Равноправны ли участники земельных правоотношений. Понятие и виды земельных правоотношений

Рассматривая виды земельных правоотношений, необходимо отметить, что само понятие «земельные отношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), где указано, что к этому виду отношений относятся отношения по использованию и охране земель, недр, водных объектов, лесов, особо охраняемых природных территорий в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К ним применяются: законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы.

Общественные отношения в области землевладения и землепользования весьма сложны. В п. 2 ст. 3 указанного нормативного акта разграничены виды правоотношений: природоресурсные, экологические и земельные. Регулирование последних осуществляется преимущественно с использованием предписаний ЗК РФ. Применение норм других отраслей права допускается:

а) в случаях, когда земельное законодательство подходящих предписаний не содержит (ЗК РФ соответствующие отношения не регулирует);

б) при условии, что действие норм других отраслей не нарушает принципы, закрепленные в ЗК РФ.

Имущественные отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением земельными участками регулирует гражданское законодательство и профильные нормативно-правовые акты (п. 3 ст. 3 ЗК РФ), например: ФЗ РФ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Имущественные земельные отношения подпадают под действие «технических» нормативных актов. Это ряд федеральных законов РФ: №22-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Анализируя соотношение земельного и гражданского права, следует отметить, что исходя из предмета регулирования гражданского законодательства (ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ) (далее - ГК РФ), определяющего правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и иных вещных прав, ГК РФ регулирует договорные обязательства, а также имущественные и личные неимущественные отношения (основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников), можно сделать вывод о том, что осуществление прав на землю, а также совершение сделок с земельными участками относится к сфере гражданского законодательства. Это находит подтверждение и в самих нормах ЗК РФ. Так, согласноп п. 4 ст. 11 ЗК РФ при объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на вновь образуемый земельный участник в соответствии с гражданским законодательством. Точно также положения п. 1 ст. 23 ЗК РФ свидетельствуют о том, что ЗК РФ не относит к предметам своего регулирования вопросы установления сервитута, находящегося в сфере гражданского права, ограничиваясь только публичным сервитутом.

На практике применяются положения как гражданского, так и земельного права. В соответствии с п. 1 ст. 39 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, ЗК РФ, федеральными законами. Вместе с тем следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Элементы земельных правоотношений

В юридической литературе выделяют несколько классификаций земельных правоотношений, которые зависят от внутренней структуры правоотношений: объект, субъект и содержание правоотношений (субъективные права и обязанности).

Объект правоотношений - предмет, в отношении которого возникают отношения. Объектами земельных правоотношений согласно ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» являются:

Земельный участок как объект права собственности на землю и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю признается недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Положение о том, что земля может выступать в качестве объекта земельных отношений, нашло отражение как в ЗК РФ, так и в ряде федеральных законов. К таким отношениям относятся отношения, связанные с делением земель на категории (ст. 7 ЗК РФ, ФЗ от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», с охраной земель, в том числе как компонента окружающей среды (ст. 12 ЗК РФ, ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), отношения с использованием земель без предоставления земельных участков и установления сервитута (ст. 39 ЗК РФ), с мониторингом земель (ст. 67 ЗК РФ), мелиорации земель (ФЗ от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель». Порча земель и невыполнение обязанности по рекультивации земель являются противоправными деяниями, за совершение которых предусматривается административная и уголовная ответственность (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ, ст. 254 УК РФ). Кроме того, в гл.XIII ЗК РФ особо оговорена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

Субъект правоотношений - лицо, которое вступает в правоотношения относительно определенного объекта (например, арендатор земельного участка). Субъекты земельных правоотношений определены в ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений». К ним относятся:

Виды земельных правоотношений

В системе права традиционно выделяют два основных вида земельных правоотношений по характеру содержания правоотношений (по функциональному назначению):

- регулятивные земельные отношения - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанные с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.)

- охранительные (правоохранительные) земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Кроме того, по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

  • в процессе сельскохозяйственного производства;
  • при использовании земли в промышленности и строительстве;
  • при использовании земли в лесном хозяйстве и т.д.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:

- по критерию содержания: имущественные и неимущественные;

- по критерию определенности состава субъектов :

Абсолютные - определена только одна сторона правоотношений, которая наделена определенным набором прав, другие стороны не конкретизированы. (Например, права собственника на землю);

относительные - четко определены стороны отношений, каждая из которых наделена правами и обязанностями по отношению друг к другу (сделки с землей).

- по характеру регулирования :

Материальные - возникают при реализации прав и обязанностей, регламентированных земельным законодательством (например, право свободного распоряжения землей, или обязанность уплачивать земельный налог в установленном порядке);

Процессуальные - регулируют порядок возникновения прав и обязанностей в отношении земли (порядок совершения сделок с землей).

- по степени взаимной обязанности их участников :

Отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

Это основные типы классификаций земельных правоотношений. Также в некоторых источниках виды земельных правоотношений классифицируются в зависимости от целевого назначения земель. Например, отношения по использованию земель сельхозназначения, отношения по использованию земель лесного фонда и т.д. В литературе можно встретить ряд других классификаций, которые не получили столь широкого распространения и используются ограниченным кругом специалистов.

  • особенности объекта земельного правоотношения;
  • правовой статус субъектов земельных правоотношений;
  • правовое регулирование тех видов отношений, которые составля-ют основу данного правоотношения.

Земельные правоотношения - общественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права, либо сложившиеся в результате действия этих норм. Земельные правовые отношения обладают рядом спе-цифических черт, отличающих их от других видов правоотношений: особенности объекта, субъектов, содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения. Они непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства; являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли; являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Особенности различных видов земельных правоотношений

Все виды земельных правоотношений имеют свои особенности, которые влияют на характер их применения. В зависимости от ситуации один и тот же субъект может вступать в различные правоотношения, с различными для него последствиями. Например, гражданин обращается к органам местной власти с заявлением о выделении земельного участка. В данном случае он вступает в процессуальные, регулятивные, относительные правоотношения. Решением органов власти гражданину предоставлен в собственность земельный участок, теперь в отношении него действуют абсолютные правоотношения - право собственности на землю. Гражданин, реализуя это право, сдает участок в аренду и между землевладельцем и арендатором возникают материальные, регулятивные правоотношения по поводу договора аренды. При осуществлении всех этих действий гражданин выступает субъектом земельных правоотношений, которые различны по характеру, но между тем они тесно взаимосвязаны между собой.

Взаимосвязь между различными правоотношениями - характерная черта любых из них. Из абсолютных правоотношений возникают материальные: право собственности на землю дает возможность сдавать эту землю в аренду. В тоже время правоотношения имеют и существенные отличия. Например, регулятивные являются закреплением порядка осуществления тех или иных действий, которые носят добросовестный характер, не нарушают пределы прав других субъектов. А охранительные правоотношения, напротив, являются средством применения ответственности за противоправное поведение. Для таких правоотношений характерна эпизодичность, они не носят длительный характер и заканчиваются исполнением предписанных норм. Кстати, временные рамки правоотношений также зависят от их вида. Например, абсолютные правоотношения носят постоянный характер, например, право собственности на землю является неизменным до возникновения оснований для его прекращения. Относительные же правоотношения возникают на небольшой промежуток времени. Например, при совершении купли-продажи земли субъекты вступают в относительные правоотношения, и один выступает в качестве покупателя, а другой продавца - на каждом из них определенный объем прав и обязанностей. С завершением сделки стороны прекращают свои правоотношения.

Земельные правоотношения в России

К особенностям данных правоотношений относят не только специфику объекта данного вида отношений, правовой статус субъектов, но и комплексный характер. Земельные правоотношения могут быть как публичными, так и частноправовыми. Как уже отмечалось, земельные правоотношения - общественные отношения между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Одной из особенностей земельных правоотношений является то, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах. Во-первых, как регуляторы данного вида отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на подведомственной им территории. В этих случаях нормативные акты имеют властный характер - обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонировании земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками правоотношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ). Во-вторых, являясь одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе, то есть они выступают как результат регулирования. Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются: а) в сфере землепользования - в зависимости от титула права пользования. Так, титул собственника позволяет располагать самыми широкими правами не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком. Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута; б) в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления. Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов РФ; в) в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсам.

Субъектами земельных правоотношений могут быть не всякие лица, а лишь те, которые наделены действующим законодательством определенными правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или иных правоотношениях.

Объем правомочий в земельных правоотношениях является главным критерием, определяющим правовой статус субъек-тов земельных правоотношений.

Объем правомочий субъектов земельных правоотношений зависит от следующих обстоятельств:

вида субъекта . Государство обладает универсальны-ми правомочиями, юридические лица — специальными правомочиями, закрепленными в уставе, граждане - в зависимости от вида граж-данства (российские граждане обладают общими правомочиями, а ино-странные граждане — теми же правомочиями, но за установленными законом изъятиями);

поведения субъекта , имеющего юридическое значение. Напри-мер, использование земельного участка не по целевому назначению влечет за собой прекращение земельных правомочий субъекта;

особенностей объекта данного земельного правоотношения, имеющих юридическое значение;

обстановки , в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, если она предусмотрена в законе.

Правомочия субъектов земельных правоотношений можно подраз-делить на общие и специальные , т.е. присущие всем видам субъектов или лишь отдельным их категориям.

Субъектами земельных правоотношений являются:

Российская Федерация, ее субъекты;

Муниципальные образования;

Физи-ческие лица;

Юридические лица.

Российская Федерация и ее субъекты являются участниками правоотношений государственной собственности на землю.

Административно-территориальные единицы выступают субъектами правоотношений муниципальной собственно-сти на землю, находящуюся в пределах их границ или черты соответ-ствующих поселений. Все остальные субъекты земельных правоотно-шений — органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица — выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана зе-мельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, участника-ми отношений частной и общей собственности на землю.

Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обла-дать земельной правосубъектностью . Она состоит из земельной правоспособности и дееспособности .

Земельная правоспособность - воз-можность лица иметь земельные права и обязанности, а земель-ная дееспособность —способность лица своими действиями приоб-ретать и осуществлять права и нести обязанности в сфере земельного права.

Важной характеристикой участников земель-ных правоотношений является их правовой статус как совокупность земельных прав и обязанностей. Возникновение правового статуса происходит одновременно с возникновением самих субъектов земель-ных правоотношений с учетом особенностей для физических и юридических лиц.

У физических лиц земельная правоспособность возникает с мо-мента рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении совершеннолетия. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять индивидуально, когда отдельный гражданин выступает субъектом права на земельный учас-ток, а также в составе групп, объединений граждан, не имеющих орга-низационного единства, например при общем пользовании земельным участком собственниками жилого строения. Земельную правоспособ-ность граждане могут осуществлять в составе коллектива — садовод-ческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционер-ного общества и т.д. Правовой статус субъектов земельных правоот-ношений у этих коллективов граждан возникает только после их юридического оформления. Те группы граждан, которые не имеют организационного единства, закрепленного в уставе, вовсе не являют-ся субъектами земельных правоотношений.

Правовой статус юридических лиц как субъек-тов земельных правоотношений возникает с момента государственной регистрации их уставов и внесения их в единый государственный реестр юридических лиц.

Правосубъектность юридических лиц является специальной , так как ее объем и содержание определяются законом и целями деятельности юридических лиц, сформули-рованных в их уч-редительных документах.

Основные положения дееспособности субъектов земельных право-отношений установлены в ЗК РФ, определившем возможность приоб-ретения субъектами прав и обязанностей собственников, арендаторов земли, землепользователей и землевладельцев самими лично.

Наряду с правомочиями субъектов земельных правоотношений пре-дусмотрены определенные свободы в использовании земель.

Совокупность правоспособности, дееспособности и свобод субъек-тов правоотношений образует их правовой статус по действующему земельному законодательству, т.е. их правовое положение.

Особенности правового статуса субъектов земельных правоотношений:

1. Его возникновение, как правило, совпадает с моментом возник-новения самих субъектов земельных правоотношений. Юридическое лицо приобретает права с момента государственной регистрации в местной администрации.

У граждан правовой статус окончательно появляется только при достижении совершеннолетнего возраста (18 лет), если законом не предусмотрено иное.

2. Моментом изменения правового статуса субъектов земельных правоотношений являются определенные законом обстоятельства.

3. Прекращение правового статуса субъектов земельных правоот-ношений связывается законом:

~ с поведением субъектов, которое может быть как правомерным, так и неправомерным. Например, добровольный отказ от земельного участка (правомерное действие) и нарушение градостроительных ус-ловий (неправомерное действие);

~ с прекращением деятельности субъектов. В частности, право пользования земельным участком прекращается в случаях прекраще-ния деятельности предприятия и прекращения трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земель-ный надел.

К числу специальных правомочий субъектов земельных правоот-ношений относятся правомочия, складывающиеся в сфере ис-пользования различных категорий земель и земельных угодий. Например:

При использовании сельхозугодий правомочиями субъектов является выращивание сельхозпродукции;

При использовании земель населенных пунктов — соблюдение нормативов размещения объектов;

При использовании земель лесного фонда — обеспечение лесоохранных правил и т.п.

Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные правомочия характеризу-ются многообразием, трудностями в их классифи-кации.

Пра-вовой статус (права и обязанности) субъек-тов зависит от вида субъекта, его поведения, от особенностей объекта и обстановки, в которой действуют субъекты.

В теории земельного права принято делить права и обязанности участников правоотношений на:

общие , которые присущи всем субъектам земельных правоотношений

специальные , которыми закон наделяет лишь отдельные категории субъектов.

К общим отно-сятся права субъектов по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, для предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Специальные правомочия складываются в сфере использования различных кате-горий земель и земельных угодий. Если речь идет о сельскохозяйствен-ных угодьях, то здесь специальным правомочием субъектов является выращивание сельхозпродукции, в случае с землями поселений — соблюдение установленных нормативов размещения объектов, при использовании земель лесного фонда — обеспечение лесоохранных правил и т.п. Именно этим обусловлено многообразие специальных правомочий субъектов земельных правоотношений, а также то, что они трудно поддаются классификации.

При всем различии взглядов общепризнанно, что элементами структуры любого правоотношения являются его участники, их права и обязанности, а также объект, по поводу которого они складываются. Однако некоторые ученые выводят последний элемент за рамки структуры правоотношений, рассматривая его всего лишь как их предпосылку. Но данная точка зрения представляется недостаточно обоснованной, так как роль объекта в правоотношениях не ограничивается лишь созданием предпосылки для их появления, она выражается также в способности объекта влиять на права и обязанности субъектов, т.е. определять их правовое положение.

Большинство ученых в сфере земельного права, следуя традиции, которая сложилась в общей теории права, выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы. Во-первых, это норма права, на основе которой складывается правоотношение. Во-вторых, -- субъекты, деятельность которых регулируется соответствующей нормой права. В-третьих, -- объект, по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок. Правда, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектов РФ. В-четвертых, в структуру земельных правоотношений входит содержание, под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Рассмотрим отдельные элементы структуры земельных правоотношений более подробно.

Классификация земельно-правовых отношений

В силу различий природных свойств земли и ее неодинакового хозяйственного использования могут возникать самые разнообразные виды земельных правоотношений, классификация которых имеет важное значение для определения наиболее эффективных подходов к их регулированию. В настоящее время в науке разработано достаточно много оснований для типизации земельных правоотношений.

Земельные правоотношения, как и другие виды правоотношений, можно разделить по следующим классификационным основаниям:

а) по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли) - на общерегулятивные, регулятивные и охранительные;

б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - на абсолютные и относительные;

в) по характеру регулирования отношений - на материальные

и процессуальные и т.д.

К регулятивным земельным отношения относятся отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Как правило, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

Напротив, охранительные земельные правоотношения реализуются при применении юридической ответственности и возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения. Так, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц в соответствии со ст. 8.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

Абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правоотношения нет персонально-определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером абсолютного отношения является правоотношение, возникающее в связи с реализацией субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью, в том числе и земельной, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия, если их реализация не выходит за рамки закона.

Относительные правоотношения - это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения могут служить правоотношения, связанные с различными сделками, предусмотренными нормами гражданского права, с учетом норм земельного права. Так, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом земельного участка и его покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения.

Материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, складывающиеся по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. Например, право на залог земельного участка; право на самостоятельное хозяйствование на земле; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю; права продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду земельные участки; обязанность в срок уплачивать земельный налог и т.д.

В отличии от материальных, земельные процессуальные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Например, порядок оформления сделок с землей, порядок установления ограничений на земельный участок, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

В зависимости от целевого назначения земель, различают следующие виды земельных отношений:

* отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения;

* отношения по использованию земель поселений;

* отношения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;

* отношения по использованию земель особо охраняемых территорий;

* отношения по использованию земель лесного фонда;

* отношения по использованию земель водного фонда;

* отношения по использованию земель запаса.

Классифицируются земельные отношения и в зависимости от своего содержания. По этому признаку выделяют:

1. Земельные правоотношения в сфере собственности на землю, имеющие принципиальное значение. Возможность существования, наряду с государственной и муниципальной, частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима соответствующих земельных участков.

2. Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Эта группа земельных отношений, в свою очередь, делится на две подгруппы: правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

К вещным правам относятся закрепленные в главе IV действующего Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Следует подчеркнуть, что перечисленные вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками земельного участка.

К числу правоотношений, имеющих обязательственный характер, относятся правоотношения, возникающие в результате совершения договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением; временного (срочного) пользования, аренды; безвозмездного срочного пользования; доверительного управления; залога (ипотеки).

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

  • Предмет и метод земельного права
    • Понятие предмета регулирования земельного права
    • Методы регулирования земельных отношений
    • Принципы земельного права
    • Земельные правоотношения
    • Система земельного права
    • Земельное право как учебная дисциплина и как наука
  • Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации
    • Крестьянская реформа 1861 г.
    • Столыпинские реформы земельного правопорядка
    • Земельное законодательство советского периода
    • Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты
  • Источники земельного права
    • Понятие «источники земельного права»
    • Классификация источников земельного права
  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Основания возникновения прав на землю
    • Документы о правах на земельные участки
    • Ограничение оборотоспособности земельных участков
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
    • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Общая характеристика прав и обязанностей
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения аренды земельного участка
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Основания прекращения сервитута
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
    • Правовые основы оценки земель
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Правовая охрана земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Разрешение земельных споров
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Государственный кадастр недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
    • Кадастровая деятельность
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
    • Понятие «земли населенных пунктов»
    • Состав земель поселений и зонирование территорий
    • Правовой режим закрытых территорий
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
    • Земли рекреационного назначения
    • Особо ценные земли
  • Правовой режим земель лесного фонда
    • Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
    • Особенности управления землями лесного фонда
    • Право лесопользования
    • Аукционы по продаже прав на лесопользование
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Понятие и общая характеристика земель водного фонда
    • Право водопользования и его виды
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
    • Понятие «земли запаса» и их правовой режим
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах

Земельные правоотношения

По поводу использования и охраны земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, складываются определенные общественные отношения, которые, будучи урегулированными нормами земельного права, становятся земельными правоотношениями. Земельное правоотношение - основополагающий институт земельного права. Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие нескольких элементов, которые мы перечислим ниже и кратко охарактеризуем.

Норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов. В основном эти нормы содержатся в земельном законодательстве (ст. 2 ЗК РФ). Вместе с тем земельно-правовые нормы могут быть и в договорах нормативного содержания, и в правовых обычаях, и в правовых прецедентах.

Субъекты земельного права , т.е. участники земельных отношений, обладающие правами владения, пользования, распоряжения и охраны земель и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. Основной круг данных субъектов предусмотрен в ст. 5 ЗК РФ:

  • российская Федерация и ее субъекты - республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю; Российская Федерация - субъект федеральной собственности на землю;
  • административно-территориальные единицы - районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, выступающие субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ, черты соответствующих населенных пунктов;
  • все иные субъекты земельных правоотношений - органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица, которые в отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей, долевой и совместной собственности на землю.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) - собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами.

Для того чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения.

Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.

Объекты земельных правоотношений , которыми в соответствии со ст. 6 ЗК РФ являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Земельные участки в соответствии с гражданским законодательством относятся к категории недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), и на них распространяется правовой режим о недвижимости.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части, а в пределах границ субъектов Российской Федерации - муниципальные образования.

В состав Российской Федерации входят следующие категории земель в зависимости от целевого назначения:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения:
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

С учетом особенностей субъекта и объекта данных отношений земельные правоотношения подразделяются на три вида:

  1. по использование земель;
  2. по охране земель;
  3. по распоряжению земельными участками (имущественные).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются следующим образом:

  • правоустанавливающие, при наличии которых возникает земельное правоотношение (например, заключение договора аренды, договора залога земельного участка, покупка земельного участка и т.д.);
  • правоизменяющие, при наличии которых происходит изменение в субъекте, объекте или содержании правоотношения (например, соглашение сторон об изменении договора аренды, залога земельного участка, установление сервитута на земельном участке в порядке ст. 23 ЗК РФ);
  • правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (например, ликвидация юридического лица, которому земельный участок был предоставлен на праве пользования влечет за собой прекращение правоотношения такого пользования).

Механизм действия правовой нормы в земельных правоотношениях выражается, как правило, в определенной последовательности. Рассмотрим ее на примере правоотношения по предоставлению земельного участка в качестве служебного земельного надела.

1. Основная норма права - ст. 24 (п. 2) ЗК РФ, предусматривающая правовой режим служебного земельного надела, создающая юридическую основу для данного правоотношения.

2. Данная статья предусматривает фактический состав, являющийся основанием возникновения правоотношения по предоставлению служебного надела:

  • наличие трудовых отношений физического лица, претендующего на служебный надел;
  • эти отношения заключены не со всяким работодателем, а только с организацией, входящей в категорию отраслей, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
  • право на служебный надел действует только в период действия этих трудовых отношений;
  • предоставление служебного надела осуществляется по инициативе работника, которая должны быть выражена в форме заявления;
  • удовлетворение этого заявления зависит от решения работодателя;
  • служебный земельный надел может быть предоставлен не из любых земель, а только из числа земельных участков, принадлежащих этому работодателю.

3. На основании этого фактического состава (если он полностью соответствует перечисленному и в нем нет недостающих элементов) возникает действие правоотношения по предоставлению служебного надела.

4. Структура этого правоотношения будет следующей:

  • объект правоотношений - земельный участок, наделенный статусом служебного земельного надела, т.е. принадлежащий работодателю, который входит в список организаций, правомочных наделять своих работников служебными земельными наделами;
  • субъектный состав правоотношения - работник, заключивший трудовой договор с данной организацией работодателем и вошедший в ее кадровый состав: работодатель, владеющий данным земельным участком и правомочный предоставлять его в качестве служебного надела;
  • содержание правоотношения, включающее в себя совокупность прав и обязанностей субъектов, а также их свобод и законных интересов, взаимно корреспондирующих друг другу, - право работника на подачу заявления о предоставлении служебного земельного надела и обязанность работодателя принять и рассмотреть это заявления по существу; право работника на получение служебного земельного надела и обязанность работодателя предоставить этот надел; свобода работника в выращивании на служебном земельном наделе любых культур, кроме запрещенных (наркотических и др.) и обязанность работодателя не вмешиваться в процесс эксплуатации служебного земельного надела; законный интерес работодателя в то, чтобы работник как можно дольше работал на данном месте и обеспечение этого интереса предоставлением права работодателю лишать уволенного работника служебного надела и т.д.

Согласно пункту 1 статьи 5 Земельного кодекса РФ, участниками земельных правоотношений являются:

  • 1. Российская Федерация;
  • 2. субъекты Российской Федерации;
  • 3. муниципальные образования;
  • 4. юридические лица;
  • 5. граждане.

Все они могут иметь различные права и обязанности, связанные с владением, использованием и распоряжением участками. Субъекты земельных правоотношений способны приобретать специальные наименования. Они могут являться собственниками, владельцами, пользователями или арендаторами участков.

Органы государственной власти как субъекты земельных отношений

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает государственным суверенитетом, как неотъемлемым элементом международной правосубъектности страны. Эта высшая власть осуществляется соответствующими органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений, поскольку земли могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности регионов. Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники земли. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

  • 1. определение основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений;
  • 2. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  • 3. государственное управление в области мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
  • 4. установление порядка резервирования земель, изъятия участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  • 5. резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
  • 6. разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • 7. иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, Земельным кодексом, федеральными законами.

В полномочия субъектов Федерации входят:

  • 1. резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд регионов России;
  • 2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации;
  • 3. иные полномочия, не отнесенные к ведению России или органов местного самоуправления.

Муниципалитеты как субъекты земельных отношений

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, поэтому они также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений.

Муниципалитеты являются субъектами земельных отношений обычно при управлении рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной, так и в частной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

  • 1. резервирование земель;
  • 2. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  • 3. установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
  • 4. разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • 5. иные полномочия, решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Граждане и юридические лица как субъекты земельных отношений

С учетом происходящих в России политических и экономических преобразований земельное законодательство развивается по пути максимального расширения круга физических и юридических лиц, которые могут являться собственниками, пользователями или арендаторами участков.

Признавая права иностранцев, лиц без гражданства и организаций, зарегистрированных в других странах, быть участниками земельных правоотношений в России, некоторые федеральные законы все же содержат ряд ограничений. Например, иностранцы не могут приобретать в собственность участки, находящиеся в пределах приграничных территорий, а также земли сельскохозяйственного назначения.

Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам - только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из них придается иной смысл.

Собственниками участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

Землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Согласно статье 20 Земельного кодекса РФ, участки предоставляются в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлялись до введения в действие нынешнего Земельного кодекса РФ.

Субъектам земельных правоотношений недостаточно обладать лишь потенциальным правом участвовать в таких отношениях. Они должны иметь правовую дееспособность, а в ряде случаев - соответствовать определенным требованиям. Например, пользоваться землями обороны могут только организации, обеспечивающие деятельность Вооруженных Сил России, а дачными участками - члены садоводческих товариществ.