Правила заполнения протоколов. Как должен составляться и заполняться протокол об административном правонарушении гибдд Время составления протокола инспектором дпс

1. Изменения в протокол внесены без ведома водителя

  • Должностные лица не вправе самостоятельно, в одностороннем порядке исправлять процессуальные документы (протоколы, акты и прочие). В п. 4 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" от 24 марта 2005 года сказано, что если протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно, судья должен вынести определение о возвращении этих документов в орган или должностному лицу, которыми они составлены (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП). Данные протокола не позволяли сделать вывод о конкретном месте совершения правонарушения. В ДПС уточнили адрес, подписав на документах "исправленному верить". Водитель при этом не присутствовал, и в известность его также не поставили - что нарушает требования КоАП РФ (ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2) (дело ВС РФ № 82-АД16-3). Возле приписок стоят печати подразделения ГИБДД и "исправленному верить", а подписей предполагаемого нарушителя - нет. Инспектор ГИБДД самостоятельно "переквалифицировал" нарушение водителя. Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальные акты.
  • Копия протокола о правонарушении отличается от документа, представленного ДПС: уже в отсутствие водителя инспектор ДПС вписал в протокол слово "повторно", исправив, соответственно, запись о нарушении - с ч. 1 на ч. 4 ст. 12.8 КоАП. При этом, никаких свидетельств того, что водителю пытались вручить исправленный протокол, нет. Что подтвердилось показаниями сотрудника ДПС.
  • Содержание имеющегося в деле протокола об административном правонарушении не соответствует копии этого же протокола, врученной ему сотрудником ДПС, протокол о направлении на медицинское освидетельствование и определение мирового судьи о принятии дела к производству и назначении судебного заседания не подписаны.
  • Протокол потерян, а дубликат протокола в присутствии водителя не составляли, в надлежащем порядке известили его о документе, что нарушает нормы КоАП РФ (ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2). Оснований полагать, что дубликат протокола составлен с соблюдением требований кодекса, нет, а значит, имеющаяся в деле копия протокола не может рассматриваться, как доказательство вины водителя (дело № 44-АД16-17).

2. Протокол составлен без понятых

  • В ч. 2 ст. 25.7 КоАП сказано, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на аналогичное обследование в медицинское учреждение сотрудники ГИБДД должны осуществлять в присутствии 2 понятых (которые удостоверяют совершение процессуальных действий своими подписями в протоколе) или с применением видеозаписи (о чем также делается запись в протоколе). Если понятые отсутствовали, к материалам дела должно быть приложено видео, снятое автоинспектором. Когда в материалах дела нет такой записи или сведений о понятых, судья обязан вернуть их должностному лицу, составившему протокол (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП);
  • Понятой пояснил суду, что сотрудники ДПС не показали ему водителя, который отказался продуть алкотестер, и что он не помнит, говорили ли при нем о том, что данный гражданин отказывается ехать на медицинское освидетельствование в больницу. Второго понятого в суд не вызывали. При этом, в протоколе содержится запись, внесенная инспектором ДПС, "от прохождения медосвидетельствования отказался", не заверенная подписью водителя, и нет пометки "от подписи отказался". Полученные при таких обстоятельствах протоколы об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медосвидетельствование признаны недопустимыми доказательствами по делу как полученными с нарушением требований КоАП РФ.

3. В протоколе нет обязательных сведений

  • Инспектор не указал, на каком основании направил водителя на медицинское освидетельствование. Это можно сделать при отказе от прохождения освидетельствования на месте, несогласии с его результатами, наличии признаков опьянения при отрицательных показаниях алкотестера.
  • Согласия или несогласия водителя с результатами освидетельствования в акте не оказалось, не было там и ни одной подписи водителя - во всех графах, где ее наличие необходимо, стояла отметка "отказался". Протокол, которым водитель направлялся на обследование в наркодиспансер, не одержал согласие водителя на прохождение этой процедуры, отсутствуют подписи водителя и понятых. При этом по времени протокол составлен раньше, чем акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, в нарушение порядка, установленного п. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ. Приведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом ГИБДД предусмотренного законом порядка установления факта нахождения лица, которое управляет транспортным средством, в состоянии опьянения, и свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений в виновности Э. А. в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Давайте так, сейчас мы сразу приведём главные советы максимально коротко, если Вы уже сидите в машине и ждёте составленного протокола инспектором ДПС. Ниже порядок заполнения протокола в основных правилах, где крайне нежелательно ошибаться. Если Вы не согласны с нарушением и планируете его обжаловать:
(все ссылки на пункты законов и правовых актов процитированы в конце статьи )

Пояснения о заполнении протокола по пунктам выше

Первое что нужно сделать - включить видеозапись. Не важно, на чём: регистраторе , фотоаппарате, мобильнике и т.п. Диалог с инспектором у Вас должен был зафиксирован и точка!

Протокол это не постановление - Вам нужно знать, что составляет инспектор. Проктолом возбуждается дело, а постановлением уже выносится окончательное решение (статьи и КоАП). По протоколу Вы являетесь на разбор или в суд, а постановление Вы только обжалуете в 10-дневный срок .


Сообщите сотруднику ДПС устно (и далее напишите в протоколе), что Вы не согласны с вменяемым нарушением, и тогда он будет обязан составить протокол и приобщить его к вынесенному постановлению. Если он этого не сделал, то прямо в постановлении напишите о Вашем несогласии с вменяемым нарушением. Если инспектор вынес постановление, то у Вас есть 10 дней (отсчёт начинается со следующего дня после вручения его Вам), чтобы обжаловать его . В случае с протоколом инспектор должен уведомить Вас о времени и месте рассмотрения дела либо на месте составления протокола, либо повесткой по адресу регистрации.

В то время, пока инспектор составляет протокол, снимите на видео или сфотографируйте место нарушения. Всё, что может так или иначе послужить в дальнейшем доказательством: дорожную обстановку, знаки , разметку, других участников ДТП, расположения всего и вся. Садиться в машину инспектора и ждать, пока он напишет протокол, не обязательно - Вас ничто и никто не обязывает это делать.

Если имеются свидетели, которые могли бы иметь отношение к делу и подтвердить Вашу невиновность, то инспектор обязан их привлечь к рассмотрению. При этом, в протоколе должны быть указаны данные свидетелей. Инспектор также обязан разъяснить свидетелям их права и предупредить об ответственности за дачу ложных показаний.

В протоколе, если не написать о несогласии с нарушением и необходимости привлечения защитника, то это может послужить основанием в неудовлетворении Вашей жалобы в дальнейшем на основании Вашего согласия.

Если нарушение вменяется в другом городе, то обязательно заявите в протоколе ходатайство о переносе рассмотрения по месту Вашего жительства.

Есть случаи, когда дело о нарушении было развалено опытным защитником всего лишь на том основании, что привлекаемому водителю не были разъяснены его права.


Цитаты пунктов законов, на которые мы ссылаемся .

Кодекс об административных правонарушениях:

КоАП РФ, Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении
1. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

КоАП РФ, Статья 25.6. Свидетель
1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
3. Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несёт административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

КоАП РФ, Статья 25.7. Понятой
1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
2. В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
6. В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

КоАП РФ, Статья 26.2. Доказательства
1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статья 28.2 КоАП. Протокол об административном правонарушении
1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4,частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Статья 28.6 КоАП. Назначение административного наказания без составления протокола
2 . В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и/или назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.

КоАП РФ, Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.

Административный регламент МВД (утверждённый Приказом № 185):

Административный регламент. Пункт 20 . При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Административный регламент. Пункт 25 . Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

Административный регламент. Пункт 102 . Основанием для опроса лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего или свидетеля является наличие у них информации об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении:
- о наличии события административного правонарушения;
- о лице, совершившем противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- о виновности лица в совершении административного правонарушения;
- об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, и обстоятельствах, отягчающих административную ответственность;
- о характере и размере ущерба, причиненного административным правонарушением;
- об обстоятельствах, исключающих производство по делу об административном правонарушении;
- об иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела;
- о причинах и условиях совершения административного правонарушения.

Конституция РФ

Конституция. Статья 51
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Составление протокола об административном правонарушении - главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.

Нормативное регулирование

Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство. И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу. В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.

Протокол - не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.

Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, - 28.2 КоАП.

Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.

Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.

На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.

Что такое протокол

Составление протокола об административном правонарушении - написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.

Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится. Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.

Сведения, вписываемые в протокол

В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:

  • дата и место составления;
  • должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
  • паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
  • регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
  • фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
  • место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
  • статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
  • объяснения привлеченного лица;
  • опись материалов дела;
  • отметка о разъяснении прав;
  • отметка о выдаче копии протокола;
  • подпись должностных лиц, составивших протокол;
  • подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.

Кто отвечает за составление материалов

В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.

Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника. На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти. Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.

Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.

Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.

Место составления и рассмотрения

Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.

Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.

За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.

Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.

Некоторые нюансы

Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.

Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе. И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату. Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.

Обращение с жалобой

В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.

Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.

Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.

Как производится процедура

Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.

В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.

Ограничены ли должностные лица во времени

Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:

Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.

Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.

Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.

На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.

Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.

Ошибки при составлении

Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.

Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.

При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.

Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.

Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.

Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.

Всегда ли составляется протокол

Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:

  • нарушение не несет большой опасности;
  • выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
  • по делу выносится сразу же постановление.

Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.

Заключение

Протокол - главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела. Активное участие гражданина - отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде. Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.

Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.

Протокол об административном правонарушении относится к категории процессуальных документов. Практически каждый водитель сталкивался с тем, что в отношении него хотя бы раз он был составлен. Несмотря на это, мало кто знает, что обязательно должна включать бумага и на что нужно обратить внимание самому автовладельцу при ее заполнении. В статье мы осветим основные моменты, касающиеся составления протокола и дадим несколько советов, которые могут вам существенно помочь в будущем.

Протокол, составленный ГАИ, является очень важным документом, который призван фиксировать произошедшее административное правонарушение. Несмотря на то, что в нем описывается суть нарушения, бумага не является его доказательством, а лишь одним из этапов рассмотрения дела. На основании нее далее будет оформлено постановление, которое и будет содержать наказание за совершенное деяние. При незначительности правонарушения постановление сразу на месте оформят сотрудники ГИБДД, в остальных же случаях его выносит судебная инстанция.

Составляется протокол в следующих случаях:

  1. Дела, рассмотрением которых занимается исключительно суд (например, лишение прав).
  2. Отсутствие согласия водителя с тем, что он нарушил какой-либо пункт ПДД.
  3. Совершение правонарушения курсантом, сержантом, матросом, солдатом.
  4. Нарушение совершило лицо, которое не достигло совершеннолетия.

Главное отличие этого документа от постановления заключается в том, то предполагаемый нарушитель может в специальном поле указать свое видение ситуации и объяснить свое поведение, высказав несогласие с заключением инспектора.

Порядок заполнения документа

Бланк должен заполняться только ручкой одного цвета. Допустимо использовать и печатный метод ввода.

В момент, когда протокол заполняется, могут быть допущены существенные ошибки, поэтому очень важно знать, как принято заполнять протокол об административном правонарушении. Впоследствии любые ошибки, связанные с этим, способны сыграть на руку при оспаривании, что позволит снизить назначенное наказание или вообще отменить его. Например, основанием снять с человека всю ответственность является неуказание инспектором той статьи, которую он считает нарушенной.

Заполненный протокол об административном правонарушении сотрудником ГИБДД должен включать в себя следующие пункты:

  1. Место, где был составлен документ, а также время, когда его составили.
  2. Личные данные и должность инспектора, занимающегося составлением.
  3. Все данные водителя. Заполнять эту графу принято с документов, предоставленных самим автовладельцем. При отсутствии таковых заполнение производится на основании свидетельских слов.
  4. Далее вносятся не только личные данные свидетелей, но и их адреса. То же самое делается по отношению к потерпевшим.
  5. Потом инспектор обязан описать происшествие, место, где оно произошло. Все это делается подробно, причем указывать нужно и те роли, которые принимали в ней указанные в протоколе лица. Ссылка на ту норму законодательства, которую сотрудник ГИБДД считает нарушенной, обязательна.
  6. Показания свидетелей и объяснение со стороны водителя – неотъемлемая часть документа. Именно здесь автовладелец должен написать свое видение ситуации и отразить, согласен он с тем, что ему вменяется правонарушение или нет.
  7. В бумагу включают и иные сведения, способные оказать помощь при разрешении дела и, в частности, вопроса о виновности. Это могут быть какие-либо ходатайства, вручную нарисованные схемы ДТП и т. д.

Лицу, которое считают нарушителем, должны разъяснить все права. Сам протокол обязательно следует прочитать и лишь после соглашаться подписывать, а при необходимости можно сразу же внести в него дополняющие изменения – это разрешено законом.

Заполненный бланк протокола об административном правонарушении представлен на фото, а его можно скачать для ознакомления.

После заполнения на руки водителю обязаны выдать копию составленного документа. Требование это отражено в ст. 28.2 КоАП .

Итак, правила составления протокола и как он выглядит, мы уже узнали, как же может помочь эта информация? Практически по каждому пункту существуют свои рекомендации. Зная их, вы точно защитите собственные права.

Инспектор обычно предлагает пройти в автомобиль ДПС, чтобы там заняться заполнением бланка об административном правонарушении. Нужно знать, что это – лишь право, а не обязанность, поэтому на предложение можно ответить отказом. Сразу после этого сотрудник должен приступить к оформлению документа об административном правонарушении, а любое принуждение, тем более силовое – незаконно.

Доказательства и свидетели

Свидетельские показания играют огромную роль, поэтому если в машине находятся другие люди помимо водителя, им лучше выйти. Таким образом они будут полностью в курсе ситуации. Инспекторов же это заставит тщательнее обдумывать слова, отказаться от угроз и других уловок. Если же вы уже находитесь в машине ГАИ, попросите подойти свидетелей, откройте окно, чтобы они слышали все происходящее. При просьбе сотрудника удалиться посторонних, необходимо заявить, что эти люди являются вашими свидетелями.

При этом инспектор может утверждать, что те, кто находился в момент происшествия в автомобиле, являются заинтересованными лицами, делая упор на то, что лицо, возможно, находится в близких родственных отношениях. Однако в этом случае следует упомянуть, что все те, кто осведомлен о событиях и является их участником, заинтересованными лицами быть не могут, что отражено в ст. 25.6 КоАП.

Как правильно поступить, если сотрудник категорически отказывается вносить данные свидетелей, находящихся с вами в одной машине, в протокол? Если произошла такая ситуация, то при записи объяснений следует указать этот факт. Напишите, кто эти свидетели, что они видели все произошедшее, что вам отказали и, по-вашему, почему.

При отсутствии свидетелей обязательно нужно ставить прочерк в этом поле, дабы в дальнейшем они случайно не возникли, как это иногда бывает. Вообще в любой графе, которая даже частично остается незаполненной, после прочтения и дополнения нужно поставить прочерки.

Не забывайте о том, что вы способны фиксировать происходящее как на камеру, так и на звукозаписывающее устройство. Это особенно пригодится, если свидетелей нет. Запретить запись сотрудник не может – это ваше полное право. Заснять можно и место происшествия.

Срок составления

Данный вопрос отражен в ст. 28.5 КоАП, где сразу в первом пункте говорится, что составление документа должно быть начато незамедлительно после выявления правонарушения.

Отложить это процессуальное действие могут только в том случае, если требуется выяснить любые данные касательно нарушителя. Для таких ситуаций предусмотрена возможность составить бумагу в течение ближайших двух суток.

КоАП РФ, Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Если вы понимаете, что сотрудники специально затягивают и откладывают написание документа и никакого правонарушения вы не совершили, то это уже является незаконным ограничением прав на пользование ТС. Санкции в подобных случаях применяются уже по отношению к инспекторам, что отражено в ст. 12.35 КоАП .

Ознакомление

Нельзя никоим образом торопиться при прочтении уже составленного протокола. Некоторые сотрудники способны даже вырывать его из рук, всячески мешать нормальному чтению. Однако подобные действия уже можно трактовать как прямое нарушение прав.

Обращайте внимание на все, даже малейшие недостатки, например:

  1. Обязательно указывайте в пункте, предназначенном для объяснений, что вы не согласны с составленным протоколом.
  2. При отсутствии рисунка или схемы всегда нужно написать об этом, чтобы после он внезапно не появился с пометкой о том, что водитель его просто не подписал. В идеале вам должны выдать ее копию, а если такого не было, то в самом документе стоит это упомянуть.
  3. Саму схему происшествия нужно подписывать, но, ставя свою подпись, обязательно напишите «Не согласен». Это вполне логичное решение, поскольку никаких замеров, даже приблизительных, обычно не проводится, при составлении не учитываются особенности местности, области происшествия и т. д.

В конце, когда водитель не только ознакомится с документом, но и напишет объяснение, останется поставить подпись. Отказаться от этого можно, однако это, на самом деле, ничего не дает, так как если в протоколе вы выразили свое несогласие с тем правонарушением, что вам вменяется, то подпись ничего не изменит и не покажет, что вы изменили свое решение. Будучи дома желательно найти все пункты нормативных актов, в которых отражается произошедшая ситуация. Заранее подготовьтесь и к , так как в большинстве случаев решение выносится не в пользу водителя.

Не каждый автолюбитель является подкованным в юридических формальностях и тонкостях подготовки протокола о и часто не знает его отличия от постановления. Однако это два разных документа, которые имеют соответствующие правила оформления и сроки действия. О том, как выглядит бланк-образец протокола административном правонарушении, что будет, если не подписать его и как оплатить таковой, расскажем в данном материале.

Понятие протокола ГИБДД об административном правонарушении

Протоколом называется специальный документ, который может оформлять исключительно должностное лицо. В нем отражается суть совершенного нарушения закона. Настоящий документ не является доказательством правонарушения, это всего лишь своеобразный подготовительный этап к рассмотрению дела. Итогом процессуальной деятельности является оформление постановления, которое представляет собой нормативный правовой акт.

Когда автомобилист совершил незначительное правонарушение на дороге, то постановление может быть оформлено инспектором ГИБДД прямо в том месте, где не были соблюдены правила, а автомобиль был остановлен должностными лицами. В иной ситуации данным документом оформляется решение судебной инстанции.

Порядок и правила составления протокола ГИБДД об административном правонарушении представлены ниже.

О разнице между протоколом ГИБДД и постановлением расскажет это видео:

Правила составления

Графы

Если в оформлении протокола допущены нарушения, он признаётся недействительным. Все статьи, вменяемые в вину водителю, аннулируются.

Про время составления протокола ГИБДД об административном правонарушении, срок действия, рассмотрения и давности (например, за пьянку), расскажем ниже.

Про отказ от подписания протокола ГИБДД расскажет специалист в видео ниже:

Срок действия

Российское законодательство гласит, что срок действия протокола составляет от двух до трех месяцев. То есть в течение двух месяцев по итогам рассмотрения дела должно быть оформлено соответствующее постановление. В том случае, когда дело рассматривается в судебной инстанции, протокол действует в течение трех месяцев.