и др.;

территориальная целостность и политическая независимость го­сударств неприкосновенны, государственные границы могут менять­ся лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права;

государства свободно выбирают свои политические, экономичес­кие, социальные и культурные системы;

государства обязаны добросовестно выполнять свои междуна­родные обязательства.

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои меж­дународные обязательства в отношении поддержания мира и без­опасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также про­паганда войны.

Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, свя­занных с применением вооруженных сил, от организации и поощре­ния иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обя­заны воздерживаться от насильственных действий, лишающих наро­ды права на самоопределение.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного вы­бора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничест­ва, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий дру­гими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую, экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также

не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государ­стве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Однако принцип невмешательства во внутренние дела не являет­ся абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяе­мых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения между­народного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).

V. Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая ок­купация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или дейст­вий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека - составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружествен­ных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопреде­ление являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, сво­бодно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на само­определение.

Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляю­щие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содей­ствовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж­дународных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства. При осущест­влении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

Основные принципы международного права – это логическая, целостная и взаимосвязанная система основополагающих, общеобязательных для всех субъектов международных отношений и общепризнанных всем международным сообществом международно-правовых норм, служащих важнейшим средством эффективного функционирования международной межгосударственной системы и разрешения международных споров и конфликтов.

Иными словами, основные принципы международного права – это ядро всех систем современного международного права. Это основные источники международного права, регламентированные в следующих основополагающих международно-правовых документах: в Уставе ООН 1945 г., Декларации "О принципах международного права" 1970 г., в Акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., и других источниках международного права.

К числу основных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООП и Декларации "О принципах международного права" относятся следующие принципы:

  • – неприменения силы или угрозы силы;
  • – невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;
  • – мирного разрешения международных споров;
  • – обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;
  • – равноправия и самоопределения народов;
  • – суверенного равенства государств;
  • – добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

В дальнейшем система основных принципов международного права пополнилась другими основными принципами, нашедшими свое юридическое закрепление в Акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., например, принципом нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и основных его свобод и др.

Таким образом, по мере развития международных отношений, создаются общепризнанные, основополагающие и общеобязательные нормы международного права.

Так, например, к числу новейших принципов международного права относится принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, нашедший свое юридическое закрепление в ряде международно-правовых документов: в Уставе ООН, Московском договоре "О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой" 1963 г., а также в договорах 1968, 1971, 1972, 1977, 1980, 1993 гг. о нераспространении ядерного оружия на дне морей и океанов за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств, об уничтожении и запрещении применения бактериологического оружия, о запрещении обычного оружия неизбирательного действия, о запрещении химического оружия, "погодного" оружия и других договорах, направленных на демилитаризацию или нейтрализацию отдельных территорий планеты Земля (например, Вашингтонский договор "Об Антарктике" 1959 г., Договор "О космосе" 1967 г. и др.).

В отличие от других международно-правовых норм, основным принципам международного права присущи следующие особенности:

  • – они имеют приоритет над другими нормами международного права, т.е. последние не могут им противоречить и должны приниматься лишь в соответствии с ними;
  • – носят общеобязательный характер для всех без исключения субъектов международного права;
  • во времени имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую международно-правовую норму, возникшую раньше, чем сформировался сам принцип;
  • – в своей совокупности основные принципы образуют целостную и взаимосвязанную, логическую систему,
  • – при отсутствии той или иной международно-правовой нормы принципы международного права могут служить правовой основой для регулирования международных межгосударственных отношений;
  • – любое деяние, нарушающее основные принципы международного права может квалифицироваться как международное преступление, и, соответственно, повлечь за собой применение санкций, юридические неблагоприятные последствия для нарушителя в форме международно-правовой ответственности, включая применение силы.

Классификация принципов международного права весьма условна, поскольку нет единой точки зрения по данному вопросу. Наиболее правильной является следующая точка зрения: классифицировать основные принципы международного права можно по форме их закрепления.

  • 1. На писаные и неписаные (обычные).
  • 2. По историческому признаку, связанному с этапами появления принципов международного права в системе международных отношений на:
    • доуставные принципы, формировавшиеся в период рабовладельческой, феодальной, капиталистической формаций;
    • уставные, сформировавшиеся в системе международного права после Второй мировой войны, т.е. после принятия Устава ООН с 1945 г.;
    • послеуставные (новейшие), например, принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды и др.
  • 3. На функциональные и специальные (отраслевые). К функциональным относятся те принципы международного права, которые тесным образом переплетаются с каждым международным правоотношением, например, принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, принцип мирного разрешения международных споров. Специальные (отраслевые ) воздействуют не на все сферы международного сотрудничества, систему международных отношений в целом, а лишь на отдельные сферы, например, принцип уважения прав человека и основных его свобод, всеобщего и полного разоружения, сотрудничества государств по охране окружающей среды и др.

государство целостность народ принцип

Общие положения

Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

Основными принципами международного права являются:

принцип суверенного равенства государств;

принцип неприменения силы и угрозы силой;

принцип нерушимости государственных границ;

принцип территориальной целостности государств;

принцип мирного разрешения международных споров;

принцип невмешательства во внутренние дела;

принцип всеобщего уважения прав человека;

принцип самоопределения народов и наций;

принцип сотрудничества;

принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств составляет основу современных международных отношений. Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы и их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Данный принцип закреплен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, а также в уставах международных организаций системы ООН, в уставах большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. Он гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

Элементами принципа суверенного равенства являются:

  • 1. право государства принадлежать к международным организациям;
  • 2. право быть или не быть участником международного договора;
  • 3. право на нейтралитет.

Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями. Они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Каждое государство вправе участвовать в международных организациях и договорах. Государства должны добросовестно выполнять свои обязанности по международному праву.

Цель принципа суверенного равенства государств - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств независимо от различия экономического, политического, социального и иного характера. Значение - поддержание международного правопорядка, который может быть обеспечен только при полном уважении юридического равенства участников. Юридическое равенство не означает равенства фактического. Государства обязаны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутреннее законодательство и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

Проблема соотношения силы и права является центральной для любой правовой системы.

В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.

Нормативное содержание принципа неприменения силы и угрозы силой включает в себя запрещение:

  • 1. оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;
  • 2. актов репрессалий, связанных с применением силы;
  • 3. предоставления государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства;
  • 4. организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;
  • 5. организации или поощрения организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства;
  • 6. насильственных действий в отношении демаркационных линий перемирия;
  • 7. блокады портов или берегов государств;
  • 8. любых насильственных действий, препятствующих народам осуществить законное право на самоопределение, а также ряд иных насильственных действий.

Однако принцип неприменения силы и угрозы силой не означает отказа от силы вообще. Статья 39 Устава ООН регулирует полномочия Совета Безопасности - принимает меры по поддержанию или восстановлению мира. В ст. 51 говорится о возможности применения силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения. Статьи 42-47 регламентируют законное применение силы. Статьи 41 -50 оговаривают применение невооруженной силы, например, такие меры, как полный или частичный перерыв в экономических отношениях, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных или других средствах сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство.

Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, поскольку необходимость поддержания международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.

Рассматриваемый принцип не раз нарушался после его провозглашения, но этих нарушений было гораздо меньше, чем в прошлом.

Принцип нерушимости государственных границ

Принцип нерушимости государственных границ впервые был сформулирован в Договоре между СССР и ФРГ от 12.08.1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ.

Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств.

Нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников упомянутых договоров.

  • 1. в признании существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
  • 2. в отказе от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
  • 3. в отказе от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности государственных границ.

Принцип неприкосновенности государственных границ означает:

  • 1. обязанность государств соблюдать существующую линию государственной границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности;
  • 2. право государств не допускать пересечения своей государственной границы без соответствующего разрешения или вне установленных правил.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту СБСЕ 1975 г., действует только в отношениях государств - участников этого акта, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу. С учетом значения нерушимости государственных границ для мирного сотрудничества международное право уделяет ее обеспечению серьезное внимание. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года предусматривает ограниченную возможность прекращения договора в случае коренного изменения обстоятельств, имеющих место при его заключении. Вместе с тем установлено, что на изменение обстоятельств нельзя ссылаться, если договор устанавливает границу.

Принцип территориальной целостности государств

Основное назначение принципа территориальной целостности выражается в защите территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности и политической независимости любого государства.

Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и означает обязанность государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации и не должна быть объектом приобретения другим государством, следовательно, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения.

Государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга (территориальная целостность - единство территории, на которую распространяется суверенитет государства), должны воздерживаться от любых действий против территориальной целостности или неприкосновенности, несовместимых с целями и принципами Устава ООН.

Принцип мирного разрешения международных споров

Принцип мирного разрешения споров, будучи призван обеспечить мирное сосуществование государств, относится к числу норм, лежащих в основе международного сообщества.

Первым многосторонним актом, установившим обязанность мирного разрешения споров, был Статут Лиги Наций. Ее члены обязались передавать спор, способный вызвать разрыв, на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги.

Более полная формула воплощена в Парижском пакте об отказе от войны 1928 г., в котором стороны «признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должно всегда изыскивать только в мирных средствах». В этом Пакте охвачены все виды споров и все иные конфликтные ситуации, причем презюмируется свобода выбора мирных средств.

Уставом ООН установлено: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные спорь мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать yгрозе международный мир, безопасность и справедливость».

Общее международное право в процессе своей эволюции прежде лишь побуждало государства обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, постепенно развивая средства мирного разрешения международных споров и устанавливая юридическую обязанность государств использовать такие средства, ограничивая право обращаться войне, но не обязывало их следовать этой процедуре.

В соответствии с современными концепциями международного права государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами.

Заслуживает внимание тенденция к специализации процедур разрешения споров. В большинстве двусторонних и многосторонних договоров содержатся специальные постановления о процедуре разрешения возникающих при их осуществлении споров. В качестве примере многосторонней конвенции можно указать Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., содержащую развернутые постановления о процедурах мирного разрешения споров в этой области. Тенденция к специализации ведет к ускорению профессионализации разрешения споров.

Принцип невмешательства во внутренние дела

Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность, т. е. в эпоху буржуазнo-демократических революций. Принцип невмешательства в общей форме зафиксирован в Уставе ООН и содержится в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета и др. Принцип невмешательства во внутренние дела - это обязанность государств не вмешиваться прямо или косвенно по кой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства.

Вмешательство - любые меры государств или международных организаций, препятствующие субъекту международного решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. Вследствие этого вооруженное вмешательство и другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Однако если существует угроза миру или акт агрессии, может быть приняты меры принудительного характера в соответствии с гл. VII Устава ООН. Ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Особую остроту приобрела проблема внутренних вооруженных конфликтов, которые нередко несут большие беды, чем государственные конфликты. Международное сообщество не может устранить от урегулирования таких конфликтов, которые представляют угрозу миру и безопасности соседних стран.

Является законной гуманитарная помощь ООН, даже если для ее осуществления применяются меры принуждения. Крупномасштабные нарушения права на жизнь, на мир, повлекшие или способные повлечь тяжелые человеческие потери, представляют угрозу миру и безопасности и могут повлечь применение принудительных мер в соответствии с положением главы VII Устава ООН.

Принцип всеобщего уважения прав человека

Принцип всеобщего уважения прав человека наиболее полно отражен в: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации Принципов заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.

Данный принцип молодой, его возникновение относится к послевоенному времени.

Нормативное содержание принципа включает:

  • 1. обязанности государств повышать уровень жизни, способствовать полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития (п. «а» ст. 55 Устава ООН);
  • 2. обязанности государств уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, религии (универсальная норма международного права) (п. «с» ст. 55 Устава ООН).

Целью международного сотрудничества в области соблюдения прав человека является разработка и установление стандартов (моделей), которые служат для государств отправной точкой для выработки своего национального законодательства.

Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Отмеченная обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. Такие явления, как апартеид, геноцид, расовая дискриминация и т. д., являются международными преступлениями.

Принцип самоопределения народов и наций

Принцип самоопределения народов и наций означает, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать этот принцип.

Формы осуществления права на самоопределение:

  • 1. создание суверенного и независимого государства;
  • 2. свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
  • 3. установление любого иного политического статуса, свободно определенного народом.

Также в содержание принципа входят и экономические аспекты (например, право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами). Обязанность государств заключается не только в обязанности уважать право нации на самоопределение, но и содействовать ему. Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение. В своем сопротивлении таким действиям народы вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с Уставом ООН.

Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным традициям и представлениям. Самоопределение не должно осуществляться в ущерб суверенитету и политическому единству суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов.

Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений.

Принцип сотрудничества

Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в Декларации о принципах международного права в 1970 году.

Так, в соответствии с Уставом, государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Принцип сотрудничества означает обязанность государств сотрудничать друг с другом и с ООН и предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Нормативное содержание принципа основывается на обязанностях государств:

  • 1. сотрудничать в решении различных международных проблем;
  • 2. поддерживать мир и безопасность;
  • 3. содействовать экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах;
  • 4. добросовестно соблюдать нормы международного права.

Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

С юридической точки зрения принцип уязвим. Юридически обязать государство к конкретному сотрудничеству столь же сложно, как и обязать его к дружбе с тем или иным государством.

Однако различия между государствами все еще весьма существенны, и международное право требует их уважения.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях. Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права.

В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН.

  • 1. обязанность государства добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН;
  • 2. обязанность государства добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;
  • 3. обязанность государства добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Понятие современного международного права и его особенности

МП – это система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права путем согласования их воль и обеспечиваемых особыми формами принуждения, применяемыми самими субъектами. МП также можно рассматривать как науку (система знаний о соответствующей отрасли) и учебную дисциплину (систематизированное изложение знаний соответствующей науки).

Особенности МП:

1) Предмет правового регулирования МП. Предметом МП являются межгосударственные отношения межвластного характера . МП регулирует отношения между государствами, которые являются носителями власти. МП иначе именуется как «международное публичное право» (т.к. субъектами являются носители власти). Предмет обусловливает особенности метода.

2) Метод правового регулирования МП. Метод регулирования МП является дискуссионным вопросом. Во внутригосударственной системе для публичных отраслей характерен императивный метод, а для частных отраслей – диспозитивный. МП относится к публичной сфере, однако для него не характерен императивный метод, т.к. в основе МП лежит согласование воль, где нет места принуждению. Каждое государство обладает суверенитетом, поэтому никто не может диктовать ему свою волю. Поэтому императивный метод не подходит МП для правового регулирования. Международное сообщество может только рекомендовать. Метод правового регулирования – рекомендательный . Нормы рекомендательного характера преобладают в МП. Если государство соглашается с рекомендациями международного сообщества, они становятся императивными нормами его поведения. Однако теоретики права говорят о том, что не может быть рекомендательных норм, т.к. любая норма права является общеобязательным правилом поведения. Такое определение подходит больше для внутригосударственного права, а не для МП.

3) Субъекты МП . Среди субъектов МП выделяют следующих:

1. Государства. Из права народов (jusgentium) вышло МП, отсюда пошло название.



2. Международные организации. Появились недавно (с середины 19 века), правосубъектность за ними признали с середины 20 века. Активно участвуют в межгосударственных отношениях.

3. Нации, народы, не имеющие своей государственности, и борющиеся за свою независимость. Исторически к ним относились колониальные народы, за которыми было признано право на независимость, самостоятельную колонизацию.

4. Субъекты особого рода (suigeneris). Это государственно-подобные образования. Они имеют не все признаки государства. Пример: Ватикан (святой престол). С позиции МП Ватикан не является государством.

В зарубежной доктрине индивид (человек, ЮЛ) признается субъектом МП. Это обсуждаемый вопрос, т.к. многие международные документы посвящены индивидам, но он является только их бенефициаром, но не субъектом.

4) Источники МП . Источники МП – внешние формы выражения и закрепления норм МП. Выделяют в ТГП 4 основных источника права: НПА, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай. В МП используются нормативные договоры и правовые обычаи (международный договор, международный обычай). Это связано со спецификой нормообразования: нормы МП создаются самими субъектами МП путем согласования их воль, достижения соглашения между ними. Соглашение может быть в 2 формах (письменная – договор, по умолчанию – обычай). НПА никакого соглашения отражать не может, он отражает волю одного субъекта, а другие должны подчиниться. Между суверенными субъектами это невозможно. Прецедент отражает лишь волю суда, но не других субъектов, поэтому тоже не может выступать в качестве источника МП. Право международной ответственности не кодифицировано до сих пор, поэтому обычай в нем действует широко.

5) Принципы МП . Принципы – основополагающие начала, на которых строится вся система МП. Принципы МП – основополагающие начала, которые носят строго обязательный императивный характер. Нарушение любого принципа влечет международную ответственность, недействительность нарушающего соглашения. Это нормы juscogens – это императивные нормы МП (например, общепризнанные принципы международного права). Основные принципы нашли отражение в ст.2 Устава ООН. Принципы для примера: принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела государства, принцип разоружения, принцип уважения прав и свобод, принцип добросовестного выполнения международных обязанностей. КРФ в ч.4 ст.15 признает, что нормы и принципы МП являются частью правовой системы РФ.

6) Специфика обеспечения исполнения норм МП. Внутри государства за исполнением норм права следит система ПОО. В международно-правовой системе отсутствуют такие органы, которые могут заставить другое государство соблюдать нормы права. Меры принуждения также применяются редко и специфические. Предполагается, что нормы МП выполняются государством добровольно, т.к. они согласились на определенный вариант поведения самостоятельно, без принуждения. Меры принуждения в МП применяются самими субъектами МП.

7) Отсутствие системы судов, которые рассматривали бы споры между субъектами МП без их согласия.

8) Функции: регулятивная - МП призвано регулировать межгосударственные отношения с целью поддержания международного мира и безопасности, охранительная - МП призвано охранять общечеловеческие ценности.

Основные принципы современного международного права: понятие, характеристика

Принципы - основные исходные начала, на которых строится международно-правовое регулирование.Особенности:

1. Принципы международного права имеют общепризнанный характер. Общепризнанной считается норма, которая признана всеми государствами мира (большинством) и при этом активно применяется ими на практике. Принципы - нормы, необходимые для международно-правового регулирования.

2. Императивность. Принципы международного права относятся к императивным нормам общего международного права, именуемым нормы juscogens. Данные нормы обладают высшей юридической силой, не могут быть отменены или изменены одним или несколькими государствами, и любой договор, заключенный в их нарушение, считается ничтожным.

3. Носят общий характер. Принципы международного права являются общими как для международной, так и для национальной правовой системы. Принципы международного права действуют во всех сферах международных отношений.

4. Системность. Все принципы международного права взаимосвязаны и взаимообусловлены

5. Принципы МП - важнейшие нормы, составляющие фундамент международного правопорядка.

Классификация.

1) Принципы, направленные на поддержание международного мира и безопасности.

2) Принципы международного сотрудничества.

3) Принципы, направленные на защиту прав человека.

Принципы международного права:

1) Принцип мирного сосуществования государств.

2) Принцип запрещения применения силы и угрозы силой.

3) Принцип мирного разрешения международных споров.

4) Принцип коллективной безопасности.

5) Принцип разоружения.

6) Принцип запрещения пропаганды войны.

7) Принцип нерушимости границ.

8) Принцип уважения государственного суверенитета.

9) Принцип суверенного равенства государств.

10) Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

11) Принцип самоопределения народов.

12) Принцип территориальной целостности.

13) Принцип сотрудничества государств.

14) Принцип уважения основных прав и свобод человека.

15) Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств.

Юридическое содержание основных принципов.

Принцип мирного сосуществования государств. Состоит в поддержании добрососедских отношений между государствами с различным политическим, экономическим строем и т.д. Данный принцип нашел отражение в преамбуле Устава ООН и ст.1. Он имеет общий характер, т.к. остальные 14 принципов базируются на нем.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой. Не всегда существовал в международном праве. Появился только в 1928 г. в Пакте Бриана-Келлога "Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики", в 1929 г. вступил в силу, СССР, Германия и Япония были его участниками. До 1928 г. война рассматривалась как законное средство разрешения споров.Запрещение применения силы - запрещаются агрессивные войны. Понятие агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. "Об определении агрессии" (агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении). Резолюция запрещает применение не только вооруженной силы, но и любое иное принуждение.В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:

§ запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;

§ запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;

§ предоставление государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства;

§ организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;

§ организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Из этого принципа есть 2 важных исключения:

· в порядке самообороны (ст.51 Устава ООН)

· по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру или в нарушение мира (ст. 42 Устава ООН)

Принцип мирного разрешения международных споров. Впервые был закреплен в Гаагских конвенциях "О мирном решении международных споров" 1899 и 1907 гг.Закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».

В Уставе ООН дается перечень мирных средств решения спора: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и другие. Выбор этих средств осуществляется самими государствами. Иногда Совет Безопасности может сам указать, какое избрать мирное средство в порядке исключения.

Принцип коллективной безопасности . Предусматривает существование системы коллективной безопасности, в которую входят организации ООН, региональные военные блоки. Юридическое содержание принципа предполагает обязанность государств сотрудничать в отражение агрессии и обязанность не помогать агрессору (ст.2 Устава ООН).Центральной идеей коллективной безопасности является постоянное поддержание баланса силы: все страны, входящие в международное сообщество, договариваются препятствовать вооруженной агрессии со стороны любого из членов сообщества. Ни одно государство не может противопоставить себя другим членам и это должно служить постоянному сдерживанию агрессии. Обеспечение коллективной безопасности предъявляет к странам-участницам серьезные требования:

1. все государства должны безусловно принять существующее statusquo и отказаться от применения силы в любых целях, кроме защиты своей территории.

2. государства должны договориться о четком определении понятия "агрессия", чтобы при возникновении соответствующей ситуации между ними не возникали разногласия.

3. все государства, особенно крупные державы, должны быть готовы предоставить свои вооруженные силы и/или финансовые средства с целью предотвращения актов агрессии, даже если они не затрагивают их собственные интересы или даже им противоречат.

4. все государства должны активно противодействовать любому нарушению введенных санкций, которое было бы выгодно стране, признанной агрессором.

Принцип разоружения. Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. закрепил данный принцип, который состоит в сокращении вооружений до того уровня, который необходим для обороны страны.Принцип разоружения налагает на государства определенные юридические обязательства:

1) строго и неуклонно соблюдать действующие нормы о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных в договорах и направленных на ограничение гонки вооружений и разоружение;

2) добиваться создания новых норм, заключения новых договоров в области разоружения.

Принципиальное значение имеют такие положения, как требование сбалансированности мероприятий по разоружению таким образом, чтобы ни на одном этапе ни одно государство или группа государств не могли получить военное преимущество; проведение разоружения под строгим и эффективным международным контролем; укрепление международной безопасности. Ступени реализации принципа:

1) многосторонний договор о всеобщем разоружении

2) многосторонние и двусторонние соглашения о разоружении

3) одностороннее разоружение

Органы, обеспечивающие реализацию: ГА ООН, Комиссия ООН по разоружению, региональные комиссии, Конференция по разоружению (существует с 1962 года).

Принцип нерушимости границ . Нашел отражение в заключительном акте СБСЕ 1970 г. 3 элемента содержания:

· признание существующих границ в качестве юридически установленных

· отказ от территориальных притязаний

· отказ от любых посягательств на установленные границы

Принцип нерушимости границ не означает их неизменности и они могут быть изменены по согласию между государствами. Следует отличать от принципа неприкосновенности государственных границ , который заключается в том, что все государства обязаны соблюдать существующую линию границы на местности.Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа

Принцип суверенного равенства государств. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов». Все государства юридически равны и имеют равные права и обязанности, как члены международного сообщества.Внешняя сторона суверенитета не предполагает верховенства, а только независимость.Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Основное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства. Закреплен в ст.2 Устава ООН и подразумевает запрет военной интервенции, запрет использования политических и экономически мер с целью оказать давление на другие государства, запрет подрывной и террористической деятельностью.Ни в одном документе не сказано, что такое внутренние дела и только само государство решает, что есть внутреннее дело.Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Исключения:

1) Вмешательство будет правомерным, если деятельность государства является международным преступлением.

2) Когда деятельность, хотя и внутренняя по своему характеру, но представляет угрозу всему мировому сообществу (когда США вторглись в Ирак, что там якобы есть оружие массового поражения).

Принцип самоопределения народов. Это право народа самостоятельно определять свою судьбу, вплоть до отделения и образования собственного государства. Изначально был сформирован в отношении колониальных народов.В отношении народов, находящихся в составе государства, международное право считает, что их право на самоопределение возможно только в рамках существующего государства, т.е. они могут иметь свою Конституцию, свои органы управления, свой язык, автономию и т.д. Свои претензии на выход из государства они могут предъявлять, если деятельность государства нарушает право на самоопределение.Данный принцип должен применяться с учетом принципа территориальной целостности государства.Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение.

Принцип территориальной целостности государств. Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или её применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип сотрудничества государств. В соответствии с Уставом ООН государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.Конкретные формы сотрудничества и его объём зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.Сотрудничество является правом, а не обязанностью государства. Исключение: сотрудничество является обязательным в деле поддержания международного мира и безопасности.

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств. Государства должны соблюдать взятые на себя обязательства. Должны соблюдаться обязательства, вытекающие из устава ООН (эти обязательства являются приоритетными – ст.103), вытекающие из любых международных договоров, участником которых является данное государство, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, которые могут содержаться в международных обычаях.Данный принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН.Участники договора не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в оправдание не исполнения договора (ст.27 Венской конвенции «О праве международных договоров»).

Принцип уважения прав человека и основных свобод. Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбулеУстава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.

Принцип запрещения пропаганды войны. Составной частью принципа неприменения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: «В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Это подтверждено в Декларации 1987 года. Указанная норма означает, что государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны; кроме того, государства обязаны принимать меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями и т.д.

Еще в Международной конвенции об использовании радиовещания в интересах мира 1936 года отмечалось, что радиовещание должно использоваться лишь в интересах мира и взаимопонимания. Конвенция запрещала передачи, подстрекающие к действиям, несовместимым «с внутренним порядком, с безопасностью других государств» (ст. 1), запрещалась пропаганда войны (ст. 2). На государства была возложена ответственность за выполнение этих положений на своей территории. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды и поджигателей новой войны», пропаганда войны была поставлена вне закона. В ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах отмечается: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом». Запрещение пропаганды войны содержится также в Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года, где сказано, что «в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Заключительный документ 10-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (первой специальной сессии по разоружению) запрещает пропаганду войны, дополняя это запрещение обязанностью ООН распространять информацию о разоружении в целях мобилизации общественного мнения против вооружений.